Научная статья на тему 'Проблемы военно-морской политики кайзеровской Германии рубежа XIX-XX вв. В трудах современных западносибирских историков'

Проблемы военно-морской политики кайзеровской Германии рубежа XIX-XX вв. В трудах современных западносибирских историков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКАЯ ПОЛИТИКА / КАЙЗЕРОВСКАЯ ГЕРМАНИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / NAVAL POLICY / KAISER GERMANY / NATIVE HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисенко Михаил Васильевич

При общей характеристике отечественной историографии проблем внешней политики кайзеровской Германии конца XIX начала XX в. рассмотрены и охарактеризованы труды современных историков Западной Сибири по военно-морской тематике, определены основные результаты, обусловившие их оригинальность и значимость для российской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Борисенко Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Naval Policy of Kaiser Germany at the Turn of the 19th-20th Centuries in the Works of Modern West Siberian Historians

From the perspective of general characteristics of native historiography of the problems of foreign policy of Kaiser Germany at the end of the19th the beginning of the 20th centuries, the works of modern West Siberian historians on naval subject are considered and characterized in the article, and the major factors which have caused their originality and the importance for the Russian science are defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы военно-морской политики кайзеровской Германии рубежа XIX-XX вв. В трудах современных западносибирских историков»

ИСТОРИЯ

М. В. Борисенко

ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ РУБЕЖА XIX-XX вв.

В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ ИСТОРИКОВ

При общей характеристике отечественной историографии проблем внешней политики кайзеровской Германии конца XIX — начала XX в. рассмотрены и охарактеризованы труды современных историков Западной Сибири по военно-морской тематике, определены основные результаты, обусловившие их оригинальность и значимость для российской науки.

Ключевые слова: военно-морская политика, кайзеровская Германия, отечественная историография.

M. Borisenko

Problems of naval policy of Kaiser Germany at the Turn of the 19th-20th Centuries in the Works of Modern West Siberian Historians

From the perspective of general characteristics of native historiography of the problems offoreign policy of Kaiser Germany at the end of thel9 th — the beginning of the 20th centuries, the works of modern West Siberian historians on naval subject are considered and characterized in the article, and the major factors which have caused their originality and the importance for the Russian science are defined.

Keywords: naval policy, Kaiser Germany, native historiography.

Отечественные ученые внесли весомый вклад в изучение проблем германской истории. На протяжении не одного столетия они обращались к изучению наиболее острых и значимых вопросов прошлого немецкого государства на разных этапах его существования. Наиболее интересным и плодотворным периодом в развитии российской германистики представляется время после 1918 г., наполненное организационными переустройствами, идеологическими метаморфозами, научными поисками и достижениями [4]. Еще на начальной фазе становления советской исторической науки (1918-1945 гг.) в рамках обширных иссле-

дований по истории международных отношений ученые обратились к проблеме внешней политики кайзеровской Германии и ее ответственности за развязывание Первой мировой войны [4, с. 33-34]. При этом было обращено особое внимание на стратегию германского империализма по созданию мощного военно-морского флота, призванного обеспечить реализацию планов достижения мирового господства. По убеждению таких историков, как Е. В. Тарле [42], Н. П. Полетика [5], В. М. Хвостов [50], морские амбиции немцев привели к формированию неразрешимого германоанглийского антагонизма, ставшего одним

из важных факторов, обусловивших неизбежность широкомасштабной войны.

В послевоенный период (1950-1980-е гг.) тема военно-морской политики кайзеровской Германии прямо или косвенно продолжала оставаться предметом серьезных научных изысканий отечественных историков. Среди трудов, написанных в это время, особо можно выделить книгу Н.П. Полетики [6], статьи

В. А. Алафузова [1; 2], Б.М. Туполева [43], Н.Ф. Сокольской [41], обобщающие монографии В. М. Хвостова [51], Ф. А. Ротштейна [9], А.С. Ерусалимского [3]. В них представлен и проанализирован обширный фактологический материал, касающейся гонки морских вооружений между Германией и Великобританией в контексте развития международных отношений в начале XX в., поставлен и принципиально решен вопрос об особой ответственности германского империализма за начало Первой мировой войны. Кроме того, были изучены некоторые аспекты внутриполитических и внешнеполитических последствий принятия флотских законов 1898 и 1900 гг. и новелл 1906, 1908 и 1912 гг., рассмотрены немецкие оперативные планы войны против британцев на море. В целом можно констатировать, что советские историки не только актуализировали изучаемую тему в отечественной историографии, но и сделали немало для ее исследования. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на достигнутые результаты, говорить о полной исчерпанности научной проблемы не приходится. Примечательно, что об этом свидетельствовали и труды зарубежных ученых, опубликованные за последние 20 лет [60; 61; 62; 63; 64].

С начала 90-х гг. XX в. в российской исторической науке стали происходить серьезные изменения. Они касались перехода на платформу плюралистического методологического подхода, возможности более широкого, чем это было ранее, привлечения источников из иностранных архивов. Все это позволяло обращаться к освещению лакун-ных или слабо изученных сторон военно-

морской политики кайзеровской Германии. К началу XXI столетия в Западной Сибири сформировалось небольшое научное сообщество отечественных германистов. Оно стремилось не только сохранить традиции предшествующего поколения историков, но и приумножить их через собственные изыскания. Его основу составляют исследователи С. П. Шилов, С. Н. Синегубов и В. Д. Убилава, работающие в Тюменском государственном университете и Ишимском го -сударственном педагогическом институте им. П. П. Ершова. Первые два историка являются учениками известного ленинград-ского-петербургского ученого К. Б. Виноградова, создавшего в отечественной историографии большую школу историков-международников.

Свои изыскания в области внешней и военно-морской политики кайзеровской Гер -мании С. П. Шилов и С. Н. Синегубов начали проводить еще во второй половине 80-х гг. XX в., обучаясь, как и автор данной статьи, в аспирантуре кафедры новой и новейшей истории исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова [19, с. 90-92; 22, с. 187-201]. В последующие годы интерес к этой проблеме не только не ослаб, а, напротив, усилился. Не в последнюю очередь это было обусловлено возможностью работать в архивах ФРГ и Норвегии и использовать ранее не известные для российских исследователей источники. Изучение новых материалов открыло нетрадиционное видение направленностей внешнеполитической стратегии и военно-морской политики немецких властей в конце XIX — начале XX вв.

