ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 6 • Номер 3 • Июль-сентябрь 201 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Первое
экономическое издательство
Проблемы трудоустройства молодежи в сферу науки, высоких технологий и высшего образования
Литвинюк А.А.1, Буров А.Н.2, Кузуб Е.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - Волгоградский филиал, Волгоград, Россия
аннотация:_
В настоящее время в Российской Федерации существует большая проблема, связанная с привлечением одаренных молодых специалистов в сферу науки, высоких технологий и высшего образования. В современной России для ее решения основной упор делается на создание дополнительных рабочих мест в креативных сферах и их квотирование для представителей молодежи, а также на внерыночное регулирование системы научных грантов и зарубежных стажировок, где явное преимущество отдается не достойным кандидатам, а лицам моложе 35 лет. В рамках статьи приводятся результаты научного исследования, связанного с изучением проблем трудоустройства одаренной молодежи с точки зрения ключевых работодателей и кандидатов на вакантные места. Особое внимание в ней уделено степени согласованности мнений двух групп респондентов по аналогичным проблемам, затрудняющим или облегчающим процессы трудоустройства и закрепления молодых кадров в сфере науки, высоких технологий и высшего образования.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00168\19.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодые специалисты, наука, высокие технологии, высшее образование, мотивация, трудоустройство, удержание кадров.
The problems of youth employment in science, technology and higher education
LitvinyukA.A.1, BurovA.N.2, Kuzub E.V.1
1PLekhanov Russian University of Economics, Russia 2Vo1gograd Institute (branch) of PRUE, Russia
Введение
Выход экономики России из состояния стагнации, вызванной всеми известными внешнеполитическими факторами, невозможен без активного участия в этих процессах молодежи как основного проводника инновационных идей в социальной и экономической сфере общественной жизни. От интеллектуального, социально-мобилизационного
и креативного потенциала нового поколения зависит очень многое, в том числе качество социальных отношений и социальная ориентированность экономики.
Провозглашенная задача инновационного развития экономики России на основе перехода к цифровой экономике включает в себя не только экономические и технологические параметры, но и во многом определяется личностным потенциалом молодого поколения, его экономическими знаниями, ценностями и поведением [1] (Mikhalkina, Nikitaeva, 2016).
Современная молодежь - де-факто первое поколение, чей менталитет сформировался в новой, постсоветской России. Оно воспитывалось в сложной обстановке разрушения старых и привычных для более старшего поколения стереотипов поведения, быстрой и не всегда оптимально проходившей социально-экономической и общественной трансформации. В Российской Федерации молодежь насчитывает почти сорок миллионов граждан в возрасте от 14 до 30 лет (в сфере науки и образования до 35 лет), что примерно составляет 2 8% от общей численности населения страны [2] ^Мпу^, 2018).
Проблемы современной молодежи достаточно широко освещены в современной литературе. В первую очередь имеет смысл отметить работы И. М. Ильинского [3, 4] (Пу^Ыу, 2013; Пу^Ыу, 2014 ) и О. А. Раковской [5] (Rakovskaya, 2013). Однако проблема трудоустройства молодых специалистов в креативные сферы профессиональней
abstract:_
Currently, the Russian Federation has a big problem associated with the involvement of talented young professionals in the field of science, high technology and higher education. In modern Russia, the main focus is on creating additional jobs in creative fields and their quotas for young people, as well as on the non-market regulation of the system of scientific grants and foreign internships, where a clear advantage is given not to worthy candidates, but to persons under 35 years of age. The article presents the results of scientific research related to the study of the problems of employment of talented youth from the point of view of key employers and candidates for vacancies. Particular attention is paid to the degree of consistency of the opinions of the two groups of respondents on similar problems that complicate or facilitate the processes of employment and consolidation of young professionals in the field of science, high technology and higher education.
