Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВАРИАТИВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА РЕНГ В МУГАМНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМЫ ВАРИАТИВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА РЕНГ В МУГАМНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУГАМ / ЖАНРЫ МУГАМА / РАЗДЕЛЫ / ЛАДЫ / ЭЛЕМЕНТЫ МУГАМА / РЕНГИ / ТЕСНИФЫ / НОТНЫЕ ЗАПИСИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильдырымлы Фидан Ризван

Рассмотрение проблемы вариативности музыкального жанра ренг в мугамном исполнительском искусстве молодежи показало, что ренги возникли и развивались в искусстве мугама как формы вокально-инструментальной музыки. Их мелодическая структура напрямую связаны с разделами мугама. Имеются многочисленные разновидности этой связи. На основе анализа нотной записи ренгов было определено, что в практике исполнения мугама ренги непосредственно связаны с вокально-инструментальными мугамами, и для их композиционной структуры это является особенно важным. В связи с этим практически в каждой версии мугамных дестгяхов налицо набор различных ренгов, в том числе теснифов. Анализ различных нотных записей ренгов в музыкальном исполнительском искусстве молодежи способствует выявлению особенностей проявления этой формы народной музыки в мугаме, а также дальнейшему развитию этого музыкального жанра и музыкальной культуры в целом. Считаем целесообразным при изучении мугамных дестгяхов и мелодических взаимосвязей ренгов и теснифов с разделами (шобе) мугама следовать, прежде всего, вокально-инструментальной интерпретации мугама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF VARIABILITY OF THE MUSICAL GENRE RENG IN THE MUGHAM PERFORMING ARTS OF YOUTH

Consideration of the variability of the musical genre of rang in mugam performing arts showed that ranks arose and developed in the art of mugam as a form of vocal-instrumental music. Their melodic structure is directly related to the sections of mugam. There are numerous varieties of this relationship. Based on the analysis of the musical notation of the ranks, it was determined that in practice of performing mugam the ranks are directly related to the vocal-instrumental mugam, and this is especially important for their compositional structure. In this regard, in almost every version of mugham destgahs there is a set of different ranks, including tesnifs. The analysis of various musical records of the ranks in the musical performing arts helps to identify the features of the manifestation of this form of folk music in mugam, as well as the further development of this musical genre and musical culture as a whole. We consider it appropriate to study, primarily, the vocal-instrumental interpretation of mugham when studying mugam destgyahs and the melodic interconnections of rangs and tesnifs with sections (shobe) of mugam. After analyzing various musical notations of mugam dastgahs, we were able to trace how rengi relate to mugam shobe. It can be noted that many rengi are used in the recordings of these works associated with various performances in relation to various shobe of mugams. This feature is inherent in various mugham dastgahs - "Shur", "Segah", "Chahargah", "Bayati-Shiraz", "Shushter", "Humayun", etc. All this can be traced in musical notations, as well as in live mugham singing and sound recordings, which helps to determine the numerous variants of rengs related to these mugams. Within the framework of each mugham, dozens of rengs were created and included in musical practice. Part of this rich musical heritage is captured and preserved in sound recordings and sheet music. We believe that it is advisable to study rengi, grouping them into mugham families in order to analyze their musical language and reveal their inherent variability.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВАРИАТИВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА РЕНГ В МУГАМНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОЛОДЕЖИ»

PROBLEMS OF VARIABILITY OF THE MUSICAL CFNRE RFNG IN THE MUGHAM PERFORMING ARTS OF YOUTH

lldyrymly Fidan Rizvan, Senior Lecturer, Department of Musical Disciplines, Baku Choreographic Academy, Baku, Azerbaijan

