ную мотивацию собственников. Управление прибылью предполагает не увеличение прибыли любой ценой, а обеспечение экономического развития предприятия и гармоничное сочетание внешних и внутренних интересов разных субъектов распределительных отношений. В долгосрочной перспективе управление должно обеспечивать, с одной стороны, получение экономически обоснованной прибыли, с позиции эффективности использование созданного производственного потенциала и приемлемого предпринимательского риска, а с другой - реализацию социальной ответственности бизнеса в обществе и личностных ценностей собственников предприятия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Минэкономразвития РФ. Электрон. Данные. Режим доступа: http://
www. ekonomy. go v.ru/merit/73
2 Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. Курс лекций / под ред. И.П. Мерзлякова. М.: ИНФРА-М, 1998. С.15
3 Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело ЛТД, 1993.
4 Современный финансово-кредитный словарь / под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 154.
5 Кейлер В.А. Экономика предприятия. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 18.
6 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.
7 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом МФ от 29 июля 1998 г. № 34н, п.79.
8 Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / под ред. В.Д. Новодворского. М.: ИНФРА-М, 2003. С.159.
9 Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Там же. С. 160.
10 См.: Райзберг Б.А.., Указ. соч.
11 См.: Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. Мн.: Интер-прессервис, 2001. С. 27.
12 См.: Анташов В., Уварова Г. Сбалансированная система показателей оценки деятельности предприятия // Экономика и жизнь. 2005. №28.
13 Из состава прочих доходов и расходов, определенных в ПБУ 9/99 и 10/99, отделены доходы и расходы, связанные с реализацией прочих активов, поскольку они участвуют в формировании прибыли от реализации прочих активов.
ПРОБЛЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КАЛМЫКИИ
В условиях регионов аридной зоны негативные последствия общего системного кризиса экономики усиливаются во много раз вследствие экстремальных природно-климатических особенностей территории сухих степей, полупустыни и пустыни. Аридный климат (от лат. аг1(1и.\ - сухой) -сухой климат с высокими температурами воздуха, испытывающими большие суточные колебания, и малым количеством атмосферных осадков (100-150 мм/год) или полным их отсутствием. К таким регионам относится Республика Калмыкия, занимающая территорию площадью в 75,9 тыс. кв. км. Климат Калмыкии резко континентальный: с жарким и сухим летом и малоснежной зимой, порой с низкими температурами. Специфической особенностью территории республики являются частые засухи и суховей: в летний период бывает до 120 суховейных дней. Калмыкия - один из самых засушливых регионов в стране. Острой проблемой здесь остается опустынивание и деградация земель.
В условиях формирования рыночной экономики важной задачей повышения эффективности хозяйствования остается рациональное использование всех видов ресурсов. Среди природных ресурсов особая роль отводится водным как существенному фактору развития: экономика территории, расположенной в аридной зоне, больше других зависит от наличия водных ресурсов и возможности их использования.
Основной предпосылкой исторически сложившегося дисперсного расселения жителей с преобладанием мелких поселений в районах аридной зоны было обслуживание сельскохозяйственного производства и, главным образом, пастбищного животноводства, остающегося основным видом хозяйственной деятельности жителей этих мест. В этих районах значительные массивы земель не имеют постоянного контингента проживающих. Большая часть населения здесь рассредоточена по мелким поселениям - гуртоправс-ким и чабанским бригадам, на зимовках и летних пастбищах. Они группируются около водотоков и колодцев, причем мелкие и мельчайшие поселения большей частью сезонно обитаемы.
Низкий уровень благоустройства мелких сельских поселений пустынных и полупустынных районов аридной зоны и обслуживания населения усугубляется их значительной территориальной рассредоточенностью и удаленностью не только от крупных городов - социально-культурных центров республики, но и от центров районов (массового сельского обслуживания) и муниципальных образований. В каждом сельском населенном пункте из-за малой численности проживающих иметь полный комплекс культурно-бытового и жилищно-коммунального обслуживания неэкономично. Значительная часть объектов социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности не отвечает современным требованиям, имеет высокий процент изношенности и нуждается в замене.
