Научная статья на тему 'Проблемы установления признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», обусловленные бланкетностью уголовно-правовой нормы'

Проблемы установления признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», обусловленные бланкетностью уголовно-правовой нормы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВЫБРОСА В АТМОСФЕРУ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТАНОВОК / СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ / ИНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ СВОЙСТВ ВОЗДУХА / ENVIRONMENTAL CRIMES / QUALIFICATION OF CRIMES / AIR POLLUTION / VIOLATION OF THE RULES FOR THE EMISSION OF POLLUTANTS INTO THE ATMOSPHERE / VIOLATION OF THE RULES FOR THE OPERATION OF INSTALLATIONS / STRUCTURES AND OTHER OBJECTS / OTHER CHANGES IN THE NATURAL PROPERTIES OF AIR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Игорь Владимирович

Автор ставит задачу помочь правоприменителю разобраться в сложном массиве экологического и санитарного законодательства и на основе анализа нормативных актов раскрыть понятия, используемые в ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исследуя экологическое законодательство, приводит примеры нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, а также случаи, представляющие нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. В частности, такими нарушениями являются выбросы загрязняющих веществ: из стационарного источника, не включенного в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; веществ I или II класса опасности объектами, стоящими на государственном учете как объекты IV категории; из стационарного источника без газоулавливающего оборудования (а равно, источника с неработающим газоулавливающим оборудованием), который должен быть оборудован такими устройствами; приведшие к превышению на объектах I, II и III категории (для III категории только в отношении радиоактивных и высокотоксичных веществ) норматива выброса либо показателей временно разрешенного выброса загрязняющих веществ; веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена; на объектах I-III категории в период неблагоприятных метеорологических условий с нарушением соответствующих мероприятий, действующих в период неблагоприятных погодных условий; приведший к нарушению юридическими лицами и предпринимателями условий квотирования выбросов в городах, перечень которых приведен в Законе о квотировании выбросов. Приходит к выводу, что загрязнение атмосферы квалифицируется в том случае, если противоправное превышение предельно допустимых концентраций выявлено в жилой зоне или местах отдыха населения. К «иному изменению природных свойств воздуха» следует относить шум, вибрацию, ионизирующее излучение, температурные и другие физические факторы, изменяющие физические свойства атмосферного воздуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ESTABLISHING SIGNS OF THE OBJECTIVE SIDE OF THE OFFENSE UNDER ARTICLE 251 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION “AIR POLLUTION”, DUE TO THE REFERENCE OF THE CRIMINAL LAW

The Author sets the task to help the law enforcer understand the complex array of environmental and sanitary legislation and, based on the analysis of regulatory acts, reveal the concepts used in Art. 251 of the Criminal Code of the Russian Federation. Examining environmental legislation, he gives examples of violations of the rules for the emission of pollutants into the atmosphere, as well as cases representing violations of the rules for the operation of installations, structures and other objects. In particular, such violations are the release of pollutants: from a stationary source that is not included in the state register of objects that have a negative impact on the environment; substances of I or II hazard class by objects registered with the state as category IV objects; from a stationary source without gas-trapping equipment (as well as a source with idle gas-trapping equipment), which should be equipped with such devices; resulting in excess of category I, II and III facilities (for category III only with respect to radioactive and highly toxic substances) of an emission standard or indicators of temporarily permitted emission of pollutants; substances whose degree of danger to human life and health and to the environment has not been established; at facilities of category I-III during unfavorable weather conditions with violation of relevant measures in force during unfavorable weather conditions; which led to violation by legal entities and entrepreneurs of the conditions for quoting emissions in cities, a list of which is given in the Law on emission quotas. He comes to the conclusion that air pollution is qualified if the illegal exceeding of the maximum permissible concentrations is detected in a residential area or recreational area. “Other changes in the natural properties of air” should include noise, vibration, ionizing radiation, temperature and other physical factors that change the physical properties of atmospheric air.

Текст научной работы на тему «Проблемы установления признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», обусловленные бланкетностью уголовно-правовой нормы»

УДК 343.775

DOI: 10.19073/2658-7602-2020-17-2-195-209

ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 251 УК РФ «ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ», ОБУСЛОВЛЕННЫЕ _БЛАНКЕТНОСТЬЮ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ

ПОПОВ Игорь Владимирович*

И magistr-igorpopov@rambler.ru

Ул. Короленко, 12, Омск, 644010, Россия

Аннотация. Автор ставит задачу помочь правоприменителю разобраться в сложном массиве экологического и санитарного законодательства и на основе анализа нормативных актов раскрыть понятия, используемые в ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исследуя экологическое законодательство, приводит примеры нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, а также случаи, представляющие нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. В частности, такими нарушениями являются выбросы загрязняющих веществ: из стационарного источника, не включенного в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; веществ I или II класса опасности объектами, стоящими на государственном учете как объекты IVкатегории; из стационарного источника без газоулавливающего оборудования (а равно, источника с неработающим газоулавливающим оборудованием), который должен быть оборудован такими устройствами; приведшие к превышению на объектах I, II и III категории (для III категории только в отношении радиоактивных и высокотоксичных веществ) норматива выброса либо показателей временно разрешенного выброса загрязняющих веществ; веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена; на объектах I-III категории в период неблагоприятных метеорологических условий с нарушением соответствующих мероприятий, действующих в период неблагоприятных погодных условий; приведший к нарушению юридическими лицами и предпринимателями условий квотирования выбросов в городах, перечень которых приведен в Законе о квотировании выбросов. Приходит к выводу, что загрязнение атмосферы квалифицируется в том случае, если противоправное превышение предельно допустимых концентраций выявлено в жилой зоне или местах отдыха населения. К «иному изменению природных свойств воздуха» следует относить шум, вибрацию, ионизирующее излучение, температурные и другие физические факторы, изменяющие физические свойства атмосферного воздуха.

