Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 2. С. 76-91. Pacific Rim: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, по. 2, pp. 76-91.
Научная статья
УДК 327(470+571):341.212.6(98):327.7(1-622НАТО) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2024-2/76-91
Проблемы укрепления безопасности российского Севера в условиях военной активности НАТО
Ло Сюань, Владимир Федорович ПечерицаН
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация Н [email protected]
Аннотация. Актуальность проблемы обусловлена тем, что основные причины и предпосылки расширения военной активности Арктических стран вызваны обострением международной обстановки в мире, возникновением новой архитектуры международных отношений. Подчеркивается, что возрастающая роль РФ на мировом энергетическом и продовольственном рынках, а также в мировой морской логистике блокирует США и их союзников по НАТО, заставляет их проводить агрессивный курс и милитаризировать Арктику. Россия вынуждена принимать ответные меры, укрепляя свою оборону в этом регионе. Статья нацелена на авторскую в современных условиях оценку процессов милитаризации Арктики. Используются следующие исследовательские методы: структурно-функциональный, логистический, историко-сравнительный. Задача исследования - изучение усиления роли Арктики в современных условиях. В статье использованы элементы экспертности. Укрепляя арктическую безопасность, Россия надеется на здравый подход и независимую от США арктическую политику небольших государств членов Арктического Совета, таких как Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, которым Вашингтон пытается «выкручивать руки» и принуждает усиливать военное присутствие в регионе.
В освоении Арктики, укреплении региональной безопасности в этом открывающемся регионе Москва рассчитывает и на поддержку таких дружественных стран, как Индия и Китай. С КНР уже налажены неплохой диалог и совместная практическая деятельность в Арктике. Его экономика, экономическая мощь, растущий политический вес как ядерной державы, как постоянного члена СБ ООН несомненны. Китай все больше превращается в мировую сверхдержаву, способную реально противостоять США.
© Сюань Ло, Печерица В.Ф., 2024
Ключевые слова: Арктика, милитаризация, безопасность России, Северный морской путь, Арктическая стратегия, интересы Российской Федерации, агрессивный курс НАТО, военное строительство РФ в Заполярье, региональная безопасность, российская армия
Для цитирования: Сюань Ло, Печерица В.Ф. Проблемы укрепления безопасности российского Севера в условиях военной активности НАТО // Азиатско -Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 2. С. 76-91.
Original article
Problems of Strengthening the Security of the Russian North in the Context
of NATO Military Activity
Luo Xuan, Vladimir F. PecheritsaH
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation H [email protected]
Abstract. The relevance is conditioned by the fact that the main reasons and prerequisites for the expansion of military activity of the Arctic countries are caused by the aggravation of the international situation in the world, the emergence of a new architecture of international relations. It is emphasised that the increasing role of the Russian Federation in the global energy and food markets, as well as in the global maritime logistics, blocks the United States and its NATO allies, forcing them to pursue an aggressive course and militarise the Arctic. Russia is forced to retaliate by strengthening its defence in this region. The article is aimed at the author's assessment of the processes of militarisation of the Arctic, the authors use the following research methods: structural-functional logistic, historical-comparative. The task of the research is to study the strengthening of the role of the Arctic in modern conditions. The article uses elements of expertise. Strengthening the Arctic security of the Russian Federation hopes for a sensible approach and independent from the U.S. Arctic policy of small states members of the Arctic Council, such as Iceland, Denmark, Norway, Sweden, which Washington tries to "twist arms" and forces to strengthen military presence in the region. Moscow also counts on the support of such friendly countries as India and China to develop the Arctic and strengthen regional security in this emerging region.
A good dialogue and joint practical activities in the Arctic have already been established with China. Its economy, economic power, and growing political weight as a nuclear power and as a permanent member of the UN Security Council are indisputable. China is increasingly becoming a global superpower capable of really confronting the United States.
Keywords: Arctic, militarisation, Russian security, Northern Sea Route, Arctic Strategy, interests of the Russian Federation, NATO's aggressive course, Russia's military buildup in the Arctic Circle, regional security, Russian army
For citation: Xuan Luo, Pecheritsa V.F. Problems of strengthening the security of the Russian North in the context of NATO military activity. PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, no. 2, рр. 76-91. (In Russ.).
Вопросы милитаризации Арктики в последнее время не сходят с новостных радаров многих стран мира. Особенно усердствуют американские средства массовой информации. Эксперт журнала «National Interest» Крис Осборн в контексте антироссийской риторики заявляет: «Русские вооружают даже свои ледоколы, с помощью них Россия пытается захватить всю Арктику». Воинственная риторика и агрессивные практические действия США и их союзников по ускоренной милитаризации Арктики усилились с 2014 г. и особенно после начала Россией специальной военной операции на Украине.