Consideration of the variability of the musical genre of rang in mugam performing arts showed that ranl<s arose and developed in the art of mugam as a form of vocal-instrumental music. Their melodic structure is directly related to the sections of mugam. There are numerous varieties of this relationship. Based on the analysis of the musical notation of the ranks, it was determined that in practice oj performing mugam the ranks are directly related to the vocal-instrumental mugam, and this is especially important far their compositional structure. In this regard, in almost every version of mugham destgahs there is a set of different ranl<s, including tesnifs. The analysis oj various musical records of the ranks in the musical performing arts helps to identify the features of the manifestation of this form of folk music in mugam, as well as the further development of this musical genre and musical culture as a whole. We consider it appropriate to study, primarily, the vocal-instrumental interpretation of mugham when studying mugam destgyahs and the melodic interconnections of rangs and tesnifs with sections (shobe) of mugam. After analyzing various musical notations of mugam dastgahs, we were able to trace how rengi relate to mugam shobe. It can be noted that many rengi. are used in the recordings of these worl<s associated with various performances in relation to various shobe oj mugams. This feature is inherent in various mugham dastgahs - "Shur'', "Segah", "Chahargah", ''Bayati-Shiraz", "Shushter", "Humayun", etc. All this can be traced in musical notations, as well as in live mugham singing and sound recordings, which helps to determine the numerous variants of rengs related to these mugams. Within the framework of each mugham, dozens ofrengs were created and. included in musical practice. Part of this rich musical heritage is captured and preserved in sound recordings andsheet music. We believe that it is advisable to study rengi, grouping them into mugham families in order to analyze their musical language and reveal their inherent variability.

Keywords: mugam; mugam genres; departments; steps; mugam elements; ranks; tesnifs; musical notes. DO110.24933/2305-8757,3031-5.7

УДК 78.05 ПРОБЛЕМЫ ВАРИАТИВНОСТИ

ВАК 17.00.03 МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА РЕНГ В МУГАМНОМ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОЛОДЕЖИ

© Илъдырымлы Ф.Р., 2021 Рассмотрение проблемы вариативности музыкального жанра ренг в му-

гимном исполнительском искусстве молодежи показало, что ренги возникли и развивались в искусстве муггьча как формы вокально-инструментальной музыки. Их мелодическая структура напрямую связаны с разделами мугама. Имеются многочисленные разновидности этой связи. На основе анализа нотной записи ренгов было определено, что в практике исполнения мугама ренги непосредственно связаны с вокально-инстру-ментальньши мугамами, и для их композиционной структурыэто является особенно вюкньш. В связи с этим практически в каждой версии Mtf-гамных Эестгяхов налицо набор различных ренгов, в том числе теснифов. Анализ различных нотных записей ренгов в музыкальном исполнительском искусстве молодежи способствует выявлению особенностей проявления этой формы народной музыки в мугаме, а также дальнейшему развитая этого музыкального жанра и музыкальной культуры в целом. Считаем целесообразным при изучении мугалтых дестгяхов и мелодических взаимосвязей ренгов и теснифов с разделами (шобе) мугама следовать, прежде всего, вокально-инструментальной интерпретации мугама. Ключевые слов а: мугащ жанры мугама; разделы; лады; элементы мугама; ренги; теснифы; нотные записи.

ИЛЪДЫРЫМЛЫ Фидан Ризвап,

старший преподаватель кафедры Музыкальных: дисциплин, Бакинская хореографическая академия, Бжу, Азербайджан

Введение. Мугамные дестгяхи (Логически орган изо ванная системная совокупность входящих и мугар всех его составных элементов - шобе, гуше, ренгов и теснифов) - это вокалыю-ин-струменталъные композиции, сочетающие в себе последовательность мугамных шобе (мугамные разделы речитативно-декла-

мационного склада), входящие в них тес-нифы (песни-ромапсы) и рент (инструментальные пьесы, исполняемые между мугам-ными шобе, то есть разделами; реиги бывают песенные, маршеобразные и танцевальные) Представленные здесь мугам-ные реиги, шобе и теспифы - это формы, связанные с вокалыго-инструментальной музыкой. Как известно, также широко распространен сольный инструментальный: стиль мугама, но мы не рассматриваем его из-за отсутствия в них ренгов [2].

