Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / технологическая подготовка производства / ремонтнообслуживающая база / технический сервис / ремонт / модернизация / Agriculture / technological preparation of production / repair and maintenance base / technical service / repair / modernization

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — М.К. Бураев, А.В. Шистеев, Г.М. Бураева, А.И. Аносова

Система технического сервиса машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется значительным снижением эффективности в связи с критическим физическим и моральным износом оборудования ремонтно-сервисных предприятий, низким уровнем и недостаточной квалификацией исполнительских кадров и руководителей предприятий агротехнического сервиса. Целью данной работы является освещение роли технологической оснащенности предприятий технического сервиса в поддержании работоспособного состояния сельскохозяйственной техники. Эта проблема технического сервиса машин в агропромышленном комплексе в настоящее время требует дополнительных исследований в связи с изменившимися условиями развития инженерно-технической службы и ее материально-технической базы. Задачи, поставленные в данной работе, связаны с анализом причин снижения технического и организационного уровня предприятий полнокомплектного ремонта и мерами по преодолению кризиса в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — М.К. Бураев, А.В. Шистеев, Г.М. Бураева, А.И. Аносова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TECHNICAL SERVICE IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF BAIKAL REGION

The system of technical service of the machine and tractor fleet in agriculture is characterized by a significant decrease in efficiency due to the critical physical and moral wear and tear of the equipment of repair and service enterprises, a low level and insufficient qualification of executive personnel and managers of agrotechnical service enterprises. The purpose of this work is to highlight the role of technological equipment of technical service enterprises in maintaining the working condition of agricultural machinery. This problem of the technical service of machines in the agro-industrial complex currently requires additional research, due to the changed conditions for the development of the engineering and technical service and its material and technical base. The tasks set in this paper are related to the analysis of the reasons for the decline in the technical and organizational level of enterprises of complete repair and measures to overcome the crisis in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА»

05.20.01 - ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА _(ТЕХНИЧЕСКИЕ НА УКИ)_

DOI 10.53980/24131997_2022_3_56

М.К. Бураев, д-р техн. наук, проф., e-mail: buraev@mail.ru А.В. Шистеев, канд. техн. наук, доц., e-mail: drive-er@yandex.ru

Г.М. Бураева, аспирант, асс., e-mail: lavaki2009@yandex.ru А.И. Аносова, канд. техн. наук, доц., e-mail: a.anosova@yandex.ru Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, г. Иркутск

УДК 631.173(571.53)

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Система технического сервиса машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется значительным снижением эффективности в связи с критическим физическим и моральным износом оборудования ремонтно-сервисных предприятий, низким уровнем и недостаточной квалификацией исполнительских кадров и руководителей предприятий агротехнического сервиса. Целью данной работы является освещение роли технологической оснащенности предприятий технического сервиса в поддержании работоспособного состояния сельскохозяйственной техники. Эта проблема технического сервиса машин в агропромышленном комплексе в настоящее время требует дополнительных исследований в связи с изменившимися условиями развития инженерно-технической службы и ее материально-технической базы. Задачи, поставленные в данной работе, связаны с анализом причин снижения технического и организационного уровня предприятий полнокомплектного ремонта и мерами по преодолению кризиса в этой сфере.

Ключевые слова: сельское хозяйство, технологическая подготовка производства, ремонтно-обслуживающая база, технический сервис, ремонт, модернизация.

M.K. Buraev, Dr. Sc. Engineering, Prof.

A.V. Shisteev, Cand. Sc. Engineering, Assoc. Prof.

G.M. Buraeva, PG student, Assistant Lecturer

A.I. Anosova, Cand. Sc. Engineering, Assoc. Prof.

PROBLEMS OF TECHNICAL SERVICE IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF BAIKAL REGION

The system of technical service of the machine and tractor fleet in agriculture is characterized by a significant decrease in efficiency due to the critical physical and moral wear and tear of the equipment of repair and service enterprises, a low level and insufficient qualification of executive personnel and managers of agrotechnical service enterprises. The purpose of this work is to highlight the role of technological equipment of technical service enterprises in maintaining the working condition of agricultural machinery. This problem of the technical service of machines in the agro-industrial complex currently requires additional research, due to the changed conditions for the development of the engineering and technical service and its material and technical base. The tasks set in this paper are related to the analysis of the reasons for the decline in the technical and organizational level of enterprises of complete repair and measures to overcome the crisis in this area.

