Научная статья на тему 'Проблемы управления экономическим развитием региона, возникающие на муниципальном и государственном уровнях'

Проблемы управления экономическим развитием региона, возникающие на муниципальном и государственном уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Анна Петровна, Перепечкина Елена Геннадьевна

В представленной статье рассмотрена роль региона в государстве. Дано определение экономического развития региона. Рассмотрены основные экономические показатели Астраханской области за последние годы, оценен ее инвестиционный потенциал. Автор рассматривает аспекты процесса управления экономическим развитием региона с точки зрения государственного и муниципального уровня, а также обобщает проблемы экономики Астраханской области и обозначает направления ее развития. На основе обобщенного анализа в работе представлена авторская классификация основных недостатков экономического развития Астраханской области и отражены предложения по устранению выявленных проблем активизации экономики и создания соответствующих условий для привлечения инвестиций, а также для повышения уровня контроля за качеством оказываемых услуг в различных сферах экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Анна Петровна, Перепечкина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления экономическим развитием региона, возникающие на муниципальном и государственном уровнях»

4. Резикова Е. В. Перспективы применения концепт-карт для построения базы знаний ТРИЗ / Е. В. Резикова, А. И. Власов // ТРИЗ. Практика применения методических инструментов : сб. тр. -Москва, 2011. - С. 140-145.

References

1. Zhuravleva L. V. Formalizatsiya lektsionnogo materiala. Intellektualnye sistemy [Formalization of lection material. Intellectual systems]. Trudy Desyatogo mezhdunarodnogo simpoziuma [Proceedings of the Tenth International Symposium] ed. by K.A. Pupkov. Moscow, 2012, pp. 576-580.

2. Myuller Khorst. Sostavlenie mentalnykh kart: metod generirovaniya i strukturirovaniya idey [Drawing up of mental maps: method of idea generating and structuring]. Moscow, “Omega-L”, 2007.

3. Garri Adler. NLP-grafika. Myshlenie v risunkakh i obrazakh [NLP-graphics. Thinking in pictures and images]. Saint-Petersburg,Peter, 2003.

4. Rezikova Ye. V., Vlasov A. I. Perspektivy primeneniya kontsept-kart dlya postroeniya bazy znaniy TRIZ [Prospects of application of concept cards for creation of the knowledge base of the Theory of inventive problem solving TRIZ]. TRIZ. Praktika primeneniya metodicheskikh instrumentov: sbornik trudov konferentsii [TRIZ. Practice of use of methodical tools: Proceedings of the Conference]. Moscow, 2011, pp. 140-145.

УДК 378.2

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ

Романова Анна Петровна, доктор философских наук, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: econ-help@mail. ru

Перепечкина Елена Геннадьевна, кандидат экономических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: econ-help@mail.ru

В представленной статье рассмотрена роль региона в государстве. Дано определение экономического развития региона. Рассмотрены основные экономические показатели Астраханской области за последние годы, оценен ее инвестиционный потенциал. Автор рассматривает аспекты процесса управления экономическим развитием региона с точки зрения государственного и муниципального уровня, а также обобщает проблемы экономики Астраханской области и обозначает направления ее развития. На основе обобщенного анализа в работе представлена авторская классификация основных недостатков экономического развития Астраханской области и отражены предложения по устранению выявленных проблем активизации экономики и создания соответствующих условий для привлечения инвестиций, а также для повышения уровня контроля за качеством оказываемых услуг в различных сферах экономики региона.

Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, регион, развитие региона, экономическая эффективность региона

PROBLEMS OF MUNICIPAL-LEVEL ECONOMIC DEVELOPMENT:

THE MAIN INDICATORS FOR ASTRAKHAN REGION

Romanova Anna P., D.Sc. (Philosophy), Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: econ-help@mail.ru

Perepechkina Elena G., Ph.D. (Economics), Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: econ-help@mail.ru

The article discusses the problems of municipal-level economic development, focusing on the major economic indicators for Astrakhan region over the last few years. It also weighs that region's process of managing economic development from both the municipal and state perspective. In summarizing the challenges of Astrakhan's economy, the paper also assesses its investment potential and its developmental approaches. Subsequently, the critique makes a series of proposals aimed at eliminating the problems related to activating the regional economy, while creating conditions for attracting investments and raising its level of control over the quality of economic services. In the course of its general financial analysis, the blueprint also draws attention to Astrakhan's principal shortcomings in the field of economic development.

Keywords: government management, municipal management, region, regional development, regional economic efficiency

В настоящее время процесс создания современной устойчивой и эффективной системы управления экономикой региона остается приоритетным как с точки зрения государства, так и с позиций муниципалитетов.