Композиция мугамных дестгяхов основана на том, что их структура охватывает практически все этапы даго исполнения: от майе (основания) до самого верха, то есть зил. Исходя из этих ступеней развития мелодии, исполняются одно или несколько шобе, гуше (подотделы), ренги и теспифы. Общая структура мугама может быть разделена на три части. Первый раздел является вводным и ключевым. Этот раздел включает в себя шобе и гуше мугама, ренги и теспифы (они отличаются четкой метроритмической основой), установленные в пределах дерамеда, бердашта (здесь выражены мелодические, ритмические и ладовые особенности основных разделов мугама), а также майе и основного майе (начало) [3]. Второй раздел - это развивающийся, который построен на опорных ступенях вмегаме (ладе) вокруг его майе на расстоянии квар-ты-квинты, и в основном охватывает средний регистр. Этот раздел способствует развитию мелодического возвышения, обеспечивая переходы от одних мегамов-то-нальностей (ладов) к другим. Третий раздел - это кульминация и возврат к майе (началу) (реприза). В это время исполняются шобе и гуше, ренги и теснифы, а иногда зерби-мугамы, которые опираются на зил-майе (высокую тонику). В рамках всей этой структурной композиции наблюдается постепенный рост шобе мугама от бэм к зил (от низкого тона к более высокому) [3]. Поскольку нотная запись мугама, в том числе ренгов, стала вестись сравнительно недав-

но (около ста лет тому назад), системный анализ последовательного использования этого жанра народной музыки в м у гаме, структурных характеристик используемых реигов даст возможность проследить эволюцию данного важного жанра народной музыки в музыкально-исполнительском искусстве.

Целью данного исследования является определение вариативных возможностей применения ренгов в композиции мугама. Исходя из поставленной цели, мы рассмотрим нотную запись ренгов на протяжении определенного временного отрезка, определим особенности их исполнения в различных вариациях и сопровождениях (песенном и инструментальном).

Степень исследованпости данной проблемы может быть определена как недостаточная, ввиду малочисленности научных разработок данного раздела мугама, что, в свою очередь, связано со сравнительно недавним началом (в течение XX века) нотной записи этого музыкального жанра. Среди исследователей указанной проблемы можно отметить, прежде всего, композиторов (А. Баки-ханов, А. Асадуллаев, Н. Мамедов, С. Рустамов, Р. Зохрабов). Отдельные вопросы ренгов как музыкального мугамного жанра рассмотрены А. Керимовым и Ф. Челебиев; последний справедливо подчеркивает, что "в науке до сих пор существует путаница, связанная с ключевыми понятиями и терминами этого искусства: мугам? дастгях, мае, шобе, гуше. А без их правильного понимания трудно говорить о какой-л ибо значимости любого исследования" [15, с.71.

Новизна данного исследования заключается в последовательном анализе потной записи ренгов и дерамедов, сделанной специалистами на протяжении последних нескольких десятков лет, их сравнение и выявление основных эволюционных процессов в записях нот, произведенных в различных регионах страны.

О рентах в композиции мугама. Надо отметить важность ренгов и теснифов в ком-

позиции мугама. Теспифы обычно завершают основные этапы мугама. В то же время ренги играют важную роль в обеспечении связи между шобе, каждый раз завершая импровизацию мугама. В данном случае ренги и теспифы основываются па размещении и перемещении между ступенями мугама в соответствующем порядке [ij. Ренги и теснифы имеют интонационные связи с мугамными мелодиями. В зависимости от варианта исполняемого мугама, происходит изменение состава мугама, причем здесь используются разные ренги и теснифы [14].

Это можно проследить в опубликованной нотной записи мугам- дестгяха "Раст" композитора Наримана Мамедова, причем в двух версиях. Одна из них представляет запись мугама с вокально-инструментальпы-ми, а другая - с инструментальными шобе. Он записал вокаЦьн¿-инструментальную версию мугама "Раст" в исполнении ансамбля народных инструментов под руководством известного певца Гаджи бабы Гусейнова и тариста Бахрама Мансурова. В этой записи представлены разные ренги и теснифы [8].

Инструментальная версия мугама "Раст" была записана по исполнительской версии видного тариста Ахмеда Бакиханова [7]. Здесь записаны инструментальные мугам-ные шобе, а также ренги и теснифы.

