Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА'

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РАБОТА / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЭТОМ ПОЛИТИКА / РЫНОК ВУЗА ТРУДА / ТРУДОВАЯ МЕСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джиоева Э.Ю.

Статья посвящена комплексному исследованию вопроса о проблемах трудоустройства молодежи на российском рынке труда, с которыми все чаще сталкиваются молодые специалисты после окончания учебных заведений. Изучены особенности молодежного рынка труда, а так же выявлен спрос и предложение на молодежном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN LABOUR MARKET

The article is devoted to the complex study of the problems of youth employment in the Russian labour market, which increasingly encounter young professionals after graduation. The features of the youth labour market, and identified supply and demand in the youth labour market.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА»

УДК 335.1

Джиоева Э.Ю. студент магистратуры факультет «Международных отношений» Северо-Осетинский Государственный университет им. К.Л.

Хетагурова Россия, г. Владикавказ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию вопроса о проблемах трудоустройства молодежи на российском рынке труда, с которыми все чаще сталкиваются молодые специалисты после окончания учебных заведений. Изучены особенности молодежного рынка труда, а так же выявлен спрос и предложение на молодежном рынке труда.

Ключевые слова: молодежь, работа, безработица, трудоустройство, социальная этом политика, рынок вуза труда, трудовая мест деятельность.

Dzhioeva E. Y.

Student of magistracy North Ossetian State University. K.L. Khetagurov Faculty of International Relations Russia, Vladikavkaz THE PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN

LABOUR MARKET

Аbstract

The article is devoted to the complex study of the problems of youth employment in the Russian labour market, which increasingly encounter young professionals after graduation. The features of the youth labour market, and identified supply and demand in the youth labour market.

Key words: youth, work, unemployment, employment, social policy, labor market, labor activities.

Молодежь - это социально-демографическая речь группа, выделяемая рода на основе этой обусловленных тоже возрастом мест особенностей этой социального рода положения чаще молодых этой людей, их места день и функций него в социальной тоже структуре свою общества, их специфических свою интересов этим и ценностей.

Современные роль ученые быть считают, что возрастные прав границы было периода быть молодости этой условны, их можно чаще определить пока интервалом всем от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако этой молодость вуза — не столько прав этап жизненного этой цикла, сколько форм определенный форм социальный вузы статус форм человека,

связанный силу с основными вузы видами чаще деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий этом и т. д.

Безработица — сложное дает социально-экономическое него явление, при котором свою часть этой экономически этом активного день населения, желающая рода работать этим на условиях мест найма пока или создания роли собственного силу дела, не может свою реализовать всем свою рабочую прав силу из-за отсутствия этап подходящих вузы рабочих пока мест (предложений) и лишается него вследствие даже этого роли основного него дохода этих (заработной этом платы).

К безработным в соответствии мест с законодательством люди Российской мест Федерации этой относят было трудоспособных рода граждан, не имеющих работы быть и заработка, проживающих всем на территории силу России, зарегистрированных роль в органах быть службы мест занятости быть по месту тоже жительства быть в целях силу поиска него подходящей этой работы, ищущих дает ее и готовых рода приступить вузы к ней.

На основании роли российского свою законодательства идея безработными день не могут вузы быть признаны быть граждане, не достигшие этих 16-летнего идея возраста, и трудоспособные этом граждане, проходящие было очный пока курс обучения.

Рынок вузы труда вузы молодежи мест является него особым всем социально-демографическим день сегментом тоже российской мест экономики, подчиняющимся роли собственным даже закономерностям, которые день необходимо всем учитывать люди в политике этой занятости. Молодые этим люди характеризуются день неустойчивостью роли жизненных всем установок, отсутствием рода производственного рода стажа этой и опыта пока работы быть и, как следствие, относительно идея низким чаще профессиональным этих статусом. Из-за

перенасыщенности быть рынка мест труда него более этой конкурентоспособными рода категориями тоже населения быть

молодежь этой является рода достаточно форм выраженной быть группой мест риска. В то же время, в отличие тоже от других форм социально было уязвимых быть групп роли (инвалидов, женщин), молодежь люди является форм наиболее роль перспективной было категорией этой рабочей мест силы. Еще полностью курс не сформировавшись рода как субъект рода трудовой быть деятельности, она наиболее роль восприимчива ко всем изменениям, имеет этим способность люди к постоянной этой смене этой трудовых этом функций, огромные дает возможности дает профессионального всем роста, наиболее роли продолжительный было период него предстоящей всем трудовой деятельности.

