Научная статья на тему 'Проблемы востоковедения в российских высших учебных заведениях (опыт Дагестанского государственного университета)'

Проблемы востоковедения в российских высших учебных заведениях (опыт Дагестанского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА В ГЕОПОЛИТИКЕ ДАГЕСТАНА / РЕЛИГИОЗНЫЕ МОДУЛИ / REGIONAL ORIENTAL STUDIES / SPIRITUAL HERITAGE / MUSLIM CULTURE IN THE GEOPOLITICS OF DAGHESTAN / RELIGIOUS UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тикаев Гусейн Гаджиибрагимович

В статье проанализированы наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня региональные востоковедные вузы, в т.ч. и Дагестанский государственный университет. В частности, отмечается, что кризис, охвативший направление востоковедения после его вхождения в 2013 году в укрупненную группу специальностей «Политические науки и регионоведение», может привести к разрушению сложившихся традиций современной школы востоковедения. Он может превратить региональные востоковедные вузы в обычные образовательные структуры, ничем не отличающиеся, к примеру, от факультета иностранных языков или исторического факультета. Сегодня в регионах, как и ранее, сохраняется узкое представление о специальности востоковедения, которое сводится к изучению только языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Oriental Studies in the Russian Higher Educational Institutions (Experience of the Daghestan State University)

The article analyzes the most common problems that regional Oriental universities face nowadays, including the Daghestan State University. In particular, it is noted that the crisis in the field of the Oriental studies after its joining in 2013 the enlarged group of specialties “Political science and regional studies” can lead today to the destruction of established traditions of the modern school of Oriental studies. It can turn regional Oriental universities into common educational structures that do not differ, for example, from a Faculty of Foreign Languages or a Faculty of History. Today, in the regions, as before, there persists a narrow view of the specialty of Oriental studies, which is reduced to the study of a language alone.

Текст научной работы на тему «Проблемы востоковедения в российских высших учебных заведениях (опыт Дагестанского государственного университета)»

Г.Г. Тикаев УДК 80

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (ОПЫТ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Аннотация

В статье проанализированы наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня региональные востоковедные вузы, в т.ч. и Дагестанский государственный университет. В частности, отмечается, что кризис, охвативший направление востоковедения после его вхождения в 2013 году в укрупненную группу специальностей «Политические науки и регионоведение», может привести к разрушению сложившихся традиций современной школы востоковедения. Он может превратить региональные востоковедные вузы в обычные образовательные структуры, ничем не отличающиеся, к примеру, от факультета иностранных языков или исторического факультета. Сегодня в регионах, как и ранее, сохраняется узкое представление о специальности востоковедения, которое сводится к изучению только языка.

Ключевые слова: региональное востоковедение, духовное наследие, мусульманская культура в геополитике Дагестана, религиозные модули

Gusein G. Tikaev

PROBLEMS OF ORIENTAL STUDIES IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (EXPERIENCE OF THE DAGHESTAN STATE UNIVERSITY)

Abstract

The article analyzes the most common problems that regional Oriental universities face nowadays, including the Daghestan State University. In particular, it is noted that the crisis in the field of the Oriental studies after its joining in 2013 the enlarged group of specialties "Political science and regional studies" can lead today to the destruction of established traditions of the modern school of Oriental studies. It can turn regional Oriental universities into common educational structures that do not differ, for example, from a Faculty of Foreign Languages or a Faculty of History. Today, in the regions, as before, there persists a narrow view of the specialty of Oriental studies, which is reduced to the study ofalanguage alone.

Key words: regional Oriental studies, spiritual heritage, Muslim culture in the geopolitics of Daghestan, religious units

Увеличение количества востоковедных вузов в России обусловлено сегодня полученными свободами после демократических преобразований в России и расширяющимися экономическими, гуманитарными (также в области свободы вероисповедания) контактами с соседними странами Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. По такому же принципу определены и языки

для преподавания на факультете востоковедения Дагестанского государственного университета -арабский, турецкий и персидский. Сохранилось великое духовное наследие северокавказских ученых прошлого, созданное на арабском языке в Х-ХХ вв. Турецкий язык в регионе популярен из-за многочисленного состава тюркоязычных народов, населяющих Северный Кавказ, а также

Тикаев Гусейн Гаджиибрагимович, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой арабской филологии факультета востоковеденияДагестанского государственного университета (Махачкала), e-mail: tikaev@mail.ru

Gusein G. Tikaev, PhD (in Philology), Associated Professor, Head ofthe Department of Arabic Philology, Faculty of OrientalStudies, theDaghestan State University (Makhachkala), e-mail: tikaev@mail.ru

© Тикаев Г.Г., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/2 (76)

из-за длительных исторических и культурных отношений с Турцией. Что касается персидского языка, то здесь немаловажным элементом является «родственность», что подразумевает широкий диапазон этнических, культурных, лингвистических, исторических связей Ирана с многочисленными на Кавказе «иранскими народами», а также с другими народностями, проживавшими под воздействием иранской культуры.