Преобладание небольших сельских населенных пунктов в этих районах связано со слабым развитием дорожной сети, недостаточными энерго-, водо- и газоснабжением и низкой механизацией трудоемких процессов в сельскохозяйственном производстве. В аридной зоне развитие элементов производственной инфраструктуры обходится весьма дорого. Сокращение мелких поселений вызывает резкое возрастание транспортных расходов на перевозку кормов для животноводства, удобрений, зерна и другой продукции, с одной стороны, и потерь значительного объема рабочего времени на доставку работников к новому месту работы, которые не должны между тем превышать 30—40 мин., - с другой.
В районах аридной зоны, где всегда испытывается острый дефицит в воде, а водные ресурсы размещены неравномерно, для передачи воды на большие расстояния организуются сельские групповые водопроводы, сеть которых весьма незначительна, или вода перевозится на транспортных средствах, что дорого. Проблема водоснабжения приобретает наивысший приоритет, поскольку для питья используется некачественная и не соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям по своим показателям вода. Централизованное снабжение качественной водой сельских населенных пунктов этой зоны, как и животноводческих ферм, полевых станов, чабанских бригад, и обводнение пастбищ стало одним из важнейших мероприятий по улучшению качества и снижению себестоимости продукции растениеводства и животноводства, повышению культурно-бытового обслуживания населения.
Состояние водных ресурсов
Республика Калмыкия остается самым маловодным и засушливым регионом Российской Федерации. Значительная часть ее территории находится в зоне полупустыни и единственной в Европе пустыни, которая имеет тенденцию к расширению. Республика обеспечивается водой в основном из бассейнов рек Волги, Кубани, Дона, Кумы и Терека. Водные ресурсы распределены по территории крайне неравномерно. Актуальность рационального водопользования резко возросла в последние годы из-за сложившегося в республике напряженного водохозяйственного баланса. Кроме того, Калмыкия стала по сути одним из заложников широко разрекламированного водохозяйственного и мелиоративного строительства в 1970-80 г. и остановившегося на полпути, что усугубило негативные последствия.
Поверхностные водные ресурсы
Гидрографическая сеть республики развита весьма слабо. Она в основном сосредоточена в западной части Калмыкии и представлена водотоками восточного склона возвышенности Ергени и небольшими участками бассейнов реки Сал и озер Большой Маныч, Аршань-Зельмень и Барманцак. На востоке республики речной сети нет. Талые снеговые воды являются основным источником питания рек. В 1960 г. была построена Право-Ешр-лыкская обводнительно-оросительная система, в 1962 г. - Каспийская обвод-
нительно-оросительная система. В 1960-80-е г. были введены в строй Сарпин-ская, Черноземельская, Калмыцко-Астраханская оросительные системы. Крупнейший водохозяйственный объект республики - Чограйское водохранилище с полезной емкостью 720 млн куб. м. - построено в 1969 г. Практически весь формируемый в пределах республики поверхностный сток остается на ее территории. Основная часть стока аккумулируется в прудах, озерах, теряется на испарении и фильтрации, доля же хозяйственного использования гидроресурсов относительно мала.
Водные ресурсы из внешних источников
Основной объем воды, используемой в республике для питьевых, хозяйственно-бытовых, производственных нужд и орошения, поступает из внешних водоисточников - рек Волги, Терека, Кубани по каналам Сарпинской, Кал-мыцко-Астраханской, Черноземельской, Право-Егорлыкской оросительных систем и по сети Северного, Юстинского, Ики-Бурульскош и Черноземельс-кого групповых водопроводов. Общий годовой лимит водоподачи из внешних источников определен в объеме 1294,8 млн куб. м, в том числе по каналам оросительных систем - 1253,5 млн куб. м, по грунтовым водопроводам -
41,3 млн куб.м, по грунтовым водопроводам - 41,3 млн куб. м.
