Столыпинский вестник №6/2023
Научная статья Original article УДК 338.1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
PROBLEMS OF NATIONAL PROJECT MANAGEMENT AT THE REGIONAL
LEVEL
Газиева Александра Эдуардовна, магистрант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, gazieva-aleksa@mail.ru Куликова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, e.s.kulikova@inbox.ru
Gazieva Alexandra Eduardovna, undergraduate, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, gazieva-aleksa@mail.ru Kulikova Elena Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e.s.kulikova@inbox.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу основных проблем управления национальными проектами на региональном уровне в России. Обсуждаются вопросы финансирования, координации действий между региональными и
Столыпинский вестник
3330
федеральными структурами, мониторинга исполнения проектов, кадрового обеспечения и общественного контроля. Результаты анализа могут быть использованы для совершенствования подходов к управлению национальными проектами.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the main problems of project emissions management at the nearest level in Russia. Issues of financing, incidents between host and federal structures, monitoring of project implementation, staffing and public control are discussed. The results of the analysis of a sample of approaches to the management of public projects.
Ключевые слова: национальные проекты, региональное управление, координация, мониторинг, финансирование, кадровое обеспечение, общественный контроль.
Keywords: national projects, regional management, coordination, monitoring, financing, staffing, public control.
В современном мире экономический рост и развитие общества во многом зависят от успешного реализации национальных проектов, которые стимулируют инвестиции, создают новые рабочие места, улучшают инфраструктуру и качество жизни. В то же время, управление национальными проектами сталкивается с рядом сложностей и проблем, особенно на региональном уровне.
Управление национальными проектами на региональном уровне обладает своей спецификой, так как оно предполагает учёт множества местных особенностей: экономических, социальных, культурных, а также различия в ресурсном обеспечении и уровне развития инфраструктуры. Важность данной проблематики подчёркивается не только её актуальностью, но и масштабами влияния на все сферы жизни общества.
Управление национальными проектами на региональном уровне включает в себя сложную систему мероприятий, которые должны быть
3331
качественно спланированы и реализованы. Ошибки на этом этапе могут привести к существенным отклонениям от планируемых результатов и, в конечном итоге, к неэффективности всего проекта.
Целью данной статьи является анализ основных проблем, возникающих при управлении национальными проектами на региональном уровне, и предложение путей их решения. Мы намерены обсудить важнейшие вопросы, связанные с финансированием и бюджетированием проектов, взаимодействием между федеральными и региональными органами управления, мониторингом и контролем за ходом реализации проектов, кадровым обеспечением и профессиональной подготовкой, а также участием общественности в процессе реализации национальных проектов.
Национальный проект представляет собой комплексные мероприятия, направленные на достижение стратегических целей в определенных сферах общественной жизни, которые реализуются на уровне государства. Основная цель национального проекта - улучшение качества жизни населения, содействие развитию экономики, социальной сферы, образования, здравоохранения и других областей. Национальные проекты обычно имеют большие бюджеты, масштабную географию и долгосрочный горизонт реализации.
Управление национальными проектами может осуществляться на двух основных уровнях: центральном и региональном. Центральный уровень предполагает стратегическое планирование, координацию и контроль над выполнением проектов на уровне федерального правительства. Региональный уровень включает в себя практическую реализацию проектов на местах, с учетом местных особенностей и потребностей.
Центральное управление обычно ориентировано на формирование стратегии развития, определение приоритетов и критериев оценки эффективности национальных проектов. Региональное управление нацелено
3332
на практическую реализацию проектов, преодоление местных трудностей и проблем.
Управление национальными проектами на региональном уровне имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, это необходимость учета местных условий и особенностей в процессе планирования и реализации проектов. Каждый регион имеет свою уникальную экономическую, социальную и культурную среду, которую необходимо учитывать при реализации национальных проектов.
Во-вторых, это взаимодействие с местными органами власти, общественными организациями и населением. Взаимодействие с местными структурами требует гибкости и способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Однако в тоже время оно предоставляет дополнительные возможности для максимального использования местных ресурсов и потенциала.
В-третьих, региональное управление национальными проектами включает не только исполнение федеральных решений, но и активную роль в их формировании. Регионы могут предлагать свои идеи и проекты, привносить коррективы в уже существующие планы на основе местных условий и потребностей.