Ключевые слова: экологические преступления, квалификация преступлений, загрязнение атмосферы, нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, иное изменение природных свойств воздуха.

The Problems of Establishing Signs of the Objective Side of the Offense Under Article 251 of the Criminal Code of the Russian Federation "Air Pollution", due to the Reference of the Criminal Law

Popov Igor V.**

И magistr-igorpopov@rambler.ru

12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia

Abstract. The Author sets the task to help the law enforcer understand the complex array of environmental and sanitary legislation and, based on the analysis of regulatory acts, reveal the concepts used in Art. 251

* Заведующий кафедрой гражданского права Сибирского юридического университета, директор ООО «Юридическая фирма "Магистр"», доктор юридических наук, доцент.

** Head of the Department of Civil Law at Siberian Law University, Director at "Law Firm "Magistr", LLC, Doctor of Legal Sciences, Docent.

of the Criminal Code of the Russian Federation. Examining environmental legislation, he gives examples of violations of the rules for the emission of pollutants into the atmosphere, as well as cases representing violations of the rules for the operation of installations, structures and other objects. In particular, such violations are the release ofpollutants: from a stationary source that is not included in the state register of objects that have a negative impact on the environment; substances of I or II hazard class by objects registered with the state as category IV objects; from a stationary source without gas-trapping equipment (as well as a source with idle gas-trapping equipment), which should be equipped with such devices; resulting in excess of category I, II and III facilities (for category III only with respect to radioactive and highly toxic substances) of an emission standard or indicators of temporarily permitted emission of pollutants; substances whose degree of danger to human life and health and to the environment has not been established; at facilities of category I-III during unfavorable weather conditions with violation of relevant measures in force during unfavorable weather conditions; which led to violation by legal entities and entrepreneurs of the conditions for quoting emissions in cities, a list of which is given in the Law on emission quotas. He comes to the conclusion that air pollution is qualified if the illegal exceeding of the maximum permissible concentrations is detected in a residential area or recreational area. "Other changes in the natural properties of air" should include noise, vibration, ionizing radiation, temperature and other physical factors that change the physical properties of atmospheric air.

Keywords: environmental crimes, qualification of crimes, air pollution, violation of the rules for the emission of pollutants into the atmosphere, violation of the rules for the operation of installations, structures and other objects, other changes in the natural properties of air.

По данным Фонда общественного мнения, 32 % россиян оценивают экологическую ситуацию как плохую. По мнению большинства опрошенных (55 %), экологическая ситуация в России имеет тенденцию к ухудшению1. Во многом столь негативную оценку формируют жители крупных городов. Дело в том, что одной из наиболее острых проблем мегаполисов, ставших центрами промышленного производства в силу особенностей экономики советского периода, является проблема загрязнения атмосферного воздуха, вызывающая резкую реакцию жителей, что ведет к нарастанию социальной напряженности. Так, загрязнение весной 2017 г. атмосферного воздуха города Омска этилмер-каптаном в концентрациях, многократно превышающих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), привело к серьезным политическим изменениям в регионе (смена Губернатора) и включению Омска в федеральную программу «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Поскольку Омск является крупным промышленным центром, загрязнение атмосферного воздуха происходит регулярно. Новый инцидент произошел, когда в период январских выходных 2020 г. Омск вновь подвергся воздействию вредных выбросов с превышением ПДК по таким опасным веществам, как этилбензол, сероуглерод, сероводород, оксид углерода. Все это привело к многочисленным публикациям,

критикующим власть, не способную выявить нарушителя и пресечь правонарушение. Негативные выступления в социальных сетях привели к общегородскому митингу «За чистый воздух».

Резко отрицательная реакция населения на эти события в очередной раз подтверждает высокий запрос общества на благоприятную окружающую среду и потребность в реагировании правоохранительных органов на подобные деяния в целях сохранения социального мира.

Экологические преступления требуют к себе самого пристального внимания, поскольку в результате их совершения повреждается биологическая основа жизнедеятельности и существования человека и иных живых существ [4]. Ущерб от указанных преступлений является многоаспектным, поражающим различные сферы жизнедеятельности человека, он имеет необратимый характер, подчас не поддающийся восстановлению ни естественными силам природы, ни целенаправленной деятельностью человека [8, с. 60-61].

Несмотря на высокую общественную опасность и большое количество фактов преступного загрязнения атмосферного воздуха с многократным превышением ПДК загрязняющих веществ, случаи привлечения к уголовной ответственности носят единичный характер.

Одна из основных причин малого числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности

1 Доклад Уполномоченного по правам человека за 2018 г. // Рос. газ. 2019. 11 июня.

по ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), состоит в сложности установления источника вредных выбросов. Этому способствуют как естественно-природные особенности этого компонента природной среды (следы загрязнения держатся недолго и имеют свойство к рассеиванию), так и организационно-контрольные (отсутствие всеохватывающей сети постов отбора проб, что не позволяет оперативно выявлять конкретный источник загрязнения, рассогласование между федеральным и региональным экологическим надзором и др.). Например, постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903 определены критерии выявления объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору2. В частности, к федеральному надзору относятся объекты I категории и объекты II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение. Остальные объекты подлежат региональному экологическому надзору. Минприроды России утверждает соответствующие перечни предприятий по каждому субъекту Российской Федерации (п. 6 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 (далее - Закон об охране окружающей среды)). В отношении Омской области действует приказ Минприроды России от 27 октября 2010 г. № 4714. Региональные органы охраны природы не могут осуществлять контроль за деятельностью предприятий, подлежащих федеральному надзору, а территориальные органы Росприрод-надзора действуют неоперативно.

