Научная статья на тему 'Проблемы таможенного администрирования в России и пути их решения'

Проблемы таможенного администрирования в России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1974
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS CLEARANCE / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / COSTS / CUSTOMS VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишукова В.Н.,

В статье рассмотрено текущее состояние, основные проблемы и перспективы таможенного администрирования в России. В современном таможенном администрировании в России, несмотря на прилагаемые усилия со стороны государства остается не решенные проблемы. К ним относятся: длительные сроки оформления грузов, сложность процедур, большое количество представляемых документов и информации увеличивают издержки бизнеса. Не согласованность действий между таможенной и налоговой службами дает возможность участникам внешнеэкономической деятельности использования множества схем для уклонения от уплаты таможенных платежей. Принимаемые со стороны государства меры не всегда дают положительный результат, ориентированный на улучшение таможенного администрирования. Сохраняются базовые технологии и бизнес-процессы, а значит, и основные проблемы. На основе проведенного исследования в статье представлены предложения по оптимизации ключевых этапов таможенного администрирования, которые позволят повысить эффективность таможенного контроля и собираемость таможенных платежей за счет одновременного упрощения, ускорения и удешевления административных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мишукова В.Н.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN RUSSIA AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The article considers the current state, main problems and prospects of customs administration in Russia. In modern customs administration in Russia, despite the efforts made by the state remains unresolved problems. These include: long terms of cargo clearance, complexity of procedures, a large number of submitted documents and information increase business costs. Lack of coordination of actions between customs and tax services allows participants of foreign economic activity to use a variety of schemes to evade customs payments. The measures taken by the state do not always give a positive result aimed at improving customs administration. Basic technologies and business processes remain, and hence the main problems. Based on the study, the article presents proposals for optimizing the key stages of customs administration, which will improve the efficiency of customs control and collection of customs payments by simultaneously simplifying, accelerating and reducing the cost of administrative procedures.

Текст научной работы на тему «Проблемы таможенного администрирования в России и пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ

ИХ РЕШЕНИЯ

В.Н. Мишукова, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11494

Аннотация. В статье рассмотрено текущее состояние, основные проблемы и перспективы таможенного администрирования в России. В современном таможенном администрировании в России, несмотря на прилагаемые усилия со стороны государства остается не решенные проблемы. К ним относятся: длительные сроки оформления грузов, сложность процедур, большое количество представляемых документов и информации увеличивают издержки бизнеса. Не согласованность действий между таможенной и налоговой службами дает возможность участникам внешнеэкономической деятельности использования множества схем для уклонения от уплаты таможенных платежей. Принимаемые со стороны государства меры не всегда дают положительный результат, ориентированный на улучшение таможенного администрирования. Сохраняются базовые технологии и бизнес-процессы, а значит, и основные проблемы. На основе проведенного исследования в статье представлены предложения по оптимизации ключевых этапов таможенного администрирования, которые позволят повысить эффективность таможенного контроля и собираемость таможенных платежей за счет одновременного упрощения, ускорения и удешевления административных процедур.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенное оформление, внешнеэкономическая деятельность, затраты, таможенная стоимость.

Современное таможенное администрирование в России по сравнению с лучшими практиками, существующими в мире, недостаточно эффективно как для государства, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Декларации на товары, ввозимых в страну, часто оформлены с нарушением или содержат недостоверные сведения, что является негативным последствием недобросовестной конкуренции между поставщиками, уклонением от уплаты таможенных пошлин. Таможенные органы, применяя практику проведения таможенного контроля, оказывают административное давление на бизнес, что в конечном итоге способствует коррупции.

Предметом таможенного контроля является товар или партия товара, на которую оформлена таможенная декларация. Требования к раскрытию полной информации о товарах в сопровождающих документах отсутствуют. Такой подход не позволяет обеспечить полный контроль за товаром, после его выпуска, особенно в

случаях, если партия была разделена по покупателям. Вместо изменения практики контроля (или использования опыта таможенных служб других стран) создаются механизмы маркировки каждого товара без учета расходов по его доставке товара.

ФТС России более 85% рисков связано со стоимостной оценкой товара, то есть они содержат информацию о минимальной стоимости товаров, а не о фактической, что служит основанием для проведения дополнительной проверки. Товары не выпускаются до тех пор, пока не будет уплачена таможенная стоимость или не представлено обеспечение, например, в виде залога или банковской гарантии. Это влечет существенные прямые издержки для участников внешнеэкономической деятельности и срывает сроки выхода товара на рынок.

В целом к основным недостаткам существующей системы таможенного администрирования в России можно отнести:

- большое количество этапов таможенного оформления, каждый этап, из которых требует предоставления информации в различных форматах, в том числе на бумажном носителе;

- отсутствие интеграции между таможенными и налоговыми органами различных стран;

- принудительное удержание оборотных средств участников внешнеэкономической деятельности на счетах Федерального казначейства в виде авансов и обеспечения;

- не эффективный анализ деятельности таможенных органов и системы управление рисками.