В состав НАТО были приняты северные страны Швеция и Финляндия, где размещены новые воинские контингенты и усилились группировки ВМС Североатлантического альянса. Российская Федерация вынуждена принять ответные меры. Специальная военная операция на Украине, создание Ленинградского военного округа и усиление Северного флота РФ были восприняты Вашингтоном и Брюсселем как угроза Западу. Помимо этого, Россия стала наращивать мощность Северного Морского пути (далее СМП).
С 2024 г. навигация на нем, благодаря новым атомным ледоколам, стала круглогодичной. В Европе и Северной Америке посчитали, что РФ, воспользовавшись острыми проблемами с судоходством в Суэцком и Панамском каналах, перенаправляет сотни судов, в том числе десятки танкеров, контейнеровозов, в свои территориальные воды, то есть через СМП. И за это получает не только огромную финансовую прибыль, но и тотальный контроль над мировой морской торговлей. Все это превращает РФ в монополиста на энергетическом рынке. В Арктике находится четверть мировых запасов нефти и около половины сжиженного природного газа (СПГ). В цифровом выражении это выглядит так: 90 млрд баррелей нефти; 16 трлн кубометров газа; 14 млрд баррелей газового конденсата. Большая часть этих углеводородных ресурсов находится в Арктической зоне России. С этим Вашингтон не может смириться.
В США с тревогой наблюдают и за действиями Китая, который активно сотрудничает с Россией в энергетических проектах Арктики и осваивает СМП. Там рассуждают, что если Китай окончательно присоединится к эксплуатации СМП и построит свой Ледяной шелковый путь, то это окончательно подорвет позиции США, Англии и других западных стран. Резко ослабит их контроль над мировой морской логистикой,
и они тогда, в случае конфликта, не смогут организовать транспортную блокаду своего главного стратегического противника - Китая.
Все эти перемены в Арктике в пользу РФ и КНР не только раздражают США и их западных союзников, но и толкают их к военно-авантюрной агрессии. Экспертные расчеты показывают, что если даже 1/3 грузов, которые сейчас идут через Суэцкий канал, направят по Северному морскому пути, то Россия и Китай хорошо заработают. Этот морской маршрут позволит России в разы увеличить объемы продаваемых СПГ, нефти, угля в Азию, так как основная добыча нефти и угля перемещается к северным берегам России.
Отвечая на эту эскалацию, Россия вынуждена вести активное военное строительство на Севере. В целях усиления безопасности Заполярья Президент России В. Путин еще в апреле 2014 г. поручил Министерству обороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе. Помимо корабельной группировки, в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных войск, ВКС и ПВО [1, с. 99].
Для защиты интересов России в Арктике 1 декабря 2014 г. было создано Объединенное стратегическое командование «Северный флот», в состав которого вошли 38 надводных кораблей, 42 подводные лодки и 2 арктические мотострелковые бригады. Первая из них - 200-я мотострелковая бригада (вооружена танками Т-80БВМ, бронетранспортерами БТР82-А, артиллерией и средствами ПВО). Второе сухопутное подразделение, созданное в 2015 г. - 80-я отдельная мотострелковая бригада, Ее вооружение адаптировано для арктических условий (бронетранспортеры МТЛБ с 656-миллиметровыми гусеницами, 122-миллиметровые самоходные орудия «Гвоздика», ЗРК «Тор-М2ДТ» с ракетами 9М338КЕ, «Панцирь-СА» с ракетами 9М335). Поддержку с воздуха оказывает первый «арктический» вертолет Ми-8АМТШ-ВА, имеющий вспомогательный электрогенератор, систему отопления для своей электростанции и трансмиссии, а также тефлоновые шланги гидравлики, масла и топлива [1, с. 99].
В 2014-2015 гг. было развернуто создание военных городков и аэродромов в шести районах Арктики - на Земле Александры (архипелаг Франца Иосифа), на мысе Отто Шмидта, на островах Врангеля и Котельный (Новосибирские острова). Был построен ряд новых военных баз:
• «Арктический трилистник» на Земле Франца Иосифа. База способна непре -рывно работать в течение 18 месяцев в составе 150 человек. Включает две ВПП (одну для воздушных судов снабжения, вторую для военной авиации). Для прикрытия Северного морского пути оснащена береговыми ракетными комплексами «Бастион». Кроме того, ракетными комплексами «Бастион» оснащены подраз-
деления, размещенные на архипелаге Новосибирские острова и материковой части российского Заполярья;
• «Северный клевер» на острове Котельный в море Лаптевых. В состав базы входят 250 человек, РЛС освещения воздушной обстановки, комплекс ПВО «Пан-цирь-С1»;
Обе базы обеспечивают постоянное присутствие России в Арктике.
Кроме того, на боевое дежурство в Арктике заступили новые системы ПВО дальнего действия С-400, которыми перевооружили зенитный ракетный полк, дислоцированный на острове Южный архипелага Новая Земля.
