ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПАНИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
© Катышева Е.Г.*
Санкт-Петербургский государственный горный университет, г. Санкт-Петербург
Модернизация топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России является важнейшей целью стратегий отраслевого развития. Результатом переориентации системы управления инновационной деятельностью в компаниях и отраслях ТЭК на инновационный путь развития является выработка научно-технической (инновационной) политики развития компании. Сегодня важным фактором успешного развития предприятий ТЭК становится использование научных методов инновационного менеджмента.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России в настоящее время играет важнейшую роль в формировании бюджета государства, поддержании смежных отраслей промышленности, создании крупных мультипликативных экономических эффектов в социально-экономическом развитии страны. Он располагает огромным инновационным потенциалом и может стать реальным и наиболее значительным в стране центром генерации инновационно-технологических преобразований.
Наукоемкий геологоразведочный процесс также обладает существенным инновационным потенциалом. Природно-обусловленная тенденция увеличения в составе открываемых месторождений нефти и газа доли мелких объектов приводит к резкому возрастанию инвестиций и физических объемов геологоразведочных работ. Снизить темпы увеличения затрат на поиски и разведку в себестоимости добываемого углеводородного сырья можно путем разработки и внедрения новых методов и технологий, повышающих достоверность геологического прогнозирования и успешность поисковых работ.
Таким образом, модернизация ТЭК и геологоразведочной отрасли на инновационной основе является важнейшей целью стратегий отраслевого развития. С учетом роли ТЭК для современной российской экономики, целесообразно принять инновационную модель расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородов в качестве нового подхода, позволяющего компенсировать низкие темпы научно-технического прогресса, характерные для сырьевых отраслей.
* Доцент кафедры Экономики, учета и аудита, кандидат экономических наук, доцент.
Инновационная модель расширенного воспроизводства минеральносырьевой базы представляет собой «систему самовоспроизводящихся отношений по поводу генерации, распространения и использования нововведений в системе изучения, освоения и переработки ресурсов недр с целью устойчивого развития как ТЭК, так и экономики страны в целом, достижения долгосрочных конкурентных преимуществ и, в конечном итоге, повышения качества жизни населения» [5].
Важнейшими направлениями развития инновационной модели расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородов, на наш взгляд, должны стать [3]:
- разработка новой государственной политики в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы, опирающейся на инновационные подходы;
- восстановление и развитие системы геологического изучения недр с целью создания опережающего прироста и воспроизводства запасов нефти и газа за счет средств государства и недропользователей;
- разработка и внедрение новейших ресурсосберегающих технологий по всему циклу: от добычи до производства конечной продукции.
Переход на инновационную модель должен решить следующие задачи:
- определение оптимального для конкретных условий уровня комплексного использования сырья;
- формирование наиболее эффективных вариантов использования природного, трудового, научно-технического и производственного потенциалов;
- стимулирование разработки и внедрения новой техники и технологии добычи нефти и газа с учетом особенностей конкретных месторождений и экологической обстановки на территории;
- формирование и реализацию экономических стимулов обеспечения эффективного развития предпринимательства в сфере добычи углеводородного сырья.
Переориентация системы управления инновационной деятельностью в компаниях и отраслях ТЭК на инновационный путь развития связана с повышением интеллектуального уровня управленческих процессов, увеличением объема знаний управленческого аппарата, необходимых для решения новых задач, в том числе [1]:
- формирования и реализации в компаниях и отраслях ТЭК научнотехнической политики, согласованной с требованиями инновационной экономики;
- систематического проведения прогнозно-аналитических работ в инновационной сфере;
- широкого внедрения аналитических методов и процедур для проведения анализа и формирования приоритетов инновационной деятельности на перспективу;
- отбора и реализации решений, новых технологий, проектов и программ, ориентированных на достижение целей инновационного развития, установленных принятой научно-технической политикой;
- комплексного совершенствования управления инновационной деятельностью в рамках компаний и отраслей ТЭК.
Результатом решения указанных задач должна стать выработка научно-технической (инновационной) политики развития компании как системы взаимосвязанных технико-технологических, экономических, организационных и правовых решений и мер по их реализации, согласованных с целями новой энергетической политики России и с учетом требований инновационной экономики.
Научно-техническая политика - это цикл работ, включающий:
- анализ сложившейся ситуации по основным направлениям производственной деятельности;
- прогнозно-аналитические работы на заданный перспективный период;
- ключевые проблемы и цели инновационного развития компании по основным производствам;
- приоритетные инновационные программы, проекты, технологии, ориентированные на решение ключевых проблем научно-технического развития;
- оценку потенциальной или фактической экономической эффективности новых технологий, проектов, программ;
- пакет выходных материалов по научно-технической (инновационной) политике.
