Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михненкова Е.С.

Статья посвящена вопросам, связанным с проблемами внедрения электронных государственных и муниципальных услуг, значимости информационных технологий для развития современного государства.The article has information about problems of introduction of electronic municipal services. It has information about significance of information technologies for development of modern state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

4. Костина С.Н. Современные проблемы оценки качества оказания государственных услуг (на примере УрФО) // Вопросы управления, Выпуск № 2 (39) апрель 2016 г.

Михненкова Е. С.

магистрант УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья посвящена вопросам, связанным с проблемами внедрения электронных государственных и муниципальных услуг, значимости информационных технологий для развития современного государства.

Ключевые слова: электронные услуги, проблемы.

The article has information about problems of introduction of electronic municipal services. It has information about significance of information technologies for development of modern state.

Keywords: electronic services, problems.

Значимость информационных технологий, глобальность их распространения в современном мире давно превзошли самые смелые прогнозы и ожидания. Развитые страны стремятся активно использовать новые технологии в своей управленческой и административной деятельности, более того многие исследования в данной области финансируются в том числе и государством. Не является исключением и Россия. Данные процессы начали происходить у нас чуть позже, свою модель мы строим на имеющемся опыте западных стран, в частности Франции.

Концепция e-government, в переводе на русский «электронное правительство», появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных информационных, компьютерных технологий в работу государственных структур с целью повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалось другой -идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и

проектов создания архитектуры электронного правительства. В большинстве передовых стран мира, таких, как, например, Канада, Корея, Малайзия, Сингапур, США, разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности. Сегодня не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна располагает своим уникальным сочетанием обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов, которые могут использоваться при реализации данной задачи. Большинством государств мира в процессе построения электронного правительства упор делается на электронный доступ к основным общедоступным услугам1.

Россия еще не прошла весь путь развития электронных услуг. Однако большое количество нормативно-правовых актов по данному вопросу, заинтересованность ведущих политиков, наличие постоянного прогресса как в организации и предоставлении самих электронных государственных услуг, так и в совершенствовании информационных ресурсов (сайтов) органов государственной власти, а также рост числа граждан, зарегистрированных на едином портале предоставления государственных услуг - все это говорит о том, что процесс организации и предоставления электронных услуг развивается и совершенствуется. Однако если сравнить Россию с ведущими европейскими государствами в данной области, следует отметить, что Россия значительно отстает. На текущий момент, анализируя ситуацию можно сказать, что нам есть куда развиваться как в количественном (распространение электронных услуг и увеличение числа пользователей) так и в качественном плане.

Основная цель внедрения электронных государственных услуг в соответствии с Концепцией Административной реформы в РФ в 2006-2010 заключается в повышении качества и доступности государственных услуг; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти2.

Основные мероприятия административной реформы, которые должны были быть реализованы в 2006 - 2010 годах в основном носят подготовительный характер к внедрению электронных государственных услуг. Деятельность на данном этапе направлена на стандартизацию и регламентацию, а также на формирование необходимых ресурсов и пробные варианты предоставления новых сервисов. Соответственно и мероприятия

1 Международный опыт эффективных методов предоставления государственных услуг. «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=publication&id=307&parent=5840&doc=113480. (дата обращения 14.07.2015)

2 Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»._

административной реформы, сформулированы так, чтобы решить поставленные задачи и также носят подготовительный, обеспечивающий характер: разработка НПА, методик, регламентов, стандартов и уже после этих этапов запуск первых версий электронных государственных услуг.

В целом все мероприятия, задачи и цель сформулированы довольно грамотно, не противоречат друг другу и направлены на решение проблемы внедрения государственных услуг. Однако не все запланированные мероприятия были достигнуты и не все задачи реализованы, поэтому данная Концепция была продолжена в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы.

Цель Концепции в сфере внедрения электронных государственных услуг заключается в повышении качества и доступности государственных и

3

муниципальных услуг3.

Следует отметить, что в данной Концепции в отличие от предыдущей стали обращать внимание и на предоставление муниципальных услуг.

Задачи данной Концепции больше ориентированы на оптимизацию функций и снижение административных барьеров. Предоставлению электронных государственных услуг уделяется меньшее внимание, видимо подразумевая, что цели предыдущей Концепции были выполнены. Однако, как мы отметили цели, задачи и мероприятия Концепции административной реформы 2006-2010 больше носили подготовительный и пробный характер в сфере предоставления электронных государственных услуг, поэтому было бы логично продолжить внедрение данных инновации и в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг.

Мероприятия данной Концепции в отличие от её целей и задач в большей степени ориентированы на продолжения внедрения электронных государственных услуг. Следует отметить, что срок Концепции истек в 2013 году, но многие мероприятия продолжают реализовываться и дорабатываться до сих пор.

Согласно Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде от 25 декабря 2013 были достигнуты следующие результаты в сфере внедрения электронных государственных услуг:

- сформированы основы ведомственной, региональной, а в некоторых случаях и муниципальной инфраструктуры электронного взаимодействия;

3 Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы (утв.распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»._

- начато формирование общефедеральной инфраструктуры электронного взаимодействия;

- предоставляются услуги, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия;

- сформированы основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов (организаций), предоставляющих услуги4.

Однако, данные фразы, не имеющие никаких показателей, не позволяют оценить эффективность внедрения электронных государственных услуг. А учитывая, что на данный момент на сайте Электронного правительство зарегистрировано около 5% населения, хотя в тоже время доля активной Интернет аудитории в РФ составляет более 60% населения, не приходится говорить о выдающихся результатах внедряемых инноваций.

В Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде от 25 декабря 2013 выявлен ряд проблем, связанных с внедрением электронных услуг:

- Медленный процесс внедрения электронных государственных услуг. По состоянию на ноябрь 2013 г. более 4,5 % граждан страны зарегистрированы на Едином портале, в 2010 году - 0,15 %, в 2012 году - 1,8 %. Установленные показатели, в частности повышение к 2018 году до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, недостижимы при сохранении текущей динамики5.

- Низкая доля опубликованной корректной информации. Доля корректной и актуальной информации о предоставлении услуг на федеральном уровне и формах заявлений, опубликованной на Едином портале составляет 53 процента (в 2010 году - 66 процентов, в 2012 году - 43,5 процента)6.

- Отсутствие проработанных механизмов перевода документов из бумажного в электронный вид. Не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг часто не предусматривает электронной формы взаимодействия. Использование электронной формы получения услуг в редких

4 Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»._

случаях уменьшает для заявителя число посещений органа, предоставляющего услуги, или устраняет необходимость подачи бумажных документов7.

- Технические и организационные недостатки. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. Избыточные архитектурные решения ведут к завышенным затратам на поддержку и эксплуатацию дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования. При этом в силу принятых проектных и организационных решений рост числа пользователей инфраструктуры электронного взаимодействия и нагрузки на нее ведет к ее неоправданному усложнению, повышенной нагрузке на ее элементы, к росту издержек на поддержку и развитие, снижает надежность функционирования8.

- Отсутствие эффекта оптимизации, на который делался расчет. Не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы органов, предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря на значительные бюджетные расходы на информационно-коммуникационные технологии, не сокращаются9.

- Отсутствие ориентации на пользователя, получателя государственных услуг. Основной способ удаленного доступа к услугам - Единый портал недостаточно ориентирован на потребности пользователей. Размещенные на Едином портале услуги практически не могут быть обнаружены через внешние поисковые системы по ключевым словам. Лишь для малого числа услуг реализована возможность предварительного заполнения электронных форм и заявлений. Не налажено информирование заявителей о текущем статусе предоставления услуг10.

Помимо проблем, обозначенных в концепции также можно выделить следующие проблемы:

- Разница поколений и социального статуса. Не все граждане могут в равной степени воспользоваться электронными государственными услугами. Некоторые просто из-за отсутствия доступа к Интернету, некоторые из-за

7 Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»._

неумения работать в сети (пожилые люди). Конечно, распространение Интернета и обучение людей это вопрос времени. Однако в предоставлении государственных электронных услуг необходимо учитывать данный фактор и искать альтернативы для таких групп населения. Так, например, во Франции для поддержания бедных слоев населения созданы специальные центры юридической помощи. Этот положительный опыт можно применить и в процессе оказания государственных услуг.

- Недостаточное информирование граждан о возможности получения электронных государственных услуг. Многие люди просто не знают о такой возможности. Рекламу целесообразно было бы размещать в многофункциональных центрах.

- Консервативность государственных служащих. Во многом процессы развития электронных государственных услуг тормозят сами государственные служащие, привыкшие работать определенным образом: с бумагами и с оригиналами.

Таким образом, внедрение электронных государственных услуг, электронных способов межведомственного взаимодействия, использование информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти - это очень важный и значимый как для государства, так и для всего общества процесс. Учитывая, что в данном направлении работают все развитые государства, а также то, что информационно-коммуникационные технологии уже сейчас показывают свою значимость, а их стремительное развитие говорит и о мощном потенциале их использования, России чтобы быть конкурентоспособной необходимо научиться грамотно применять данные технологии не только в военной сфере, но и в сфере государственного управления, в частности в электронном предоставлении государственных услуг. Исходя из проанализированных документов, можно сделать вывод, что такая работа ведется довольно давно: начиная с 2000-х годов. Однако, как показывает опыт зарубежных государств, они начали проводить подобную работу значительно раньше и по сравнению с РФ делают это более стремительными темпами. В нашем случае внедрение подобных инноваций затрудняет сам способ мышления русских людей, в частности государственных служащих, во многом консервативных. Также возникают существенные проблемы при внедрении электронных государственных услуг из-за низкой активности самих граждан. Многие вопросы в данных нововведениях не проработаны основательно и дорабатываются по ходу дела, также нет четкого представления о том, зачем все это нужно и чего мы с помощью этого хотим достичь. Поэтому отсутствие концептуального, системного подхода в сфере внедрения электронных государственных услуг вызывает путаницу и несогласованность в нормативно-правовой базе, техническую и

организационную нагроможденность, ведущую не к оптимизации и сокращению расходов (как это и планировалось), а, наоборот, к удорожанию и разрастанию государственного аппарата. И в итоге таких масштабных и затратных нововведений мы получаем цифру в 4,5-5% населения, зарегистрированных на портале государственных услуг (при этом непонятно, сколько процентов пользуется ими реально), учитывая, что доля активной Интернет аудитории составляет более 60%, данный показатель невелик.

Использованные источники:

1. Международный опыт эффективных методов предоставления государственных услуг. «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:

http: //www.undp .uz/uz/download/mdex.php?type=pubHcation&id=307&parent=5840 &doc=113480. (дата обращения 14.07.2015)

2.Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 -2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

УДК 33

Многолетняя Т.В. студент магистратуры 1 курс, институт управления, кафедра менеджмента и маркетинга

Научный руководитель: Слинков А.М. Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЮ

Данная статья посвящена проблемам привлечения иностранного капитала в Россию. Проанализированы поступления иностранных инвестиций в 2016 году. Выявлены основные проблемы привлечения иностранного капитала. Предложены пути привлечения иностранного капитала в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.