Гидравлика и инженерная гидрология
УДК 502/504:556.16
Г. X. ИСМАЙЫЛОВ, И. В. ПРОШЛЯКОВ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства»
ПРОБЛЕМЫ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ РЕСПУБЛИК
В статье рассматривается проблема Аральского моря и связанная с ней проблема водообеспеченности центрально-азиатских республик. Излагаются причины возникновения Аральского кризиса и пути оздоровления социальных, экономических, экологических и политических условий в этом регионе. Предлагается комплекс научно-организационных мероприятий, направленных на коренное улучшение водо- и землепользования в бассейне Аральского моря и сохранение моря как природного объекта.
Аральский кризис, водообеспеченность, водные ресурсы, экология, водный баланс.
The problem of the Aral sea and connecting with it the problem of water supply in the Central Asian republics is discussed in this report. The reasons of appearance of the Aral crisis and ways of improvement of social, economic, ecological and political conditions in this region are shown. There is proposed a complex of scientific-organizational measures directed to the radical improvement of water and land usage in the Aral sea watershed and conservation of the sea as a natural object.
The Aral crisis, water supply, water resources, ecology, water balance.
Проблема водообеспечения цент- ствования на территории бывшего СССР
рально-азиатских республик зависит от и стран Восточной Европы возникло
решения проблем бассейна Аральского множество новых межгосударственных
моря, Приаралья и самого моря. В ста- проблем, в том числе связанных с ис-
тье излагается один из возможных пу- пользованием водных ресурсов транс-
тей решения проблемы Арала, включа- граничных рек. Особенно обострилась
ющий в себя оздоровление социальных, ситуация по использованию водных и
экономических, экологических и поли- энергетических ресурсов в Централь-
тических условий в этом регионе. ной Азии. Известно, что истоки почти
После распада Советского Союза всех значительных рек этого региона
и разрушения плановых систем хозяй- (Сырдарьи, Нарына, Кызыл-Су, Таласа,
H № 3' 2010
Чаткала, Амударьи, Вахша, Пянджа и др.) находятся в горах Киргизии и Таджикистана. В годы советской власти там были созданы крупные водохранилища (Токтогульское, Кайраккумское, Нурекское и др.) и гидроэлектростанции, работающие на весь регион. Однако в настоящее время все расходы на их содержание (а это сотни миллионов долларов в год) несут республики Киргизия и Таджикистан. Узбекистан же, Казахстан и Туркменистан, получающие наибольшую долю речного стока, пользуются водой бесплатно. До 1991 года положение было иным. Узбекистан и Казахстан компенсировали затраты Киргизии в плановом порядке, поставляя ей ежегодно 1 млн т каменного угля, 1 млрд м3 природного газа и 400 тыс. т мазута. Теперь же соседи Киргизии и Таджикистана продают им уголь, нефть и газ по высоким мировым ценам. Парламенты этих республик, считая современную ситуацию несправедливой, еще в 1997 году высказались за установление хотя бы минимальной платы за сток, выходящий за пределы этих государств. Это, по их расчетам, могло бы покрыть расходы республик на поддержание в рабочем состоянии гидротехнических сооружений в горах, а также на покупку угля и газа. Однако республики Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, расположенные в среднем и нижнем течении Амударьи и Сырда-рьи, предпочитают получать речные воды бесплатно. К тому же водные ресурсы в этих странах, особенно в аграрном комплексе Узбекистана, расходуются крайне неэкономно и нерационально (по оценке специалистов ООН, в десять раз хуже, чем в развитых государствах). Водные ресурсы бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи все менее и менее доходят до усыхающего Аральского моря [1].
К бассейну Аральского моря относятся реки Амударья, Сырдарья, Зараф-шан, Кашкадарья, реки бессточного бассейна Туркмении ( Мургаб, Теджен и др.), не имеющие в настоящее время естественной связи с основной рекой в силу пол-
ного использования их водных ресурсов в пределах собственных бассейнов.
Бассейн Амударьи слагается из следующих речных систем [2]: река Пяндж с основными притоками Гунит и Бартанг, дренирующая юго-восточную часть Памир-ского нагорья; река Вахш, собирающая воды Алайской долины и Северного Памира; реки Кафирниган и Сурхандарья, стекающие с южных склонов Гиссарского хребта; река Кундуз, формирующая сток в пределах Афганистана.