Борьбе с укрывательством фактов аварийного выброса загрязняющих веществ в атмосферу может способствовать более энергичное применение ст. 237 УК РФ, предусматривающей ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. В соот-

ветствии с Временным положением о порядке взаимодействия органов власти при аварийных выбросах от 1995 г.5 оценка последствий производится во всех случаях аварийных выбросов загрязняющих веществ организациями, объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения независимо от форм их собственности. Оповещение региональных и территориальных органов МЧС должно производится немедленно (не более одних суток) обо всех видах аварийных (залповых) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях, которые могут повлечь загрязнение окружающей природной среды. Информационные сообщения об этом направляются организациями, гражданами, подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Однако названная уголовно-правовая норма применяется слабо.

С материально-правовой точки зрения, проблемы квалификации обусловлены бланкетным характером норм ст. 251 УК РФ, отсылающих к нормативным актам в сфере экологии. Ю. А. Тимошенко называет этот прием законодательной техники конструкционной бланкетностью, с помощью которой в формулу состава преступления закладываются признаки состава (или элементы в целом) межотраслевого содержания, которые проявляются во всех случаях совершения преступления данного вида [10, с. 211]. Современное экологическое законодательство по сравнению с нормативно-правовым регулированием советского периода и начала 90-х гг. прошлого века в значительной мере утратило свою стройность и четкость. Понятия стали носить расплывчатый характер. Для уяснения смысла норм нужно погружаться в значительный массив нормативного материала. Более того, экологическое законодательство подвержено постоянным изменениям, что обязывает каждый раз перепроверять

2 Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору : постановление Правительства Рос. Федерации от 28 авг. 2015 г. № 903 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 36, ст. 5043.

3 Рос. газ. 2002. 12 янв.

4 Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Омской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю : приказ Минприроды Рос. Федерации от 27 окт. 2010 г. № 471. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Об утверждении временного положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды : приказ Минприроды Рос. Федерации, МЧС Рос. Федерации, Госкомсанэпиднадзора Рос. Федерации, Минсельхозпрода Рос. Федерации, Росгидромета, Роскомзема, Роскомвода, Роскомнедра, Роскомрыболовства, Рослесхоза от 23 июня 1995 г. № 05-11/2507, 3, 18 авг., 4 июля, 30 июня, 8, 22, 11, 14, 10 авг. 1995 г // Рос. вести. 1995. 19 окт.

содержание правовых норм. Это обстоятельство необходимо учитывать и при ознакомлении с данной статьей. Нельзя исключать и того, что через некоторое время рассматриваемые вопросы получат иное правовое регулирование. Такая ситуация сказывается на правоприменении, поэтому требуется вмешательство науки экологического права.

Проблемы расследования преступного загрязнения атмосферного воздуха затрагивают систему МВД и Следственного комитета Российской Федерации: согласно ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», производится предварительное расследование в форме дознания дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации. В соответствие с подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации относятся уголовные дела, возбужденные чч. 2 и 3 ст. 251 УК РФ.

Сконцентрируем свое внимание на раскрытии признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», относящихся к деянию и преступным последствиям, поскольку анализ правоприменительной практики показывает большие трудности, обусловленные сложностью понятий, используемых Уголовным кодексом и экологическим законодательством.

1. Часть 1 ст. 251 УК РФ предусматривает ответственность за преступное загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, которое произошло в результате нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушения эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Из диспозиции названной нормы следует, что для привлечения к уголовной ответственности следует не только установить факт загрязнения атмосферы, но и доказать нарушение специальных правил эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу.

В связи с этим необходимо разобраться, что именно понимается под загрязнением воздуха, иным изменением его природных свойств и какие обстоятельства можно отнести к нарушению правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу и (или) эксплуатации источников вредных выбросов.

6 Рос. газ. 1999. 13 мая.

1.1. Нарушение правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Практически любая хозяйственная деятельность человека сопровождается эмиссией в окружающую среду загрязняющих веществ, выделяемых в результате осуществления технологических процессов. Такая деятельность нормируется в целях ограждения человека и других живых существ от негативных факторов. Следовательно, антропогенное воздействие в рамках нормируемой хозяйственной деятельности является правомерным. Однако при существующем правовом регулировании природопользования определить правомерный характер такой деятельности весьма непросто. Кроме того, необходимо отметить, что экологическое законодательство не позволяет должным образом контролировать деятельность предприятий, оказывающих минимальное, но все же весомое, на наш взгляд, негативное воздействие на природную среду (объекты IV категории).

Так, с 1 января 2019 г. отменена норма ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»6 (далее - Закона об охране атмосферного воздуха) о том, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании разрешения, выданного Росприроднадзором. Такое требование осталось только для радиоактивных веществ.

В настоящий момент подход законодателя существенно изменился и усложнился. Данный вопрос регламентируется пп. 9-11 ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории осуществляются на основании комплексного экологического разрешения; выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду; на объектах III категории юридические лица и предприниматели в уведомительном порядке представляют в Росприрод-надзор отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. О том, на основании какого разрешающего документа производят выбросы предприятия, относящиеся к объектам IV категории, закон не содержит никаких

сведений. Значит, на объектах IV категории может осуществляться эмиссия загрязняющих веществ в атмосферу без получения от природоохранных органов каких-либо разрешительных документов.

Доказывание неправомерности действий природопользователя имеет важнейшее значение для целей квалификации преступного загрязнения атмосферы, поскольку уголовная ответственность связана с нарушением правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу или нарушением правил эксплуатации объектов. Следовательно, для обоснования такого нарушения необходимо выявить, какие нормы нарушил природопользователь. Напомним, что к названному обстоятельству Верховный Суд Российской Федерации предъявляет весьма жесткие требования, поскольку в п. 1 постановления Пленума от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»7 прямо говорится, что судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья). При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте таких данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.

