Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства и адаптации выпускников специальности «Звукорежиссура» на современном рынке труда'

Проблемы трудоустройства и адаптации выпускников специальности «Звукорежиссура» на современном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная адаптация / трудовая деятельность / трудовые коммуникации / профессиональные компетенции / социальный опыт / многомерный процесс / корректируемый двусторонний процесс / мониторинг потребностей / само презентации / социальная конкуренция / аспекты трудоустройства / технологии эффективного трудоустройства / деловое общение / конкурентоспособность / процессы коммуникации / цифровые и электронные инновации / гармонический баланс. / social adaptation / labor activity / labor communications / professional competences / social experience / multidimensional process / adjustable bilateral process / monitoring needs / self-presentation / social competition / employment aspects / technology of effective employment / business communication / competitiveness / communication processes / digital and electronic innovations / harmonic balance.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Н. Кравченко, А. А. Третьяков, В. Н. Дубянская

В статье рассматриваются изменения, которые происходят сегодня в социуме, темпо–ритмы и динамика социальных и культурных преобразований которые, влияют на способы адаптации и трудоустройства современных выпускников вузов культуры и искусства. Новые способы адаптации носят боле сложный, многомерный характер и должны являться педагогически корректируемым двусторонним процессом, где личность и среда сосуществуют во взаимной связке более существенной, взаимообусловленной и взаимовыгодной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Н. Кравченко, А. А. Третьяков, В. Н. Дубянская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EMPLOYMENT AND ADAPTATION OF GRADUATES OF SPECIALTY «SOUND–SALES» ON THE CONTEMPORARY LABOR MARKET

The article examines the changes that occur today in the society, the tempo rhythms and dynamics of social and cultural transformations that affect the ways of adaptation and employment of modern graduates of high schools of culture and art. New methods of adaptation are more complex, multidimensional and should be a pedagogically corrected bilateral process, where the individual and the environment coexist in a more interconnected, more interdependent and mutually beneficial relationship.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства и адаптации выпускников специальности «Звукорежиссура» на современном рынке труда»

УДК 681.3

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЗВУКОРЕЖИССУРА» НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

А.Н. Кравченко1"*, А.А. Третьяков2), В.Н. Дубянская3)

1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2,3)e-mail: atretyakov31@gmail.com

В статье рассматриваются изменения, которые происходят сегодня в социуме, темпо-ритмы и динамика социальных и культурных преобразований которые, влияют на способы адаптации и трудоустройства современных выпускников вузов культуры и искусства. Новые способы адаптации носят боле сложный, многомерный характер и должны являться педагогически корректируемым двусторонним процессом, где личность и среда сосуществуют во взаимной связке более существенной, взаимообусловленной и взаимовыгодной.

Ключевые слова: социальная адаптация, трудовая деятельность, трудовые коммуникации, профессиональные компетенции, социальный опыт, многомерный процесс, корректируемый двусторонний процесс, мониторинг потребностей, само презентации, социальная конкуренция, аспекты трудоустройства, технологии эффективного трудоустройства, деловое общение, конкурентоспособность, процессы коммуникации, цифровые и электронные инновации, гармонический баланс.

Каждый из нас испытывал в своей жизни (и не один раз) так называемые периоды социальной адаптации, когда очень важно найти свой путь, приспособления себя, как личности, к определённым видам трудовой деятельности в определённой социальной среде. Всемирная глобализация и интегративные процессы в геополитическом состоянии современной картины мира сегодня предъявляют нам новые требования к формированию общего культурного и социального пространства. Сама Россия, в условиях нарастающего мирового размежевания, на первый план выдвигает проблемы адаптации и интеграции страны в социокультурное мировое пространство. Изменения, которые происходят сегодня в социуме, темпо-ритмы и динамика социальных и культурных преобразований обязывают нас находить нас всё новые и новые способы коммуникации, адаптации и наиболее продуктивные и бесконфликтные возможности трудоустройства наших выпускников.

