Научная статья на тему 'Проблемы возрождения буддизма в XXI В. : геополитический треугольник монголия Россия Китай'

Проблемы возрождения буддизма в XXI В. : геополитический треугольник монголия Россия Китай Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
398
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ / ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И МОНГОЛИИ / БУДДИЗМ В РОССИИ / БУДДИЗМ В КАЛМЫКИИ / БУДДИЗМ В ТЫВЕ / БУДДИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ТИБЕТА / ЛАМАИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ МОНГОЛИИ / ДАЛАЙ-ЛАМА XIV / БОГДО-ГЕГЕН IX / FOREIGN POLICY OF RUSSIA IN THE FAR EAST / RELATIONSHIPS BETWEEN RUSSIA AND CHINA / CROSS-BORDER COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA / CROSSBORDER COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND MONGOLIA / BUDDHISM IN RUSSIA / BUDDHISM IN KALMYKIA / BUDDHISM IN TYVA / BUDDHISM CHURCH OF TIBET / LAMAIST CHURCH OF MONGOLIA / DALAI LAMA XIV / BOGDO-GEGEN IX

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крайнова Любовь Николаевна

Сегодня в таких регионах Российской Федерации, как осточная и Западная Сибирь, а также в Калмыкии наблюдается возрождение традиционного для местных народов этих территорий буддизма. С возрождением религиозных институтов появились новые проблемы, нередко связанные с выстраиванием отношений с другими государствами. Статья посвящена проблеме налаживания диалога Сибири с Монголией и Китаем, т.е. теми государствами, в которых распространен буддизм, являющийся традиционным для многих народов указанных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF BUDDHISM REVIVAL IN XXI CENTURY: GEOPOLITICAL TRIANGLE MONGOLIA RUSSIA CHINA

Today, in such regions of the Russian Federation, as Eastern and Western Siberia as well as in Kalmykia there is a vigorous revival of the traditional local peoples of the territories of Buddhism. With the revival of religious institutes new problems arise, often associated with building relations with other states. The article is devoted to the issues of building dialogue between Southern and Eastern Siberia with Mongolia and China, that is, with those states where Buddhism is traditional for many people of the mentioned above regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы возрождения буддизма в XXI В. : геополитический треугольник монголия Россия Китай»

Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

Л.Н. Крайнова

Проблемы возрождения буддизма в XXI в.: геополитический треугольник Монголия - Россия - Китай

Сегодня в таких регионах Российской Федерации, как Восточная и Западная Сибирь, а также в Калмыкии наблюдается возрождение традиционного для местных народов этих территорий буддизма. С возрождением религиозных институтов появились новые проблемы, нередко связанные с выстраиванием отношений с другими государствами. Статья посвящена проблеме налаживания диалога Сибири с Монголией и Китаем, т.е. теми государствами, в которых распространен буддизм, являющийся традиционным для многих народов указанных регионов России.

Ключевые слова: внешняя политика России на Дальнем Востоке, отношения России и Китая, приграничное сотрудничество России и Китая, приграничное сотрудничество России и Монголии, буддизм в России, буддизм в Калмыкии, буддизм в Тыве, буддийская церковь Тибета, ламаистская церковь Монголии, Далай-лама XIV, Богдо-геген IX.

Процесс глобализации мирового сообщества, создания мультикультур-ного пространства поставил перед многими народами проблему сохранения своей национальной идентичности. Именно эта потребность и обратила многие государства и народы к возрождению религиозных ценностей как одного из факторов сохранения национальных традиций. Таким образом, конец ХХ - начало XXI вв. ознаменовался возрождением роли религиозных институтов в политической, общественной и культурной жизни многих стран и народов.

Наблюдается этот процесс и в России. В конце прошлого века (в 1980-е - начале 1990-х гг.) в России повсеместно начали возрождаться религиоз-

ные традиции. Причем это можно сказать не только о православии, но и о тех религиях, которые являлись традиционными для тех или иных территорий и народов России.

В Восточной и Западной Сибири, а также в Калмыкии наблюдается бурное возрождение традиционного для местных народов этих территорий буддизма, знакомство с которым произошло еще в XVII в.

С возрождением религиозных институтов появлялись новые проблемы, нередко связанные с выстраиванием отношений с другими государствами. Так, например, в Южной и Восточной Сибири встала проблема налаживания диалога с Монголией и Китаем, т.е. теми государствами, в которых распространен буддизм, являющийся традиционным для многих народов указанных регионов России.

Монголия в геополитическом плане всегда занимала особое место во внешней политике России на Дальнем Востоке. Стоит обратить внимание на тот факт, что русско-монгольские отношения, сложившиеся еще в XVII в., всегда развивались без войн и конфликтов.

Буддизм, распространенный в Монголии в виде ламаизма, имел сильное влияние на приграничное население России в Сибирском регионе. Только на территории Восточной Сибири в XIX в. существовало более 30 буддистских храмов (дацанов) [2]. Несомненно, что влияние ламаистской церкви Монголии на приграничное население России было весьма велико.

Возрождение религиозных институтов в конце 1980 - начале 1990 гг. коснулось не только в России, но и Монголии. И если вспомнить степень влияния ламаистской церкви на население Сибири, то становится очевидным, что возрождение института ламаизма, или ламаистских традиций на территории Монголии, так или иначе касается возрождения религиозных традиций и на территории России, где эта религия была широко распространена. Этот процесс ныне наблюдается на территории таких субъектов Российской Федерации, как республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и др. Надо отметить, что в настоящее время последователей этой религии очень много среди тех, кто не принадлежат к народам этих регионов.