В связи с этим деление хозяйствующих субъектов на категории приобретает ключевое значение. Оно производится на основании ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду - токсичности, канцерогенности и мутагенности свойств загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, отходах производства и потребления. Критерии деления хозяйственных объектов на категории опасности для природы установлены в постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное

воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»8.

Таким образом, если по законодательству, действовавшему до 01 января 2019 г., нарушением правил являлся выброс загрязняющих веществ в атмосферу без предварительно полученного от уполномоченного органа разрешения, то сейчас ситуация иная: необходимо установить, к какой категории объектов относится источник выбросов, осуществивший загрязнение атмосферы. Для объектов I категории основанием эмиссии загрязняющих веществ является комплексное экологическое разрешение, II категории - декларация воздействия на природную среду.

Предприятия III9 и IV категории не нуждаются в предварительном получении разрешительной документации. Однако это не означает, что они произвольно могут оказывать негативное воздействие на природу. Льгота в администрировании вредных выбросов (отсутствие предварительного получения разрешения на эмиссию вредных веществ) обусловлена, видимо, политикой государства на снижение административных барьеров перед субъектами хозяйственной деятельности. Ограничения эколого-гигиениче-ского характера, установленные нормативными актами, призваны оградить население и природную среду от антропогенного воздействия.

Во-первых, все стационарные источники вредных выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны быть поставлены на государственный учет (ст. 21 Закона об охране атмосферного воздуха). Как отмечается в комментариях, такой объект может включать несколько источников негативного воздействия (в том числе источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности [7]. Учитываются состав, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, установок очистки газа. Для этого создан государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему (п. 3 ст. 69 Закона об охране окружающей среды).

К стационарным источникам загрязнения согласно ст. 1 Закона об охране атмосферного

7 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 40, ст. 5566.

9 Объекты III категории представляют в региональные органы экологического надзора отчетность о выбросах загрязняющих веществ в уведомительном порядке (п. 11 ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха).

воздуха относятся источники выброса, местоположение которых определено с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. Передвижным источником служит транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса. Следовательно, стационарным источником загрязнения выступает любой источник вредных выбросов, не являющийся транспортным средством.

Из названных положений закона вытекает, что нарушением правил, в частности, будет:

- выброс загрязняющих веществ из стационарного источника, не включенного в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- выброс загрязняющих веществ I или II класса опасности объектами, стоящими на государственном учете как объекты IV категории.

Во-вторых, п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха запрещает размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Можно предположить, что по смыслу указанной нормы все источники вредных выбросов, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должны быть оборудованы газоулавливающими устройствами. Однако в названной норме имеется оговорка о том, что обязанность устанавливать газоочистное оборудование должна быть предусмотрена правилами охраны атмосферного воздуха.

К сожалению, в экологическом законодательстве отсутствует кодифицированный нормативный акт с таким названием. Значит, правила выброса загрязняющих веществ - это нормы, содержащиеся в нормативных актах различного уровня, регламентирующие порядок, условия, требования к выбросам вредных веществ. Как отмечает Н. А. Лопашенко, под правилами выброса в атмосферу загрязняющих веществ понимаются специальные, обязательные для исполнения нормы, установленные в законах и подзаконных актах природоохранного права, регулирующие порядок и нормативы выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ [6, с. 413].

Принципами государственного управления вобласти охраны атмосферного воздуха провозглашается приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды. Из этого вытекает, что газоулавливающее оборудование на источниках вредных выбросов устанавливается в целях недопущения вредных последствий для живых существ и окружающей среды в целом.

Следовательно, обязанность устанавливать газоулавливающее оборудование действует для всех стационарных источников, которые загрязняют атмосферный воздух, т. е. допускают превышение установленных государством гигиенических и экологических нормативов.

В пользу такого вывода свидетельствуют положения п. 1 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха, согласно которым при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими нормами (а согласно ст. 1 указанного закона превышение гигиенического или экологического норматива рассматривается как загрязнение атмосферного воздуха). Статья 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»10 гласит, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Значит, осуществление выбросов загрязняющих веществ из стационарного источника без газоулавливающего оборудования (а также его функционирование с неработающим газоулавливающим оборудованием), который должен быть оборудован такими устройствами, представляет собой нарушение правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

В-третьих, нарушением правил выброса загрязняющих веществ является их выброс с превышением нормативов допустимых выбросов (далее - НДВ). Однако такой вывод применим только к объектам, в отношении которых закон устанавливает обязанность определять этот норматив.

10 Рос. газ. 1999. 6 апр. 200

На первый взгляд, обязанность рассчитывать НДВ установлена для всех хозяйствующих субъектов. Так, статья 22 Закона об охране окружающей среды гласит: для стационарных источников должны определяться нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ. Нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Пункт 3 ст. 21 Закона об охране окружающей среды возлагает ответственность на природопользователей за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Однако в ст. 22 имеется норма, согласно которой расчет нормативов допустимых выбросов производится для объектов I и II категорий. Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории. Для объектов III категории норматив допустимых выбросов рассчитывается только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха. Согласно п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха при невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов.

Следовательно, превышение на объектах I, II и III категории (для III категории только в отношении радиоактивных и высокотоксичных веществ) норматива выброса либо показателей временно

11 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

разрешенного выброса загрязняющих веществ должно расцениваться как нарушение правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Объекты III и IV категории, которые в силу действующего экологического законодательства не обязаны рассчитывать норматив допустимых выбросов, но допускающие загрязнение (превышение гигиенических и экологических нормативов) атмосферного воздуха в селитебной территории, обязаны иметь газоулавливающее оборудование. Отсутствие такого оборудования на источнике выбросов или нахождение в нерабочем состоянии означает нарушение правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Неисправная работа газоулавливающего оборудования является нарушением правил его эксплуатации.