Формирование у студентов нового уровня профессиональных компетенций в данной области, служит для нас ежедневным напоминанием о том, что «усвоение личностью социального опыта в целом, той среды (микросреды) к которой он принадлежит» является необходимым условием для любого современного человека. Это помогает ему в поисках путей устранении социокультурного и культурного барьера, мешающего общению с коллегами, и приводит к взаимопониманию в работе1. Необходимо вспомнить при этом, что термин «адаптация» впервые был введён в научную лексику в 1865 году немецким физиологом Г. Аубертом и использовался он для характеристики такого явления как «приспособления» чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих

1 Арискин М. В., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Основные проблемы // Молодой ученый. 2015. №10. С. 1053-1054.

раздражителей. Таким образом, социальная адаптация - это приспособление личности к определённым видам деятельности, которые происходят в социуме, а по определению данной формулировки Д.В. Ольшанским, социальная адаптация - это «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участников обеих сторон»2.

«Социальная адаптация - это многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивных изменений как личности, так и среды», -так по новому трактует это определение А.Г. Мороз3. Из него следует, что данный вид адаптации более сложный и многомерный, педагогически корректируемый двусторонний процесс, где личность и среда сосуществуют во взаимной связке более существенной и взаимообусловленной. Из этого следует, что в рамках определения социальной адаптации многими учёными наблюдается общность ключевых понятий: «приобщение» и «усвоение» (Г.П. Медведев), «вхождение» (А.Г. Мороз); «взаимодействие и согласованность» (Д.В. Ольшанский) человека в ту или иную социальную среду4.

Применительно к выпускникам вуза культуры и искусств по специальности «Звукорежиссура» их социальная среда - это театры, концертные заведения, учреждения социально-культурной сферы и творческие коллективы, где они собираются начать свою трудовую деятельность. Изучение трудов наших исследователей и ряда других ученых (Ю.А. Березина, А.В. Запорожца, И.А. Милославова и др.) помогает нам разрабатывать новые специальные учебные программы, призванные помочь адаптировать полученные знания наших выпускников к реалиям современной жизни для наиболее удачного трудоустройства и полной реализации в своей профессии. Наиболее распространённые факторы, которые влияют на становление молодого специалиста в области звукорежиссуры, это умение соединять в своей работе технологический и творческий процессы, соблюдая необходимый баланс эмоционально зависимых и логически обоснованных задач и мотиваций. При этом помнить, что основная сложность звукорежиссерской профессии заключается в решении бесконечного множества оперативных задач, служащих одной - единственной и главной цели - музыке.

В нашей статье мы попытаемся рассмотреть наиболее общие проблемы трудоустройства и способы адаптации выпускников нашего вуза на примере формирования педагогических, психологических и профессиональных принципов в период образования по шкале «образование - знание - сознание - понимание -применение»5.

Существующая в советское время система, направления на учебу и обязательное прохождение практики на базе будущей работы, предполагала плановое направление выпускников вузов на места будущей работы или по месту жительства и имела в свое время положительные стороны в вопросах трудоустройства. Потом наступила плановая экономика и распределение в условиях «развитого социализма», подсчитывавшего не только количество работающих на производстве или на селе, потребовало необходимости в срочном обеспечении грамотными кадрами

2 Богдан Н., Могилевкин Е. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза // Управление персоналом. 2004. № 13.

3 Березин В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С. 210.

4 Брудный В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976. 44 с.

5 Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1994. 16 с.

совершенно нового рынка труда. Затем, с развалом планового народного хозяйства, весь этот порядок мгновенно рухнул и от распределения, которого с трепетом ждал каждый выпускник, считавший, что напрямую от этого зависела его карьера, судьба и будущее, в системе высшего образования практически ничего не осталось.

К счастью, в нашем вузе этого не произошло, система распределения, благодаря усилиям управления культуры и руководства института совместно с отделами культуры сохранила данную тенденцию и существует сегодня. Это позволяет нам избежать многих проблем связанных с трудоустройством выпускников и адаптацией их на рабочем месте, так как в нашем институте выработаны и существуют ряд мероприятий по обеспечению содействия профессиональной адаптации, так и в вопросах теоретической и практической подготовки студентов к реальным условиям современного трудового сообщества. Всё начинается с продуктивного, хорошо спланированного сотрудничества многих организаций, сплотившихся в единых целях и задачах при организации практик, контроля и помощи со стороны наставников и мастеров курсов в различные периоды прохождения всех видов практики (педагогической, производственной, преддипломной и других).