Также одной из особенностей управления на региональном уровне является проблема бюджетного финансирования. Федеральный бюджет является основным источником финансирования национальных проектов, однако его распределение между регионами требует учета множества факторов и может вызывать дополнительные сложности.
Одной из ключевых особенностей является необходимость мониторинга и контроля за ходом реализации национальных проектов. Это важный элемент эффективного управления, который позволяет отслеживать прогресс проектов, своевременно выявлять проблемы и корректировать планы.
3333
В целом, управление национальными проектами на региональном уровне представляет собой сложный процесс, который требует комбинации стратегического планирования и тактического управления, учета местных особенностей и активного взаимодействия с местными структурами. Эффективное решение этой задачи важно не только для успешной реализации конкретных проектов, но и для достижения общих стратегических целей государства.
Одной из критических проблем является вопрос финансирования и бюджетирования национальных проектов. Во-первых, наличие достаточных финансовых ресурсов является ключевым условием успешной реализации любого проекта. Во-вторых, эффективное управление этими ресурсами, их правильное распределение и контроль также важны для достижения поставленных целей. В рамках регионального управления национальными проектами встречаются сложности, связанные с достижением эффективного баланса между централизованным и децентрализованным бюджетированием, а также с обеспечением транспарентности и контроля за использованием бюджетных средств.
Другой сложностью является координация и взаимодействие между региональными и федеральными структурами. Оптимальное сотрудничество и координация действий между различными уровнями власти требует четкого разделения ответственности, эффективных механизмов обмена информацией, а также согласованности и совместимости решений, принимаемых на разных уровнях.
Мониторинг и контроль за ходом выполнения проектов также являются критическими аспектами управления национальными проектами на региональном уровне. Без эффективных механизмов контроля и отслеживания прогресса проектов сложно обеспечить своевременное выполнение задач, выявление и решение возникающих проблем, а также достижение ожидаемых результатов.
3334
Кадровый вопрос является еще одной серьезной проблемой управления национальными проектами на региональном уровне. Эффективное управление требует высококвалифицированных специалистов, способных эффективно планировать, управлять и контролировать реализацию сложных и масштабных проектов. Однако, в регионах часто отмечается дефицит профессионалов в области управления проектами, а также недостаток обучающих программ и возможностей для повышения их квалификации.
Участие общественности и общественный контроль над национальными проектами являются важными инструментами для повышения прозрачности и эффективности управления проектами. Однако, на практике часто возникают сложности с обеспечением широкого участия граждан и общественных организаций в процессе принятия решений, мониторинга и оценки проектов. К этому добавляются проблемы с доступом к информации, недостаток знаний и компетенций общественности в области управления проектами, а также отсутствие эффективных механизмов обратной связи и взаимодействия между органами власти и общественностью.
В целом, региональное управление национальными проектами сталкивается с рядом сложных проблем и вызовов, требующих глубокого анализа и проработки соответствующих решений. Это требует интегрированного подхода, включающего учет специфики и потребностей каждого отдельного региона, а также применение современных подходов и инструментов управления проектами.
Литература:
1. Арсланова, Х. Д. Проблемы интеграции проектных подходов и государственных программ: федеральный и региональный аспекты / Х. Д. Арсланова, Ш. Д. Арсланов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2022. - № 1(135). - С. 34-38. - DOI 10.26726/1812-7096-20221-34-38. - EDN ODWEZU.
2. Богомолова, И. В. Национальный проект "Цифровое строительство" в
3335
управлении региональной и муниципальной инфраструктурой: проблемы и перспективы реализации / И. В. Богомолова, И. В. Близнюкова, М. С. Олюнина // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 76-4. -С. 120-122. - DOI 10.18411/lj-08-2021-150. - EDN IGEMEV.
3. Гайворонская, С. А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход / С. А. Гайворонская // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - Т. 23, № 4. - С. 104-115. - DOI 10.15826/umpa.2019.04.032. - EDN DROKKL.
4. Дынник, Д. И. Национальные проекты: основные положения и проблемы в управлении / Д. И. Дынник // Правовестник. - 2018. - № 6(8). - С. 11-13. - EDN YBTNYL.
