Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АСПЕКТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL LITERACY / ASPECT / TEACHER / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мержвинская Людмила Васильевна, Прохоров Михаил Александрович

Рассмотрено понятие «цифровой грамотности» профессорско-преподавательского состава вузов военного образования Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из специфики профессиональной деятельности и особенностей развития современных информационных технологий, выделены главные аспекты, наиболее полно характеризующие уровень цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава, установлена их динамичность. Представлена теоретико-множественная модель категории цифровой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мержвинская Людмила Васильевна, Прохоров Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DIGITAL LITERACY OF TEACHERS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the concept of "digital literacy" of the teaching staff of military education institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation. Based on the specifics ofprofessional activity and features of the development of modern information technologies, the main aspects that most fully characterize the level of digital literacy of the teaching staff are identified, and their dynamism is established.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 378.126

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л.В. Мержвинская, М.А. Прохоров

Рассмотрено понятие «цифровой грамотности» профессорско-преподавательского состава вузов военного образования Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из специфики профессиональной деятельности и особенностей развития современных информационных технологий, выделены главные аспекты, наиболее полно характеризующие уровень цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава, установлена их динамичность. Представлена теоретико-множественная модель категории цифровой грамотности.

Ключевые слова: цифровая грамотность, аспект, преподаватель, информационные технологии.

Сегодня сложно представить хотя бы одну сторону жизни современного общества, не подвергшейся автоматизации и компьютеризации [1]. Стремительное развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе, оказывает сильное влияние на образовательный процесс и непосредственно на профессиональную деятельность преподавателей.

В современных условиях одним из основных требований к преподавателю, особенно высшей военной школы, независимо от направления и специализации, является грамотное использование компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. Данный факт нашел отражение в соответствующем профессиональном стандарте профессорско-преподавательского состава (ППС) [2], обязывающем каждого преподавателя развивать навыки поиска информации на разных ресурсах, свободно работать с современными технологиями, оформлять электронные портфо-лио в личном кабинете преподавателя вуза, разрабатывать презентации лекций учебных дисциплин, создавать электронные учебные пособия, учебные фильмы и многое другое.

Кроме того, в настоящее время в вузах высшего образования (ВО) Министерства обороны (МО) Российской Федерации (РФ) идет активная работа по развертыванию электронной информационно-образовательной среды в рамках системы «Образовательная деятельность», согласно требованиям, утвержденным Министром обороны РФ в 2016 году. Функциональная модель ППС в рамках упомянутой информационной среды представлена на рис. 1 [3].

Исходя из этого, вопрос формирования и развития цифровой грамотности у преподавателей является крайне актуальным, требующим глубокого осмысления с учетом современных инфокоммуникационных тенденций современного общества. Данное обстоятельство обуславливает

проведение ряда научно-исследовательских работ, таких, как «Паспорт-ВУЗ» (2016-2017 гг.), «Перспективный ВУЗ-2018» (2018-2019 гг.) и «Цифра» (2020-2021 гг.).

Электронная среда обучающегося

Рис. 1. Функциональная модель профессорско-преподавательского состава в системе современного вуза МО РФ

Определение понятия «цифровой грамотности» профессорско-преподавательского состава в условиях развития современных инфо-коммукационных технологий. Анализ научных публикаций, посвященных теме освоения информационно-телекоммуникационных технологий показал определенный плюрализм используемых понятий. Встречаются такие, как «информационная компетентность» [4], «медиакомпетентность» [5], «компьютерная грамотность» [6-8]. В публикациях последних лет всё чаще встречается обобщённое понятие «цифровая грамотность» [9-10], представляющее собой интеграцию информационной, компьютерной, медиа, коммуникационной грамотности и отношения к технологическим инновациям, что представляется вполне обоснованным (таблица).

