ным выходом в сложившейся ситуации может стать дистанционное образование. В целом развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжает идти достаточно активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой - развитие информационных технологий и связанный с ним постоянный рост интернет-аудитории.
Для России система дистанционного обучения имеет особое значение. Это обусловлено огромной территорией, относительно невысокой плотностью населения, концентрацией высших учебных заведений в крупных городах и традициями еще советского заочного образования, однако существующие на сегодняшний день формы предоставления образовательных услуг российской системой высшего профессионального образования не соответствуют потребностям как экономики страны, так и постоянно меняющегося рынка труда. В силу сложных финансовых условий многие молодые люди вынуждены совмещать работу и учебу и не всегда могут регулярно посещать занятия. Модернизация экономики и социальной сферы Российской Федерации требует переподготовки кадров по многим специальностям. У наших соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, часто возникают сложности при получении высшего профессионального образования. На основе вышеуказанных факторов можно говорить, что решением этих проблем и реальной альтернативой традиционным формам получения образования является развитие в РФ системы дистанционного образования.
О. Н. Апанасенко
Проблемы воспитания будущего семьянина в современной педагогике
В гражданском правовом обществе семья - сфера приватной жизни человека, в которой он реализует свои важные права и свободы, интересы которой являются приоритетными.
Семья всегда остается основным институтом ранней социализации личности. Семейное воспитание является автономным и осуществляется родителями в соответствии с их личными убеждениями. При этом своим поведением, стилем и образом жизни родители воспитывают семьянина, отчасти моделируют семью следующего поколения.
В современных условиях при неуклонно увеличивающемся числе разводов отмечается явное невыполнение семьей ее функций - рождаемость и качество семейного воспитания ниже того уровня, в котором заинтересовано государство, а превращение развода в атрибут брака не дает психологической уверенности супругам. Следовательно, в полной мере в отношении семьи не
155
оправдываются ожидания ни общества, ни отдельной личности. Это говорит о том, что семья переживает кризис, это признано на всех уровнях. Современное состояние брачно-семейных отношений побуждает к поиску причин, породивших кризис, с целью их устранения, в том числе и педагогическими методами.
Уже исторически подтверждено, что семью скрепляют общие интересы, взаимное уважение, общее чувство ответственности за судьбу близких. Поэтому путь к упрочению семьи лежит через воспитание и развитие чувства взаимной ответственности ее членов, самоконтроль, осознание ценности семейной жизни, повышение педагогической культуры родителей, воспитание будущего семьянина.
В целом поведение семьи подчинено социальным нормам, которые складываются в ходе исторического развития, формируются длительное время и сравнительно устойчивы. Поэтому основная цель воспитательной работы - содействие педагогическими методами укреплению семьи, приобщение ее к новым социальным нормам, усвоение этих норм молодым поколением.
Государственная социальная политика в области воспитания семьянина может рассматриваться как систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов и образовательно-воспитательных учреждений разного уровня, направленная на осуществление крупномасштабных задач развития и совершенствования института семьи, формирование качеств человека-семьянина на основе комплекса мер непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия.
Семьянин - одна из традиционных социальных ролей личности, которая предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от индивида. Это многомерное понятие, проявление которого зависит от ценностей, принятых каждой семьей, конкретной семейной ситуации. Главное образование в личности семьянина - психологическая готовность к семейной жизни. В структурном отношении такая готовность представлена мотивационно-ценностным, интеллектуально-познавательным,
действенно-практическим и эмоционально-волевым компонентами.
Воспитание будущего семьянина - сложный социальнопедагогический процесс. По своему назначению он многофункционален.
Функции воспитания будущего семьянина: мировоззренческоаксиологическая, мотивационно-мобилизующая, информационнокоммуникативная, обучающее-конструктивная, профилактико-перевоспитующая.
По объективным социально-психологическим причинам усиливаются негативные процессы в сфере брачно-семейных отношений. Государство несколько самоустранилось от семейной политики. Вместе с тем русская национальная идеология должна включать
156
семейные ценности. На наш взгляд, в обществе нет системы добрачного воспитания молодого поколения, недостаточно используется потенциал общего, дополнительного и профессионального образования. В концепции развития современного образования не заложены механизмы и способы реализации педагогической деятельности по воспитанию будущего семьянина. Отсутствует научнообоснованная стратегия и педагогические условия успешного осуществления этого процесса. Ну и, конечно, к воспитанию будущего семьянина не готовы педагогические кадры (педагоги, воспитатели, преподаватели).
Какие основные идеи концепции воспитания будущего семьянина предлагаются?
Воспитание будущего семьянина - приоритетная задача педагогики, так как семья - основной и единственный социальный институт воспроизводства поколений, от качества жизни семьи и ее воспитательного потенциала зависит судьба государства.
Ключевым понятием в воспитании будущего семьянина должно стать понятие «система».
