Научная статья на тему 'Проблемы в системе государственных закупок России'

Проблемы в системе государственных закупок России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев О. М., Белякова Е. В.

Дана оценка эффективности внедрения закона о государственных закупках, а также степень достижения поставленных целей. Предложены варианты совершенствования механизма государственных закупок в сторону снижения коррупционных рисков, обеспечения большей прозрачности данного процесса путем дополнения к существующей нормативной базе новых требований и правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE SYSTEM OF STATE PROCUREMENT OF RUSSIA

The authors evaluate the effectiveness of the implementation of the law on public procurement, as well as the degree of achievement of the set goals and offer variants of improvement of the mechanism of public procurement in the direction of reducing the risks of corruption, ensure transparency of the process, through amendments to the existing regulations, new requirements and regulations.

Текст научной работы на тему «Проблемы в системе государственных закупок России»

Логистика в аэрокосмической отрасли

УДК 658.7

О. М. Зайцев, Е. В. Белякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РО^ИИ

Дана оценка эффективности внедрения закона о государственных закупках, а также степень достижения поставленных целей. Предложены варианты совершенствования механизма государственных закупок в сторону снижения коррупционных рисков, обеспечения большей прозрачности данного процесса путем дополнения к существующей нормативной базе новых требований и правил.

Государственные закупки - это один из путей осуществления государственной политики и огромная прибыльная сфера бизнеса. Большинство контрактов предназначены для покупки и производства товаров и услуг, которые должны принести пользу непосредственно гражданам. В сфере госзакупок заняты все уровни государственной власти: от местных органов самоуправления до региональных и национальных. Ключевым вопросом является - соответствует ли система государственных закупок, при заключении любых контрактов государственным интересам.

Злоупотребление государственными фондами является причиной коррупции. Коррупция в системе госзакупок ведет к снижению уровня конкурентоспособности государства, нецелевому расходованию ресурсов, пренебрежению основными потребностями и укоренению бедности. Массовая рыночная неэффективность также может стать результатом коррупции и, в конечном счете, привести к разрушению усилий государства, направленных на развитие своего общества. Подсчитано, что проявления коррупции в государственном заказе могут составить 20-25 %, что зачастую приводит к снижению качества приобретаемых товаров и услуг, а также к ненужным закупкам [1].

Радикальная реформа государственных закупок 2005 г. явилась реакцией на нарастание с начала 2000 г. коррупции в системе закупок для государственных нужд. Поэтому в качестве главных целей нового Закона «О государственных закупках» (№ 94-ФЗ), принятого в 2005 г., были провозглашены борьба с коррупцией и расширение доступа к торгам для новых участников в лице малых и средних предприятий [2].

С момента принятия Закона № 94-ФЗ в июле 2005 г. и до конца 2009 г. в него было внесено 19 пакетов поправок. Одновременно в 2008-2009 гг. Закон № 94-ФЗ стал объектом нарастающей публичной критики.

Отсутствие правового регулирования оценки заявок на участие в конкурсе создает условия для субъ -ективного определения заказчиками критериев «лучшие условия». Поскольку критерии оценки условий определяются при проведении конкурсов непосредственно заказчиком, это позволяет подогнать условия под конкретного участника конкурса, который впоследствии и будет объявлен победителем. В результате, при наличии сговора между членами конкурсной комиссии, таковым может быть признан «нужный»

претендент, который предложил не самую низкую цену [3].

Еще одним фактором несовершенства принятого Закона № 94-ФЗ является излишне «мягкая» ответственность за нарушения норм процесса проведения госзакупок, трактующихся как административное правонарушение, которая приводит к «легкому» наказанию или, вообще, безнаказанности.

Новый закон о госзакупках по замыслу его разработчиков должен был расширить доступ к торгам для новых игроков (особенно для малых и средних предприятий) и существенно снизить уровень коррупции.

Стоит отметить, что эксперимент по реформированию системы госзакупок оказался не столь эффективным - ни одна из главных целей принятия закона о госзакупках (№ 94-ФЗ) достигнута не была. Малому и среднему бизнесу по-прежнему тяжело пробиться в систему госзаказа, крупные предприятия своих преференций не лишились, а уровень коррупции в этой сфере в лучшем случае остался на уровне 2005 г.

