Научная статья на тему 'Проблемы возрастного состава педагогического коллектива'

Проблемы возрастного состава педагогического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1323
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ШКОЛА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ / ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / TEACHER / SCHOOL / PROFESSION / AGE COMPOSITION / A NATURAL-MATHEMATICAL CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монако Т.П.

В статье рассмотрены проблемы возрастного состава педагогического коллектива школы. На основе результатов статистических данных и соответствующих социологических опросов обсуждаются вопросы наличия вакансий учителей в школах Республики Северная Осетия-Алания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE AGE COMPOSITION OF THE TEACHING STAFF

The article considers the problems of the age structure of the pedagogical collective of the school. The article considers the problems of the age structure of the pedagogical collective of the school.

Текст научной работы на тему «Проблемы возрастного состава педагогического коллектива»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-187-191

ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОГО СОСТАВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Монако Т.П.

ORCID: 0000-0002-9688-7245, Северо-Осетинский государственный университет

им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Российская Федерация

В статье рассмотрены проблемы возрастного состава педагогического коллектива школы. На основе результатов статистических данных и соответствующих социологических опросов обсуждаются вопросы наличия вакансий учителей в школах Республики Северная Осетия-Алания.

Ключевые слова: учитель; школа; специальность; возрастной состав; естественно-математический цикл.

PROBLEMS OF THE AGE COMPOSITION OF THE TEACHING STAFF

Монако T.P.

ORCID: 0000-0002-9688-7245, North Osetian State University

of a name of K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation

The article considers the problems of the age structure of the pedagogical collective of the school. The article considers the problems of the age structure of the pedagogical collective of the school.

Keywords: teacher; school; profession; age composition; a natural-mathematical cycle.

Одни из главных показателей успешного функционирования педагогического коллектива является возраст педагогов. Повешению

качества образования способствуют педагоги, имеющие практический опыт. Ценность педагогического коллектива составляют учителя с высоким уровнем педагогического мастерства. Для успешного развития процесса обучения необходимы и молодые кадры, которые становятся приемниками накопившегося опыта и инноваторами педагогического процесса.

Статистические данные говорят о том, в настоящее время в республике Северная Осетия-Алания 49% учителей в школах предпенсионного и пенсионного возраста. С одной стороны это свидетельство о профессионализме педагогического коллектива республики, о его возможности дальнейшего самосовершенствования, внедрения инновационных технологий обучения. С другой стороны возникает серьезная проблема о смене поколений. В среднем через три года в силу объективных причин насупит кадровый дефицит в школах республики. Молодежь не спешит идти на работу в школу. Проведенные нами исследования позволили выявить причины такого положения. Они связаны, во-первых, с низкой заработной платой учителей (67% респондентов); во-вторых, с величиной нагрузки учителя (21% респондентов); в-третьих, с не престижностью профессии учителя (10% респондентов). Значительная часть опрошенных отметила нежелание работать в школе в связи с отсутствием соответствующей методической подготовки.

Проведенные анализ показал, например, что в настоящее время имеется определенное количество выпускников вузов математических специальностей, которые хотят попробовать себя в роли учителя, но они не готовы к этому виду работы. Согласно образовательному стандарту их обучают многим тонкостям математических наук, учат программировать, шифровать информацию и т.д., но совершенно не готовят к работе с детьми. Из учебных программ исчезают курсы психологии и педагогики, методики преподавания математики и информатики в школе. Фактически выпускники вуза не готовы к работе в школе. В Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения «для математических специальностей в характеристике

профессиональной деятельности выпускников указывается, что область профессиональной деятельности включает преподавание математических дисциплин и информатики в общеобразовательных учреждениях. С другой стороны проведенный нами анализ показал, что в учебных программах математических факультетов региональных университетов отсутствуют дисциплины направленные на подготовку студентов для работы в школе: теория и методика преподавания математики, возрастная психология, решение задач повышенной сложности, педагогическая практика и др. В некоторых университетах читаются небольшие курсы по общему курсу психологии» [5]. Отсюда вытекает необходимость в проведении целенаправленных мероприятий по повышению интереса молодежи к педагогической деятельности.