Молодежный быть рынок идея труда мест имеет мест свою специфику:

Во-первых, он характеризуется этом неустойчивостью этом спроса этом и предложения, обусловленной мест изменчивостью чаще

ориентацией этой молодежи, ее социально-профессиональной быть неопределенностью. Положение этом усугубляется рода обострением этап социальных вузы проблем вузы молодежи, связанных этап с коренным мест изменением дает социокультурных день и политических мест условий мест развития свою личности, что влечет этой за собой было возрастающие день трудности день самоопределения чаще молодых мест людей, в том числе день и в профессиональном роли плане.

Во-вторых, специфична этом для молодежного прав рынка вуза труда него низкая вузы конкурентоспособность свою по сравнению всем с другими роли возрастными свою группами. Молодежь всем подвергается люди наибольшему чаще риску идея потерять мест работу свою или не трудоустроиться. Возможности пока трудоустройства всем новой чаще рабочей чаще силы, вступающей всем на рынок тоже труда даже впервые, сокращаются. Ограничение всем спроса быть на рынке него труда быть снижает чаще возможности дает трудоустройства прав выпускников свою учебных этой заведений.

В-третьих, молодежная было занятость идея имеет вуза явные этой и скрытые этой размеры. Продолжает свою увеличиваться тоже группа этап молодежи, которая тоже нигде рода не работает него и не учиться.

В-четвертых, молодежный пока рынок дает труда роль характеризуется мест большой было вариантностью. Это обусловлено всем тем, что на него выходят рода выпускники идея учебных мест заведений, осуществляющих этап подготовку быть специалистов быть по всем возможным мест профессиям. Отсутствие пока спроса даже на региональном пока рынке этап труда мест на многие мест из них, приводит мест к тому, что большая роль часть всем ищущих вузы работу мест молодых день людей, в том числе прав недавних чаще выпускников мест учебных этой заведений, трудоустраивается этой по специальностям, далеким чаще от базового люди образования, для многих было переподготовка мест является силу единственной мест возможностью люди получить мест работу. Ежегодно роль из числа вуза выпускников этом каждый этом четвертый чаще становится этой потенциальным этой кандидатом мест на переобучение, получение идея второй рода профессии. Кроме вуза того, пятая этих часть вузы молодых этой людей быть увольняется этих из-за неудовлетворенности этом профессией, характером быть труда свою уже в первый этой год работы этим после этой окончания этим учебного форм заведения.

В-пятых, на молодежном силу рынке пока труда свою создалась чаще чрезвычайно идея сложная этой ситуация роль с женской день занятостью: традиционно быть среди этих выпускников было учебных этом заведений, особенно свою вузов, женщины даже составляют свою значительную этой долю, при этом работодатели всем отдают быть явное этом предпочтение свою при приеме вузы на работу него мужчинам.

Складывающийся этой рынок этой труда мест предполагает свою

выявление этой приоритетных роль профессий этой и специальностей вузы на определенный этом момент. В связи этом с этим возникли этой теоретические было и прикладные свою задачи день по количественному день и качественному этой сопоставлению форм востребованных него рынком него труда этой профессий прав и специальностей, по которым этих ведется свою подготовка этой специалистов мест в учебных мест заведениях.

Особенность рода положения этой молодежи свою на российском было рынке этой труда мест определяется свою рядом дает факторов:

1. Сохранение этап стереотипов. Многие речь работодатели роль негативно этой оценивают курс такие этап качества роль молодых речь работников, как отсутствие мест навыков быть трудовой роли деятельности мест и неумение рода выстраивать роли взаимоотношения курс в рабочем даже коллективе, излишняя дает эмоциональность силу и неустойчивость день поведения, т. е. все то, что свидетельствует было о социальной рода незрелости всем человека, недостаточном всем уровне чаще его социализации идея в обществе. Масштабность вузы и устойчивость этим влияния стереотипов быть такого этой рода приводят вузы к дискриминационному день отношению мест к молодежи этих на рынке этой труда.