С 2014 г. в России начались разработки транспорта для арктических войск (амфибия-разведчик для поиска безопасных путей для более тяжелого транспорта и измерения толщины льда «Трэкол-39249», бронированные снегоболотоходы Дт-10ПМ, Дт-30ПМ, адаптированные, в том числе, для буксировки РСЗО «Град» и «Смерч») [1, с. 99].
В «Арктическую группировку» РФ включены авиационные части:
• 98-й отдельный гвардейский смешанный авиационный полк,
• 174-й гвардейский истребительный авиационный полк (аэр. Мончегорск),
• 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк;
• 403-й отдельный смешанный авиационный полк,
• 3130-я авиационно-техническая база,
• 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк,
• полк БПЛА (аэр. Североморск),
• 2-я гвардейская авиационная группа,
• 73-я противолодочная авиационная эскадрилья дальнего действия (аэр. Кипелово),
• 3-я гвардейская авиационная группа (аэр. Остафьева),
• 89-е отдельное авиационное звено (аэр. Талпги).
В 2015-2017 гг. на Чукотке был модернизирован аэродром для дозаправки и пополнения авиационных средств поражения самолетов стратегической авиации. На аэродроме дислоцируется смешанная авиационная эскадрилья (самолеты Ан-12, Ан-26, вертолеты Ми-8), технико-эксплуатационная часть 171-го Тульского Краснознаменного истребительного авиационного полка, 445-й отдельный батальон аэродромного обслуживания.
Всего в Арктике планируется восстановить 13 военных аэродромов, использовавшихся в советский период, и разместить на них бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолеты различного типа. Восстановленными взлетно-посадочными полосами могут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160 [1, с. 101].
За короткий срок Министерство обороны РФ образовало авиационные комендатуры (аэр. Плесецк, г. Мирный, арх. Новая Земля, аэр. Амдерма-2, Земля Франца Иосифа, о-в Земля Александры, аэр. Нагурское, арх. Северная Земля, аэр. Средний, арх. Новосибирских островов, о-в Котельный, аэр. Темп).
В марте 2021 г. под руководством Главного командования ВМФ проведена комплексная арктическая экспедиция «Умка-2021». Впервые по единому замыслу и плану в приполярных районах выполнен комплекс учебно-боевых, научно-исследовательских и практических мероприятий различной направленности - всего 43 мероприятия. Местом проведения экспедиции стал архипелаг Земля Франца Иосифа (о-в Земля Александры) и прилегающая к нему акватория, покрытая льдом. К участию в экспедиции было привлечено более 600 военнослужащих и гражданского персонала, около 200 образцов вооружения, военной и специальной техники. Впервые в истории ВМФ выполнены: всплытие из-подо льда трех атомных ракетоносцев с проломом полутораметрового льда по единому плану в назначенное время в районе радиусом 300 м; полет в приполярном районе с дозаправкой в воздухе парой МиГ-31 с прохождением географической точки Северного полюса в прямом и обратном направлении; практическая торпедная стрельба атомной подводной лодки из-подо льда с последующим приледнением практической торпеды, обнаружением ее техническими средствами и подъемом на поверхность. Также было проведено тактическое учение подразделения арктической мотострелковой бригады.
Политика по обеспечению военной безопасности России в регионе определена и в важном стратегическом документе «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности до 2035 года»1, где все виды деятельности в Арктике (включая научную, хозяйственную и др.) так или иначе связаны с военной безопасностью. Около 20 тысяч километров государственной границы, проходящей по Северному Ледовитому океану, являются наиболее открытыми в плане контроля [2, с. 113]. В условиях милитаризации Арктического региона это обусловливает повышенное внимание российской армии, флота, береговой охраны ФСБ и пограничных войск. Самое длинное арктическое побережье требует и огромных расходов на его обустройство.
В Москве отчетливо осознают, что не только экономическое, политико-дипломатическое, но и военное давление против Российского государства будет возрастать. По мере увеличения чистых ото льда акваторий в Северном Ледовитом океане перед соперниками Российской Федерации открываются перспективы создания здесь новых военно-морских баз, усиления группировок кораблей и атомных под-
Ю стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2035 г. // Администрация Президента России. 2020. 26 окт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 13.04.2024).
водных лодок, что позволит им осуществлять патрулирование Арктической зоны России и контролировать Северный морской путь.
В сфере обеспечения безопасности стратегической целью РФ является «обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе» [2, с. 113].
Новые задачи поставлены и перед Службой береговой охраны ФСБ и пограничниками в организации контроля за проливами, устьями рек, лиманами на всей трассе Северного морского пути1.
