Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ'

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АМОРТИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА / МСФО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Н. Ю.

В статье рассматриваются проблемы учета нематериальных активов в современных условиях, выделена ценность и необходимость данных активов при формировании полной информации о хозяйственных процессах организации. Основное внимание направленно на проблемы идентификации нематериальных активов, определение срока амортизации, формирования первоначальной стоимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ»

УДК 1

Баранова Н.Ю.

2 курс магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы учета нематериальных активов в современных условиях, выделена ценность и необходимость данных активов при формировании полной информации о хозяйственных процессах организации. Основное внимание направленно на проблемы идентификации нематериальных активов, определение срока амортизации, формирования первоначальной стоимости.

Ключевые слова: нематериальные активы, бухгалтерский учет, амортизация, оценка,

МСФО.

В современных условиях обладание активами нематериального плана повышает привлекательность и конкурентоспособность любой крупной организации. Применение в производственной или управленческой деятельности собственных изобретений и разработок свидетельствует об инновационности организации. Даже фирменный логотип или торговая марка показывают, как ответственно данная организация относится к развитию бренда. А это является важным преимуществом в борьбе с конкурентами за место в своей рыночной нише. Нематериальные активы включают патенты, авторские права, торговые марки, торговые названия, лицензии на франчайзинг, государственные лицензии, Гудвилл и другие объекты, которые не имеют физического содержания, но обеспечивают долгосрочные выгоды для компании [3, с. 57]. Компании учитывают нематериальные активы в той же мере, в какой они учитывают амортизируемые активы и природные ресурсы.

Нематериальные активы бывают двух видов:

1. Идентифицируемые нематериальные активы - это те, которые могут быть отделены от других активов и даже могут быть проданы организацией. Это такие активы, как интеллектуальная собственность, патенты, авторские права, товарные знаки. Программное обеспечение и другие связанные с компьютерами активы, также классифицируются как идентифицируемые.

2. Неидентифицируемые нематериальные активы - это те, которые физически не могут быть отделены от организации. Наиболее распространенным неидентифицируемым нематериальным активом является гудвилл.

Если же говорить о классификации нематериальных активов в бухгалтерском учете, то здесь важнее пути их появления. В этом смысле распределение можно проводить по таким аспектам как:

- способ появления (собственное производство, покупка, дарение);

- эксплуатация (применяемые или не применяемые в определенный период);

- амортизация (подлежат ли ей по какому-либо способу или не подлежат).

Стоимость нематериальных активов систематически распределяется на расходы

в течение срока их полезного использования или законного срока службы. Нематериальные активы приобретаются в результате объединения малого бизнеса или разрабатываются внутри организации. Процесс отнесения стоимости нематериальных активов к расходам называется амортизацией, и организации почти всегда используют линейный метод амортизации нематериальных активов. Износ НМА является больше моральным - то есть интеллектуальные достижения устаревают, уступают лидирующие позиции новым. В целом, нематериальные активы - одна из самых сложных статей для отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Одной из первых проблем, связанных с учетом нематериальных активов,

является их идентификация. На сегодняшний день нет четко разработанной методики

идентификации и оценки нематериальных активов, в результате чего значительная их

часть не отображается в бухгалтерской отчетности. Актив идентифицируем, в том

случае, когда он может быть отделен от организации и продан, передан, лицензирован

или арендован, или же возникает из договорных или иных юридических прав,

независимо от того, являются ли эти права передаваемыми или отделяемыми от

77

субъекта, других прав и обязательств.

В российском учете отсутствует определение понятия «нематериальные активы». А в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) указаны лишь признаки для идентификации НМА.

п-

не имеют материально-вещественной формы

отделимы (идентифицируемы) от других аКТИЕОЕ

предназначены для использования е течение срока,

продолжительностью свыше 12 месяцев или ооьгчного операционного пикта, если он превышает 12 месяцев (в том числе, не предназначены для продажи в течение этого срока)

используются (в качестве средстЕ труда) при производстве продукции, выполнении раоот или оказании услуг

Рисунок 1 - Признаки НМА в российском учете [4, с. 120]

Согласно вышеуказанным признакам нематериальные активы - это внеоборотные активы, не имеющие физических свойств. Как и другие внеоборотные активы, нематериальные активы должны соответствовать определению актива, а также критериям признания для официального отражения данной статьи в бухгалтерском учете организации. Согласно же МСФО, нематериальные активы являются идентифицируемыми неденежными активами, не имеющими физического содержания.

И в отечественном, и в зарубежном учете указано, что нематериальные активы должны приносить компании экономические выгодды в будущем. Но в данном случае, можно отметить, что доказать получение экономических выгод от такого нематериального актива как товарный знак практически невозможно. Следовательно, предприятию обосновать правомерность признания данного объекта в качестве нематериального актива будет составлять проблему. Также примером может быть гудвилл. Он представляет собой будущие экономические выгоды от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны.