Между историками сложилась своеобразная «специализация» научных интересов. С. П. Шилов сосредоточился на освещении военно-морских проблем, которые существовали между кайзеровской Германией и Россией, а С. Н. Синегубов стал уде -лять пристальное внимание анализу германо-британских морских противоречий.

Работы С. П. Шилова условно можно разделить на три научных ряда. Первый из них посвящен изучению различных вопросов непростых германо-российских отношений в политической и морской сферах на этапе 1897-1914 гг. Второй ряд включает исследования, в центре которых стоят историографические аспекты темы. Наконец, третий — объединяет статьи источниковедческой направленности. В пределах данной обзорной статьи краткому рассмотрению подлежат лишь наиболее важные и заметные работы отмеченных трех групп. Во второй половине 90-х гг. XX в. историк опубликовал статью, где всесторонне изучил расклад политических сил в рейхстаге накануне принятия первого флотского закона [56, с. 35-40]. По причине значимости партии «Центра» в парламенте и с учетом ее прежней оппозиционности при рейхсканцлере О. Бисмарке внимание в статье уделено было именно этой политической организации. Автор вскрыл внутренние и внешние побудительные мотивы, обусловившие в итоге поддержку «центристами» правительственного плана усиления флота.

С первых годов XXI в. С. П. Шилов в своих работах сделал упор на исследование германо-российской морской проблематики. Ее рассмотрение он вел в нескольких плоскостях : военной, политической и экономической. Экономическая составляющая нашла отражение в статье, анализировавшей действия германских фирм на российском судостроительном рынке накануне Первой мировой войны [55, с. 110-120]. Речь шла о таких ведущих компаниях, как «Вулкан», «Шихау», «Блом унд Фосс» и «Германиа». Приводимые автором сведения красноречиво говорили об их успехах. Однако, как отмечает историк, экономические преимущества германского капитала в судостроительной сфере не оказали серьезного воздействия на внешнеполитическую ориентацию российского правительства, хотя к этому стремилось военно-морское и политическое руководство Германии, оказывая всемерную

поддержку немецким фирмам в борьбе за «: русский рынок». Исследователь показывает, что проантантовская политика официального Петербурга накануне войны не только не поколебалась, а, напротив, окрепла и привела к отказу от германских услуг в возрождении морской мощи страны.

Военно-политическому аспекту взаимоотношений Германии и России в конце XIX — начале XX в. посвящена другая работа С. П. Шилова [53, с. 27-41]. В ней рассматривается проблема возможного заключения морского соглашения между двумя государствами. На основе тщательного изучения немецких архивных материалов автор пришел к выводу о том, что военно-морские круги Германии в проводимой ими внешнеполитической игре не считали карту союза с Россией козырной. Они, безусловно, пытались ее использовать в собственных интересах, шантажируя главных внешних противников. Однако, по заключению историка, в целом военно-морское руководство рейха в лице статс-секретаря А. Тирпица считало союз с Россией бесперспективным со всех точек зрения и даже опасным для Германии.

Несомненно, важным этапом в эволюции отношений между двумя державами стало время русско-японской войны 1904-1905 гг. С. П. Шилов, характеризуя его в одной из своих статей, отмечает отсутствие строгой системности в военно-морской политике Германии [59, с. 52-68]. Морское ведомство во главе с А. Тирпицем, пишет он, было то против военного конфликта, то провоцировало его, то выступало за быстрое заключения мира. Подобное «шатание» исследователь объясняет пресловутым «английским фактором», который в немалой степени диктовал тактику действий германских властей в 1904-1905 гг.

Подробное и разностороннее изложение проблем германо-российских отношений в военно-морской сфере получило в книге ученого, изданной в 2004 г. [54]. На основе богатого отечественного и зарубежного архивного материала, а также исследователь-

ской литературы ученый выделил и охарактеризовал этапы их развития. Автор указывает, в частности, на важность 1897-1903, 1904-1905 и 1906-1914 гг. в истории двухсторонних отношений. Если в 1897-1905 гг., по его мнению, в Берлине еще обсуждали вопрос возможности союза с Россией, то после 1906 г., а еще в большей степени после 1908 г., там уже готовились к предстоящей конфронтации с Россией. Такой переход политики «от мира к войне» историк объясняет воздействием все того же «английского фактора», который был определяющим во внешней политике немецких властей. Подобная трактовка германороссийских взаимоотношений с очень большими подробностями и нюансами выглядит вполне логичной и убедительной.

Из источниковедческих и историографических статей С. П. Шилова заслуживают внимания публикации, появившиеся в 2011-2012 гг. [52, с. 117-122; 57, с. 202206]. В одной из них дается анализ делопроизводственной документации по истории германо-русских отношений на море, которую автор делит на четыре группы и показывает значимость каждой из них для раскрытия изучаемой темы. В другой — исследователь характеризует монографию С. Н. Синегубова и определяет место этого труда в исследованиях по истории военноморской политики кайзеровской Германии.

С. Н. Синегубов, как уже отмечалось выше, приоритет в своих изысканиях отдал теме германо-английского морского соперничества в предвоенные годы. Несмотря на многолетнее ее изучение как отечественными, так и зарубежными авторами, она по-прежнему имеет немало спорных или не совсем ясных аспектов, требующих дополнительных разъяснений, новых интерпретаций. Интерес к работам С. Н. Синегубова определяется несколькими факторами. Как правило, отечественные и иностранные ученые изучали проблематику флотского антагонизма между двумя государствами с « английской стороны», т. е. уделяя перво-

степенное внимание действиям британских властей, пытавшихся нейтрализовать усилия немцев по выводу своего флота на вторые позиции в мире. А Синегубов подошел «неклассически» к решению проблемы. Он перемещает акцент исследований, делая упор на анализе политики германского руководства, стремившегося с помощью быстро строящегося военного флота обеспечить стране «место под солнцем».

Несомненно, заслуживает внимания анализ автором проблемы германско-английского морского соперничества и выделение в ней ее составляющих. В частности, историк скрупулезно изучает переговоры между Берлином и Лондоном, как на официальном, так и на неофициальном уровнях относительно возможности заключения флотского и политического соглашений. Эти договоры, в случае их подписания, реально могли бы снять остроту противоречий не только между двумя странами, но и разрядить напряженность в Европе и в мире в целом. С. Н. Синегубов последовательно выделяет ряд этапов в диалоговом процессе, начавшемся в 1906 г. [12, с. 191-198; 25, с. 262-273]. Представленная периодизация, по убеждению ученого, обусловливается активностью переговаривающихся сторон в связи с подготовкой к принятию флотских новелл 1906, 1908, 1912 гг., а также особыми усилиями рейхсканцлеров Б. Бюлова и Т Бетман-Гольвега уговорить англичан принять их предложения с тем, чтобы прорвать кольцо «политической изоляции» Германии.