Большое значение придается мониторингу потребностей современного рынка труда для отслеживания данных о востребованных специальностях в различных районах области и создания сети долгосрочных отношений сотрудничества института с базовыми учреждениями культуры и будущими работодателями на перспективу.

Предварительное заключение договоров на практику студентов и их будущее трудоустройство волнует не только студентов, но и их кураторов, педагогов, для этого проводится организация тренингов и мастер-классов, направленных, на формирование навыков успешного трудоустройства. Педагоги информируют студентов и выпускников со следующими аспектами трудоустройства, такими как, требования о профессионально важных качествах по каждой специальности, знакомство с основами нормативно-правовыми законами регулирования трудовых соглашений, с новыми технологиями эффективного трудоустройства и с наиболее продуктивными видами адаптации в учреждениях культуры различного вида.

Педагоги-психологи консультируют выпускников по основным вопросам делового общения, знакомят с принципами самореализации и само актуализации в современном социуме, а также со способами решения конфликтных ситуаций в условиях работы творческого коллектива. Ещё в период обучения студенты выполняют задания по само презентации, тестируются по вопросам знания основных законов права и обязанностей, учатся правильно составлять свое творческое резюме и формировать накопительные рабочие папки с подбором репертуара (музыкальных пьес, сценариев, драматургии, фонограмм) и другого методического, вспомогательного материала для будущей работы.

В современном постиндустриальном обществе сегодня особенно ярко выражена социальная конкуренция, в том числе и в сфере занятости специалистов-звукорежиссёров. Многие работодатели, устанавливают настолько высокие требования к своим будущим сотрудникам, воспринимая их как часть коллектива, (а иногда и творческой семьи) и при этом производят их отбор по таким критериям, которые не всегда могут быть отражены в функциональных возможностях наших выпускников. Например, в нашем молодом вузе, который сделал только первые выпуски специалистов-звукорежиссёров, но уже столкнулся с данной проблемой. Настал и наш момент истинного самоопределения в ряду выпускников прославленных столичных вузов и армией специалистов с огромным опытом работы и стажем.

Чего сегодня ждёт молодой специалист от работодателя, и какие возможности в построении его будущей карьеры может предоставить ему учреждение культуры? Достигнут ли они, в своих понятиях и желаниях, таких полярных и, порой, противоречивых представлений о возможностях данной профессии, единства взглядов и взаимопонимания со своими первыми коллегами в творческом коллективе? Это волнует сегодня обе стороны: вуз и организацию культуры, работодателя и молодого специалиста, руководителя коллектива и участника, чиновника и художника, творца и потребителя.

Только недавно стала рассматриваться такая проблема как отличие культурных приоритетов мегаполисов и сельских учреждений культуры. Значительные различия в выборе форм и жанров индустрии развлечений, расширяющих границы зрительского, звукового и тактильного образа увеличивают разрыв отставания при реализации нового качества искусства и способов художественного взаимодействия (интерактивного, иммерсионного, технологии дополненной реальности) отражение современных тенденций нового века и противоречий во взглядах работодателей и выпускников.

Звукорежиссура театрализованных праздников и концертных программ, профессия творческая. В профессиональной компетенции звукорежиссёра находится такое выразительное средство, как создание звукового образа при помощи технических средств. К специалистам данного профиля предъявляются качества весьма специфические и порой неоднозначные. С одной стороны, он должен обладать системным мышлением и владеть сложными техническими средствами, с другой иметь образное мышление и способность анализировать содержание музыкальных произведений, реализовывать порой наисложнейшие художественные, технические и художественно-творческие задачи автора сценария, режиссёра-постановщика и исполнителя. Уловить идеи замысла и поддержать их программными и аппаратными средствами являются наиважнейшими задачами и помогают донести до слушателя и зрителя главные смыслы общего представления.

В связи с особенностями профессиональной значимости данной профессии педагоги нашего вуза выделяют следующие проблемы в нарушении гармоничных взаимоотношений выпускников и работодателей. Бывает то, что понижает самооценку студента, это, прежде всего, небольшой опыт в практической деятельности и несовпадение реалий ожидаемой трудовой деятельности, представлений о характере, структуре и эмоционально-психологическом видении молодого специалиста. А бывает и наоборот, завышенные амбиции, с другой его стороны, несовпадение видений теоретической подготовки и плодотворного использования новейших технологий на первом ознакомлении с базой нового места будущей трудовой деятельности. Этот краеугольный камень требуют рассмотрения и решения этого вопроса для успешного трудоустройства и адаптации выпускника в первую очередь. Обидно, когда решение данных проблем, которое порой кроется в примитивном, и не имение в наличии необходимого высокотехнологичного технического оснащения и оборудования лишает молодого специалиста возможности высокохудожественной и наиболее успешной реализации новых проектов, идей и замыслов.

