Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов'

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
906
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / YOUTH / STUDENTS / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / JOB PLACEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Насретдинова М. М.

В данной статье будет рассматриваться вопрос занятости студенческой молодежи. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Целью исследования является выявление места студентов на рынке труда, а также выявление факторов, которые мешают устроиться на хорошую работу. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по оптимизации трудоустройства студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF STUDENTS AND GRADUATES

This article will address the issue of employment of college students. Youth unemployment remains one of the most acute problems in the workplace. The aim of the study is to identify the location of students in the labor market, as well as to identify factors that hinder find a good job. Based on the results of the study provide recommendations for optimizing placement of students.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов»

национальной экономии, о его участии в теоретических дискуссиях, что в последствии нашло отражение в позднейших методологических, теоретических и политических трудах. Местом проведения этих дискуссий были в первую очередь Союз социальной политики и Евангелический социальный конгресс.

Поэтому такие авторитетные немецкие интерпретаторы такие как Иоганн Винкельман [3], Ричард Сведберг[4], Вольфганг Шлюхтер[5] подчеркивают, что «значительным пробелом» в интерпретационной литературе является дискурс национальной экономической теории конца XIX века. Как отмечает в данной связи Вернер Г епхард, такой дискурс позволит не только четче разработать «комплекс дисциплинарных связей веберовской теории действия»[6]. Все это будет способствовать лучшему пониманию как ранних экономических воззрений Макса Вебера, так и целостному восприятию и экономической концепции немецкого ученого и всего его творческого наследия.

Утверждение национальной экономической теории в качестве самостоятельной дисциплины в последние десятилетие XIX в. находилось, таким образом, в центре научного интереса немецкого ученого. Шумпетер подчеркивает, что «методологическая путаница» и постоянное противоборство различных научных школ, в конечном итоге мешали появлению продуктивных работ, ограничиваясь стандартными формулировками и фразами [7, S. 111.]. Такая позиция созвучна с точкой зрения Макса Вебера, отмечающего противоречие между объяснением экономических явлений и их интерпретацией. Поэтому не удивительно, что в начале своей академической карьеры молодой ученый пытался занять свою собственную позицию в данном споре. Биографическое указание жены Марианны Вебер [8, S. 36] на то, что Вебер занимался методологическими проблемами своей дисциплины еще на заре своей академической карьеры, относится, скорее всего, к лекционному материалу в период до 1900 г.

С зимнего семестра 1894/1895 во фрайбургском университете по 1889 в гейдельбергском университете Вебер читал курс лекций по «Общей (теоретической) национальной экономии», в которых он постоянно ссылается на теоретическую и методологическую дискуссию в национальной экономике. В распечатанных тезисах лекций [9] для студентов летнего семестра 1898 мы находим детально разработанную библиографию каждого параграфа, дающего представление о системном рассмотрении теоретических дебатов в национальной экономии.

Вебер, как и любой другой молодой заведующий кафедры национальной экономической теории этого времени, стремился получить имя в своей дисциплине, прежде всего, благодаря разработке методологических и теоретико-понятийных аспектов дисциплины. Поскольку он и так планировал переработать курс лекций в учебное пособие, то в данном контексте становится понятным стремление к подробной рецепции работ в национальной экономической теории.

Так в «§1 Задачи и методы национальной экономической теории»[9, S.5] в хронологическом порядке подробно отражены методологические дискуссии экономической теории. Так рассматривается критика исторической школы классической экономической теории в работах Л. Рошера, К.Книса и Б. Гильдебранда, предшествующие ей дебаты в политической экономии Великобритании между Джоном Кэрнсом [10] и Клиффом Лесли [11] о соотношении теоретических и исторических исследований. Разумеется не остался без внимания и методологический спор между Карлом Менгером и Густавом Шмоллером, самым подробным образом изученный и в последствии творчески переработанный Максом Вебером уже в его более поздних методологических работах, а также продолжение методологических дебатов у таких авторов как Филиппович, Сакс, Дитцель, Вагнер и Джон.

