Научная статья на тему 'Проблемы целеполагания в системе государственного управления социальной сферой'

Проблемы целеполагания в системе государственного управления социальной сферой Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1153
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ORGANIZATION OF SOCIAL SYSTEM / ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS / ЦЕЛИ / TARGETS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тхориков Борис Александрович

Вопрос целеполагания при осуществлении управленческого воздействия на общественные отношения достаточно подробно исследован, однако все еще остается неразрешенной ключевая методолого-методическая проблема восприятие цели деятельности государственных организаций социальной сферы с позиции миссии или лозунга. Автор дает определение миссии, цели, лозунга, дает описание этого термина. Целей у организации может быть множество, в то время как миссия только одна. Миссия глобальна, а цель -локальна. При постановке целей учитывается временной фактор, при выборе миссии нет. По мере достижения одних целей перед организацией ставятся другие. Изменение миссии невозможно без полного переосмысления существования организации и ее идеологии. Значение слова «лозунг» «призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачи или требования партии в определенный исторический момент». Содержание и задачи лозунгов определяют их форму. Обращенные к аудитории, рассчитанные на мгновенное восприятие, удачные лозунги являются общепонятными, броскими, краткими и легко запоминающимися. Лозунги содержат в себе определенные идеологемы, призванные вызвать симпатии в обществе. Идеологема это лаконично выраженные общественно значимые ценности, призванные способствовать политической консолидации избирателей для достижения выборных целей. В работе проводится сравнительный анализ признаков «миссии», «лозунга» и «цели»; анализируются цели государственных программ РФ, выявляются и обосновываются их недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOAL SETTING PROBLEMS IN THE SOCIAL SYSTEM GOVERNANCE

The issue of goal-setting in the exercise of administrative influence on social relations studied in some detail, but still remains a key unresolved methodological and methodical problem the perception of the purpose of the activity of public organizations of the social sphere from the point of the mission or slogan. The author defines the mission, goals, slogan, gives a description of the term. Goals in the organization can be set, while the mission only one. Mission is global, and the goal is local. When setting goals it takes into account the time factor when choosing a mission -not. As you achieve certain goals, others are put before the organization. Mission Change is not possible without a complete rethinking of the organization and its ideology. It is meaning of the word "slogan" "call, briefly expressing the leading idea, problem or party demands a certain historical moment". The content and objectives of the slogans define their shape. Converts to the audience, intended for immediate perception, successful slogans are widely understood, catchy, concise and easy to remember. Slogans contain certain ideologies designed to induce sympathy in society. Ideologema is succinctly expressed socially significant values, designed to promote the political consolidation of the voters in order to achieve electoral aims. In this paper a comparative analysis of the signs of "mission", "slogan" and "purpose"; analyzes the objectives of the State Program of the Russian Federation, are identified and justified by the disadvantages.

Текст научной работы на тему «Проблемы целеполагания в системе государственного управления социальной сферой»

УДК 31

ТХОРИКОВ Борис Александрович, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

russia@prescopus.com

ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Вопрос целеполагания при осуществлении управленческого воздействия на общественные отношения достаточно подробно исследован, однако все еще остается неразрешенной ключевая методолого-методическая проблема - восприятие цели деятельности государственных организаций социальной сферы с позиции миссии или лозунга. Автор дает определение миссии, цели, лозунга, дает описание этого термина.

Целей у организации может быть множество, в то время как миссия - только одна. Миссия - глобальна, а цель -локальна. При постановке целей учитывается временной фактор, при выборе миссии - нет. По мере достижения одних целей перед организацией ставятся другие. Изменение миссии невозможно без полного переосмысления существования организации и ее идеологии. Значение слова «лозунг» - «призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачи или требования партии в определенный исторический момент». Содержание и задачи лозунгов определяют их форму. Обращенные к аудитории, рассчитанные на мгновенное восприятие, удачные лозунги являются общепонятными, броскими, краткими и легко запоминающимися. Лозунги содержат в себе определенные идеологемы, призванные вызвать симпатии в обществе. Идеологема - это лаконично выраженные общественно значимые ценности, призванные способствовать политической консолидации избирателей для достижения выборных целей. В работе проводится сравнительный анализ признаков «миссии», «лозунга» и «цели»; анализируются цели государственных программ РФ, выявляются и обосновываются их недостатки.

