Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №1, Том 14 / 2022, No 1, Vol 14 https://esj.todav/issue-1-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/18ECVN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Бендер, В. Г. Проблемы, связанные с реализацией мероприятий дорожно-транспортной инфраструктуры на примере Республики Хакасия / В. Г. Бендер // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1. — URL: https://esj. todav/PDF/18ECVN 122.pdf
For citation:
Bender V.G. Problems related to the implementation of road transport infrastructure measures on the example of the Republic of Khakassia. The Eurasian Scientific Journal, 14(1): 18ECVN122. Available at: https://esj.today/PDF/18ECVN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Бендер Владислав Геннадьевич
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», Абакан, Россия
Аспирант E-mail: [email protected]
Проблемы, связанные с реализацией мероприятий дорожно-транспортной инфраструктуры на
примере Республики Хакасия
Аннотация. В современных условиях глобализации развитие отдельных территорий становится основой повышения конкурентоспособности региона и государства в целом. Одним из основополагающих факторов развития экономики государства является эффективное функционирование и развитие дорожной сети, которое влияет на обеспечение целостности и безопасности страны, а также повышения уровня и качества жизни её граждан. Состояние дорожно-транспортной инфраструктуры региона влияет на развитие региона в целом и затрагивает все общественные сферы деятельности. Устойчивое функционирование транспорта обеспечивает эффективный обмен благами в экономической системе региона, способствует активизации вертикально-горизонтальных межотраслевых и территориальных связей. В данной статье проведен анализ действующей государственной программы по развитию дорожной отрасли Республики Хакасия и выявлены проблемы, влияющие на ее реализацию. Республика Хакасия имеет развитию сеть автомобильных дорог общего пользования. Несмотря на наличие соответствующих государственных программ и наличием различных мероприятий, существует факторы, влияющие на низкий темп развития дорожно-транспортной инфраструктуры Республики Хакасия. В настоящее время необходимо создавать дорожно-строительные управления с долей государственного участия, а также изменять действующее федеральное законодательство по упрощению контрактной системы в сфере закупок. Созданное предприятие с государственным участием более эффективно выполняет свои производственные задачи, улучшая транспортную инфраструктуру региона, а также создает конкурентную среду в транспортной отрасли региона. Изменение законодательства о контрактной системе в сфере закупок позволит хозяйствующим субъектам и заказчикам уменьшить сроки по проведению закупочной деятельности и увеличить производственные объемы.
Ключевые слова: государственная программа; национальный проект; транспорт; транспортная инфраструктура; дорожная отрасль; Республика Хакасия; мероприятия
1. Цель исследования
Изучить реализацию действующей федеральной программы по развитию дорожно-транспортной отрасли в Республики Хакасия для определения проблемных вопросов и разработки предложений по совершенствованию реализации исследуемой федеральной программы.
2. Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги»
Представители бизнес-структур, органов публичного управления и институты гражданского общества неоднократно заявляли, что плохое состояние автомобильных дорог ты — объективное ограничение социально-экономического роста России [1]. Принятый по инициативе президента России Владимира Путина приоритетный национальный проект «Безопасные и качественные дороги» поставил глобальные цели: минимизация уровня риска дорожно-транспортных происшествий на региональных автотрассах. Данная цель может быть достигнута в крупных городских агломерациях страны при приведении в нормативное состояние автодорожной сети в них [2]. Для реализации поставленных целей в области повышения качества и уровня жизни населения, а также инвестирования в человеческий капитал, была обозначена необходимость принятия национальных проектов, как эффективных инструментов комплексного решения социально-экономических задач [3]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 Правительство Республики Хакасия осуществляет реализацию региональных проектов, входящих в состав национального проекта «Безопасные качественные дороги». Национальный проект включает в себя 3 региональных проекта со сроком реализации с 2019 до 2024 года: «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения». В современных условиях реализация национальных проектов по развитию дорожно-уличной сети, в рамках которого выделено 11 трлн рублей позволяет постепенно приводить в нормативное состояние региональные и муниципальные дороги [4].
На реализацию национального проекта в период до 31 декабря 2024 года на финансирование мероприятий на территории Республики Хакасия предусмотрено 5 573 697 тыс. рублей, из них 4 446 475 тыс. рублей на региональный проект «Дорожная сеть», 159 873 тыс. рублей на региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», 967 349 тыс. рублей на региональный проект «Безопасность дорожного движения». Региональный проект «Дорожная сеть» включает в себя реализацию ряда мероприятий по улучшению качества дорожно-уличной сети региона, повышению безопасности дорожного движения, сокращению количества аварийно-опасных участков на дорогах республики.