Из-за глубоких изменений в европейской и мировой политике, связанных с событиями на Украине, повышается геополитическая и стратегическая роль Арктики. Российская Федерация своевременно реагирует на это, достойно отвечает на все вызовы и угрозы. За последние несколько лет Москва вложила в развитие военной инфраструктуры Арктики десятки миллиардов рублей. Россия возвращается в Арктику не только с новой техникой и новейшими технологиями по добыче ресурсов, совершенствованию арктической инфраструктуры и улучшению навигации на Северном морском пути. Она возвращается и с обновленными арсеналами, которые должны обеспечить надежную защиту ее законных интересов в Арктике и укрепить национальную безопасность на Крайнем Севере. В России отчетливо осознают, что Арктика - это ключ и контроль над Евразией с моря. И если раньше доступ к ней был закрыт или сильно затруднен по естественным причинам (тяжелые льды), то теперь Арктика все более открывается, в связи с чем возникают и новые возможности, и новые вызовы, и угрозы ее национальным интересам. В этих условиях нужны новые подходы и методы к усилению контроля и полноценного обеспечения ее безопасности в данном регионе. Необходимы усиление российского присутствия в экономической и экологической сфере, создание мощной социально-экономической инфраструктуры всего северного побережья. А для защиты этого нужна мощная военная инфраструктура. Такая инфраструктура сегодня создается.
Арктика - последний крупный трансграничный рубеж, который Россия должна сохранить и защитить от посягательств соперников и недругов. С развалом СССР она уже потеряла влияние во многих регионах мира: на южных границах в Центральной Азии, на Кавказе, где усиливается влияние Китая и других стран. Страны НАТО резко потеснили РФ на западных рубежах. События в Восточной Европе, на Украине, в Молдавии, в Прибалтике резко ослабили ее влияние на западном направлении. Из-за обострения разногласий по территориальному вопросу с Японией и формированием
1Куликов В. Владимир Проничев: Пограничная служба переходит на интеллектуальные системы охраны // Российская газета - Федеральный выпуск. 2010. 02 июня, № 5197. URL: http://www.rg.ru/-2010/06/02/pronichev.html (дата обращения: 13.04.2024).
военно-политического союза США-Япония-Южная Корея осложнилось положение на Дальнем Востоке. Арктика остается единственной территорией, стратегическим районом, где сильны еще позиции России, и их надо сохранить и приумножить. Опираясь прежде всего на свои возможности, в том числе на геополитическое положение на Севере и военную силу. Мощь России - в лице ее Армии и ВМФ. Они главные проверенные союзники. Следовательно, наращивание возможностей для защиты интересов, прикрытия северного стратегического направления, включая Севморпуть, является фактически безальтернативным для военно-политического руководства страны.
«Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» объединяет все мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов.
Важнейшей целью в Стратегии названо обеспечение благоприятного оперативного режима, включая поддержание необходимого боевого потенциала [3, с. 47]. Сегодня Россия расширяет и укрепляет в Арктике предприятия оборонной промышленности, усиливает военный контингент морских и сухопутных сил, строит современные военные базы и аэродромы. Статус особого военного округа получил Северный флот, который постоянно пополняется современными атомными подводными лодками, эсминцами и корветами. Взятый Москвой в 2008 г. курс на постоянное военно-морское присутствие продолжается ускоренными темпами. Для нужд Северного флота создан Арктический центр материально-технической поддержки, который занимается снабжением судов, подразделений инженерных и транспортных средств, а также обслуживанием сооружений, технических баз снабжения, складов для хранения топлива и других подразделений в Мурманской и Архангельской областях. Центр использует более 150 судов обеспечения Северного флота и около 1200 единиц автомобильной и специальной техники [4; 5, с. 1-15]. По мнению экспертов, положение России в Арктике будет оставаться, скорее всего, достаточно сложным и противоречивым. РФ не имеет в этом регионе союзников. При этом страна, с одной стороны, обладает самыми протяженными и недостаточно защищенными границами, особенно к востоку от Урала, а с другой стороны, руководство РФ рассматривает освоение региона как один из приоритетов. Это значит, что наращивание возможностей для защиты экономических и других интересов, прикрытия северного стратегического направления, включая Севморпуть, является фактически безальтернативной задачей [6, с. 47].
Помимо укрепления оборонной инфраструктуры на Крайнем Севере, идет строительство и модернизация новых авианосцев и крейсеров, а главное - атомных подводных ракетоносцев, являющихся основой ядерной триады страны. Россия впервые стала оснащать современными пушками и ракетами строящиеся военные ледоколы.
Уже бороздит Северный Ледовитый океан мощный ледокол «Илья Муромец». Спущен на воду первый военный ледокол «Иван Папанин» (проект 23550), вооруженный 8 грозными «калибрами». В январе 2024 г. спущен на воду крупный боевой ледокол «Пурга». На стапелях еще 4 военных ледокола. На Приморской судоверфи «Звезда» быстрыми темпами идет строительство самого мощного в мире атомного ледокола «Лидер». Здесь заложен еще один такой мощный атомный ледокол. Несомненно, они послужат не только эффективному и безопасному судоходству по СМП, но и укреплению стратегической обороны российской Арктики.