Ключевые слова: организации социальной сферы, индикаторы, цели

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-164-166

TKHORIKOV Boris A., Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

russia@prescopus.com

GOAL SETTING PROBLEMS IN THE SOCIAL SYSTEM GOVERNANCE

The issue of goal-setting in the exercise of administrative influence on social relations studied in some detail, but still remains a key unresolved methodological and methodical problem - the perception of the purpose of the activity of public organizations of the social sphere from the point of the mission or slogan. The author defines the mission, goals, slogan, gives a description of the term. Goals in the organization can be set, while the mission - only one. Mission is global, and the goal is local. When setting goals it takes into account the time factor when choosing a mission -not. As you achieve certain goals, others are put before the organization. Mission Change is not possible without a complete rethinking of the organization and its ideology. It is meaning of the word "slogan" - "call, briefly expressing the leading idea, problem or party demands a certain historical moment". The content and objectives of the slogans define their shape. Converts to the audience, intended for immediate perception, successful slogans are widely understood, catchy, concise and easy to remember. Slogans contain certain ideologies designed to induce sympathy in society. Ideologema - is succinctly expressed socially significant values, designed to promote the political consolidation of the voters in order to achieve electoral aims. In this paper a comparative analysis of the signs of "mission", "slogan" and "purpose"; analyzes the objectives of the State Program of the Russian Federation, are identified and justified by the disadvantages.

Keywords: organization of social system, indicators, targets

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель любых управленческих действий - соблюдение общественного интереса. В отличие от частных интересов, которые обеспечиваются рыночными механизмами, общественный интерес формируется с помощью волеизъявления граждан. Государственные органы конкретизируют общественный интерес с помощью политических целей. Для реализации такие цели конкретизируются посредством задач. Последние обычно значительно различаются в зависимости от того, кто их реализует фактически и кто их может (должен) представлять [2; 3].

Перенос подобной практики из политической плоскости в область практического государственного управления предопределяет недостаточно высокие результаты работы организаций в государственном секторе. Государство, как и в случае политического управления, делает определенные заявления, сравнимые с миссией или лозунгом, последующее исполнение которых возлагается на различные общественные институты или отдельные организации через постановку управленческих задач. В современных условиях это проявляется в разработке множества задач по достижению какой-либо цели в формате государственных программ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определений понятий «миссия», «лозунг» и «цель» в научной литературе представлено достаточно много, авторами предлагаются различные трактовки, которые во многом схожи между собой.

Миссия - идеал, недостижимая цель, ради которой была создана организация и во имя достижения которой она работает. Философское обоснование деятельности компании остается неизменным на протяжении всего периода существования предприятия или учреждения, одна-

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №1/2, 2016 Historical and Social Educational Ideas Tom 8 #1/2, 2016_

ко может эволюционировать. Миссией также принято считать идеологию организации, ее концептуальный подход к принципам взаимодействия с целевой группой.

Цель - идеальный результат, который может быть достигнут в определенной перспективе. Цели должны быть конкретными, измеримыми, ограниченными во времени и достижимыми. Они бывают основными и промежуточными, а их достижение обязательно подкрепляется ресурсами, без которых воплощение задумок невозможно.

Таким образом, цель - это локальный объект, который может быть достигнут в кратко-, средне- или долгосрочной перспективе. Их у организации всегда несколько, при этом все они разнесены во времени. Миссия - глобальный смысл существования компании. Она может быть только одна, неизменная на протяжении длительного периода времени. Как правило, в качестве миссии избирается идеальная ситуация, получить которую можно либо в отдаленной перспективе, либо никогда. Цели ограничены во времени, поэтому именно их достижение положено в основу оценки эффективности работы организации.

Целей у организации может быть множество, в то время как миссия - только одна. Миссия глобальна, а цель локальна. При постановке целей учитывается временной фактор, при выборе миссии - нет. По мере достижения одних целей перед организацией ставятся другие. Изменение миссии невозможно без полного переосмысления существования организации и ее идеологии.

Значение слова «лозунг» - «призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачи или требования партии в определенный исторический момент». Содержание и задачи лозунгов определяют их форму. Обращенные к аудитории, рассчитанные на мгновенное восприятие, удачные лозунги являются общепонятными, броскими, краткими и легко запоминающимися. Лозунги содержат в себе определенные идеологемы, призванные вызвать симпатии в обществе. Идеологема - это лаконично выраженные общественно значимые ценности, призванные способствовать политической консолидации избирателей для достижения выборных целей.

Наибольшую группу идеологем составляют общечеловеческие ценности: благо, благополучие, благосостояние, богатство, процветание, мир, порядок, достойная жизнь, счастье, прогресс, развитие, национальное согласие, стабильность и прочие [1; 4].