Подземные водные ресурсы
Прогнозные запасы пресных и слабосолоноватых вод с минерализацией до 3 г/л составляют по республике 490 тыс. куб. м. Воды питьевого качества имеются в районах, расположенных в пределах Ергенинской возвышенности и в небольшом количестве в Городовиковеком районе. Подземными водами с минерализацией 1-3 г/л в различной степени обеспечены Ики-Буруль-ский, Черноземельский, Городовиковский, Кетченеровский и Целинный районы. Наиболее обеспеченным остается Ики-Бурульский район. В Каспийском, Октябрьском, Юстинском, Яшкульском районах и на большей части Черноземельского района преимущественно соленые воды. Для хозяйственно-питьевых нужд широко используются подземные воды 26 месторождений.
Природная обеспеченность республики водными ресурсами не удовлетворяет не только потребность предприятий, но и социальные нужды населения. Удельные величины водных ресурсов на единицу площади в 4-6 раз ниже соответствующих показателей по стране. Решение проблемы питьевого водоснабжения осложняется тем, что только 59% населения получает воду из централизованных систем. 75% сельского населения пользуются водой из шахтных колодцев, открытых водоемов, в том числе из каналов.
В республике образовался сложный комплекс проблем, связанных с водным фактором. Среди них дефицит количества, качество воды источников водоснабжения, сложность получения воды хорошего питьевого качества из действующих систем водоснабжения. Между тем возросли объемы загрязнений воды поверхностных источников. Требуются большие капиталовложения для
реконструкции и технического перевооружения действующих очистных сооружений.
Напряженность водохозяйственного баланса республики объясняется меньшим наличием водных ресурсов по сравнению с другими субъектами Российской Федерации и недостаточным уровнем проведения работ по экономному использованию воды. В Калмыкии не налажена система действенного и четкого контроля за расходованием воды.
Водохозяйственный баланс является проблемой комплексной, которую надо решать в организационном, методическом и воспроизводственном аспектах. Организационный аспект баланса обусловлен необходимостью учета потребности в воде всех отраслей народного хозяйства. Методический аспект определяется большим количеством исходных данных, используемых при построении водохозяйственного баланса. В связи с этим стоит задача усовершенствования методик расчета. Воспроизводственный аспект заключается в решении задачи по увеличению оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, рационализации использования водных ресурсов, изыскании новых источников, сокращении потерь воды в коммунально-бытовом хозяйстве, экономии воды в промышленности при внедрении прогрессивных технологических процессов, снижении потерь воды при ее использовании в се льсюхозяйственном производстве и т. д.
Для оптимального удовлетворения потребностей жителей республики в воде необходимо максимальное вовлечение поверхностных и подземных вод в водоснабжение региона.
Поверхностные воды в аридной зоне - это небольшие реки, малые озера, природные лиманы. Кроме естественных источников водных ресурсов, в условиях засушливых степей и полупустынь сооружаются мелкие и средние водохранилища, которые, аккумулируя сток половодий и паводков, позволяют использовать его в межень. К мелким водохранилищам относятся пруды -искусственные водоемы для орошения сельскохозяйственных земель, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды и для других целей в сельской местности. В весенний период многие аграрные предприятия сооружают в углублениях суши (котловинах и низинах) водоемы (лиманы), заполняя их талыми водами и паводками. В Калмыкии на таких лиманах после спада воды обильно произрастают кормовые травы, которые затем скашивают и заготавливают для корма скота в зимний период.
Мелководная зона водохранилищ в аридной зоне, обладая некоторыми запасами воды, нередко используется для выращивания влаголюбивой растительности, разведения домашней птицы, создания охотничьих и звероводческих хозяйств, а также для рекреационных целей сельского населения.
В аридной зоне наряду с поверхностными водными ресурсами (реками, озерами, прудами, лиманами и другими водоисточниками) используются подземные воды, прежде всего артезианские скважины. Эти воды преимущественно соленые и горько-соленые. Глубина залегания водоносных горизонтов эксплуатируемых скважин колеблется в пределах от 50 до 500 м. Артезианские воды, несмотря на их повышенную минерализацию, являются важным источником обводнения и водопоя скота и составляют значительную часть водоресурсного потенциала региона.
Кроме них в водоресурсный потенциал региона аридной зоны включены сельские водопроводы. В целях транспортирования воды на большие расстояния в сельской местности аридной зоны часто сооружаются групповые водопроводные сети. Эго комплекс инженерных сооружений и устройств, по которым осуществляется получение воды из природных источников, ее очистка, транспортирование и подача потребителям в основном для нужд агропромышленного комплекса. Групповые водопроводные сети обеспечивают гарантированную подачу больших объемов речной воды на значительные расстояния.