Планируется достижение основных целевых показателей, таких как:
• доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличение с 69 % до 70 % (в течение 6 лет предусматривается доведение до нормативного состояния 102,64 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения);
• доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, увеличение с 30 % до 85 % (доведение до нормативного состояния 70,948 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в составе городской агломерации и 124,322 км автомобильных дорог местного значения).
3. Мероприятия государственной программы
Основные мероприятия дорожной отрасли Республики Хакасия представлены в государственной программе «Развитие транспортной системы Республики Хакасия», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 532 (табл. 1).
Таблица 1
Мероприятия государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия»
№ Наименование мероприятия Срок реализации Основные цели
начало | окончание
1 Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Хакасия»
2 Подпрограмма 1 «Дорожное хозяйство»
3 «Строительство и реконструкция, содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия» 2020 2025 Содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия. Строительство, реконструкция объектов государственной собственности, в том числе разработка проектной документации.
4 «Строительство и реконструкция, содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Хакасия» 2020 2025 Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на: капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов и поселений, малых и отдаленных сел Республики Хакасия, а также на капитальный ремонт, ремонт искусственных сооружений (в том числе на разработку проектной документации); капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципальных районов Республики Хакасия; проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципальных образований Республики Хакасия.
5 «Обеспечение реализации подпрограммы» 2020 2025 Обеспечение деятельности подведомственных учреждений (в сфере дорожного хозяйства). Мероприятия по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия.
6 «Региональный проект Республики Хакасия "Региональная и местная дорожная сеть"» 2020 2025 Приведение в нормативное состояние дорожной сети Абаканской агломерации. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог и модернизацию дорожной инфраструктуры муниципальных образований в составе Абаканской агломерации. Снижение уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Утверждение документов транспортного планирования.
7 Региональный проект Республики Хакасия «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» 2020 2025 Заключение государственных контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, предусматривающего объединение в один контракт различных видов дорожных работ; внедрение камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах Республики Хакасия.
№ Наименование мероприятия Срок реализации Основные цели
начало окончание
8 Региональный проект Республики Хакасия «Безопасность дорожного движения» 2020 2025 Выполнение мероприятий по выявлению нарушений правил дорожного движения посредством эксплуатации комплексов фиксации правонарушений, имеюшцх функции фото-, киносъемки и видеозаписи на дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия; софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Республики Хакасия, возникающих в связи с осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Республики Хакасия (в том числе разработка проектно-сметной документации на обустройство перекрестков системами автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения); устройство, модернизация освещения тротуаров, пешеходных переходов, пешеходных ограждений, автобусных остановок на автомобильных дорогах общего пользования, регионального и межмуниципального значения.
9 Подпрограмма 2 «Транспортное обслуживание населения Республики Хакасия»
10 «Обеспечение потребности населения в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах» 2020 2025 Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), осуществляющим пассажирские перевозки: на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Хакасия; на возмещение недополученных доходов организациям в связи с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Хакасия; на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с реализацией меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и междугородном сообщениях на территории Республики Хакасия. Оплата договоров автоперевозчикам за выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
11 «Создание условий для обеспечения высокого уровня обслуживания пассажиров и развития воздушного сообщения в Республике Хакасия» 2020 2025 Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия организациям воздушного транспорта, осуществляющим региональные воздушные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации.
12 Подпрограмма 3 «Обеспечение безопасности населения на транспорте в Республике Хакасия»
13 «Повышение грамотности населения на транспорте» 2020 2025 Организация подготовки, создание и демонстрация информационных материалов антитеррористической направленности.
14 Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы»
15 «Исполнение государственных функций и услуг в сфере дорожного хозяйства и транспортного обслуживания населения» 2020 2025 Обеспечение деятельности центрального аппарата. Повышение квалификации.
Источник: государственная программа Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия»
Страница 4 из 13
18ECVN122
В 2021 году на реализацию мероприятий регионального проекта «Дорожная сеть» предусмотрено 897 728 тыс. рублей, из них 533 000 тыс. рублей — федеральный бюджет, 345 834 тыс. рублей — республиканский бюджет Республики Хакасия, 18 894 тыс. рублей — средства местных бюджетов. Полный объем денежных средств государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» в разрезе подпрограмм представлен в таблица 2.