Основной метод формирования инновационной политики - отбор приоритетов высшей значимости путем ранжирования итоговых оценок прогнозирования. Таким образом, формирование научно-технической политики компании на перспективу осуществляется в следующем порядке:
1. Диагностический этап: отбор приоритетных научно-технических проблем, в наибольшей степени ограничивающих возможность эффективного развития компании.
2. Этап реализации целей: отбор приоритетных технологий и технических средств необходимых для решения ключевых проблем развития.
3. Этап создания механизма управления: формирование инфраструктуры управления проектом (программой).
В частности, инновационная политика газодобывающего предприятия может заключаться в развитии газохимических производств, обеспечивающих в крупных масштабах выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью; значительной интенсификации геологоразведочных работ для обеспечения прироста добычи; повышении коэффициентов газоотдачи в целях увеличения потенциала и уровней текущей добычи разрабатывае-
мых месторождений. При этом новые технологии разработки месторождений жидких и газообразных углеводородов должны обеспечивать изменение структуры запасов, позволять осуществлять эффективную разработку месторождений, расположенных в сложных горно-геологических условиях.
Основными направлениями инновационной (научно-технической) политики в газовой промышленности являются [4]:
- разработка и изготовление оборудования и современных технологических установок для конкретных объектов добычи, транспортировки, переработки углеводородного сырья;
- разработка конструкции скважин для освоения месторождений со сложными горно-геологическими условиями залегания полезного ископаемого;
- разработка и внедрение техники и технологии капитального ремонта эксплуатационных скважин без подавления продуктивного пласта;
- создание и внедрение методов надежной ликвидации скважин с целью снижения риска возникновения экологической нагрузки на недра и окружающую среду;
- использование техники и технологии обратной закачки газа и других агентов в пласт с целью повышения нефте- и газоотдачи, а также глубины извлечения компонентов из добываемого углеводородного сырья;
- создание и освоение техники и технологии для прокладки морских газопроводов на различных глубинах;
- реализация технологий повышения эффективности создания и эксплуатации подземных хранилищ газа с целью повышения надежности функционирования Единой системы газоснабжения России;
- внедрение техники и технологии сжиженного природного газа и его транспортировки; разработка российских вариантов техники и технологии сжижения природного газа;
- создание высоконадежных труб для магистральных газопроводов на базе новых материалов с целью существенного продления сроков их эксплуатации.
Необходимо помнить, что наиболее важные решения в области научно-технического развития и отбора приоритетных направлений деятельности нефтегазодобывающей компании формируются на этапах прогнозирования и планирования. В условиях рыночной экономики должна быть сформирована рациональная межкорпоративная система комплексного прогнозирования научно-технического развития нефтяных и газовых компаний. Особенностями такой системы являются [1]:
- согласованность научно-технических стратегий компаний нефтедобывающей отрасли и энергостратегии России в целом;
- общность экономико-правового пространства в масштабе нефтедобывающей отрасли, включая вопросы недропользования и налогообложения, вопросы перехода к новой модели инновационного менеджмента, а также вопросы стимулирования инвестиций в инновационную сферу;
- обеспечение увязки инновационной деятельности компаний, отраслей и ТЭК в целом на основе согласованного механизма взаимодействия при необходимом уровне обмена информацией.
В современных условиях минерально-сырьевой сектор экономики, и прежде всего - нефтегазовая промышленность, характеризуется тем, что добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий; нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся все более наукоемкими.
Можно выделить ряд факторов, под воздействием которых с течением времени усиливается инновационное значение ресурсов нефти и газа, и в первую очередь это усиление конкуренции между производителями данных ресурсов в различных ее формах: конкуренции новых и «старых» способов производства энергии; ценовой конкуренции; борьбы за захват рынков; конкуренции за право доступа к ресурсам нефти и газа. В современных условиях конкурентные преимущества получают те производители, которые добиваются сокращения издержек, которое, в свою очередь, обеспечивается за счет постоянного обновления технологий.
В практике мирового бизнеса широкое применение получил инновационный менеджмент как специальная область знаний в сфере управления научнотехнической деятельностью и достижения целей развития. Его методическая основа - это системный подход к задачам управления, программно-целевая методология и концепция управления проектами - «project management».
Инновационный менеджмент - это «самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов» [2].
Объектом инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии. Этот объект достаточно специфичен, масштабен, сложен, разнообразен по своему содержанию и требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития. Сегодня использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором успешного раз -вития предприятий.
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Понятие менеджмента как аппарата управления в данном случае включает:
- систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;
- институт менеджеров - руководителей различных уровней, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и несущих определенную ответственность за результаты инновационной деятельности предприятия.
Функции инновационного менеджмента можно подразделить на основные и обеспечивающие [2].
Основные (предметные) функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Эти функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. К числу основных функций относятся: формирование целей, планирование, организация и контроль.
Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных (предметных) функций. К ним можно отнести:
1. Социально-психологические функции:
1.1. Делегирование - комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
1.2. Мотивация - система моральных и материальных стимулов для сотрудников предприятия в эффективном и производительном индивидуальном и коллективном труде. Планирование, организация и обеспечение повышения профессионального уровня сотрудников предприятия.
2. Процессуальные функции:
2.1. Решения - совокупность правил, связанных с подготовкой, обоснованием, определением последовательности и реализацией управленческих решений, а также их соблюдение.
2.2. Коммуникации - подготовка, получение, переработка и передача информации для успешного продвижения инноваций.
Предметные, социально-психологические и процессуальные аспекты управления, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему функций инновационного менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на инновационные процессы.
Именно в рамках инновационного менеджмента изучаются и формируются основные закономерности организации и управления инновационной деятельностью, проводятся прогнозно-аналитические исследования,
формируется инновационная политика компании, разрабатываются нормативно-методические материалы для инновационной сферы, осуществляется экономическая оценка новых технологий, ведется учет и отчетность по НИОКР и инновациям.
В настоящее время система инновационного менеджмента в ТЭК России характеризуется следующими проблемами [1]:
- общей недооценкой проблемы управления инновационной деятельностью на всех уровнях ТЭК;
- отсутствием в компаниях системы перспективного планирования в инновационной сфере;
- недостаточностью проведения углубленных прогнозно-аналитических исследований в инновационной сфере как необходимого этапа разработки научно-технической политики компаний и отраслей ТЭК;
- недостаточной экономической обоснованностью и глубиной аналитической проработанности решений, принимаемых в инновационной сфере;
- недостаточным нормативно-методическим обеспечением инновационной деятельности.
Указанные проблемы позволяют сделать вывод о необходимости выработки новых взглядов и подходов к управлению инновационной деятельностью, углубления и большей аналитической обоснованности принимаемых решений. Основным направлением деятельности в данной области может стать формирование научно-технической (инновационной) политики.
Переориентация системы управления компаний и отраслей ТЭК на инновационный путь развития требует комплексного экономико-правового совершенствования инновационного менеджмента.
Основным направлением деятельности по совершенствованию и преобразованию системы управления научно-техническим развитием компаний и отраслей ТЭК являются прогнозно-аналитические работы, которые служат важнейшим и необходимым направлением инновационной деятельности и информационной базой подготовки научно обоснованных решений в формировании перспективных планов и задач комплексного развития отраслей и компаний.
В рамках прогнозно-аналитических работ должны рассматриваться также меры по комплексному экономико-правовому совершенствованию инновационной деятельности:
- процессы и процедуры недропользования, включая гибкую систему налогообложения, увязанную с характеристикой разрабатываемых запасов нефти;
- развитие национального рынка инновационных ресурсов, ориентированного как на сырьевой потенциал компании, так и на созда-
ние (приобретение) высокотехнологичной продукции путем рационального распределения финансовых ресурсов между сырьевым и наукоемким направлениями;
- регулирование инвестиционной деятельности, включая меры налогового стимулирования инвестиций, в осуществление инновационных проектов путем рационального распределения средств между сырьевой составляющей и сопряженными наукоемкими направлениями деятельности.
Необходимость создания и совершенствования системы управления инновационной деятельностью и ее перевода на интенсивный путь развития требует высокого уровня образования специалистов, которые должны овладеть новыми технологиями и техникой, методами управления инновационными процессами, методами прогнозирования, планирования и анализа.
На основании изложенного можно заключить, что успешное научнотехническое (инновационное) развитие компаний ТЭК невозможно без четко отлаженной системы планирования, прогнозирования и управления инновационной деятельностью. При этом необходимыми условиями создания эффективной системы управления инновационными процессами являются:
- высокая заинтересованность высшего руководства компаний в инновациях;
- соответствующая подготовка и дисциплина специалистов на всех уровнях управления;
- четкое нормативно-методическое, экономическое, правовое и организационное обеспечение системы управления инновационной деятельностью (инновационного менеджмента).
Список литературы:
1. Грайфер В., Галустянц В., Виницкий М. Инновационная экономика
- экономика знаний // ТЭК. Стратегия развития. - 2010. - № 2.
2. Инновационный менеджмент: Справ. пособие / Под ред. П.Н. Зав-лина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - изд. 2-е, переработ. и доп. - М.: ЦИСН, 1998.
3. Катышева Е.Г. Проблемы модернизации и инновационного развития минерально-сырьевого комплекса // Инновационная экономика России: сборник научных трудов / Под общ. ред. к.э.н., доц. В.Г. Куганова, к.э.н., доц. Т.В. Максияновой. - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2011. - С. 36-56.
4. Нацвлишвили Г.В. Основные составляющие энергетической политики предприятия газодобывающей промышленности России // Нефть, Газ и Бизнес. - 2010. - № 1.
5. Петров О.В. Стратегические направления инновационного использования минерально-сырьевого потенциала недр России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2010. - № 3.