Описанные признаки позволяют сформулировать некоторые ограничения на использование «миссии» или «лозунга» в качестве целеполагающей основы государственного управления, являющиеся следствием отсутствия однозначного представления о состоянии объекта управления в будущем:

1) невозможность обеспечения координированного участия различных субъектов управления и хозяйствующих субъектов в процессах реализации цели, связанного с общей неопределенностью управленческой и производственной роли каждого из них;

2) сложность прогнозирования эффективности влияния различных мероприятий и организационных действий на изменения объекта управления из-за вторичности роли составления плана работ по реализации поставленных задач и их несогласованности с исполнителями и заинтересованными общественными институтами;

3) создание предпосылок для возникновения конфликта интересов различных стейкхол-деров при оценке достигнутых результатов, обусловленных неоднозначностью формулировки результатов, которые необходимо достичь;

4) игнорирование указания точных и обоснованных сроков выполнения цели, затрудняющее планирование поступления и распределения ресурсов, мотивирование субъектов управления и хозяйствующих субъектов, оценку промежуточных результатов, корректировку текущей деятельности и прочее;

5) снижение эффективности текущего контроля, вызванное необходимостью его организации в процессе работы из-за неизвестности на этапе целеполагания и планирования ключевых центров затрат, ответственных субъектов управления и прочего.

С целью подтверждения гипотезы о том, что цели в государственной системе управления по своему содержанию являются миссией или лозунгом, проведен сравнительный анализ целей, закрепленных в пяти государственных программах Российской Федерации, связанных с социальной сферой, на полноту соответствия понятиям «миссия» и «лозунг», который позволил заключить, что все цели данных программ не являются таковыми и по своему содержанию обладают признаками лозунгов. То есть вместо конкретного описания желаемого состояния объекта управления они ограничиваются выражением руководящей идеи и содержат рассмотренные выше идеологемы общечеловеческих ценностей. Счетная Палата Российской Федерации отмечает, что «цели многих госпрограмм абсолютно неконкретны, содержат нечеткие формулировки и недостаточно согласованы с задачами госпрограмм. Типичны ситуации, когда дости-

жение цели не обеспечивается ни одной из задач или задача не направлена на достижение ни одной из целей».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратим внимание на то, что цели формулируются в конце разработки программы, после выбора модели и оценки последствий на принимаемые решения, а не до начала работы над ее созданием. Следовательно, они не могут иметь окончательной формулировки до начала работ по подготовке эффективного решения. Иное дело итоговый документ, описывающий программу. В нем цели обычно формулируются в самом начале. Это облегчает чтение документа теми, кто будет участвовать в реализации программы. Однако в действительности при разработки государственных программ сформулированная «цель» предвосхищала весь процесс работы, и составители программ были вынуждены «подтягивать» различные задачи и мероприятия, которые, по их мнению, могли повлиять на достижение поставленной «цели».

Подобная практика приводит к снижению общей эффективности работы, в том числе из-за описанных выше ограничений использования миссии и лозунгов в качестве базы целепола-гания, что подтверждается также данными Минэкономразвития и Росстата России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Верховский А.М. Будущее России: проблема понимания. - Екатеринбург. [Электронный ресурс] - URL: http://www.patriotica.ru/religion/verh_bud.html (дата обращения 14.03.2014).

2. Писарев Е.Л. Качество государственного управления: проблемы целеполагания: Административное право и процесс. - М.: - 2013. - № 10. - С. 3-10.

3. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М.: Инфра-М, 2013. - 255 с.

4. Ярославцева А.Е. Лозунги нового времени // Вестник Томского государственного университета, 2008. - № 4. - С. 109-115.

REFERENCES

1. Verhovskij A.M. Future of Russia: Understanding Problem. [Budushhee Rossii: problema ponimaniya]. Ekaterinburg. Available at: http://www.patriotica.ru/religion/verh_bud.html (date of access 14.03.2014) (in Russ.)

2. Pisarev E.L. 2013. Quality of Public Administration: Goal-Setting Problems: Administrative Law And Process. [Kachestvo gosudarstvennogo upravleniya: problemy celepolaganiya: Administrativnoe pravo i process]. Мoscow. 2013. № 10. Pp. 3-10 (in Russ.)

3. Panov M.M. Assessment of Activity and Control System of the Company on a Basis. [Ocenka deyatelnosti i sistema upravleniya kompaniej na osnove KPI]. Moscow.: INFRA-M, 2013. 255 p. (in Russ.)

4. Yaroslavceva A.E. Slogans of Modern Times: Bulletin of Tomsk State University [Lozungi novogo vremeni: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta]/ 2008. № 4. Pp. 109-115 (in Russ.)

Информация об авторе

Тхориков Борис Александрович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой менеджмента организации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия russia@prescopus.com

Получена: 14.03.2016

Для цитирования статьи: Тхориков Б.А. Проблемы целеполагания в системе государственного управления социальной сферой. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 2. с. 00 - 00.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-164-166

Information about the author

Tkhorikov Boris A., Candidate of Sociological

Sciences, Head of Management Organization

Department, Belgorod State National Research

University,

Belgorod, Russia

russia@prescopus.com

Received: 14.02.2016

For article citation: Tkhorikov B.A. Goal setting problems in the social system governance. [Problemy tselepolaganiya v sisteme gosudarstvennogo upravleniya sotsial'noy sferoy]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. Pp. 00 - 00.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-164-166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.