Научная статья на тему 'Проблемы возрождения традиционных ремесленных промыслов в нижнем Поволжье'

Проблемы возрождения традиционных ремесленных промыслов в нижнем Поволжье Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
424
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КОРМЯЩИЙ ЛАНДШАФТ" / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИЯ / ПРОМЫСЛЫ / РЕМЁСЛА / МИГРАЦИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОН / "FEEDING LANDSCAPE" / CULTURE HERITAGE / TRADITION / TRADE / CRAFT / MIGRATION / ETHNOGRAPHY / LIVING CULTURE / REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Антипова Татьяна Борисовна

Описано взаимодействие между «кормящим ландшафтом» и этническими группами, проживающими на территории Нижнего Поволжья и Придонья, определённой границами Волгоградской области. Выявляются особенности развития региона и проблемы сохранения и развития народных традиционных художственных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of traditional craft revival in Nizhniy Povolzhye

There is given the description of the interaction between the "feeding landscape" and ethnic groups on the territory of Nizhniy Povolzhye and Pridonie that is limited by Volgograd region boundaries. The peculiarities of region development and the problems of keeping and developing the folk traditional craft are illustrated.

Текст научной работы на тему «Проблемы возрождения традиционных ремесленных промыслов в нижнем Поволжье»

Т.Б. АНТИПОВА (Волгоград)

ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЛЕННЫ1Х ПРОМЫСЛОВ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

Описано взаимодействие между «кормящим ландшафтом» и этническими группами, проживающими на территории Нижнего Поволжья и Придонъя, определённой границами Волгоградской области. Выявляются особенности развития региона и проблемы сохранения и развития народных традиционных художственнъа промыслов.

Ключевые слова: «кормящий ландшафт», культурное наследие, традиция, промыслы, ремёсла, миграция, этнография, бытовая культура, регион.

Территория, определенная современными границами Волгоградской области и расположенная в междуречье Волги и Дона, относится к Нижнему Поволжью. Сюда же входят засушливые заволжские земли, граничащие с Казахстаном. Различные климатические и ландшафтные зоны во многом повлияли на историческое и культурное развитие этого региона, в том числе и на существование здесь народных традиционных промыслов и ремесел.

Для раскрытия актуальной сегодня темы, связанной с ролью традиционных народных промыслов в жизни современного общества, мы воспользуемся понятием «кормящий ландшафт», которое было введено в научный оборот Л.Н. Гумилевым, и рассмотрим проблемы, связанные с возрождением народных традиционных ремесленных промыслов в Нижнем Поволжье.

Проблемы по их возрождению возникли в связи с вопросом о том, при каких условиях в начале XXI в. ландшафт станет действительно «кормящим» в смысле дальнейшего существования этого вида человеческой деятельности? Л.Н. Гумилев, создавая свою научно-аналитическую работу, посвященную этнической истории, связывал историю человека с историей природы. В частности, он говорил и о том, что «утрата соотношения между этносом и “кормящим ландшафтом” непоправима: “упрощаются”, а вернее, искажаются и ландшафт, и культура этноса» [1: 297].

Исходя из этого, определим некоторые из основных особенностей, повлиявших на возникновение, развитие и существование ремесленных промыслов в «кормящем ландшафте» Нижнего Поволжья.

1. Выгодное географическое положение территории. По ней проходят многочисленные торговые пути - водные, железнодорожные, автомобильные и воздушные, связывающие область с другими регионами.

2. Отличная резервная база, состоящая из разнообразных ландшафтов, в состав которых входят такие полноводные реки, как Волга и Дон с их многочисленными притоками; Волго-Ахтубинская пойма с озерами и заливными лугами, а также леса, степи, полупустыни, сельскохозяйственные угодья, залежи полезных ископаемых и минералов. Ландшафт этого региона всегда привлекал различные народы. Например, у русских «кормящим ландшафтом» были речные долины, а у народов, ведущих кочевой образ жизни, - степная и полупустынная зоны. Ландшафт формировал личность, сохранял общественные и семейные связи, способствовал развитию культуры этноса, давал необходимые для жизнедеятельности ресурсы.