Полисемии понятия цифровой грамотности

Частная категория Частное определение

Информационная грамотность Набор умений и навыков, позволяющий запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией

Компьютерная грамотность Набор умений и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники, понимания основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества

Медиа грамотность Совокупность навыков и умений, позволяющая анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах

Коммуникативная грамотность Набор навыков и умений, позволяющий использовать современные средства коммуникации (социальные сети, мессенджеры) в процессе общения при условии соблюдения правил общения и умения соотнести их с конкретной ситуацией (Осознание наличия особой этики и норм общения в цифровой среде)

Отношение к технологическим инновациям Понимание технологических трендов, готовность использовать в повседневной и профессиональной деятельности современных технологий (устройств, программ и т.д.)

Цифровая грамотность

В настоящее время существует множество трактовок «цифровой грамотности»: от умения использовать компьютер в жизни и профессии до совокупности знаний основных понятий информатики и вычислительной техники. Чаще всего цифровая грамотность определяется как совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий, а самое главное, для профессиональной деятельности - это использование компьютера в качестве орудия интеллектуального труда.

Анализ профессиональной деятельности современного преподавателя высшей военной школы позволил выделить из полисемии понятия цифровой грамотности следующие основные аспекты, наиболее полно ха-растеризующие ее уровень.

1. Технический - знание архитектуры современных персональных компьютеров и вычислительных комплексов.

2. Системный - умение работать с операционной системой.

3. Прикладной - владение сервисным программным обеспечением, текстовыми процессорами, издательскими системами, системами представление и обработка графической информации, системами управления базами данных и поисковыми системами.

Следует особо отметить, что рассматриваемые аспекты тесно взаимосвязаны между собой, изменение в уровне владения одним немедленно отражается на уровне цифровой грамотности в целом. В настоящее время сформировался определенный «шаблон» указанных аспектов цифровой грамотности, характерный для большинства преподавателей высшей военной школы (рис. 2).

Все преподаватели имеют достаточное представление об устройстве и принципах взаимодействия основных элементов персональных компьютеров, владеют операционными системами семейства Windows на необходимом для выполнения профессиональных обязанностей уровне, офисным пакетом компании Microsoft и другим необходимым программным обеспечением.

Наблюдаемый шаблон стал результатом определенной доступности соответствующих программных продуктов и технических решений для государственных организаций, в том числе образовательных учреждений вплоть до 2015 года.

Однако, по ряду экономических и политических причин [11] в настоящее время осуществляется активный переход на использование исключительно отечественного специального и прикладного программного обеспечения. При этом, процесс импортозамещения планируется осуществлять посредством комбинированного подхода, включающего [12]:

1. Переход на отечественные операционные системы и соответствующее прикладное ПО взамен ранее используемого, внесённого в государственный реестр программного обеспечения в РФ.

2. Использование соответствующих технологий виртуализации в случае отсутствия отечественных аналогов необходимому программному обеспечению.

устройство и сопряжение современных персональных компьютеров и вычислительных комплексов

операционные системы семейства Windows Компании Microsoft

офисный пакет компании Microsoft, специализированное программное обеспечение {например SanRav}

Рис. 2. Аспекты цифровой грамотности преподавателя вуза Министерства обороны Российской Федерации

Наибольшее распространение получают отечественные операционные системы семейства Unix, например Astra Linux. На сегодняшний день это единственная система с запатентованными средствами защиты информации. По состоянию на конец 2019 года операционная система Astra Linux уже используется более, чем в 3000 компаний на территории Российской Федерации [12]. В базовый набор приложений операционных систем Astra Linux кроме мультимедийных, графических и других входит мощный офисный пакет LibreOffice, в котором имеются редакторы всех распространенных форматов документов и их аналогов.

Однако, несмотря на очевидные преимущества указанной операционной системы (главное среди которых, конечно, защищенность), у большинства пользователей, особенно гуманитарной направленности, возникают существенные трудности, связанные с пониманием процесса ее функционирования и базовыми навыками работы в ней. Отдельной проблемой также является необходимость использования специализированного программного обеспечения, не имеющего аналогов или не переработанного под среду Linux. Данное обстоятельство дополнительно обязывает каждого преподавателя высшей военной школы владеть средствами эмму-лирования.

Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что «шаблон» характеризующий цифровую грамотность претерпевает серьезные изменения, добавляются новые аспекты (специальный), существующие, в свою очередь, качественно меняются (рис. 3).