Для обеспечения конкурентоспособности выпускника необходимо постоянно совершенствовать материально-техническую базу, не только в образовательном учреждении, но и на местах будущей работы. Использование современных технологий мало возможно при относительно малых затратах и не позволяет молодому специалисту присоединиться к процессу погружения в новейшие технологии современного звукового дизайна.

С позиции сегодняшнего дня они наиболее актуальные и рассматриваются нами как процесс постепенного взаимного приспособления специалиста к учреждению и работодателю, а вместе с ним, к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда в современном обществе при обоюдном взаимопонимании и содействии обоих сторон. Очевидно, что, овладев принципами художественной коммуникации в процессе теоретического обучения, выпускник хочет и должен соответствовать новому социологическому аспекту трудовой коммуникативной деятельности и использовать наиболее современные и технологичные приемы в своей будущей работе. Разногласия в подобном типе общения требуют перестройки современных процессов коммуникации по основным вопросам взаимодействия работодателя с выпускником.

Теперь рассмотрим и проанализируем другие варианты взаимных претензий работодателей и выпускников и попробуем найти объективные решения другой проблемы. По мнению многих работодателей, считается, что идеальный специалист, то есть их будущий сотрудник должен, все выполнять с первого раза, постоянно улучшать индивидуальные способности, совершенствовать профессиональные компетенции, иметь выдающиеся качества, быть лучшим в своей специальности и всегда ориентироваться на успех. Также работник должен обладать такими характеристиками, как интеллект, энергия, характер, желание стать лучше всех. И если в обозначенный срок сотрудник не добивается значительных улучшений своей работы, его увольняют. А как же процесс адаптации новичка и поддержка со стороны старшего и наиболее опытного старшего друга и наставника?

Современному звукорежиссеру театрализованных праздников и концертных программ необходимо иметь представление не только о технической стороне своей профессии, но и об основных функциях музыки, о влиянии музыкальных форм на композицию, о драматургии музыкального ряда, об основных моментах слухового дискомфорта и способах его устранения и многое, многое другое. Такая значительность и многогранность нашей профессии может вскружить голову «амбициозному» студенту, так как современные цифровые и электронные инновации расширяют круг его инновационных возможностей. А может и, напротив, лишить инициативы неуверенного в себе, юного профессионала, не умеющего или боящегося этого огромного потенциала новейших систем звуковоспроизведения в крупнейших музыкальных проектах. Конечно, и нашим студентам необходимо и полезно учитывать не только опыт предшественников, отечественный и зарубежный опыт, но уметь видеть и уметь выделять основные направления для решения проблем своей адаптации к трудовой деятельности на основе самоанализа и здравого смысла в поиске гармонического баланса.

Различным структурам вуза, существующим по категориям предназначения данной специализации, необходимо до минимума сократить разрыв между «профессиональной» и, так называемой, «самодеятельной» деятельностью в данной области. Сегодня не может быть различий и полутонов в художественной и технической деятельности современного звукорежиссёра, отличающего специалиста узкого направления от художника высокого класса, тогда и по вопросам трудоустройства и адаптации выпускников не возникнет дополнительных вопросов.

Студенты должны приобретать в процессе дуального обучения соответствующий опыт своевременного успешного трудоустройства, а учебное заведение предлагать и исполнять ряд мероприятий, призванных обеспечить включение в работу выпускников вузов, при минимальном стресс генном воздействии с самого первого курса. Занятия не должны превратиться в аудиовизуальные «тренажёры», основанные на слепом копировании компьютерных технологий,

приводящие к копированию стандартных схем действий. Они лишают студента творческой инициативы и развитию творческого мышления, не учат необходимым навыкам ориентирования в нестандартных ситуациях.