Нам могут возразить, что если для объектов III и IV категории не устанавливается норматив выброса, то нельзя говорить и о его превышении. Однако мы говорим о другом: если названные объекты допускают превышение гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны, величины которых установлены санитарным законодательством, то они обязаны иметь газоулавливающее оборудование. Иное толкование противоречит принципам охраны атмосферного воздуха.

1.2. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ имеет место в случаях прямого запрета производить такие выбросы [9, с. 123]. Так, пункт 7 ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха запрещает выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. Перечень загрязняющих веществ и их предельные концентрации в атмосферном воздухе содержатся в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22 декабря 2017 г. № 165, которым утверждены гигиенические нормативы ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»11.

Следовательно, если в выбросах содержатся вещества, которые не названы в указанном постановлении Главного санитарного врача, то это будет нарушением правил.

1.3. Особый порядок выброса загрязняющих веществ установлен в период неблагоприятных

метеорологических условий (далее - НМУ), способствующих накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Это, как правило, дни с безветренной погодой.

Порядок действий природопользователя в этот период регламентируется ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют порядок действий в период НМУ, в том числе подготовку и передачу соответствующих прогнозов. При получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Такие мероприятия не проводятся только на объектах IV категории. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября

2019 г. № 81112, вступающим в силу с 27 июня

2020 г., утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Тем самым осуществление выбросов загрязняющих веществ на объектах I—III категории в период НМУ без учета соответствующих мероприятий является нарушением правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

1.4. Дополнительные требования к выбросам вредных веществ установлены Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»13 в отношении объектов, находящихся в городах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

Квотирование выбросов загрязняющих веществ производится на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, смысл

которых заключается в том, чтобы учесть вклад в загрязнение атмосферного воздуха не только от промышленных предприятий, но и транспорта, коммунальной сферы, выбросов от печного отопления жилищного сектора и т. д., и разработать мероприятия по доведению воздуха до гигиенических нормативов, т. е. не превышающих ПДК загрязняющих веществ.

Сводные расчеты, в частности, содержат перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха. Такие вещества становятся приоритетными загрязняющими веществами. Выявляются контрольные точки, в которых концентрации приоритетных загрязняющих веществ превышают ПДК (для жилой застройки) или 0,8 ПДК для зон с особыми условиями использования территорий, в том числе ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев и домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений.

Объекты, выбросы которых содержат приоритетные загрязняющие вещества, включаются в перечень квотируемых объектов. Перечень квотируемых объектов формируется Роспри-роднадзором при участии Роспотребнадзора, а также уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (в Омской области - Министерство природных ресурсов и экологии региона). Для квотируемых объектов устанавливаются квоты выбросов. Хозяйствующие субъекты в течение трех месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах выбросов разрабатывают планы мероприятий по достижению квот выбросов. Если мероприятия не могут быть реализованы в срок до 31 декабря 2024 г., то в план включаются компенсационные мероприятия.

Планы мероприятий по достижению квот выбросов согласовываются межведомственным советом по проведению эксперимента и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на квотируемых объектах. Для объектов I категории утвержденные квоты выбросов включаются Росприроднадзором в комплексные

12 Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий : приказ Минприроды Рос. Федерации от 28 нояб. 2019 г. № 811 (вступает в силу с 27 июня 2020 г.) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13 Рос. газ. 2019. 31 июля.

экологические разрешения. Для квотируемых объектов II категории - в декларации о воздействии на окружающую среду.

Таким образом, невыполнение юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в городах, перечень которых приведен в Законе о квотировании выбросов, условий квотирования выбросов также является нарушением правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Из вышесказанного следует вывод о том, что нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, в частности, является выброс:

- из стационарного источника, не включенного в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- веществ I или II класса опасности объектами, стоящими на государственном учете как объекты IV категории;

- из стационарного источника без газоулавливающего оборудования (а также с неработающим газоулавливающим оборудованием), который должен быть оборудован такими устройствами;

- приведший к превышению на объектах I, II и III категории (для III категории только в отношении радиоактивных и высокотоксичных веществ) норматива выброса либо показателей временно разрешенного выброса загрязняющих веществ;

- веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена;

- на объектах I—III категории в период неблагоприятных НМУ с нарушением соответствующих мероприятий, действующих в период неблагоприятных погодных условий;

- приведший к нарушению юридическими лицами и предпринимателями условий квотирования выбросов в городах, перечень которых приведен в Законе о квотировании выбросов.

2. Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений или объектов.

Помимо нарушения правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу, уголовный закон связывает ответственность с нарушением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

К правилам эксплуатации установок и сооружений относятся, например, Правил технической эксплуатации тепловых энергоуста-новок14, Правила технической эксплуатации нефтебаз15 и др.

Как отмечает О. Л. Дубовик, нарушение эксплуатации состоит либо в различных активных действиях, например, в отключении очистных сооружений, несвоевременной замене фильтров, неправомерной смене режимов работы установок, сооружений, либо в бездействии, совершаемом путем несоблюдения установленных нормативов режима работы, неиспользования контрольной аппаратуры, игнорирования информации о качественном составе выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ и т. п. [3, с. 200].

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. № 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа16, в которых, в частности, содержатся следующие положения:

- газоочистительные установки должны действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования;

- если газоочистительная установка отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена;

- при обнаружении неисправности или отклонения показателей работы газоочистных установок от их технических характеристик, содержащихся в паспорте, хозяйствующие субъекты должны реализовывать мероприятия по устранению обнаруженных неисправностей при необходимости с отключением технологического оборудования (установки).