Немецкий интерпретатор Вольфганг Шлюхтер[12, S.35], рассматривая данный период творчества Макса Вебера, подчеркивает, что в рамках данной дискуссии для молодого экономиста являлось уточнение и прояснение позиций «реалистичной теории». Методологическая концепция Кала Менгера «реально-эмпирического метода» в данной связи указала Веберу путь для преодоления «неконтролируемых, инстинктивных суждений» исторической школы. Шлюхтер подчеркивает, что Вебер был согласен с Менгером относительно тезиса, что социальные науки должны стремиться исследовать как общие, так и индивидуальные явления действительности. С теоретическими оппонентами Менгера он разделял позицию, что индивидуальное явление не может быть раскрыто через дедукцию индивидуального из общего, или через преломление общего понятия к индивидуальному явлению.

Действительно Веберу как историку был очень близок идеографический, описательный метод. На страницах своего главного труда «Хозяйство и общество» мы находим множество конкретных исторических примеров, описанных в подробных деталях, однако карьера экономиста и социолога столкнула его с необходимостью типологизации и классификации эмпирических фактов и событий.

Обобщая веберовские интенции относительно теоретико-методологических дискуссий конца ХХ в., следует отметить, что Вебер стремился скорректировать историзм исторической школы, объективизм марксизма, и психологизм школы предельной полезности, через симбиоз экономической теории с науками о культуре в рамках «Социальной экономики», которая, на взгляд Вебера, по-новому утверждает проблемное соотношение теоретических, исторических и практических исследований. На основе такого синтеза, который сам ученый обозначил как «социально-экономический» подход, он разрабатывает ядро своей понимающей социологии как науки о культуре, которая должна раскрыть возникновение, сущность и тенденции современного капитализма.

Литература

1. Weber M. Zur Geschichte der Handelsgesellschaften im Mittelalter. Nach sudeuropaischen Quellen. Stuttgart, 1889.

2. : Triebe K. Prussian agriculture German politics: Max Weber 1892-97, in: Economy and Society. - 1983-№12 - p. 181-226.

3. Winckelman J. Staatssoziologie. : Soziologie der rationalen Staatsanstalt und der modernen politischen Parteien und Parlamente / Max Weber. 3., Aufl. Berlin: Duncker & Humblot, 2011.

4. Swedberg R. Grundlagen der Wirtschaftssoziologie. Wiesbaden: VS, Verl. fur Sozialwiss., 2009.

5. Schluchter W. Die Entzauberung der Welt : sechs Studien zu Max Weber. Tubingen: Mohr Siebeck, 2009.

6. Gepchard W. Gesellschaftstheorie und Recht. Das Recht im soziologischen Diskuts der Moderne. Frankfurt a.M., 1993.

7. Schumpeter J. Max Webers Werk. In: J. A. Schumpeter: Dogmenhistorische und biographische Aufsaetze, herausgegeben von E. Schneider und A. Spiethoff, Tuebingen: Mohr, 1954.

8. Weber Mar. Max Weber : ein Lebensbild / von Marianne Weber. Mit e. Einl. von Gunther Roth. Munchen; Zurich: Piper, 1989.

9. Weber M. Gesamtausgabe. Abt. 3,, Vorlesungen und Vorlesungsnachschriften Bd. 4., Vorlesungen 1895 - 1898 / hrsg. von Rita Aldenhoff-Hubinger in Zusammenarbeit mit Silke Fehlemann. Tubingen: Mohr Siebeck, 2009.

10. Cairnes, J. E.: Some Leading Principles of Political Economy newly ex- pounded. London-New York, 1874.

11. Leslie C. T.E.: Essays on Political and Moral Philosophy. Dublin, 1879.

12. Schluchter W/ Religion und Lebensfuhrung, Bd. 1: Studien zu Max Webers Kultur- und Werttheorie. Frankfurt a.M., 1988.

Насретдинова М.М.

Студент, Башкирский государственный университет ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ.

Аннотация

В данной статье будет рассматриваться вопрос занятости студенческой молодежи. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Целью исследования является выявление места студентов на рынке труда, а также

94

выявление факторов, которые мешают устроиться на хорошую работу. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по оптимизации трудоустройства студенческой молодежи.

