Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ С ИНВАЛИДАМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ С ИНВАЛИДАМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
691
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КВОТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрипник Виктория Витальевна

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и крайне важной. В настоящей статье рассмотрены существующие сегодня проблемы, возникающие в сфере заключения трудовых договоров с инвалидами, а также сформулированы предложения, направленные на их решение. Автор отмечает, что приоритетными задачами защиты прав инвалидов в Российской Федерации являются разработка и совершенствование механизмов правового регулирования их трудоустройства, а также обеспечение трудовых и социальных гарантий работодателей при заключении трудовых договоров с инвалидами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ С ИНВАЛИДАМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

В.В. СКРИПНИК

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ С ИНВАЛИДАМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и крайне важной. В настоящей статье рассмотрены существующие сегодня проблемы, возникающие в сфере заключения трудовых договоров с инвалидами, а также сформулированы предложения, направленные на их решение. Автор отме-

Инвалид, человек с ограниченными возможностями,

Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 10.63.35.

На современном этапе развития российского общества проведение комплекса мер по интеграции инвалидов в социум является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Наличие в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, определяет важность проблемы. Кроме того, число людей с инвалидностью постоянно растет (отчасти в связи со старением населения и увеличением бремени хронических нарушений здоровья).

Неотъемлемым правом любого человека, в том числе инвалида, является право на труд. Для реализации этого права необходима активная государственная политика содействия занятости инвалидов, однако их потенциал остается невостребованным, а их занятость - неоправданно низкой. К сожалению, одной из злободневных проблем социальной политики является ее несогласованность, отсутствие единой стратегии - комплексной системной концепции.

Трудовая деятельность - одно из значимых средств интеграции инвалида в социально-общественные отношения, способствующих самоутверждению личности, устранению психологического барьера между ним и здоровыми трудоспособными людьми. Однако на практике трудоустройство инвалидов - сложный многоплановый процесс, связанный с преодолением множества препятствий, таких как барьеры среды, отсутствие гражданского общества, общий фон социальных, культурных и политических процессов, происходящих в обществе, невысокие заработки инвалидов, что связано с низким уровнем их образования и профессиональной квалификации, проблемы реализации законодательных положений о квотировании рабочих мест для инвалидов и т.д.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и крайне важной. Инвалиды испытывают трудности в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами отказываются их трудоустраивать, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов. Все это создает

чает, что приоритетными задачами защиты прав инвалидов в Российской Федерации являются разработка и совершенствование механизмов правового регулирования их трудоустройства, а также обеспечение трудовых и социальных гарантий работодателей при заключении трудовых договоров с инвалидами.

занятость, трудоустройство, квотирование.

дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными» огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности, ведь это не только способ экономически обеспечить свое существование, но и возможность реализовать свои способности. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определенный стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства [1, с. 39]. Однако нельзя забывать о том, что большинство инвалидов - это те, кто желает трудиться и быть независимым.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Решение проблем граждан этой категории является одним из важнейших направлений социальной политики государства. На необходимость обеспечения равных возможностей для людей с ограничениями здоровья, принятия мер по профессиональному обучению и переобучению, трудоустройству инвалидов, по формированию для них безбарьерной среды во всех сферах жизни неоднократно указывал в своих посланиях Федеральному Собранию РФ Президент России.

Положения Конвенции № 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» [2] и Конвенции о правах инвалидов [3] устанавливают запрет дискриминации по признаку инвалидности, признание права инвалидов на полноценную жизнь, помощь и особую защиту, равенство возможностей; полное вовлечение и включение таких людей в общество, уважение развивающихся способностей инвалидов. Перечисленные нормы указывают на гарантированность прав таких граждан как равноправных членов социума.

Как отмечают С.А. Васин и Ю.М. Горлин, «препятствия к осуществлению полноценной здоровой и активной жизни порождаются не только и не столько нездоровьем инвалидов, связанным с заболеваниями или травмами, сколько социальными, институциональными и психологическими барьерами, ограничивающими возможности их активной интеграции в общество, успешной социализации и выполнения значимых функций» [4, с. 24].

В 2020 году Правительством Российской Федерации был утвержден план мероприятий по повышению занятости инвалидов на 2021-2024 гг. [5] Общие правила, регулирующие труд инвалидов, находят свое отражение в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [6], нормы которого обеспечивают и регулируют занятость инвалидов, определяют специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также регулируют условия труда инвалидов.

Стоит обратить внимание на ст. 21 названного ФЗ, в которой устанавливаются квоты для приема инвалидов на работу. По мнению Р.Н. Жаворонкова, «квотирование необходимо для данной категории граждан, несмотря на их деловые качества, т.к. в случае отказа в приеме на работу инвалида в счет квоты наступает административная ответственность, следовательно, это лишает работодателя возможности выбора устраивающих его работников-инвалидов» [7, с. 165].

В ст. 17 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация признает и гарантирует «права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Статья 20 Конституции Российской Федерации утверждает, что «каждый имеет право на жизнь», а ст. 39 признает, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [8].

Также правовое регулирование труда лиц с ограниченными возможностями осуществляется в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (далее -ТК РФ) [9], который, тем не менее, не содержит статей, которые прямо регулируют трудовые отношения работодателя и работника-инвалида. При этом в ст. 96 ТК РФ устанавливается распорядок работы таких лиц в ночное время, в ст. 99 содержится регламент сверхурочной работы инвалидов в ночное время, а ст. 113 регулируется рабочая деятельность инвалидов в выходные и праздничные дни.

Новеллой российского законодательства является «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57958-2017 Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности» [10], содержащий общие требования доступности и безопасности условий труда инвалидов в целях содействия повышению уровня качества и безопасности реабилитационных услуг, их эффективности при проведении реабилитационных мероприятий.