keywords: young professionals, science, high technology, higher education, motivation, recruitment, retention
JEL Classification: J21, J44, I23 Received: 03.07.2019 / Published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Litvinyuk A.A. (litvinuk-2OOO0mail.ru)
citation:_
Litvinyuk A.A., Burov A.N., Kuzub E.V. (2019) Problemy trudoustroystva molodezhi v sferu nauki, vysokikh tekhnologiy i vysshego obrazovaniya [The problems of youth employment in science, technology and higher education]. Ekonomika truda. 6. (3). - 1105-1118. doi: 10.18334/et.6.3.40820
деятельности еще не получила своего достаточно полного отражения в отечественной научной литературе.
Характерной особенностью трудового поведения современной российской молодежи является то обстоятельство, что большая ее часть, как правило, мотивирована на получение от своей профессиональной деятельности быстрого экономического результата (высокий уровень материальных вознаграждений за результаты своего труда). В этой связи перспектива трудоустройства после получения профессионального образования в такие сферы, как наука, сфера высоких технологий и высшее образование, где имеет место довольно большой временной лаг профессионального развития, не выглядит для нее достаточно привлекательно [6] (Bobkov i dr., 2016).
Кроме того, по мнению А. Ю. Иванова, среди выпускников аспирантуры часто встречаются люди, которым в определенной степени неинтересна фундаментальная и прикладная наука. Поступление в аспирантуру для молодых людей, зачастую является возможностью решения различного рода проблем: остаться в городе, найти высокооплачиваемую работу, не пойти в армию и т. д. Мотивация поступления большинства аспирантов не нацелена на успешную защиту диссертации. Параллельная работа не по специальности, семейные обстоятельства и необходимость самофинансирования обучения также усложняют и существенно тормозят процесс подготовки и защиты диссертации [7] (Ivanov, 2015).
Некоторое исключение еще имеет место среди выпускников аспирантуры в области точных и естественных наук. Так, по данным Б. И. Бедного, А. А. Мироноса и Л. А. Остапенко, 69% подобных молодых специалистов закрепляются в сфере науки, высоких технологий и высшего образования, но среди представителей гуманитарных наук этот показатель равен 40%, а 60% продолжают свою профессиональную карьеру в других видах деятельности, зачастую не связанных с полученной в аспирантуре специальностью (например, маркетинг, реклама и PR привлекает значительное число кандидатов социологических, исторических и политических наук) [8] (Bednyy, Mironos, Ostapenko, 2015). По данным этих же авторов, более 70% специалистов в области компьютерных наук и информационных технологий и около 60% юристов говорят о том, что их удовлетворяет полученная работа и они не планируют в дальнейшем заниматься научной или преподавательской деятельностью [9] (Bednyy, Mironos, Ostapenko, 2015).
об авторах:_
ЛитвинюкАлександр Александрович, доктор экономических наук, профессор, профессор базовой кафедры развития человеческого капитала Торгово-промышленной палаты РФ ([itvinuk-20000mai1.ru) Буров Алексей Никитович, доктор исторических наук, профессор, директор филиала (vo1gograd.rea.ru ) Кузуб Екатерина Васильевна (kuzub_ev0mai1.ru)
цитировать статью:_
Литвинюк А.А., Буров А.Н., Кузуб Е.В. Проблемы трудоустройства молодежи в сферу науки, высоких технологий и высшего образования // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 1105-1118. doi: 10.18334/et.6.3.40820
Подобные проблемы характерны не только для России. Они имеют место и в тех странах, где с престижностью работы в сфере науки, высоких технологий и высшего образования внешне все выглядит благополучно, например, в США [10] (Miller, Feldman, 2015).
Большую роль для формирования мотивации молодежи к трудоустройству в обозначенные нами сферы профессиональной деятельности играет и позиция работодателей, их реальное, а не официальное отношение к закрытию перспективных вакансий за счет молодых специалистов [6].
