Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАФРИЛАНСЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ'

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАФРИЛАНСЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАФРИЛАНС / ФРИЛАНС / ЖУРНАЛИСТ-ФРИЛАНСЕР / ВНЕШТАТНЫЙ ЖУРНАЛИСТ / МЕДИАФРИЛАНСЕР / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мухина Ольга Сергеевна

Повсеместная цифровизация и пандемия коронавируса сделали фриланс естественной частью нашей жизни. Не исключением стали и журналисты - более того, медиасфера является одной из популярных для фриланса и удаленной работы. Однако фриланс - это не только смена местонахождения сотрудника. Это совершенно иной формат отношений с экономической, юридической, психологической, творческой и других точек зрения. Во многом это образ жизни и другой тип мышления. С учетом конвергенции и популяризации новых медиа границы журналистской профессии размываются и включают в себя все больше специалистов, далеких от традиционной журналистики. Встает вопрос свободы журналистского творчества: многие медиафрилансеры выбирают этот путь именно ради автономии, хотя предпринимательские риски и экономические вызовы зачастую подрывают полученную независимость. Мы проанализировали 200 материалов из открытых источников на тему старта и развития профессиональной деятельности отдельного медиафрилансера, добавив к ним лично проведенные опросы. Как показало наше исследование, несмотря на экономическую нестабильность, которая зачастую вынуждает внештатных журналистов погружаться в смежные виды деятельности, требования цифровых алгоритмов, которые ставят авторам жесткие рамки, и другие проблемы, вопрос творческой самореализации по-прежнему занимает важное место в работе медиафрилансеров, и многие из них не готовы мириться с неинтересными и бессмысленными заданиями. И хотя некоторые соглашаются писать на любую предложенную тему ради гонорара, большинство считает необходимым иметь специализацию, чтобы глубоко разбираться в выбранной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF FREELANCE JOURNALISTS OF THE DIGITAL AGE

Ubiquitous digitalization and the coronavirus pandemic have made freelancing a familiar part of our lives. Journalists are no exception. Moreover, the media sphere is one of the most popular for freelancing and remote work. However, freelancing is not only about changing the location of an employee. This is a completely different format of relations: from an economic, legal, psychological, creative, and other points of view. For many freelancers, this is a way of life and a different type of thinking. Taking into account the process of media convergence and the popularization of new media, the boundaries of the journalistic profession are blurring and include specialists who are far from traditional journalism. There is also a question of freedom of journalistic creativity: many freelance journalists choose this path for the sake of autonomy, although entrepreneurial risks and economic challenges often undermine the independence they have gained. We analyzed 200 texts from open sources on the topic of the start and development of professional activity of freelance journalists, adding the results of personally conducted surveys. As our research has shown, despite the economic instability that often forces freelance journalists to immerse themselves in related activities, the requirements of digital algorithms that set strict limits for authors, and other problems, the issue of creative self-realization still occupies an important place in the work of freelance journalists, and many of them are not ready to put up with uninteresting and meaningless tasks. Although some freelance journalists agree to write on any proposed topic for the sake of a fee, most consider it necessary to have a specialization in order to deeply understand the chosen field.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАФРИЛАНСЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ»

Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 4

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ CREATIVITY OF YOUNG RESEARCHERS

Проблемы творческой самореализации медиафрилансеров цифровой эпохи

Мухина О.С. ©

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г Екатеринбург, Российская Федерация, olga.mukhina@urfu.ru

Аннотация. Повсеместная цифровизация и пандемия корона-вируса сделали фриланс естественной частью нашей жизни. Не исключением стали и журналисты — более того, медиасфера является одной из популярных для фриланса и удаленной работы. Однако фриланс — это не только смена местонахождения сотрудника. Это совершенно иной формат отношений с экономической, юридической, психологической, творческой и других точек зрения. Во многом это образ жизни и другой тип мышления. С учетом конвергенции и популяризации новых медиа границы журналистской профессии размываются и включают в себя все больше специалистов, далеких от традиционной журналистики. Встает вопрос свободы журналистского творчества: многие медиафрилансеры выбирают этот путь именно ради автономии, хотя предпринимательские риски и экономические вызовы зачастую подрывают полученную независимость. Мы проанализировали 200 материалов из открытых источников на тему старта и развития профессиональной деятельности отдельного медиаф-рилансера, добавив к ним лично проведенные опросы. Как показало наше исследование, несмотря на экономическую нестабильность, которая зачастую вынуждает внештатных журналистов погружаться в смежные виды деятельности, требования цифровых алгоритмов, которые ставят авторам жесткие рамки, и другие проблемы, вопрос творческой самореализации по-прежнему занимает важное место в работе медиафрилансеров, и многие из них не готовы мириться с неинтересными и бессмысленными заданиями. И хотя некоторые соглашаются писать на любую предложенную тему ради гонорара, большинство считает необходимым иметь специализацию, чтобы глубоко разбираться в выбранной области.