Автор определяет знаковые временные отрезки в двухсторонних отношениях. К ним он относит вторую половину 1906— 1907 гг. [25, с. 262-273], 1907 — первую половину 1908 гг. [26, с. 44-58], вторую половину 1908 — первую половину 1909 гг. [38, с.110-119]. Внутри этого периода, по мнению историка, особое место занимали под-этапы с ноября 1908 по февраль 1909 гг. [13, с. 95-104] и начала февраля 1909 по конец марта 1909 гг. [29, с. 55-65]. Далее, по мнению историка, значимым являлось время с

ноября 1909 по конец июля 1910 гг. [14, с. 108-114], августа 1911 по февраль 1912 гг. [21. с. 133-138; 39, с. 41-46]. Как показывает ученый, завершался переговорный процесс февралем — мартом 1912 г., который и определил «точку невозврата» и окончательно настраивал государства на войну [17, с. 118-123; 31, с. 91-96]. Следовательно, представленный исследователем анализ каждого из этапов позволяет раскрыть объективные и субъективные причины краха переговоров между властями двух стран.

Другой значимой проблемой, проанализированной С. Н. Синегубовым, стали кризисные, на грани начала войны, моменты во взаимоотношениях государств. Подробное рассмотрение историком событий конца 1904-1905 гг. [34, с. 202-210], весны 1909 г. [35, с. 109-116], июля — ноября 1911 г. [36, с. 37-45] доказывает, что удержание ситуации на «грани срыва в военную пропасть» было обусловлено не только «лояльностью» немецкой стороны. Автор убедительно показывает, что, безусловно, страх германского руководства в лице кайзера Вильгельма II и военно-морского статс-секретаря А. Тир-пица потерять в одночасье не до конца построенный флот принуждал Берлин идти на попятную. Вместе с тем и англичане, несмотря на воинственные заявления первого лорда Адмиралтейства Дж. Фишера, также не были еще готовы к боевым полномасштабным действиям. Однако нереализованное военное напряжение двух сторон неизбежно должно было привести к войне.

На основе накопленных и изученных отечественных, зарубежных исследовательских и архивных материалов в 2009 г. С. Н. Синегубов опубликовал монографию

« Упорство против силы: германо-

английское морское противостояние в 19001914 гг.» [37]. Здесь комплексно был решен целый ряд задач, которые позволили в наибольшей степени раскрыть влияние строительства флота на отношения кайзеровской Германии с Великобританией перед Первой мировой войной. Речь идет об определении

военно-политических факторов, повлиявших на формирование антагонизма двух стран Запада на море, о выделении и характеристике основных этапов германоанглийского флотского соперничества в 1900-1914 гг. Автору удаётся исследовать политические кризисы в двухсторонних отношениях конца 1904-1905 гг. и июля — ноября 1911 г. на фоне активных действий Берлина по наращиванию морских вооружений. В достаточной степени в книге раскрыто влияние германского флотского законодательства на попытки урегулировать морскую проблему двух государств. Выявлены и подробно охарактеризованы этапы переговоров представителей Берлина с уполномоченными лицами Британии по вопросам не только военно-морского, но и политического соглашений. Проанализированы причины неудач германо-английского « согласительного» процесса и раскрыта роль в этом Вильгельма II и А. Тирпица. Общий вывод, к которому приходит ученый: гонка морских вооружений между Германией и Великобританией привела в итоге к мировой войне и ответственность за это в равной степени несут оба государства.

Ряд статей С. Н. Синегубова посвящён историографическим аспектам изучаемой проблемы. Вполне понятно и объяснимо, что внимание было уделено рассмотрению, прежде всего, отечественной, германской и англоязычной научной литературы [32, с. 144-147; 27, с. 94-96; 40, с. 266-270; 23, с. 124-131; 16, с. 200-203; 10, с. 11-14]. Это позволило оценить достижения историков разных стран в исследовании военноморской политики Германии в предвоенные годы, выявить малоизученные или дискуссионные вопросы, требующие дальнейшего исследования. Одним из таких «проблемных вопросов», как показал С. Н. Синегубов в одной из своих работ [20, с. 168-172], является вопрос об особой «агрессивной природе германского маринизма». Этот, казалось бы, незыблемый в исторической литературе тезис был поставлен под сомнение

норвежским исследователем Р. Хобсоном. Главная мысль его рассуждений сводится к тому, что в конце XIX — начале XX вв. бум флотского строительства охватил все страны мира. Германия в этом отношении не являлась исключением. Потому говорить о какой-то исключительной «немецкой морской специфике» не приходится. Поэтому С.

Н. Синегубов анализирует используемые Р. Хобсоном аргументы, показывает их сильные и слабые стороны.

Изучение темы потребовало от историка раскрытия и некоторых вопросов источниковедческого характера, что нашло отражение в написанных им статьях. Так, в одной из статей Синегубова [15, с. 123-126] дается оценка донесениям германского военноморского атташе в Лондоне В. Виденмана периода 1907-1912 гг. как очень ценных исторических документов для изучения военно-технических, экономических, политических сторон германо-британского морского соперничества. Анализ посланий, как показывает автор, позволяет понять методы работы атташе, познакомиться с основным кругом источников получения им нужной информации. Это, несомненно, характеризует степень объективности и полноты депеш, что должно определять позитивное к ним отношение исследователей.

Последние несколько лет С. Н. Синегу-бов и С.П. Шилов ведут совместные исследования в области истории военно-морских взаимоотношений кайзеровской Германии с Великобританией и Россией в конце XIX — начале XX вв. [31, с. 91-96]. Одной из новых работ стала статья, опубликованная во втором номере «Вестник ТюмГУ» за 2013 г. [33, с. 42-55]. Авторы на основе оригинальных немецких архивных материалов впервые в отечественной историографии дали всестороннюю характеристику суждениям германских представителей о российских адмиралах и флоте. На основе рассмотренного материала они показали, как сведения немецких морских атташе в Петербурге влияли на формирование политики в отношении

России со стороны ведомства А. Тирпица, в том числе и по такому важному вопросу, как заключение морского союза.