Key words: Agriculture, technological preparation ofproduction, repair and maintenance base, technical service, repair, modernization.

Введение

Производство продукции сельского хозяйства в условиях современной экономики становится все более трудоемким ввиду высокого уровня конкуренции на рынке сбыта продуктов питания. Так, «сетевые» производители, имеющие хорошо продекларированные бренды, мар-кеты и торговые площадки могут оказывать значительное влияние на «клиентский выбор»

продуктов питания, а «частное» производство ввиду отсутствия технологий переработки продукции может извлекать прибыль лишь от реализации первичной продукции.

Составляющие - из ряда финансовых, но при этом имеющие значение для каждого фермера, поскольку ситуация еще более усугубляется теми обстоятельствами, что на селе отсутствует специализированный подход к решению технических, эксплуатационных проблем, возникающих в процессе использования импортных и отечественных машин, отсутствует должный уровень обслуживания и ремонта машин на предприятиях.

Специфический характер производства - сезонность всех процессов производства основной продукции, также накладывает определенные ограничения на эксплуатационные показатели работоспособности - технического состояния машинно-тракторного парка в процессе осуществления технологических процессов, а значит, также снижает показатели прибыли предприятий.

Материалы и обсуждение

Временные рамки возделывания сельскохозяйственных культур в Байкальском регионе ограничиваются периодом с начала апреля по ноябрь - при этом в этот период, например в отрасли растениеводства, проводится интенсивная эксплуатация транспортных средств, как автомобилей, так и тракторов и других самоходных, а также прицепных машин. Кроме сезонности, связанной с указанными агротехническими сроками, в процессе эксплуатации машинно-тракторный парк в целом испытывает воздействие достаточно большого количества природных, производственных, в том числе и человеческого, факторов. Общим результатом этого является вывод о том, что тракторы и машины имеют свойство утрачивать свою работоспособность и требуют рационального регулярного проведения восстановительных ремонтно-обслуживающих процедур.

Основной путь со стороны инженерного технологического подхода к решению проблемы - проведение на предприятиях технического сервиса мероприятий по восстановлению работоспособности машин путем использования самых современных, подходящих и адаптированных регионально различных средств, и технологий технического обслуживания и ремонта.

Собственники техники, фермерские хозяйства и более крупные сельскохозяйственные организации отмечают, что на сегодня во главу угла становятся проблемы, связанные именно с доведением качества специализированного ремонта сложной сельскохозяйственной техники до уровня заводских технологий по восстановлению работоспособности тракторов и машин, поскольку качество оказываемого ремонта в большинстве случаев не приводит к полноценному восстановлению технического объекта - для данного случая на рисунке 1 показан теоретический подход.

Работоспособность[(П) единиц

ТОР1 ТОР2 ТОРЗ Наработка, м-ч

Рисунок 1 - Процесс восстановления работоспособности сельскохозяйственного трактора или автомобиля

Таким образом, теоретически, начиная с того момента, как трактор сходит с конвейера завода (условно имеет 100 % технического ресурса), на обкатке ведущего агрегата его уровень работоспособности увеличивается до некоторой наработки практически безотказно - это линия от начала координат до точки П1 , при этом с инженерной точки зрения момент устранения возникающего отказа, конечно же, лучше совмещать с одним из видов технического обслуживания (ТО) трактора, для чего ось абсцисс на рисунке 1 условно имеет пометки ТОР 1, ТОР2, ТО3 и т. д. Таким образом, в точке П1 общий уровень работоспособности как функции /(.П) снижается на некоторую величину АП1, а в дальнейшем работоспособность технического средства восстанавливается и продолжается процесс нормальной эксплуатации - линия от точки П1 до П2. Процесс, таким образом, продолжается до наступления предельного состояния изделия или его основных агрегатов.

Соответственно, приведенная теория показывает, что для соблюдения уровня технической исправности трактора или автомобиля необходимо соответствие математическому условию:

Х(П) ^ тах, (1)

тогда по условию, что весь процесс происходит с течением времени или в данном случае технической наработки, проведем интегрирование и получим скорость изменения технического состояния через уровень оснащенности Уо.