Для того чтобы решить проблему занятости людей с ограниченными возможностями, в государственных, целевых программах важно учитывать не только

количество специально оборудованных рабочих мест, но и общую статистику занятости инвалидов.

Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [11] установлено, что с 1 января 2019 года органы службы занятости осуществляют содействие в занятости инвалидов. Благодаря сопровождению оказывается индивидуальная помощь и поддержка инвалиду при его трудоустройстве для ускоренной адаптации на рабочем месте. Следовательно, можно заявить, что те люди с ограниченными возможностями, которые работают, будут защищены законодательством [12, с. 34].

Вместе с тем результаты прокурорских проверок, многочисленные жалобы граждан и публикации в СМИ свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые меры, инвалиды при реализации своих прав сталкиваются с множеством правовых и организационных проблем.

Можно выделить следующие причины безработицы среди инвалидов:

- систематические отказы работодателей;

- несовершенство системы образования для людей с ограничениями по состоянию здоровья;

- отсутствие рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Стоит понимать, что большую часть проблем с трудоустройством инвалидов можно решить с помощью увеличения специальных рабочих мест и расширения доступности образовательных программ.

Государственная поддержка необходима для создания надлежащих условий труда для людей с ограниченными возможностями. Она должна идти по трем основным направлениям:

- создание специально оборудованных рабочих мест, предоставление индивидуального графика работы, учитывающего особенности и потребности инвалидов;

- принятие законодательных актов, закрепляющих запрет дискриминации граждан с ограниченными возможностями здоровья при приеме на работу;

- установление норм квотирования для трудоустройства инвалидов.

Необходима разработка индивидуальных программ, направленных на персональное сопровождение инвалида в процессе поиска работы. Внедрение данных программ требует как финансовой поддержки со стороны государства, так и профессионализма людей, занимающихся данным вопросом.

Кроме того, необходимо улучшить работу образовательных учреждений, формировать новые образовательные, адаптационные и трудовые программы для инвалидов, заниматься профориентацией людей с ограниченными возможностями, повышать эффективность работы центров занятости, обрабатывающих вакансии для инвалидов. Для достижения

практических результатов нужно проводить тренинги, профилактические беседы, консультации и пр.

Одной из социальных проблем формирования трудовых отношений является низкая заинтересованность работодателей в заключении трудовых договоров с инвалидами в связи с наличием на рынке труда большого количества трудоспособных работников и нежеланием работодателей создавать необходимые условия труда [13, с. 37]. Полагаем, что для решения рассматриваемой проблемы необходимо ввести дополнительные меры стимулирования в федеральном законодательстве, например, снижение налогового бремени, компенсацию средств, расходуемых на адаптацию рабочего места под требования программы реабилитации инвалида, и т.д.

Подводя итог, отметим, что социальные и трудовые права инвалидов систематически нарушаются во многих странах [14, с. 54]. К сожалению, Россия не является исключением. Таким образом, приоритетными задачами защиты прав инвалидов в Российской Федерации являются разработка и совершенствование механизмов правового регулирования трудоустройства инвалидов, а также обеспечение трудовых и социальных гарантий работодателей при заключении трудовых договоров с инвалидами.

Чтобы решить проблемы трудоустройства инвалидов, необходимо задействовать все правовые регуляторы. Повышение эффективности механизма реализации законодательства о защите прав инвалидов является существенным вкладом в укрепление законности в социальной сфере и будет содействовать успешному решению задач, стоящих перед нашим государством и обществом.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фирсова Ю.А. Особенности трудоустройства инвалидов в российских организациях: мифы и реалии / Ю.А. Фирсова. - Текст: непосредственный // Управление персоналом в программах подготовки менеджеров : сборник материалов Международного научно-практического семинара. - Воронеж, 2018. - С. 38 - 42.

2. Конвенция № 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» [рус., англ.] (заключена в г. Женеве 20.06.1983). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

3. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

4. Малева Т.М. и др. Организация и проведение комплексного мониторинга положения инвалидов в России в свете Конвенции ООН о правах инвалидов / Т.М. Малева, Л.Г. Рагозина, Е.Е. Гришина, С.А. Васин, Ю.М. Горлин, А.О. Тындик, А.В. Ра-монов, М.А. Елисеева. - Текст: непосредственный // Статья в открытом архиве. - 01.06.2018. -№ 2443895. - 102 с.

5. Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 годы : распоряжение Правительства РФ от 15.10.2020 № 2655-р. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

7. Жаворонков Р.Н. Позиции судов по вопросам применения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов / Р.Н. Жаворонков. -Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2017. -№ 10 (38). - С. 162-170.

8. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

9. Трудовой кодекс Российской Федерации : ФЗ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

10. ГОСТ Р 57958-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности : утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1776-ст. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

11. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» : Федеральный закон от 28.06.2021 №219-ФЗ. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2022).

12. Гуськова И.В. Трансформация рынка труда России: монография / И.В. Гуськова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Нижний Новгород: НИЭМ, 2017. -288 с. - ISBN 978-5-901335-36-9. - Текст: непосредственный.

13. Савицкий Е.А. Проблемы социальной адаптации и трудоустройства инвалидов / Е.А. Савицкий. -Текст: непосредственный // Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения : сборник научных статей, мате-

риалов докладов и выступлений Международной научно-практической конференции. Администрация Кемеровской области Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области. -Кемерово, 2017. - С. 36-39.

14. Кублицкая О.В. Трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: обзор практик правового регулирования /

О.В. Кублицкая. - Текст: непосредственный // Организационное, учебно-методическое, консалтинговое и мониторинговое сопровождение профориентации и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в организациях профессионального образования : сборник научных статей. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 53-55.

© Виктория Витальевна Скрипник, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.