4. http://www.minsvyaz.ru
5. http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full/2007/
УДК: 331.538.2
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ 1-111 КУРСОВ
Трубкин П. А.
ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»
г. Москва
В начале двадцать первого века во взрослую, профессионально-трудовую жизнь вступает поколение молодых людей, которое было воспитано и получило образование уже в рыночную эпоху, поэтому ценности и стереотипы молодежи советской эпохи окончательно утратили свою силу, это касается отношения к семье, труду, образованию, системе материальных и духовных ценностей. Исследование и понимание этих ценностей сможет существенно помочь в решении не только проблем связанных с профессионально-трудовой адаптацией, но и проблем связанных с молодежной преступностью, алкоголизмом, наркоманией, участия молодых людей в экстремистских группировках.
Социальной особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материальнобытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.
■р • • и и и и
Еще одной не менее важной социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются
положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального)
опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
Анализ подходов к изучению студенчества прошлых лет позволил сделать вывод, что в свете современных социологических подходов следует отказаться от представлений о студенчестве как о маргинальной, гомогенной, локализованной во времени и пространстве социальной группе. А в пользу акцентирования его
с» с» 11 с» с»
особенностей как гетерогенной, внутренне дифференцированной социокультурной общности с множеством присущих ей способов и стилей жизнедеятельности.
По данным Росстата и других независимых организаций ситуация, складывающаяся на российском рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание многих российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем,
возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние
депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением
безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих студентов, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность существующих проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
Но, тем не менее, каждому студенту рано или поздно приходится выходить на рынок труда и что же он там видит?
Первая проблема заключается в банальном страхе и незнание молодых людей по поводу того, как искать себе новую работу и каким способом это лучше сделать. В настоящее время ситуация на молодежном рынке труда обстоит не самым лучшим образом и молодые люди не могут быть полностью проинформированы о тех местах работы где будет действительно необходим их труд.
Но, тем не менее, начинающим работникам есть, где взять информацию о вакансиях. Это, как правило, газеты, Интернет и знакомые. Но этого зачастую оказывается недостаточно. И большим прорывом в этой области стало создание правительством Москвы консультативных центров по вопросам трудоустройства и трудового законодательства. Где молодые люди смогут получить безвозмездные консультации по интересующим их вопросам, связанным с работой. Также стоит отметить создание и правительственную поддержку молодежных организаций, которые будут способствовать в трудоустройстве студентов.
Второе-это дискриминация. Дискриминация молодых людей на рынке труда -это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку, безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, техникумов и студенты начальных курсов - молодые люди,
имеющие начальное образование, но не имеющие опыта работы по выбранной специальности.
Для нашей страны, несомненно, актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.
Данная проблема особенно остро стоит именно в наше время, так как большинство студентов хотят быть преуспевающими и не зависеть от других.
Третья проблема- это обман со стороны работодателей. В настоящее время в России многие работодатели не оформляют своим работникам трудовых книжек или каких-либо других документов, а выплачивают зарплату по договоренности и в связи с этим студенты практически никак не защищены от недобросовестных работодателей. Недобросовестность проявляется, как правило, в невыдаче зарплаты. Выход из этого положения есть только один: устраиваться в крупные и хорошо зарекомендовавшие себя компании. Также при устройстве на работу стоит добиться официального оформления (с заключением договора). Тем самым вы снизите свои риски остаться без зарплаты.
Здесь приведены только 3 основные проблемы. На самом деле проблем великое множество. Начиная от маленькой зарплаты и заканчивая, плохим коллективом. И при выборе места работы стоит обратить внимание на каждую из проблем и проанализировать ее характер.
В результате проведенного исследования был выделен ряд особенностей студенческого рынка труда. Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентаций студенческой молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем студенческой молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе, и в профессионально-трудовом плане. Во-вторых, молодежному рынку труда
свойственна низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Студент подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. В-третьих, студенческая занятость имеет явные и скрытые размеры.
Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учится. В-четвертых, рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по разнообразным специальностям. Отсутствие спроса на региональном студенческом рынке труда на многие из этих специальностей, приводит к тому, что большая часть ищущих работу студентов, в том числе и недавних выпускников высших учебных заведений, трудоустраиваются по специальностям, которые далеки от базового образования.