Ключевые слова. Медиафриланс, фриланс, журналист-фри-лансер, внештатный журналист, медиафрилансер, самореализация, цифровизация.

Информация о статье. Дата поступления 13 сентября 2022 г.; дата поступления после доработки 26 сентября 2022 г.; дата принятия к печати 10 октября 2022 г.; дата онлайн-размещения 15 декабря 2022 г.

УДК 070 EDN DNKLYY

DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(4).813-824 Научная статья

шии

Original article

Problems of Creative Self-Realization of Freelance Journalists of the Digital Age

Olga S. Mukhina $

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation, olqa.mukhina@urfu.ru

Abstract. Ubiquitous digitalization and the coronavirus pandemic have made freelancing a familiar part of our lives. Journalists are no exception. Moreover, the media sphere is one of the most popular for freelancing and remote work. However, freelancing is not only about changing the location of an employee. This is a completely different format of relations: from an economic, legal, psychological, creative, and other points of view. For many freelancers, this is a way of life and a different type of thinking. Taking into account the process of media convergence and the popularization of new media, the boundaries of the journalistic profession are blurring and include specialists who are far from traditional journalism. There is also a question of freedom of journalistic creativity: many freelance journalists choose this path for the sake of autonomy, although entrepreneurial risks and economic challenges often undermine the independence they have gained. We analyzed 200 texts from open sources on the topic of the start and development of professional activity of freelance journalists, adding the results of personally conducted surveys. As our research has shown, despite the economic instability that often forces freelance journalists to immerse themselves in related activities, the requirements of digital algorithms that set strict limits for authors, and other problems, the issue of creative self-realization still occupies an important place in the work of freelance journalists, and many of them are not ready to put up with uninteresting and meaningless tasks. Although some freelance journalists agree to write on any proposed topic for the sake of a fee, most consider it necessary to have a specialization in order to deeply understand the chosen field.

Keywords. Media freelance, freelance, freelance journalist, media freelancer, self-realization, digitalization.

Article info. Received September 13, 2022; revised September 26, 2022; accepted November 10, 2022; available online December 15, 2022.

Введение

Цифровизация, развитие интернета и особенно социальных сетей вызвали волну небывалой трансформации медиасферы и переосмысления творческого труда журналистов. Под цифровой эпохой обычно понимают период, длящийся с начала 1990-х гг. и характеризующийся преобразованием информации в цифровую форму, что влечет

за собой изменения и в процессах производства, и в сфере науки, и в повседневной жизни индивидуумов. Не могла не быть затронута и сфера журналистики — собственно деятельность по сбору, обработке и распространению информации.

Процесс цифровизации инициировал множество трансформаций в конкретных изданиях и медиасреде в целом. Одним из быстро распро-

страняемых трендов стал фриланс. Несмотря на то, что история внештатной журналистики берет свое начало на стыке XVI-XVII вв. [1], никогда еще у нее не было столько возможностей для развития. Многие исследователи отмечают растущую роль медиафрилансеров в редакциях [2-7]. При этом на Западе производство текущих «горячих» новостей осуществляется преимущественно штатными авторами, а вот тематическая журналистика и подробные репортажи все чаще передаются фрилансерам [8]. Значительное ускорение этому процессу придала и пандемия COVID-19 [9-12].

Сам термин «фрилансер» (англ. «вольный копьеносец») обычно приписывают Вальтеру Скотту, который в романе «Айвенго» назвал так средневековых рыцарей, которые переезжали от одного феодала к другому, не имея долгосрочных обязательств ни перед одним из них. Аналогично, современные медиафрилансеры сотрудничают с любым количеством изданий одновременно, без подписания трудового договора с одним конкретным работодателем [1].

Вместе с тем, новые медиа серьезно изменили саму профессию журналиста. Границы профессии становятся все более размытыми. Возникает вопрос самоидентификации медиафрилансера цифровой эпохи. Считает ли он сам себя журналистом? Исследователи отмечают, что журналисты постепенно отказываются от журналистских профессий и берут на себя разнообразные роли, в значительной степени открытые интернетом и социальными сетями. Так, например, западные ученые, проводя опросы жур-налистов-фрилансеров, привлекали

как тех, кто писал статьи в газеты и журналы, так и тех, кто работал в сфере PR или создавал контент для частного бизнеса. Некоторые респонденты при этом называли себя «писателями» (в английское слово writer в данном случае включаются все пишущие люди, а не только авторы художественной литературы), но не журналистами, хотя при этом получали государственные, национальные и даже международные награды в области журналистики [13].

Области медиа, обычно считающиеся «настоящей журналистикой», такие как журналистские расследования, а также сегменты культуры и искусства, как правило, являются одними из самых низкооплачиваемых на фрилансе. Поэтому внештатные журналисты часто сталкиваются с дилеммой: либо заниматься высокостатусной работой, которая удовлетворяет их в профессиональном плане, либо получать более высокое вознаграждение. В итоге многие медиафрилансеры переходят на работы в смежных сферах, где вознаграждение выше [14].