Вторым по водоносности речным бассейном Аральского моря является бассейн реки Сырдарьи. Река Сырдарья, образуемая слиянием рек Нарын и Карадарья, берет начало в Ферганской долине, пополняется водами притоков со склонов Туркестанского и Алайско-го хребтов и отрогов Западного Тянь-Шаня. Река Сырдарья выходит из Ферганской долины в Туранскую низменность, поворачивает на северо-запад, проходит вдоль подошвы хребта Каратау и, прорезая степные равнины Казахстана, впадает в Аральское море. Речная система Сырдарьи слагается из многих рек, основными из которых являются: Нарын, дренирующий горную область западного Тянь-Шаня; Карадарья, собирающая воды с Ферганского и Алайского хребтов; Чирчик, стекающий с гор западного Тянь-Шаня, и Арысь, образующаяся на стыке хребтов Таласского и Каратау. Горная область бассейна Сырдарьи характеризуется густой речной сетью. Предгорная зона также почти всюду имеет густую сеть мелких пересыхающих и временно действующих водотоков. К бассейну реки Сыр-дарьи относятся также тяготеющие к ней в гидрографическом отношении, но в настоящее время не достигающие ее, реки Чу, Таласс, Асса и Сарысу. Кроме того, к бассейну Аральского моря относятся и бессточные реки Северного Казахстана - Тургай, Иргиз, Улькаяк и Улы-Жыланшык.
Наряду с поверхностными водами в Аральском регионе имеются запасы подземных вод, являющиеся другим
немаловажным источником водных ресурсов. Здесь выделяются северовосточная и юго-западная группы артезианских бассейнов. Северо-восточная группа в гидродинамическом отношении представляет собой зону активного водообмена с единой зоной формирования и базисом дренирования подземных вод. Основные месторождения формируются межпластовыми водами мезозойских комплексов.
В юго-западной группе артезианских бассейнов гидродинамическая структура характеризуется наличием наряду с верхней зоной активного водообмена нижнего этажа с замедленным водообменом. Основные месторождения формируются в зоне активного водообмена и связаны с приречными и подпес-чаными линзами пресных грунтовых вод.
В складчатых областях выделяются межгорные, внутригорные и предгорные артезианские бассейны и гидрогеологические массивы. Для артезианских бассейнов этих областей характерна двухэтажная гидродинамическая структура -наличие зон активного и замедленного водообмена. Верхний этаж, как правило, слагается мощной толщей четвертичных отложений, к которым приурочены наиболее крупные месторождения пресных подземных вод (конусов выноса, речных долин и т.д.). К нижним этажам приурочены межпластовые напорные воды.
Третьим источником водных ресурсов Аральского региона являются снежные покровы и ледники горных областей этого региона.
Бассейну Аральского моря свойственны следующие характеристики: высокие темпы роста населения; практически неограниченные земельные ресурсы, пригодные для использования, и прежде всего в сельском хозяйстве (земельные ресурсы в бассейне Аральского моря, пригодные для орошения, составляют более 50 млн га); благоприятные климатические условия для растениеводства и животноводства; ограниченность водных ресурсов; невозможность развития экономики, особенно сельского
хозяйства, без привлечения значительных объемов водных ресурсов; значительные трудовые ресурсы и ограниченность рабочих мест для их занятости; межгосударственный характер формирования и использования водных ресурсов, так как подавляющая часть водных ресурсов формируется в пределах Таджикистана и Кыргызстана, а используется преимущественнов Узбекистане, Южном Казахстане и Туркменистане.
Проблема Аральского моря является уникальной по многообразию связанных с ней социально-экономических, экологических и политических вопросов. Суть проблемы заключается в том, что за относительно короткий промежуток времени на глазах одного поколения исчезает один из крупнейших внутренних водоемов Земли - Аральское море. Из-за этого значительно обострились существовавшие здесь и прежде экстремальные социально-экономические и экологические условия существования всего живого, прежде всего человека. Все осознают, что проблема Аральского моря и его бассейна - это проблема здоровья и жизни в условиях продолжающегося антропогенного пресса на природу огромной территории. Проблема Арала - всемирная проблема, так как подобные проблемы возникают в различных районах земного шара. Поэтому поиск выхода из сложившегося кризиса в регионе Арала имеет глобальное значение.