В Республике Калмыкия на хозяйственные и питьевые нужды ежегодно используется до 11 млн куб. м воды, что составляет треть от расчетной потребности. Расчетное водопотребление населения Республики Калмыкия в 2010 г. при численности 345 тыс. человек оценивается в 150 тыс. куб. м/сутки, из них на питьевые нужды - 3,5 тыс., на хозяйственно-бытовые - 60 тыс., на полив -87,1 тыс. куб. м/сутки. Между тем среднее удельное водопотребление на одного жителя республики составляет 82,2 л/сутки, в том числе на одного сельского жителя - 42 л/сутки. В населенных пунктах Октябрьского, Кетчене-ровского, Яшкульского и других районов аридной зоны среднее удельное водопотребление недопустима мало - 8 л/сутки.
В сельские населенные пункты вода доставляется в основном автомобильным транспортом, а в районный центр с. Приютное -автоводовозами из Ростовской области и Ставропольского края. В п. Улан-Хол Лаганского района вода доставляется автотранспортом из г. Лагани и жилищно-дорожным транспортом из г. Кизляра (Республика Дагестан).
Третий вал
Чтобы преодолеть создавшуюся ситуацию, на совещании руководителей субъектов Южного федерального округа в 2004 г. в Сочи Президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов обратился к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой помочь улучшить водоснабжение. Было дано поручение Правительству РФ решить этот вопрос. В мая 2004 г. Правительство Республики Калмыкия рассмотрело вопрос «О реализации региональной программы “Обеспечение населения Республики Калмыкия питьевой воды”» и приняло программу «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов, населенных пунктов и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений по Республике Калмыкия на 2004-2010 гг.». Эта программа стала продолжением региональной программы «Обеспечение населения Республики Калмыкия питьевой водой», утвержденной 3 сентября 1999 г. Она включает комплекс первоочередных мероприятий в области обеспечения населения водой в необходимом количестве и питьевого качества, решение проблем, связанных с охраной и восстановлением водных объектов и проведением противопаводковых мер. Программа предусматривает до 2010 г. решить проблему с водоснабжением городов, районных центров и сельских населенных пунктов, предприятий агропромышленного комплекса.
Экономическая эффективность основных направлений программы рассматривается и обосновывается в каждом конкретном проекте отдельно. Она включает четыре подпрограммы, в которых выделены первоочередные
мероприятия, - «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и районных центров», «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения сельских населенных пунктов», «Охрана и восстановление водных объектов - источников водоснабжения» и «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений».
Срок реализации всей программы - 2010 г. Планируется, что ее реализация пойдет в три этапа: первый - 2005 г., второй - 2006-2007 гг., третий -2008-2010 гг.
Подпрограмма «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и районных центров» предусматривает решение следующих задач:
1. Строительство Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод. Лево-кумский водозабор предназначен для улучшения водоснабжения сельских населенных пунктов Ики-Бурульского, Приютненскош, части Целинного районов и г. Элиста, а также 4 сельских населенных пунктов Ставропольского края. Основная цель этого объекта заключается в замене водоисточника Чограйского водохранилища, где аккумулируются поверхностные воды повышенной минерализации на пресные подземные воды Северо-Левокумскош месторождения. Протяженность этого магистрального водовода составляет 182,7 км.
2. Развитие и реконструкцию водоводов и разводящих водопроводных сетей протяженностью 274,96 км с применением пластмассовых и стальных труб с внутренним и внешним антикоррозийным покрытием.
3. Реконструкция и строительство водозаборных сооружений мощностью 16,73 тыс. куб. м/сутки.
4. Установка современных очистных установок опреснения и очистки водопроводной воды с доведением ее до ГОСТ «Вода питьевая» с целью реализации ее населению розливом в переносные емкости.
5. Обеспечение защиты окружающей среды бытовыми и промышленными сточными водами путем проведения реконструкции имеющихся и строительством новых сооружений.