Авторами в январе-феврале 2019 года был проведён опрос 147 работодателей Москвы и Волгограда (сфера науки, высшего образования и высоких технологий) с целью изучения их мнения о перспективах трудоустройства молодежи в их сегменте рынке труда. В качестве респондентов были использованы как линейные руководители, так и специалисты кадровых служб организаций и учреждений науки, высоких технологий и высшего образования.
Вначале работодатели отвечали на вопрос, связанный с реальными возможностями трудоустройства молодежи в их организации при условии, что не будет административного давления, обязывающего принять на работу молодых специалистов с целью омоложения кадрового состава. Результаты анализа ответов респондентов свидетельствуют, что шансы молодых специалистов трудоустроиться в эти сферы деятельности средние (50% респондентов и низкие (50%). Ни один респондент не отметил их как высокие.
Вторым вопросом в анкете был пункт, связанный с реальной востребованностью молодого специалиста для трудоустройства в организации респондента по мнению работодателей. По мнению работодателей, они практически не востребованы в этих сферах, так как там нужны профессионалы, а к уровню выпускников вузов, в том числе и молодым кандидатам наук, имеется очень большое количество претензий. В лучшем случае молодых специалистов можно использовать как вспомогательный персонал или для «благоприятной отчетности» о снижении среднего возраста персонала.
Рассмотрим теперь, какие целевые признаки молодых специалистов, по мнению ключевых работодателей, могут облегчить трудоустройство молодого специалиста в сферах науки, высшего образования и высоких технологий. Основные приоритеты здесь имеют: владение современными информационными технологиями - 25,% опрошенных работодателей; хорошая обучаемость - 22,3% респондентов и уровень профессиональных знаний и компетенций - 21,7% опрошенных.
Вопреки бытующему среди российской молодежи мнению очень низкие значения имеют такие показатели, как диплом престижного учебного заведения - 6,3%, связи знакомства и рекомендации - 2,3%.
Большое внимание при анкетировании было уделено и анализу ключевых мотиваторов, связанных с привлечением и удержанием молодых специалистов в анализируемые нами сферы профессиональной деятельности.
Основным мотиватором, который, по мнению работодателей, удерживает молодых специалистов, является не возможность заниматься креативной деятельностью, как следовало бы ожидать, а удобное расположение места работы (33,5% респондентов), и гибкий график работы (33,4%). Все это говорит о том, что молодые специалисты зачастую рассматривают работу в исследуемых сферах профессиональной деятельности как временную или как возможность оформиться на работу по Трудовому кодексу РФ и, имея гибкий работы, получать более достойные материальные вознаграждения на основе внешнего совместительства или фрилансерства.
Основными причинами затруднений в трудоустройстве молодых специалистов, по мнению работодателей, являются завышенные зарплатные ожидания - 29,5%, слабый уровень профессиональной подготовки - 21,2% и нежелание, в принципе, работать в соответствии с функционалом занимаемой должности - 15,9%1. Иными словами, многие молодые специалисты рассматривают подобные рабочие места как некий «аэродром», где можно более легким способом получить ученую степень, нужную им для последующей карьеры, воспользоваться зарубежными стажировками, получаемыми на неконкурентной основе, получить научные гранты и т. п. Далее часть из них начинают задумываться о переходе в коммерческие организации, на государственную службу или видят себя в качестве научных сотрудников в зарубежных организациях.
По итогам вышеизложенного можно сделать вывод, что из трех основных причин, затрудняющих трудоустройство молодых специалистов в Москве, две носят, безусловно, психологический характер и связаны с неадекватной подготовкой молодежи к самостоятельной жизни и реалиям российской действительности. Подобного мнения придерживается и А. И. Буковцева, которая отмечает необходимость разработки комплекса мер по обеспечению морально-психологической поддержки одаренных выпускников, их адаптации к месту работы [11] (Выкоу1$вуа, 2015). Примерно аналогичные данные были получены нами и четыре года назад в рамках проведения нами научных исследований по заданию Правительства Москвы [6].