Ключевым преимуществом фри-ланса во многих случаях называется свобода: контроль над рабочим графиком и гибкость. Однако некоторые исследователи отмечают, что реальность внештатной работы может быть более ограниченной. Из-за нестабильного экономического положения фрилансеры порой вынуждены соглашаться на любую работу, что на практике может поставить под угрозу их независимость [15]. Один из навыков, которым должен обладать каждый фрилансер, — это способность генерировать постоянный поток идей, чтобы находить новые заказы [16].

Вместе с тем, исследователи добавляют и позитивный творческий вклад медиафрилансеров: их можно использовать в качестве «заполнителей пробелов» в условиях сокращения ресурсов редакций, но они также могут выступать в качестве новаторов для привлечения аудитории. Медиафриланс — это одновременно и способ зарабатывать на жизнь в качестве внештатного журналиста, и возможность для обновления журналистики как профессии [17].

Общая ситуация с внештатной журналистикой заставляет фрилан-серов создавать множество различных видов контента. Для поддержания карьеры фрилансерам приходится приспосабливать свою работу к постоянно меняющемуся рынку и писать буквально обо всем: от текстов про распыление бетона до публикаций про диабет. Многие медиафрилансеры вынуждены становиться универсальными авторами (вне конкретных специализаций/тематик), чтобы получить достаточно оплачиваемой работы [12].

Однако вопрос творческой самореализации важен для многих ме-диафрилансеров. Так, в работах западных ученых респонденты часто утверждали, что имеет смысл зарабатывать меньше денег, если это означает, что они смогут выполнять ту работу, которая им нравится и которую они считают значимой [там же].

Отметим, что исследователи выделяют три уровня творческой самореализации (которая в самом общем смысле выражается в создании общественно значимого продукта):

1. Внутренний, связанный с самоидентификацией. Это внутренняя потребность, которую индивидуум пытается удовлетворить. На этом

уровне человек должен заглянуть внутрь себя, обнаружить потребность и силу, которая позволит создать нечто оформленное и завершенное.

2. Внешний, связанный с признанием творчества социумом.

3. Бытийный, связанный с поддержанием способа существования индивида в социуме [18].

В рамках настоящего исследования мы сосредоточились в первую очередь на внутреннем уровне творческой самореализации медиафри-лансеров. В нашу цифровую эпоху границы журналистики, как профессии, размываются и включают в себя все больше разноплановых специалистов, многие из которых — фри-лансеры. Нам показалось значимым изучить вопрос самоидентификации современных российских медиафри-лансеров: считают ли они себя журналистами или иначе называют свою профессию (поскольку, в отличие от штатных журналистов, у фрилансеров этот спектр гораздо шире), придерживаются ли конкретной специализации или готовы писать на любую тему (пункт, который тоже часто отличает медиафрилансеров от их штатных коллег), и, наконец, считают ли, что достигли творческой самореализации.

Методология

Для исследования мы нашли в открытом доступе в интернете 200 текстов на тему профессионального старта и развития отдельного медиафрилансера. Это были эссе, записи в блогах, посты в социальных сетях и иногда интервью в средствах массовой информации с журналистами-фрилансерами. Так или иначе, это были материалы, в которых медиафрилансер делился своим опытом на этом пути.

Такой метод исследования обладает некоторыми ограничениями (в частности, разумеется, не все внештатные журналисты отражали все интересующие нас вопросы, поэтому при анализе каждого пункта ответов несколько меньше, но достаточно, чтобы сделать выводы), но в то же время его можно считать в некотором смысле более объективным, поскольку мы не ставили рамок респондентам: находясь в естественных для себя условиях, они сами рассуждали о том, что им представляется более значимым. Порой в таком формате медиафрилансеры добавляли нам и новые идеи — дополнительный ракурс для исследования.

Добавим, что по российскому законодательству (ст. 2 закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»1) под журналистом понимается не только собственно автор контента, но и другие специалисты, занимающиеся «редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции». Это могут быть фотографы, операторы, иллюстраторы, редакторы и др. В условиях цифровизации и новых медиа, говоря о медиафрилансе, мы можем смело добавлять в этот перечень стримеров и блогеров. Часто современные медиафрилансе-ры называют себя копирайтерами, рерайтерами, контент-мейкерами и пр. Поэтому при формировании выборки текстов мы руководствовались довольно широким перечнем специалистов.

1 О средствах массовой информации : Закон РФ от 27 дек. 1991 № 2124-1 : (ред. от 14 июля 2022) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511.

Найденные материалы можно считать случайной выборкой, поскольку мы не ставили иных фильтров, кроме собственно темы текста, и брали все публикации подряд. Одновременно их можно считать (с оговоркой) и максимально полной выборкой, поскольку последние материалы были найдены с большим трудом. Хотя, конечно, следует оговориться, что интернет — это безграничное пространство, которое пополняется пользователями со всего мира в постоянном режиме. Поэтому невозможно утверждать, что найдено 100 % текстов.