Какова же суть проблемы? В течение продолжительного периода (19111960 годы) уровень моря стабильно держался вблизи отметки 53,0 м абс. при площади зеркала 65 тыс. км2, средней глубине 16 м и средней солености 10 промилле. Объем водных масс превышал 1000 км3. Отметка 53,0 м абс. соответствовала среднему притоку порядка 56 км3/год. Приток в море являлся производным: с одной стороны, климатические условия в бассейне Аральского моря, с другой - хозяйственная деятельность человека, связанная с безвозвратным водозабором.
Современное состояние Аральского моря характеризуется его разделением на два самостоятельных водоема: Большое и Малое моря, имеющие отдельные источники водного питания - соответственно реки Амударью и Сырдарью. Уровень Большого моря находится на отметке 38,5...38,7 м абс., его площадь составляет около 40 тыс. км2, объем - около 310 км3, средняя соленость вод - 32 г/л (при «исходной» солености моря на стабильных отметках 51,0.53,0 м абс. 10 г/л). Уровень Малого моря находится на отметке 39,5.39,7 м абс., его площадь составляет 2,9.3,0 тыс. км2, объем воды - около 20 км3, средняя соленость превышает 30 г/л.
При существующей величине сред-немноголетнего притока к морю в объеме 5.10 км3/год уровень Большого и Малого морей будет и дальше снижаться до уровня тяготения, соответствующего объему водного стока. Большое море при отметке 31 м абс. разделится на восточную и западную части, аналогичное разделение при отметке 38 м абс. произойдет и в Малом море. Если не будет проводиться каких-либо гидротехнических мероприятий, восточные котловины Большого и Малого морей (с учетом остаточных стоков рек Аму-дарьи и Сырдарьи) превратятся в небольшие нерегулируемые водоемы, выполняющие функции солеприемни-ков и соленакопителей.
Основная причина Аральского кризиса - резкое уменьшение притока речных вод в море в результате значительного увеличения суммарных затрат стока в равнинной части бассейна вследствие, прежде всего, развития орошения. Действительно, если до 60-х годов прошлого века доля суммарных затрат в располагаемых водных ресурсах не превышала 50 % , то в 90-е годы она достигла 90 %. Кроме того, причина Аральского кризиса заключается в глубоком несоответствии сложившихся масштабов и структуры хозяйственной деятельности, особенно
агропромышленного комплекса на базе орошаемого земледелия, с возможностями и состоянием наземных и водных экосистем. Нерациональное развитие экономики в бассейне Аральского моря и, как следствие, нерациональное использование водных, земельных и биологических ресурсов территории и пренебрежение вопросами охраны окружающей среды привело большинство районов региона, особенно Приаралье, к экстремальной социально-экономической и экологической ситуации [3].
Непосредственные причины кризиса: развитие и размещение производительных сил, ориентированных на водоемкие производства, и их сырьевой характер;
неоптимальная структура сельскохозяйственного производства с явным преобладанием хлопкового направления и закрытый характер аграрной экономики региона;
экстенсивный характер развития аграрного сектора, зачастую связанный с освоением низкопродуктивных и трудномелиорируемых земель;
низкое качество строительства и эксплуатации водохозяйственных систем региона;
отсутствие целенаправленной концепции охраны природы в условиях повышенных антропогенных нагрузок;
отсутствие достаточно обоснованных прогнозов альтернативных путей развития экономики региона и ее влияния на природную обстановку;
имеющиеся разработки в части рационального использования водных, земельных и биологических ресурсов региона явно недостаточны для эколого-экономического обоснования различных вариантов развития экономики.