Таблица 2
Объем денежных средств государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия»
Наименование Объем денежных средств по годам, тыс. рублей
государственной Уровень бюджетной системы
№ программы, задачи, подпрограммы, основного мероприятия 2020 2021 2022 2023 2024 2025
2805663,0 2982973,0 2794672,0 3103271,0 2783072,0 2748264,0
Государственная Федеральный бюджет 856990,0 583000,0 33471,0 0 0 0
1 программа Республики Хакасия «Развитие Республиканский бюджет Республики 1948673,0 2399973,0 2761201,0 3103271,0 2783072,0 2748264,0
транспортной Хакасия
системы в том числе
Республики Хакасия» субсидии бюджетам муниципальных образований 798562,0 568207,0 656684,0 573522,0 390081,0 330000,0
Подпрограмма 1 «Дорожное хозяйство» Федеральный бюджет 856990,0 583000,0 33471,0 0 0 0
2 Республиканский бюджет Республики Хакасия 1834154,0 2277104,0 2621464,0 2963424,0 2652109,0 2613780,0
Подпрограмма 2 «Транспортное обслуживание населения Республики Хакасия» 96098,0 101823,0 120950,0 120950,0 114014,0 116714,0
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0
3 Республиканский бюджет Республики Хакасия 96098,0 101823,0 120950,0 120950,0 114014,0 116714,0
Подпрограмма 3 «Обеспечение Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0
4 безопасности населения на транспорте в Республике Хакасия» Республиканский бюджет Республики Хакасия 130,0 150,0 150,0 150,0 150,0 150,0
Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы» Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0
5 Республиканский бюджет Республики Хакасия 18291,0 20896,0 18637,0 18747,0 16799,0 17620,0
Источник: государственная программа Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия»
4. Реализация мероприятий
Результатом работ 2019 года стало приведение в нормативное состояние 17,45 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и 16,751 км автомобильных дорог местного значения.
В целях достижения основных показателей регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» заключены 2 контракта на принципах жизненного цикла и 2 контракта с применением новых технологий.
В рамках регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» приобретены и установлены 2 стационарных комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для установки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия.
При реализации регионального проекта «Безопасность дорожного движения» в 2019 году проведены работы по строительству освещения, тротуаров и автобусных остановок на 7 автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия.
В 2020 году бюджетные ассигнования дорожного фонда Республики Хакасия исполнены в сумме 2 440 065 тыс. рублей или 106,9 % от утвержденных бюджетных ассигнований и 86,6 % от установленных сводной бюджетной росписью. Низкий уровень исполнения отмечен по региональным проектам Республики Хакасия «Безопасность дорожного движения» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» — 49,6 % и 54,2 % соответственно (табл. 3).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации расходы на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования осуществляются за счет средств дорожного фонда, который является частью принимаемого бюджета на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Хакасия утверждается законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия. Реализация мероприятий по дорожному фонду Республики Хакасия осуществляется на основании государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Хакасия», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 532.
Таблица 3
Реализация государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» (тыс. руб.)
№ п/п Наименование мероприятия 2019 год 2020 год
назначено исполнено назначено исполнено
сумма % сумма %
Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» 2 263 749 1 440 673 63,6 2 685 409 2 309 649 86,0
1 Строительство и реконструкция, содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения 1 076 825 569 875 52,9 1 067 376 829 174 77,7
2 Строительство и реконструкция, содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения 242 534 230 747 95,1 205 427 191 244 93,1
3 Региональный проект Республики Хакасия «Дорожная сеть» 174 764 158 800 90,9 1 067 683 1 049 933 98,3
4 Региональный проект Республики Хакасия «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» 3 610 1 843 51,1 6 610 3 582 54,2
Вестник Евразийской науки 2022, №1, Том 14 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2022, No 1, Vol 14 https://esj.today
№ п/п Наименование мероприятия 2019 год 2020 год
назначено исполнено назначено исполнено
сумма % сумма %
5 Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 602 144 368 153 61,1 0 0 0
6 Региональный проект Республики Хакасия «Безопасность дорожного движения» 0 0 0 168 021 83 393 49,6
7 Обеспечение реализации подпрограммы «Дорожное хозяйство» 163 872 111 255 67,9 170 292 152 323 89,4
Составлено автором
В 2019-2020 годах основной объем денежных средств предусмотрен на реализацию различных мероприятий государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия», целью которой является обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса в Республике Хакасия.