Мы осуществляли поиск с апреля по июль 2022 г. и задействовали для этого сайты поисковиков (только Яндекс и Google оказались эффективными), социальных сетей (результат получили только из сети ВКонтакте) и блоговых площадок (Живой Журнал и Яндекс.Дзен).

К обнаруженным материалам мы также добавили результаты четырех экспертных опросов, которые провели лично в 2020 г. Таким образом, при подсчетах мы руководствовались выборкой из 204 чел.

В качестве дополнения мы также организовали несколько опросов в группе социальной сети ВКонтак-те «Подслушано Копирайтинг». Как уже упоминалось выше, многие журналисты цифровой эпохи называют себя копирайтерами. Вместе с тем, содержание указанного паблика говорит о том, что его подписчики по факту занимаются журналистской деятельностью.

Результаты исследования

Собственно, именно с указанного выше вопроса мы и начали наш анализ. Как все же современные меди-

африлансеры чаще всего называют свою профессию? В том или ином варианте данной темы коснулись 193 автора проанализированных нами текстов. Из них 52,85 % называют себя копирайтерами, 41,45 % — журналистами. Незначительные доли заняли другие варианты: редактор, рерайтер, контент-мейкер, сторис-мейкер, фотограф, оператор, иллюстратор, стример, блогер и др.

Многие авторы подчеркивали многозадачность, с которой сталкиваются современные медиафрилан-серы, и размытость границ между перечисленными выше профессиями:

- «Не советую фрилансеру быть излишне высокомерным и избегать заказов по копирайтингу. Сегодня журналистика трансформируется, и интересные статьи мы читаем не только в независимых медиа, но и, например, в бло-гах разных компаний, в рассылках. [...]Кстати, платят за это обычно больше, чем за статьи в СМИ»;

- «(Осваивайте смежные сферы деятельности. Просто журналисты сегодня мало кому нужны. Если раньше можно было прислать редактору текст в вордовском файле и на этом успокоиться, сегодня журналист — это, скорее, продюсер, который руководит процессом от и до»;

- «<На написание заметок в разные издания фрилансеру прожить можно, но сложно. Во-первых, темы могут отменяться, выход статей — переноситься (вместе с вашим гонораром). Во-вторых, бюджет на фрилансеров — это первое, что режется в СМИ в тяжелые времена кризиса. Поэтому готовьтесь к многозадачности: копирайтерство и райтерство, а

также SMM — прекрасные дополнения к вашему заработку. А иногда и основная его часть».

Вместе с тем, большая часть медиафрилансеров (86,67 %) использует в своей работе журналистские жанры. Данный вопрос был понятен в текстах 60 авторов.

Следующий пункт, важный для нас при анализе творческой самореализации журналиста, — это конкретная специализация автора. Не секрет, что в интернете сегодня существует огромное количество сайтов с текстами не самого высокого качества. Соответственно, есть авторы, создающие данный контент. Большинство из них — фрилансеры. Для профессионала процесс создания такого текста зачастую укладывается в несколько минут, и эта задача не требует глубоких знаний по теме материала. Поэтому авторы, занявшие данную нишу, часто пишут на любую тему — от строительства до путешествий по местам, где лично никогда не бывали.

Тематику своих материалов упомянули 103 чел. Из них 52,43 % имеют какую-то специализацию. Иногда это несколько тем, но, так или иначе, эти авторы не пишут «о чем угодно», считая, что медиафрилансеру надо иметь свою нишу:

- «Журналисту-фрилансеру лучше иметь свою нишу (или несколько), тогда работа будет гораздо спокойнее и упорядоченнее, не придется набирать разношерстных заказов, можно работать с относительно постоянными редакторами»;

- «Пишите о том, в чем разбираетесь. [...] Лучше фрилансеру профессионально разбираться в спорте, путешествиях или финансах, чем быть любителем в 10 областях».

Однако с этим согласны не все. Практически такое же количество медиафрилансеров (47,57 %) готовы написать текст на любую тему: «Самые разные проекты, от желтых новостей до описаний электроинструмента»; «Важно уметь искать информацию, погружаться, разбираться и стараться писать практически на любую тему».

Добавим, что абсолютное большинство медиафрилансеров — это пишущие журналисты (91,62 %), что логично: это самый естественный и простой вариант удаленного сотрудничества в медиасфере. Фотографов оказалось 7,85 %. Немногие работают с форматом видео, сотрудничают с радио, создают иллюстрации. Данную тему осветил 191 чел.

Поскольку в проанализированных текстах были подняты не все интересующие нас вопросы, мы организовали несколько опросов в группе социальной сети ВКонтакте «Подслушано Копирайтинг».

