Решетневскце чтения
УДК: 656.11
У. А. Александрова, М. С. Костянов, В. В. Кукарцев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
Рассматриваются проблемы, возникающие при внедрении интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в России.
Поскольку города являются крупнейшими транспортными узлами, они остро нуждаются в управлении дорожным движением. В городах концентрируется значительное количество транспорта, возникает большое количество конфликтных ситуаций. Все это порождает автомобильные пробки. Финансовые потери в государственном масштабе от простоев автомобилей в городских пробках с каждым годом возрастают, и безусловно резко снижается транспортная мобильность.
Существуют объективные причины возникновения транспортных пробок в городах: это существенный рост автомобильного парка и ограниченность пропускной способности улично-дорожной сети. Надеяться на новое строительство магистралей нельзя. Опыт крупных городов мира, где количество машин быстро увеличивается, показывает: как только вводится в действие новый участок, туда сразу же устремляется большой поток машин. И снова возникает затор.
Эффективность внедрения ИТС очевидна. Для города это означает централизацию управления транспортным комплексом и безопасность граждан. Для автомобилистов - безопасность в пути и снижение временных и финансовых затрат. Для пассажиров общественного транспорта - безопасность и комфорт. Далее осветим основные моменты концепции ИТС.
В городе будет создан единый центр управления (ЕЦУ) ИТС для сбора и анализа всей дорожной информации. Туда будут в онлайн-режиме передаваться данные с детекторов мониторинга транспортных потоков и дорожная обстановка с фото- и видеокамер. Система также будет фиксировать скорость потока, количество автомобилей и общественного транспорта, метеоусловия, состояние трассы, а в случае ДТП предупредит о затруднениях на дороге, подскажет объездные пути. Сигналы светофоров станут меняться в зависимости от загруженности соседних перекрестков, а автобусы будут оснащены датчиками ГЛОНАСС. Появится возможность отслеживать, нет ли отклонений от маршрута, координировать потоки в случае заторов, отменять непопулярные маршруты и назначать новые. Водитель сможет через Интернет узнать, где ему будет удобнее припарковаться. Также установят информационные табло, на которых будет высвечиваться информация о ситуации на дороге и предлагаться пути объезда. Сейчас средняя скорость движения по дорогам столицы - не более 19 км/ч. По опыту европейских городов, где уже действуют аналогичные системы, скорость движения увеличится на
10...15 %. Планируется, что система появится в российской столице к 2013 г. (URL: www.itv.ru).
Быстрому созданию ИТС в России мешает ряд проблем.
Масштабность задач, колоссальные по объемам, сложности и инвестициям проекты ставят вопрос об их не только научном, проектном, производственном, но и, в первую очередь, организационном обеспечении. Эти проекты могут быть реализованы только при наличии соответствующего институционального потенциала. В России отсутствуют государственные организационные структуры, ответственные за развитие ИТС как основного средства инновационного раз -вития транспорта. Внедрение ИТС требует согласованных совместных действий различных структур: федеральных и региональных органов власти, производителей отдельных компонентов системы, муниципальных и коммерческих перевозчиков, служб, отвечающих за безопасность дорожного движения в русле единой государственной политики, что позволит объединить усилия государства, субъектов Федерации, бизнеса всех уровней и секторов экономики в достижении общенациональных целей в транспортном комплексе страны. Проблему представляет и отсутствие должной нормативно-правовой базы в сфере организации дорожного движения (ОДД) в городах, из-за чего установка оборудования для ИТС на участках дорог требует долгого согласования в различных ор -ганах власти. А так как концепция ИТС предполагает постепенное внедрение системы в инфраструктуру города, т. е. без определенного элемента дальнейшее внедрение невозможно, то к завершающей стадии внедрения система подойдет не менее чем через 10 лет. Также не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с проведением организационно-планировочных и иных инженерных мероприятий в сфере ОДД. Это обстоятельство размывает ответственность и является основной причиной проблем транспортной мобильности в городах (URL: www.connect.ru). Это можно решить только путем изменения действующих законов в области ОДД. На сегодняшний момент получается, что государство решает лишь вопросы безопасности дорожного движения, но не решает вопросы повышения транспортной мобильности в городах, не стимулирует более эффективную организацию городского дорожного движения.
