Научная статья на тему 'Особенности специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов'

Особенности специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1841
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов»

Н.Д. Потапова,

ст. преподаватель кафедры трудового права

и права социального обеспечения МГЮА

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

Транспортная система России представляет собой большой и сложный экономический комплекс, размещенным на всей территории страны. Российские железные дороги — это ключевой, а в некоторыж случаях единственный способ перевозки грузов и передвижения пассажиров.

Огромное значение железнодорожного транспорта в экономике страны подтверждается цифрами: «Доля внутреннего грузооборота транспорта общего пользования, приходящаяся на железные дороги, сегодня составляет 80%, пас-сажирооборота — 40%»‘, «численность работников компании ОАО «РЖД», ее дочерних и зависимых обществ составляет около 1,3 млн человек, что составляет 2,2% от общего числа занятый в экономике страны»2.

Кроме того, управление железнодорожными транспортными средствами, их обслуживание — серьезная и ответственная деятельность, от которой зависят жизнь и здоровье граждан, пользующихся услугами транспортных организаций. Поэтому действующее трудовое законодательство уделяет особое внимание регулированию трудовых отношений работников транспорта и особенно работников, занятыж на железнодорожном транспорте.

В ТК РФ впервые появилась специальная глава, посвященная особенностям регулирования труда работников транспорта (ст. 328—330). Правила этой главы распространяются на работников, непосредственно связанных с движением транспортныж средств, т.е. трудовая функция которых включает управление и техническое обслуживание средств соответствующего вида транспорта. Речь идет о работниках основных профессий автомобильного, железнодорожного, речного, морского и воздушного транспорта, деятельность которых имеет своей целью перевозку людей и материальных ценностей и в связи с этим непосредственно связана с источником повышенной опасности.

В настоящей статье мы коснемся особенностей специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов.

1 Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта (1880 — 2100 годы) // Железнодорожный транспорт. 2005. № 3. С. 72.

2 Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД», утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 10 мая 2006 г. № 933 р. (документ официально не опубликован. См. http://www.rzd/agency/pnews_list.html?he_id=654).

Впервые на уровне кодифицированного акта в ст. 189 ТК РФ закреплено легальное понятие дисциплины труда, под которой понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В ст. 21 и 22 ТК РФ законодатель четко определяет обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину и правомочие работодателя требовать от работников исполнения ими трудовык обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной ответственности. Особо следует отметить обязанность работодателя, предусмотренную ст. 189 ТК РФ, создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Ненадлежащее исполнение работодателем указанной обязанности отрицательно влияет на уровень дисциплины труда.

Дисциплинарная ответственность работников представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, значение которой всегда было достаточно велико. Под дисциплинарной ответственностью принято понимать обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Действующее законодательство о труде выделяет общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на все категории работников и регулируется нормами ТК РФ, а также Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено, прежде всего, спецификой трудовых функций, которые вытолняют отдельные группы работников, т.е. работники лишь основных профессий, к которым в силу характера и условий их труда предъявляются повышенные требования при выполнении работы. На таких работников в различных отраслях экономики (транспорт, опасные виды производства и др.) распространяются уставы и положения о дисциплине.

Гарантом надежности и безопасности движения на железнодорожном транспорте, сохранности перевозимых грузов является четкое и неукоснительное соблюдение установленных правил и руководств по эксплуатации, технических инструкций, а вот нарушение дисциплины труда создает угрозу жизни и здоровью самих работников, пассажиров, а также приводит к не-вытолнению договорных обязательств по перевозке грузов. Именно поэто-

му законодатель в специальных нормативных правовых актах предусматривает более высокие требования к дисциплине труда работников транспортных организаций, в т.ч. и на железнодорожном транспорте, более подробно регламентирует обязанности работников и устанавливает специальную дисциплинарную ответственность.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспорта, регулируется нормами ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, которые должны быть установлены федеральными законами. Однако следует иметь в виду, что в настоящее время соответствующие федеральные законы еще не приняты, и впредь до их принятия и введения в действие необходимо руководствоваться ранее принятыми уставами и положениями о дисциплине. Особенности дисциплины труда работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, регулируются Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 1.

Теперь перейдем к анализу содержания специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта.

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта имеет определенную сферу действия. Оно распространяется на всех работников предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе и на работников центрального аппарата Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также на всех работников метрополитена 2, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебныгх заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

1 Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 9. Ст. 608; 1994. № 1. Ст. 11. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2152; 1999. № 7. Ст. 916; 2001. № 30. Ст. 3166. Российская газета. 2003. 26 дек.

2 Постановление Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1032 «О распространении действия Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621, на работников метрополитенов» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42. Ст. 4008.