Кроме того, следует отметить, что высокая зарегулированность рек Аму-дарьи и Сырдарьи препятствует дальнейшему развитию водохозяйственных систем этого региона. Так, например, в бассейне Сырдарьи в настоящее время функционирует Нарын-Сырдарьинский каскад водохранилищ и гидроэлектро-
станций, включающий Токтогульский гидроузел (река Нарын, Республика Киргизия), Андижанский гидроузел (река Карадарья, Республика Узбекистан), Кайраккумский гидроузел (река Сырдарья, Республика Таджикистан), Чарвакский гидроузел (река Чирчик, Республика Узбекистан) и Чардарин-ский гидроузел (река Сырдарья, Республика Казахстан). Река Нарын является основным источником водных ресурсов в бассейне Сырдарьи. Наиболее водоносные притоки Нарын принимает до входа в Ферганскую долину. Водно-энергетические расчеты суммарного водопотребления из основного ствола реки и ее главных притоков (Сырдарьи, Нарына, Карадарьи, Чирчи-ка) в размере 30 км3, осуществленные в свое время в ИВП РАН [2], показывают, что это водопотребление обеспечивается с надежностью 90 % . Выработка электроэнергии на основных ГЭС Сыр-дарьинского каскада (Токтогульская, Учкурганская, Андижанская, Кайраккум-ская, Фархадская, Чарвакская и Чарда-ринская) в среднем составляет 9,9 млрд кВт-ч, в том числе Токтогульская ГЭС -4,4 млрд кВт-ч. Остаточный сток в среднем за многолетие составляет 4,1 км3/год при крайних значениях 0,3...14,0 км3/год. За вегетационный период величина остаточного стока составляет 2,37 км3. Коэффициент зарегулированности стока на современном уровне составляет а = 0,93.0,94. При развитии водопотребле-ния до 33,2 км3/год в бассейне образуется дефицит в размере 0,70 км3/год, а гарантированная отдача с 90%-й надежностью равна 32,5 км3/год. Дефицит за пределами расчетной обеспеченности в целом по бассейну составляет 3,9 км3/год, в том числе в хлопковой зоне - 2,7 км3/год, а в пределах Ферганской долины -1,8 км3/год. При развитии водопотреб-ления до 34...34,8 км3/год дефицит будет увеличиваться. Значения дефицитов за пределами расчетной обеспеченности достигнут в целом по бассейну 4,8...5,4 км3/год, в том числе в хлопковой зоне - 2,6...2,9 км3/год, а в Фер-
ганской долине - 1,7...1,9 км3/год.
Результаты исследований режимов работы Сырдарьинского каскада в составе пяти водохранилищ, осуществляющих сезонное и многолетнее регулирование стока, показали, что по мере роста суммарного водопотребления из главного ствола реки и ее основных притоков от 30 до 34,8 км3/год эффект регулирующего влияния водохранилищ снижается [1]. Особенно четко это проявляется в режиме работы Токтогуль-ского водохранилища. При этом гарантированная отдача (Р = 90 %) Сырдарьинского каскада водохранилищ составляет 32,5 км3/год.
Таким образом, можно полагать, что ввод новых гидроузлов с водохранилищами в верховьях реки Нарын может резко уменьшить ирригационный эффект от работы Нарын-Сырдарьин-ского каскада. Негативная позиция Узбекистана по вопросу создания Кам-баратинской ГЭС-2 вполне объяснима, тем более что при существующей сильной зарегулированности стока реки Нарын ввод ГЭС, работающей в энергетическом режиме, приведет к усложнению согласования режима работы На-рынского каскада в ирригационном режиме и ухудшению водно-экологической обстановки в Ферганской долине и нижнем течении Сырдарьи.
Все эти причины возникновения проблем Арала со всей очевидностью показывают, что необходимо радикальное улучшение социально-экономической, медико-гигиенической и экологической ситуаций здесь и сохранение моря как природного объекта. Очевидно, что достижение поставленной цели может быть осуществлено различными путями. Однако, независимо от подходов, прежде всего необходимо сформулировать те концептуальные положения, которые должны лежать в основе принципиальных решений проблемы Арала. При этом главным общим принципом должно являться оздоровление социальных, экономических, экологических и политических условий во всем
бассейне Аральского моря. Любое предложение, направленное на решение отдельных задач данной проблемы, должно находиться в контексте с единой концепцией и программой.
Разрешение проблемы Арала в значительной мере зависит от решения задач пользования природными водными богатствами, в особенности на фоне оздоровления всей социальной и экономической деятельности в этом регионе. Поэтому разрешение данной проблемы требует пересмотра всех производительных, национальных, межрегиональных и политических связей для поиска и обоснования рациональной структуры и территориального размещения производительных сил региона. Реализация этих подходов нуждается в коренном пересмотре политики водо- и землепользования во всем бассейне Арала с обязательным переустройством ирригационных систем. Только в этом случае возможно улучшение социально-экономических условий в Приаралье и в бассейне Арала в целом и сохранение Аральского моря как природного объекта.
К сожалению, все существующие подходы к решению проблемы Арала не только не отвечают указанным требованиям, но зачастую подменяют решение проблемы рассмотрением некоторых частных вопросов. Поэтому основной целью разрешения проблемы Арала является коренное улучшение социально-экономических, санитарно-гигенических и экологических условий территории бассейна моря, Приаралья и самого моря.