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что одними мерами экономического или административного характера, что пытаются сейчас использовать и реализовать на практике в нашей стране, привлечь молодежь к трудоустройству в сферах науки, высшего образования и высоких технологий невозможно. Требуются глубокие изменения в сознании общества, делающие эти сферы социально престижными, а не «временным пристанищем» для молодых специалистов, «не попавших на работу» в органы государственной службы и престижные корпорации. Подобную точку зрения разделяют С. А. Леднева, Л. Н. Иванова-Швец [12, 13] (Ьейпеуа, 1уапоуа-8куе1$, 2018; Ьейпеуа, КыгыЬ, 2018) и Е. Н. Ильина [14] (Нута, 2017).
1 По мнению работодателей, адекватная стартовая зарплата молодого специалиста, основанная на его реальной квалификации, должна составлять в сфере науки, высоких технологий и высшего образования не более 25 000-30 000 руб. По мнению выпускников московских вузов, она должна быть не менее 70 000 руб. [7].
Рассмотрим теперь мнение молодых специалистов по примерно аналогичным вопросам2.
Немаловажным для оценки эффективности трудоустройства молодежи в обозначенные нами выше сферы профессиональной деятельности является также вопрос о том, что понимает современная молодежь под словосочетанием «престижная и популярная профессия». Изучение мнения на этот счет выпускников московских и волгоградских вузов обнаружило, что большинство из них ассоциирует ее с высокой заработной платой (43,6%). Эти данные, коррелируя с рассмотренными нами выше положениями, подтверждают нацеленность современной молодежи на реализацию в процессе трудовой деятельности мотивов, связанных с получением материальных благ (табл. 1).
Таблица 1
Критерии определения понятия «престижная и популярная профессия», выделенные на основе опроса выпускников московских вузов в 2018 году
(группировка по полу,%)
Пол Критерии определения понятия «престижная и популярная профессия»
Высокая заработная плата Наличие доп. льгот и расширенного социального пакета Возможность быстрого карьерного роста Возможность зарубежных стажировок Другое
Мужской 45,6 24,1 13,0 14,9 2,4
Женский 42,9 17,7 24,0 14,1 1,3
В среднем по всем респондентам 43,6 19,5 21,0 14,4 1,6
Источник: составлено авторами.
В разрезе гендерных различий интересным представляется тот факт, что, определяя престижность профессии, на второе место женщины поставили «возможность быстрого карьерного роста» (24%), а мужчины - «наличие дополнительных льгот и расширенного социального пакета» (24,1%) (табл. 1). Можно предположить, что таким образом они хотели подчеркнуть гендерные особенности наиболее востребованных сегодня среди молодых специалистов вариантов трудоустройства, хотя есть в экономической литературе и противоположные точки зрения [16, 17, 18] (Chelnokova, Dorfman, 2008; Romakh, Sleptsova, 2010; Romakh, Sleptsova, 2010)), но наши исследования их не подтвердили.
2 В основном были опрошены выпускники 2018 года из РЭУ им. Г. В. Плеханова, Финансового университета при Правительстве РФ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и Кемеровского государственного университета, в том числе и в структурных подразделения СПО. Численность выборки 542 чел.
Таблица 2
критерии определения понятия «престижная и популярная профессия», выделенные на основе опроса молодежи на улицах города москвы (группировка по возрасту,%)
Возраст критерии определения понятия «престижная и популярная профессия»
Высокая заработная плата наличие доп. льгот и расширенного социального пакета Возможность быстрого карьерного роста Возможность зарубежных стажировок другое
14-17 лет 48,6 5,7 28,6 14,3 2,8
18-22 лет 43 19,8 20,4 15,3 1,5
23-30 лет 37,8 26,2 21,5 12,8 1,7
В среднем по всем респондентам 43,6 19,5 21 14,4 1,6
Источник: составлено авторами.