Дисциплина труда работников железнодорожного транспорта состоит в соблюдении ими порядка, правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными актами, применяемыми на железнодорожном транспорте, в выполнении приказов и указаний руководителей предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, а также обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

Помимо Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, трудовые обязанности железнодорожников закреплены в ведомственных нормативны« актах, среди которых, например, можно назвать Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации»1.

Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта 2 подробно конкретизирует обязанности железнодорожников, например, обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов и т.п. Особо законодатель подчеркнул, что руководящий состав и работники, связанные с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, движением поездов и маневровой работой, получающие форменную одежду на льготный условиях, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

Анализируя Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, обращает на себя внимание расширенное определение понятия дисциплинарного проступка, под которым понимается виновное нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, даже если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей. Указанное расширение понятия дисциплинарного проступка вызвано тем, что работники железнодорожного транспорта находятся в сфере

1 Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2001 г. Регистрационный № 2545. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 8; журнал «Экономика железных дорог», 2001. № 11.

2 Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 9. Ст. 608; 1994. № 1. Ст. 11; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2152; 1999. № 7. Ст. 916; 2001. № 30. Ст. 3166; Российская газета. 2003. 26 дек.

действия источника повышенной опасности, и от их действий во многом зависит безопасность движения поездов, жизнь и здоровье людей, а также сохранность перевозимых грузов.

Законодатель уточняет, что перечень категорий работников, которые несут дисциплинарную ответственность за нарушение установленный правил поведения не при исполнении трудовых обязанностей, определяется МПС РФ (ОАО «РЖД») по согласованию с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.

Рассмотрим элементы дисциплинарного проступка работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов.

На железнодорожном транспорте субъектом специального дисциплинарного проступка является работник, непосредственно связанный с движением поездов и обладающий дополнительными признаками. Во-первых, он должен быть не моложе 18 лет; во-вторых, пройти профессиональный отбор, выдержать испытания, пройти периодическую аттестацию; в-третьих, проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и ежедневно, непосредственно перед допуском к работе (предрейсовые или предс-менные медицинские осмотры); в-четвертых, преимущественно в сфере железнодорожного транспорта на работы, связанные с движением поездов, принимаются мужчины, т.к. в силу особой охраны труда женщин, такие работы для них запрещены '.

Объектом дисциплинарного проступка выступает внутренний трудовой распорядок, а точнее «те общественные отношения, которые складываются в процессе его осуществления и охраняются нормами данной отрас-ли»2. Так, на железнодорожном транспорте это может быть безопасность движения поездов, порядок обслуживания пассажиров, сохранность пере-возимыгх грузов и т.п. В этой сфере для объекта дисциплинарного проступка характерны свои особенности, вытекающие из специфики транспортной деятельности. Так, например, трудовой распорядок на железной дороге имеет широкие пространственные границы и охватывает не только трудовой режим, существующий на конкретном предприятии, с которым работник состоит в трудовых отношениях, но и порядок в пределах всей сети железных дорог. Большинство работников, связанных с движением поездов, имеют разъездной характер работы и обязаны соблюдать установленные правила поведения независимо от места нахождения.

1 Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Раздел XXX // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 10. Ст. 1130.

2 Сыроватская Л.А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., Юр. лит. 1990. С. 50.

Любое нарушение трудовой дисциплины несет неблагоприятные последствия. В научной литературе отмечается, что «вредные последствия являются обязательными признаками нарушения трудовой дисциплины»1. К объективной стороне дисциплинарного проступка относятся вредные последствия и причинная связь между ними и противоправным действием (бездействием) правонарушителя. Нарушение трудовых обязанностей возможно в двух формах: совершение запрещенного действия либо бездействие, т.е. воздержание от предписанного действия. «И то, и другое предполагает необходимость уяснения содержания трудовых обязанностей, возложенных на работника»2.

Противоправность поведения работника железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, означает, что он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои трудовые обязанности. Например, такие, как обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, бережное отношение к техническим средствам железнодорожного транспорта (локомотивам, вагонам, путям, средствам связи и другим), проявление заботы о пассажирах и др. Однако в одних случаях вредные последствия могут ярко проявляться, а в других — такие последствия менее ощутимы. Например, такой поступок, как уничтожение имущества всегда ощутим, а вот нарушение правил безопасности движения не всегда влечет за собой явное наступление вредных последствий. При нарушении правил безопасности движения на железнодорожном транспорте может, например, произойти крушение поезда, но, в то же время, такое негативное последствие может и не наступить. В последнем случае реальный ущерб невозможно определить, но такое нарушение оказывает негативное воздействие на состояние трудовой дисциплины в трудовом коллективе в целом.

Субъективную сторону дисциплинарного проступка характеризует вина, которая отражает психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию (бездействию) и наступившим последствиям. Различают две формы вины: умысел прямой или косвенный и неосторожность в виде самонадеянности или небрежности.