уо = /(П) = (2)

Зачастую случайные процессы, происходящие под влиянием многих переменных факторов, значения которых неизвестны, в качестве результата анализа вероятностного процесса могут принимать различные количественные значения или обнаруживать рассеивание (вариацию), то есть результаты, являясь случайными величинами, должны проходить статистическую проверку. Вариабельность должна оцениваться по Q-критерию Кохрена, а общая оценка на адекватность - по ^-критерию Фишера [2].

Технические особенности каждой марки и разномарочность в составе машинно-тракторного парка, сложность отечественной и импортной сельскохозяйственной техники - это основные положения, обусловливающие тот факт, что ремонт нередко требует использования специальных машиностроительных технологий, а также участия в процессе восстановления высококвалифицированных специалистов. При этом состояние цен на рынке и общая экономическая нестабильность приводят к тому, что практически такие же требования предъявляются к восстановлению и модернизации старой техники на вторичном рынке сельскохозяйственных машин. В связи с этим в значительной степени повышаются общие требования к уровню технологической подготовки ремонтно-сервисных предприятий в отрасли агропромышленного комплекса.

Положительная динамика предварительной технологически рациональной подготовки производства должна выражаться как взаимосвязь специальных процессов, которые необходимы для обеспечения готовности [3] предприятия технического сервиса к выпуску продукции высокого качества и в установленные сроки. Снижение затрат производства определяется с практической стороны как готовность производства к выпуску ремонтной продукции заданного качества в минимальные сроки при наименьших общих затратах, таких как финансовые или материальные.

Предприятие должно иметь соответствующий уровень технологической подготовки, уметь быстро приспосабливаться, непрерывно совершенствоваться, речь идет также о быстрой переналадке оборудования в случае изменения карты технологического процесса - все это вызвано конструктивной сложностью современной сельскохозяйственной техники, высокими требованиями, предъявляемыми к процессам восстановления ресурса машин.

Цель работы - анализ состояния технологической оснащенности предприятий технического сервиса агропромышленного комплекса Байкальского региона и уровня оснащенности в решении проблемы совершенствования технического обслуживания и ремонта машин.

Кроме того, при расстановке векторов поиска исследования в данной работе ставилась задача анализа причин снижения технического и организационного уровня предприятий специализированного ремонта, разработки адаптационных мер сервисно-ремонтного производства к непрерывно изменяющейся инфраструктуре технического сервиса, при этом учет должен был охватывать все возможности местного производства, в том числе и совершенствование кадрового состава.

Для получения полной картины ситуации в настоящей работе использована система эс-пертного опроса, а также анализ статистической информации из баз данных Министерства сельского хозяйства Иркутской области за 1990-2020 гг. Таким образом, проведение экспертного анализа позволило сформулировать факторы, влияющие на производительность и общее состояние каждой из организаций, которая оказывает услуги технического сервиса. Экспертами выступили специалисты, имеющие соответствующий стаж работы применительно к техническому обслуживанию и ремонту машин, имеющие способность и достаток практического опыта выявления и оценки всех существенных моментов в рабочем порядке работы предприятия технического сервиса. После разработки формы специальной анкеты проведен сбор статистического материала, после анализа которого сделаны выводы, отражающие условия и характер деятельности ремонтных предприятий на сегодняшний день.

Результаты исследования

В Байкальском регионе специалистами отрасли была отмечена деятельность таких предприятий, как Шелеховский тракторный завод, базы материально-технического обеспечения, лаборатории по стандартизации и метрологии. В ряде районов создавались специализированные ремонтные мастерские по ремонту тракторов, зернокомбайнов и по настройке дизельных топливных насосов и аппаратуры, при этом на текущий момент практически весь ремонт практически полностью ложится на плечи собственников, и лишь небольшую долю ремонтов выполняют дилеры и представители технических служб. На рисунке 2 приводятся данные о количестве таких подразделений в сравнении с более ранним состоянием - теми показателями, когда отрасль была полностью обеспечена финансовыми и техническими средствами.