Так, на вопрос о том, чего больше в работе медиафрилансера — творчества или рутины (https://vk.com/wall-123495637_700334, на 15.08.2022 г. проголосовало 265 чел.) — большинство (76 %), к сожалению, отметило рутину: «Творческие порывы безжалостно ограничены ТЗ. Муза плачет и матерится в сторонке»; «Я не очень поняла, что понимается под творчеством. А так вообще даже в труде писателя довольно много рутины, я считаю».

Оставшиеся 24 %, проголосовавшие за творчество, судя по комментариям, обладают более длительным стажем и большим опытом, чтобы иметь возможность выбирать:

- «Я не беру те заказы, которые для меня — рутина и скука.

Уже прошла этап, когда хваталась за все, даже то, что вызывало откровенное уныние. Мне важно, чтобы работа была интересной и приносила удовольствие. Практически никогда нет четкого ТЗ, только пожелания клиентов. Что-то сама придумываю, предлагаю идеи. Так что для меня, определенно, творчества больше».

Были и те, кому предложенных вариантов не хватило: «Сплошная творческая рутина»; «Примерно поровну. Заказы разные бывают».

Другой значимый для нас вопрос касался свободы творчества. О свободе фрилансеров говорят давно и много, но обычно это касается бытовой свободы («от понедельников, начальников и будильников»). Действительно, многие медиафрилан-серы выбрали этот путь именно по причине свободы либо отмечают это как важное преимущество данного образа жизни и способа заработка.

Вместе с тем, существует и другой уровень свободы — возможность самостоятельно выбирать издание, с которым сотрудничать (и легко расставаться с ним, сосредоточиваясь на других, при смене условий), выбирать различные проекты, темы публикаций, методы работы, самостоятельно планировать непосредственно выполнение задания. Для журналиста — специалиста творческого труда — возможно, именно эта свобода может представлять наибольшую ценность [9; 19-22]. Об этом писали и некоторые авторы проанализированных нами текстов:

- «Больше интересных встреч, интервью с уникальными людьми, возможностей писать о том, что близко мне не только с профессиональной точки зрения, но и как маме,

женщине, общественно активному гражданину, при этом не ограничиваясь рамками одной редакции»;

- «Темы, на которые пишет журналист, продиктованы редакционной политикой, запросами рекламодателей, предпочтениями и пожеланиями владельца СМИ и так далее. У журналистов чаще всего мало маневров для "творчества". Это стало одной из причин, почему я отказался от работы в каком-то конкретном СМИ. Мне не хотелось заниматься рутиной: написанием безликих новостей и заметок, контент-менеджментом и прочим. Больше времени я хотел посвящать тому, что мне нравится»;

- «Основной плюс — это то, что ты сам можешь выбирать, с кем работать и в каком формате»;

- «(Вообще быть фрилансером — это такое уникальное положение для журналиста: ты можешь поехать в экспедицию, можешь работать из дома, ты можешь брать пермские темы, можешь брать федеральные, а можешь — иркутские. Ты — журналист, который находит истории где хочет, договаривается с кем хочет. [...] у меня точно нет никакой "пове-сточки", никакой методички — есть только мой интерес к теме».

Однако мыслей на эту тему было слишком мало, чтобы сделать обоснованные выводы, поэтому мы задали вопрос о свободе творчества в группе «Подслушано Копирайтинг». На него ответили 166 чел. (https:// vk.com/wall-123495637_703329, на 15.08.2022). Почти половина отмечают средний уровень свободы (44 %), еще 22 % — настроены более позитивно, считая, что уровень свободы творчества в их работе весьма высок: «<Работаю с инте-

ресными мне заказчиками, мне выдают интересные темы, делаю в текстах интересные мемы, опрашиваю интересных людей. В чем не творчество?» Однако почти столько же (19 %) говорят о низком уровне свободы, а 15 % отметили, что свободы нет вообще: «Для меня это работа и денюжки. Захочется творчества — пойду крестиком повышиваю»; «Какое творчество после проверки на уникальность и главред? Есть четкое ТЗ и желание заказчика и все».

В заключение поднимем итоговый вопрос, заявленный в заголовке настоящей статьи: как обстоят дела с творческой самореализацией ме-диафрилансеров, есть ли она? В проанализированных нами текстах об этом, в том или ином варианте, писали 59 авторов, из них почти все (94,92 %) считают, что творческая самореализация имеет место в их жизни и профессиональной деятельности:

- «В кои-то веки я смотрю на себя и свои достижения и горжусь собой! У меня есть все, о чем я давно мечтала — реализованность, стабильность, деньги и опыт, которым мне не терпится поделиться с другими»;

- «Редкий фрилансер занимается нелюбимым делом. Работа доставляет ему искреннее удовольствие, а результат и качество становятся принципиальными моментами. Как итог — постоянное развитие, рост числа заказчиков и повышение оплаты»;

- «Очень рада, что помимо коммерческих материалов у меня есть возможность поднимать темы социального характера или затрагивать более важные проблемы, чем "где поесть?", "куда сходить?" или

"где одеться?". И именно это для меня значимо».