Сегодня, не без оснований, особой популярностью пользуются исследования в области трудового стресса и есть наибогатейший опыт в различных вузах. Действительно, развитие стресса ещё в процессе обучения, а, впоследствии, и на рабочем месте - важная научная проблема, серьезно влияющая на работоспособность, производительность труда и на здоровье работников в целом, учитывая, что звукорежиссёр театрализованных праздников и концертных программ, в основном находится в стрессовом состоянии в силу специфики и многогранности своей профессии.

Многие работодатели сегодня выделяют несоответствие качества вузовской подготовки молодых специалистов требованиям практической трудовой деятельности. Настало время молодым вузам (а именно таким является наш институт), в целях успешной адаптации, повысить уровень требований к данному виду специалиста - звукорежиссёра. Необходимо преодолеть несовпадение теоретической подготовки молодых специалистов с реальной практической и трудовой деятельностью.

Необходимо формировать у студента стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, как это требует современное время. Чтобы к окончанию вуза он мог иметь сильную профессиональную подготовку, уметь самостоятельно добывать и успешно применять на практике полученные теоретические знания и умения, быть целеустремленным. Уметь проявлять себя активным и инициативным он должен ещё в учебном процессе, демонстрировать с первого курса настойчивость в выполнении творческих заданий по написанию резюме и эссе на предмет видения своей будущей профессии. А вуз должен быть заинтересованными в успешном построении карьеры своих выпускников, научить их работать в команде ещё со студенческой скамьи, адекватно оценивать себя и свои перспективы, чувствовать дыхание времени и быть готовым меняться.

Сегодня все большее значение приобретают исследования проблем трудовой среды, чтобы в современных социальных условиях выпускники различных вузов не сталкивались с серьезными проблемами при трудоустройстве или не могли не работать по специальности. Необходимо, чтобы в ответ на эти изменения и работодатели должны были изменить свой поход к выбору кандидатов с опытом работы и без него, а также учитывать, что специалисты, не имеющие опыта, в целом, также перспективны. При наиболее правильном подходе и они могут решать наиболее сложные задачи и могут обладать ещё более высокой активностью, работоспособностью и заинтересованностью по сравнению со специалистами, имеющими образование, которое студенты приобрели в столичном вузе или на периферии. Необходимо создавать в вузе структуры, способствующие адаптации и трудоустройству выпускников, чтобы быть наравне со специалистами, имеющими преимущества не только в определённом статусе вуза, но и в большем стаже трудовой деятельности.

Также по данным Минтруда, более 70% выпускников вынуждены доучиваться во время работы. Частично получение дополнительного необходимого образования оплачивают сами работодатели. Например, в ряде вузов, уже несколько лет стараются решить проблему ориентированности теоретических знаний, которые получают студенты, на практические запросы экономики и бизнеса. Одной из успешных форм решения этого вопроса являются центры трудоустройства и адаптации студентов. На скорость и эффективность трудовой адаптации влияет ряд организационно-

экономических и социальных факторов, являющихся объективными по отношению к работнику.

Это неблагоприятные условия труда, монотонность, чрезмерная интенсивность труда, нечёткость распределения прав и обязанностей между работниками, несбалансированность этих прав и обязанностей, завышенные нормы времени выработки, обслуживания, управляемости, нерациональность структуры управления, несоответствие квалификации работника требованиям рабочего места, необеспеченность труда ресурсами, несовершенство системы оплаты труда и стимулирования, нарушение принципов справедливости. Между тем сегодня студент-бюджетник чаще всего устраивается работать кем угодно, только не по специальности. По ней, оказывается, на первое место работы трудоустроился лишь каждый третий выпускник. И всего лишь каждый пятый, как показывают исследования ГУ ВШЭ, находит ту профессию, которую он получил в учебном заведении. Почти 45 процентов утверждают, что его место работы ни в коей мере не соответствовало полученному диплому6.

