Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (79) Том 1. ОКТЯБРЬ 2024 г. УДК 34
Невзгодова А.Э.
магистрант 2 курса
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(г. Южно-Сахалинск, Россия)
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация: проанализировала деятельность ФТС России за период 2022 г. - 2024 г. в части уголовной ответственности за таможенные преступления.
Ключевые слова: преступления, уголовная ответственность, таможенные преступления, УК РФ, контрабанда.
Проанализировав деятельность ФТС России за период 2022 г. - 2024 г. в части уголовной ответственности за таможенные преступления, можно выделить три проблемы, а также предложить возможные варианты их решений.
Законодатель не совсем корректно внес в статью 226 УК РФ предметы посягательства контрабанды, указав контрабанду веществ, материалов и объектов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вместо оружия массового поражения.
В связи с тем, что в действующем законодательстве появились некоторые изменения в части, касающейся контрабанды, УК РФ пополнился двумя статьями (226.1 и 229.1 УК РФ). Поэтому в настоящее время в уголовном кодексе вместо одной статьи о контрабанде, фигурируют четыре статьи, посвященные ответственности за контрабанду различных видов, что является прямым нарушением законодательной техники
Субъект преступления может быть как общий, так и специальный. Объективная сторона - незаконное перемещение через таможенную территорию
и (или) государственную границу, указанных в 226.1 УК РФ предметов контрабанды. Субъективная сторона — прямой умысел.
Изучив статистические данные в рассматриваемой правовой сфере, касающейся таможенных преступлений, следует отметить, что из года в год таможенные органы РФ регистрируют увеличение количества преступлений, вследствие которых через границу незаконно перемещаются культурные ценности, стратегически важные товары, ресурсы.
Проводя сравнительный анализ возбужденных таможенными органами уголовных дел, можно отметить, что по сравнению с 2023 годом, когда доля контрабанды держалась на отметке 43%, в 2024 г. этот показатель возрос до 52%.
В действующем законодательстве России уголовно наказуемым является перемещение через границу запрещенных товаров. Санкция за данное преступление предусмотрена ст. 226.1 УК РФ, в которой конкретизируются виды товаров, запрещенных к перемещению через установленные границы, будь то госграница или граница таможенного союза.
В контексте нашего исследования, товар — это «любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу».
УК РФ включает в себя не конкретизированное перечисление объектов, которые могут быть предметом контрабанды. Считаем, что такое простое перечисление лишь загромождает правовую сферу, не несет в себе никакой смысловой нагрузки для правильного понимания и применения для предупреждения и пресечения преступлений.
Считаем, что в российском законодательстве произошло излишнее дробление контрабанды на виды [4]. Об этом можно говорить исходя из того, что ранее диспозиция одной статьи охватывала объективные признаки преступления - ч. 1 ст. 188 УК РФ. Теперь они установлены в ст. ст. 200.1, 200.2 УК РФ. Тоже самое касается и объективных признаков: ранее в ч.2 ст. 188 УК РФ, теперь в ст. ст. 226.1 и 229.1 (искл.: некоторые предметы.). Изменения не столь значительны,
но правовое поле загромождено от множества норм права, содержащих, по сути, аналогичное содержание. Например, выделение ст. 226.1 УК РФ, представляется оправданным, если законодатель выделил санкцию за перемещение стратегически важных ресурсов, поскольку ущерб при совмещении данного вида преступления гораздо больший.
Это объясняется тем, что незаконность перемещения указанных предметов наносит более серьезный ущерб безопасности и экономике страны, вследствие чего санкция за их перемещение также должна быть строже.
Далее следует обратить внимание на нелогичность включения некоторых предметов контрабанды в соответствующие статьи УК РФ. Так, культурные ценности определены в качестве предмета контрабанды, запрещенной ст. 226.1 УК РФ, наряду с различными видами вооружения. Исходя из расположения названной статьи можно установить основной непосредственный объект -отношения в сфере общественной безопасности.
Однако очевидно, что контрабанда перечисленных предметов относится к товарной контрабанде и скорее посягает на экономическую безопасность страны. Такое построение норм позволяет сказать о еще одном несоблюдении правил законодательной техники - о нарушении последовательности изложения и взаимосвязи размещаемых в акте нормативных предписаний [40, с. 133]. Например, в УК Республики Казахстан данные виды контрабанды разделены, что видится более логичным.
Представляется неверным решать обозначенную проблему на уровне постановления Пленума ВС РФ, так как определение преступности деяния, его наказуемости и иных уголовно-правовых последствий определяются только УК РФ.
В завершение и с учетом требований принципа законности считаю необходимым предложить законодателю внести соответствующие изменения в УК РФ.
Опираясь на опыт стран, а также экономии законодательного материала необходимо предложить отечественному законодателю пойти по пути возврата регламентации ответственности за контрабанду в одной статье УК РФ [3].
Положительной тенденцией во взаимодействии государств в рассматриваемой области, в целях единообразия применения правовых норм, было бы создание общего перечня предметов контрабанды и их размеров.
Таким образом, можно утверждать, что процесс совершенствования уголовного законодательства не завершен до конца, как в части контрабанды стратегически важных товаров, так и в сфере контрабанды ресурсов и культурных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: https://w.consultant.ru;
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (редакция от 02.08.2023) // Российская газета N 113, 18.06.1996;
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 г. (редакция от 01.01.2018) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://w.eaeunюn.org;
4. Белоусова С. С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: / С. С. Белоусова. - М.: ПИЦ РАН, 2021. - 189 с;
5. Берова Д. М. Уголовно-правовая борьба с уклонением от уплаты налогов / Д. М. Берова. - М.: Педагогика, 2017. - 144 с.
Nevzgodova A.E.
Far Eastern State University of Railway Engineering (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
PROBLEMS OF CRIMINAL LIABILITY FOR CUSTOMS CRIMES IN RUSSIA
Abstract: analyzed the activities of the Federal Customs Service of Russia for the period 2022-2024 in terms of criminal liability for customs crimes.
Keywords: crimes, criminal liability, customs crimes, Criminal Code, smuggling.