2. Необоснованное день представление пока молодежи роли о путях рода адаптации быть в сфере него труда этой и занятости. Это проявляется всем в выборе этом будущей мест профессии, а в дальнейшем было — в определении вузы перспектив силу собственного этой трудоустройства. Выбор рода направления быть или специальности, по которым даже будет день осуществляться мест обучение, часто мест делается мест абитуриентом вузы исходя рода из идеальных мест представлений роль о будущей день работе, а не в результате вуза анализа него реальной мест ситуации этим на рынке курс труда, информация быть о которой свою к настоящему всем моменту роль стала этой широко тоже доступной мест для населения.

3. Падение чаще престижа вузы производительного чаще труда мест для значительной форм части быть молодых было людей. Особое роли беспокойство быть вызывает вузы то, что 25% безработной этом молодежи курс составляют быть выпускники идея высших рода учебных тоже заведений. Наибольшим вузы спросом рода у молодежи курс пользуются такие рода профессии, как экономист этом и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий рода работник, программист, предприниматель. Современный этой российский этом рынок люди квалифицированного силу труда чаще характеризуется силу значительными этой сложностями роли трудоустройства вузы молодых свою специалистов. Особенно речь остро люди данная этом проблема рода стоит этой в малых этой городах роли и сельской этой местности.

Квалифицированные всем молодые мест кадры мест часто роли меняют чаще специальность, что в дальнейшем роль может свою привести было к дисбалансу свою в профессиональной этой структуре этой рабочей силу силы. Приоритет этой отдается рода не содержательному него труду свою на производстве, а работе, направленной день на получение вуза значительной прав материальной дает выгоды. Все это, конечно, не может люди способствовать мест подъему этим экономики вузы страны.

Наличие день опыта него работы было и стажа роль работы, желательно этом по специальности, на сегодняшний этап день является него одним этом из существенных пока требований даже к кандидатам курс на замещение этим предлагаемых него на рынке роль труда этим вакансий. Соответственно, не имеющих него опыта роли работы рода и стажа вузы выпускников этом вузов было в этом случае вузы на работу речь зачастую всем берут роль неохотно. Следовательно, выпускники люди не имеют день не только роли опыта мест работы, но и возможности силу получения рода такого рода опыта.

Решение тоже этой проблемы даже участники роли группы рода видят рода в реализации всем такого курс механизма свою как квотирование всем рабочих свою мест для выпускников. В настоящее этой время пока эта практика этих применяется роль к таким день категориям вуза граждан было как инвалиды, дети-сироты, члены вуза многодетных чаще семей. Однако этой реализация было этих льгот этап носит день добровольно него - принудительный было характер. Эффективного рода механизма день реализации свою этой практики этап на данный день момент вузы нет.

Альтернативой роль практике этой квотирования этом может было стать рода система даже условий, при которых рода работодателям даже было бы выгодно пока брать этих на работу речь выпускников, в частности мест - введенная рода на муниципальном мест уровне свою система быть налоговых этап льгот всем для работодателей, принимающих этим на работу было выпускников тоже вузов. Реализация мест этой идеи возможна идея через этом депутатские вузы комиссии мест и комитеты речь исполнительных всем структур него власти. Прежде этом всего, нужны прав конкретные свою финансовые вузы расчеты, которые этом позволят дает определить всем стратегию мест реализации быть идеиЭ.Еще одной этой возможностью свою получения прав выпускниками свою вузов этом необходимого всем опыта вузы работы прав может тоже быть практика тоже временного рода найма было на разовые день работы. Такие этап как различного быть рода рекламные вузы акции, маркетинговые чаще исследования, социологические быть опросы, работа быть в сфере мест политики, занятость идея на общественных люди работах, деятельность этап в общественных рода организациях быть в качестве этих волонтеров.

Здесь этой полезным быть было бы ввести всем практику этим

получения было рекомендательных вузы писем речь с мест такой рода работы. Временная даже занятость всем выпускников рода в данном вузы случае быть не только было позволит этих им получить вузы опыт, но и заработать роль репутацию, что играет роли значительную вуза роль на современном речь рынке этом труда.

На федеральном прав уровне этой необходимо день создание этим и реализация этом программы быть создания день рабочих дает мест специально этом для молодых этап специалистов пока - выпускников было вузов. Практическая прав реализация быть этой программы этой пока несовершенна даже из-за недостатка было бюджетных этим средств, но идея продвигается даже уже сейчас.

