Научная статья на тему 'Проблемы типологии в экологическом научном знании'

Проблемы типологии в экологическом научном знании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / TYPOLOGY / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ECOLOGY / ECOLOGICAL MEDICAL KNOWLEDGE / METHODOLOGICAL ANALYSIS / PHILOSOPHIC HERMENEUTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анохин Анатолий Михайлович, Веденская Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена исследованию проблем типологии в научном знании на примере методологического анализа знания в экологии и экологической медицине. Научное знание это способ получения достоверного истинного знания. Оно ориентировано на познание объективных законов. Научное знание объективируется в языке науки. Интерес экологии к проблемам типологии связан с успехами современной науки, с теоретизацией ее богатейшего эмпирического материала. Научное понимание имеет конкретно-исторический характер, тесным образом связано с принятой теоретико-концептуальной схемой. Для экологии это означает, что переход из одной теоретической концептуальной схемы в другую представляет собой трансляцию знания, эволюцию терминологии, смыслов экологической науки. Соответственно, роль научного понимания обусловлена уровнем и структурой экологического мышления. Цель исследования обратить внимание на необходимость научного понимания проблем экологии, включая проблемы типологии с использованием структурного и функционального анализа, рефлективную составляющую субъекта понимания и его соотнесенность с объективностью окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Анохин Анатолий Михайлович, Веденская Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of typology in ecological scientific knowledge

The article investigates the issues of typology in ecological scientific knowledge by a case study of methodological analysis of knowledge in ecology and ecological medicine. Scientific knowledge is a way of obtaining true knowledge. It is oriented towards the knowledge of objective laws. Scientific knowledge is objectified in the language of science. The interest of ecology in the problems of typology is connected with the success of modern science, the emphasis on the theory of its richest empirical material. Scientific understanding has a specifically historical nature. It is closely linked to the adopted theoretical and conceptual scheme. For ecology, this means that the transition from one theoretical conceptual scheme to another represents the translation of knowledge, the evolution of terminology, the meanings of environmental science. Accordingly, the role of scientific understanding is determined by the level and structure of ecological thinking. The research objective is to draw attention to the need for scientific understanding of environmental problems, including typology problems using structural and functional analysis, the reflective component of the subject of understanding and its correlation with the objectivity of the environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы типологии в экологическом научном знании»

УДК 165.24

https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.4

Анохин Анатолий Михайлович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры политологии Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

Веденская Татьяна Евгеньевна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ

Anokhin Anatoly Mikhailovich

D.Phil.,

Professor, Political Science Department, Moscow Aviation Institute -National Research University

Vedenskaya Tatyana Evgenyevna

PhD in Philology, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Moscow Aviation Institute -National Research University

THE PROBLEMS OF TYPOLOGY IN ECOLOGICAL SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Аннотация:

Статья посвящена исследованию проблем типологии в научном знании на примере методологического анализа знания в экологии и экологической медицине. Научное знание - это способ получения достоверного истинного знания. Оно ориентировано на познание объективных законов. Научное знание объективируется в языке науки. Интерес экологии к проблемам типологии связан с успехами современной науки, с теоретизацией ее богатейшего эмпирического материала. Научное понимание имеет конкретно-исторический характер, тесным образом связано с принятой теоретико-концептуальной схемой. Для экологии это означает, что переход из одной теоретической концептуальной схемы в другую представляет собой трансляцию знания, эволюцию терминологии, смыслов экологической науки. Соответственно, роль научного понимания обусловлена уровнем и структурой экологического мышления. Цель исследования - обратить внимание на необходимость научного понимания проблем экологии, включая проблемы типологии с использованием структурного и функционального анализа, рефлективную составляющую субъекта понимания и его соотнесенность с объективностью окружающей среды.

Ключевые слова:

типология, научное знание, экология, экологическое медицинское знание, методологический анализ, философская герменевтика.

Summary:

The article investigates the issues of typology in ecological scientific knowledge by a case study of methodological analysis of knowledge in ecology and ecological medicine. Scientific knowledge is a way of obtaining true knowledge. It is oriented towards the knowledge of objective laws. Scientific knowledge is objectified in the language of science. The interest of ecology in the problems of typology is connected with the success of modern science, the emphasis on the theory of its richest empirical material. Scientific understanding has a specifically historical nature. It is closely linked to the adopted theoretical and conceptual scheme. For ecology, this means that the transition from one theoretical conceptual scheme to another represents the translation of knowledge, the evolution of terminology, the meanings of environmental science. Accordingly, the role of scientific understanding is determined by the level and structure of ecological thinking. The research objective is to draw attention to the need for scientific understanding of environmental problems, including typology problems using structural and functional analysis, the reflective component of the subject of understanding and its correlation with the objectivity of the environment.

Keywords:

typology, scientific knowledge, ecology, ecological medical knowledge, methodological analysis, philosophic hermeneutics.

Понятию «экология» обычно придают два смысла: объективное состояние окружающей среды и наука. При методологическом анализе знания в экологии следует учитывать существующие в ней различные виды (типы) отражения реального мира.