Согласно п. 5.7. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного

14 Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок : приказ Минэнерго Рос. Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 // Рос. газ. 2003. 16 сент.

15 Правила технической эксплуатации нефтебаз : приказ Минэнерго Рос. Федерации от 19 июня 2003 г № 232 // Рос. газ. 2003. 5 нояб.

16 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

врача РФ от 30 мая 2001 г. № 1617, на территории полигона не допускается сжигание твердых коммунальных отходов. Должны быть приняты меры по недопустимости их самовозгорания.

Таким образом, при установлении конкретного источника загрязнения атмосферы необходимо определить, какими правилами регламентируется его эксплуатация. Такие правила могу содержаться как в инструкции по эксплуатации, так и в нормативных актах различного уровня.

3. Преступным последствием деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 251 УК РФ, является загрязнение атмосферного воздуха или иное изменение его природных свойств. Раскрытие этих понятий также требует глубокого анализа экологического и санитарного законодательства.

3.1. Загрязнение атмосферного воздуха.

Под загрязнением атмосферного воздуха в ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека.

Закон об охране окружающей среды в п. 2 ст. 4.2. указал, что перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р18. Среди загрязняющих веществ: взвешенные вещества, зола твердого топлива, метан, метилмеркаптан, этилмеркаптан, свинец и его соединения, сероводород, сероуглерод, серная кислота, углерода оксид, хлористый водород, хлоропрен и др.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха устанавливаются санитарными правилами (ст. 20 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.19 гласят: основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Пункт 2.2 СанПиН содержит правило о том, что в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК, а в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК.

Превышение ПДК загрязняющих веществ в выбросах определяется с помощью постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 декабря 2017 г. № 165, которым утверждены гигиенические нормативы ГН 2.1.6.3492-1720. Названный нормативный акт содержит информацию о наименовании 658 (по сост. на 7 апреля 2020 г.) загрязняющих веществ, их химической формуле, предельно допустимой концентрации мг/м3 (максимально разовая ПДК и среднесуточная ПДК), классе опасности. Например, химическое вещество бенз/а/пирен: С20Н12, ПДК среднесуточная ПДК 1*10-6 мг/м3, класс опасности- 1; сероуглерод: С82, ПДКмаксимальноразовая 0,03 мг/м3, среднесуточная концентрация -0,005 мг/м3, класс опасности - 2; этилбензол: формула С8Н10 ПДК максимально разовая 0,02 мг/м3, класс опасности 3; Одорант - этилмеркаптан -смесь природных меркаптанов: ПДК максимально разовая 0,012 мг/м3, класс опасности - 4; ме-тантиол (метилмеркаптан) СН^, 0,006 мг/м3, класс опасности - 4.

17 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

18 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

20 Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» : постановление Главного гос. сан. врача Рос. Федерации от 22 дек. 2017 г. № 165. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Указанный нормативный акт содержит также перечень вредных веществ, выброс которых в воздух запрещен. Например, к ним относятся: атропин, скополамин, белладонин, диоксидин-1,4-ди-К-окись, доксорубицин, карминомицин, оливомицин и др.

Следовательно, обнаружение на селитебной территории веществ, входящих в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р, в концентрации, превышающей величины, установленные в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22 декабря 2017 г. № 165, либо веществ, выброс которых в атмосферу запрещен, является превышением гигиенических нормативов, а значит - загрязнением атмосферного воздуха.

3.2. Принципиально важным видится вопрос установления места, в котором превышение ПДКзагрязняющих веществ означает превышение гигиенических нормативов.

Полагаем, что загрязнением атмосферного воздуха является превышение ПДК вредных веществ именно в жилой зоне и местах массового отдыха населения, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации. Такой вывод вытекает из следующего анализа.

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 22221, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Если загрязняющие вещества, эмитируемые источником выбросов, распространяются за периметр хозяйствующего субъекта, то такое предприятие обязано установить санитарно-защитную зону. В границах санитарно-защитной зоны устанавливается особый режим землепользования - нельзя строить жилье, объекты образования и медицины, спортивные сооружения,

организовывать отдых детей и их оздоровление, осуществлять рекреационную деятельность и садоводство. Сведения о санитарно-защитной зоне вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и считаются установленными со дня внесения таких сведений.

В пунктах 2.1 и 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 7422, сказано, что размер санитарно-защитной зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению она является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Критерием для определения размера са-нитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в размере от 1000 м (промышленные объекты и производства 1 класса опасности) до 50 м (5 класс опасности) в зависимости от производимой предприятием продукции.

По смыслу названных норм следует: на внешней границе санитарно-защитной зоны предприятия концентрация загрязняющего вещества не должна превышать 1 ПДК. Из этого можно предположить, что загрязнением атмосферного воздуха будет являться превышение ПДК за пределами такой зоны.

Однако, в п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 говорится о превышении гигиенического норматива не на границе санитарно-защитной зоны, а в жилой зоне (1 ПДК) и в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (0,8 ПДК) (к местам массового отдыха населения относятся территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки

21 Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон : постановление Правительства Рос. Федерации от 3 марта 2018 г № 222 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 11, ст. 1636.

22 Доступ из СПС «Гарант».

и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе)).

Следовательно, если промышленный объект находится в черте населенного пункта и его са-нитарно-защитная зона граничит с селитебной территорией или местами массового пребывания людей, то превышение ПДК загрязняющих веществ на внешней границе санитарно-защитной зоны объекта означает загрязнение атмосферного воздуха в уголовно-правовом смысле.

Если же санитарно-защитная зона предприятия не граничит с селитебной территорией, то для обоснования ответственности необходимо доказать превышение ПДК загрязняющих веществ в выбросах конкретного источника загрязнения, зафиксированное в жилой зоне или местах массового пребывания людей.