По мнению авторов, чтобы разрешить проблему Арала, необходимо найти ответы на следующий комплекс взаимосвязанных, организационных и научно-исследовательских задач. Организационные задачи:
улучшение демографической ситуации и повышение занятости населения;
создание нормальных условий для жизни, труда и отдыха в пределах всего бассейна Аральского моря;
оздоровление санитарно-эпидемиологической обстановки;
полное переустройство водо- и землепользования в бассейне;
разработка и внедрение (в широких масштабах) ресурсосберегающих мероприятий и мероприятий по защите окружающей среды;
обеспечение питьевой водой населения региона, в первую очередь населения Приаралья, разработка оптимальной схемы управления притоком и качеством речных вод с целью регулирования уровня, солености и продуктивности моря;
разработка механизма реализации предполагаемых мероприятий по улучшению социально-экономической ситуации в Аральском регионе;
заключение межреспубликанского договора об использовании и охране водных, земельных и биологических ресурсов этого региона. В этом договоре должны найти четкое отражение экономические, экологические и политические аспекты использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов бассейна Арала и степень участия каждой суверенной республики в финансировании мероприятий по сохранению Арала. Здесь же должны быть определены: объем и качество воды, которые каждая республика имеет право использовать на своей территории для развития хозяйства и улучшения экологической ситуации, объем и качество воды, передаваемой соседним республикам, объем и качество коллекторно-дренажных вод, сбрасываемых в русла рек, и качество воды, сбрасываемой в Аральское море;
использование международных правовых документов в управлении водными ресурсами трансграничных рек этого региона. При разработке таких документов необходимо исходить из принципа, что средством для разрешения противоречий служит установление правил эксплуатации трансграничных рек. Соглашения и договоры, закрепляющие подобные правила, появляются по мере экономического развития регионов и нарастания противоречий. Они устанавливают общие
положения о ненанесении ущерба другой стороне, о компенсации ущерба, о проектах, реализация которых затрагивает интересы заинтересованных сторон, и т.д. В соглашениях и договорах должна прослеживаться следующая концепция - правовые аспекты использования водных ресурсов трансграничных рек регулируются международными соглашениями и договорами. Основными документами являются две международные конвенции - Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991) и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992). Международное политическое значение этих документов трудно переоценить, однако необходимо иметь в виду, что они носят достаточно общий (рекомендательный) характер, затрагивая преимущественно экологические проблемы трансграничных водных ресурсов. В меньшей степени они касаются самих проблем управления водными ресурсами трансграничных рек. В них практически отсутствует механизм разрешения международных споров, довольно слабо проработана законодательная и нормативная база. Из международно-правовых документов следует, что владельцем речного стока, сформировавшегося на территории данного государства, является именно это государство. Именно оно правомочно распоряжаться этими водами и, как подразумевается, должно делать это рационально, т. е. без ущерба для экологии и хозяйственной деятельности на водных пространствах и территориях, находящихся ниже по течению. Однако специально не оговаривается, как это государство должно отвечать за соблюдение хотя бы минимальных санитарных норм и расходов по очистке воды, которые вынуждено нести то государство, на территорию которого попадают загрязненные воды, и, по сути, этот вопрос остается вне поля зрения.
В ряде двусторонних и многосто-
ронних договоренностей зафиксирован принцип «кто загрязняет, тот и платит», но не проработан механизм взаимоотношений в случае возникновения коллизий и порядок взимания платы за загрязнение вод двумя или несколькими государствами, расположенными ниже по течению. Также не оговаривается ряд вопросов касательно прав и полномочий государств, расположенных выше по течению, на территории которых формируются в основном водные ресурсы. Следовательно, для эффективной работы этих соглашений необходима детальная проработка договорной системы управления водными ресурсами трансграничных рек. С целью регулирования взаимоотношений создаются межгосударственные структуры, решения которых, принятые при общем согласии, имеют юридическую силу для участников, т. е. появляются органы, представляющие собой некоторый международный «Центр» со своим набором критериев (регулирование судоходства, производство электроэнергии, степень загрязнения, распределение воды и др.). Этот «Центр», по мнению авторов, должен располагать системой математических моделей функционирования водно-ресурсной системы бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи, учитывающих интересы как отдельных подсистем (суверенных государств), так и региона в целом. Примером могут служить Дунайская комиссия, Рейнская комиссия, Постоянная комиссия по Инду. Межгосударственный орган создан под эгидой ООН для разрешения проблем бассейна Меконга. Его участники -Вьетнам, Таиланд, Лаос, а также страны, считающие себя заинтересованными в поиске институтов оптимального регулирования отношений, связанных с бассейном Меконга, настолько, чтобы добровольно взять на себя финансовое обеспечение деятельности комитета (Франция, Австралия, США, Нидерланды). Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: для международно-правового регулирования
иcпoльзoвaния бacceйнoв тpaнcгpaнич-ныx peк в нacтoящee вpeмя xapaктepнo cтpeмлeниe к пoиcкy кoмпpoмиcca мeж-дУ тpeбoвaниями экoлoгии и пoтpeбнoc-тями xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти чeлo-вeкa, кoтopyю, ecтecтвeннo, нeльзя ни пpeкpaтить, ни пpepвaть, a мoжнo лишь opгaнизoвaть бoлee paзyмнo.