Из представлений молодых людей о престижной и популярной сегодня профессии в возрастном аспекте можно увидеть, что представителями всех возрастных групп приоритет отдан высокой заработной плате (около 40% опрошенных в каждой группе) (табл. 2). А вот при определении критерия, занявшего второе место, наблюдаются различия. Так для категории молодежи от 14 до 17 лет определяющей стала «возможность быстрого карьерного роста» (28,6%), для 23-30 лет - «наличие дополнительных льгот и расширенного социального пакета» (26,2%). Категория опрошенных от 18 до 22 лет в одинаковой степени высказалась за то, что престижность профессии определяется как «возможностью быстрого карьерного роста» (19,8%), так и «наличием дополнительных льгот и расширенного социального пакета» (20,4%).
Кроме того, среди важных условий у некоторых категорий, опрашиваемых фигурирует «диплом престижного образовательного учреждения», а также «навыки эффективного взаимодействия с другими людьми и самопрезентации». Причем значимость первого из них наиболее подчеркивается лицами в возрасте от 14 до 17 лет без стажа работы с полным средним образованием. Важность второго отмечается категорией от 23 до 30 лет со стажем работы более 1 года, средним специальным образованием и обладающими ученой степенью. На наш взгляд, это объясняется различиями, имеющимися у вышеназванных групп опрошенных, в жизненном и профессиональном опыте. Именно они позволяют связывать успешное трудоустройство в организации не только с профессиональными, но и с социально-психологическими успехами работника, обеспечивающими ему уважение коллектива и привязанность клиентов.
Интересным, на наш взгляд, является сопоставление ответов на схожие вопросы работодателей из организаций сферы науки, высоких технологий и высшей школы, учащихся и выпускников ряда московских и волгоградских университетов.
Вначале сопоставим ответы респондентов на вопрос о возможностях трудоустройства молодых специалистов в сферу науки, высоких технологий и высшего образования (табл. 3).
Таблица 3
Сопоставление данных о возможностях молодого специалиста для трудоустройства в сфере науки, высоких технологий и высшего образования
Группы респондентов Шкала возможностей
Широкие возможности для трудоустройства Средние возможности трудоустройства низкие возможности трудоустройства Другое
Работодатели 0,0 50,0 50,0 0
Выпускники московских и волгоградских вузов 48,0 36,0 13,6 2,4
Источник: составлено авторами.
Таблица 4
Сопоставление мнения работодателей и молодых специалистов о факторах, гарантирующих успешное трудоустройство в сферу науки, высоких технологий
и высшего образования
Наименование факторов, гарантирующих успешное трудоустройство в сферу науки, высоких технологий и высшего образования Мнение работодателей Мнение выпускников вузов Москвы и Волгограда
Здоровье 7,9 4,2
Учебные, профессиональные достижения и заслуги 7.7 9,3
Диплом престижного образовательного учреждения 7,5 10,0
Уровень профессиональных знаний и компетенций 15,4 18,0
Знание иностранного языка 7,0 16,1
Владение информационными технологиями 16,0 8,8
Навыки эффективного взаимодействия с другими людьми и самопрезентации 15,4 10,1
Хорошая обучаемость 8,7 10,8
Связи, знакомства и рекомендации 6.7 9,8
Хороший внешний вид 7,7 2,6
Другое 0,0 0,3
Итого: 100,0 100,0
Источник: составлено авторами.
Рассмотрим результаты мнений трех групп респондентов как мнения трех экспертов и рассчитаем по нижеперечисленным этапам значение коэффициента Спирмена3.
3 Методика расчета изложена в работе [19] (Bashina, Spirin, 2007)
Таблица 5
Сопоставление суждений о справедливом размере дохода молодого специалиста при трудоустройстве в сферу науки, высоких технологий и высшего образования
Группы респондентов Размеры дохода (руб. в месяц)
До 25000 25000-30000 30000-50000 Свыше 50000
Работодатели 12.20 38,70 42,90 6.20
Молодежь на улицах города Москвы 38,55 28,65 25,60 7,20
Источник: составлено авторами.