На современном этапе ключевыми направлениями совершенствования таможенного администрирования должны стать:

- передача таможенного контроля, осуществляемого в фискальных целях, на стадии, предшествующей импорту товаров и следующие за их выпуском для внутреннего потребления; постепенная замена физического контроля товаров анализом информации, относящейся к ним;

- установление сквозного контроля за движением товаров и сделок с ними от момента ввоза до конечного потребления или розничной продажи;

- разделение фискальных и нефискальных контрольных функций и их перераспределение между контрольными (надзорными) органами.

Предлагаемые изменения сосредоточены в следующих областях:

1) Развитие информационных технологий. В результате появится возможность осуществлять первичный контроль перед импортом товаров и транспортных средств, импортеры будут обязаны подавать предварительную декларацию на товары в электронном виде, а данные будут доступны для первичного анализа движения товара до покупателя.

2) Обновление системы управления рисками. Цель должна заключаться в обеспечении соответствия товаров информации, представленной в декларациях. Система рисков должна реагировать на «нетипичное поведение» перевозчика, им-

портера и других лиц, участвующих в цепочке поставок, а также на другие показатели.

3) Разработка и внедрение системы общих финансовых гарантий, которая будет охватывать обязательства по уплате таможенных платежей за определенный период в отличие от единовременной отгрузки.

4) Разработка требований к системе товарного учета для таможенных целей. Это позволит минимизировать риски отказа импортера от выполнения обязательств по таможенному оформлению и уплате таможенных платежей по ввозимым товарам.

5) Взаимодействие между таможенными и налоговыми органами, включая консолидацию таможенных и налоговых баз данных, разработку новых методов таможенного и налогового контроля с целью согласования методов таможенного контроля.

6) Меры нефискального контроля. Переход к комплексному контролю на контрольно-пропускных пунктах потребует уточнения функций других органов государственного контроля во избежание повторяющихся действий и пробелов, в рамках которых ни один из контролирующих органов не в состоянии реагировать на нарушения.

7) Изменение подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов путем переориентации на стоимостные показатели с точки зрения эффективности взимания таможенных платежей.

8) Надлежащее материально-техническое оснащение объектов с целью перехода на единый комплексный контроль со стороны таможенных и иных государственных органов непосредственно в пунктах пропуска.

9) Правовые меры, в том числе изменения законодательства ЕАЭС. Значительная часть предлагаемых мер может быть реализована на основе национального законодательства при условии его уточнения.

Реализация предложенных изменений позволит получить следующие результаты:

- сокращение времени, необходимого для выпуска товаров;

- повышение прозрачности принимаемых таможенными органами решений;

- снижение административных расходов для предприятий;

- увеличение сбора таможенных и налоговых сборов;

- сокращение государственных расходов на организацию таможенного контроля.

Библиографический список

1. Бородавко Е. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран-членов единого экономического пространства // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. - 2014. - №1. - С. 108121.

2. Вериш, Т.А. Проблемы взимания таможенных платежей // Проблемы и перспективы экономики и управления. - 2014. - №12. - 2014. - С. 248-251.

3. Досмырза, Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. - 2014. - С. 37-44.

4. Ахмедзянов Р.Р. Совершенствование системы управления рисками для повышения эффективности таможенной деятельности // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». - 2017. - С. 255-259.

5. Непарко М.В. Правовое регулирование таможенного администрирования в Российской Федерации // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». - 2018.

- С. 357-365.

6. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Совершенствование администрирования таможенных платежей // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». - 2018.

- С. 379-384.

Таким образом, предлагаемые изменения позволят изменить ситуацию в целом, повысить эффективность уплаты таможенных платежей, снизить количество нарушений в оформлении деклараций, а также снизить административное давление на бизнес.

PROBLEMS OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN RUSSIA AND WAYS OF THEIR

SOLUTION

V.N. Michykova, Student Supervisor: M. V. Neparko, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The article considers the current state, main problems and prospects of customs administration in Russia. In modern customs administration in Russia, despite the efforts made by the state remains unresolved problems. These include: long terms of cargo clearance, complexity ofprocedures, a large number of submitted documents and information increase business costs. Lack of coordination of actions between customs and tax services allows participants of foreign economic activity to use a variety of schemes to evade customs payments. The measures taken by the state do not always give a positive result aimed at improving customs administration. Basic technologies and business processes remain, and hence the main problems. Based on the study, the article presents proposals for optimizing the key stages of customs administration, which will improve the efficiency of customs control and collection of customs payments by simultaneously simplifying, accelerating and reducing the cost of administrative procedures.

Keyword: customs control, customs clearance, foreign economic activity, costs, customs value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.