Если С. П. Шилов и С. Н. Синегубов занимаются внешними аспектами военноморской политики кайзеровской Германии, то молодой тюменский историк В. Д. Убила -ва в своих работах анализирует ее внутренние составляющие. В частности, он изучает вопросы флотских агитационных кампаний Второго рейха рубежа XIX-ХХ вв. Уделив должное внимание анализу отечественной историографии по этой проблеме [44, с. 113-117; 46, с. 109-111], он сосредоточился на освещении различных сторон создания Информационного бюро германского военно-морского ведомства как одного из главных координаторов флотской пропаганды в Германии [48, с. 31-34]. Исследователь показал, что одна из главных причин провала прежних попыток кайзера Вильгельма II и его морского министра Ф. Гольмана законодательно добиться усиления германского флота заключалась в слабой пропаганде в немецком обществе. Поэтому вполне понятно, что А. Тирпиц, став главой военноморского ведомства в 1897 г., устранил этот недостаток путем формирования Информационного бюро. Автор убедительно доказывает, что новый военно-морской статс-секретарь не только осознал значимость пропаганды в деле «воодушевления масс», но и возвел ее на недосягаемую высоту.

В последующих статьях В. Д. Убилава проанализировал деятельность Информбюро за 1897-1900 гг., т. е. в период, когда были подготовлены и утверждены 1 и 2-й флотские законы [45, с. 168-174; 47, с. 135140]. Историк раскрыл особенности приемов и методов работы бюро с прессой самой разной политической направленности и с другими «каналами» донесения «правды о флоте» до народа. При характеристике пропагандистских кампаний 1897-1900 гг. ученый отмечает одну особенность. По его мнению, она заключалась в «синусоидальности» — от всплесков до успокоения. Это,

как полагает историк, объясняется учетом сотрудниками Информбюро в своей работе целого ряда факторов. Среди них немаловажным являлось выявление состояния « народного духа», то есть определения степени усталости от пропагандируемой идеи.

В совместной работе С. П. Шилова и В. Д. Убилавы вскрыта и охарактеризована специфика профлотской идеологической обработки разных слоев населения Второго рейха, проводимая Информационным бюро [49, с. 31-34]. Именно таким «дифференцированным подходом», учитывающим социально-экономические, политические, возрастные, половые, религиозные, образовательные и другие аспекты, исследователи объясняют успех пропаганды идеи «сильного флота» в германском обществе.

Подводя итог краткому рассмотрению работ западносибирских историков по про-

блемам военно-морской политики кайзеровской Германии рубежа XIX-XX вв., можно отметить разнообразие тематик и глубину исследований, оригинальность в изложении и трактовке событий, фундаментальность выводов. Это стало возможным благодаря тому, что историки учли предшествующий накопленный в отечественной и зарубежной историографии исследовательский материал, привлекли и ввели в научный оборот ранее не известные российские и немецкие архивные материалы и подошли к его анализу с плюралистических методологических позиций.

Несомненно, что труды С. П. Шилова,

С. Н. Синегубова и В. Д. Убилавы обогатили отечественную историографию по «германской военно-морской тематике», актуализировали ее и вывели на новый уровень изученности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алафузов В. А. Гросс-адмирал Тирпиц и его воспоминания // Воспоминания. М., 1957. С. 30-43.

2. Алафузов В. А. Доктрины германского флота. М.: Воениздат, 1956. 190 с.

3. Ерусалимский А. С. Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 608 с.

4. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М.: Простор, 2000. 432 с.

5. ПолетикаН. П. Возникновение мировой войны. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. 728 с.

6. Полетика Н. П. Возникновение Первой мировой войны (июльский кризис 1914 г.). М.: Мысль, 1964. 606 с.

7. Полетика Н. П. Гросс-адмирал Тирпиц и германские планы войны. К истории внешнеполитических и военных планов германского финансового капитала // Труды Среднеазиатского гос. ун-та. Вып. XLV. 1953. С. 101-121.

8. Полетика Н. П. Гросс-адмирал Тирпиц и его «Воспоминания» // Воспоминания. М., 1957. С. 3-29.

9. Ротштейн Ф. А. Международные отношения в конце XIX в. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 705 с.

10. Синегубов С. Н. Англоязычная историография германо-британского морского соперничества начала XX в. // XXIII Ершовские чтения: Межвуз. сб. науч. статей. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. С. 11-14.

11. Синегубов С. Н., Шилов С. П. Военно-морская идея Германии в пропагандистской литературе конца XIX — начала XX вв. // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 1. С. 8-14.

12. Синегубов С. Н. Германо-английские военно-морские противоречия и проблема разоружения в 1906-1907 гг. // Альманах современной науки и образования. 2008. № 6 (13). С. 191-198.

13. Синегубов С. Н. Германские ведомства и проблема заключения германо-британского флотского соглашения в период ноября 1908 г. — февраля 1909 г. // Тюменский исторический сборник. Вып. 11. Тюмень, 2008. С. 95-104.

14. Синегубов С. Н. Германское руководство и проблема флотского соглашения с Великобританией в период ноября 1909 г. — конца июля 1910 г.: переговорная пауза // Науч. проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 12(2). С. 108-114.

15. Синегубов С. Н. Донесения германского военно-морского атташе в Лондоне Виденмана в 1907— 1912 гг. как один из источников изучения истории германо-британского морского соперничества в начале XX в. // Документ в контексте универсальных практик: Мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. 12-13 ноября 2007 г. Тюмень, 2007. С. 123-12б.

16. Синегубов С. Н. Исследование идеологии европейского маринизма на рубеже XIX-XX вв. // Европа: междунар. альманах. Вып 8. Тюмень, 2008. С. 200-203.

17. Синегубов С. Н. Миссия британского военного министра Холдена в Берлин в феврале 1912 г. и неудавшаяся попытка заключения германо-английского морского соглашения // Тюменский исторический сборник. Вып. 10. Тюмень, 2007. С. 118-123.

18. Синегубов С. Н. Начало канцлерства Бетман-Гольвега и попытка заключения германо-английского флотского соглашения (июль — ноябрь 1909 г.) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Обществ. и гум. науки. 2008. № 11(бб). С. 24б-252.

19. Синегубов С. Н. Некоторые вопросы империалистической внешней политики кайзеровской Германии на страницах журнала «Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft» // Вестник Ленинградского государственного университета: Сер. История, язык, литература. 198б. № 3. С. 90-92.