Нестабильность мировой экономики, меняющиеся рыночные условия обострили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов государственного управления на всех уровнях федеративного устройства для повышения уровня жизни населения и конкурентоспособности государства на мировом рынке.

Огромная роль в реализации государственных задач принадлежит регионам. В системе государственного управления понятие «регион» можно определить как территорию в составе государства, имеющую административные границы и характеризующуюся комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью [3, с.24.]. Управление регионами осуществляется с помощью эффективного взаимодействия государственной и муниципальной власти, одной из целей которого является развитие этих территорий.

Дальнейшее развитие системы управления регионами России обусловливается рядом всем известных проблем, среди которых можно выделить: несовершенство механизма развития экономики регионов, присутствие бюрократии и коррупции, дублирование ряда функций в процессе управления регионами, присутствие разрозненности при составлении программ развития регионов.

Развитие региона - это многомерный и многоаспектный процесс. Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей - это можно отнести и к региону. Процесс развития региона рассматривается с точки зрения необходимости достижения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже при определении экономического развития рассматривают и социальные аспекты, например: рост производства и доходов населения; изменения в институциональной, социальной и административной структурах общества; изменения в общественном сознании; изменения менталитета, потребностей, изменение уровня и т.п. Поэтому в современной экономике приоритетной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения.

Под комплексным экономическим развитием региона будем понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни региона, имеющий своей целью достижение уровня развития экономики территории в соответствии с установленными планами, при минимально возможном нанесении ущерба природным ресурсам и максимально возможным удовлетворением потребностей населения и интересов государства на территории региона.

При развитии региона основные функции управления берет на себя муниципальная власть, т.е. происходит смещение центра управления социально-экономическими преобразованиями с государственного уровня на уровень региона, его территориальных единиц,

входящих в их состав хозяйствующих субъектов. В связи с этим существенно возрастает значение укрепления властной вертикали и расширения самостоятельности регионов в федеративном государстве.

Инструменты развития региона определяются исходя из территориальной и отраслевой специфики административной единицы. Рассматривая в качестве примера Астраханскую область, отметим, что отраслевой комплекс региона представлен в основном судостроением, целлюлозно-бумажным производством, рыбоперерабатывающей промышленностью.

Сам процесс муниципального управления экономическим развитием Астраханского региона регулируется Министерством экономического развития Астраханской области. Оно является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, проводящим государственную политику и осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, торговли, экономического развития Астраханской области и муниципальных образований Астраханской области, бюджетных инвестиций, формирования целевых программ Астраханской области, размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, организации деятельности ярмарок, лицензирования отдельных видов деятельности.

Чтобы оценить эффективность работы и определить проблемы данного муниципального органа, рассматриваются достигнутые регионом экономические показатели.

Анализ экономического развития астраханской экономики показал, что в сравнении с российскими показателями она имеет небольшой размер, но демонстрирует стабильный экономический рост. В Астраханской области проживает около 0,7 % от населения всей страны. На регион приходится 0,4 % от производства валовой добавленной стоимости в России [2].

В 2010 г. ВРП региона повысился на 6,5 %, в то время как в 2009 г. было зафиксировано сокращение на 10,6 % [2]. В 2011 г. экономика Астраханской области продолжила постепенное восстановление, и достигнут рост ВРП за весь год на 8,1 % относительно предыдущего года на фоне увеличения промышленного производства на 14,9 % [6, с. 95]. А инвестиционный рейтинг Астраханской области на конец 2010 г. составлял 3B2 [1], что означает незначительный потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 53-е место по инвестиционному риску и 59-е место по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск у Астраханской области - управленческий (25 баллов) и законодательный (30 баллов), наибольший - социальный (70 баллов) и криминальный (68 баллов). Надо отметить, что это достаточно скромные результаты. Для сравнения Краснодарский край имеет 6-е место по инвестиционному риску и 5-е - по инвестиционному потенциалу, а Волгоградская область - 10-е место по инвестиционному риску и 22-е - по инвестиционному потенциалу из возможных 83 мест.

Следовательно, в Астраханской области по сравнению с другими регионами, несмотря на сочетание выгодного геополитического положения, значительного природноресурсного, производственного, научно-технического и интеллектуального потенциала, инвестиционный климат оставляет желать лучшего.

При этом органы государственной власти Астраханской области свои усилия направляют на создание правовой, инфраструктурной и информационной базы для привлечения инвестиций.

