Николаева Светлана Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
факультет истории и права (магистратура, 2 курс) Научный руководитель: П.В. Петрушечкин, канд. полит. наук, доцент
ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье описываются основные особенности эффективного контракта, его отличия от традиционного трудового договора, даны нормативные основы внедрения эффективного контракта в образовательные организации, раскрыты основные проблемы и недоработки, связанные с заключением эффективного контракта.
Ключевые слова: трудовые отношения, эффективный контракт.
Abstract: the article describes the main features of an effective contract, it differs from an ordinary employment contract, the regulatory framework for the implementation of efficient contract in educational institutions. The article reveals the main problems and shortcomings associated with the conclusion of an effective contract.
Keywords: labor relations, effective contract.
Актуальная задача современной кадровой системы в Российской Ф едерации - внедрение эффективного контракта.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в период с 2016 по 2018 год образовательные организации обязаны ввести эффективный контракт, имеющий существенные отличия от традиционного трудового договора. Однако необходимо остановится на определении понятия «эффективный контракт».
Данный термин появился в Трудовом кодексе РФ на основании «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 года №2190-р. Для
каждой социальной сферы деятельности существуют свои базовые документы, разработанные для повышения эффективности и качества оказания услуг при переходе на систему эффективного контракта. Например, для сферы образования это план мероприятий (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», госпрограмма РФ «Развитие образования» на 20132020 годы.
Эффективный контракт - это трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки [6].
Первой проблемой перехода на эффективный контракт является проблема измерения эффективности: не всегда понятно, что нужно измерять -непосредственный результат или конечный эффект.
Успешному переходу бюджетной сферы на эффективный контракт мешают главные нерешённые проблемы: что считать результатом труда, как измерять результат, по каким параметрам и критериям. Эффективный контракт может заключаться по следующим основаниям: либо по результату, либо по объёму выполненных работ, либо по занимаемой должности.
Вторая проблема - разработка показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников. Для одних категорий это сделать легко, для других - гораздо сложнее. Так, например, показатели результативности деятельности профессорско-преподавательского состава и научных работников более очевидны, чем аналогичные характеристики для учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного, административно-управленческого или младшего обслуживающего персонала.
Не совсем понятно, как разработать критерии эффективности деятельности работника, занимающего должность лаборанта, документоведа, вахтера, дежурного по общежитию или, например, юриста, который может устно консультировать работников, и никто не проконтролирует, провёл ли он консультацию в течение пяти минут или получаса. Кроме того, эффективность в данном случае не измеряется временными затратами. Сходная проблема возникает с оценкой критериев эффективности специалиста по персоналу: он тоже может проводить устные консультации для работников как дистанционно, так и при личной встрече. Как составить критерии оценки его работы и как их учитывать в реальной практике?
Министерство труда РФ рекомендует конкретизировать должностные обязанности работников непосредственно в тексте эффективного контракта (п.9 Рекомендаций, утверждённых приказом Минтруда России №1б7н), используя при этом трудовые обязанности и наименования должностей, уста-
новленные соответствующими профессиональными стандартами, а если таковые ещё не разработаны, то квалификационными справочниками (п. 10 Рекомендаций, утверждённых приказом Минтруда России №1б7н) [6]. Но этот подход отнюдь не решает всех проблем.
Таким образом, несмотря на то, что процесс внедрения эффективного контракта уже осуществляется, ещё не решена сложная и масштабная задача разработки чётких критериев эффективности деятельности для разных категорий работников.
Очевидно, что при разработке мероприятий государственной программы по внедрению эффективного контракта не был проанализирован весь спектр должностей бюджетных организаций. Не было учтено, что не для всех должностей можно установить очевидные и однозначные критерии эффективности деятельности работников.
Возможно, для разработки, а затем учёта и оценки данных критериев необходим нормировщик, который будет устанавливать нормы времени (выработки) на разовые и дополнительные работы. Или же должен быть создан нормативный документ, в котором будут разработаны стандартные критерии эффективности деятельности для всех категорий работников.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [ред. от 03.07.2016: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017] // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 34683/ (дата обращения: 13.05.2017).
2. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 №467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования» [ред. от 26.06.2015] // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.05.2017).
3. Постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» от 05.08.2008 №583 [ред. от 10.12.2016] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 79087/ (дата обращения: 13.05.2017).
4. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» от 23.05.2015 №497 [ред. от 27.04.2016] // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.11.2016).
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2011 №20237) // Российская газета, 2011, 13 мая (№101).
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. №1б7н «Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.05.2017).