В 1991 г. республику Тыву посетил глава всех буддистов Далай-лама XIV. В настоящее время верующие России выступают за то, чтобы он вновь прибыл с визитом на территории, где распространен буддизм. Однако вероятность такой поездки исключена, т.к. Далай-лама является не только духовным лидером буддистов, но и идеологом сепаратистского движения тибетских монахов в борьбе за независимость Тибета от Китайской народной республики (КНР). Это довольно сильно осложняет

С

111

отношения Китая с Индией, куда Далай-лама XIV бежал в 1959 г. после | подавления в Тибете мятежа буддийских монахов Национально-освободительной армией Китая (НАОК). Ныне его резиденция расположена в £ индийском штате Дхарамсала.

S В 2001 г. между Россией и Китаем был подписан «Договор о добро-I соседстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и о Китайской народной республикой». Согласно данному документу, оба государства «развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества... в соответствии с. принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности. невмешательства во внутренние дела друг друга» [1, ст. 1]. Они взаимно уважают «.выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанный каждой из них в соответствии со своими внутренними условиями, обеспечивают долговременное и стабильное развитие отношений между двумя государствами» [Там же, ст. 3]. Оба государства поддерживаются политики защиты государственного единства и территориальной целостности [Там же, ст. 4]. Россия «признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай» [Там же, ст. 5].

Таким образом, приезд Далай-ламы XIV в Россию может осложнить отношения между двумя государствами. Во-первых, потому что, являясь персоной нон-грата в Китае и будучи объявлен этим государством в международный розыск, он юридически не может быть принят на территории Российской Федерации в соответствии с российско-китайским договором 2001 г. Во-вторых, Далай-лама XIV является идеологом и лидером сепаратистского движения монахов в Тибете, борясь за предоставление Тибетской автономной республике (ТАР) статуса независимого государства. Принятие его на российской территории (официальное или даже неофициальное) может вызвать неудовольствие китайской стороны, которая воспримет это как нарушение ст. 4 и 5 «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской народной республикой».

Однако вопрос о принятии духовного лидера буддистов в своем государстве остро стоит не только для России, но и для Монголии. Эта проблема в последнее время не раз освещалась российскими историками. Вот что пишет Е.С. Сафонова о попытке Далай-ламы XIV отстоять независимость Тибета и тех проблемах, с которыми сталкиваются государства с население, исповедующим буддизм. Далай-лама «является персоной non grata для китайского правительства, хотя, судя по его заявлениям, он не

113

пытается возродить былую теократию. Ему хотелось бы видеть Тибет в качестве некоей свободной экологическо-культурной зоны. Идея эколо-гическо-культурного заповедника, в котором сохранилась бы тибетская культура, пронизанная буддизмом, является достаточно утопичной, тем более что не совсем ясными являются ни его политический статус, ни социально-экономические проблемы жизни коренных тибетцев. Гуманистические выступления и заявления Далай-ламы наталкиваются на весьма сложную для КНР проблему государственной целостности, являющуюся для Китая ключевой. В свою очередь чрезвычайно значимой для мировой культуры является вопрос об активной китаизации Тибета, которая, в конечном счете, может привести к утрате самобытности его уникальной культуры и полной ассимиляции тибетцев. Пребывание Далай-ламы в эмиграции создает проблемы для развития буддизма Гелуг в Тибете и целый ряд проблем политического характера» [2].

В Монгольской народной республике (МНР), где ламаизм, если можно так выразиться, является государственным «брендом», появление нового «перерожденца» Богдо-гегена IX (которого официально провозгласил таковым Далай-лама XIV), поставило перед правительством светского государства ряд трудных задач. «Современные власти Монголии не готовы признать нового харизматического буддийского лидера, поскольку он является по своему статусу одновременно и ее правителем. <...> Вместе с тем, нового Богдо-гегена, который является тибетцем и живет в Индии, единодушно признали буддисты Бурятии, Калмыкии, Тывы. На территории России его считают "живым Буддой". Это может в дальнейшем осложнить отношения Монголии и России, поскольку кандидатура Богдо-гегена не имеет поддержки правительства МНР» [3]. Кроме того, признание Богдо-гегена в Монголии может осложнить отношения между Монголией и Китаем.

Несомненно, что признание современных лидеров буддийской церкви Тибета и Монголии российскими буддистами выстраивает сложный треугольник взаимоотношений правительств России, Монголии и Китая.

Проблемы взаимоотношений буддистской церкви в Тибете с правительствами стран Центральной и Юго-Восточной Азии относятся «к числу проблем, требующих определенного внимания со стороны государства. Эти проблемы тесно связаны с геополитикой России в странах Восточной и Центральной Азии, в которых распространен буддизм» [3].

Таким образом, восстановление института буддизма и его быстрое распространение на территории России во многом определяет геополитические направления ее отношений со странами Восточной и Центральной Азии. Поэтому проблема изучения политического веса, социального зна-

N

чения в жизни монгольского общества ламаистской церкви и ее влияния § на приграничные районы России в XIX - начале XXI вв. являются акту-"g альными, т.к. возрождение буддийских традиций на территории Монго-^ лии может изменить всю геополитику данного региона.

си :г

| Библиографический список

^ 1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской

Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанный 16 июля 2001 года в Москве Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Председателем Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 5. С. 6-11.

2. Крайнова Л.Н. Административное устройство и хозяйственная деятельность ламаистских дацанов в Восточной Сибири в середине XIX - начале XX вв. в соответствии с «Положением о Буддистах Восточной Сибири» 1853 г. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 3. С. 5-11.

3. Сафонова Е.С. Современный буддизм и некоторые проблемы геополитики России // Национальные интересы. 2007. № 6. URL: http://ni-journal.ru/ archive/2007/n6_2007/3d8bab33/a84ec5d2 (дата обращения: 10.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.