Ключевые слова: молодежь, студенчество, трудоустройство, занятость, безработица.

Nasretdinova MM Student, Bashkir State University

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF STUDENTS AND GRADUATES.

Abstract

This article will address the issue of employment of college students. Youth unemployment remains one of the most acute problems in the workplace. The aim of the study is to identify the location of students in the labor market, as well as to identify factors that hinder find a good job. Based on the results of the study provide recommendations for optimizing placement of students.

Keywords: youth, students, job placement, employment, unemployment.

В данной статье будет рассматриваться такая группа молодежи, как студенты, а именно занятость учащихся студентов и студентов-выпускников.

Положение молодежи на российском рынке труда обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

• во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,

• во-вторых, они - будущее страны.

Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве недавно выпустившихся студентов. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. Чаще всего студентам говорят прийти в последний день практики за печатью и подписью. А на собеседовании «многообещающе» говорят: «Мы Вам перезвоним».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет.

По данным Росстата за май 2013 года видно, что наибольшее число безработных среди молодежи от 15 до 24 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,3%, 20-24 лет - 19,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (21,4%) и 20-24 лет (11,6%). По сравнению с маем 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,4 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,1 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2013г. составил 16,8%, в том числе среди городского населения - 17,25%, среди сельского населения - 16,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,8 раза.

По данным Росстата можно сказать, что за последний год безработица среди молодежи выросла. Это обусловлено переходом на европейскую систему образования. Если раньше ВУЗы выпускали специалистов, то сейчас идет первая волна выпускников-бакалавров. Работодатели считают бакалавриат незаконченным высшим образованием, так как на эту программу образования выделено меньше часов, чем на специалитет, так, во многих вузах бакалавры учатся на год меньше, чем учились бы специалисты.

Еще одной проблемой при трудоустройстве, выделенной студентами является отсутствие опыта работы. В отчете «Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2013г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)» было выделено число безработных по наличию опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие

95

опыта трудовой деятельности. В мае 2013г. их численность по сравнению с маем 2012г. увеличилась на 46 тыс.человек, или на 4,3% и составила 1,1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 10,4% составляет молодежь до 20 лет, 44,0% - от 20 до 24 лет, 20,3% - от 25 до 29 лет.

По данным онлайн-опроса на сайте «Анкетер» на вопрос «Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются студенты и выпускники ВУЗов при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7% студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0% опрошенных, 16,7% студентов считают, что возраст тоже может стать

проблемой трудоустройства, еще одной из важных проблем, по мнению респондентов, является то, что работодатель не считает бакалавриат высшим образованием, так считают 16,7% студентов. Невозможность работать полный рабочий день отметили 18,4% опрошенных. Также студенты считают проблемами трудоустройства такие, как отсутствие военного билета (12,5%) и некотируемость ВУЗа (8,3%).

Сейчас многие молодые люди с образованием пополняют ряды "челноков", уличных и базарных торговцев, т. е. происходит ощутимый отток молодежи в сферу теневой экономики.

Так, на вопрос «Вы работаете по своей специальности?» положительно ответили только треть студентов(33,3%), остальные 66,7% работают не по своей специальности.

Также, среди безработной молодежи 35,3% имеют высшее образование, 35,9% — профессиональное, 23% — полное среднее и только 0,3% — начальное образование

Но стоит учитывать, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, а портрет молодого безработного — сложнее. Например, отсутствуют какие-либо данные об уровне скрытой безработицы.

Еще раз обратимся к онлайн-опросу с сайта «Анкетер». Студентам задавался вопрос «Есть ли в вашем ВУЗе программа помощи выпускникам? Направления на работу?», на который положительно ответили 71,4% респондентов и отрицательно - 28,6%. Да, действительно существуют программы помощи, но напрашивается вопрос об их качестве. Часто встречается такое, что учебное заведение договорилось о стажировке энного количества студентов в фирме/на заводе и пр., но эти фирмы/заводы чаще всего не имеют возможность принять студентов на достаточное для получения практических знаний время. Поэтому студенты чаще всего идут работать не по специальности, а, как уже указывалось выше, менеджерами, промоутерами, курьерами и на другие должности низшего звена с маленькой перспективой карьерного роста или вообще без нее. И, что не удивляет, трудоустройство по таким вакансиям чаще всего неофициальное. То есть даже работая, студент не получает записи в трудовой книжке, что опять же лишает его опыта работы, но в данном случае документально подтвержденного.

Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Ответ на вопрос: «Какая у Вас форма трудоустройства?», показали, что из числа работающих студентов около 40 % имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же (60%) трудовые отношения с работодателем не оформлены или являются неофициальными.

Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела.

Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока студент как временный работник не будет реально обеспечен правовыми нормами, пока не будет реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т.п. работников.

Теперь обратимся к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу и что они при этом учитывают.

Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников вузов они ценят, прежде всего:

• качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков),

• наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков,

• способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников и обеспечения предприятий региона кадрами квалифицированных специалистов зависит от многих факторов, в том числе от:

• качества подготовки специалистов в вузах,

• развития программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития промышленности и экономики в целом,

• структуры и объёма подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствия текущей и перспективной потребности в них реальной экономики,

• обучения навыкам предпринимательства, развития в вузах малых и средних предприятий,

• развития процессов интеграции деятельности вузов, других учреждений профессионального образования и предприятий в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов,

• профориентации студентов для работы на предприятиях и воспитания у них востребованных рынком труда личностных качеств,

• развития студенческой инициативы в сфере профориентации студентов, трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда,

• адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях, развития наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов,

• создания условий для самореализации молодёжи, поддержки молодёжных инициатив, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов и т.д.

Как показывают многочисленные опросы работодателей только в Москве, пока выпускники негосударственных вузов у них явно не в почете. Более 60% руководителей предпочитают нанимать на работу выпускников с дипломом госвуза. В целом качество выпускников сегодня очень неоднородно - что в государственных, что в негосударственных вузах. Поэтому в условиях большого насыщения рынка труда у работодателей есть возможность выбора. И если бы мы говорили о цифре "более 90 процентов", то тогда стоило бы говорить о неких негативных тенденциях. А приведенные результаты опроса естественны. Конечно, репутация вузов зависит от них самих. В частности, от умения вуза работать с работодателем и трудоустраивать своих выпускников.

Литература

1. Википедия — свободная энциклопедия, URL: ru.wikipedia.org (дата обращения 01.07.2013);

2. Сайт «Анкетер», опрос на тему «Занятость студентов ВУЗов», URL: http://www.anketer.ru/poUs/view/26874/ (дата обращения

03.07.2013);

3. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К., 1999, URL: www.socioline.ru (дата обращения 07.07.2013);

96

4. Федеральная служба государственной статистики Росстат, «Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2012г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)»;

5. Шийко Д.С., аспирант Московского института электроники и математики, «Эффективность рынка занятости молодежи», Электронное научное издание «ТРУДЫ МЭЛИ: электронный журнал»;

6. Лотова И.П., «Модель региональной системы трудоустройства выпускников ВУЗов», Нижний Новгород, 2009;

7. Агранович М., «На работу - с первого курса», Российская газета, "Союз. Беларусь-Россия" №478 (42), http://www.rg.ru/2010/n/12/rabota.html (дата обращения 12.07.2013);

Плужнова Е.Н.

Сибирский государственный индустриальный университет

МАТРИЦА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация

Разработанная матрица поддержки принятия решения позволяет на основе анализа ситуаций, отражающих соотношение изменений культуры и результатов деятельности организации, определить возможные причины и последствия поведения данных факторов и на основе этого разработать и принять комплекс мер по управлению организационной культурой.

Ключевые слова: организационная культура, результаты деятельности, управленческие решения.

Pluzhnova E. N.

Siberian State Industrial University

MATRIX OF SUPPORT OF DECISION-MAKING ON MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Abstract

The developed matrix of support of decision-making allows on the basis of the analysis of the situations reflecting a ratio of changes of culture and results of activity of the organization, to define the possible reasons and consequences of behavior of these factors and on the basis of it to develop and accept a package of measures on management of organizational culture.