Кроме того, следует учитывать фоновое загрязнение атмосферы населенного пункта. Для этого необходимо располагать информацией о концентрациях вредных веществ до момента фиксации правонарушения. Такую информацию могут предоставить стационарные посты наблюдения, которые создаются в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля воздуха населенных пунктов»23.

Руководство по контролю загрязнения атмосферы (Руководящий документ РД 52.04.186-89)24 предписывает отбирать пробы при подфакельных наблюдениях на расстояниях 0,5; 1; 2; 3,...,10 км от границы санитарно-защитной зоны и конкретного источника загрязнения с подветренной стороны от него (п. 2.2).

Вместе с тем для получения объективной информации следует проводить отбор проб и с наветренной стороны от источника.

3.3. Одним из самых дискуссионных является вопрос о том, достаточно ли для привлечения к уголовной ответственности по ст. 251 УК РФ доказать противоправное загрязнение атмосферного воздуха с превышением ПДК

или виновный подлежит ответственности лишь при многократном превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Так, Е. Ю. Бокуц полагает, что при подходе, согласно которому достаточно любого противоправного превышения ПДК, стирается граница между преступным загрязнением атмосферы и административно наказуемыми правонарушениями, за которые установлена ответственность ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1, с. 29; 2, с. 105].

Изучение правоприменительной практики показывает, что правоохранительные органы нерешительно применяют уголовный закон тогда, когда превышение составляет лишь несколько ПДК. Например, на селитебной территории г. Нижний Тагил выявили загрязнение атмосферного воздуха от ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» с превышением нормативов ПДК по этилбензолу от 8 до 16 раз, по метилбен-золу от 1,7 до 3,6 раз. В возбуждении уголовного дела отказано. По мнению следствия, под уголовно-наказуемым деянием следует понимать экстремально высокое загрязнение окружающей среды, которое характеризуется для атмосферного воздуха в превышении ПДК загрязняющих веществ в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток, в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более, и единовременное превышение в 50 и более раз25. При этом органы следствия ссылались на Временное положение от 23 июня 1995 г. № 05-11/2507 о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды. В силу указанного нормативного акта под экстремально высоким загрязнением окружающей среды для атмосферного воздуха понимается: а) содержание одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК): в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток; в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более; в 50 и более раз; б) визуальные и органолептические признаки: появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха; обнаружение

23 Доступ из СПС «Гарант».

24 Доступ из СПС «Гарант».

25 Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 марта 2006 г // Архив Нижнетагил. межрайон. при-родоохран. прокуратуры за 2006 г.

влияния воздуха на органы чувств человека; резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затрудненное дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота (одновременно у нескольких десятков человек); выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков, появление у осадков специфического запаха или несвойственного привкуса.

Однако ст. 251 УК РФ не связывает вопрос об уголовной ответственности с экстремально высоким загрязнением атмосферы. Исходя из буквального толкования названной уголовно-правовой нормы, противоправное превышение гигиенических нормативов вредных веществ в атмосферном воздухе за пределами санитарно-защитной зоны следует расценивать как уголовно наказуемое загрязнение атмосферы. Мы солидаризируемся с позицией ученых, которые полагают, что иной подход ведет к ограничительному толкованию содержания нормы [5, с. 55-56].

Таким образом, при установлении в действиях лица всех других необходимых признаков состава преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, превышение гигиенического норматива более 1 ПДК в жилой зоне и местах массового отдыха населения, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации, должно влечь уголовную ответственность.

4. К иному изменению природных свойств воздуха О. Л. Дубовик относит повышение концентрации в нем химических веществ или взвешенных частиц, влияющих на прозрачность, содержание озона и т. п., либо в случае изменения его теплового режима, радиационных, электромагнитных, шумовых показателей, превышающих санитарно-гигиенические и экологические нормативы для данного региона с учетом естественного фона [3, с. 200]. Уголовно-правовой охране подлежит именно природное свойство атмосферного воздуха (его химический состав и физические характеристики) [9, с. 122]. Иное изменение природных свойств воздуха может состоять также в негативном изменении соотношения составляющих его компонентов [6, с. 418].

По смыслу ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха его природные свойства из-

меняют такие вредные физические воздействия, как шум, вибрация, ионизирующее излучение, температурные и другие физические факторы, изменяющие температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха. Статья 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения к физическим факторам, помимо перечисленных, добавляет ультразвук, инфразвук, тепловые, неионизирующие и иные излучения, а п. 1 ст. 55 Закона об охране окружающей среды называет такие виды негативного физического воздействия, как электрические, электромагнитные и магнитные поля.

Поэтому, несмотря на то что атмосферный воздух - это уникальная смесь газов (азота, кислорода, углекислого и иных газов), мы вынуждены согласиться с мнением об отнесении к «иному изменению природных свойств воздуха» шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурных и других физических факторов.

Вместе с тем мы склоняемся к мнению о квалификации подобных деяний по ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Тем более, что данные вопросы регулируются, как правило, санитарным законодательством. Так, авторы комментария к Закону об охране окружающей среды [7] отмечают, что физические факторы среды обитания являются предметом регулирования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Эту сферу регулируют, в частности, следующие нормативные акты: СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов26; СанПиН 2.1.8/2.2.4.2489-09. Гипоге-омагнитные поля в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях27; СанПиН 2.2.4/2.1.8.582-96. Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения28; ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07. Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных тер-риториях29; СН 2.2.4/2.1.8.583-96. Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных

26 Доступ из СПС «Гарант».

27 Доступ из СПС «Гарант».

28 Доступ из СПС «Гарант».

29 Доступ из СПС «Гарант».