Сегодня военную безопасность в Арктике обеспечивает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности; повышение боевых возможностей группировок войск общего назначения Вооруженных сил, других воинских формирований и органов; поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против РФ и ее союзников; совершенствование системы комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой; создание и модернизацию объектов военной инфраструктуры, обеспечение жизнедеятельности войсковых и иных формирований и органов.
Понимая геоэкономическую и геополитическую важность и перспективы Арктического региона, страны НАТО пытаются милитаризовать его. США и Канада строят на Аляске и в Канадской провинции Онтарио радиолокационные станции за слежением российских ракет, которые в случае конфликта могут запускаться через Северный полюс. Военные базы НАТО в Арктике в последние годы укрепляют новыми видами вооружений, растет численность их личного состава.
В начале 2024 г. Пентагон приступил к размещению на Аляске самого крупного авиационного соединения США, состоящего из 150 истребителей-бомбардировщиков F-35 Lightning, с целью завоевания воздушного пространства в Арктике. Дальность полета F-35 может достигать 2200 км, а продолжительность полета 2 часа 30 минут. Весной 2023 г. сюда уже было переброшено 50 истребителей пятого поколения и 1500 военных для их обслуживания. В качестве ответной меры РФ передислоцировала в Анадырь полк истребителей МИГ-31 «БМ». Следует добавить, что Министерство обороны РФ готово перебазировать на Чукотку авиационные соединения, состоящие из истребителей пятого поколения СУ-57, которые по боевым качествам во многом превосходят F-35. Они развивают скорость до 2,45 маха и способны преодолевать с дозвуковой скоростью расстояние 4300 км, а на сверхзвуковой -2000 км. Продолжительность его полета может достигать 5,8 часа. Для взлета и посадки СУ-57 необходима взлетная полоса в 2 раза меньше, чем для F-35. Это крайне важно для их эксплуатации в Арктике, где МО РФ строят «быстрые аэродромы». Еще одно преимущество СУ-57 - искусственный интеллект, который позволяет осуществлять управление самолетом без участия летчика, так как управление может
взять на себя диспетчер на базе, находясь за сотни километров от самолета. СУ-57 способен выполнять боевые задачи совместно с тяжелым ударным БПЛА С-70 «Охотник», расположенным на ряде авиационных баз Крайнего Севера. СУ-57 вооружены новейшим комплексом «КИНЖАЛ», а также ракето-бомбами «Гром-1» и «Гром-2». О качественных боевых характеристиках СУ-57 говорит факт растущих заказов на их поставки в ряде стран (Алжир, Индия, Иран и др.).
Российские и зарубежные эксперты утверждают, что оснащение авиационных частей такими современными самолетами позволяет РФ завоевать господство как в воздухе, так и на земле и воде, а значит, еще больше укрепить военную безопасность на Севере. Естественно, это не дает покоя США и их северным союзникам, они обвиняют Москву в грубой военной эскалации и пугают возмездием. Не дают покоя Пентагону модернизированные новые авиационные и морские базы России в Заполярье, в том числе на островах Врангеля и Котельникова. Постоянно обновляется и самая мощная северная база «Арктический трилистник». На постоянное дежурство здесь заступила 71 тактическая группа Северного флота. Главные ее стратегическое предназначение - противовоздушная оборона. В 2022 г. «Бастион» укомплектован новыми гиперзвуковыми ракетами «Циркон», летящими со скоростью 10 махов на расстояние до 1000 км. Такая скорость делает их неуловимыми и невероятно разрушительными. «Трилистник» также вооружен зенитным ракетно-пушечным комплексом «Пан-цирь-1», скорострельность которого составляет 5000 выстрелов в минуту. Хорошее вооружение этой базы самыми современными ракетными системами и другим грозным оружием, удачное географическое расположение от баз потенциального противника делает нашу базу мощным военным объектом, охраняющим российские ворота в Арктику. Именно в этом ультрасовременном военном объекте США и их союзники видят главную угрозу для себя. Неслучайно после завершения ее строительства в 2016 г. НАТО организовало в Арктике крупные военно-морские учения с участием более 45 тысяч человек, 60 кораблей и десятков самолетов. Демонстрация США и их союзниками военных мускулов ежегодно усиливается, особенно со стороны США. Их военное присутствие активизировалось не только в северной части Ледовитого океана, но и в Восточном секторе Арктики. Военно-морская активность усилилась в Норвегии, Канаде. В 2019 г. Британия перебросила 800 военных постоянной дислокации в Норвегию. США планируют построить в Швеции и Норвегии более 10 военных баз. Для размещения стратегических бомбардировщиков Б-1 они строят 3 авиабазы и 2 базы для подводных лодок в Норвегии1.