Hayчнo-иccлeдoвaтeльcкиe зaдaчи:
ycтaнoвлeниe cвoйcтв и функций Apaльcкoгo мopя, включaя дeльты peH Aмyдapьи и Cыpдapьи кaк пpиpoдныx oбъeктoв;
кopeннoe пepeycтpoйcтвo вoдo- и зeм-лeпoльзoвaния в бacceйнe мopя, пoзвoля-ющee нe тoлькo улучшить eгo coциaльнo-экoнoмичecкиe и экoлoгичecкиe ycлoвия, то и oбecпeчить тaкoй пpитoк peчныx вoд в мope, кoтopый бы oбecпeчивaл выпoлнe-ниe cooтвeтcтвyющиx cвoйcтв и функций Apaльcкoгo мopя кок пpиpoднoгo oбъeктa. Здecь нeoбxoдимo ^a^o ocтaнoвитьcя но ocнoвныx фyнкцияx Apan^^ro мopя кок пpиpoднoгo oбъeктa [3].
Гидpoмeтeopoлoгичecкaя функция Apaльcкoгo мopя зaключaeтcя в пpи-eмe peчныx вoд, pacтвopeнныx в ниx co-лeй и взвeшeнныx чacтиц. Eжeгoднo в мope пocтyпaлo в cpeднeм 25,5 млн т co-лeй и oкoлo 125 млн т взвeшeнныx чя^ тиц. Mope oкaзывaлo cмягчaющee влия-ниe но кoнтинeнтaльный климят пpилeгaющиx пустынь. Paдиyc климяти-чecкoгo влияния Apaлa ocтaeтcя c^p^rn (oт 1GG дo 4GG км). Это влиянто в пepвyю oчepeдь oтpaжaeтcя но cнижeнии cpeднe-мecячныx лeтниx тeмпepaтyp вoздyxa, но yвeличeнии длитeльнocти бeзмopoзныx пepиoдoв, но дoпoлнитeльнoм yвлaжнeнии вoздyxa зя cчeт пocтyпaющeй c мopя вляги c пocлeдyющeй ee кoндeнcaциeй в пecкax.
Гидpoгeoлoгичecкaя функция Apaлa cвязaнa c шздонтом пoдпopa ^ун-тoвыx вoд и paзгpyзкoй иx нeдaлeкo ox кopeннoгo бepeгa мopя, блaгoдapя чeмy coздaвaлиcь блaгoпpиятныe экoлoгичec-киe ycлoвия для флopы и фяуны пpи-бpeжнoй зoны. Гpyнтoвыe вoды oбecпe-чивяли coздaниe кopмoвoй бязы и вoдoпoй для живoтныx. Здecь гнeздилиcь и зимo-вяли 2GG видoв и пoдвидoв птиц.
Экoлoгичecкaя функция o6óc-лoвлeнa нялич^м в мope paзличныx видoв pbrô и гидpoбиoнтoв.