В некоторых случаях нематериальный актив может содержаться на материальном объекте или в нем самом. Очевидными примерами являются

компьютерные программы, фильмы и лицензионные соглашения. В таких ситуациях требуется суждение, чтобы определить, какой элемент является более значимым. В случае машины, включающей программное обеспечение, которое не может эксплуатироваться без программного обеспечения, вся номенклатура будет рассматриваться как основные средства. Однако для работы с материальным активо043С дополнительное программное обеспечение на компьютере не требуется и поэтому будет учитываться как НМА.

Опыт и трудовые успехи любого работника не являются активом фирмы в силу того, что они не могут использоваться отдельно от конкретного обладателя. А для того чтобы нематериальный ресурс стал активом предприятия, он должен иметь возможность идентифицироваться без связи с прочими объектами. Но при этом навыки работников, их интеллектуальные и профессиональные достижения в высокотехнологичных компаниях или же в спортивных сборных являются основным источников получения прибыли и по экономической сущности соответствуют категории нематериальных активов.

Гудвилл не соответствует определению МСФО, поскольку он не идентифицируется. Но он по-прежнему является нематериальным активом, рассматриваемым как отдельный класс. Основное отличие гудвилла от других нематериальных активов состоит также в том, что он не амортизируется. Гудвилл как нематериальный актив представляет собой разницу между ценой приобретения актива и его истиной рыночной стоимостью. Он создается, когда выплачивается репутационная премия за приобретение активов. Исследование рынка акций, талант управления, умение представлять статистические отчетные данные в нужном свете могут создать необходимое поле для репутационного развития, что, в свою очередь, повышает возможность получить как премиальную цену за свои акции, так и кредиты на лучших условиях.

Кроме того, одной из проблем учета нематериальных активов является

определение срока полезного использования. Это связано с тем, что затруднительно

определить конец срока начисления амортизации. Также данная проблема усложняется

тем, что у НМА нет материально-вещественной формы. При этом нематериальные

79

активы делятся на активы с определенным и неопределенным сроком полезного использования, но классификация по данным признакам в законодательстве не закреплена.

Организации амортизируют различные нематериальные активы в зависимости от характера бизнеса. Авторские права предоставляют их владельцу исключительное право на воспроизведение и продажу художественных произведений, таких как книги, песни или фильмы. Стоимость авторских прав включает в себя регистрационный взнос и любые расходы, связанные с защитой авторских прав. Если авторское право приобретается, цена покупки определяет амортизируемую стоимость. Несмотря на то, что срок действия копирайта является длительным, авторские права часто полностью амортизируются в течение относительно короткого периода времени.

Патенты предоставляют исключительные права на производство или продажу новых изобретений. Когда патент приобретается у другой компании, стоимость патента является покупной ценой. Если компания изобретает новый продукт и получает патент на него, в стоимость входят только регистрация, документация и судебные издержки, связанные с приобретением патента и защитой его от незаконного использования другими компаниями. Затраты на исследования и разработки, которые тратятся на улучшение существующих продуктов или создание новых, никогда не включаются в стоимость патента: такие затраты отражаются как текущие расходы, когда они возникают из-за неопределенности, связанной с получаемыми ими выгодами.

Торговые марки и торговые названия включают корпоративные логотипы и названия продуктов, которые были зарегистрированы в правительстве и служат для идентификации конкретных компаний и продуктов. Все расходы, связанные с защитой и защитой товарных знаков и торговых наименований, подлежат амортизации.

Относительно новым видом НМА являются франчайзинговые лицензии. Покупатель такой лицензии получает право продавать определенные продукты или услуги и использовать определенные товарные знаки или торговые наименования. Эти права ценны, потому что они обеспечивают покупателю немедленное признание клиента. Стоимость франчайзинговой лицензии амортизируется в течение срока ее

полезного использования, часто договорного.

Следовательно, подобные ресурсы необходимо учитывать в качестве собственности организации. Они подлежат не только использованию и реализации, но и обмену, и иному финансовому применению. Любая коммерческая структура может обладать НМА, но не все умеют получать доход от их использования в производстве своей продукции. Часто компании не знают о потенциале нематериальных активов, которые у них есть. Их инвентаризация - эффективный инструмент любого предприятия. Она позволяет выявить те результаты интеллектуальной деятельности, о которых компания знает, но не подозревает.