К основным недостаткам экономического развития в Астраханской области, которые присущи большинству регионов России, можно отнести:

• диспропорция во взаимодействии с разными категориями бизнеса: партнерство с крупными инвесторами является наиболее приоритетным в сравнении со средним и малым бизнесом;

• низкая предпринимательская активность, недостаточную развитость инфраструктуры поддержки среднего и малого бизнеса [4, с. 46-53; 5, с. 82-87];

• наличие высокого порога вхождения для инвесторов, ориентация на сравнительно узкий круг инвесторов, практически не используются механизмы, ориентированные на масштабное аккумулирование средств населения;

• бюрократия, которая присутствует, несмотря на проводимую административную реформу;

• значительный уровень контроля за отраслями экономики, не стимулирующий их развитие и конкуренцию между участниками рынка;

• высокая зависимость бюджета области от безвозмездных поступлений. Зависимость бюджетной системы Астраханской области от безвозмездных поступлений сохраняется на достаточно высоком уровне и составила в областном бюджете в 2011 г. 33,1 %. Среди субъектов ЮФО значение данного показателя в анализируемом периоде выше только у Республик Калмыкия и Адыгея: 62,3 и 57,1 % соответственно. Учитывая, что динамика основных источников формирования доходной части бюджета Астраханской области (доходы физических лиц, прибыль прибыльных организаций, имущество) оставляет желать лучшего, вероятнее всего, зависимость регионального бюджета от внешних источников финансирования сохранится и в ближайшее время. Сохраняется достаточно высоким уровень убыточных предприятий. Сложное финансовое положение значительного числа крупных и средних предприятий, а также неудовлетворительные темпы роста доходов населения свидетельствуют о проблемах с наполняемостью бюджета и об истощении внутренних инвестиционных резервов развития Астраханской области;

• неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований и поселений. Для значительной части территорий среднеобластные значения показателей в сфере социально-экономического развития, финансов, систем жизнеобеспечения на сегодняшний день не достижимы, и, как следствие, наблюдается значительная дифференциация в уровне и качестве обеспечения населения социальными услугами, возможностях самореализации и пр. Стратегически важно, чтобы региональная политика была тесно связана с решением задач оздоровления депрессивных территорий, она должна максимально приближать бизнес к нуждам жителей Астраханской области и иметь муниципальное измерение;

• неравномерное и несбалансированное внутрирегиональное обеспечение и развитие транспортной, инженерно-технической, социально-культурной и бытовой инфраструктуры. Данная проблема, с одной стороны, является следствием объективно сложившихся условий неравномерного распределения ресурсов между городскими и муниципальными районами области, с другой - сложившаяся дифференциация в уровне обеспечения и развития производственных, социальных и иных инфраструктур снижает привлекательность инвестиций в данные территории и становится сдерживающим фактором для их дальнейшего социальноэкономического развития. Как следствие, это становится причиной деградации систем жизнеобеспечения городских округов и муниципальных образований;

• деградация промышленного потенциала. Значительный износ основных производственных фондов, использование устаревших технологий, неадекватная система инфраструктурного обеспечения ограничивают возможность производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции. Зачастую крупные предприятия, располагают незагруженными производственными площадями и инженерной инфраструктурой, в результате растёт деградация и увеличивается утрата кадрового потенциала промышленных предприятий;

• рост масштабов теневой экономики и неформального сектора. Масштабы теневой экономики в Астраханской области, как и в целом на юге России, значительны. В результате это лишает бюджет налоговых доходов, благодаря которым регион мог бы существенно по-

высить свою финансовую и бюджетную автономность и устойчивость. Коррупционный фактор особенно проявляется в сфере госзакупок и жилищном строительстве. Эффективная борьба с монополизмом и коррупцией в строительстве могла бы стать решающим фактором снижения стоимости жилья и увеличения темпов жилищного строительства в регионе. В этой связи крайне важна разработка мероприятий, направленных на минимизацию экономических и социальных издержек, связанных с теневой экономикой.

Хотя руководство Астраханской области ведет активную работу в данных направлениях, с каждым годом ситуация улучшается, но административные барьеры по-прежнему не позволяют в полном объеме решить вышеперечисленные проблемы.

Функционирование действующих на территории региона механизмов активизации экономической деятельности осуществляется на основе принципов государственно-частного партнерства, экономической эффективности, управляемости инвестиционными потоками, приоритетно-целевого размещения инвестиционных ресурсов, страхования и гарантии права собственности и возврата вложенных средств. Однако указанные принципы не учитывают в полной мере современные особенности развития инвестиционной сферы Астраханской области.

Таким образом, можно говорить о том, что действующие механизмы активизации экономики пока не позволяют преодолеть, а порой усиливают сложившиеся негативные факторы экономического процесса в регионе.