Всего США имеет в Арктике 8 военных баз, Норвегия - 5, Исландия - 1базу. Натовские военные базы расположены в основном в зонах соприкосновения с рос-
:Наши в Арктике. Есть в России самая опасная военная база, что не дает покоя НАТО // Информационный портал Dzen.ru. 2022. 5 февраля. URL: https://dzen.ru/a/Yf5lp87_JXCE-xo6Y (дата обращения: 14.03.2024).
сийскими секторами Арктики. В 2023 г. в целях нейтрализации агрессивных замыслов США и других стран НАТО Министерство обороны РФ взяло под радиолокационный контроль 27 млн квадратных километров морской поверхности Северного Ледовитого океана. Для этого использованы гиперзвуковые комплексы. Это несколько ослабило ПВО США в Заполярье. В условиях наращивания военной активности стран блока НАТО, нацеленной на достижение превосходства в этом регионе, главными задачами РФ являются обеспечение стратегического сдерживания, прикрытие военно-промышленных объектов, защита экономической деятельности в водах Арктики, создание сети пограничных отрядов и авиационных баз для прикрытия северного побережья, взаимодействие с гражданскими поисково-спасательными службами [6, с. 50].
Следовательно, после «холодной войны» наступает опасный и противоречивый период, когда партнерство и взаимодействие России со странами НАТО все больше переходит к открытой вражде. России объявлена так называемая гибридная война, которая в любой момент может превратить Арктику в поле битвы. При этом, по оценке экспертов, США в ближайшие 10 лет угнаться за РФ в военном строительстве в Арктике не удастся. Чтобы угнаться за Россией в темпах военного строительства в Арктике, США должны резко увеличить расходы на эти цели.
Пентагон требует от администрации Вашингтона принятия срочных мер, в том числе дополнительной программы по строительству атомных подводных лодок, современных ледоколов и расширения новых контрактов на арктических базах США и их союзников. Американские военные эксперты утверждают, что разработанные в 2017-2021 гг. 5 арктических стратегий уже не удовлетворяют Армию и Флот США, что для противодействия новому курсу Москвы нужна более действенная и наступательная Арктическая стратегия, более эффективное кардинальное проведение всех мероприятий. Помимо усиления военного превосходства, считают в Вашингтоне, необходимо усилить присутствие США на Северном морском пути. При этом необходимо в ближайшие сроки решить следующие задачи: во-первых, лишить РФ выгодного морского маршрута; во-вторых, спокойно курсировать у границ своего самого мощного противника; не допускать сближения РФ с КНР, в том числе в их совместных арктических делах1.
Да, США опасаются утверждения Китая в арктическом регионе, который уже в ближайшие годы может превратиться не только в надежного партнера, но и возможного военного союзника России. Одновременно Вашингтон усиливает и давление на своих партнеров по НАТО, в частности Канаду, которая медленно и неохотно усиливает свое присутствие в Заполярье. Несмотря на тесные экономические отношения
Обострение военного конфликта в Арктике // Телеграм-канал СМП. 2023. 1 марта. URL: https://dzen.ru/a/Y_71hY-_VQFFZ00W (дата обращения: 14.03.2024).
с США, Канада, хотя и робко, но отказывается напрямую противостоять РФ в Арктике, разрушая планы Вашингтона. Она не строит новые боевые корабли, а только патрульные для охраны своей прибрежной зоны, в том числе Канадского Арктического архипелага, вдоль которого проходит Северо-Западный переход, который Оттава считает своей национальной морской артерией. Следует сказать, что в отличие от других арктических государств Канада поддерживает право России на СМП. Канада имеет всего два дизельных ледокола и строит еще два, которые обслуживают прибрежные воды страны. Некоторые канадские эксперты утверждают, что если Вашингтон будет грубо принуждать или изолировать таких ненадежных союзников, как Канада или других, то он рискует маргинализировать автономию и интересы этих государств. Любопытными на этот счет являются рассуждения эксперта Адама Перри Макдональда: «Перед лицом таких возможностей Канада должна продолжать развивать свой собственный региональный потенциал, стать более дальновидной в решении вопросов безопасности и экономики, а также расширять сотрудничество с другими малыми арктическими государствами, чтобы избежать продолжающегося структурирования региона, в котором полностью доминируют великие державы» [7, р. 194-210].
