УДК 331.101
Яковлева А.А. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ, ИХ РОЛЬ В ПЛАНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В статье рассмотрены проблемы урбанизации, сокращения численности сельского населения и, как следствие, снижение продуктивности сельского хозяйства. Дано обоснование причин, которые оказывают непосредственное влияние на рост численности городского населения. Предложены пути и средства решения проблемы, в частности
рассмотрена федеральная целевая программа, стимулирующая рост сельской поселенческой структуры.
Ключевые слова: урбанизация, сельское хозяйство, сельская местность, целевые программы, население.
The article deals with the problems of urbanization, reduction of the rural population and, consequently, reduced agricultural productivity. The substantiation of the reasons that have a direct impact on the growth of the urban population. The ways and means of solving the problem, in particular, is considered a federal target program, which stimulates the growth of the rural settlement structure.
Keywords: urbanization, agriculture, countryside, special programs, population.
На современном этапе развития сельского хозяйства в России возник ряд проблем, которые препятствуют процветанию этой сферы экономики. Одной из важнейших проблем является урбанизация. Активный процесс миграции сельского населения в город повлек за собой следующие изменения: экстенсивный рост крупных городов, недостаточное развитие малых и средних городов; невнимание и недооценка роли сельских поселений как социальной среды; медленное преодоление социально-территориальных различий.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России [2]. Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села является также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности [13]. Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.
Поиск путей и средств решения возникшей проблемы происходит на государственном уровне. Ситуация изменится с привлечением населения в сельскую местность, для этого необходимо восстановить утраченную инфраструктуру, создать оптимальные социальные и экономические условия для проживания в селах и деревнях, но, в первую очередь, нужно заставить молодых людей, которые еще не уехали из деревни, понять, что статус деревенского жителя нисколько не унизительный, а скорее даже не менее престижный, чем городского денди.
В настоящие время политика государства нацелена на интенсивное развитие сельскохозяйственного комплекса. Движущей силой являются федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, которые направлены на достижение определенных задач [14].
Так, к примеру, 15 июля 2013 года правительством РФ принято постановление о федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Заказчиком программы выступают Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство культуры РФ.
Реализация программы возможна при достижении следующих целей: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели - ввод (приобретение) 5438,8 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 3032,3 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов; сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности на 16,3 процента; ввод в действие общеобразовательных учреждений на 22,3 тыс. ученических мест; ввод в действие 858 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; ввод в действие учреждений культурно- досугового типа на 9,9 тыс. мест; ввод в действие 18,2 тыс. км распределительных газовых сетей; увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности до 61,5 процента; ввод в действие 12,9 тыс. км локальных водопроводов; реализация 775 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку; создание 31,8 тыс. рабочих мест на селе.
Сроки и этапы - 2014 - 2020 годы: реализации программы I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы.
Объемы и источники программы финансирования - общий объем финансирования составляет 299167,4 млн. рублей (в ценах программы соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета - 90415 млн. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 150612,2 млн. рублей; средства внебюджетных источников -58140,2 млн. рублей [12].
Эффективность реализации программы представляется возможной оценить в течение нескольких лет.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового
обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Использованные источники:
1. Бородуля, Е.Б. Формирование системы показателей для оценки экономической деятельности предприятий в современных условиях / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2014. -№1. -с. 25-30.
2. Дорошевский, М.В., Мысливец, Г.В. Экономическая и социальная география мира: Учебное пособие. - К.: МАУП, 2003. - 184 с.
3. Жирнов, А.В. Инвестиции и развитие материально-технической базы сельского хозяйства / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. - 2014. - № 4-6 (13). - С. 731-734. 8
4. Жирнов, А.В. Проблемы развития материально-технической базы сельскохозяйственных организаций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. - 2014. - № 3(12). -С. 89-92. 6
5. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.-Ульяновск: УГСХА, 2005. -С. 145-149.
6. Жирнов, А.В. Совершенствование государственного регулирования АПК / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. - Вып. № 5. - 2004. - С. 12-14
7. Жирнов, А.В. Эффективность концентрации и специализации производства в районных агропромышленных объединениях / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. - № 5. - 2007. - С. 85-88
8. Жирнов, А.В. Совершенствование планирования деятельности районных агропромышленных объединений (на материалах Пензенской области): дис.... канд. экономич.наук. -Москва. 2006 -193 с.
9. Зимин, Н.Е. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК/ Н.Е. Зимин, A.B. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. Москва, 2006. -Вып. № 4(19). -С. 27-30.
10. Лапшина, Г.В. Анализ состояния и развития материально-технической базы организаций АПК Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный научный журнал.-2012. -№ 1. -С. 21-23.
11. Личко, К.П. Стратегическое планирование развития сельского хозяйства муниципальных образований / К. П. Личко, М. А. Романюк. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2008. -113 с.
12. Минфин России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget.
13. Урбанизация населения. Процесс урбанизации в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/urbanizaciya.html.
14. Урбанизация: проблемы, процессы и перспективы. Влияние урбанизации на развитие сельского хозяйства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/00305722_0.html.
УДК 311.12
Яковлева Н.А., к.э.н.
доцент Борзова Д.А. студент 3 курса профиля «Мировая экономика» Орловский ГАУ Россия, г. Орёл СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА РФ НА ВЕЛИЧИНУ ПЕНСИИ ПОСРЕДСТВОМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ
Аннотация: рассмотрены общий смысл понятия прожиточного минимума и пенсии в системе социальных индикаторов; доказана непосредственная связь представленных показателей путем использования статистических методов: группировка и дисперсионный анализ.
Ключевые слова: прожиточный минимум, начисленная пенсия, анализ, статистическая группировка.
Размер пенсии по старости и величина прожиточного минимума РФ,-одни из ключевых социальных индикаторов уровня жизни в стране и успешности проводимой государством социальной политики.
Исследование данных показателей и их взаимосвязи приобрели особую важность и актуальность в связи с непростым экономическим положением в стране, которая главным образом влияет на динамику данных индикаторов.
Исходя из того факта, что эти показатели напрямую связаны с уровнем социального развития, то между ними должна существовать непосредственная связь. Более того, изменения одного из них, логично, повлекут за собой немедленной изменение величины другого.
Чтобы аргументировать и подкрепить доказательствами данное положение, проведем статистический анализ взаимодействия этих показателей посредством методов статистической группировки и дисперсионного анализа.
Для целостного раскрытия представленной темы произведем аналитическую группировку по данным прожиточного минимума и назначенных пенсий по областям 3 федеральных округов РФ за 2014 г.: