Научная статья на тему 'Проблемы управления инвестициями на микроуровне'

Проблемы управления инвестициями на микроуровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления инвестициями на микроуровне»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ

НА МИКРОУРОВНЕ

А.Д. ДУХАЕВ, кандидат экономических паук Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Несвоевременное и недостаточное инвестирование в экономику за годы реформ привело к ухудшению технического состояния основных производственных фондов многих предприятий. Производственная база целого ряда предприятий и организаций сегодня является физически и морально устаревшей. Во многом это определяется как дефицитом инвестиционных ресурсов, так и недостаточно эффективным управлением их использованием.

Практически все отечественные предприятия нуждаются в инвестициях. При этом управленческий аспект инвестиционной деятельности предприятий заключается не только в умении своевременно найти в достаточном объеме финансовые ресурсы, но и грамотно, результативно их использовать. Такой подход требует согласованной работы всех участников инвестиционных процессов. И,естественно, что столь сложные процессы должны регламентироваться государством. Собственно инвестиционная деятельность предприятий - это совокупность управленческих действий по привлечению и практической реализации инвестиций на микроуровне.

Механизм управления инвестициями на уровне предприятия (микроуровне), очевидно, можно определить как комплексную систему финансовых, правовых и организационно-экономических мер, учитывающих взаимосвязь государственных (региональных, отраслевых) интересов, а также интересов бизнес-партнеров и направленных на достижение долгосрочных целей инвестиционной деятельности в сфере экономического и социального развития предприятия.

В переходной экономике положение предприятий и организаций коренным образом меняется. Становясь полноправным субъектом товарно-де-нежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, хозяйственная структура должна сформировать у себя систему менеджмента, которая обеспечила бы ей высокую эффективность работы с инвестициями, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.

Аппарат управления любых предприятий является их составной частью и ассоциируется с понятием их менеджмента. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, — это эффективное использование и координация всех ресурсов (капитала, персонала, помещений, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения его целей.

Возрастание значения фактора управления в современных условиях, повышение в связи с этим роли и социального статуса лиц, выполняющих управленческие функции, послужили основанием для появления концепции «менеджериальной революции», согласно которой власть переходит от собственников к управленцам. Сегодня все чаще говорят о наступлении «эпохи менеджмента».

Хозяйственное положение предприятий и перспективы их развития, рациональность инвестиционной политики в огромной степени зависят от деятельности руководителя, от его личностных качеств. Руководитель предприятия должен обладать высоким профессионализмом, знанием теории и практики управления, предприимчивостью, умением четко организовать дело, способностью оценить новые технические, инвестиционные и управленческие подходы и найти им применение. Современный руководитель должен обладать как общим высоким уровнем культуры, так и культурой рыночных отношений. Отечественный и зарубежный опыт показывают, насколько велика роль первого руководителя в инвестиционном развитии предприятия.

В целях более глубокого осмысления роли и значимости форм и методов современной системы управления инвестиционной деятельностью на микроуровне представляется обоснованным несколько подробнее рассмотреть основные элементы эволюции менеджмента.

На ранних стадиях капиталистического производства предприниматель-собственник, как правило, сам управлял предприятием и его ресурсами. Развитие техники и рост масштабов производства и инвестиционных возможностей на рубеже XIX и XX вв.

резко усложнили управление, выделив его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Огромный вклад в создание науки и управления внес Ф.Тэйлор. Предложенная им рационализация отношений на производстве позволила коренным образом изменить организацию и управление, значительно повысить эффективность хозяйствования. Разработки Ф.Тэйлорадо сих пор используются многими предприятиями. Он выделил четыре группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.

Принципы управления, актуальные и сегодня, разработал современник Ф.Тэйлора - А.Файоль. Все осуществляемые на предприятии операции А.Файоль разбил на шесть групп: технические, коммерческие, финансовые, охрана имущества и лиц, счетные, административные. К собственно управлению он отнес шестую группу [1]. Управление, по А.Файолю, заключается в том, чтобы:

• предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий);

• организовывать (строить двойной организм предприятия - материальный и социальный);

• распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);

• согласовывать (связывать и объединять действия);

• контролировать (наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным и отданным распоряжениям).

Вопросам управления и функционирования предприятий, их инвестиционной политике в условиях рынка — микроэкономике уделяется чрезвычайно много внимания и в современных зарубежных научных источниках [2, 3, 4, 5].

В ходе эволюции теории и практики менеджмента на первый план выдвигались то одни, то другие проблемы. В 50-60-е гг. XX в. в центре внимания стояла организационная структура управления. В 60-70-е гг. отрабатывались вопросы стратегического планирования. С 80-х годов для передовых западных фирм стал характерен переход от стратегического планирования к стратегическому управлению. Сравнительно новым этапом в развитии менеджмента стало объединение теории управления и теории маркетинга, породившее рыночную концепцию управления.

Отказ от административно-командной экономики в пользу ее рыночного варианта заставляет и российских специалистов пристально изучать опыт функционирования рыночных экономик развитых стран. Понятно стремление «не изобретать велоси-

пед», а по возможности, использовать отработанные в других странах элементы рыночной экономики, а также инструментарий, обеспечивающий эффективную работу субъектов рынка, включая работу в инвестиционной сфере.

Управление предприятиями и их ресурсами в условиях перехода к рынку во многом сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям во внешней, в том числе инвестиционной, среде. Последнюю можно охарактеризовать как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия, не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, те хозяйствующие субъекты, а также физические лица, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им задач: финансовые и инвестиционные структуры, лизинговые компании, поставщики, органы управления, потребители и, конечно, конкуренты. Кроме того, существует как бы второй ряд переменных внешней среды — это факторы, которые, не оказывая прямого воздействия на хозяйственную, втом числе инвестиционную, деятельность предприятия, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его менеджментом. Ключевая роль здесь принадлежит финансово-экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим и физико-географическим факторам.

Значение факторов внешней среды сегодня резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, финансово-экономических, политических), составляющих среду менеджмента. По мнению автора, именно внешнее состояние сегодня диктует стратегию и тактику менеджмента на предприятиях. С учетом высокой степени неопределенности внешней среды необходимым сегодня является использование ситуационного подхода к управлению, включая управление инвестициями. Согласно данному подходу, внутренняя среда предприятия является ответом на различные по своей природе внешние воздействия. Центральным моментом этого подхода является диагностика ситуации, то есть четкое определение конкретного набора факторов, оказывающих влияние на работу предприятия в данный период времени. Ключевой задачей менеджмента в этой обстановке становится осуществление управляющего воздействия, обеспечивающего адаптацию хозяй-

ствующего субъекта к внешним реалиям. От этого в решающей мере зависит эффективность инвестиционных процессов на микроуровне.

Внутренняя среда предприятий формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на условия хозяйствования. Это организационная структура предприятия, функции, выполняемые его звеньями, формы и методы, с помощью которых эти функции реализуются, а также ресурсный потенциал, позволяющий осуществлять инвестиционно-хозяйственную деятельность.

Нужно отметить, что менеджмент на современном предприятии носит весьма многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических, инвестиционных возникают задачи социальные, организационные, технические, научные и др. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами приходится принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д.

Классификация целей менеджмента позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, применяемые для соответствующих классов целей (например, инструменты, используемые в стратегическом планировании, в инвестиционном, инновационном и производственном менеджменте).

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента сегодня настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее масштабов, специализации и формы собственности.

Все большее использование сегодня получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Очевидно, они могут быть охарактеризованы как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

Предприятия и организации все активнее обращаются к методам стратегического планирования, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в инвестиционной сфере, в конкуренции как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых развиваются элементы децентрализации. Организационные механизмы сегодня больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых.

Сегодня в инвестиционной сфере возникают такие цели и задачи, которых раньше хозяйственные структуры самостоятельно не решали и даже не ставили. Переход предприятий к рынку связан с попаданием их в зону очень высокой хозяйственной неопределенности и риска. Получив расширенные права на самостоятельное проведение операций на внутреннем и внешнем рынке, большинство предприятий впервые всерьез столкнулось с проблемой оптимизации инвестиционных потоков, стратегического планирования, управления имущественным комплексом, финансового менеджмента. Одни организации сегодня прекращают существование, другие только формируются. С учетом результатов приватизации меняются формы собственности, устанавливаются новые хозяйственные связи и развиваются рыночные механизмы управления.

В результате проводимого реформирования радикально меняются действовавшие методы микро-и макроэкономического регулирования экономики. Происходит формирование новых отношений как между хозяйствующими субъектами, так и внутри отдельных структур. В полной мере это относится и к инвестиционным отношениям.

Сферой федерального и регионального воздействия все больше становятся макроэкономические преобразования, а характерной тенденцией является децентрализация управления и передача основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом ко все большей экономической самостоятельности предприятий на базе развития на них отношений собственности.

Приведенные обстоятельства обусловливают необходимость формирования и функционирования хозяйственных структур как открытых, социально ориентированных систем. Концепция предприятий как открытых систем означает усиление поворота к рынку и потребителю. Каждое предприятие, функционирующее в современной России, должно во многом самостоятельно решать не только внутрифирменные вопросы, но и проблемы всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, формирование инвестиционной политики и экспертиза инвестиционных проектов, расширение внешнеэкономических связей, налаживание бизнес-ком-муникаций — весьма краткий перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции пред-приятий, а теперь стоят в ряду важнейших.

Предприятие, являясь юридически самостоятельным субъектом хозяйствования, имеет свои цели и задачи социально-экономического развития. В рамках этих целей на основе самостоятель-

ного выбора рациональной инвестиционной политики предприятие проводит инвестиционную деятельность. Инвестиционная политика предприятия, ориентируясь на долгосрочные цели, реализуется в процессе текущей хозяйственно-финансовой деятельности. При формировании инвестиционной политики предприятия должен быть определен период ее действия, сопряженный по целям и этапам с общей финансовой политикой предприятия. В последующем должны быть разработаны наиболее эффективные пути реализации стратегических целей инвестиционной деятельности. При оценке рациональности инвестиционной политики необходимо учитывать не только ее финансово-экономические результаты, но и сово-

Рис. Схема формирования и реализации инвеста ционной политики на микроуровне

купность социальных эффектов. Примерная схема формирования и реализации инвестиционной политики предприятия отражена на рисунке.

Наряду с необходимостью развития предприятий как таковых, сегодня необходимо и гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических, в том числе инвестиционных, процессов. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение крынку — это очень сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок сам по себе не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных инвестиционных программ.

По мнению автора, стабилизация и последующее устойчивое развитие отечественной экономики, включая ее инвестиционную сферу, возможны на основе постоянного совершенствования основных взаимосвязанных элементов целостной многоуровневой системы регулирования хозяйственных отношений: блока макроэкономического управления; блока внутрихозяйственного управления; блока управления межфирменным взаимодействием (организации и развития рациональных хозяйственных связей).

Разумеется, абсолютно самостоятельная инвестиционная политика предприятия просто невозможна. Она существует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с государственной (отраслевой, региональной) политикой и политиками многих других хозяйствующих субъектов. Вся совокупность участников инвестиционных процессов находится в системной зависимости друг от друга.

Любое предприятие при формировании своей инвестиционной политики и управлении инвестициями должно учитывать целую систему правовых, экономических, финансовых и организационных мер, проводимых как государством в лице своих органов управления (включая региональные и отраслевые), так и хозяйственными партнерами и конкурентами данного предприятия.

Литература

1. ФайольА., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство.— М.: Республика, 1992.

2. Ансофф И. Стратегическое управление /Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.

3. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

4. Джек У. Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте / Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.

5. Холт Р.Н., Бернес С.Б. Планирование инвестиций / Пер. с англ. М.: Дело, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.