3. Многонациональный состав населения. Положительными факторами этой особенности, влияющими на развитие промыслов, являются знакомство с другими культурами и разнообразные способы передачи культурных традиций многочисленным этническим группам, проживающим на этой территории. С другой стороны, много-национальность провоцирует нивелирование национального своеобразия и снижение ценности традиционных занятий промыслами и ремеслами. Примечательно, что многочисленные национальные культурные центры, созданные в последнее время, поддерживают интерес к этнографическим корням того или другого народа. Но, обращая внимание только на сохранение и развитие традиций, связанных с фольклором и национальной кухней, лишь немногие из них знакомят жителей с традиционными народными ремеслами и промыслами, характерными для конкретной национальности, возрождают и поддерживают их. С таким явлением можно встретиться сегодня во время семинаров для мастеров традиционных ремесленных промыслов, живущих в Волгограде и Волгоградской обла-

© Антипова Т.Б., 2009

сти. Это можно объяснить тем, что «вырванные» из привычного, окружающего их на исторической родине «кормящего ландшафта», этнические группы еще не адаптировались в новом для них географическом пространстве, оно не стало для них по-настоящему «кормящим ландшафтом».

4. Малая заселенность территории порождает разрыв в передаче культурного опыта от старшего поколения к следующему. Убывание населения в регионе, особенно в русских деревнях, связано с естественной смертностью и оттоком молодежи в крупные города страны [2: 364 - 367].

5. Миграционные процессы, происходящие в области, не мешают сохранять социальную стабильность и толерантность к вновь прибывшим. Для исторически сложившейся именно в нашем регионе «зоны пограничья», где происходит встреча различных культур, мир с соседями обеспечивает собственную безопасность в будущем [3: 356 - 363]. Такие особенности межэтнических отношений могут подтолкнуть к развитию новых видов промысловой и ремесленной деятельности на данной территории. Многочисленные доказательства этому мы находим в истории возникновения и развития промыслов и ремесел Нижнего Поволжья [5: 279 - 280].

6. Историческая ситуация в XX в. складывалась не всегда положительно для развития традиционных промыслов. Войны, революционные события, борьба с единоличным ведением хозяйства, раскулачивание, раскрестьянивание и уход из деревень огромного числа людей привели к трансформации моральных и социальных ценностей, способствовали созданию массовой культуры. Такая историческая ситуация исказила «кормящий ландшафт» и помешала развитию этнических традиций.

7. Одной из основных особенностей возвращения традиций в предметный мир промыслов является проблема, казалось бы, ушедшая в прошлое и связанная с «денационализацией» культуры. П.А. Флоренский еще в 1933 г. предупреждал об отрицательных последствиях для государства такой позиции. Он писал о том, как важно для государства многообразие всего того, «что может и должно быть многообразным». Такое многообразие «обогащает государство и делает отдельные его части нужными и интересными друг для друга». «Индивидуализация народов, входящих в состав СССР», рассматривалась им «не как пе-

чальная необходимость или временная тактическая мера, но как положительная ценность в государственной жизни» [4: 96 -111]. Наиболее широко нивелирование национальных культур проявилось в предметах декоративно-прикладного искусства, связанных с самодеятельным народным творчеством. Созданные народными умельцами предметы бытовой культуры часто путают с традиционными народными промыслами.

При рассмотрении основных особенностей, имеющих непосредственное влияние на существование традиционных ремесленных промыслов, можно отметить, что отличные возможности для возникновения и развития промыслов, которые сложились в самом «кормящем ландшафте», со временем утрачиваются. Выявив проблемы и обозначив условия для решения задач, относящихся к возрождению интереса к традиционным народным промыслам и ремеслам, мы сможем определить их место в жизни региона.

Многочисленные проблемы, возникшие еще в XX в., слишком сильно отразились на отношении социума к промысловой деятельности. Медленно перестраивающееся общественное сознание продолжает косвенно влиять на ситуацию, сложившуюся сегодня в промыслах, а достаточно длительная и четкая идеологическая установка на разрыв связей с историческим прошлым стала основной причиной войны между мировоззрениями отцов и детей. Произошла почти полная утрата семейных и социальных традиций.