Его значение составило 0,0833, что говорит о практически полной рассогласованности мнений ключевых работодателей и молодых специалистов о возможностях трудоустройства в сферу науки, высоких технологий и высшего образования.
Аналогичным методом рассчитаем согласованность результатов по условиям, наличие которых гарантирует трудоустройство молодому специалисту в сфере науки, высшего образования и высоких технологий (табл. 4).
В данном случае коэффициент Спирмена равен 0,7500, что отражает достаточно высокую степень согласованности ответов двух групп респондентов.
Сопоставим теперь мнения респондентов по оптимальным размерам дохода молодых специалистов от трудовой деятельности (табл. 5).
Коэффициент Спирмена здесь равен 0,2000, то есть согласованность очень слабая.
Заключение
Результаты проведенного нами исследования в рамках выполнения работ по научному проекту (грант РФФИ) № 19-010-00168\19 дают основания сделать следующие выводы:
1. У работодателей и молодых специалистов имеется большая рассогласованность мнений по поводу трудоустройства последних в сферу науки, высоких технологий и высшего образования.
2. Основными проблемами здесь являются переоценка молодыми специалистами своих возможностей и повышенные материальные ожидания.
3. Серьезной проблемой трудоустройства молодежи в креативные сферы профессиональной деятельности является их низкая престижность в современной России, что приводит к ситуации, когда они воспринимаются одаренными людьми как «временное прибежище до лучших времен».
4. Попытки путем административного давления или использования неконкурентных преимуществ для молодых специалистов омолодить кадровый состав научных учреждений и вузов не дадут своего результата, так как способствуют только времен-
ному трудоустройству молодежи с последующим ее уходом в более престижные для нее сферы деятельности4.
5. Единственным вариантом омоложения научных кадров, на наш взгляд, является повышение социальной престижности работы в креативных сферах деятельности (подобная успешная компания уже была реализована по отношению к военной службе) и совершенно иная политика материальных вознаграждений в сфере науки, высоких технологий и высшего образования не только для молодых специалистов, но для всех занятых здесь работников, что позволит стратегически удерживать одаренных людей в этой сфере профессиональной деятельности.
БЛАГОДАРНОСТИ:
Авторы благодарят всех аспирантов и студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» и особенно его Волгоградского филиала за добровольную помощь и содействие в проведении опроса по изучению молодежного рынка труда в сфере науки, высоких технологий и высшего образования.
ИСТОЧНИКИ:
1. Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю. Молодежный рынок труда - системный импульс
развития экономики // Terra Economicus, 2016. - № 3. - doi: 10.18522/2073-66062016-14-3-131-144.
2. Литвинюк А.А. Современные тенденции развития молодёжного рынка труда в
Москве // Социогуманитарный вестник, 2018. - № 1(18). - url: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37091238.
3. Ильинский И.М. Молодёжь и молодежная политика. Философия. История. Теория.
- М.: Голос, 2013.
4. Ильинский И.М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная
политика как императив 21 века. - М.: Голос, 2014.
5. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспек-
тивы. - М.: Наука, 2013.
6. Бобков В.Н. и др. Российская молодёжь на рынке труда: экономическая активность
и проблемы трудоустройства. / Коллективная монография. - М.: Русайнс, 2016.
7. Иванов А.Ю. Положительные и отрицательные аспекты обучения в аспиранту-
ре // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2015. - № 34. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=23592199.
8. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. О профессиональных траекториях вы-
пускников аспирантуры // Инженерная педагогика, 2015. - url: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23095336.
4 Подробнее смотри [20] (Bobkov, Litvinyuk, Ledneva, 2016).
9. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России, 2015. - № 3. - url: ttps://elibrary.ru/item. asp?id=23235504.
10. Miller J.M., Feldman M.P. // Journal of higher education, 2015. - № 5. - url: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26342176.
11. Буковцева А.И. Особенности системы трудоустройства одаренной молодежи // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью: Под редакцией М. И. Бальзанникова, С. А. Пиявского, В. В. Козлова. - Самара, 2015.
12. Леднева С.А., Иванова-Швец Л.Н. Привлечение и удержание молодых специалистов в составе научно-педагогических работников вуза // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, 2018. - № 3(99). - url: https://elibrary. ru/item.asp?id=35095340.
13. Леднева С.А., Кузуб Е.В. Мотивы выбора преподавательской деятельности в вузе молодыми специалистами // Страховое дело, 2018. - № 5(302). - url: https://elibrary. ru/item.asp?id=34954333.
14. Ильина Е.Н. Молодёжь в науке: взгляд на проблему в условиях современного существования регионального вуза // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: гуманитарные, общественные, педагогические науки, 2017. - № 4(7). - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450515.
15. Денисова Н.Ф. Профессии учёного и преподавателя высшей школы в оценках представлениях одарённой молодёжи // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушвер-сггэта iмя Яню Купалы. Серыя 5: Эканомжа. Сацыялопя. Бiялогiя, 2018. - № 3. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=36385654.
16. Челнокова А.В., Дорфман Л.Я. Гендерные аспекты креативности // Образование и наука, 2008. - № 7. - url: https://cyberleninka.ru/article/v/gendernye-aspekty-kreativnosti.
17. Ромах О.В., Слепцова А.О. Гендерный аспект феномена талантливой личности // Аналитика культурологии, 2010. - № 3(18). - url: http://analiculturolog.ru/journal/ archive/item/593-gender-aspects-of-the-phenomenon-talented-individuals.html.
18. Попель А.А. Обусловленность креативности возрастным фактором // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2017. - № 3. - doi: 10.15593/2224-9354/2017.3.12 .
19. Башина О.Э., Спирин А.А. Общая теория статистике. - М.: Финансы и статистика, 2007.
20. Бобков В.Н., Литвинюк А.А., Леднева С.А. Требования работодателей города Москвы к молодым специалистам и проблемы их подготовки в учебных заведения: региональная специфика// Экономика региона, 2016. - № 4. - doi: 10.17059/2016-412 .
REFERENCES:
Bashina O.E., Spirin A.A. (2007). Obschaya teoriya statistike [General theory of statistics] M.: Finansy i statistika. (in Russian).
Bednyy B.I., Mironos A.A., Ostapenko L.A. (2015). Oprofessionalnyh traektoriyakh vy-pusknikov aspirantury[On the career path graduates of phd programs]. Inzhenernaya pedagogika. (in Russian).
Bednyy B.I., Mironos A.A., Ostapenko L.A. (2015). Professionalnaya zanyatost vy-pusknikov aspirantury i napravleniya sovershenstvovaniya aspirantskikh programm [Professional employment of phd program graduates and some ways for improving phd programs]. Higher education in Russia. (3). (in Russian).
Bobkov V.N. i dr. (2016). Rossiyskaya molodyozh na rynke truda: ekonomicheskaya ak-tivnost i problemy trudoustroystva [Russian youth in the labour market: economic activity and unemployment] M.: Izdatelstvo «OOO Rusayns». (in Russian).
Bobkov V.N., Litvinyuk A.A., Ledneva S.A. (2016). Trebovaniya rabotodateley goroda Moskvy k molodym spetsialistam i problemy ikh podgotovki v uchebnyh zave-deniya: regionalnaya spetsifika [Requirements of Employers for Young Specialists and Issues of Their Training at the Educational Institutions: Regional Specificity of Moscow]. Economy of the region. 12 (4). (in Russian). doi: 10.17059/2016-4-12 .