591

600

500

400

300

200

100

Состояние 1990 года

Современное состояние

220 220

41 20 10 1 9 0

ремонтные мастерские СТО СТО тракторов Гаражи и

заводы хозяйств автомобилей пункты ТО

Объекты сервисно-технического направления

Рисунок 2 - Сравнительные показатели количества объектов сервисно-технического направления

0

Исследования показали, что в агропромышленном комплексе в десятки раз сократилось количество ремонтных мастерских, станций технического обслуживания, гаражей и пунктов технического обслуживания, а такие предприятия, как станции технического обслуживания оборудования животноводческих ферм, и вовсе прекратили свое существование, вопреки тому, что небольшой дефицит продукции в социальном ракурсе все еще сохраняется.

Также исследования показали, что мастерские и пункты технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка не располагают необходимым оборудованием и приспособлениями для выполнения ряда операций ТО и текущего ремонта. По этой же причине в большинстве мастерских сельскохозяйственных предприятий отсутствует инструментальная техническая диагностика. Процессы диагностики носят очень субъективный характер, основанный на практических знаниях и опыте старших механизаторских кадров.

Процесс развития инфраструктуры технического сервиса значительно отстает от уровня конструктивной и технологической сложности сельскохозяйственной техники [4]. Перспективы, конечно же, есть. Так, на сегодня парк машин на селе постепенно обновляется путем приобретения собственниками новых энергонасыщенных тракторов типа Кировец-744Р, Buhler 435P500, Case 500, New Holland T9.505, Claas, современных высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов New Holland CX6090, Acros 59, Vector 410, Tucano 450 и посевных комплексов типа John Deere, Агромастер, Кузбасс. В 2020 г. количество тракторов в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах составляло 3997 ед., зерноуборочных комбайнов - 1063 ед., кормоуборочных комбайнов - 171, 166 посевных комплексов, 2040 ед. грузовых автомобилей и более 5000 ед. другой сельскохозяйственной техники.

Сезонный характер машиноиспользования вынуждает владельцев технических средств заниматься подготовкой машин в зимний период. Исследования показали, что половина от имеющегося парка машин ремонтируется зимой. Только 1,5-3,5 % - в условиях специализированных ремонтных предприятий, а остальные - в мастерских хозяйств, преимущественно агрегатным методом [5].

Например, на специализированных ремонтных предприятиях в 2020 г. было отремонтировано узлов и агрегатов к энергонасыщенным тракторам тягового класса 3,4,5 т (типа «Ки-ровец», Т-150К-09 и др.), к зерноуборочным комбайнам (типа «Акрос» «Вектор», «Енисей»), кормоуборочным комбайнам (Д0Н-680, КСК-600) на сумму 47,0 млн. руб.

Приемлемой стратегией ТО и ремонта в современных условиях, наряду с посильным обновлением парка машин, является более эффективное использование оставшейся техники. Это возможно, с одной стороны, за счет внедрения новых форм организации ее использования, а с другой - за счет повышения технической готовности. Реализация обоих направлений в той или иной степени связана с обновлением технологической базы технического сервиса [6].

Проведенные исследования показывают, что в тех хозяйствах, где имеется необходимая ремонтно-обслуживающая база, годовая выработка на условный трактор выше на 14 %, а затраты на ТОР ниже на 15-20 %, чем в тех хозяйствах, где эта база не развита [6].

Основными приоритетными задачами и стимулами развития инфраструктуры технического сервиса являются улучшение качества и уровня обслуживания машин, принадлежащих владельцам. При решении этих задач было учтено наличие в парке машин иностранного производства, в некоторых хозяйствах количественно преобладающих над отечественными аналогами, в современном виде, не слишком уж уступающими иностранным по многим эксплуатационно-техническим показателям.

Качество технического обслуживания и ремонта сельхозтехники напрямую зависит от качества исходных материалов (запасные части и эксплуатационные материалы), совершенства применяемых технологий и оборудования, а также кадрового обеспечения предприятий технического сервиса - уровня профессиональной компетенции производственных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей-специалистов.

Кадровый состав рабочих и специалистов по эксплуатации и обслуживанию машинно-тракторного парка уменьшился более чем в 30 раз [6]. Треть руководящего состава не имеет профильного образования. В настоящее время на предприятиях технического сервиса работает около 270 чел., из них чуть более 50 % имеют профессиональную подготовку в области технического сервиса и обладают знаниями и умениями, позволяющими проводить качественное техническое обслуживание современной сельхозтехники.