20. Синегубов С. Н. Новый подход в западной историографии германской военно-морской политики начала XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 3. Ч. 2. С. 1б8-172.

21. Синегубов С. Н. Обсуждение вопроса усиления флота Германии и германо-английские отношения в августе 1911 — феврале 1912 гг. // Научное обозрение. 2008. № 1. С. 133-138.

22. Синегубов С. Н. Политика Германии в Польше, Прибалтике и Финляндии в годы Первой мировой войны в освящении западногерманской буржуазной историографии // Вопросы историографии всеобщей истории / Под ред. Б. Г. Могильницкого, И. Ю. Николаевой. Томск, 198б. С. 187-201.

23. Синегубов С. Н. Особенности западногерманской историографии военно-морской политики кайзеровской Германии в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. История. 2013. № 2. С. 124-131.

24. Синегубов С. Н. Особенности развития прусско-германского флота в конце 40-90-х гг. XIX в. // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. История. 2012. №2. С. 110-11б.

25. Синегубов С. Н. Подготовка к принятию флотской новеллы 190б г. в Германии и германоанглийские отношения // Альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв. № б. Альбионика. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. С. 2б2-273.

26. Синегубов С. Н., Байкенов А. О. Подготовка к принятию флотской новеллы 1908 г. и германоанглийские отношения в 1907 — первой половине 1908 гг. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2013. № 1. С. 44-58.

27. Синегубов С. Н. Последние усилия рейхсканцлера Б. Бюлова на посту рейхсканцлера заключить германо-английское соглашение по флоту в апреле — июле 1909 г. и их неудача // Европа: Междунар. альманах. Вып. 8. Тюмень, 2008. С. 101-109.

28. Синегубов С. Н. Проблема германо-английского морского соперничества в конце XIX — начале XX в. в отечественной историографии // Историк и его эпоха: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф., по-свящ. памяти профессора В. А. Данилова (24-25 апреля 2007). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. С. 94-9б.

29. Синегубов С. Н. Проблема германо-английского флотского соглашения на этапе начала февраля

— конца марта 1909 г. // Научные ведомости Белгородского университета. 2009. Т. 15 (70). Вып. 12. С. 55-б5.

30. Синегубов С. Н. Проблема договора об обмене информации о строящихся военно-морских судах в германо-английских отношениях 1909-1912 гг. // Научное обозрение. 2007. № б. С. б9-74.

31. Синегубов С. Н., Шилов С. П. К проблеме германо-английского флотского и политического соглашения в феврале — марте 1912 г. // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2009. № 1. С. 91-9б.

32. Синегубов С. Н. Российские историки о германо-английских отношениях конца XIX — начала XX вв. // Альманах современной науки и образования. 2009. № 1 (20). Ч. 1. С. 144-147.

33. Синегубов С. Н., Шилов С. П. Российские флотоводцы в оценках германских морских атташе в 1901-1912 гг. // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2013. № 2. С. 45-55.

34. Синегубов С. Н. Синдром «военной угрозы» как постоянный фактор германо-английских отношений 1904-1911 гг. // Известия Алтайского гос. ун-та. 2009. № 4/1 (б4/1). С. 202-210.

35. Синегубов С. Н. Синдром «морской паники». К вопросу о позиции германского руководства по проблеме флотского соглашения с Великобританией (апрель — июль 1909 года) // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 16. История. Вып. 32. С. 109-116.

36. Синегубов С. Н. Угроза германо-английской войны в июле — ноябре 1911 г.: Миф или реальность? // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Общ. и гум. науки. 2009. № 12 (90). С. 37-45.

37. Синегубов С. Н. Упорство против силы: германо-английское морское противостояние в 1900-1914 гг. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. 608 с.

38. Синегубов С. Н. Усилия рейхсканцлера Бюлова заключить германо-английское морское соглашение во второй половине 1908 г. — в первой половине 1909 г. и их неудача // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Научный журнал: Общест. и гум. науки. 2008. № 12(81). С. 110-119.

39. Синегубов С. Н. Флотская новелла и идея колониального соглашения в германо-английских отношениях в декабре 1911 — январе 1912 гг. // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2012. № 2. С. 41-46.

40. Синегубов С. Н. Фолькер Рольф Бергхан — исследователь германо-английских морских противоречий конца XIX — начала XX вв. // Историк и его эпоха: Вторые Даниловские чтения (20-22 апреля 2009 г.). Тюмень, 2009. С. 266-270.

41. Сокольская Н. Ф. Строительство военно-морского флота в Германии и англо-германские противоречия конца XIX — начала XX вв. // Ежегодник германской истории. 1986. М., 1987. С. 74-99.

42. Тарле Е. В. Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. М.; Л.: Гиз, Изд. 2-е. 511 с.

43. Туполев Б. М. Кайзеровский военно-морской флот рвется на океанские просторы // Новая и новейшая история. 1982. № 3. С. 123-1364; № 4. С. 137-155.

44. Убилава В. Д. Изучение пангерманского союза в отечественной историографии // Историк и его эпоха: Вторые Даниловские чтения (20-22 апреля 2009 г.). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. С. 113-117.

45. Убилава В. Д. Начало агитации за строительство военно-морского флота в кайзеровской Германии // Тюменский исторический сборник. Вып. IX. Тюмень: Вектор Бук, 2006. С. 168-174.

46. Убилава В. Д. Отечественные историки о германской военно-морской пропаганде конца XIX — начала XX вв. // Историк и его эпоха: Мат-лы всеросс. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. В. А. Данилова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. С. 109-111.

47. Убилава В. Д. Пропагандистская деятельность информационного бюро в интересах строительства военно-морского флота в Германии в 1897-1900 гг. // Тюменский ист. сб. Вып. X. Тюмень: Вектор Бук,

2007. С. 135-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Убилава В. Д. Создание информационного бюро германского военно-морского ведомства // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2008. № 1. С. 31-34.

49. Убилава В. Д., Шилов С. П. Целевые группы флотской пропаганды и их использование в интересах военно-морской политики в Германии (1897-1900 гг.) // Тюменский ист. сб. Вып. XIII. Тюмень: Экспресс, 2010. С.177-182.

50. Хвостов В. М. История дипломатии. Т. 2: Дипломатия в новое время (1872-1919) / Сост. В. М. Хвостов и И. И. Минц / Под ред. В. П. Потемкина. М.: Госполитиздат, 1945. 423 с.