В 1991 г. на истфаке открылось отделение востоковедения и началось обучение студентов арабскому языку, а с 1996 г. - персидскому и турецкому. С 2001 г. в ДГУ действует факультет востоковедения, где с 2004 г. стала самостоятельно функционировать кафедра арабской филологии, которая готовит востоковедов-арабистов профиля «История стран Азии и Африки», а с 2015-2016 учебного года - арабистов профиля «Языки и литература стран Азии и Африки»; с 2015 г. стал изучаться китайский как второй восточный язык.

При факультете функционируют несколько научных и инновационных центров (корановеде-ния, археографических исследований, иранистики, арабистики). В соответствии с задачами Центра арабистики (рук. - Тикаев Г.Г.) [2] в 2016 г. было издано учебное пособие [15]. Учебные задания и видеоматериалы размещены как на образовательном блоге сайта кафедры арабской филологии [13], так и на УоиТиЬе [4; 5; 6; 7; 8].

Однако в последнее время ДГУ и другие региональные востоковедные вузы имеют тенденцию превратиться в обычные образовательные структуры, ничем не отличающиеся от других факультетов. В какой-то степени это, конечно, связано с кризисом, охватившим направление востоковедения и африканистики после его вхождения в 2013 г. в укрупненную группу специальностей «Политические науки и регионоведение». После этого уменьшилось количество часов на изучение студентами основных восточных языков (от 16 часов в неделю до 10-12), учебные планы востоковедных вузов лишились важных дисциплин профессионального цикла. На наш взгляд, этот шаг размыл важное требование к условиям реализации программы магистратуры. ФГОС (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015 №1297), к сожалению, в своих требованиях подробно не оговаривает условия поступления в магистратуру. Ныне этот действующий стандарт позволяет поступать в магистратуру востоковедных вузов выпускнику-бакалавру любого факультета.

Преподаватель основного восточного языка, например, не будет знать, какому материалу обучать магистрантов, где в одной группе поступивших окажутся как выпускники-арабисты, так и иранисты, тюркологи. Также в группу магистрантов могут попасть бакалавры-экономисты, юристы и др., не знающие восточного языка. Ни у кого не вызывает сомнения то, что поступающий в магистратуру должен быть выпускником точно такого же профиля и поступать должен только на такой же язык, который он изучал на уровне бакалавриата. Но этого нет в стандарте и, если в будущем это четко не прописать, вполне возможны и такие случаи.

Подобного характера тенденции в некоторых востоковедных вузах РФ в начале 2016 г. привели к кризису и «утрате возможностей дальнейшего развития» направления «Востоковедение», о чем в своем обращении к главе Минобрнауки РФ написали ректор МГУ В.А. Садовничий и проректор СПбГУ И.А. Дементьев. В этом письме утверждалось, что сегодняшняя политика может привести к «подрыву устоев российской школы востоковедения». Обращение поддержали ряд политиков и общественных деятелей, а Президент России Владимир Путин поручил «тщательно разобраться в ситуации» [10]. 28 октября 2016 г. стало известно, что в Министерстве образования и науки РФ принято решение о введении специальности «Востоковедение и африканистика» в отдельную группу направлений подготовки в вузах [9]. Можно надеяться, что сегодня востоковедению будет придан особый статус и что в новых образовательных стандартах четко и ясно будут прописаны все нюансы этого редкого направления, которое ориентируется на «штучный» характер подготовки своих кадров [12]. Надо особо отметить, чтобы быть востоковедом, не только надо уметь говорить на каком-либо восточном языке и знать еще какой-нибудь западный, но и владеть вторым восточным языком. Истинному востоковеду требуются обширные знания, понимание культуры и философии Востока, его традиций.

Выполнение различных мероприятий гранта кафедры совместно с ее Ресурсным центром -Институтом стран Азии и Африки при МГУ (рук. проф. Рейснер М.Л.) в период 2000-2004 гг. позволило кафедре востоковедения ДГУ значительно повысить квалификацию сотрудников. Это сотрудничество дало возможность получить консультации ведущих специалистов-востоковедов

50

Г.Г. Тикаев

и обеспечить высокий уровень учебно-методических пособий. Важным моментом в сотрудничестве кафедры и ИСАА была совместная работа по подготовке различных изданий [16; 17], а также археографических экспедиций.