Нами проведен анализ педагогического коллектива республики Северная Осетия-Алания в разрезе возраста. Полученные данные для учителей естественно-математического цикла дисциплин представлены в следующей таблице.

Таблица 1.

Возрастной состав учителей естественно-математического цикла

Предметы/возраст до 25 25-35 35—4-5 45-55 55-56 >65 Пенсионный возраст %

Биология 0,02 0,15 0,15 0,25 0,29 0,14 43,33

География 0,02 0,11 0,23 0,32 0,22 0,10 30,96

Математика 0,01 0,11 0,19 0,33 0,25 0,11 36,05

Физика 0,01 0,08 0,18 0,40 0,19 0,13 32,75

Химия 0,03 0,10 0,16 0,32 0,27 0,12 39,30

Информатика 0,05 0,23 0,28 0,27 0,15 0,02 16,02

Из таблицы следует, что существует тенденция наличия значительного числа педагогов старшего возраста и недостаток молодых учителей. Так для учителей биологии характерно максимальное число учителей предпенсионного и пенсионного возрастов, оно приближается к 50%. Такое же положение характерно для учителей химии и математики. Для учителей географии и физики положение на 10% лучше.

Особо остановимся на информатике. Как известно это относительно молодая дисциплина в школе, поэтому возрастной состав учителей достаточно однороден с наличием незначительного количества педагогов пенсионного возраста. Соответственно велика и доля молодых учительских кадров. Основной возрастной интервал учителей информатики составляет 25—45 лет и ощутимо низкий уровень учителей пенсионного возраста - 16,02%. Этот факт обусловлен необходимостью широкого применения информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности.

Выпускники вузов фактически с нежеланием идут работать в школу после окончания вуза. Только 2% учителей естественно-математического цикла составляет молодежь возраста до 25 лет. При этом 65% - предпенсионного и пенсионного возраста. Пенсионного возраста- 34%. Остановимся на распределении по тендерному признаку.

Таблица 2.

Распределение учителей естественно-математического цикла дисциплин по тендерному признаку

Предметы/возраст Муж. % Жен. %

Биология 5,9 94,1

География 13,4 86,6

Математика 6,6 93,4

Физика 13,0 87,0

Химия 5,5 94,5

Информатика 13,0 87,0

Результаты исследования по гендерному признаку показали преобладание учителей-женщин. По предметам биология, химия и математика основной контингент учителей составляют женщины. По географии, физике и информатике ощутима доля учителей-мужчин. Высокая доля учителей-мужчин по информатике - 13% - связана с интересом мужчин к этому предмету. До 80% студентов, обучающихся на специальностях связанных с информатикой, составляют мужчины.

Проведенный анализ показал, что имеется значительные проблемы с возрастным составом педагогических коллективов, которые требуют принятия соответствующих программ на уровне руководства республики. Имеющиеся вакансии педагогов по дисциплинам естественно-математического цикла еще раз подтверждают сделанные выводы.

Список литературы

1. Бестаева Э.Ш. Социально-философский анализ инновационных технологий в современном образовательном процессе // Инновационная парадигма устойчивого развития науки. Теория и практика. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. СПб, 2016. С. 70-71.

2. Бестаева Э.Ш. Роль духовности в сфере современного общества // Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты. Сборник научных трудов IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Нальчик, 2016. С. 364—367.

3. Монако Т.П. Человеческий капитал как инновационный фактор развития экономики // Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты. Сборник научных трудов. Нальчик, 2016. С. 424-426.

4. Маслинский К.А., Иванюшкий В.А. Остаться учителем? Факторы, влияющее на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. 2016, №8. С. 8-30.

5. Монако Т.П. О некоторых путях реализации Концепции математического образования // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам конференции - Ростов-на-Дону, 2015. С. 74-75.

6. Пугач В.Н., Утёмов В.В. Экспертно-аналитическая оценка возрастного состава кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт» -2016. Т. 17. С. 974-986. -URL: http://e-koncept. ru/2016/46371.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.