Работодатели считают, что если не существует каких-то принципиальных требований к предлагаемой вакансии (уровень специальной подготовки), принять на работу предпочтут студента, если, конечно, нет отрицательного опыта сотрудничества. Особо следует отметить тенденцию, когда некоторые фирмы и предприятия специально нанимают студентов, устанавливают более-менее регулярные способы их поиска в некоторых сферах сотрудничества. На рынке труда образуются определенные ниши, где студент вполне конкурентоспособен, а в некоторых случаях и имеет более высокие шансы получить работу. Эта тенденция позволила определить несколько подходов, которыми руководствуются работодатели при найме студентов в фирмы и на предприятия: индифферентный, умереннообучающий и активно-поисковый.
1. Индифферентный подход. Руководители организации не проводят различий «студент или не студент» и принимают тех кандидатов, которые подходят под данный вид деятельности. Это характерно для массовых видов работ, при приеме на низкие позиции, где не требуется профессиональная подготовка. Особенно это выражено в сферах активных продаж, многоуровневого маркетинга, услуг (бытовые, страхование). Особенность этого подхода заключается в том, что его сторонниками выступили респонденты (40%), которые сами в студенческие годы были заняты на временной или регулярной работе.
2. Умеренно-обучающий подход. Руководители организации принимают студентов, но проводят их небольшое обучение при введении в курс работы,
особенно, если нет опыта в данной сфере. Обучение чаще строится на прикреплении к новому сотруднику более опытного. Это характерно для работ, не имеющих узкой специализации, чаще всего это можно встретить в компаниях занимающихся торговлей бытовой техникой. При этом не требуется профессиональной, специальной подготовки и больше ценятся индивидуальные характеристики (общительность, порядочность,
ответственность). Этот подход наиболее эффективным посчитали 54% опрошенных респондентов.
3. Активно-поисковый подход. Руководителями организации осуществляется активный поиск на вакантные места студентов. Предлагаются особые формы сотрудничества с участием вуза. Этот подход в ходе проведения исследования отметили 6% респондентов. При этом, если обратить внимание на зарубежный опыт в данном подходе, то эта цифра будет значительно выше. Это объясняется сложившимися взаимоотношениями работодателя не только с молодым сотрудником, но и с администрацией учебного заведения, где этот сотрудник учится.
В связи со сложностями, возникающими на молодёжном рынке труда, молодым людям просто необходима поддержка государственных органов.
Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь.
Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Начиная с 1992 года, в России стали возникать органы (комитеты) по делам молодежи в муниципальных образованиях округа. Деятельность Комитетов характеризуется стремлением создавать специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения
жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя единую систему работы с молодежью.
Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду включает в себя:
■ оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;
■ развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений;
■ оказание учащимся и безработной молодежи информационно -консультативных услуг по профориентации, профессиональному обучению и др. вопросам;
■ содействие в трудоустройстве молодежи, включая постоянные, временные, сезонные и общественные работы;
■ организация деятельности региональных молодежных бирж труда;
■ муниципальных центров занятости молодежи, центров студенческой занятости в вузах, штабов студенческих трудовых отрядов и студенческих трудовых отрядов.
Также для плодотворного становления молодёжи, как полноценной социальной группы необходимо сформировать современную законодательную базу в области государственной молодежной политики. Необходимость формирования такой базы определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурнодуховном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития.
Принятие таких законов - залог эффективного функционирования системы государственного управления субъекта РФ. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики. Целью таких законов является установление правовых основ государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном
законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления
Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы, и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научнометодического и других его видов.
Но, тем не менее, нельзя не упомянуть о тех реальных местах работы, где могут трудиться студенты.
И первое что приходит на ум - это работа промоутером. Это раздача листовок, презентации, конференции, различные дегустации и прочие проекты, которые не требуют особой подготовки. Реальная зарплата промоутеров около 100 руб/час.
Второе - это работа в ресторанах быстрого питания, таких как Макдоналдс и другие. Но, к сожалению, заработная плата там невелика, около 60 рублей в час. Да и к тому же условия труда слишком напряжённые, что является «минусом». Но несомненным достоинством таких предприятий является официальное трудоустройство с оформлением всех необходимых документов.