ДГУ сталкивается еще с одной типичной проблемой: под востоковедением ошибочно понимается исключительно лишь только знание языка и лингвистическая подготовка [3]. Как отмечал директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета СПбГУ академик М.Б. Пиотровский на встрече в Министерстве образования и науки РФ (30 марта 2016 г.): «Востоковедение - это одновременно история, филология, лингвистика, политология и экономика - все вместе, и человек, который занимается востоковедением, должен этим обладать в равной мере, иметь общее знание языков и культуры» [14]. Однако «лингвистика» и по сей день продолжает подменять в ДГУ востоковедение в целом как комплексную систему знаний. Знать один из восточных языков, ведь, еще не означает быть востоковедом! Это - уподобление непрофильным вузам, которые едва ли не полностью сводят востоковедение к изучению только языка [11]. М.Б. Пиотровский на той же встрече, характеризуя востоковедов и оценивая уровень и опыт отечественного востоковедения, который показал себя в нынешней ситуации в Сирии, сказал: «.. .там работают не просто люди, которые могут поболтать по-арабски, а могут очень многое делать. Это в нынешней ситуации показывает, как важно именно такое комплексное обучение, комплексная научная подготовка людей, которые могут в разных сферах использовать эти свои знания» [14]. Такое уподобление, на наш взгляд, может привести к лишению перспектив востоковедения в регионах. За 15-летний период своей деятельности, например, факультет востоковедения только в прошлом году принял 9 студентов-арабистов на новый профиль подготовки - «Языки и литература стран Азии и Африки», а в 2016-2017 учебном году уже прекратил его прием. Отсутствие указанного профиля на факультете не позволяет полноценно заниматься научными исследованиями в области изучения арабского языка и литературы. Такие исследования преподавателями по арабскому языку на кафедре арабской филологии должны проводиться с широким привлечением студентов на самых разных этапах - от написания рефератов, курсовых работ до квалификационных, магистерских и диссертационных работ. На наш взгляд, один

из путей решения этой проблемы также лежит в усилении связей региональных вузов с востоковедными центрами Москвы и Санкт-Петербурга. Это также повышение квалификации преподавателей, чтение лекций на региональных востоковедных факультетах крупными специалистами-востоковедами, а также совместное составление учебно-методических пособий, разработок и программ по наиболее важным и узловым темам, в т.ч. и интересующим данный регион.

Сегодня нас волнует вопрос, связанный с необходимостью координации и создания типовых учебных планов, единых для всех российских востоковедных вузов. Было бы целесообразно Совету Федерального учебно-методического объединения направления «Востоковедение и африканистика» установить четкие нормативы для изучающих восточные языки по программам подготовки бакалавров и магистров, на изучение основного восточного языка необходимо выделить не менее определенного количества часов. Принципиальным является и вопрос установления рекомендуемого количества студентов в языковых подгруппах и средней аудиторной нагрузки преподавателя, поскольку учебно-методические управления региональных университетов ссылаются на отсутствие положений или рекомендаций от головного УМО с прописанными нормами. По имеющейся у автора настоящей статьи информации подобное положение характерно не только для региональных центров востоковедной подготовки, но и ряда вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Координация учебных планов актуальна, на наш взгляд, еще и потому, что востоковедение должно в регионе решать не только проблемы российского востоковедения, но и не менее сложные региональные задачи. Сегодня часто можно слышать: «Востоковедение нам необходимо не только для внешней политики, но и для внутренней...» [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://firstnewz.ru/news/19769-ocherednaya-gnusnost-ministra-livanova.html (дата обращения: 18.12.2016).

2. URL: http://science.dgu.ru/centerArabic.aspx (дата обращения: 07.12.2016).

3. URL: http://www.dgu.ru/fZtikaev.dgu.ru/htdocs/ russian/publications/vystuplenie_tikaeva_v_biblioteka_ inostrannoi_literatury.html (дата обращения: 07.12.2016).

4. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eo_

E5kLF2A (дата обращения: 20.12.2016).

5. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QVIhqjKT-rg. (датаобращения: 20.12.2016).

6. URL:https://www.youtube.com/watch?v=ru7hqyEIDjQ (датаобращения: 20.12.2016).

7. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vKimJc 95hX0 (дата обращения: 20.12.2016).

8. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XMNv G3w5Dm0&t=3s (датаобращения: 07.12.2016).

9. В России появится новый образовательный стандарт по востоковедению. URL: https://ria.ru/society/ 20161026/1480012358.html (дата обращения: 20.12.2016).

10. Васильева решила отменить реформу прошлого руководства Минобрнауки по востоковедению. URL: http://vz.ru/news/2016/10/26/840191.html (дата обращения: 07.12.2016).

11. Маслов: в РФ не хватает квалифицированных востоковедов. URL: http://www.orientalinstitute.ru/si-nology/sinolo-articles/342-maslov (дата обращения: 18.12.2016).

