ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
АГУЗАРОВА Л.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected];
БЕСОЛОВ С.Э.,
аспирант,
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected]
В статье описаны проблемы внутренней трудовой миграции в России, дается анализ миграционных процессов, раскрываются пути решения проблем трудовой миграции. В условиях процесса глобализации, развития международных экономических связей именно адекватная миграционная политика государства играет ведущую роль с точки зрения не только роста ВВП, но и общественного благосостояния в целом.
Ключевые слова: миграция; население; административные барьеры; межрегиональное взаимодействие; рынок труда.
THE PROBLEMS OF INTERNAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR SOLTIONS
AGUZAROVA L.A.,
Ph.D., associate professor,
The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected];
BESOLOV S.E.,
Graduate student,
The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected]
This article describes the internal labor migration in Russia, an analysis of migration processes, the ways of solving the problems of labor migration. In the context of globalization, the development of international economic relations is adequate migration policy has played a leading role in terms of not only the growth of GDP and the public welfare in general.
Keywords: migration; population; administrative barriers; interregional cooperation; the labor market.
JEL classification: E24, J10, J11, J21, J61, J82.
На современном этапе развития экономики России наиболее острым вопросом остается проблема трудовой миграции. Для того чтобы экономика как отдельного государства, так и региона продолжала развитие необходимо эффективное перераспределение трудовых ресурсов, обеспечивающее приток кадров их тех отраслей или регионов, в которых отсутствует возможность населения осуществлять свою трудовую деятельность. В условиях процесса глобализации, развития международных экономических связей именно адекватная миграционная политика государства играет ведущую роль с точки зрения не только роста ВВП, но и общественного благосостояния в целом.
© Л.А. Агузарова, С.Э. Бесолов, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
Следует также отметить и другую сторону вопроса трудовой миграции. В ближайшем будущем Россию может ожидать демографический кризис. В настоящий момент численность населения РФ составляет 143,3 тыс. чел. Согласно высокому варианту прогноза, общая численность родившихся в 2013 г. будет составлять 1 824 272 чел. К 2030 г. численность родившихся уже будет равна 1 591 949 чел., против 1 695 669 умерших при показателе естественного прироста 103 720 чел. Таким образом, даже по самым оптимистичным прогнозам, общая численность населения в 2030 г. составит 151 229,1 чел. при достаточно высоком уровне миграционногго прироста 530,7 чел.1 По состоянию на декабрь 2012 г., в России число умерших уже превышает число родившихся приблизительно на 10 тыс. чел. Население будет быстро уменьшаться, и как следствие этого, будет уменьшаться человеческий капитал. В связи с этим, остро встает вопрос о пересмотре внутренней миграционной политики государства.
В 2012 г. была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., реализация которой должна решить проблему как социально-экономических, так и политических рисков, которые могут возникнуть в связи с притоком мигрантов. Данная Концепция отражает основную проблему внутренней миграции, выявленную еще несколько лет назад - низкую территориальную мобильность населения, обусловленную наличием административных барьеров, в том числе:
• высокой стоимостью арендуемого жилья;
• отсутствием развитой транспортной инфраструктуры;
• низким уровнем доходов населения.
Основные пути решения данных проблем заключаются в следующем:
1) Необходимо убрать административные барьеры, касающиеся учета и регистрации граждан и препятсвую-щие изменению жительства или места пребывания;
2) Необходимо создать систему межрегионального взаимодействия по возможностям трудоустройства;
3) Необходимо развивать систему рынка арендного жилья, а также транспортной инфраструктуры, связывающей Дальний Восток и Сибирь с Центральной частью России;
4) Необходимо повышение инвестиционной привлекательности отдельных депрессивных регионов (Агуза-рова, 2011).
Если провести анализ общих итогов миграции населения РФ за период с 2010 по 2012 гг., можно проследить следующее. В 2010 г. число мигрантов внутри субъектов РФ составляло 1 035 899 чел., в 2012 г. - уже 2 023 865 чел. при ежегодно увеличивающемся приросте 294 930 чел. Количество мигрантов из других регионов составляло: в 2010 г. - 874 749 чел, в 2012 г. данный показатель вырос и составил уже 1 754 597 чел.
В 2010 г. наибольшее число мигрантов наблюдалось в Центральном ФО 485 077 чел., Северо-Западном 177 293 чел., Южном 171 873 чел., Северо-Кавказском 117 221. Показатели миграции имеют тенденцию к ежегодному увеличению. В 2012 г. они составили: В Центральном ФО - 929 603, Северо-Западном 435 736, Южном 326 320 чел., СевероКавказском - 182 497 чел.