Но здесь надо сделать оговорку: люди редко описывают истории своего неуспеха. Как верно отметила одна из авторов, «большинство восторженных историй — это так называемая ошибка выжившего. Когда во внимание берется только небольшой процент положительных исходов, хотя на самом деле они — погрешность, исключение, а не правило».

Поэтому мы решили добавить мнение подписчиков группы «Подслушано Копирайтинг». Один вопрос на эту тему был задан автором настоящей статьи (https://vk.com/wall-123495637_703702) и еще один был найден в ленте группы и создан одним из подписчиков (https://vk.com/ wall-123495637_702340). На момент проверки 15.08.2022 в общей сложности указанные два поста собрали 126 комментариев.

Надо отметить, что результаты оставляют позитивное впечатление о медиафрилансе. Как и в проанализированных нами текстах, абсолютное большинство подписчиков группы говорят о важности творческой самореализации, подтверждая, что это неотъемлемая часть их профессиональной жизни:

- «У меня достойные проекты, я уверена в том, что делаю, и горжусь этим. Даже когда не зарабатывала. Своими текстами я многим облегчала жизнь. Силу слова не надо недооценивать»;

- «Кайфую от того, что пишу. И получаю большее удовольствие, когда узнаю что-то интересное, пока пишу статью»;

- «Кайфую от каждого написанного текста. И еще больше кай-

фую, если текст понравился тому, для кого писала»;

- «Мне обычно просто интересно. Остальное не имеет значения» ;

- «Моя работа помогает повышать финансовую грамотность населения, избегать мошенников. Помимо отличной оплаты я рад, что приношу пользу такого рода».

Нам удалось обнаружить всего 4 комментария с противоположным мнением: «Только деньги интересуют»; «Я самореализуюсь в других сферах жизни»; «Зависит от проекта. Иногда действительно отзывается, но бывают и проекты ради денег»; «Ну, меня раздражает, когда занимаюсь фигней бесполезной. Но все-таки часть моей работы — именно она».

Заключение

Журналистика — творческая профессия. Выбирая ее, молодой специалист обычно рассчитывает не только на материальный доход, но и на некоторое моральное удовлетворение от того, чем занимается. Вопрос творческой самореализации — не праздный. От ее отсутствия журналист легко может, что называется, «перегореть», а затем и уйти в другие сферы деятельности.

Медиафриланс — это особая сторона современной (во многом цифровой) журналистики. Здесь размыты границы профессии, а сами специалисты порой безразлично относятся и к вопросу самоидентификации себя как журналистов, и к специализации в конкретной сфере, соглашаясь писать на любую тему.

Вместе с тем, к счастью, это относится не ко всем: большинство медиафрилансеров цифровой эпохи сотрудничают только с интересными

им изданиями и проектами и отмечают чувство удовлетворенности от своей работы, а не только заработка.

Можно констатировать банальность, но мир действительно меняется, и с ним трансформируется и сфера журналистики. В конечном итоге, имеет значение не самоназвание профессии, не форматы публикации и не факт нахождения журналиста в офисе редакции в процессе

работы. А вот то, что, несмотря на новые технологии, скорость и необходимость подстраиваться под алгоритмы роботов поисковиков, в жизни современных медиафрилансеров творчество по-прежнему занимает значимое место — действительно важно. На наш взгляд, именно благодаря этому журналистика остается журналистикой, несмотря на трансформации.

Список использованной литературы

1. Massey B. Freelancing in Journalism / B. Massey, C. Elmore. — DOI 10.1093/ acrefore/9780190228613.013.818 // Journalism Studies. — 2018. — URL: http://communication. oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-818.

2. Белоусова Т.В. Методические основы подготовки рерайтера и копирайтера / Т.В. Белоусова. — EDN FAURVV // Ratio et Natura. — 2021. — № 1 (3). — С. 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Hagar N. Writer Movements Between News Outlets Reflect Political Polarization in Media / N. Hagar, J. Wachs, E.-Á. Horvát. — DOI 10.1177/14614448211027173 // New Media and Society. — 2021.

4. Hayes K. Narrowing the Discourse? Growing Precarity in Freelance Journalism and Its Effect on the Construction of News Discourse / K. Hayes, H. Silke. — DOI 10.1080/17405904.2 019.1570290 // Critical Discourse Studies. — 2019. — Vol. 16, no. 3. — P. 363-379.

5. Hayes K. The Networked Newsroom: Navigating New Boundaries of Work / K. Hayes. — DOI 10.1080/17512786.2021.1949627 // Journalism Practice. — 2021.

6. Yanardagoglu E. Restructuring of the Media System and New Media Convergence / E. Yanardagoglu. — DOI 10.1007/978-3-030-83102-8_6 // The Transformation of the Media System in Turkey. — Palgrave MacMillan Cham, 2021. — P. 151-189.