В складывающихся условиях, по мнению ряда специалистов, преподаватель может оказаться в ситуации, в которой уровень его цифровой грамотности резко девальвируется.

Так, например, результаты исследования степени развития цифровой грамотности, проведённого центром НАФИ в 2019 году, показали лидирующую позицию преподавателей высшей школы среди жителей РФ. Однако, выявленная проблемная ситуация может привести к серьезным изменениям в указанном соотношении (рис. 4).

Рис. 3. Аспекты компьютерной грамотности современного преподавателя с учетом перехода на отечественное программное

обеспечение

Цифровая грамотность ППС

Л /1

1

88%

43%

- текущий уровень цифровой грамотности (результаты исследования аналитического центра НАФИ)

- ожидаемый уровень цифровой грамотности (в условиях качественного и количественного изменения аспектов, характеризующих цифровую грамотность)

7

Рис. 4. Ожидаемый уровень цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в условиях перехода на использование отечественного программного обеспечения

Вследствие этого большинство преподавателей не будут способны осуществлять свою профессиональную деятельность на прежнем, высоком уровне. Данное обстоятельство обуславливает необходимость постоянного управления уровнем цифровой грамотности ППС, что требует в свою очередь создание соответствующей системы менеджмента.

На первоначальном этапе разработки системы управления уровнем цифровой грамотности необходимо построить ее математическую модель, в основе которой лежит набор базисных множеств, отражающих установленные в ходе проведенного анализа наиболее важные аспекты рассматриваемой категории [13]. Тогда теоретико-множественную модель категории «цифровой грамотности» можно представить как

а = (А,в,с,о), (1)

где А - множество навыков работы с современными техническими устройствами, А = {а1,а2, ...,ап}, В - множество навыков работы с операционными системами, В = {Ъ1,Ъ2, ...,Ьк}, С - множество навыков работы с прикладным и специализированным ПО, С = [с1,с2,... О - множество навыков работы со средствами виртуализации, 0 = {й2,..., dm}.

Для характеристики категории цифровой грамотности ППС, учитывая имеющиеся тенденции в инфокоммуникационных технологиях и в конкретный момент времени необходимо ввести следующие отношения, определяющие следующее.

1. Необходимые навыки технического аспекта

А = <{ап}; ¿Д/^ = (ап|^^(ап) = 1} , ( ) _ (1' если навык необходим, (2)

= " о в противном случае.

2. Необходимые навыки системного аспекта:

5 = <{Ьк};Ы!2 = {Ьк|<МЬк) = 1} ,

\1, если навык необходим, (3)

юв(Ьк) = , п

■глч «у ( 0 в противном случае.

3. Необходимые навыки прикладного аспекта

С = <{с/};!3>'!3 = {с/|^с(с/) = 1} ,

( \ — (1, если навык необходим, (4)

^с(с/= = " о в противном случае.

4. Необходимые навыки специального аспекта

0 = <{^ш};!4>,!4 = = 1} ,

( ^_Г1,если навык необходим, (5)

ш) = " 0 в противном случае.

Тогда в соответствии с представленными выражениями теоретико-множественная конструкция, отражающая статический аспект рассматриваемой системы, будет иметь следующий вид:

@ = (П^^в^о^.

Разработанная модель позволяет формировать адекватные требования к ППС.

Заключение. Анализ особенностей профессиональной деятельности ППС вузов ВО МО РФ и современных особенностей развития в области информационных технологий показал динамичность категории «цифровой грамотности». Данное обстоятельство обуславливает необходимость управления уровнем цифровой грамотности ППС с целью качественной реализации ими соответствующих образовательных программ.

В свою очередь, для непрерывного управления цифровой грамотностью необходимо разработать соответствующие методики анализа и оценивания ее уровня, в основе которых целесообразно использовать предложенную модель, что в свою очередь, позволит формировать конкретные предложения и рекомендации, направленные непосредственно на обеспечение требуемой цифровой грамотности ППС. Кроме того, соответствующие, предложения и рекомендации необходимо согласовывать с требованиями руководящих документов, в частности, с перечнем средств программного обеспечения, разрешенных к применению в образовательной деятельности МО РФ. Указанные задачи являются непосредственным направлением дальнейших исследований.