51. Хвостов В. М. История дипломатии. Т. 2: Дипломатия в новое время, 1871-1914 / Под ред. А.А.

Громыко [и др.]. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Госполитиздат, 1963. 820 с.

52. Шилов С. П. Делопроизводственная документация как источник по истории военно-политических отношений на море Германии и России в начале XX века // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. История. 2012. №2. С. 117-122.

53. Шилов С. П. Кайзеровский военно-морской флот и Россия перед Первой мировой войной // Новая

и новейшая история. 2001. № 4. С. 27-41.

54. Шилов С. П. Кайзеровский военно-морской флот и Россия: от идеи германо-русского союза к конфронтации в 1897-1914 гг. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. 144 с.

55. Шилов С. П. Немецкие фирмы на судостроительном рынке России перед Первой мировой войной // Вопросы истории. 2001. № 3. С. 110-120.

56. Шилов С. П. Позиция партии «центра» и принятие первого закона о флоте в Германии в 1898 г. // Тюменский ист. сб.: Мат-лы науч. конф., посвящ. 50-летию ист. фак-та ТюмГУ. Тюмень: Ипос, 1996. С. 35-40.

57. Шилов С. П., Синегубов С. Н. Рецензия на книгу: «По следам Скагерракского сражения»: «Бка§ег-гак^сЫасЫ:. Уог§е8сЬісШ;е-Егеі§пІ8УегагЬеі1;и炙. МйпсЬеп: ОЫепЬоиг§ 'М88еп8сЬа1ЬУег1а§, 2009. 391 Б. // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2011. № 2. С. 202-206.

58. Шилов С. П., Пашин С. С. Рецензия на книгу: С.Н. Синегубов. Упорство против силы: германоанглийское морское противостояние в 1900-1914 гг. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. 608 с. // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2012. № 2. С. 248-251.

59. Шилов С. П. Русско-японская война и германское военно-морское ведомство // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 52-68.

60. Epkenhans M. Die wilhelminische Flottenrustung. 1908-1914. Weltmachtstreben, industrieller Fortschritt, soziale Integration. MUnchen: R. Oldenbourg Verl., 1991. 488 s.

61. Hobson R. Maritimer Imperialismus. Seemachtideologie, seestrategischen Denken und der Tirpitz-Plan 1875 bis 1914. MUnchen: R. Oldenbourg, 2004. 388 s.

62. Massie R. K. Die Schalen des Zorns. GroPbritanien, Deutschland und das Heraufziehen des Ersten Weltkrieges. Frankfurt a. M.: S. Fischer Verl., 1993. 876 s.

63. Mommsen W. J. GroPmachtstellung und Weltpolitik. Die AuPenpolitik des Deutschen Reiches. 18701914. Frankfurt a. M.; Berlin: Ullstein, 1993. 359 s.

64. Uhle-Wettler F. Alfred von Tirpitz in seiner Zeit. Hamburg: Mittler, 1998. 499 s.

REFERENCES

1. Alafuzov V. A. Gross-admiral Tirpits i ego vospominanija // Vospominanija. M., 1957. S. 30-43.

2. Alafuzov V A. Doktriny germanskogo flota. M.: Voenizdat, 1956. 190 s.

3. Erusalimskij A. S. Vneshnjaja politika i diplomatija germanskogo imperializma v kontse XIX veka. M.: Izd-vo AN SSSR, 1951. 608 s.

4. Istoriografija istorii novogo i novejshego vremeni stran Evropy i Ameriki / Pod red. I. P. Dement'eva, A. I. Patrusheva. M.: Prostor, 2000. 432 s.

5. PoletikaN. P Vozniknovenie mirovoj vojny. M.; L.: Sotseskgiz, 1935. 728 s.

6. Poletika N. P Vozniknovenie Pervoj mirovoj vojny (ijul'skij krizis 1914 g.). M.: Mysl', 1964. 606 s.

7. Poletika N. P. Gross-admiral Tirpits i germanskie plany vojny. K istorii vneshnepoliticheskih i voennyh planov germanskogo finansovogo kapitala // Trudy Sredneaziatskogo gos. un-ta. Vyp. XLV. 1953. S. 101-121.

8. Poletika N. P. Gross-admiral Tirpic i ego «Vospominanija» // Vospominanija. M., 1957. S. 3-29.

9. Rotshtejn F. A. Mezhdunarodnye otnoshenija v kontse XIX v. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1960. 705 s.

10. Sinegubov S. N. Anglojazychnaja istoriografija germano-britanskogo morskogo sopernichestva nachala XX v. // XXIII Ershovskie chtenija: Mezhvuz. sb. nauch. statej. Ishim: Izd-vo IGPI im. P. P. Ershova, 2013.

S. 11-14.

11. Sinegubov S. N., Shilov S. P. Voenno-morskaja ideja Germanii v propagandistskoj literature konca XIX

— nachala XX vv. // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. № 1. S. 8-14.

12. Sinegubov S. N. Germano-anglijskie voenno-morskie protivorechija i problema razoruzhenija v 19061907 gg. // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2008. № 6 (13). S. 191-198.

13. Sinegubov S. N. Germanskie vedomstva i problema zakljuchenija germano-britanskogo flotskogo so-glashenija v period nojabrja 1908 g. — fevralja 1909 g. // Tjumenskij istoricheskij sbornik. Vyp. 11. Tjumen',

2008. S. 95-104.

14. Sinegubov S. N. Germanskoe rukovodstvo i problema flotskogo soglashenija s Velikobritaniej v period nojabrja 1909 g. — kontsа ijulja 1910 g.: peregovornaja pauza // Nauch. problemy gumanitarnyh issledovanij.

2009. Vyp. 12(2). S. 108-114.

15. Sinegubov S. N. Donesenija germanskogo voenno-morskogo attashe v Londone Videnmana v 19071912 gg. kak odin iz istochnikov izuchenija istorii germano-britanskogo morskogo sopernichestva v nachale XX v. // Dokument v kontekste universal'nyh praktik: Mat-ly vseross. nauch.-prakt. konf. 12-13 nojabrja 2007 g. Tjumen', 2007. S. 123-126.

16. Sinegubov S. N. Issledovanie ideologii evropejskogo marinizma na rubezhe XIX-XX vv. // Evropa: mezhdunar. al'manah. Vyp 8. Tjumen', 2008. S. 200-203.