Итяк, paзpeшeниe пpoблeмы Apa-ля нaпpямyю cвязaнo c oтвeтoм ня вoп-poc, в кя^й мepe дoлжны быть вoccтa-нoвлeны пpиcyщиe paнee Apaльcкoмy бacceйнy функции: гидpoлoгичecкaя, климaтичecкaя, гидpoгeoлoгичecкaя и экoлoгичecкaя? От oтвeтa ня этот вoп-poc зaвиcит cтpaтeгия и токти^ улуч-шeния coциaльнo-экoнoмичecкиx и экoлoгичecкиx ycлoвий кяк Пpиapaлья, тяк и вceгo бacceйнa мopя. Kлючeвым вoпpocoм здecь являeтcя yпpaвлeниe вoдным бaлaнcoм Apaльcкoгo мopя. Bapиaнты и cpeдcтвa yпpaвлeния вoд-ным болон^м мopя дoлжны быть o^ peдeлeны в peзyльтaтe cпeциaльныx иccлeдoвaний. «Bыпoлнeниe мopeм» вы-шeпpивeдeнныx функций тpeбyeт пo-cтyплeния в нeгo cooтвeтcтвyющeгo пpитoкa peчныx вoд. Пocлeднee мo-жeт быть oбecпeчeнo зя cчeт пoиcкa дoпoлнитeльныx вoдныx pecypcoв, и^ тoчникoм кoтopыx мoгyт быть кяк co6-cтвeнныe (бacceйнoвыe) иcтoчники, тяк и внeшниe. Cпeктp вoзмoжныx ^точ-никoв вoдныx pecypcoв дocтaтoчнo шиpoк - oт иcкyccтвeннoгo ocaждe-ния aтмocфepныx ocaдкoв и тяяния лeд-никoв (нeтpaдициoнныe иcтoчники вoд-нь^ pecypcoв) дo пepeбpocки peчныx вoд из cмeжныx и oтдaлeнныx peчныx cиcтeм. Пpи этoм, нeзaвиcимo oт и^ тoчникoв пoпoлнeния вoдныx pecypcob мopя, paзpeшeниe пpoблeмы Apaлa дoлж-нo иcxoдить из кopeннoгo ^peyCTpo^ cтвa вoдo- и зeмлeпoльзoвaния в 6oc-ceйнe мopя, включaющeгo в ceбя измeнeниe cтpaтeгии paзвития пpoиз-вoдитeльныx cил и инфpacтpyктypы нapoднoгo xoзяйcтвa, в тoм чиcлe чя^ тичную зaмeнy пoceвoв xлoпкa, ликви-дяцию пoтepь ceльcкoxoзяйcтвeннoй пpoдyкции, измeнeниe экcпopтнoй литики, paзвитиe пepepaбaтывaющиx и pядa дpyгиx oтpacлeй нapoднoгo xoзяй-cтвa, cнижeниe плoщaдeй пoд pиcoм, чacтичный вывoд нeпpoдyктивныx opoшaeмыx зeмeль из oôopOTa, peгyлиpoвaниe
и совершенствование управления химическим составом коллекторно-дренажных вод, внедрение новых водо-сберегающих технологий в сельском хозяйстве и промышленности, создание и внедрение новых, более продуктивных сортов растений, наконец, всемерное использование современных ГИС-техноло-гий и мониторинг сохранения качества окружающей природной среды.
Выводы
Решение указанных ключевых задач, коренное улучшение социально-экономических, санитарно-гигиенических и экологических условий территории бассейна Аральского моря, Приаралья и самого моря во многом зависит от успешного решения фундаментальных и прикладных задач:
разработки водохозяйственной стратегии для бассейна Арала с учетом новых политических и экономических условий, а также возможных изменений климата;
обоснования комплекса гидролого-водохозяйственных мероприятий по рационализации водо- и землепользования и улучшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря и Приаралья;
разработки вариантов водообеспе-чения хозяйства и населения в бассейне Арала с учетом улучшения экологической обстановки в регионе;
разработки системы эколого-экономических моделей для обоснования принятия решений по улучшению социально-экономической и экологической ситуации в регионе и сохранению Арала как природного объекта;
анализа и оценки структуры водно-солевого баланса бассейна Аральского моря и самого моря и его изменения при различных вариантах развития водопотребления;
анализа и оценки изменений уровня Аральского моря и состояния его экосистемы при различных вариантах развития водопотребления в его бассейне;
анализа, оценки и прогноза водных ресурсов бассейна Аральского бассейна как для современных климатических условий, так и для сценариев
возможных изменений климата;
разработки мониторинга Аральского бассейна, включающего в себя автоматизированную информационную систему использования, охраны и воспроизводства водных, земельных и биологических ресурсов (АИС «Арал»).