Bukovtseva A.I. (2015). Osobennosti sistemy trudoustroystva odarennoy molode-zhi [Features of the system of employment of gifted young people] Information technologies in work with gifted youth. (in Russian).
Chelnokova A.V., Dorfman L.Ya. (2008). Gendernye aspekty kreativnosti [Gender aspects of creativity]. The Education and Science Journal. (7). (in Russian).
Denisova N.F. (2018). Professii uchyonogo i prepodavatelya vysshey shkoly v otsen-kakh predstavleniyakh odaryonnoy molodyozhi [Professions of scientist and high school lecturer in the assessments and representations of gifted youth]. Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya Yanki Kupaly. Seryya 5: Ekanomika. Satsyyalogiya. Biyalogiya. 8 (3). (in Russian).
Ilyina E.N. (2017). Molodyozh v nauke: vzglyad na problemu v usloviyakh sovremennogo suschestvovaniya regionalnogo vuza [Youth in science: a look at the problem in the conditions of modern existence at a regional University]. Vestnik Vologodskogo go-sudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye, obschestvennye, pedagogicheskie nauki. (4(7)). (in Russian).
Ilyinskiy I.M. (2013). Molodyozh i molodezhnaya politika. Filosofiya. Istoriya. Teoriya [Youth and youth policy. Philosophy. History. Theory] M.: Golos. (in Russian).
Ilyinskiy I.M. (2014). Molodyozh kak globalnaya problema chelovechestva. Molodezhnaya politika kak imperativ 21 veka [Young people as a global problem of mankind. Youth policy as an imperative of the 21st century] M.: Golos. (in Russian).
Ivanov A.Yu. (2015). Polozhitelnye i otritsatelnye aspekty obucheniya v aspiran-ture [Positive and negative aspects of graduate studies]. Problems and prospects for the development of education in Russia. (34). (in Russian).
Ledneva S.A., Ivanova-Shvets L.N. (2018). Privlechenie i uderzhanie molodyh spet-sialistov v sostave nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov vuza [Attracting and retaining young professionals in scientific and pedagogical employees of the University]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (3(99)). (in Russian).
Ledneva S.A., Kuzub E.V. (2018). Motivy vybora prepodavatelskoy deyatelnosti v vuze molodymi spetsialistami[Motives for Selection of Teaching Activities at the University by Young Specialists]. Strakhovoe delo. (5(302)). (in Russian).
Litvinyuk A.A. (2018). Sovremennye tendentsii razvitiya molodyozhnogo rynka truda v Moskve [Modern trends in the youth labor market in Moscow]. Sotsiogumanitarnyy vestnik. (1(18)). (in Russian).
Mikhalkina E.V., Nikitaeva A.Yu. (2016). Molodezhnyy rynok truda - sistemnyy impuls razvitiya ekonomiki [Youth labor market as the systemic impulse for innovative development of the economy]. Terra Economicus. 14 (3). (in Russian). doi: 10.18522/2073-6606-2016-14-3-131-144 .
Miller J.M., Feldman M.P. (2015). Isolated in the lab: Examining dissatisfaction with postdoctoral appointments Journal of higher education. 86 (5).
Popel A.A. (2017). Obuslovlennost kreativnosti vozrastnym faktorom [The influence of age on creativity].Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo po-litekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (3). (in Russian). doi: 10.15593/2224-9354/2017.3.12 .
Rakovskaya O.A. (2013). Sotsialnye orientiry molodezhi: tendentsii, problemy, perspek-tivy [Social orientations of youth: tendencies, problems, prospects] M.: Nauka. (in Russian).
Romakh O.V., Sleptsova A.O. (2010). Gendernyy aspekt fenomena talantlivoy lichnos-ti [The gender dimension of the phenomenon of talented individuals]. Аналитика культурологии. (3(18)). (in Russian).