Список литературы

1. Вечеркин В.Б., Галанкин А.В., Прохоров М.А. Методика оценивания устойчивости функционирования автоматизированной системы управления критической информационной инфраструктурой в условиях информационного воздействия // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Выпуск 6. 2018. С. 160-170.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [Текст]: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н.

3. Мержвинская Л.В. Лингвистическая и функциональная модель системы работы научно-педагогического состава перспективного вуза // Отчёт о составной части комплексной научно-исследовательской работы «Перспективный вуз - 2018» (промежуточный). СПб.: ВКА, 2018. 373 с.

4. Опарина О.Д. Об информационных компетенциях преподавателя // Высшее образование в России. № 8. 2008. С. 136-138.

5. Троянская С. Л. Развитие медиакомпетентности студентов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. С. 144-147.

6. Комарова А.А. Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018.Т. 7. № 4(25). С. 142-146.

7. Агавелян О.К., Мазаева Ю.А. Содержание понятия «Компьютерная грамотность» в научной литературе // Мир науки, культуры, образования. № 4(35). 2012. С. 198-200.

8. Кизелев П.А. Компьютерная грамотность // Эпоха науки № 9. Технические науки. 2017. С. 153-155.

9. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 6-2. С. 35-38.

10. Колмыков А.Н. Цифровая грамотность населения как ключевое условие развития цифровой экономики // E-SCIO. 2019. № 3(30). C. 29-34.

11. Совет ЕС официально продлил экономические санкции против России // РБК: газета [Электронный ресурс] URL: www.rbc.ru /rbcfreenews (дата обращения: 01.01.2020).

12. Операционная система специального назначения // AstraLinux [Электронный ресурс] URL: www.astralinux.ru/products/astra-linux-edition (дата обращения: 17.01.2020).

13. Калинин В.Н. Теоретические основы системных исследований: учебник. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2016. 293 с.

Мержвинская Людмила Васильевна, канд. воен. наук, ludamila2009@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского,

Прохоров Михаил Александрович, канд. техн. наук, начальник лаборатории, mihan 78@mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

PROBLEMS OF DIGITAL LITERACY OF TEACHERS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

L. V. Merzhvinskaya, M.A. Prokhorov

The article deals with the concept of "digital literacy" of the teaching staff of military education institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation. Based on the specifics ofprofessional activity and features of the development of modern information technologies, the main aspects that most fully characterize the level of digital literacy of the teaching staff are identified, and their dynamism is established.

Key words: digital literacy, aspect, teacher, information technology.

Merzhvinskaya Lydmila Vasilevna, candidate of military sciences, ludami-la2009@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, Mozhaisky Military Space Academy,

Prokhorov Mikhail Alexandrovich, candidate of technical sciences, head of laboratory, mihan 78@mail.ru, Russia, St. Petersburg, Mozhaisky Military Space Academy

УДК 621.317

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБМЕНУ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.В. Боговик, О. А. Губская, С.П. Кривцов

Предложена процедура обмена измерительной информацией о состоянии телекоммуникационного оборудования транспортной сети связи в системе мониторинга специального назначения. Данная процедура может быть реализована соответствующим протоколом, положенным в основу функционирования элементов системы мониторинга.

Ключевые слова: измерительная информация, система, мониторинг, транспортная сеть связи, протокол.

В решении задач синтеза системы мониторинга (СМ) одним из важных аспектов является определение процедуры обмена информацией мониторинга и управления параметрами телекоммуникационного оборудования транспортной сети связи (ТСС). Данные процедуры могут быть реализованы соответствующим протоколом, положенным в основу функционирования средств СМ.

В общем случае, протокол - это набор соглашений интерфейса, которые определяют правила обмена между (например, менеджерами и агентами) элементами СМ и управления [1]. Эти соглашения задают единообразный способ обмена сообщениями при взаимодействии программного обеспечения разнесённой в пространстве аппаратуры, соединённой тем или иным интерфейсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.