На сегодняшний день можно выделить основные направления для решения проблем адаптации выпускников к трудовой деятельности. Во-первых, выпускники вузов к окончанию вуза должны стремиться иметь сильную профессиональную подготовку, уметь применять на практике полученные теоретические знания и умения, быть целеустремленными, активными, инициативными, заинтересованными в успешном построении карьеры, учиться работать в команде, адекватно оценивать себя и свои перспективы. Во-вторых, структурам вуза по трудоустройству необходимо продолжать активную работу по содействию трудоустройству студентам (чтобы они приобретали опыт работы) и выпускникам, обучать их технике успешного трудоустройства. В-третьих, работодатели должны иметь индивидуальный подход к кандидатам с опытом работы и без него, а также учитывать, что специалисты, не имеющие опыта в целом также перспективны, обладают более высокой активностью, работоспособностью, исполнительностью и заинтересованностью7. Таким образом, грамотно простроенная, основанная на чётком представлении о требуемых и предъявляемых качествах работников профориентационная и адаптационная деятельность учебного заведения способствует прохождению этого этапа с максимальной скоростью и минимальными потерями и имеет факторы экономической и социальной эффективности мероприятий по адаптации молодых работников в сфере культуры.

Важным фактором для сегодняшнего выпускника является усвоение культуры существующего творческого коллектива, установленных традиций и приёмов поведения, усвоение ценностей фирмы. При этом усвоение узаконенных принципов культуры должно не только показать человеку её «великолепие», но и возвысить работника в собственных глазах, как члена великолепной компании, совместить чувство причастности с гордостью за коллектив и самоуважением за профессионализм и компетентность.

6 Дерманова И.Б. Особенности психологическойл диагностикив исследовании адаптации студентов: Дис. .канд. психол. наук. Л., 1991. 217 с.

7 Медведев Г.П.,Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная проблема высшей школы // Советская педагогика. 1969. № 3. С. 64-71.

Список литературы

1.Арискин М.В., Медведева Л.М., Немова Е.Ю. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Основные проблемы // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1053-1054.

2.Богдан Н., Могилевкин Е. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза // Управление персоналом. -2004. - № 13.

3.Березин В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. С. 210.

4.Брудный В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. - М., 1976. - 44 с.

5.Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1994. - 16 с.

6.Дерманова И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1991. - 217 с.

7.Медведев Г.П.,Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная проблема высшей школы // Советская педагогика. - 1969. - № 3. - С. 64-71.

8.Мирзоянова Л.Ф. К проблеме адаптации // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. науч. ст. - Барановичи, 1999. - С. 78-93.

9.Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Киев: КТУ, 1983. - 50 с.

10.Ольшанский Д. В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь. - М., 1999. -С. 9-13.

11.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. - М., 2000. - 607 с.

12.Погодин И.А. Адаптация индивида и психологический кризис // Вестник ВДУ. - 2000. - №3. - С. 43-48.

13.Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб., 2003. - С. 14.

14.Психология: Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1/ Под общ. ред. И.А.Фурманова [ и др.]. - Минск, 2002. - С. 66.

15.Реан А.А. Социальная адаптация личности и проблемы её комплексной диагностики // Психологическая диагностика: Учебное пособие. - СПб., 2001. - С. 209-222.

16.Фурманов И.А. Аффективно-динамическая теория адаптации // Вестник БДУ. - 2001. - Серия 3. -№ 3. - С. 42-47.

17.Фурманова Н.В. Роль защитных механизмов личности в адаптационном процессе // Психолого-педагогические проблемы информационного обеспечения студентов: межвуз. сб. науч. ст.: В 2 ч. - Ч. 1. - Барановичи, 2002. - С. 142-147.

PROBLEMS OF EMPLOYMENT AND ADAPTATION OF GRADUATES OF SPECIALTY «SOUND-SALES» ON THE CONTEMPORARY LABOR MARKET

A.N. Kravchenko1), A.A. Tretyakov2), V.N. Dubyanskaya3)

1,2,3)Belgorod state institute of arts and culture 1,2,3)e-mail: atretyakov31@gmail.com

The article examines the changes that occur today in the society, the tempo rhythms and dynamics of social and cultural transformations that affect the ways of adaptation and employment of modern graduates of high schools of culture and art. New methods of adaptation are more complex, multidimensional and should be a pedagogically corrected bilateral process, where the individual and the environment coexist in a more interconnected, more interdependent and mutually beneficial relationship.

Keywords: social adaptation, labor activity, labor communications, professional competences, social experience, multidimensional process, adjustable bilateral process, monitoring needs, self-presentation, social competition, employment aspects, technology of effective employment, business communication, competitiveness, communication processes, digital and electronic innovations, harmonic balance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.