Технологическая потребность кадрового состава для инженерной сферы села на период до 2028 г. предусматривает наличие слесарей ремонтных подразделений сельхозпредприятий - 635 чел., в том числе слесарей специализированных предприятий технического сервиса (слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик и т. д.) - 206 чел. [7].

Вывод

На сегодня проблема продовольственного обеспечения населения является самой, как никогда, острой проблемой мирового уровня, а не только регионов и субъектов. Появление на рынке в последние десятилетия более современных машин с современными требованиями к порядку и качеству ремонтно-технического сервиса преимущественного импортного производства, предъявляют соответственные требования к технологической оснащенности предприятий технического сервиса сельскохозяйственной техники. Увеличиваются требования к качеству ремонта, своевременности модернизации устаревающей отечественной техники. Все это является доказательством того, что данное направление актуально и востребовано, необходима дальнейшая проработка практически полученного статистического материала. Причинами снижения технического и организационного уровня предприятий полнокомплектного ремонта является недостаточность проработки большинства вопросов оценки и совершенствования технологического уровня оснащения сервисных предприятий. При этом вектор развития технологического уровня и оснащения ремонтно-сервисных предприятий современными средствами ТО и ремонта практически не рассматривается в научных материалах.

Библиография

1. Аносова А.И., БураевМ.К. Совершенствование технического сервиса машин в АПК на основе оценки и анализа технологического уровня ремонтных предприятий // Достижения науки и техники АПК. - 2014. - № 10. - С. 65-68.

2. Юдин М.И. Планирование эксперимента и обработка его результатов: монография. - Краснодар: Изд-во КГАУ, 2004. - 239 с.

3. Бураев М.К. К адаптации предприятий агротехсервиса к конъюнктуре рыночного спроса // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - 2008. - № 2.- С. 91-94.

4. Бураев М.К., Шистеев А.В. Обеспечение работоспособности автотракторной техники корректированием расхода запасных частей при техническом сервисе // Вестник ВСГУТУ. - 2019. - № 3 (74). - С. 69-76.

5. Бураев М.К. К истории развития ремонтно-обслуживающего производства АПК Иркутской области // Механизация сельскохозяйственного производства в условиях Восточной Сибири: сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2004. - С. 44-49.

6. Бураев М.К. Производственно-техническая эксплуатация парка в АПК Байкальского региона / М.К. Бураев, М.В. Охотин. - Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2013. - 219 с.

7. Рукосуева О.В. Прогноз кадровых потребностей экономики Иркутской области на основе потребностей инвесторов и прогноза социально-экономического развития региона. -https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663118229&tld=ru&lang=ru&name=rukosueva.pdf&text

Bibliography

1. Anosova A.I., Burayev M.K. Improvement of technical service of machinery in the agro-industrial complex on the basis of evaluation and analysis of the technological level of repair enterprises // Achievements of Science and Technology of AIC. - 2014. - No. 10. - P. 65-68.

2. Yudin M.I. Planning of experiment and processing of its results: monograph. - Krasnodar: Kuban State Agrarian University, 2004. - 239 p.

3. Burayev M.K. Adaptation of agrotechnical service enterprises to market demand// "Siberian Herald of Agricultural Science" - 2008. - No. 2. - P.91-94.

4. BurayevM.K., ShysteevA.V. Ensuring the efficiency of automotive tractor equipment by means of expense adjustment of spare parts consumption with technical service // Bulletin of the ESSUTM. - 2019. -No. 3 (74). - P. 69-76.

5. Burayev M.K. The history of development of repair and maintenance production of agro-industrial complex of Irkutsk region // Mechanization of agricultural production in Eastern Siberia: Collection of scientific works. - Irkutsk: Publishing House of the Irkutsk State Agricultural Academy, 2004. - P. 44-49.

6. Burayev M.K. Production and technical operation of the park in the agro-industrial complex of the Baikal region / M.K. Burayev, M.V. Okhotin. - Irkutsk: Publishing House of the Irkutsk State Agricultural Academy.2013. - 219 p.

7. Rukosueva O.V. Forecasts of personnel needs of the Irkutsk region economy based on the needs of investors and forecasts of socio-economic development of the region. - https://docs.yan-dex.ru/docs/view?tm=1663118229&tld=ru&lang=ru&name=rukosueva.pdf&text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.