5. Мищенко, В. В. О некоторых аспектах цифровой трансформации в управлении городским хозяйством / В. В. Мищенко, Л. А. Капустян, И. В. Стрижкина // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2022. - № 2. - С. 64-69. -DOI 10.14258/epb202223. - EDN QJGIWS.
6. Николаенко, В. С. Риск-менеджмент как необходимый фактор для успешного завершения ИТ-проектов, реализуемых в рамках национальной программы «Цифровая экономика» / В. С. Николаенко // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 79. - С. 271-295. - DOI 10.24411/2070-1381-2019-10059. - EDN CLHCXY.
7. Салтанович, В. В. Проблемы инновационного управления на основе цифровых технологий в национальных проектах / В. В. Салтанович, Н. С. Темнов // Russian Economic Bulletin. - 2023. - Т. 6, № 2. - С. 235-239. -EDN UBYTRT.
8. Сулимин, В. В. Сущность понятия "цифровая экономика" / В. В. Сулимин // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий : Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции, Москва, 15-16 августа 2021 года. - Москва: Общество с ограниченной
3336
ответственностью "КОНВЕРТ", 2021. - С. 132-133. - EDN WHSGOC.
References
1. Arslanova, H. D. Problemy integracii proektnyh podhodov i gosudarstvennyh programm: federal'nyj i regional'nyj aspekty / H. D. Arslanova, SH. D. Arslanov // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2022. - № 1(135). - S. 34-38. - DOI 10.26726/1812-7096-2022-1-34-38. - EDN ODWEZU.
2. Bogomolova, I. V. Nacional'nyj proekt "Cifrovoe stroitel'stvo" v upravlenii regional'noj i municipal'noj infrastrukturoj: problemy i perspektivy realizacii / I. V. Bogomolova, I. V. Bliznyukova, M. S. Olyunina // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 76-4. - S. 120-122. - DOI 10.18411/lj-08-2021-150. - EDN IGEMEV.
3. Gajvoronskaya, S. A. Praktika vnedreniya berezhlivyh tekhnologij v sistemu upravleniya vuzom: proektnyj podhod / S. A. Gajvoronskaya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2019. - T. 23, № 4. - S. 104115. - DOI 10.15826/umpa.2019.04.032. - EDN DROKKL.
4. Dynnik, D. I. Nacional'nye proekty: osnovnye polozheniya i problemy v upravlenii / D. I. Dynnik // Pravovestnik. - 2018. - № 6(8). - S. 11-13. - EDN YBTNYL.
5. Mishchenko, V. V. O nekotoryh aspektah cifrovoj transformacii v upravlenii gorodskim hozyajstvom / V. V. Mishchenko, L. A. Kapustyan, I. V. Strizhkina // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2022. - № 2. - S. 64-69. - DOI 10.14258/epb202223. - EDN QJGIWS.
6. Nikolaenko, V. S. Risk-menedzhment kak neobhodimyj faktor dlya uspeshnogo zaversheniya IT-proektov, realizuemyh v ramkah nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika» / V. S. Nikolaenko // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. - 2020. - № 79. - S. 271-295. - DOI 10.24411/2070-1381-2019-10059. - EDN CLHCXY.
7. Saltanovich, V. V. Problemy innovacionnogo upravleniya na osnove cifrovyh
3337
tekhnologij v nacional'nyh proektah / V. V. Saltanovich, N. S. Temnov // Russian Economic Bulletin. - 2023. - T. 6, № 2. - S. 235-239. - EDN UBYTRT.
8. Sulimin, V. V. Sushchnost' ponyatiya "cifrovaya ekonomika" / V. V. Sulimin // Mir v epohu globalizacii ekonomiki i pravovoj sfery: rol' biotekhnologij i cifrovyh tekhnologij: Sbornik nauchnyh statej po itogam VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 15-16 avgusta 2021 goda. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "KONVERT", 2021. - S. 132-133. - EDN WHSGOC.
© Газиева А.Э., Куликова Е.С. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 6/2023.
Для цитирования: Газиева А.Э., Куликова Е.С. Особенности цифровых компетенций кадровой политики в государственном управлении // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 6/2023.
3338