Показатели миграции неразрывно связаны с уровнем занятости населения. В 2010 г. в Центральном ФО он составляет 65,1%, Северо-Западном - 66,6%, Южном - 59,6%, Северо-Кавказском - 53,3%, в 2012 г. - 67,8%, 68,7 %, 61,6%, 56,7% соответственно. Республика Северная Осетия-Алания среди 7 субъектов Северо-Кавказского ФО по данному показателю занимает 5 место, опережая Чеченскую Республику и Ставропольский край (61,9% против 49,6% и 61,6% соответственно). По уровню безработицы РСО-Алания находится на втором месте (7,9%), уступая Ставропольскому краю (5,4%). По имеющимся данным, численность занятых, которые работали за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (своего субъекта), включая работавших на территории другого государства, составила в среднем за 2012 г. 2,4 млн чел. против 2,0 млн чел. в 2011 г. В 2012 г. отмечается увеличение размеров межрегиональной трудовой миграции. Наибольшие размеры выезда граждан на работу в другие регионы имели в 2012 г. Московская, Ленинградская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Тамбовская, Тверская, Смоленская, Орловская, Пензенская области, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Мордовия - от 6,5 до 15% численности занятого населения этих субъектов (Республика Адыгея - 18%). Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являются Москва (1 млн. чел., или 17% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (270 тыс. чел., или 14,6%), Московская область (183 тыс. чел., или 4,8%), Санкт-Петербург (180 тыс. чел., или 6,3%), Краснодарский край (84 тыс. чел., или 3,4%).
Все приведенные показатели наглядно указывают, что процессы внутренней миграции прямо пропорциональны уровню занятости и безработицы (Агузарова, Добролежа, 2010. С. 5-12). На деле это означает, что экономически активное население стремится переехать в те субъекты, в которых уровень безработицы минимален, а также уровень доходов значительно превосходит имеющийся в регионе отбытия. Для того чтобы не наблюдалось дисбаланса в человеческом капитале, для сглаживания и нивелирования возможных негативных процессов внутренней миграции, необходимо поэтапное решение поставленных государством задач. И в настоящий момент наметился ряд положительных изменений.
1) В декабре 2013 г. Государственная Дума приняла законопрект о борьбе с фиктивной регистрацией. Данная норма закона гласит, что гражданин РФ имеет право не регистрироваться в жилом помещении по месту проживания в случае, если его место жительства находится в том же населенном пункте. Подобное проживание без регистрации разрешено и родственникам владельца жилья. Закон стал предусматривать штраф за фиктивную регистрацию в размере от 100 до 500 тыс. руб. вплоь до лишения свободы сроком на 3 года. В КоАП будет внесена статья, предусма-
1 Данные Федеральной службы государственной статистики.
ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
33
тривающая санкцию за проживание без регистрации. Для собственников жилья сумма штрафа будет составлять до 5 000 руб., граждан - до 3 000 руб., юридических лиц - до 750 000 руб. Данная норма закона сущетственно упростит возможность трудоустройства граждан, приезжающих из других регионов и проживающих у своих родственников, а также позволит бороться с нелегальными мигрантами.
2) Активно развивается система межрегионального взаимодействия между различными субъектами государства по возможностям трудоустройства. Более того, в стране разработана госпрограмма «Содействие занятости населения на 2013-2020 годы», основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Так, в 2013 г. в рамках реализации программы, Комитет РСО-Алания по занятости населения активно содействовал гражданам, ищущим работу в трудоустройстве за пределами региона. В центрах занятости населения и отделе по взаимодействию с работодателями Комитета РСО-А по занятости населения любой гражданин может получить сведения о потребности в рабочей силе в других регионах страны, в том числе с предоставлением жилья и других видах дополнительного мотивирования. В рамках «Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2013 году» финансовая и другие виды помощи буду оказаны по направлению «стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей)» - 30 безработным гражданам. По направлению «содействие трудоустройству в других субъектах Российской Федерации граждан государственным казенным учреждением службы занятости населения Ставропольского края «Межрегиональный ресурсный центр» - 130 гражданам.