В гносеологическом плане объекты науки выступают как реальные, абстрактные и идеальные. Под реальными обычно понимают конкретные, единичные предметы познания, выделенные из объективной действительности. Абстрактные объекты «вторичны» по отношению к реальным. Они не являются непосредственно данными в опыте. Идеальные объекты являются образным и (или) вербальным отражением свойств, которые присущи реальным объектам. По-иному можно сказать, что как предельно абстрактный термин «экология» - это, во-первых, определенный аспект отражения реальной окружающей среды в ее связи с обществом и, во-вторых, отражение вербальное, на языке науки, в форме знания, оценки, ценности. Эти знания, оценки и ценности, таким образом, функционируют в знаковой форме. Разграничение этих подходов чрезвычайно важно в логико-методологическом отношении. Довольно обширный класс абстрактных объектов

знания образуется не при непосредственном переходе от предметно-орудийной деятельности к знаковой, а в самой системе знаковой деятельности путем использования логических процедур и процедур абстрагирования.

Научное знание существенно отличается от всех других видов знания и обладает рядом специфических характеристик, в том числе тем, что оно ориентировано на познание объективных законов, которое выступает способом получения достоверного истинного знания, признаваемого таковым по объективным и субъективным основаниям (практика, логическое доказательство). Ориентация на достоверность и истину научного знания предполагает при анализе эмпирических фактов выявлять закономерное и общее, на основе чего можно осуществлять предвидение, управление и контроль. Научное знание объективируется в языке науки. Выявление структуры научного знания предполагает анализ языка экологической медицины с выделением фундаментальных понятий, алгоритмов понятийных отношений и связей, нахождение элементов теоретического содержания (симптом, нозологическая единица и т. д.) в связи с проблемой точности: при переходе от одной теории к другой понятия неуловимым образом изменяют свои значения или условия применимости. Признание экологического медицинского знания эмпирическим, с чем мы сталкиваемся постоянно, связано с недостаточным анализом знания в нем, в том числе - его теоретического уровня.

В экологическом медицинском знании коренной пересмотр самих основ существующего знания и создание условий для его дальнейшего развития не могут быть объяснены только его внутренним изменением - накоплением знаний и технологий экологического, клинического и экспериментального материала и т. п. Совершенствование техники научного исследования в экологии способно лишь улучшить конкретные научные результаты, но не обязательно сказывается на общем видении оснований научно-экологических и практических исследований. Следует исходить из идеи, что экологическое медицинское знание - неотъемлемая часть культуры определенной исторической эпохи.

Современное понимание научной рациональности и рефлексии, идеалов и норм научного знания предполагает, что наука создает специфические объективные предметы знания (идеальная или абстрактная реальность), посредством которых осуществляется научное мышление о действительности, о реально-онтологическом бытии. Эмпирико-натуралистический подход в экологии не ставит напрямую или имплицитно проблему существования предметного мира науки, ее абстрактных и идеальных объектов, вопрос о сложном, неоднозначном отражении в теоретическом мышлении эмпирического мира всей природы. Между тем методологическая работа вскрывает ситуацию, что «абстрактная и идеальная предметность» теоретических конструкций в экологии существенно отличается от «реально-онтологического» - от мира живого, от реального человека с его потребностями.

Экология не просто использует абстрактные объекты в познании (ген, цель, наследственность, социальное, биологическое), но, по существу, говоря о целом мире таких объектов и их связях, создает специфичную экологическую предметную реальность. Лишь сформировав свою предметную реальность, нередуцируемую к другим, экология может претендовать на собственное место в системе наук.

Несомненно, нынешний интерес экологии к проблемам типологии, выражающийся прежде всего в попытках углубленной разработки и использования идей целостности и развития, структурного и функционального анализа, нозологического принципа, связан самым непосредственным образом с успехами современной науки, ее стремлением сформулировать такую совокупность теоретических принципов, на основе которых стала бы возможной теоретизация ее богатейшего эмпирического материала. Безусловно, проблема экологического знания тесно связана с прагматикой, например с экономическим развитием общества. В данном контексте используется понятие «зеленой экономики», которая вносит свой вклад в достижение устойчивого развития и искоренение нищеты [1, р. 14-15].

Можно говорить об универсальности типологического подхода в медицине и экологии, поскольку он предполагает единство объективных и субъективных оснований типологии: исследователь каждый раз сам определяет критерии сравнения и может осуществлять сравнение исходя из любого первоначального выбора, хотя объективность подхода должна играть первейшую роль. Поэтому любое типологическое исследование сталкивается с одной из кардинальных проблем - с проблемой объективной значимости дифференцирующих признаков. Необходимо глубокое методологическое обоснование выбора каждого ведущего объективного признака или совокупности таких признаков в процессе типологизации по их объективной значимости, устойчивости, способности отразить причинные связи и сущность предмета исследования. Чем больше признаков учитывается при типологии и классификации, тем более частный характер имеет выводимый таким об-

разом тип, получается более детализированная типология или система классификаций. Методологический анализ ситуации свидетельствует о наличии в данном случае, с одной стороны, тесной взаимосвязи лингвистической и экстралингвистической семантики и связанных с этим проблем точности знания, а с другой - проблем точности, обусловленных типологическими и классификационными характеристиками идеальных моделей (синдром, нозология и др.).

