О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
А.П. Манушина, канд. экон. наук, доцент А.В. Карпинская, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10883
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные направления совершенствования системы администрирования таможенных и иных платежей как направление повышения результативности деятельности таможенных органов на современном этапе, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития существующей системы.
Ключевые слова: администрирование, таможенное администрирование, таможенные платежи, анализ рисков, предварительное информирование.
Администрирование таможенных платежей - деятельность таможенных органов, регулируемая нормами права по осуществлению бюджетного процесса в части планирования, исчисления, взимания таможенных платежей с целью формирования статей доходов федерального бюджета, контроля за исчислением и взиманием платежей, ведения учета и составления отчетности.
Совершенствование администрирования таможенных доходов - приоритетное направление деятельности ФТС в современных условиях. В рамках данного вопроса особенно актуально совершенствование системы администрирования таможенных доходов, начиная с ввоза товара, перемещающего таможенную границу, на территорию Российской Федерации и до момента его реализации.
Так, целью преобразований должно явиться изменение системы таможенного администрирования, повышение собираемости таможенных и иных платежей, сокращение случаев недостоверного декларирования, а также снижение затрат участников внешнеэкономической деятельности.
Предлагаемые меры заключаются в следующем:
- «сквозной контроль» за товарами с момента ввоза до реализации;
- проведение фактического контроля только в отношении товаров с высокой степенью риска;
- приоритетное использование предварительного информирования для низкого и среднего уровней риска;
- осуществление контроля своевременности и полноты уплаты платежей до ввоза товаров и после выпуска под процедуру выпуска для внутреннего потребления (в рамках ТК ПВТ);
- разделение фискальных и нефискальных функций контроля и их перераспределение между ФТС и ФНС.
Для достижения целей реализации предложенных мер необходимо предпринимать также и некоторые шаги в рамках преобразования бизнес-процессов от границы до потребителя, а также в отношении разделения функций таможенных и налоговых органов [1].
Первостепенно в рамках совершенствования существующей системы администрирования внедрение интегрированного контроля, заключающегося в проведении санитарно-карантинного, ветеринарного и иных видов контроля, проводимых в рамках так называемого одного окна. Данный механизм предполагает представление сведений в электронном виде в единую базу данных контролирующих органов, использование данных подобных баз данных зарубежных стран (принцип интеграции).
Использование предварительного информирования для анализа рисков. Следует отметить, что таможенными органами в настоящее время осуществляется осмотр и
досмотр товаров в пунктах пропуска, однако основываются применимые формы таможенного контроля в большей степени на принципе выборочности. Так, анализ рисков должен применяться не только в целях категорирования участников ВЭД и товаров, но также и в выявлении объектов контроля высокого риска. Это минимизирует время проведения контроля, а также способствует выявлению возможных нарушений до проведения иных видов государственного контроля.
Таким образом, представленная перевозчиком информация для выпуска товаров анализируется предварительно, непосредственно до ввоза товаров (через личный кабинет в системе ФТС и ФНС). Устанавливаются факты «нетипичного поведения» и выявляются возможные риски, в рамках анализа особое внимание должно быть сосредоточено на новых участниках ВЭД [2].
В то же время должно быть установлено, достаточен ли размер предоставляемой финансовой гарантии для выпуска товаров. Такие гарантии обеспечивают обязательство импортера принять товары к бухгалтерскому учету (при необходимости -направить отчет с видеофиксацией товаров при их разгрузке на складе, либо уведомить таможенный или налоговый орган о
прибытии товаров, чтобы разгрузка осуществлялась под контролем и наблюдением этих органов, либо выполнить другие действия, которые обеспечивают достоверность декларирования товаров) [3].
Генеральная финансовая гарантия обеспечивает «покрытие» уплаты необходимых платежей в максимальном объеме с учетом потенциальной суммы штрафов за возможное неисполнение обязанности по уплате. С использованием предварительного информирования и анализа представленных сведений может быть снижен размер такой гарантии с учетом установленной категории риска товаров или участника ВЭД. Так, если отсутствовали прецеденты для возникновения сомнений в его недобросовестности, размер гарантии обеспечения уплаты таможенных платежей может быть установлен ниже. Таким образом, предлагаемая методика заключается в выпуске товаров в пункте пропуска под предоставление генеральных финансовых гарантий, размер которых может быть оценен заранее с учетом проведенного анализа рисков уклонения от уплаты таможенных платежей.