На реализацию подпрограммы планируется выделить 3396,1 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета -3181,7 млн руб.
Для водного хозяйства регионального агропромышленного комплекса главное значение имеет подпрограмма «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения сельских населенных пунктов». Она предусматривает налаживание водоснабжения из локальных источников со строительством подводящих водопроводов и водопроводных сооружений протяженностью сетей в 112,2 км, а также водоснабжение от Ики-Бурульского водовода к с. Приютному с реконструкцией водоводов к сельским населенным пунктам. В эту подпрограмму включены соответствующие работы по реконструкции Юстинского пастбищного водовода для водоснабжения населенных пунктов. На реализацию мероприятий данной подпрограммы необходимо 684,6 млн руб. В рамках третьего этапа (развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения сельских населенных пунктов) предусматривается на 278 км. Стоимость работ составит из местного бюджета
140,17 млн руб., федерального бюджета-479,2 млн руб. и средств предприя-
тий - 65,23 млн руб. Наибольший объем работ будет выполнен в Юстинском районе, территория которого полностью находится в аридной зоне. Стоимость работ здесь составит 265,91 млн руб. В Приютненском районе стоимость работ - 117 млн руб., в Яшалтинском районе - 85,08, в Яшкульском районе - 62,97, в Кетченеровском районе - 57,07, в Ики-Бурулъском районе -29,41, в Лаганском районе - 29,2, в Городовиковеком районе - 27,66, в Целинном районе 10,3 млн руб.
Подпрограмма «Охрана и восстановление водных объектов -источников водоснабжения» предусматривает расчистку родников, русел рек, ложа водохранилищ с обустройством водоохранных зон и защитных прибрежных полос, реконструкцию Левокумского гидроузла на р. Куме для подачи воды из р. Терек в Чограйское водохранилище, мониторинг водных объектов и научно-исследовательские работы по технологии искусственного пополнения запасов подземных вод Верхне-Яшкульского и Брагинского месторождений. Особое значение в этой подпрограмме придается реконструкции Левокумского гидроузла на р. Куме, что позволит обеспечить транзитную подачу воды из р. Терека в Чограйское водохранилище. Затраты на выполнение подпрограммы составят 240,2 млн руб., в том числе за счет средств из федерального бюджета -168,0 млн руб.
Подпрограмма «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает выполнение противопаводковых мероприятий, включающих реконструкцию плотин и водосбросных сооружений, реконструкцию водопропускных сооружений и защиту от затопления паводковыми водами, а также реализацию мероприятий по разделу «Водные ресурсы», в том числе неотложные меры по предотвращению затопления и подтоплению г. Лагани, сельских населенных пунктов, хозяйственных объектов, сельскохозяйственных угодий в прибрежной полосе Каспийского моря. Затраты на выполнение подпрограммы составят 1729,0 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 909,3 млн руб.
Таким образом, денежные ресурсы программы распределены по источникам финансирования. Это федеральный бюджет, бюджет Республика Калмыкия, бюджеты муниципальных образований, средства предприятия, внебюджетные источники. Планируется, что финансовые ресурсы всей программы составят 6049,9 млн руб., из них на реализацию мероприятий I этапа будет израсходовано 766,24 (12,7%), II этапа-2131,36 (35,2%), III этапа -
3152,3 млн руб. (52,1%).
Финансовые ресурсы федерального бюджета привлекаются в сумме 4738,2 млн руб., или 78,3% всей потребности, что обусловлено дотацион-ностью Республики Калмыкия, дополнительными решениями Правительства РФ, большей долей федеральной собственности на водные объекты и объекты водообеспеченности населения.
Финансовые ресурсы Республики Калмыкия привлекаются в объеме
542,17 млн руб. (2,8%), средства предприятий и внебюджетные источники составят 599,23 млн руб. (10%).
Незначительный процент привлекаемых финансовых средств муниципальных образований объясняется тем, что основные объемы по реконст-
рукции, ремонту и замене ветхих водопроводных сетей и сооружений (скважин, насосных станций, водонапорных башен) выполняются за счет этих средств по программам развития районных центров республики.