17. Sinegubov S. N. Missija britanskogo voennogo ministra Holdena v Berlin v fevrale 1912 g. i neudavsha-jasja popytka zakljuchenija germano-anglijskogo morskogo soglashenija // Tjumenskij istoricheskij sbornik. Vyp. 10. Tjumen', 2007. S. 118-123.

18. Sinegubov S. N. Nachalo kantslerstva Betman-Gol'vega i popytka zakljuchenija germano-anglijskogo flotskogo soglashenija (ijul '— nojabr' 1909 g.) // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. Obshch. i gum. nauki. 2008. № 11(66). S. 246-252.

19. Sinegubov S. N. Nekotorye voprosy imperialisticheskoj vneshnej politiki kajzerovskoj Germanii na stranitsah zhurnala «Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft» // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta: Ser.: Istorija, jazyk, literatura. 198б. № 3. S. 90-92.

20. Sinegubov S. N. Novyj podhod v zapadnoj istoriografii germanskoj voenno-morskoj politiki nachala XX veka // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. № 3. Ch. 2. S. 1б8-172.

21. Sinegubov S. N. Obsuzhdenie voprosa usilenija flota Germanii i germano-anglijskie otnoshenija v av-guste 1911 —fevrale 1912 gg. // Nauchnoe obozrenie. 2008. № 1. S. 133-138.

22. Sinegubov S. N. Politika Germanii v Pol'she, Pribaltike i Finljandii v gody Рervoj mirovoj vojny v os-vjashchenii zapadnogermanskoj burzhuaznoj istoriografii // Voprosy istoriografii vseobshchej istorii / Pod red. B. G. Mogil'nitskogo, I. Ju. Nikolaevoj. Tomsk, 198б. S. 187-201.

23. Sinegubov S. N. Osobennosti zapadnogermanskoj istoriografii voenno-morskoj politiki kajzerovskoj Germanii v kontse XIX — nachale XX vv. // Vestnik Ishimskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. P. P. Ershova. Istorija. 2013. № 2. S. 124-131.

24. Sinegubov S. N. Osobennosti razvitija prussko-germanskogo flota v kontse 40-90-h gg. XIX v. // Vestnik Ishimskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. P. P. Ershova. Istorija. 2012. № 2. S. 110-11б.

25. Sinegubov S. N. Podgotovka k prinjatiju flotskoj novelly 190б g. v Germanii i germano-anglijskie otnoshenija // Al'manah issledovanij vseobshchej istorii XVI-XX vv. № б. Al'bionika. Vyp. 3. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2008. S. 2б2-273.

26. Sinegubov S. N., Bajkenov A. O. Podgotovka k prinjatiju flotskoj novelly 1908 g. i germano-anglijskie otnoshenija v 1907 — pervoj polovine 1908 gg. // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2013. № 1.

S. 44-58.

27. Sinegubov S. N. Poslednie usilija rejhskantslera B. Bjulova na postu rejhskantslera zakljuchit' germano-anglijskoe soglashenie po flotu v aprele — ijule 1909 g. i ih neudacha // Evropa: mezhdunar. al'manah. Vyp. 8. Tjumen', 2008. S. 101-109.

28. Sinegubov S. N. Problema germano-anglijskogo morskogo sopernichestva v kontse XIX — nachale XX vv. v otechestvennoj istoriografii // Istorik i ego jepoha: M-ly. vseross. nauch.-prakt. konf., posvjashch. pamjati professora V. A. Danilova (24-25 aprelja 2007). Tjumen': Izd-vo TjumGU, 2007. S. 94-9б.

29. Problema germano-anglijskogo flotskogo soglashenija na etape nachala fevralja — kontsa marta 1909 g. // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo universiteta. 2009. T. 15 (70), vyp. 12. S. 55-б5.

30. Sinegubov S. N. Problema dogovora ob obmene informacii o strojawihsja voenno-morskih sudah v ger-mano-anglijskih otnoshenijah 1909-1912 gg. // Nauchnoe obozrenie. 2007. № б. S. б9-74.

31. Sinegubov S. N., Shilov S. P. K probleme germano-anglijskogo flotskogo i politicheskogo soglashenija v fevrale — marte 1912 g. // Vestnik Tjumenskogo gos. un-ta. 2009. № 1. S. 91-9б.

32. Sinegubov S. N. Rossijskie istoriki o germano-anglijskih otnoshenijah kontsa XIX — nachala XX vv. // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2009. № 1 (20). Ch. 1. S. 144-147.

33. Sinegubov S. N., Shilov S. P Rossijskie flotovodcy v otsenkah germanskih morskih attashe v 1901-1912 gg. // Vestnik Tjumenskogo gos. un-ta. 2013. № 2. S. 45-55.

34. Sinegubov S. N. Sindrom «voennoj ugrozy» kak postojannyj faktor germano-anglijskih otnoshenij 19041911 gg. // Izvestija Altajskogo gos. un-ta. 2009. № 4/1 (б4/1). S. 202-210.

35. Sinegubov S. N. Sindrom «morskoj paniki». K voprosu o pozicii germanskogo rukovodstva po probleme flotskogo soglashenija s Velikobritaniej (aprel' — ijul' 1909 goda) // Vestnik Cheljabinskogo gos. un-ta. 2009. № 1б. Istorija. Vyp. 32. S. 109-11б.

36. Sinegubov S. N. Ugroza germano-anglijskoj vojny v ijule — nojabre 1911 g.: Mif ili real'nost'? // Izvestija rossijskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena: Obshch. i gum. nauki. 2009. № 12 (90). S. 37-45.

37. Sinegubov S. N. Uporstvo protiv sily: germano-anglijskoe morskoe protivostojanie v 1900-1914 gg. Tjumen': Izd-vo TjumGU, 2009. б08 s.

38. Sinegubov S. N. Usilija rejhskantslera Bjulova zakljuchit' germano-anglijskoe morskoe soglashenie vo vtoroj polovine 1908 g. — v pervoj polovine 1909 g. i ih neudacha // Izvestija rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena: Obshch. i gum. nauki. 2008. №12(81). S. 110-119.

39. Sinegubov S. N. Flotskaja novella i ideja kolonial'nogo soglashenija v germano-anglijskih otnoshenijah v dekabre 1911 — janvare 1912 gg. // Vestnik Tjumenskogo gos. un-ta. 2012. № 2. S. 41-4б.