Содержание «Закона об образовании» должно быть ориентировано на формирование и свободное развитие личности детей, оказание им поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качеств патриота, гражданина, семьянина-родителя.
Педагоги и семья должны сотрудничать во взаимном интересе. Семья в первую очередь дает ребенку образец семейного воспитания, культуры семейных отношений и быта, педагоги обучают навыкам конструктивного общения, сотрудничества.
Культура и просвещенность в области развития семейных отношений должны стать главными компонентами сознания человека-семьянина.
При воспитании будущего семьянина необходимо сосредоточить усилия на создании воспитательного пространства, воспитывающей среды, это необходимое условие становления личности учащегося не только в рамках общеобразовательного учреждения, но и за его пределами (система дополнительного образования, театр и т. д.).
Основным параметром воспитанности будущего семьянина выступает психологическая готовность к семейной жизни, предполагающая принятие семьи, брака и родительства как общечеловеческих ценностей, наличие развитой Я-концепции семьянина, толерантность, ответственность, адаптивность и др.
На основе социально-педагогической парадигмы необходимо выдвинуть стратегию воспитания будущего семьянина, суть которой заключается в создании системы добрачного воспитания молодежи, сочетающей в себе комплекс непротиворечивых и позитивных вос-
157
питательных воздействий на подрастающее поколение в условиях приоритета интересов семьи и государственной социальной политики.
Данная стратегия воспитания предусматривает:
• создание правовой и законодательной базы, организационной структуры социально-психологической и социальнопедагогической помощи семье;
• расширение и качественное изменение информационного поля, в котором происходит воспитание;
• развитие в обществе культуры семейных отношений и здорового образа жизни;
• позитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности учебных заведений в условиях интеграции общего, дополнительного и профобразования;
• объединение всех субъектов воспитания будущего семьянина с привлечением сотрудников и непедагогических институтов;
• учет личностных и средовых факторов развития личности будущего семьянина в каждом индивидуальном случае.
Важно при этом строить воспитательный процесс на общеметодологических подходах: комплексном, системном, субъектном, используя принципы детерминизма, развития и гуманизма.
Воспитание будущего семьянина может осуществляться эффективно только как система, как целостный процесс организации всей жизни учащихся, формирующий ценностное отношение к браку, психологическую готовность к семейной жизни.
Научно-обоснованное отношение к процессу воспитания будущего семьянина состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект различных жизненных отношений учащихся.
Задача педагога - выявить то главное, что представляет собой основообразующее начало личности семьянина, позволяющее выстроить и сохранить гармоничные семейно-брачные отношения. В основе диагностики - психологическая готовность к браку, семейной жизни. Существуют различные показатели и критерии эффективности процесса воспитания будущего семьянина, мы предлагаем в данной статье метод оценки воспитания по направлениям педагогического воздействия.
1. Воспитание гуманистической направленности личности будущего семьянина.
Критерии оценки: осознание семьи как ценностного социального института; личностное осмысление ценностей семьи и брака; положительный эмоциональный настрой на создание и сохранение семьи; способность к сопереживанию, оказание помощи близкому человеку; понимание ценности и уникальности личности каждого члена семьи.
158
2. Воспитание нравственной направленности личности будущего семьянина.
Критерии оценки: нравственная направленность личности; степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков, привычек; нравственной требовательности к себе и людям.
3. Воспитание практической направленности личности будущего семьянина.
Критерии оценки: осознание необходимости труда на благо семьи; трудолюбие; хозяйственность; владение знаниями в области семейной педагогики, в том числе народной педагогики; принятие норм здорового образа жизни; сформированность коммуникативной культуры.
4. Воспитание творческой направленности личности будущего семьянина.
Критерии оценки: принятие творческого характера поведения семьянина; осмысление ценности самосовершенствования себя как супруга и родителя.
5. Воспитание самоактуализированности будущего семьянина.
Критерии оценки: умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей в жизнедеятельности семьи; обладание способностью к рефлексии.
Выбор методики оценки эффективности воспитательных воздействий и достижения цели воспитания будущего семьянина определяется педагогом и не имеет существенного значения для реализации концепции.
О. Н. Апанасенко, С. Г. Малюков Ответственность личности и уровень ее социальности
В сфере обыденного, вненаучного сознания личность - это человек, который существенным образом отличается от основной массы населения страны, от своих современников. Как правило, он обладает недюжинным умом, силой воли, способностью творить добро и зло. У каждой исторической эпохи и у каждого народа свое видение мира и понимание личности - героя, творца, государственного деятеля.
В научном понятии «личность» отражается высший результат изменений психической организации человека под влиянием социокультурных факторов. Сознание и личность характеризуются как социальные качества человека, которые определяются формами взаимодействия действительных индивидов, их социальных общностей со сферой духовной культуры общества в процессе материального производства.
Основные черты личности формируются в результате интерио-ризации социальных ценностей, норм, правил в процессе совмест-
159