По итогам 2020 года протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, приведенных в нормативное состояние, составила 16,592 км, объектов местного значения — 30,8 км.
В целях достижения основного показателя регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2020 году заключено 2 контракта на принципах жизненного цикла. В целях достижения показателя «Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих использование новых технологий и материалов, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения» в 2020 году заключены 3 контракта с применением новых технологий и материалов.
В рамках регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2020 году заключен контракт на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт по доведению параметров ремонтируемого участка автомобильной дороги Абакан — Ак-Довурак (в границах км 11 — км 12) до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, с устройством пункта весового и габаритного контроля транспортных средств», а также приобретены и установлены 2 комплекса фотовидеофиксации.
На 2021 год объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Хакасия установлен 2 852 500 тыс. рублей. По результатам отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за первое полугодие 2021 года было исполнено бюджетных ассигнований на сумму 455 628 тыс. рублей, что составляет 15,97 %. Низкий процент исполнения за первое полугодие связан с особенностями климатических условий в Республике Хакасия, где сезон дорожных работ начинается с мая месяца.
В рамках реализации регионального проекта «Дорожная сеть» в 2021 году проводились работы на 8 объектах регионального и межмуниципального значения и на 20 объектах местного значения. Всего в 2021 году отремонтировано автомобильных дорог 48,404 км, из них 31,425 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и 16,979 км автомобильных дорог местного значения. В 2021 году в рамках регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» заключены 1 контракт жизненного цикла и 2 контракта с использованием новых технологий и материалов, также приобретены 2 стационарных комплекса фотовидеофиксации. С целью достижения результата «Размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения» заключен контракт на
размещение 1 автоматического пункта весогабаритного контроля транспортных средств с установкой на 11 км автомобильной дороги Абакан — Ак-Довурак.
При реализации регионального проекта «Безопасность дорожного движения» в 2021 году проведены работы по строительству освещения, тротуаров и автобусных остановок на 2 участках автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, еще на 2 участках работы продолжатся в 2022 году. Также приобретены 7 передвижных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Городу Абакану выделены субсидии на обустройство 2 перекрестков (ул. Пушкина — ул. Катанова, ул. Мира в границах ул. Таштыпская — ул. Чапаева) системами автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Низкий темп и неполный объем выполнения дорожных работ связан с неисполнением подрядчиками своих обязательств. Организации заключают с заказчиками большое количество контрактов несоизмеримое со своими возможностями, в связи с чем государственные органы вынуждены вести претензионную работу и расторгать заключенные контракты. Повторное проведение закупочной процедуры в рамках федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок занимает такой же длительный процесс, как и первоначально объявленное извещение. По этой причине подрядчик может быть найден на дорожный объект к концу дорожного сезона. Данный факт сказывается как на качестве выполненных работ, так и на выполненном объеме, который нередко переходит на следующий год. Выполнять запланированные объекты следующего сезона становится проблематичным, так как все силы дорожных организаций направляются на объемы прошлых периодов.
Большую часть дорожно-строительных организаций на территории Республики Хакасия представлены частными предприятиями, в связи с чем произвести оценку достаточности мощностей данных предприятий затруднительно. Всего на территории Республики Хакасия 15 дорожно-строительных предприятий из них 3 государственных унитарных предприятия Республики Хакасия. В связи с отдаленным от г. Абакан расположением Государственные унитарные предприятия Республики Хакасия не принимают участия в реализации основной части объектов в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», в связи с чем имеющейся в их распоряжении материально-технической базы достаточно для реализации планов дорожных работ. Основная часть техники предприятий устаревшая, а оборотных средств из-за незначительного объема работ недостаточно для обновления технического парка. В этих целях в 2018-2019 годах были проведены мероприятия по приобретению дорожно-строительной техники для осуществления дорожной деятельности государственными унитарными предприятиями Республики Хакасия на автомобильных дорогах общего пользования Республики Хакасия на общую сумму 206 700 тыс. рублей в количестве 35 единиц.