Третий вариант работы - курьер или экспедитор Потолок зарплаты 200 долларов, при очень хорошем раскладе. Также в этой работе есть плюсы - работая всё лучше, узнаёшь город, в котором живёшь, но есть и минусы. И очевиднейший из них - повышенная физическая усталость
Были рассмотрены только несколько основных вариантов работы студентов. На самом деле их намного больше. Это и такие как грузчики, репетиторы, расклейщик объявлений, официант, консультант-продавец и другие. И каждый студент выбирает работу, которая ему подходит.
Для анализа этого наиболее актуальных вопроса данного проекта было проведено анонимное статистическое исследование, где молодым людям было предложено ответить на 9 вопросов касающихся их представлений о работе (опрос
проводился среди студентов 1-3 курсов ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»).
Суть данного опроса заключалась в том, чтобы выявить реальное положение на рынке молодёжного труда и понять предпочтения студентов. Ведь по данным Росстата около 25% всех студентов 1-3 курсов в России уже работают.
При проведении опроса выяснилось, что у 85% респондентов работа не связана с получаемой специальностью. Что в принципе на первых этапах работы и понятно, так как у большинства молодых людей нет тех необходимых навыков, которые необходимы для более квалифицированной работы.
Также выяснилось, что 72% опрошенных устраивались на имеющуюся работу по материальным соображениям, а 20% для получения опыта.
Далее был задан вопрос о привлекательных чертах данной работы. Большинство студентов привлекает в своей работе гарантированный заработок и право принимать решения, меньшинство - быстрое продвижение по службе и возможность интеллектуального роста.
И на вопрос данного опроса «Считаете ли вы что в настоящее время имеют место трудности при трудоустройстве на работу студентов?», подавляющее большинство студентов, а именно 92% ответило «Да».
Делая выводы из данного опроса, мы можем понять, что на данном этапе своего развития молодым людям нужна хорошо оплачиваемая работа, при частичной занятости. Данная работа должна приносить гарантированный ежемесячный заработок, который позволит почувствовать себя более самостоятельным. А ведь именно для этого наибольшее число студентов идут работать. Также немаловажная причиной по которой студенты идут работать - это удовлетворение собственных амбиций и получение начальных навыков работы в коллективе, которые помогут им во взрослой жизни.
Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.
Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Программ поддержки молодёжи должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом. Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики.
Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий).
Но, не смотря на сущёствующие проблемы для студентов на рынке труда и в жизни, многие студенты, тем не менее, работают, что представляет собой положительный момент, так как ещё со студенческих лет нарабатываются навыки и умения которые пригодятся в дальнейшей жизни. И именно благодаря этим навыкам и умениям эти студенты будут успешнее остальных, и именно они в первую очередь будут двигать экономику России вперёд и тем самым выведут её на одно из передовых мест в мире.
Список литературы
1. Томаров А. В. Некоторые аспекты специфики современного молодежного рынка труда. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005.
2. Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000, №8, с.18-25.
3. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Рыночные реформы глазами разных поколений 1996.
4. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. - М.: Наука, 1993.
5. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. - М., 1980. стр. 36-38.
6. Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. - М., 1987.
7. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи - Екатеринбург, 1995. УДК 616-003.96:572.025-057.23
ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ «ОША»
Шабаловская Л.И.
Омский государственный институт сервиса г. Омск
Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий ставит принципиально новые задачи в области развития и использования персонала. Изменяются требования, предъявляемые к самому работнику, его квалификации, способностям быстро адаптироваться в современных условиях. В этой связи подход к адаптации как к элементу системы управления персоналом, так и к непрерывному процессу, вызывает необходимость выработки оптимальной технологии управления. Эффективное использование персонала, налаживание системы быстрой адаптации к предприятию и к конъюнктуре рынка, создание социально-комфортных условий для самореализации личности становится определяющими моментами в обеспечении эффективной деятельности любого предприятия.
Таким образом, на современном этапе необходимо понимание важности и значимости управления адаптацией работников, как одного из элементов системы управления персоналом. Успех избранной стратегии деятельности предприятий в условиях формирования рыночной экономики во многом зависит от того, какая линия поведения будет выбрана на предприятии по отношению к необходимости адаптации трудового коллектива, а также от того, какую, тактику при этом выберут работники предприятия в условиях нестабильности экономики, внедрения новых технологий и т.д. Проблема заключается также и в том, что в существующих в настоящее время теоретических и практических разработках по вопросам адаптации часто не учитывается отраслевая специфика и специфика конкретных предприятий.