12. Михаил Пиотровский: Востоковедение и африканистика не будут включены в политологию. URL: http://doverennielitsa.ru/sankt-peterburg/person/mihail-piotrovskij-borisovich/mihail-piotrovskiy-vostokovedenie-i (дата обращения: 06.12.2016).

13. Образовательный блог кафедры арабской филологии ФВ ДГУ. URL: http://cathedra.icc.dgu.ru/Educa-tionalProcess.aspx?Value=18&id=86 (дата обращения: 07.12.2016).

14. Пиотровский: отказ от курса «Востоковедение» негативно скажется на подготовке дипломатов. URL: http://tass.ru/politika/3164046 (датаобращения: 06.12.2016).

15. ТикаевГ.Г. Арабский язык: пособие по домашнему чтению. Махачкала: ДГУ, 2016. 205 с.

16. Тикаев Г.Г. Египетский исторический роман (30-40-е гг. XX века). М.: Муравей, 2003. 125 с.

17. Тикаев Г.Г., Германович А.В. Учебно-методическое пособие по переводу материалов современной арабской прессы (визиты, встречи, переговоры). М.: Издательский дом «Ключ-С», 2002. 43 с.

REFERENCES

1. URL: http://firstnewz.ru/news/19769-ocherednaya-gnusnost-ministra-livanova.html (Accessed December 18, 2016) (inRuss.).

2. URL: http://science.dgu.ru/centerArabic.aspx (Accessed December 7, 2016) (in Russ.).

3. URL:http://www.dgu.ru/f7tikaev.dgu.ru/htdocs/russian/ publications/vystuplenie_tikaeva_v_biblioteka_inostrannoi_ literatury.html (Accessed December 7,2016) (in Russ.).

4. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eo_

E5kLF2A (Accessed December 20, 2016) (in Russ.).

5. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QVIhqjKT-rg (Accessed December 20, 2016) (in Russ.).

6. URL:https://www.youtube.com/watch?v=ru7hqyEIDjQ (Accessed December 20, 2016) (in Russ.).

7. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vKim Jc95hX0 (Accessed December 20, 2016) (in Russ.).

8. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XMNv G3w5Dm0&t=3s (Accessed December 7,2016) (in Russ.).

9. VRossiipoiavitsia novyi obrazovatel'nyi standart po vostokovedeniiu [Russia will Have a New Educational Standard for Oriental Studies]. URL: https://ria.ru/so-ciety/20161026/1480012358.html (Accessed December 20, 2016) (inRuss.).

10. Vasil'eva reshila otmenit' reformuproshlogo ru-kovodstva Minobrnauki po vostokovedeniiu [Mrs. Va-siljeva Decided to Cancel the Reform of the Past Leadership of the Ministry of Education for the Oriental Studies] (Accessed December 7, 2016) (in Russ.).

11. Maslov: v RF ne khvataet kvalifitsirovannykh vostokovedov [Mr. Maslov: Russia Lacks Qualified Orientalists] (Accessed December 18, 2016) (in Russ.).

12. Mikhail Piotrovskii: Vostokovedenie i afrikani-stika ne budut vkliucheny v politologiiu [Dr. Mikhail Piotrovsky: Oriental and African Studies will not Be Included into Political Science] (Accessed December 6, 2016) (inRuss.).

13. Obrazovatel'nyi blog kafedry arabskoi filolo-gii FV DGU [Educational Blog of the Department of Arabic Philology, Faculty of Oriental Studies, the Daghestan State University] (Accessed December 7, 2016) (in Russ.).

14. Piotrovskii: otkaz ot kursa "Vostokovedenie" ne-gativno skazhetsia na podgotovke diplomatov [Dr. Piotrovsky: the Rejection of the Subject "Oriental Studies" will Negatively Affect the Training of Diplomats] (Accessed December 6, 2016) (in Russ.).

15. Tikaev, G.G. Arabskii iazyk: posobiepo domas-hnemu chteniiu [The Arabic Language: A Guide for Home-Reading]. Makhachkala: Daghestan State University press, 2016. 205 p. (in Russ.).

16. Tikaev, G.G. Egipetskii istoricheskii roman (3040-e gg. XXveka) [Egyptian Historical Novel (30-40s of the 20th Century)]. Moscow: Muravey press, 2003. 125 p. (in Russ.).

17. Tikaev, G.G., Germanovich, A.V. Uchebno-me-todicheskoe posobie po perevodu materialov sovremennoi arabskoi pressy (vizity, vstrechi, peregovory) [Textbook on the Translation of Modern Arabic Press (Visits, Meetings, Negotiations)]. Moscow: Klyuch-C Publishing house, 2002. 43 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.