В настоящее время на территории Республики располагаются 3 наиболее крупных дорожно-строительных предприятия, обладающих значительным количеством техники, средств и ресурсов. Однако реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году наглядно показала, что в связи с ежегодно возрастающим объемом средств выделяемых на производство дорожно-строительных работ, имеющихся мощностей даже крупных предприятий недостаточно для своевременного выполнения работ. Также на территории Республики Хакасия между подрядными дорожными организациями наблюдается высокий уровень конкуренции, что приводит к значительному снижению стоимости начальной максимальной цены контракта, а также заключению основного объема контрактов, как в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», так и государственной программы
5. Проблема реализации мероприятий
Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» одними и теми же подрядными организациями. В связи с вышесказанным большая часть контрактов на выполнение дорожных работ в 2021 году была завершена с нарушением сроков.
В настоящее время на территории Абаканской агломерации отсутствует достаточное количество подрядных организаций, обладающих необходимыми мощностями и опытом для выполнения запланированных в 2021 году дорожных работ. В связи с чем большая часть контрактов по региональному проекту «Дорожная сеть» находится на исполнении двух конкурирующих дорожных организаций (ООО «Прогресс-М» и ООО «ДСУ-7»). Однако в результате резкого роста цен на горюче-смазочные и дорожно-строительные материалы подрядные организации не справляются с принятым объемом работ и вынуждены выполнять дорожные работы на каждом объекте поочередно. Один из подрядчиков не выполнил дорожные работы в 2020 году в полном объеме в связи с чем, заказчиком было инициировано внесение данного подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. Стоит отметить, что вся бюрократическая цепочка данной процедуры не привела к эффективности действий, подрядчик вновь выиграл аукцион и в 2021 году на выполнение оставшегося объема работ на прежнем участке автомобильной дороги. В 2020 году ООО «ДСУ-7» должно было выполнить муниципальный контракт по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части улицы Пушкина от улицы Некрасова до пешеходного перехода в районе улицы Тараса Шевченко.
Таблица 4
Оценка эффективности реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» за 2020 год
Наименование Единица измерения Значение целевого показателя Оценка в баллах
утвержденный в государственной программе достигнуто
Показатель 1 «Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям» Процентов 69,4 69,4 +1
Показатель 2 «Доля населенных пунктов Республики Хакасия, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с соответствующими административными центрами, в общем количестве населенных пунктов Республики Хакасия» Процентов 9,0 8,83 +1
Показатель 3 «Доля объектов транспортной инфраструктуры, на которых осуществляются мероприятия, направленные на информирование населения о действиях в случае возникновения угрозы акта незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций на транспорте» Процентов 100,0 100,0 +1
Сводная оценка x x x 3
Составлено автором
Контракт был заключён 19 мая 2020 года со сроком выполнения 15 сентября 2020 года, цена контракта составляла 83,2 млн рублей. Подрядчику неоднократно предъявлялись требования по устранению замечаний к качеству выполняемых работ, к соблюдению установленного графика выполнения строительно-монтажных работ, вместе с тем, контракт так и не был исполнен качественно и в установленный срок. Администрация города Абакана вынуждена была обратиться в уполномоченный орган по внесению данного подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. В связи с несогласием подрядчика решения территориального органа Федеральной антимонопольной службы о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчик обратился с обжалованием в арбитражный суд. В данном случае решение уполномоченного органа приостанавливается до вынесения вердикта суда, и подрядчик может продолжать свою хозяйственную деятельность, в том числе участвовать в закупочных процедурах. Действующий механизм претензионной работы требует
в данном случае изменений в части введения невозможности участия в закупочных процедурах хозяйствующих субъектов при их обжаловании решений до момента окончательного решения судебного органа. Стоит отметить, что факты неисполнения подрядчиками в срок выполнения работ зачастую не влияют на значение целевого показателя в рамках реализации государственных программ органов государственной власти, ввиду изначального закладывания показателей в большем объеме на случаи «форс-мажорных» обстоятельств.
Оценка эффективности реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» отраслевым органом государственной власти Республики Хакасия — Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия за 2020 год показала достижение запланированных показателей несмотря на недобросовестных подрядчиков (табл. 4).