помещениях и на территории жилой застрой-ки30; СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий31; СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки32; СанПиН 2.2.4.0-95. Гигиенические требования при работе в условиях воздействия постоянных магнитных полей33 и мн. др. Негативное воздействие может регулироваться путем применения технических регламентов, стандартов и строительных правил, например: Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»34; ГОСТом 12.1.003-2014. Шум. Общие требования безопасности35; ГОСТом 22283-2014. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения36 и др.

Из наших рассуждений вытекают следующие выводы.

1. Под загрязнением атмосферного воздуха в уголовно-правовом смысле понимается противоправное поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ

от 8 июля 2015 г. № 1316-р, в концентрациях, превышающих в жилой зоне или в местах массового отдыха населения, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации установленные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 декабря 2017 г. № 165 гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха.

2. При расчете превышения ПДК необходимо учитывать фоновое загрязнение атмосферы населенного пункта.

3. Для применения уголовно-правовой ответственности по ст. 251 УК РФ достаточно установить превышение гигиенических нормативов свыше 1 ПДК в жилой зоне или в местах массового отдыха населения, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.

4. К «иному изменению природных свойств воздуха» следует относить шум, вибрацию, ионизирующее излучение, температурные и другие физические факторы, изменяющие физические свойства атмосферного воздуха.

Список литературы

1. Бокуц Е. Ю. Понятие «загрязнение воздуха», используемое в диспозиции ст. 251 УК // Законность. 2011. № 12 (926). С. 28-32.

2. Бокуц Е. Ю. Статья 251 Уголовного кодекса Российской Федерации («Загрязнение атмосферы»): проблемы правоприменительной практики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право. 2014. №. 3. С. 103-108.

3. Дубовик О. Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М. : Спарк, 1998. 352 с.

4. Жевлаков Э. Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации. М. : НИИ ПУЗиП ГП РФ, 2002.

5. Князев А. Г., Чураков Д. Б., Чучаев А. И. Экологические преступления : науч.-практ. пособие / под ред. А. Г. Князева. М. : Проспект, 2009. 462 с.

6. Лопашенко Н. А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ : моногр. М. : Юрлитинформ, 2017. 526 с.

7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / Л. П. Берназ [и др.]; отв. ред. Н. И. Хлуденева. М. : Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации : Юрид. фирма «КОНТРАКТ», 2018. 528 с.

8. Плешаков А. М. Экологические преступления. Понятие и квалификация. М. : Изд-во Акад. МВД РФ, 1994. 135 с.

9. Пушкарев В. Г. Уголовно-правовая охрана природы (современное состояние и перспективы развития) : моногр. М. : Юрлитинформ, 2011. 179 с.

10. Тимошенко Ю. А. Конструирование уголовно-правовых норм об ответственности за экологические преступления (теория и практика) : моногр. М. : Юрлитинформ, 2020. 384 с.

30 Доступ из СПС «Гарант».

31 Доступ из СПС «Гарант».

32 Доступ из СПС «Гарант».

33 Доступ из СПС «Гарант».

34 Рос. газ. 2009. Дек.

35 Доступ из СПС «Гарант».

36 Доступ из СПС «Гарант».

References

1. Bokuts Ye. Yu. Ponyatie «zagryaznenie vozdukha», ispol'zuemoe v dispozitsii st. 251 UK [The Notion "Air Pollution" Used in Disposition of Article 251 of the Criminal Code of the Russian Federation]. Zakonnost'— Zakonnost Journal, 2011, no. 12 (926), pp. 28-32.

2. Bokuts E. Yu. Stat'ya 251 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii («Zagryaznenie atmosfery»): problemy pravoprimenitel'noi praktiki [Article 251 of the Criminal Code of the Russian Federation ("Atmospheric Pollution"): Problems of Law Enforcement Practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo - Vestnik of Saint Petersburg University. Law, 2014. no. 3, pp. 103-108.

3. Dubovik O. L. Ekologicheskie prestupleniya: kommentarii k glave 26 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii [Environmental Crimes: Commentary on Chapter 26 of the Criminal Code of the Russian Federation]. Moscow, Spark, 1998. 352 p.

4. Zhevlakov E. N. Ugolovno-pravovaya okhrana okruzhayushchei prirodnoi sredy v Rossiiskoi Federatsii [Criminal Legal Protection of the Environment in the Russian Federation]. Moscow, Research Institute for the Promotion of Law and Order Under the General Prosecutor's Office of the Russian Federation Publ., 2002.

5. Knyazev A. G., Churakov D. B., Chuchaev A. I. Ekologicheskie prestupleniya [Environmental Crimes]. Moscow, Prospekt Publ., 2009. 462 p.

6. Lopashenko N. A. Ekologicheskie prestupleniya: ugolovno-pravovoi analiz [Environmental Crimes: Criminal and Legal Analysis]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2017. 526 p.

7. Bernaz L. P. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob okhrane okruzhayushchei sredy» [Scientific and Practical Commentary on the Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ "On Environmental Protection"]. Moscow, Institute of Legislation and Comparative Law Under the Government of the Russian Federation Publ., Kontrakt Publ., 2018. 528 p.

8. Pleshakov A. M. Ekologicheskie prestupleniya. Ponyatie i kvalifikatsiya [Environmental Crimes. Concept and Qualification]. Moscow, Academy of MIA of the Russian Federation Publ., 1994. 135 p.

9. Pushkarev V. G. Ugolovno-pravovaya okhrana prirody (sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya) [Criminal Legal Protection of Nature (Current Status and Development Prospects)]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2011. 179 p.

10. Timoshenko Yu. A. Konstruirovanie ugolovno-pravovykh norm ob otvetstvennosti za ekologicheskie prestupleniya (teoriya i praktika) [The Construction of Criminal Law on Liability for Environmental Crimes (Theory and Practice)]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2020. 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.