В указанных нотных записях видно, что в композиции мугама ренги расположены между разными шобе. В этом отношении интересно посмотреть наэти разделы в сравнительном плане, поскольку это позволит нам исследовать различные варианты исполнения и разные образцы ренгов.

Эти нотные записи нами выбраны потому, что вокально-инструментальные ноты мугама Раст, которые мы рассмотрели, являются единственными нотами, записанными в партитуре. Они представляют собой уникальный стиль исполнения в вокально-инструментальном ключе, который нигде больше не встречается. Другие записи содержат в себе различные варианты испол-

нения мугама "Раст", а также ренгов и тес-нифов.

Вокально-и негру ментальные разделы мугама "Раст" - это дерамед "Раст", Тесниф, Бардашт "Новруз Раванда", "Майе-Раст" и Тесниф, "Ушшак", Тесниф, "Гусейни", Тесниф, "Вилаяти", Тесниф, Рент, " Шахназ-хара', "Курди", "Пахлави", "Ходжаста", Тесниф, Рент, "Хаверан", Ренг, "Эраг", Ренг, "Пянджгях", "Рэхшэнде гезиши", Тесниф, Ренг, "Рэк", "Гераи", "Змири", "Дахри" и другие подобные шобе и гуше, теснифы и ренги ¡ 8].

Есть еще такие инструментальные нотные записи Раст-мугама, как "Раст мугад-димасы" ("Вступление Раст"а), "Тесниф", "Бардашт", "Майейи-Раст", "Майейи-Раст-Ренги", "Ушшаг", "Гусейни", "Тесниф", "Вилаяти", "Вилаяти Ренг", "Курди", "Шикес-теи-Фарс", "Мубаригге", "Тесниф", "Шикеетеи-фарс реиги", "Ираг", "Тесниф", "Ираг ренги", "Ренджгях", "Тесниф", "Рак", "Гераи" [7].

Роль, которую ренги играют в композиции мугама, очевидна. Так, дерамед "Рас'!'" является вводной частью, а другие ренги расположены на разных ступенях мугам но-го исполнения. Ест и рассмотреть мугамный дестгях с точки зрения лада, то будет видно, что на первом этапе после шобе "Майе" не было дано ни одного рента. На втором этапе мы видим, что после шобе "Вилаяти" во время перехода в лад Шур и Сегях использовались ренги. Также и на третьем этапе, после раздела "Ираг", в кульминации использованы рент

Дерамеды, исполняемые во вступлении к дестгяху мугама, по своему музыкальному содержанию напрямую связаны с самим мугамом. В отличие от небольших ренгов, дерамед имеет свою уникальную структуру, которая в значительной степени сохраняется во всех интерпретациях мугама.

В соответствии с главным тональным мегамом (ладом) мугама "Раст Дерамеди", "соль" у майе (начало) строится в соответствии с ладом раст (один из дестгяхов муга-

ма). Начальная тема дерамеда в мугаме "Раст" отражает в себе его основную интонацию. Это мелодичная фраза, которая состоит из скачка кварты "ре-соль" в сторону майе и прохождения между этими звуками. Тема дерамеда начинается с кульминации, и "соль" первой октавы превращается в опорную ступень.

Вступительная часть теснифа "Раст" начинается с той же мелодической интонации, и через скачок "ре-соль" строится между этими звуками. В зависимости от того, как поэтический текст выражается в мелодии, "скачки" кварты повторяются несколько раз. Интонация кварты, возвышающейся относительно майе (тоники), и движения вокруг нее также характерны для мелодического построения таких шобе мугама "Раст", как "Бардашт", "Майе" и "Ираг".

Мы можем отметить те же особенности во второй нотной записи мугама "Раст", в "Раст мугедцимеси" (рис. i).

Rast müqsddlmssi

Nr^ vh?.]:-i Xoiitrian davundu

Mlegrctto. - ms

Рисунок 1. - Нотная запись i. Music notation i

В данной нотной записи мелодия начинается со скачка кварты "ре-соль". Этот скачок, с одной стороны, демонстрирует исходные ступени мелодии, и в [Щ то же время становится стимулом развития и играет основную роль в постро- I g er-ши структуры и раскрытии характера мелодии.