Однако по неофициальным оценкам новый закон все же снизил количество махинаций при закупках: в основном сократилось число завышения закупочных цен (они завышались зачастую на 30-40 %) и привлечения к государственным поставкам только «своих» поставщиков. И уже в 2006 г. этот закон помог органам финансового контроля и экономической безопасности вернуть в бюджет около 100 млрд руб. [3].

Одной из попыток реформирования Закона № 94-ФЗ стал принятый пакет мер (ноябрь 2010), которые включали в себя новые правила оценки заявок, поступающих на конкурсы, которые давали победившей компании право заключать контракты на оказание услуг, поставку товаров и выполнение работ для нужд государства или муниципалитета.

Однако и эти нововведения не смогли снизить уровень коррупции в системе госзакупок.

Предложения по совершенствованию действующего Закона «О государственных закупках» № 94-ФЗ следующие:

1. Изменить систему государственного регулирования в системе госзакупок путем формирования системы «сквозного мониторинга», планирования прогноза государственных нужд, размещения госзаказа, осуществляя учет и контроль.

2. Обеспечивать большую прозрачность при проведении госзакупок, принятии решений о поставщиках и исполнителях контрактов.

Решетневскце чтения

3. Проводить госзакупки для нужд государственных учреждений и организаций преимущественно за счет открытых аукционов.

4. Внедрять дополнительные антимонопольные меры.

5. Ужесточать наказания по фактам коррупции в процессе проведения госзакупок.

6. Формировать условия для снижения среднего уровня закупочных цен.

7. Совершенствовать систему «Электронные торги».

Внедрение каждого из данных пунктов должно

обеспечить совершенствование уже существующего механизма государственных закупок, сделать это процесс доступным для каждого из участников и оградить саму систему от коррупционных рисков.

Существующая проблема коррупции в госзакупках обусловлена не отсутствием, а лишь несовершенством

законодательства. Однако в целом позитивные шаги, предпринимаемые руководством РФ в данном направлении, позволяют надеяться, что с каждым годом данный процесс будет совершенствоваться, что должно в конечном итоге снизить уровень коррумпированности в данной системе.

Библиографические ссылки

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

2. Данные о государственных закупках на 2009 г. [Электронный ресурс] : докл. Мин-ва эконом. развития РФ. URL: www.economy.gov.ru/minec/main.

3. Чубуков А. Госзакупки, коррупция и... ФАС // Онлайн-издание: PC Week/RE. № 1. 2008.

O. M. Zaitsev, E. V. Belyakova Siberian State Aerospace University named after аcademician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

PROBLEMS IN THE SYSTEM OF STATE PROCUREMENT OF RUSSIA

The authors evaluate the effectiveness of the implementation of the law on public procurement, as well as the degree of achievement of the set goals and offer variants of improvement of the mechanism of public procurement in the direction of reducing the risks of corruption, ensure transparency of the process, through amendments to the existing regulations, new requirements and regulations.

© Зайцев О. М., Белякова Е. В., 2011

УДК 338

М. Ю. Казанцева, Т. В. Солонцова, Н. В. Широченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматривается экспертный метод и его применение в области логистики.

В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям значимость логистики возрастает. Транспортное обеспечение является неотъемлемой составной частью торговли. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде. Недостаточный уровень транспортного обеспечения торговли может оказать негативное воздействие на результаты той или иной сделки. Также важно правильно и рационально организовать складской технологический процесс, что способствует более эффективному использованию складской площади.

В современных условиях, когда уровень научно-технического прогресса растет быстрыми темпами, наряду с традиционными методами экспертных оценок используются и модернизированные методы. Од-

ним из таких методов является экспертный метод с применением экспертных систем.

Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях. Труд высококвалифицированных экспертов стоит дорого, однако, как правило, требуется не повседневно. Возможность получить совет экспертов по разным вопросам посредством обращения к компьютеру позволяет квалифицированно решать сложные задачи, повышает производительность труда персонала и в то же время не требует затрат на содержание штата высокооплачиваемых специалистов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.