Многие финские судостроительные компании, потерявшие выгодные заказы на строительство судов для России, в том числе ледоколов, заинтересованы в восстановлении сотрудничества с Россией. Финляндия сегодня остается единственной западной страной, имеющей опыт и необходимые мощности для проектирования и строительства ледоколов. В последние годы и КНР сотрудничает с финнами в этой сфере. Для СССР, затем России, Финляндия построила десятки больших дизельных ледоколов, которые до сих пор работают на трассе СМП. Несмотря на давление США, Хельсинки рассчитывают наладить взаимодействие с РФ по проводке судов по СМП. Более того, финны планируют развивать арктический туризм, ледовую разведку, прокладку кабелей, шельфовые спасательные операции по устранению разливов углеводородов в Арктике. Это принесет Финляндии живые деньги в отличие от бартерной сделки с США по истребителям. По утверждению западных СМИ, сегодня финны заняты проектированием 15 газовозов для России. Финские судостроительные компании ждут от РФ выгодных заказов, которые способна дать только Москва. В России надеются, что это время скоро придет, противостояние с Западом с губительными для них самих же санкциями закончится, предоставив место сотрудничеству и партнерству.
Тесное сотрудничество с КНР во многом является залогом укрепления региональной безопасности. Это сотрудничество было закреплено в новом Соглашении, подписанном в середине 2023 г. Несмотря на некоторые разнонаправленные интересы Москвы и Пекина, это сотрудничество высокого уровня носит характер углубленного, всеобъемлющего стратегического партнерства. Сегодня у РФ и КНР главный
потенциальный противник - это США. Военно-политические и экономические вызовы для РФ и КНР со стороны Соединенных Штатов вряд ли исчезнут. Для России угрозы и вызовы со стороны США постоянно усиливаются. Это касается также Китая и США, где «яблоком раздора» выступает Тайваньская проблема, где обостряются конфликтные настроения во взаимоотношениях двух крупных экономик. Противоречия двух стран сегодня все больше переходят от информационной к гибридной войне, а в ближайшей перспективе возможен и открытый конфликт. Так, еще в апреле 2019 г. Пентагон в своем ежегодном докладе Конгрессу о военной мощи КНР впервые включил раздел об Арктике и предупредил о рисках растущего китайского присутствия в регионе, подразумевая возможное развертывание в будущем новой атомной подводной программы. Совпадающее восприятие Россией и Китаем США в качестве главной угрозы в Арктике и Тихом океане дает основание российским и китайским экспертам предположить, что военно-морское сотрудничество двух сран в Арктике становится все большей реальностью [8, с. 128].
Конечно же, как бывает в большой политике, это сотрудничество не может не иметь каких-то разногласий и трений. Причем эти разногласия порою мнимы и искусственно раздуваются нашими противниками, которые хотят поссорить два дружественных государства. Такую цель преследуют США, они сознательно создают напряженность в Арктическом регионе1. Да, между РФ и КНР остаются некоторые разногласия по статусу СМП и общему правовому режиму Арктики, но эти противоречия, по мнению экспертов, не являются отражением непреодолимых глубинных разногласий между ними. Они носят вполне конкретный характер и могут быть преодолены на основе того факта, что неарктические государства также имеют в Арктике права и законные интересы, вытекающие из норм международного права и норм международного морского права [9, с. 63]. Процесс стратегического партнерства двух стран уже запущен, и он с каждым годом набирает обороты. Россия и Китай имеют в Арктике множество проектов для реализации, не исключено и появление новых проектов, поэтому можно смело говорить о перспективности этого направления сотрудничества для обеих стран.
Выводы
Вышеизложенное позволяет заключить, что в современных условиях из-за глобальных изменений мировой политики повышается геоэкономическая, геополитическая и военно-стратегическая роль Арктики. Этот открывающийся новый международно-политический регион все больше становится полигоном территориальной и
1Бовдунов А. «Не признают суверенного статуса»: что стоит за призывами США остановить доминирование России и Китая в Арктике // RT на русском. 2019. 23 февраля. URL: https:// russian.rt.com/world/article/605165-rossiya-ssha-kitai-arktika-dominirovanie (дата обращения: 14.03.2024).
военно-стратегической игры ведущих мировых держав. В данной игре принимает активное участие Российская Федерация. Как у самой большой и ключевой арктической страны у нее здесь особые национальные интересы, на которые сегодня покушаются недружественные страны. Эти интересы надо защищать всеми имеющимися средствами, в том числе военными.
Наибольшим вызовом национальной безопасности России является наращивание иностранными государствами, и прежде всего США, военного присутствия в Арктике, в результате которого возрастает конфликтный потенциал в регионе и осложняется военно-политическая обстановка. Россия вынуждена оперативно реагировать на милитаризацию, риторику и агрессивные практические действия своих оппонентов в Арктике.
Сегодня Арктический сектор РФ является ключевым для обороны страны. Все виды деятельности в этом регионе, безусловно, связаны с военной безопасностью, с интересами Министерства обороны РФ. Здесь базируются силы самого крупного ядерного Северного флота РФ, находится его операционная зона, сосредоточены важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса. Здесь размещены самые крупные соединения современных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, в прицелах которых хорошо просматривается главный потенциальный противник России. У РФ есть все возможности, чтобы нейтрализовать его и обезопасить себя и остальной мир от ядерной катастрофы.