Необходим новый комплексный механизм, сочетающий в себе различные методы и позволяющий аккумулировать инвестиционные ресурсы всех категорий инвесторов, а также корректировать процессы размещения инвестиций в соответствии с целями и приоритетами инвестиционного развития области.

Для развития экономики региона кроме привлечения инвестиций необходимо сокращать уровень государственного влияния на экономику и увеличивать уровень конкуренции.

Для повышения уровня контроля за качеством оказываемых услуг в различных сферах экономики сфере предлагается развивать деятельность саморегулирующих организаций (СРО).

Саморегулирующие организации предлагается активно развивать в следующих сферах экономики: жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; культуры и спорта. Все эти сферы являются достаточно затратными для областного бюджета. Достаточно трудоемким является процесс контроля за этими отраслями экономики. А создание СРО позволит значительно сократить расходы на выполнение контрольных функций за данными отраслями.

Список литературы

1. Блиер М. Б. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2011 году» подготовлен государственным казенным учреждением Астраханской области «Центр социальноэкономического мониторинга и аналитики» / М. Б. Блиер, Т. В. Первицкая, А. В. Гусев. - Астрахань, 2012. - Вып. 18. - 175 с.

2. Инвестиционные рейтинги регионов. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions (дата обращения: 20 ноября 2012 г.), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

3. Коваленко Е. Региональная экономика и управление / Е. Коваленко, Г. Зинчук, С. Кочеткова. - Санкт-Петербург, 2008. - 288 с.

4. Минева О. К. Анализ предпринимательской активности региона / О. К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2010. - № 4 (25). - С. 82-87.

5. Минева О. К. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области / О. К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2010. - № 4 (25). - С. 46-53.

6. Региональные финансы. Рейтинговый отчет. Астраханская область. - Режим доступа: http://www.fitchratings.ru/media/creditreport/finances/Astrakhan_Region_report_281211_RUS.pdf (дата обращения: 11 ноября 2012 г.), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

References

1. Blier M. B., Pervitskaya T. V., Gusev A. V. Doklad «Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Astra-khanskoy oblasti v 2011 godu» podgotovlen gosudarstvennym kazennym uchrezhdeniem Astrakhanskoy oblasti «Tsentr sotsialno-ekonomicheskogo monitoringa i analitiki» [Report “Socio-economic development of the Astrakhan region in 2011”, prepared by the state government institution of the Astrakhan region “Center for Socio-Economic Monitoring and Analysis”]. Astrakhan, 2012, issue 18. 175 p.

2. Investitsionnye reytingi regionov [Investment ratings of regions]. Available at: http://www.raexpert.ru/ratings/regions, accessed 20 November 2012.

3. Kovalenko Ye., Zinchuk G., Kochetkova S. Regionalnaya ekonomika i upravlenie [Regional economics and management]. Saint-Petersburg, 2008. 230 p.

4. Mineva O. K. Analiz predprinimatelskoy aktivnosti regiona [Analysis of business activity of region]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [Caspian Region: Politics, Economy, Culture], 2010, no. 4 (25), pp. 82-87.

5. Mineva O. K. Razvitie infrastruktury podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva Astrakhanskoy oblasti [The development of infrastructure of support of subjects of small and average business of the Astrakhan region]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [Caspian region: politics, economy, culture], 2010, no. 4 (25), pp. 46-53.

6. Regionalnye finansy. Reytingovyy otchet. Astrakhanskaya oblast [Regional finances. Rating report. Astrakhan region]. Available at: http://www.fitchratings.ru/media/creditreport/ fi-

nances/Astrakhan_Region_report_281211_RUS.pdf, accessed 11 November 2012.

УДК 378

НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗОВ И ВОЗМОЖНЫЙ СПОСОБ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Сироткин Григорий Вячеславович, аспирант, Астраханский государственный технический университет, 414025, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 16, е-тай: sgv.astr@yandex.ru

Отсутствие единой концепции системы менеджмента качества на сегодняшний день не обеспечивает надлежащее качество образования российских вузов. Приоритетной задачей является определение причин неэффективности систем менеджмента качества и возможных способов их устранения, от реализации которых зависит качество образования вузов, их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и востребованность на рынке труда их выпускников. В данной работе рассматривается понятие эффективности и качества системы менеджмента качества (далее - СМК), изложены причины недостаточного обеспечения качества образования действующих в российских вузах СМК, дан анализ проблем эффективности моделей и систем управления качеством, которые подразделяются на внутренние и внешние, рассмотрены методы устранения недостатков и предложен возможный способ разрешения проблем эффективности СМК, что позволит повысить эффективность действующей СМК и качество образования вуза в целом.

Ключевые слова: система менеджмента качества, проблемы эффективности управления качеством, метод нечетко-когнитивного моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.