Проблема вузы дисбаланса быть спроса день и предложения рода на рынке этой труда всем заключается быть в том, что существует рода несоответствие речь между вузы тем, какие роль специальности люди на конкретный роль момент тоже требуются люди на рынке мест труда, и тем, специалистов силу каких этом специальностей день выпускают него вузы. В данном день случае даже речь идет о том, что рынок идея труда мест в настоящее всем время вузы даже приблизительно этом сложно тоже прогнозировать даже на те же пять-шесть свою лет, поскольку всем экономическая свою ситуация мест в обществе этап нестабильна. Приобретая, казалось тоже бы, престижную быть специальность, выпускник мест рискует прав оказаться этой невостребованным курс по окончании мест вуза в связи свою с резко рода изменившимся силу рейтингом быть престижных роли специальностей. В данном мест случае вуза наиболее рода важным него представляется рода наличие было у выпускников было навыков, позволяющих мест быстро этих адаптироваться люди к изменившейся тоже ситуации. Эти навыки роль должны рода воспитываться быть в процессе форм социализации прав личности, как в семье, так и во время мест обучения пока специальности.

Другим этой механизмом было адаптации было к требованиям мест рынка день является этих переобучение роль специалистов люди в службе этой занятости роли и в вузах. Для этого мест могут курс быть использованы этих механизмы этой получения этой различного этом рода кредитования вузы обучения было студентов свою работодателями, что позволяет быть выпускникам быть определиться вуза с дальнейшим рода местом рода работы.

Кроме этой того, возможно идея налаживание роль механизма, при котором идея вузы будут пока заключать люди с предприятиями него прямые речь договора мест на обучение пока специалистов этой требуемых него специальностей. Создание этом информационных рода систем, позволяющих вуза учитывать мест спектр этом вакансий, анализировать всем их и прогнозировать тоже ситуацию пока на рынке быть труда этим тоже улучшит быть ситуацию. Такая него работа этом уже начата, о чем проинформировали роль представителя речь

муниципальной мест власти роли в группе.

Актуальность быть проблемы форм и реальная форм

возможность свою ее решения этап дает основания роль для некоторых день рекомендаций было в области этим решения быть проблем быть студенческой речь занятости форм в России.

Необходима было программа быть с более него четкой этих координацией этап деятельности этим следующих вузы субъектов, действующих идея на данном этом сегменте мест рынка форм труда:

- отдельные вузы вузы города свою и департамент этом высшего прав образования;

- потенциальные быть работодатели этом студентов, их ассоциированные даже представители;

- специализированные было службы тоже занятости тоже городской быть и областной быть администрации;

- организации, участвующие рода в деятельности свою трудоустройству день и адаптации роль молодежи этой и студентов роль на рынке чаще труда идея на коммерческой этом основе роль (кадровые роль агентства, учреждения вуза дополнительного день образования);-общественные день организации, выступающие прав как в роли работодателя, так и посредника роль на рынке этой труда, способствующие мест обучению всем и развитию вузы студентов день как будущих день работников; Эффективным свою решением день может мест стать мест комплексная даже программа роль адаптации вузы студентов свою на рынке роли труда быть с особым силу вниманием этап к «проблемным» вузам речь и специальностям.

Важнейшими всем ее направлениями речь должны даже стать: Область этой управления даже студенческой этим занятостью:

- Обучение прав студентов мест процессу форм трудоустройства, широкое этой информирование этой о возможностях прав трудоустройства, профессионального быть роста этих и развития быть для студентов. Важным свою моментом всем является роль стимулирование пока активности было самих рода студентов день через этом их участие чаще в развивающей свою их деятельности всем (общественных свою организациях, деловых вузы играх день и пр.);

- Принятие мест мер по расширению этой потенциального речь объема день спроса день на работника- студента даже (как стажера, так и полноценного этим работника) с разработкой вуза системы всем стимулирования рода работодателя мест (налоговые мест льготы, частичная этой компенсация этим затратная рода дообучение день работника, совместные этой проекты чаще по решению мест внутренних свою задач этап предприятий идея и пр.);

- Содействие было в разработке этой приемлемых роль форм сотрудничества всем студента всем и работодателя этом с необходимым вуза учетом этом интересов быть и прав обеих всем сторон. Область мест

организации этом учебного дает процесса;

- Придание этап гибкости прав учебной роль программе этой и учебному речь расписанию.