Основные предложения по водоустройству и сохранению качества окружающей среды Содружества Независимых Государств, прежде всего республик Центрально-Азиатского региона
Несмотря на изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни стран СНГ в конце XX столетия, роль водного (ландшафто-образующего) фактора - элемента производственных сил - остается предопределяющей для жизни населения этих стран и развития их экономики. Одновременно становится все более актуальной и все более усложняется проблема водообеспечения развивающихся экономик стран СНГ и управления их водными ресурсами. В связи с этим необходимо проведение комплекса научных исследований в рамках проблемы «Разработка стратегии и определ-ние путей решения водообеспечения стран СНГ в отдаленной перспективе с учетом возможных изменений климата и стратегии развития экономик этих стран». Разумеется, в рамках разрешения этой проблемы могут быть рассмотрены различные варианты территориального перераспределения водных ресурсов, в том числе и переброска части стока сибирских рек в Центральную Азию и Казахстан.
Речь идет о разработке «Генеральной схемы комплексного использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов» на ближайшие 20-30 лет с учетом новых реалий в России, странах СНГ и мире. Для научного обоснования такого рода схемы могут быть использованы результаты фундаментальных исследований, проводимых научными институтами России, включая Российскую академию наук, а также образовательными учреждениями России, в том
числе Московским государственным университетам природообустройства.
Чтобы решить задачи водообеспече-ния на отдаленную перспективу, необходимо использовать имеющиеся фундаментальные работы в области общественных и естественных наук, а в ряде случаев расширить и углубить их отдельные разделы. Предстоит значительно расширить натурные исследования природных процессов, которые будут затронуты намечаемыми мероприятиями по водообеспече-нию экономики и населения. Должна быть повышена роль математического моделирования при анализе и прогнозировании больших физико-географических, экологических и социально-экономических систем, а также при управлении сложными водно-ресурсными системами и их объединениями.
Решающее значение для обоснования стратегии водообеспечения страны имеет прогнозирование водопотребления. Необходимо провести исследования по следующим направлениям: уточнить нормы во-допотребления, базирующиеся на достижениях научно-технического прогресса в области «водосберегающих» технологий; разработать системы замкнутого водообеспечения, регенерации и использования извлеченных из отработанных и сточных вод ценных веществ, освоить современные методы кондиционирования и очистки загрязненных, отработанных и сточных вод; для сельскохозяйственного использования привлекать морские и слабоминерализованные подземные воды, кол-лекторно-дренажные воды с орошаемых земель, животноводческие, промышленные и бытовые сточные воды, а также другие «нетрадиционные» источники воды. Нормы и нормативы водопользования должны иметь социально-экологическое и экономическое обоснование с учетом региональных особенностей.
Для оценки возможных масштабов водопользования в том или ином бассейне не меньшую роль, чем прогноз потребности в воде, играет оценка специальных ее попусков для функционирования отраслей хозяйства, использу-
ющих воду без изъятия из источников, а также для целей поддержания сложившихся водных и околоводных экосистем, предотвращения недопустимого ухудшения качества вод (имеется в виду их использование для водоснабжения и рекреаций) и т. д.
Большое значение имеет оценка влияния возможных изменений климата на режим вод суши. Эти исследования должны заключаться в совместном изучении изменений атмосферной и наземной ветвей гидрологического цикла.
В заключение следует отметить, что фундаментальные исследования по проблеме Аральского моря и его бассейна активно проводились специалистами Российской Федерации и особенно, как уже отмечалось раньше, учеными институтов Российской академии наук и Московским государственным университетом природообустройства. В настоящее время, в силу сложившихся объективных и субъективных условий, эти исследования прекращены. Авторы считают необходимым не только возобновление исследований по проблеме Арала, но и всемерное участие России и ее специалистов в решении проблемы водообустройства этого региона.
1. Наврузов С. Т. Условия эффективности коалиции при использовании водных ресурсов бассейнов трансграничных рек // Доклады АН Республики Таджикистан. -2008. - № 5. - Т. 51. - С. 333-340.
2. Воропаев Г. В., Исмайылов Г. X., Федоров В. М. Проблемы управления водными ресурсами Арало-Каспийского моря: монография. - М.: Наука, 2003. - 427 с.
3. Глазовский Н. Ф. Аральский кризис. Причины возникновения и пути выхода: монография. - М.: Наука, 1990. - 136 с.
Материал поступил в редакцию 11.02.10. Исмайылов Габил Худуш оглы, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гидрология, метеорология и регулирование стока» Тел. 8 (495) 976-23-68 E-mail: Ism37@mail.ru
Прошляков Игорь Валентинович, профессор кафедры «Гидрология, метеорология и регулирование стока»
Тел. 8 (495) 976-17-45