3) Для того чтобы мигранты, переезжающие в другой регион, могли эффективно трудиться необходимо достаточное как по объему, так и по цене, жилье. Однако, ситуация на рынке вторичного жилья в стране складывается крайне неоднозначная. В 2010 г. индексы цен на квартиры составляли 102,7%, в 2012 г. - 112,1%. Средний уровень цен за 1 кв.м. составлял в 2010 г. 59 998 руб., в 2012 г. - 56 370 руб., при этом небольшое падение цен обусловлено только за счет снижения в 2011 г. цен на элитную недвижимость. Таким образом, о возможности покупки недвижимости трудовым мигрантом говорить весьма преждевременно. Учитывая рост ставок ипотечного кредитования и, следовательно, затруднительности приобретения жилья, спрос на аренду повышается, одновременно с уменьшением предложения, к примеру, в г. Москве. В настоящий момент разработана госпрограмма РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на период с 2013 по 2020 гг. Одной из целью данной программы является повышение доступности жилья для граждан. Для эффективной реализации миграционной политики ключевыми инструментами здесь будут являться следующие критерий: коэффициент доступности жилья - 2,5 года в 2015 г., 2,1 года в 2017 г., 1,8 года в 2020 г.; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту в рублях над индексом потребительских цен: в 2015 г. - не более 3,6 процентных пунктов, к 2018 и 2020 гг. - не более 2,2 процентных пункта.
Также происходит активная реализация программы «Развитие транспортной системы РФ» на 2013-2020 гг., в рамках которой обеспечивается развитие сетей автомобильных дорог, транспортной подвижности населения, повышение количества перевозок.
Все данные меры помогут увеличить социально-георграфическую мобильность населения, а также структурировать внутреннюю трудовую миграцию наиболее рациональным способом.
4) В 2010 г. по уровню инвестиции в основной капитал на душу населения менее всего было вложено в СевероКавказский федеральный округ - 30 310,6 руб. Причинами низких инвестиций являются такие факторы, как: отсутствие крупных потенциальных инвесторов, стимулов для их привлечения; неразвитость предпринимательского сектора (Агузарова, 2013). Наибольший процент инвестиций приходится на производство и распределение электроэнергии, газа, воды, а также транспорт и связь. Ситуацию поможет исправить разработанная программа «Стратегия социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». В рамках ее раелизации осуществляется внедрение ряда финансовых стимулов, таких как налоговых, таможенных льгот, льгот по аренде земли и т. п. в целях привлечения инвесторов, преимущественно, иностранных и создания стимулов для их деятельности.
Сейчас Россия уверенно встала на путь важнейших экономических преобразований, основная цель которых -сгладить межрегиональные различия в уровне и качестве жизни населения (Kwon, Spilimbergo, 2009, P. 97-119). Достижения баланса в этом вопросе возможно только лишь путем ликвидации различных барьеров, как социальных, так и административных (Andrienko, Guriev, 2004. P. 1-27).
Вследствие того, что подобных барьеров, стоящих на пути внутренней миграции населения, не станет вследствие эффективной реализации миграционной политики, начнется эффективное перераспределение трудового потенциала государства. Каждый гражданин должен найти применение своим способностям, эффективно трудиться и, главное, иметь для этого все возможности. Только в этом случае можно утверждать, что реализуется одно из важнейших конституционных положений о том, что Россия - государство социальное.
ЛИТЕРАТУРА
АгузароваЛ.А. (2011). «Теория и практика управления развитиеим трудового потенциала депрессивного региона» (монография) // Изд-во ТТИ, Таганрог.
Агузарова Л.А., Добролежа Е.В. (2010). Регион как открытая система: роль межрегионального обмена в ресурсном обеспечении развития территории // Известия КБНЦРАН, № 4. C. 5-12.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
Агузарова Л.А. Агузарова Ф.С. (2013). Региональные особенности формирования нового экономического содержания трудового потенциала как фактора модернизации // Международная конференция «Наука и человечество». 27-28 сентября, г. Лондон.
Данные Федеральной службы государственной статистики. Доступно на: http://www.gks.ru/.
Kwon G., Spilimbergo A. (2009). / Regional Volatility in Emerging Countries - The Case of Russia // Economics of Transition, № 17(1), pp. 97-119.
Andrienko Y., Guriev S. (2004). Determinants of Interregional Labor Mobility in Russia // Economics of Transition, № 12(1), pp. 1-27.
REFERENCES
Aguzarova L.A. (2011). Theory and practice of labor potential razvitieim depressed region" (monograph). Taganrog. (In Russian.)
Aguzarova L.A., Dobrolezha E.V. (2010). "The region as an open system: the role of inter-regional exchange in resource supply development territory". Proceedings KBSC RAS, № 4. pp. 5-12. (In Russian.)
Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. (2013). Regional features of formation of a new economic content of the labor potential as a factor of modernization. International Conference "Science and Humanity". 27-28 September London. (In Russian.)
Data of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/. (In Russian.)
Kwon G., Spilimbergo A. (2009). Regional Volatility in Emerging Countries - The Case of Russia. Economics of Transition, 17 (1), pp. 97-119. (In Russian.)
Andrienko Y., Guriev S. (2004). Determinants of Interregional Labor Mobility in Russia. Economics of Transition, 12 (1), pp. 1-27. (In Russian.)