Современный типологический подход - познавательная процедура, позволяющая соединить клинический подход с данными измерений, обеспечивая тем самым переход от эмпирии к теории.

Такая ситуация наводит даже на мысль, не является ли диагноз, при всей его внутренней логической непротиворечивости, этом важнейшем ограничении на способ построения и логическую структуру теоретического знания, при его эмпирической подтверждаемости и т. д., всего лишь корреспондирующим заключением, выводом по аналогии? То есть дианоз имеет не вполне выясненный тип связи с процедурами интенсионального акта или же с жестким, однозначно детерминированным результатом, итогом системы утверждений, синтезирующим все накопленное знание. В конечном итоге диагноз имеет в основе в качестве доминирующих актов понимание и интенциональность или правильно отраженную внешнюю казуальность? Или значения феномена поддаются объяснению главным образом постольку, поскольку оказывается возможным выявить его место в структурно-функциональных взаимосвязях объекта медицинского познания? В этом случае может оказаться полезным провести различие между логическими и каузальными следствиями. У познающего субъекта эвристика и логический метод теснейшим образом переплетены. В отличие от компьютера он руководствуется не только формально-логическими правилами, но и эмоциями и другими внелогическими факторами. То есть в познавательном акте существенна и роль неконтролируемых перцептивных, гештальтных и когнитивных данных. Таким образом, «дистиллированные», унифицированные процедуры формализованного диагноза - это лишь часть целостного экологического мышления, которая в практически-когнитивных действиях дополняется «человеческим измерением», субъективными компонентами отражения.

Социальный подход, физикализм, химизм и биологизм как теоретико-методологические основания экологических исследований в социальной гигиене и социальной экологии по-разному оценивают пути теоретизации знания и в экологии в целом. Как известно, важную роль в познавательной деятельности играют единство описания и объяснения, понимания и интерпретации. Семантический анализ на первый план выдвигает наряду с проблемой знания и значения широкий круг объектов, в отношении которых важными инструментами познания являются понимание и интерпретация, анализ языка науки.

Философская герменевтика формировалась на основе восприятия и переработки идей многих мыслителей прошлого, а также идей философии жизни, феноменологии и экзистенциализма. Суть и направленность герменевтики кажется понятной. Один из основателей герменевтики Ф. Шлейермахер заметил, что только недоразумение происходит само собой, а понимания в каждом случае нужно хотеть и искать [2]. В. Дильтей в свою очередь отмечал, что из камней и мрамора, музыкально организованных звуков, из жестов, слов и текстов, из действий, экономических порядков и конституций к нам обращается и требует истолкования один и тот же человеческий дух [3, с. 294-295].

Гегель в анализе философии мегарской школы сократиков, и прежде всего в анализе парадоксов, приписываемых Евбулиду, поставил ряд интересных проблем герменевтического характера. Так, на примерах парадоксов «Скрытый» и «Электра» Гегелем фиксировано и обнаружено противоречие между истинным знанием предмета и опознанием единичного истинного существования предмета [4, с. 88-89]. Отождествляя знания о некотором предмете с данным конкретным предметом (с «этим» в терминологии Гегеля), мы тем самым «узнаем», «понимаем» «этот» предмет. В экологии герменевтические проблемы возникли в связи с развитием дисци-плинарности знания, переходом к мультидисциплинарности, новыми подходами к пониманию различных новых форм взаимозависимости природы и обществ. К этому прибавляется то, что проистекает из научно-технической революции, характера эпохи, а также из интереса к философской герменевтике (и это немаловажно для экологического медицинского знания), определяется, наряду с другими причинами, недостатками позитивистского мышления с его редукционизмом, неправомерным переносом физического идеала научности и на естествознание вообще, и на социогуманитарную сферу и экомедицину.

Следует особо подчеркнуть, что эколог имеет дело с такими явлениями, для познания которых требуются строгая наука и одновременно культура понимания, духовное постижение своей профессии. Справедливо отмечается, что экологическая деятельность есть не просто трафаретное «вкладывание» знаний смежных наук (физика, химия, биология, социальные науки и т. д.) в

«экологические технологии», а серьезная деятельность с пониманием и идейно-философским осмыслением фундаментальных и прикладных проблем взаимоотношения природы и общества.

Ссылки:

1. Green Growth and Developing Countries: A Summary for Policy Makers [Электронный ресурс] / OECD. 2012. June. URL: https://www.oecd.org/dac/50526354.pdf (дата обращения: 05.07.2017).

2. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004. 144 с.

3. Дильтей В. Введение в науки о духе / пер. с нем. под ред. B.C. Малахова // Дильтей В. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. A.B. Михайлова, Н.С. Плотникова. Т. 1. М., 2000. С. 270-730.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2. 1816-1826. СПб., 1994. 423 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.