Потребность в финансовых ресурсах по этапам реализации программы «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов, населенных пунктов и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений по Республике Калмыкия на 2005-2010 годы»
Источник финансирования I этап II этап III этап Всего
Всего по программе 766.24 2131.36 3152.3 6049.9
Федеральный бюджет 666.8 1627.95 2443.45 4738.2
Бюджет Республики Калмыкия 69.5 238.37 234.3 542.17
Местный бюджет 5 77.6 87.7 170.3
Средства предприятий 24.94 107.54 202.75 335.23
Внебюджетные источники - 79.9 184.1 264
В том числе:
I. Подпрограмма «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и районных центров», всего 549.6 1189.6 1656.9 3396.1
Федеральный бюджет 512.1 1091.3 1570.3 3181.7
Бюджет Республики Калмыкия 34.5 87.5 82 204
Местный бюджет 28 4.6 10.4
Средства предприятий - - - -
II. Подпрограмма «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения сельских населенных пунктов», всего 131.84 322.66 230.1 684.6
Федеральный бюджет 94 227.85 157.35 479.2
Республиканский бюджет 18.9 67.17 54.1 140.17
Местный бюджет - - -
Средство предприятий 18.94 27.64 18.65 65.23
III. Подпрограмма «Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения», всего 5 69.1 166.1 240.2
Федеральный бюджет - 3.4 164.6 168.0
Республиканский бюджет 3 27.8 1.5 32.3
Местный бюджет 2 37.9 - 39.9
III. Подпрограмма «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений», всего 79.8 550 1 099.2 1 729
Федеральный бюджет 60.7 297.4 551.2 909.3
Республиканский бюджет 13.1 55.9 96.7 165.7
Местный бюджет - 36.9 83.1 120
Средства предприятий 6 79.9 184.1 270
Внебюджетные источники 79.9 184.1 264
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ
ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ ПРЕД ПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Современное сельское хозяйство России развивается в условиях многоукладной экономики, в которой большую роль играет мелкотоварный сектор. Значительное место среди других форм мелкого сельскохозяйственного производства занимают личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения, которые в связи с кризисным положением в агропромышленном комплексе страны утратили характер подсобных в формировании дохода сельской семьи и стали одним из основных секторов сельскохозяйственного производства.
Рыночные отношения оказали огромное влияние на деятельность ЛПХ. Происходит интенсивный процесс их рыночной трансформации, усиливается товарное направление производства, их функции приближаются к статусу и функциям настоящего крестьянского (фермерского) хозяйства (К(Ф)Х). Поэтому ЛПХ сегодня уже нельзя рассматривать только как мелкое сельскохозяйственное производство, предназначенное для удовлетворения потребностей семьи в продовольствии. Важной задачей является необходимость изучения возможностей трансформации ЛПХ в К(Ф)Х.
Несмотря на существенную роль, которую ЛПХ играют в аграрной экономике, в отечественной статистике нет четких экономических критериев отнесения к ним хозяйств граждан. В России юридические, а не экономические критерии позволяют отнести хозяйство к той или иной форме. Согласно действующему законодательству ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. К(Ф)Х осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Фермерские хозяйства по своей природе имеют товарное, предпринимательское направление, а подсобные хозяйства населения - в основном потребительское. Ведение ЛПХ представляет собой дополнительную занятость.
Остановимся на отличиях и общих чертах К(Ф)Х и ЛПХ в условиях Республики Бурятия. Отличия: фермерские хозяйства, как правило, расположены вне сельских населенных пунктов, на хуторах, в то время как личные подворья и их земельные участки расположены в рамках села, деревни. Эго связано с тем, что фермерские хозяйства являются, в отличие от ЛПХ, более высокопроизводительными, им необходимо иметь больше земельных ресурсов, а это можно сделать только на хуторах. Общие черты К(Ф)Х и ЛПХ: семейный признак, т. е. сельскохозяйственное производство ведется силами семьи; кроме того, производственный признак, т. е. главная функция К(Ф)Х и ЛПХ - это производство сельскохозяйственной продукции.
В современных условиях для большинства сельских жителей ведение ЛПХ является основной деятельностью, и эта деятельность приобретает предпри-