Грамотная инвентаризация дает сразу несколько плюсов для бизнеса: возможности регистрации и использования интеллектуальной собственности, ее защиты, увеличения доли компании на рынке и репутационного эффекта. Но по-прежнему остаются следующие проблемы: интеллектуальная собственность не воспринимается как актив; не хватает компетенций для идентификации и квалификации таких объектов; отсутствие удобных механизмов идентификации интеллектуальной собственности и автоматизации такой работы. Права на интеллектуальную собственность можно передавать по лицензии, отдавать в залог и даже вносить в уставный капитал компаний. Но в реальности компании не регистрируют массово права на изобретения в промышленном секторе, а если регистрируют технологии, то для использования на внутреннем рынке или внутри самой компании.

Сложно определить рыночную стоимость самого актива для продажи. Обычно

на балансе отображаются только затраты, понесенные при создании объекта, но при

продаже происходит независимая оценка изобретения, определяется его экономический

эффект, поэтому цена может измениться. Если предприятие создает нематериальный

актив, оно может списать расходы, связанные с этим процессом, такие как подача

патентной заявки, наем адвоката, и оплата других связанных с этих расходов.

Поскольку нематериальные активы характеризуются отсутствием физических качеств,

трудно определить ценность их будущих выгод и срок службы этих выгод. Так,

организация может владеть оригинальной производственной технологией, на создание

которой было затрачено большое количество ресурсов, и которая приноси высокую

прибыль. Но требования бухгалтерского учета приводят к тому что полученный патент

81

организация отражается в бухгалтерском балансе стоимостью равной сумме государственной пошлины. А можно было бы капитализировать затраты на разработку технологии, сократив расходы и сформировав нематериальный актив, реально отражающий стоимость разработки.

Поскольку часто нематериальные активы напрямую участвуют в формировании себестоимости выпускаемой продукции через амортизационные отчисления, правильная оценка их стоимости становится все актуальней. Оценка НМА зависит от различных факторов:

- величины инвестиций в разработку объектов интеллектуальной собственности;

- затрат на создание результатов интеллектуальной деятельности и покупку лицензий; необходимости использования НМА для получения финансового результата.

Проблемы в оценке интеллектуальной собственности состоят в том, что в данном случае оцениваются права, а не материальные объекты. Поэтому важно правильно определить рамки этих прав, срок действия и условия.

Оценку НМА проводят для определения их конкретной рыночной стоимости. Но для большинства объектов интеллектуальной собственности отсутствуют организованные рынки купли-продажи данного товара. Поэтому, при оценке его рыночной стоимости, требуются дополнительные разъяснения применительно к конкретной ситуации. Все способы оценки на одном из следующих подходов. Затратный подход подразумевает оценивать активы по степени износа. Но за отсутствием физического износа используют временной или моральный.

При доходном подходе будущие доходы привязываются к «эксплуатационным» свойствам НМА. И оценка его стоимости связана с ожидаемыми будущими доходами и экономическими выгодами (справедливой стоимостью). Полноценный рыночный подход может быть применен только при имеющихся свободных рынках для данного актива. В основе метода - изучение конъектуры рынка по каждому виду оцениваемых активов, сравнений их по отличиям и принятие стоимости, сопоставимой с аналогами. Наиболее точная оценка получается после применения нескольких методик

одновременно и выборе наиболее подходящей для вида деятельности компании.

82

Переоценивать нематериальные активы и корректировать их стоимость в случае обесценения разрешает ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» [1]. Но данный нормативный акт не содержит информации как проверять нематериальные активы на предмет обесценивания, но рекомендует обратиться к международным стандартам. Кроме того, согласно ПБУ 14/2007 переоценку НМА нужно производить по текущей рыночной стоимости, определяемой «исключительно по данным активного рынка». Но и определение активного рынка данное Положение не дает. Его можно найти только в МСФО, в котором указано, что под активным рынком понимает рынок, на котором сделки в отношении определенного актива или обязательства осуществляются с достаточной частотой и в достаточном объеме, чтобы обеспечивать информацию о ценах на постоянной основе [2]. При этом относительно НМА, можно отметить, что активного рынка ноу-хау или товарных знаков и изобретений нет. Эти активы уникальны, сделки с ними нерегулярны, цены засекречены. Следовательно, проведение переоценки для российских предприятий представляет сложность.

Таким образом, нематериальный актив - это актив, который не является физическим по своей природе, например, патент, торговая марка, товарный знак или авторское право. Нематериальный актив часто может оказаться ценным для предприятия и иметь решающее значение для долгосрочного успеха. Были выделены следующие проблемы: идентификация нематериальных активов, определение срока амортизации, формирование первоначальной стоимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): учебник / Н.П. Кондраков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 584 с.

Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 1. Бухгалтерский учет: учебник для академического бакалавриата / О. А. Агеева, Л. С. Шахматова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 273 с.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 01.01.2019) // Консультант Плюс Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) // Консультант Плюс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.