Информационные системы и технологии
Еще одной серьезной проблемой, как отмечают эксперты, является отсутствие профессионалов в данной области. Создать в России адекватные научно-образовательные центры необходимо, но очень сложно. Мешают проблемы российской высшей школы -административная разобщенность, требование соблюдения образовательных ГОСТов. Европейский опыт показал, что такую проблему кадрового снабжения транспортной отрасли можно решить на базе открытых университетов, таких как в Британии, Гонконге. Здесь подготовка специалистов идет без отрыва от работы (URL: www.classicbus.ru). Предложения
о формировании таких вузов уже сформированы и поданы в Минтранс и Минобразования.
Для успешного внедрения ИТС управленческим органам города следует пересмотреть ряд законов, связанных с ОДД. После этого нужно оперативно определить самые загруженные участки автодорог и внедрять ИТС постепенно, учитывая уже допущенные ошибки. Успешное внедрение ИТС в Москве положительно скажется на жизни города и поможет возвратить доверие жителей к органам власти. Внедрение аналогичных систем в других крупных городах России будет способствовать развитию экономики государства.
U. A. Alexandrova, M. S. Kostyanov, V. V. Kukartsev Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OFAPPLICATION OF INTELLECTUAL TRANSPORT SYSTEM IN RUSSIA
This article considers the problems connected with application of Intelligent Transportation Systems in Russia.
© Александрова У. А., Костянов М. С., Кукарцев В. В., 2011
УДК 025.4.03
В. А. Аразашвили, А. А. Сятчихин
Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова, Россия, Санкт-Петербург
СТРУКТУРА ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ
Представлена структура перспективной системы регистрации нарушений правил дорожного движения с возможностью идентификации водителя.
В настоящее время в организации дорожного движения остро стоят два вопроса: безопасность дорожного движения и наказание нарушителей правил дорожного движения (ПДД).
При этом безопасность дорожного движения строго зависит от соблюдения ПДД участниками дорожного движения, поэтому необходимо создание эффективной системы наказания нарушителей ПДД. Существующие на сегодняшний день системы автоматической фиксации нарушений ПДД имеют следующие недостатки:
- зональность (региональность);
- закрепление нарушения за машиной (за владельцем);
- простота противодействия.
Совокупность приведенных недостатков может позволить нарушителю остаться безнаказанным, что делает существующую автоматическую систему регистрации нарушений ПДД низкоэффективной.
Для каждого из недостатков существует метод устранения, имеющий определенные законодательные или технические ограничения:
- решение проблемы зональности можно обеспечить кооперацией между ведомствами разных регионов и соответственно созданием одной общей интерактивной базы, что в свою очередь накладывает жесткие требования к структуре этой базы;
- проблема закрепления нарушения за машиной (за владельцем) не может быть решена простыми методами видеофиксации, а также без нарушения статьи Конституции, касающейся возможности отказа от дачи показаний в случае, если нарушение закона не привело к повреждению имущества или нанесения телесных повреждений;
- проблема простоты противодействия ограничена техническим регламентом на использование транспортного средства и правилами эксплуатации, прописанными в ПДД.
Таким образом, требуется создание системы автоматической регистрации нарушений ПДД (см. рисунок), обладающей следующими качествами:
- полным исключением проблемы зональности;
- идентификацией водителя транспортного средства;
- высокой надежностью срабатывания;
- сложностью противодействия;
- простотой интеграции с другими системами;
- возможностью усовершенствования под изменяющиеся технические требования и регламенты.
Помимо структуры системы необходимо рассмотреть общий порядок работы системы, внутреннюю архитектуру.