В целом мелодия, основанная на восходящей кварте, типична доя многих музыкальных образцов, основанных на мугаме "Раст" и ладе "Раст". Мы также можем видеть это в нотных записях ряда дерамедов мугама "Раст", например, в мугеддиме (вступлении) "Раст" сборника Сайда Руста -мова "Азербайджанские народные ренги"

[12, № 1] и в мугеддиме "Раст" сборника Ахмеда Бакиханова "Азербайджанские ренги" [2, № 1].

Таким образом, первоначал ьное звучание мелодико-интонационной основы мугама "Раст" проявляется в мелодии дерамед, где ярко звучат основные опорные ступени. Эти особенности интонации также характерны для каденции Раст, и отражаются в концовке шобе мугама, а также в каденциях образцов pei i га и теснифа.

После шобе "Майе" мугамного дестгяха звучит ренг. Если рассмотреть рент в "Май-ейи-раст" в нотной записи Н. Мамедова инструментального мугама "Раст", то увидим, что здесь ренг следует сразу после шобе "Майейи-Раст" [у].

В начале шобе "Майейи-Раст" опорные ступени расположены на одну октаву ниже малой октавы, активные пассажи развиваются тяжелым темпом в рамках квартового интервала, проявляя свой сдержанный характер в звучании вокруг майе (рис. г).

Импровизационные мелодические фразы в шобе "Майейи-Раст" движутся вокруг майе, завершаясь в нем, не уходя в верхние и нижние ступени. Линия движения вокруг майе также проявляется в тематике рейта. Отметим, что этот ренг, записанный Н. Мамедовым, является вариантом нотных записей Сайда Рустамова "Майейи-Раст" [13].

Mayeyi-rast

Рисунок 2 - Нотная запись 2. Music notation £

В построении рента "Майейи-Раст" проявляются характерные особенности дерамеда. В пяти разделах рента последовательно приводятся опори ые ступени лада Pací" - это майе, как тоника лада, затем квартовый тон, квинтовый тон, октавный тон майе и, наконец, разБИ вается выступающая, как опорная

ступень мелодии майе, форма его завершенной структуры.

Два такта в начале рента "Майей и-Раст" напоминают ритмические звуки ударных инструменте®. Эти акцентные ноты, основанные на ступени майе, стимулируют их мелодическое движение, как акцентных нот (рис. з).

Mayeyi-rast rsngi

Allegretto . = ton

Рисунок з - Нотная запись 3. Musi с notation 3

В первый раздел входят две фразы по четыре шобе. Первая фраза имеет мелодическую структуру в верхней терции майе, а вторая фраза обладает дополнительной мелодической структурой (как вариант). Во втором разделе ренга мелодия основана на тональности кварты. Последовательное нисходящее движение секвенции, которая образует мелодическую линию, завершается, передавая движение майе. В Следующем разделе квинтовый тон превращается в опорную ступень Мелодия выстроена вокруг нее ступенеобразным движением и завершается нисходящими движениями к майе. Четвертый раздел майе образует кульминацию мелодии. Мелодия, относящаяся к октаве майе, основана на движении вокруг "соль" первой октавы. Последний раздел майе завершается пошаговыми продвижениями к майе, путем варьирования музыкальным материалом третьего раз-? дела. В целом эта мелодия ренг широко развита и охватывает весь диапазон звучания звукоряда.

Наряду с рентами в шобе "Майейи-Раст", есть также ренги для шобе "Ушшаг" и "Гу-

сейни" ¡ 2]. Эти ренги соответственно основываются на опорных ступенях и мелодических особенностях их соответствующих шобе. Все это доказывает, насколько универсально применение ренгов в составе различных мугамов.

В мугаме "Раст" шобе "Вилаяти" формирует новую ступень развития. Шобе "Вилаяти" строится от майе "Раста" на квинту выше, на основе тона квинты ("ре") лада "Раст". На этом этапе возможны переходы от Раста к Шуру и сегяху. Напряжение, проявляющее себя в мелодии в начале шобе "Вилаяти", направлено на изменение основы мегама (лада). "Вилаяти" отражает в себе переход в лад шур. Изменение положения четко видно по ренту. Переход к мегаму шур в ренге "Вилаяти" усиливается, а ренг исходит из положения "ре" в майе шур. Ренг "Вилаяти" усиливает роль щура в мегамно-иитонационной структуре мугама "Раст". После этого звучат основанные на шуре шобе, такие как "Шахназ-хара" и "Кюрди".