40. Sinegubov S. N. Fol'ker Rol'f Berghan — issledovatel' germano-anglijskih morskih protivorechij kontsa

XIX — nachala XX vv. // Istorik i ego epoha: vtorye Danilovskie chtenija (20-22 aprelja 2009 g.). Tjumen',

2009. S. 2бб-270.

41. Sokol'skaja N. F Stroitel'stvo voenno-morskogo flota v Germanii i anglo-germanskie protivorechija kontsa XIX —nachala XX vv. // Ezhegodnik germanskoj istorii. 198б. M., 1987. S. 74-99.

42. Tarle E. V Evropa v epohu imperializma 1871-1919 gg. Izd. 2-e. M.; L.: Giz, 511 s.

43. Tupolev B. M. Kajzerovskij voenno-morskoj flot rvetsja na okeanskie prostory // Novaja i novejshaja istorija. 1982. № 3. S. 123-13б4; № 4. S. 137-155.

44. Ubilava V D. Izuchenie pangermanskogo sojuza v otechestvennoj istoriografii // Istorik i ego jepoha: vtorye Danilovskie chtenija (20-22 aprelja 2009 g.). Tjumen': Izd-vo TjumGU, 2009. S. 113-117.

45. Ubilava V D. Nachalo agitatsii za stroitel'stvo voenno-morskogo flota v kajzerovskoj Germanii // Tjumenskij istoricheskij sbornik. Vyp. IX. Tjumen': Vektor Buk, 200б. S. 1б8-174.

46. Ubilava V. D. Otechestvennye istoriki o germanskoj voenno-morskoj propagande kontsa XIX — nachala

XX vv. // Istorik i ego jepoha: mater. vseross. nauch.-prakt. konf., posvjashch. pamjati prof. V.A. Danilova. Tjumen': Izd-vo TjumGU, 2007. S.109-111.

47. Ubilava V D. Propagandistskaja dejatel'nost' informatsionnogo bjuro v interesah stroitel'stva voenno-morskogo flota v Germanii v 1897-1900 gg. // Tjumenskij ist. sb. Vyp. X. Tjumen': Vektor Buk, 2007. S. 135-140.

48. Ubilava V D. Sozdanie informatsionnogo bjuro germanskogo voenno-morskogo vedomstva // Vestnik Tjumenskogo gos. un-ta. 2008. № 1. S. 31-34.

49. Ubilava V. D., Shilov S. P Tselevye gruppy flotskoj propagandy i ih ispol'zovanie v interesah voenno-morskoj politiki v Germanii (1897-1900 gg.) // Tjumenskij ist. sb. Vp. XIII. Tjumen': Ekspress, 2010. S. 177-182.

50. Hvostov VM. Istorija diplomatii. T. 2: Diplomatija v novoe vremja (1872-1919) / Sost. V. M. Hvostov i I. I. Minc / Pod red. V. P. Potemkina. M.: Gospolitizdat, 1945. 423 s.

51. Hvostov V M. Istorija diplomatii. T. 2: Diplomatija v novoe vremja, 1871-1914 / Pod red. A. A. Gromyko [i dr.]. Izd. 2-e, pererab. i dop. M.: Gospolitizdat, 19б3. 820 s.

52. Shilov S. P. Deloproizvodstvennaja dokumentatsija kak istochnik po istorii voenno-politicheskih otnosh-enij na more Germanii i Rossii v nachale XX veka // Vestnik Ishimskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. P. P. Ershova. Istorija. 2012. № 2. S. 117-122.

53. Shilov S. P. Kajzerovskij voenno-morskoj flot i Rossija pered pervoj mirovoj vojnoj // Novaja i novejshaja istorija. 2001. № 4. S. 27-41.

54. Shilov S. P. Kajzerovskij voenno-morskoj flot i Rossija: ot idei germano-russkogo sojuza k konfrontatsii v 1897-1914 gg. Tjumen': Izd-vo TjumGU, 2004. 144 s.

55. Shilov S. P. Nemetskie firmy na sudostroitel'nom rynke Rossii pered Pervoj mirovoj vojnoj // Voprosy istorii. 2001. № 3. S. 110-120.

56. Shilov S. P Pozicija partii «Tsentra» i prinjatie pervogo zakona o flote v Germanii v 1898 g. // Tjumenskij ist. sb.: mat-ly nauch. konf., posv. 50-letiju ist. fak-ta TjumGU. Tjumen': Ipos, 199б. S. 35-40.

57. Shilov S. P., Sinegubov S. N. Retsenzija na knigu: «Po sledam Skagerrakskogo srazhenija»: «Skager-rakschlacht. Vorgeschichte-Ereignis-Verarbeitung». Mtinchen: Oldenbourg WissenschaftsVerlag, 2009. 391 S. // Vestnik Tjumenskogo gos. un-ta. 2011. № 2. S. 202-20б.

58. Shilov S. P., Pashin S. S. Retsenzija na knigu: S. N. Sinegubov. Uporstvo protiv sily: germano-anglijskoe morskoe protivostojanie v 1900-1914 gg. Tjumen': Izd-vo TjumGU, 2009. б08 s. // Vestnik Tjumenskogo gos. un-ta. 2012. № 2. S. 248-251.

59. Shilov S. P. Russko-japonskaja vojna i germanskoe voenno-morskoe vedomstvo // Novaja i novejshaja istorija. 2004. № 5. S. 52-б8.

60. Epkenhans M. Die wilhelminische Flottenrustung. 1908-1914. Weltmachtstreben, industrieller Fortschritt, soziale Integration. Mtinchen: R. Oldenbourg Verl., 1991. 488 S.

61. Hobson R. Maritimer Imperialismus. Seemachtideologie, seestrategischen Denken und der Tirpitz-Plan 1875 bis 1914. Mtinchen: R. Oldenbourg, 2004. 388 S.

62. Massie R. K. Die Schalen des Zorns. GroPbritanien, Deutschland und das Heraufziehen des Ersten Weltkrieges. Frankfurt a. M.: S. Fischer Verl., 1993. 87б S.

63. Mommsen W. J. GroPmachtstellung und Weltpolitik. Die AuPenpolitik des Deutschen Reiches. 18701914. Frankfurt a. M.; Berlin: Ullstein, 1993. 359 S.

64. Uhle-Wettler F. Alfred von Tirpitz in seiner Zeit. Hamburg: Mittler, 1998. 499 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.