Как отмечается в литературе, «для дисциплинарной ответственности более характерна неосторожность, хотя и косвенный умысел может иметь место. При небрежности, которая является наиболее распространенной формой вины в трудовом праве, волевая сторона вообще отсутствует, ибо, не предвидя вредных последствий, нельзя говорить и о каком-то отношении к их наступлению»3.

1 Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. М., Юр. лит. 1969. С. 60; Сыроватская Л.А. Указ. соч. С. 52.

2 Сыроватская Л.А. Указ. соч. С. 51.

3 Сыроватская Л.А. Указ. соч. С. 53.

При определении формы вины работника, меры взыскания руководитель должен объективно оценить все обстоятельства, учесть поведение работника до совершения им проступка. В сфере железнодорожного транспорта при совершении дисциплинарных проступков руководители обычно учитывают как субъективные данные нарушителя, так и объективные обстоятельства, специфичные только для железнодорожного транспорта. К субъективным обстоятельствам чаще всего относят стаж работы на железной дороге, опыт, квалификацию и т.п., к объективным — соблюдение требований, предусмотренных именно для работников железнодорожного транспорта (выполнение графиков перевозки, режима труда и отдыха работников, соблюдение технических правил, правил безопасности движения и т.п.).

Известно, что за каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. За совершение работником железнодорожного транспорта дисциплинарного проступка к нему могут применяться только те виды взысканий, которые предусмотрены в ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Ранее для работников железнодорожного транспорта предусматривались дополнительные виды дисциплинарных взысканий по сравнению с общим порядком. Это такие, как лишение машиниста свидетельства на право управления транспортным средством, помощника машиниста — удостоверения помощника на срок до 3 месяцев или до 1 года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок; освобождение от занимаемой должности с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы; увольнения за определенные действия. Однако решениями Верховного Суда РФ от 28 октября 2002 г. № ГКПИ 2002-1100 1, от 24 мая 2002 г. № ГКПИ 2002-375 2 эти дополнительные виды дисциплинарных взысканий признаны незаконными в связи с тем, что права граждан могут быть ограничены только в силу закона, а не подзаконного акта.

По нашему мнению, повышенная дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта, несомненно, выдержала проверку временем и должна быть сохранена в настоящее время, но пока в законодательстве это не реализовано. Конечно же, сами по себе меры дисциплинарного взыскания, будь они строгие или мягкие, не решают проблемы трудовой дисциплины. Для повышения уровня трудовой дисциплины на любом предприятии, на наш взгляд, требуется, в первую очередь, повы-

1 Решение Верховного Суда РФ от 28 октября 2002 г. № ГКПИ 2002-1100 // Экономика железных дорог. 2003. № 8.

2 Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2002 г. № ГКПИ 2002-375. Текст решения официально опубликован не был.

сить заинтересованность работников в труде, создать максимально благоприятные условия труда. Но для этого недостаточно установления видов дисциплинарныгх взысканий, правовые средства укрепления трудовой дисциплины должны более тесно сочетаться с экономическими средствами, только тогда возможно реальное улучшение состояния дисциплины труда в любом коллективе.

B.C. Козлов,

аспирант МГЮА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ АНГЛИИ

В последнее время в политических, экономических и научных кругах ряда стран, входящих в Европейский Союз, активно обсуждаются различного рода проблемы, прямо или косвенно связанные с продолжительностью рабочего времени и методами регулирования общественных отношений, входящих в указанный институт трудового права. Традиционный повышенный интерес именно к этому институту трудового права со стороны научной общественности Европейского Союза в последнее время значительно усилился благодаря сочетанию законодательных новаций и ряда политико-социально-экономических причин. Европейским Парламентом была принята Директива 2003/88/ЕС от 4 ноября 2003 г., регулирующая отдельные аспекты организации рабочего времени, и фактически отменена ранее действовавшая Директива 93/104/ЕС от 23 ноября 1993 г., правовые положения которой отражены в законодательстве стран Европейского Союза. Международная Организация Труда посвятила 93-ю сессию Международной Конференции Труда отдельным проблемам, связанным с правовым регулированием рабочего времени. В Англии и Франции были приняты законы, регулирующие отношения, связанные с продолжительностью рабочего времени, вызвавшие споры на самых высоких уровнях.

Англия и Франция являются членами Европейского Союза, наднационального образования, которое унифицировало трудовое законодательство, обеспечивая ряд социальных и трудовых прав и гарантий работникам стран — членов Европейского Союза. Несмотря на указанную унификацию трудового законодательства в рамках действующих трудовых норм ЕС, Англия и Франция имеют значительно отличающиеся друг от друга модели правового регулирования общественных отношений, связанных с рабочим временем, различные правовые системы, а также правовые различия в нор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.