Keywords: organizational culture, results of activity, administrative decisions.

Управление организационной культурой предполагает необходимость учёта двойственности её природы, проявляющейся в том, что, с одной стороны, организационная культура является фактором, определяющим результаты деятельности организации, а с другой, результаты деятельности являются фактором, влияющим на уровень организационной культуры. Уровень организационной культуры определяется степенью согласованности интересов всех участников совместной деятельности по различным основаниям согласования, охватывающим все стороны деятельности организации. Чем выше степень согласованности по всем основаниям согласования, тем выше степень единства в коллективе. Именно в этом проявляется системообразующая роль организационной культуры. Отсутствие же согласованности является причиной разрушения системы. Воздействуя на основания согласования -факторы организационной культуры, можно изменить степень согласованности интересов по каждому из них, т.е. изменять уровень организационной культуры и, таким образом, управлять ею. Более того, во взаимном влиянии результатов деятельности и организационной культуры отчётливо проявляется запаздывание реакции во времени, что существенно усложняет процесс выработки правильных и своевременных мер воздействия на культуру [1,2]. Решению данной проблемы призвана способствовать разработанная матрица поддержки принятия решений по управлению организационной культурой.

Основная задача матрицы - обеспечить лицо, принимающее решение, информацией, необходимой для разработки решения по управлению организационной культурой. Основу матрицы составляют девять ситуаций (рисунок 1), характеризующихся различным сочетанием изменений организационной культуры и результатов деятельности организации (в качестве которых могут выступать, к примеру, прибыль либо объем производства, рентабельность или какие-либо иные целевые показатели).

Квадранты матрицы представляют собой так называемые контрольные срезы изменений (отклонений) уровня организационной культуры и результатов деятельности организации рассматриваемого периода относительно предыдущего периода. Учитывая эффект запаздывания реакции организационной культуры на результаты деятельности, автором рекомендуется осуществлять контрольные срезы не чаще, чем один раз в год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение уровня орг. культуры, %

ДК>0 ДК>0, ДР<0, ДК>0, ДР=0 ДК>0, ДР>0

ДК=0 ДК=0, ДР<0 ДК=0, ДР=0 ДК=0, ДР>0

ДК<0 ДК<0, ДР<0 ДК<0, ДР=0 ДК<0, ДР>0

Изменение результатов

ДР<0 ДР=0 ДР>0 деятельности организации, %

Рис. 1 - Матрица поддержки принятия решений по управлению организационной культурой При толковании результата того или иного контрольного среза, представленного в матрице, необходимо признать кратковременность данного состояния, влияние на культуру и результаты деятельности внешних факторов, принять во внимание действие закона возвышения потребностей, а также учесть, что инертный характер организационной культуры формируется под влиянием типа организации и зависит от стадии её жизненного цикла. Так, развитая культура организаций инновационного типа, характеризующихся высокой степенью риска и нередким возникновением форс-мажорных ситуаций, обладает более низкой инерционностью. То есть скорость реакции организационной культуры на воздействие результатов в таких организациях более высокая, чем, например, в организациях кланового или рыночного типа, где сложные связи и отношения не позволяют (мешают) культуре быстро реагировать на результат.

С целью объяснения той или иной ситуации матрицы необходимо, помимо анализа данных исследуемого периода, учитывать анализ результатов среза предыдущего периода, содержащего также информацию о проводимых мероприятиях по совершенствованию организационной культуры. Более того, требуется учитывать уровень её развитости, который определяется степенью согласия всех участников совместной деятельности. Оценивается уровень развитости с помощью специального опроса. Сбором, обобщением и систематизацией эмпирических данных должны заниматься специалисты соответствующих подразделений (этический уполномоченный, отдел социального развития и корпоративной культуры). Например, при ДК<0 результаты могут остаться прежними (ДР=0), возрасти (ДР>0) или снизиться (ДР<0), поэтому специалистам рекомендуется проводить не только ретроанализ исследуемой ситуации, но и рассматривать её смежные квадранты (которые могут являть собой предшествующие

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.