7. Salamon E. Digitizing Freelance Media Labor: A Class of Workers Negotiates Entrepreneurialism and Activism / E. Salamon. — DOI 10.1177/1461444819861958 // New Media and Society. — 2020. — Vol. 22, no. 1. — P. 105-122.

8. Norbäck M. Making It Work in Free Agent Work: The Coping Practices of Swedish Freelance Journalists / M. Norbäck, A. Styhre. — DOI 10.1016/j.scaman.2019.101076 // Scandinavian Journal of Management. — 2019. — Vol. 35, no. 4. — P. 101076.

9. Виноградова К.Е. Журналистская деятельность в дистанционном формате: трансформация внутрифирменной коммуникации в период пандемии / К.Е. Виноградова // Управление коммуникациями : сб. ст. I междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Н. Чумикова, Э.Э. Шульца. — Москва, 2022. — С. 78-86.

10. Дяченко А.А. Фриланс как альтернативная форма занятости в период пандемии / А.А. Дяченко, А.С. Сорокина. — EDN XLPBUN // Молодежный научный форум : материалы CXXIX студ. междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2021. — Т. 19. — С. 59-65.

11. Лымарева О.А. Инструменты формирования корпоративной культуры для удаленных сотрудников / О.А. Лымарева, Н.Е. Жукова, Е.А. Степановская. — EDN MPAAEW // Экономика устойчивого развития. — 2020. — № 3 (43). — С. 65-68.

12. Norbäck M. Maintaining a Freelance Career: How Journalists Generate and Evaluate Freelance Work / M. Norbäck. — DOI 10.1080/1461670X.2022.2073257 // Journalism Studies. — 2022.

13. Josephi B. The Blurring Line Between Freelance Journalists and Self-Employed Media Workers / B. Josephi, P. O'Donnell. — DOI 10.1177/14648849221086806 // Journalism. — 2022.

14. Norbäck M. Glimpses of Resistance: Entrepreneurial Subjectivity and Freelance Journalist Work / M. Norbäck. — DOI 10.1177/1350508419889750 // Organization. — 2021. — Vol. 28, no. 3. — P. 426-448.

15. The Information Security Cultures of Journalism / M. Crete-Nishihata, J. Oliver, C. Parsons [et al.]. — DOI 10.1080/21670811.2020.1777882 // Digital Journalism. — 2020. — Vol. 8, no. 1. — P. 1068-1091.

16. Canter L. Freelancing for Journalists / L. Canter, E. Wilkinson. — London : Routledge, 2020. — 222 p. — DOI 10.4324/9780429027178.

17. Himma-Kadakas M. Ready to Hire a Freelance Journalist: the Change in Estonian Newsrooms' Willingness to Outsource Journalistic Content Production / M. Himma-Kadakas, M. Möttus. — DOI 10.51480/1899-5101.14.1(28).2 // Central European Journal of Communication. — 2021. — Vol. 14, no. 1. — P. 27-43.

18. Костюк А.А. Процесс творческой самореализации в условиях информационного общества / А.А. Костюк. — EDN CZVPVA // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. — 2020. — № 1 (35). — С. 71-76.

19. Капустина А.А. Фриланс журналистика в XXI веке: условия труда и оценки / А.А. Капустина. — EDN VYALQC // Век информации. — 2019. — Т. 7, № 1. — С. 119-125.

20. Кошелев А.А. ^ецифика организации труда фрилансера: по результатам социологического исследования / А.А. Кошелев. — DOI 10.18411/lj-07-2020-183. — EDN ZBLLDJ // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 63-5. — С. 126-128.

21. Davis M.P. Self-Censorship: Foreign Journalists' Reportage of Turkey / M.P. Davis. — DOI 10.1177/1464884920977287 // Journalism. — 2020.

22. Norbäck M. Back to the Future of Journalist Work? Entrepreneurial Subjectivity and Freelance Journalism in Sweden / M. Norbäck. — DOI 10.1177/14648849211033131 // Journalism. — 2021.

References

1. Massey B., Elmore C. Freelancing in Journalism. Journalism Studies, 2018. DOI: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.818.

2. Belousova T.V. Methodological Bases for the Preparation of a Rewriter and Copywriter. Ratio et Natura, 2021, no. 1, pp. 83._ (In Russian). EDN: FAURVV.

3. HagarN.,WachsJ.,Horvát E.-Á.WriterMovementsBetween NewsOutlets ReflectPolitical Polarization in Media. New Media and Society, 2021. DOI: 10.1177/14614448211027173.

4. Hayes K., Silke H. Narrowing the Discourse? Growing Precarity in Freelance Journalism and its Effect on the Construction of News Discourse. Critical Discourse Studies, 2019, vol. 16, no. 3, pp. 363-379. DOI: 10.1080/17405904.2019.1570290.

