Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОАО "РЖД" / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зливко А. П., Будницкая А. Е.

В статье рассматриваются проблемы дисциплинарной ответственности сотрудников железнодорожного транспорта и их ответственность за совершенные проступки в трудовой деятельности. Рассматриваются законодательные акты, регулирующие данную сферу трудовых отношений. Предлагается корректировка трудового законодательного акта в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

А.П. Зливко, А.Е. Будницкая

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы дисциплинарной ответственности сотрудников железнодорожного транспорта и их ответственность за совершенные проступки в трудовой деятельности. Рассматриваются законодательные акты, регулирующие данную сферу трудовых отношений. Предлагается корректировка трудового законодательного акта в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: ОАО «РЖД», дисциплинарное взыскание, освобождение от должности, должностные обязанности, железнодорожная магистраль, профессиональная подготовка, Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт является одним из ведущих видов транспорта. В соответствии со стаей 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Правительство Российской Федерации учредило открытое акционерное общество «Российские железные дороги» [1]. ОАО «РЖД» является одной из крупнейших компании России, обеспечивает грузооборот транспортной системы России - 45,3% (с учетом трубопроводного транспорта). Доля в пассажирообороте транспортной системы России - 26,4%.

ОАО «РЖД» владеет 100% железнодорожных магистралей, станциями, вокзалами, депо и диспетчерскими системами, а также свыше 200 тысяч локомотивов и более 600 тысяч грузовых пассажирских вагонов. Уставной капитал компании на 31.03.2016 составлял 2 100 163 180 000 рублей.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Для обеспечения безопасности пассажиров каждый работник железнодорожного транспорта должен четко и своевременно исполнять свои должностные обязанности.

В настоящее время до утверждения Федеральным законом Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 621 от 25 августа 1992 года.

Действие Положения распространяется на всех работников предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и на работников центрального аппарата Министерства путей сообщения Российской Федерации, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

В Положении закреплены обязанности работника, которые можно классифицировать следующим образом:

1) Технологические обязанности. В данную категорию входят: обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, своевременная доставка грузов и пассажиров, соблюдение графика движения поездов, сокращение простоя подвижного состава (пп. «а» п. 5).

2) Производственные обязанности. В данном случае предусматривается, бережное отношение к техническим средствам железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, путь, средства связи и другие), а также к оборудованию, материалу и объектам государственной собственности Российской Федерации, обеспечение сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества; принимать меры к предупреждению и пресечению случаев их хищения (пп. «б» п. 5).

3) Обязанности, связанные с профессиональной подготовкой, предусмотрены пп. «в», «г», «д» п. 5 Положения: выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной среды, проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания, знать и выполнять требования Положения.

© Зливко А.П., Будницкая А.Е., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-1(63)

Так же, Положение о дисциплине предусматривает также и обязанности работодателя:

1) По организации труда: правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления (пп. «а» п. 6);

2) Производственные обязанности. К данному виду обязанностей относится: обеспечение соблюдения режима экономии, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов; обеспечение сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, выявление и устранение причин и условий, способствующих их утрате, порче и хищению (пп. «б» п. 6);

3) Обязанности по формированию добросовестного отношения к труду: уделять внимание повышению уровня дисциплины труда, добиваться сокращения текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения, как на службе, так и вне ее (пп. «в», «г» п. 6).

За совершение работником дисциплинарного проступка, в соответствии с п. 15 Положения, к нему могут применяться, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, следующие виды дисциплинарных взысканий:

а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя - свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, а помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) - свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок;

б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог и государственных предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, и сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);

в) увольнение по соответствующим основаниям. Данные виды дисциплинарных взысканий применяются в зависимости от того, какой дисциплинарный проступок совершен.

Так, дисциплинарное взыскание в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя - свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) - свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев - может быть применено за совершение машинистом, водителем моторно-рельсового транспорта несъемного типа или помощником машиниста проступка, который создавал угрозу крушения или аварии.

В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, машинист, водитель мо-торно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы, и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание в виде лишения свидетельства на срок до одного го-да.Освобождение от занимаемой должности с предоставлением работы с учетом профессии (специальности) как дисциплинарное взыскание может налагаться на работника за нарушение дисциплины, угрожающее безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, или за нарушение установленных правил перевозки и обслуживания пассажиров, обеспечения сохранности грузов, багажа и вверенного имущества. Увольнение может налагаться, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством о труде, также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества. Перечень грубых нарушений дисциплины, за совершение которых может быть применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное подпунктом «в» пункта 15 Положения о дисциплине, дан в приказе МПС России № 30Ц от 25 декабря 2000 г.

К грубым нарушениям дисциплины относятся:

- проезд запрещающего сигнала;

- превышение установленной скорости движения;

- нарушение порядка опробования автотормозов и проверки их действия в пути следования, повлекшие крушение, аварию поезда; отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали;

Увольнение, как вид дисциплинарного взыскания, может быть применено к работнику за совершение следующих дисциплинарных проступков:

1) нарушение порядка вождения железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой его крушение или аварию;

2) нарушение порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправление и прием железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;

3) нарушение правил ограждения железнодорожного подвижного состава, места производства путевых работ, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;

4) нарушение должностных обязанностей, повлекшее за собой столкновение железнодорожного подвижного состава с иным транспортным средством;

5) нарушение технологии обслуживания и ремонта устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;

6) нарушение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;

7) отключение проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;

8) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара в железнодорожном подвижном составе.

Несмотря на все вышеперечисленное, данный проект, по моему мнению, имеет ряд существенных недоработок, которые необходимо устранить.

Во-первых, в статье 1 указанного положения закреплено, что Федеральный закон определяет требования к дисциплине работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта, но при этом нет конкретизации, каких именно работников следует относить к данной категории.

Во- вторых, Положение содержит лишь обязанности работников, а об обязанностях работодателя не говорится, что не совсем корректно.

Правовое регулирование трудовых отношений в сфере железнодорожного транспорта также осуществляется на основе следующих основных нормативно-правовых актов Российской Федерации:

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.10.2016);

— Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; Глава 5 данного Закона посвящена трудовым отношениям и дисциплине работников железнодорожного транспорта. В статье 26, Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», говорится, что дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым федеральным законом Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования.

Таким образом, главным документом для сотрудников железнодорожного транспорта является «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта», которое не противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации;

— Коллективный договор ОАО «РЖД» (правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» между сторонами социального партнерства - Работниками и Работодателем в лице их представителей);

— Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Библиографический список

1.Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 (ред. от 01.04.2016) «О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги»

2.Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

3.Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.10.2016);

5.Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 621 от 25 августа 1992 года;

ЗЛИВКО АЛЛА ПАВЛОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права», Государственный морской университет имени Ф.Ф. Ушакова, Россия.

БУДНИЦКАЯ АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.