Решить проблему, возникшую в связи с возрождением промыслов, станет возможным при определенных условиях. Необходимо изменить взгляд на «кормящий ландшафт» как среду обитания; научиться бережно относиться к тому, чем наделила нас природа, и постараться сохранить в нем социальные, этнические, культурные и экономические связи. Возрождение традиционных ремесленных промыслов в регионе будет зависеть не только от благоприятной для современного общества ситуации в стране, но и поддержки государства.

Сейчас имеется возможность создать условия для открытого и гибкого индивидуального обучения традиционным ремеслам по специально разработанной программе. Эта возможность напрямую связана с образовательными программами, включающими различные виды обучения, ка-

кими являются семинары, мастер-классы, конкурсы мастеров, фестивали, выставки-ярмарки. Сегодня у людей, занимающихся возрождением традиционных народных ремесел и промыслов, прошел период овладения ремеслом. Наступило время, когда оценивается мастерство. Предполагая, что это потребует дополнительных знаний, они, включившись в процесс сохранения лучших традиций, хотят научиться новым технологическим приемам и получить знания по истории традиционной культуры.

В промыслах отражается отношение человека к культурному наследию и определяется собственное место мастера в традиционной народной культуре. Поэтому каждый из многочисленных видов традиционной промысловой ремесленной деятельности можно определить как развитие целостного исторического феномена на основе территориальной, этнической и социальной общности.

Возрождение традиционных ремесленных промыслов особенно актуально для современной ситуации, связанной с кризисом культуры и, как следствие, с глобальным экономическим кризисом. Хорошо известно, что в критические моменты исторического развития традиционные ремесленные промыслы помогали выжить и справиться с трудностями всему человеческому сообществу. Как пример, вспомним о помощи тыла фронту во время Великой Отечественной войны. Благодаря нашему культурному наследию и изменению подхода к возрождению традиционных народных промыслов, возможно воспитание бережного отношения к уже сильно искаженному «кормящему ландшафту». Оно подвигнет общество на работу по его восстановлению.

Литература

1. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории / послесл. С.Б. Лаврова. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 297.

2. Лобанова Н.А. Этнодемографические особенности населения Волгоградской области // Вопросы краеведения: материалы XVIII и XIX краеведческих чтений / редкол.: И.О. Тюменцев (отв. ред) [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. Вып. 11. С. 364 - 367.

3. Рыблова М.А. Об истории, некоторых итогах и перспективах исследования этнокультурных особенностях населения Волгоградской обла-

сти // Стрежень: науч. ежегодник / под ред. М.М.Загорулько. Вып. 4. Волгоград: Издатель, 2005. С. 356 - 363.

4. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем //Лит. учеба. М.: Мол. гвардия, 1991. №3. С. 96 - 111.

5. Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград: Издатель, 2007. С. 279 - 280.

The problems of traditional craft revival in Nizhniy Povolzhye

There is given the description of the interaction between the “feeding landscape ” and ethnic groups on the territory of Nizhniy Povolzhye and Pridonie that is limited by Volgograd region boundaries. The peculiarities of region development and the problems of keeping and developing the folk traditional craft are illustrated.

Key words: «feeding landscape», culture heritage, tradition, trade, craft, migration, ethnography, living culture, region.

Т.В. ВОРОБЬЕВА (Кемерово)

СОХРАНЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются вопросы сохранения традиционной культуры в индустриальном регионе. Определяются основания изменения социального статуса фольклорного наследия в период середины XIX — нач. XXв. Выявляются способы, методы и основные направления деятельности по сохранению и возрождению культурного наследия (обрядового и музыкального фольклора) в индустриально развитом регионе.

Ключевые слова: фольклорное наследие, Кузбасс,культурная деятельность, историко-этнографический музей, индустриальный регион.

В настоящее время в России активно идет процесс возрождения традиционных национальных культур. Одной из приоритетных целей Федеральной целевой программы «Культура России (2006 — 2010 годы)» является сохранение культурного наследия. В ней сказано: «Российская куль-

© Воробьева Т.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.