Список источников
1. Печерица В.Ф. Открывающаяся Арктика в мировой политике и международных отношениях: монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2021. 338 с.
2. Яновский В.В., Кудряшов В.С. Современное положение и роль арктического региона в системе экономических интересов // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. Т. 10, № 4 (41). С. 109-116.
3. Сидняев Н.И. Обеспечение национальной безопасности России в Арктическом регионе // Военная мысль. 2017. № 2. C. 47-57.
4. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? / под ред. И.В. Прокофьева; Рос. ин-т стратег. исслед. Москва: РИСИ, 2011. 194, [4] с.
5. Храмчихин А.А. Военно-политическая ситуация в Арктике и сценарии возможных конфликтов // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 1-15.
6. Сидняев Н.И. Риски, вызовы и угрозы в сфере безопасности России в Арктике // Морской сборник. 2021. № 5 (2090). С. 46-50.
7. MacDonald A.P. China-Russian cooperation in the Arctic: A cause for concern for the Western Arctic States? // Canadian Foreign Policy Journal. 2021. Vol. 27, no. 2. Р. 194210. https://doi.org/10.1080/11926422.2021.1936098
8. Лукин А.Л., Ли Юнхуэй, Кейдун И.Б. Россия и Китай в Арктике: состояние и перспективы двустороннего сотрудничества // Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 123-131. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-1/123-131
9. Загорский А. Россия и Китай в Арктике: разногласия реальные или мнимые? // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 2. С. 63-71. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-2-63-71
References
1. Pecheritsa V.F. Otkryvayushchayasya Arktika v mirovoi politike i mezhdunarod-nykh otnosheniyakh: monografiya [The Opening Arctic in world politics and international relations: monograph]. Vladivostok: FEFU Publ., 2021. 338 p. (In Russ.)
2. Yanovsky V.V., Kudryashov V.S. Sovremennoe polozhenie i rol' arkticheskogo re-giona v sisteme ekonomicheskikh interesov [Current situation and role of the Arctic region in the system of economic interests]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta uprav-leniya RANKhiGS, 2019, vol. 10, no. 4(41), pp. 109-116. (In Russ.)
3. Sidnyaev N.I. Obespechenie natsional'noi bezopasnosti Rossii v Arkticheskom re-gione [Ensuring Russia's national security in the Arctic region]. Voennaya mysl', 2017, no. 2, pp. 47-57. (In Russ.)
4. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Arktika v mezhdunarodnoi politike: sotrudnich-estvo ili sopernichestvo? [The Arctic in international politics: cooperation or competition?]. Moscow, RISI Publ., 2011. 194, [4] p. (In Russ.)
5. Khramchikhin A.A. Voenno-politicheskaya situatsiya v Arktike i stsenarii vozmozhnykh konfliktov [Military-political situation in the Arctic and scenarios of possible conflicts]. Arktika i Sever, 2011, no. 2, pp. 1-15. (In Russ.)
6. Sidnyaev N.I. Riski, vyzovy i ugrozy v sfere bezopasnosti Rossii v Arktike [Risks, challenges and threats in the sphere of Russian security in the Arctic]. Morskoi Sbornik, 2021, no. 5 (2090), pp. 46-50. (In Russ.)
7. MacDonald A.P. China-Russian cooperation in the Arctic: A cause for concern for the Western Arctic States? Canadian Foreign Policy Journal, 2021, vol. 27, no. 2, pp. 194210. https://doi.org/10.1080/11926422.2021.1936098
8. Lukin A.L., Li Yonghui, Keidun I.B. Rossiya i Kitai v Arktike: sostoyanie i per-spektivy dvustoronnego sotrudnichestva [Russia and China in the Arctic: state and prospects of bilateral cooperation]. Izvestiya Vostochnogo instituta, 2022, no. 1, pp. 123-131. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-1/123-131 (In Russ.)
9. Zagorsky A. Rossiya i Kitai v Arktike: raznoglasiya real'nye ili mnimye? [Russia and China in the Arctic: real or imaginary disagreements?]. Mirovaya ekonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 2, pp. 63-71. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-2-63-71 (In Russ.).
Информация об авторах
Ло Сюань - аспирант кафедры политологии, Восточный институт - Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация.
В.Ф. Печерица - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры политологии, Восточный институт - Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 7777-6547
Information about the authors
Luo Xuan - Postgraduate Student of the Department of Political Science, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation.
V.F. Pecheritsa - Doctor of History, Professor, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation, [email protected], SPIN: 7777-6547
Статья поступила в редакцию 23.01.2024; одобрена после рецензирования 19.04.2024; принята к публикации 23.04.2024.
The article received 23.01.2024; revised 19.04.2024; accepted 23.04.2024.