Одним быть из элементов день комплексного день подхода мест к решению силу проблем силу может быть стать вуза создание дает специального чаще агентства роль студенческой этим занятости быть в кооперации.Таким тоже образом, для обеспечения день занятости этой молодежи роль у нас в стране этом разработаны этих и претворены всем в жизнь быть со стороны прав государственных день органов форм некоторые свою программы этой и мероприятия день по содействию свою в трудоустройстве этой населения. Разработка рода такой силу системы рода управления было рынком вузы труда мест предполагает даже значительные идея затраты было как материальных, так и нематериальных. Требуется мест немало рода усилий мест для сбора, группировки быть и анализа рода информации, на основе быть которой рода принимаются него управленческие быть решения, определяются этом тенденции роль развития этой рынка мест труда идея как в целом, так и по его отдельным было составляющим. Для совершенствования этим данной него системы роль необходим день целый быть комплекс свою мер по развитию речь программ быть в сфере форм занятости рода населения, среднего этом и малого прав бизнеса силу в стране, поддержке вуза промышленных пока и производственных этим отраслей этой экономики.

В социологических быть исследованиях, посвящённых данной быть проблематике, можно роли выделить форм следующие быть проблемные этап поля: уровень этой занятости, рынок всем труда, государственная люди политика тоже занятости мест выпускников. Для нас наибольший силу интерес всем представляют этап работы, затрагивающие было территориальный мест аспект день данных этим проблем: возможности пока трудоустройства чаще молодых мест людей мест в зависимости этих от места речь проживания. В своей рода работе всем мы также свою опираемся свою на материалы дает ведущих даже исследователей быть сельского курс социума: П.П. Великого, А.А. Хагурова, В.В. Пациорковского.

Результаты чаще исследований этом показывают, что в процессе идея трудоустройства роль молодёжи важную вузы роль играют пока государственные свою организации, именно него они чаще всего люди согласны быть принять чаще на работу всем молодых быть специалистов. Что касается речь востребованности речь профессий, то наибольшее рода внимание форм заслужила было деятельность, связанная мест с продажами этой и коммуникацией, затем день следуют рода инженерные всем профессии, профессии него гуманитарного мест и творческого него характера курс занимают прав последние тоже позиции.

На сегодняшний этом день важным мест направлением этой работы этом вузов этой остаётся содействие быть трудоустройству форм

выпускников. Предоставляется этой возможность вузы стажировок, участия мест в различных этом программах, проведение быть конференций, налаживание было контактов тоже с работодателями, центрами этим занятости, организация роль ярмарок свою вакансий роль для молодых мест специалистов. Авторы, анализируя быть материалы форм исследования, приходят этим к выводу, что вузы переоценивают день количество пока трудоустроившихся этап выпускников, а также люди преувеличивают идея нуждаемость быть в молодых этой специалистах.

Использованные источники:

1. Аверьянов роль Ю., Калашникова рода И., Регулирование этом занятости этих с точки форм зрения даже теории мест / Человек форм и труд. - 2015. № 5

2. Бабушкина этой Т., Гарсия-Исер М., Молодежь мест на рынках рода труда роль и образовательных свою услуг прав / Человек вуза и труд. 2016. № 6.

3. Долгова мест А., Жукова было И., Полная этой и эффективная роль занятость этой молодежи роли - условие этой повышения силу конкурентоспособности было страны форм / Человек чаще и труд. 2017. №8.

4. Дубова мест О., Рахматуллина вузы З., Маслова день И., Роль службы этом занятости этой в профессиональном вузы самоопределении роли молодежи этом / Человек этап и труд. 2017. № 1.

5. Квасницский дает В.Н., Журавлева дает Т.Б. Демографическая силу характеристика прав труда роль выпускников свою учебных рода заведений/ Народонаселение

6. Разумов чаще А., Новик быть Е. Повышение даже образовательного чаще уровня этом населения мест и расширение форм занятости пока -условия мест сокращения свою бедности люди / /Человек вузы и труд. 2016. № 9.

7. Селиванова этой О.П.. Занятость роль молодежи этой -стратегическая тоже проблема быть // Человек роль и труд.-2017

8. Чукреев пока П.А. Социализация быть молодежи роль в обществе рода переходного всем периода. - Москва, 1999.

9. Стратегия день государственной силу молодежной даже политики прав в Российской форм Федерации было 2006-2016 mbnews.

10. Крылова этой Н. Молодежь мест и безработица мест Крылова роль Н. busmesspress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.