5. Hayes K. The Networked Newsroom: Navigating New Boundaries of Work. Journalism Practice, 2021. DOI: 10.1080/17512786.2021.1949627.

6. Yanardagoglu E. Restructuring of the Media System and New Media Convergence. The Transformation of the Media System in Turkey. Palgrave MacMillan Cham, 2021, pp. 151-189. DOI: 10.1007/978-3-030-83102-8_6.

7. Salamon E. Digitizing Freelance Media Labor: A Class of Workers Negotiates Entrepreneurialism and Activism. New Media and Society, 2020, vol. 22, no. 1, pp. 105-122. DOI: 10.1177/1461444819861958.

8. Norbäck M., Styhre A. Making it Work in Free Agent Work: The Coping Practices of Swedish Freelance Journalists. Scandinavian Journal of Management, 2019, vol. 35, no. 4, pp. 101076. DOI: 10.1016/j.scaman.2019.101076.

9. Vinogradova K.E. Journalistic Activity in a Remote Format: The Transformation of Intra-Company Communication During the Pandemic. In Chumikov A.N., Shults E.E. (eds). Communications management. Moscow, 2022, pp. 78-86. (In Russian).

10. Dyachenko A.A., Sorokina A.S. Freelancing as an Alternative Form of Employment During the Pandemic. Youth Scientific Forum. Materials of the CXXIX Student International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2021, vol. 19, pp. 59-65. EDN: XLPBUN.

11. Lymareva O.A., Zhukova N.E., Stepanovskaya E.A. Tools for Creating a Corporate Culture for Remote Employees. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = The Economics of Sustainable Development, 2020, no. 3, pp. 65-68. (In Russian). EDN: MPAAEW.

12. Norbäck M. Maintaining a Freelance Career: How Journalists Generate and Evaluate Freelance Work. Journalism Studies, 2022. DOI: 10.1080/1461670X.2022.2073257.

13. Josephi B., P. O'Donnell. The Blurring Line Between Freelance Journalists and Self-Employed Media Workers. Journalism, 2022. DOI: 10.1177/14648849221086806.

14. Norbäck M. Glimpses of Resistance: Entrepreneurial Subjectivity and Freelance Journalist Work. Organization, 2021, vol. 28, no. 3, pp. 426-448. DOI: 10.1177/1350508419889750.

15. Crete-Nishihata M., Oliver J., Parsons C., Walker D., Tsui L., Deibert R. The Information Security Cultures of Journalism. Digital Journalism, 2020, vol. 8, no. 1, pp. 10681091. DOI: 10.1080/21670811.2020.1777882.

16. Canter L., Wilkinson E. Freelancing for Journalists. London, Routledge, 2020. 222 p. DOI: 10.4324/9780429027178.

17. Himma-Kadakas M., Môttus M. Ready to Hire a Freelance Journalist: the Change in Estonian Newsrooms' Willingness to Outsource Journalistic Content Production. Central European Journal of Communication, 2021, vol. 14, no. 1, pp. 27-43. DOI: 10.51480/1899-5101.14.1(28).2.

18. Kostyuk A.A. The Process of Creative Self-Realization in the Conditionts of the Information Society. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy, 2020, no. 1, pp. 71-76. (In Russian). EDN: CZVPVA.

19. Kapustina A.A. Freelance Journalism in the 21st Century: Working Conditions and Evaluations. Vek informatsii = The Information Age, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 119-125. (In Russian). EDN: VYALQC.

20. Koshelev A.A. The Specifics of the Organization of Work of a Freelancer: According to the Results of a Sociological Study. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the Development of Science and Education, 2020, no. 63-5, pp. 126-128. (In Russian). EDN: ZBLLDJ. DOI: 10.18411/lj-07-2020-183.

21. Davis M.P. Self-Censorship: Foreign Journalists' Reportage of Turkey. Journalism, 2020. DOI: 10.1177/1464884920977287.

22. Norbäck M. Back to the Future of Journalist Work? Entrepreneurial Subjectivity and Freelance Journalism in Sweden. Journalism, 2021. DOI: 10.1177/14648849211033131.

Информация об авторе

Мухина Ольга Сергеевна — аспирант, кафедра периодической печати и сетевых изданий, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация, olga.mukhina@urfu.ru, О https:// orcid.org/0000-0001-8791-6086.

Author Information

Olga S. Mukhina — PhD Student, Department of Periodical Press and Online Media, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation, olga.mukhina@urfu.ru, О https://orcid.org/0000-0001-8791-6086.

Для цитирования

Мухина О.С. Проблемы творческой самореализации медиафрилансеров цифровой эпохи / О.С. Мухина. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(4).813-824. — EDN DNKLYY // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 813-824.

For Citation

Mukhina O.S. Problems of Creative Self-Realization of Freelance Journalists of the Digital Age. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 4, pp. 813-824. (In Russian). EDN: DNKLYY DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(4).813-824.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.