Следующее шобе в мугаме "Раст" - это "Ходжаста", а в некоторых исполнительских вариантах есть схожее шобе "Шикестеи-Фарс". Раздел мугама "Раст", на который мы ссылаемся, является шобе, основанный на шобе сегях, и включение этого шобе создает в мугаме "Раст" переход к сегяху. "Ходжаста" близка к шобе "Шикестейи-Фарс", как в плане опорных ступеней, так и в плане мелодических особенностей.

Мелодия отдела "Ходжаста" основана на ладе сегяхас майе "си". Переход между му-гамом "Раст" к мегаму сегях проявляется в рамках большой терции, которая характеризует традиционную модуляцию между ладами раст-сегяха. Ренг "си" задан после шобе "Ходжаста", и основан на мегаме сетях. Мелодичное движение происходит вокруг ступеней мегамов и заканчивается в майе. В вариантах исполнения играются те же ренги, что и в 'Шикестейи-фарс", что отражено в нотных записях Н. Мамедова [у] (рис. 4).

$ikssteyi-fars rengi

S' Ailfgri'tto . =1113

Рисунок 4- Нотная запись 4. Music notation 4

После шобе "Ходжаста" переход от сегя-ха в раст дается в шобе "Хаверан". Этот раздел характеризуется как подготовка к фазе кульминации и переходу к шобе "Ираг". Мелодическая импровизация в разделе "Хаверан" основана на октаве майе и, с точки зрения мелодической структуры, близка к разделу "Ираг"; она начинается со скачка, основанного на кварте в сторону майе, после чего следует продвижение вокруг этой опорной ступени. Майе, указанный после шобе "Хаверан", основан матом же шаге, что и исходный, и схож с ним своей мелодической структурой, Но диапазон мелодий ренг шире. На ступени майе, нисходящим и восходящим движением по пути к ней же, дается каденция [4].

Мелодическая структура шобе "Ираг", которая формирует кульминационную стадию в развитии мугама, опирается на октаву майе, звук "соль" первой октавы. Здесь движение вверх и вниз вокруг октавы майе отражает бурный характер мелодии.

Нарастание динамики в кульминации мугама влияет на характер ренга "Ираг". Как таковые, ренги, используемые в кульминации, обычно имеют маршевый характер. В рентах, в особенности основанных на размере 2/4, явственно проявляют себя маршевые особенности. Тот факт, что ритмически точно структурированная мелодия повторяется вокруг одной и той же опорной ступени, и опорная ступень неоднократно повторяется, подтверждает это.

Мелодия этого ренга в мугаме также используется и в теснифе. Следует отметить, что в нотных записях ренга, при звукозаписи мугама, а также в вариантах живого исполнения используются разные мелодии

теснифа "Ираг", причем на разные темы, однако большинству из них характерен маршевый темп, и они основаны на размер!¡ости 2/4 или 4/4.

На стадии кульминации мугама "Раст" шобе октавного регистра исполняется "Ираг", за которыми следуют "Рак" и "Пянджгях". Эти шобе охватывает опорную ступень "ре" 11-й октавы, и имеет более широкий диапазон, чем у октавы майе. Ренг шобе "Пянджгях" имеет те же особенности, начиная со звука "ре" второй октавы и постепенно перемещаясь, посредством секвенций, перемещается вниз к первой октаве "соль" - октаве майе. Для мелодии ренг характерно завершение ее относительно майе, что обеспечивает завершение всего шобе мугама [6].

Как видно, развитие по ступеням дестгя-ха мутама осуществляется постепенно, и тесно связано с опорными ступенями мегама (лада). В последовательном, поэтапном построении мугама десттях изменение опорных ступеней ладов также проявляет себя в рентах. На характер ренгов влияют и изменения в регистре. Мелодии ренга, построенные на нижнем регистре вокруг майе, имеют сдержанный, лирический характер, а ренги, построенные на верхнем регистре и основанные на октаве майе, отличаются маршеоб-разным и танцевальным характером.