Основные изменения бизнес-процессов в рамках предлагаемой модели представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные изменения бизнес-процессов в рамках предлагаемой модели администрирования таможенных платежей в РФ [2]
Таможенное оформление может быть завершено после принятия товаров к бухгалтерскому учету и подтверждения правильности расчета и уплаты таможенных платежей. Учитывая постепенные изменения и преобразования в рамках взаимодействия ФТС и ФНС, указанные операции могут быть осуществимы налоговыми органами по месту регистрации импортера [3].
Такое совершенствование системы таможенного администрирования в большей степени соответствуют существующему подходу ФТС, который применяется в отношении участников ВЭД низкого уровня
риска - максимальное использование предварительной информации о ввозимых товарах, ориентация проведения контроля на этапе после выпуска (ТК ПВТ), повышение эффективности использования электронных технологий, в том числе внедрение Единого лицевого счета. Для участников ВЭД иных уровней риска контроль всеобъемлющий, а также иногда усиленный, что приводит в конечном счете к стоимостным и временным издержкам заинтересованных лиц на этапе выпуска [4].
Основные проблемы существующей системы представим на рисунке 2.
TjiirapfimiTue сМЛеННЙ ™ «притрпшт™ от™ цщнтща™ na rpiiraTirm.™ X носителя* У
выпуск товаров после контроля документов в сведений с целью Ч. ■пргассрлгп ттрзЕтш.ппгпг ттэ«»™в.ттт1™ г-тиипр-™ и тгпгай тптфг.11 и и >- влияющей на размер таможенных платежей ..-
контроль (в тон числе фискальный) на этапе до выпуска товара с \ уклоном на субъектно-орнентпрованнын подход Без поддержки контроля ^ на этапе после выпуска /
анализ ввозимых товаров с помощью СУР на уровне конкретной Ч. поставки и конкретной таможенной декларации с использованием у- стоимостных профилен рисков /
возможность использования финансовых гарантии только тгд одн\" поставку /
идniTiimTTJTf рддрцд ыеЖДу придгтды1дрид.т1«1т тлигасиш™ в hi™™™ njirairau р ifwia in.in.TT qeirm ort-inn-rOT» Ч непрерывного (е онланнрежнвие) обыена информацией между у/— гаютипшттют тппгаутииип TipiTi™ T?iiTiT|in.T¥iipyTir.i¥n™xr rfiramun ■■■
Рис. 2. Существующие проблемы системы таможенного администрирования
За счет описанных инструментов, в целевой структуре бизнес-процессов перечисленные проблемы могут быть решены в отношении всех категорий участников ВЭД.
Таким образом, используемые ФТС России на текущем этапе механизмы в основном имплементируются для участников ВЭД с низким уровнем риска (усиление акцента на контроль после выпуска, автоматизация процессов администрирования таможенных доходов таможенными
органами РФ, повышение взаимной интеграции с налоговыми органами), в то время как для остальных участников ВЭД происходят более медленные и не столь заметные изменения. До определенного этапа данные меры могут развиваться параллельно с предлагаемыми в работе изменениями и в итоге стать основой для внедрения более системного единого механизма таможенного и налогового администрирования.
Библиографический список
1. Сокольникова О.Б. Управление доходами федерального бюджета Российской Федерации. Отчет о научно-исследовательской работе. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2014. - 149 с.
2. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. и др. Таможенное администрирование в России: Что делать? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/20180228_Tamozhnya-doklad.pdf (дата обращения: 10.05.2019)
3. Година Е.А., Кусая А.О. Пути развития оценки реализации основных направлений экономической деятельности таможенных органов // Ростовский научный журнал. - 2019. - №3. - С. 56-66.
4. Сведения о выполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.customs.ru/
ON THE IMPROVEMENT OF THE ADMINISTRATION SYSTEM OF CUSTOMS
PAYMENTS
A.P. Manushin, candidate of economic sciences, associate professor A.V. Karpinskaya, student Russian customs academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. This article discusses the main directions of improving the system of administration of customs and other payments as a direction to improve the performance of the customs authorities at the present stage, as well as the problems and prospects for the development of the existing system.
Keywords: administration, customs administration, customs payments, risk analysis, preliminary informing.