Заключение. Так и м образом, проан а-лизировав различные нотные записи мугам-ных десггяхов, мы смогли проследить, как ренги соотносятся ему гам ны ми шобе. Можно заметить, что в записях этих проиэведе-н ий, связанных с разл ичн ы ми исполнения-ми, применительно к различным шобе мугамов, используются многие ренги. Эта черта присуща различным мугамным дест-гяхам - "Шур", "Сегях", "Чахаргях", "Бая-ты-Шираз", "Шуштер", "Хумаюн", и т.д. Все это можно проследить в нотных записях, а также в живом мугамном пении и звукозаписях, что помогает определить многочисленные варианты ренгов, относящихся к этим мугамам.

В рамках каждого мугама были созданы и включены в музыкальную практику десятки ренгов. Часть этого богатого музыкального наследия запечатлена и сохранена в звуковых записях и нотах. Мы считаем, что целесообразно изучать ренги, группируя их в семьи мугамов, чтобы анализировать их музыкальный язык и выявить присущую им вариативность.

Как известно, мугамные семьи - это собрание мугамов и жанров, связанных с му-гамом. Мугамные семьи "Раст", "Шур" и "Сегах" объединяют классические варианты мугамов - мугамные дестгяхи, мугамы малой формы, зерб-мугамы, теснифы и ренги. В то же время существуют отдельные мугамы "Чахаргях", "Баяти-шираз", "Шуш-тер" и "Хумаюн", каждый из которых сочетает в себе множество ренгов и теснифов. Учитывая все это, несложно представить вариативность ренгов в музыкальной практике.

Отметим, что в большинстве из них проявляется вариативность также и структур. В целом в традиционной музыке мелодическая вариация играет важную роль. Это есть одно из основных качеств устного традиционного музыкального творчества, и оно проистекает из особенностей исполнения, С этой точки зрения, существуют многочис-

ленные варианты исполнения каждого мугама и жанров, связанных с ними.

Примечания;

1. АсадуллаевА. РенгиАхсава Дадашова: учёёное пособие - Баку : Адилоглу, 2011. - 30 с.

2. Бакиханов А. Азербайджане ¡сие ренги. (ред. Ф. Амиров и С.Алосксров). -Баку: Азернешр, 1964. -73 с.

3. Бакиханов А. Азербайджанские ритмические мугамы. - Баку, 1968. - 47 с.

4. Зйхрабой Р. Азербайджанские мугамы. -Баку: Тахсил, 2013. - 336 с.

5. Зохрабов Р. Зарби-мугамы (муз ьекзльно-теоретическое исследование). - Баку, 2004. - 404 с.

6. Мамедли А. Азербайджанские мугамы. - Баку,

20J0. - 328 С.

7. Мамедрв Н. Азербайджанские мугамы "ЙайЕ" и "ПТахиаз". - Баку, 1963.

8. Мамедов Н. Азербайджанский мугам "Раст". -M., 1978. - 85 с.

9. Мамедов Н. Азербайджанский мугам "Чахаргях". - М., 1970. - 78 с.

10.Мансуров ^Азербайджанские дерамедыирен-ги. - Баку: Ишыг, 1984. - 74 с.

11. Мансуров Э., Керимов А.А. Азербайджанские диринги и ренги. - Баку: Ишыг, 1986. -70 с.

12.Рустамов С. Азербайджанские народные ренги. Том {. Баку : Ишыг, 1954. - 59 с.

13. Рустамов С. Азербайджанский народные ренги. Том [I. - Баку : Ишыг, 1956. - 58 с.

14. Челебиев Ф.И. Азербайджанские рента; проблемы музыкальной формы: автореф. канд. дис. -СПб., 1999.- 19 с.

15.ЧелебиевФ.И. Морфологам даепяха: автореф. дис. ...д-раискусствоведения. С! 16., 2009. "47с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.