В последнее время на территории Республики Хакасия основной проблемой является эксплуатация дорожного покрытия. Имеется большая потребность в ремонте действующих дорог, а также в строительстве новых, которые в перспективе могли бы открыть для Республики Хакасия новые рынки сбыта [5]. Современные реалии экономического развития свидетельствуют о том, что устойчивое развитие транспортной инфраструктуры является важнейшим элементом стратегического планирования, в т. ч. и регионального развития [6]. Принцип добросовестности подрядчика является одним из успехов реализации мероприятий как в дорожной отрасли, так и в других отраслях экономики. Важность обращения внимания на развитость транспортной инфраструктуры территории и выявления ее логистических проблем обуславливается тем, что основой развития социальной и производственной инфраструктуры каждого субъекта Российской Федерации является транспортная система [7]. Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных перед дорожной отраслью Президентом Российской Федерации в 2018 году. Однако, невозможно говорить про стратегическое планирование объектов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорожно-транспортной инфраструктуры, когда не хватает на это производственных сил и мощностей дорожно-строительных организаций. Выделение денежных средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, связанных с дорожными работами, не позволяет осуществлять развитие региона при отсутствии развитого производства в данной сфере. При реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» не учтены возможности каждого региона в части производственных сил и мощностей дорожно-строительных организаций. Экономия государства по выделению средств на поддержку дорожных предприятий главным образом ложится на низкокачественную реализацию проектов по строительству дорожной инфраструктуры. Кроме того, правовое регулирование по проведению торгов в Российской Федерации является одним из сложных и трудоемких, что усложняет работу как самих органов государственной власти, так и подрядных организаций. Складывается впечатление, что закон о системе госзакупок № 44-ФЗ рассчитан на применение в регионах с развитой конкурентной средой, где существует несколько реальных поставщиков, готовых снижать ценовые предложения в процессе электронных торгов и тем самым — экономить бюджетные средства [8]. Однако учитывая региональную специфику отдельных субъектов Российской Федерации такой принцип функционирования контрактной системы для регионов становится препятствием.
В Республике Хакасия на сегодня действуют 3 государственных унитарных предприятия дорожно-ремонтно строительных управлений: ГУП РХ «Орджоникидзевское ДРСУ», ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ» и ГУП РХ «Ширинское ДРСУ». Данные организации осуществляют
6. Необходимость изменения направленности мероприятий
дорожные работы в большей степени за счет бюджета субъекта РФ, а также местных бюджетов. В связи с территориальной особенностью нахождения унитарных предприятий, они не участвуют в национальном проекте «Безопасные качественные дороги», в основе которого лежит выделение федеральных денежных средств на агломерации. В Абаканской агломерации работы по национальному проекту выполняют частные хозяйствующие субъекты, с которыми и возникают проблемы по выполнению работ и соответственно освоению денежных средств. Например, улицу Пушкина в столице Хакасии ремонтировал один из подрядчиков два года, хотя срок исполнения работ по данному объекту чуть меньше полугода. Также в городе Черногорске работы ведутся низкими темпами по причине отсутствия необходимых ресурсов у частных организаций.
Транспортная сеть Хакасии не представляет собой целостную систему, что препятствует формированию регионального рынка и функционированию республики как связанной экономической системы [9]. В настоящее время для развития регионов, в том числе Республики Хакасия, необходимо скорректировать реализацию национального проекта по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в части выделения федеральных денежных средств не только на дороги, но и на создание и развитие предприятий дорожно-транспортной отрасли, подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления. При подчиненности дорожно-строительных организаций органам власти, первые осуществляют свою деятельность более дисциплинированно и эффективно. Однако здесь стоит обратить внимание, что в связи с изменением федерального законодательства, государственные и муниципальные унитарные предприятия теперь могут создаваться в определенных Правительством Российской Федерации случаях, куда дорожная отрасль не входит, так как данная деятельность относится к конкурентному рынку. В нынешних условиях остается только формирование акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с государственным участием.
Изменение контрактной системы в сфере закупок в части снижения сроков проведения повторных закупок является в настоящее время актуальным вопросом. Законом необходимо установить отрасли, где нужно упростить повторную процедуру закупок, это должно касаться в первую очередь строительную сферу, в том числе ремонт, реконструкцию и строительство дорог, с учетом климатических особенностей нашей страны. Шамоян Э.Д., Масленникова Е.В. также рассматривают вопрос о доработке законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части: — совершенствования процедур заключения контрактов жизненного цикла посредством установления возможности предоставления обеспечения исполнения контракта жизненного цикла в отношении отдельных этапов, а также установления особенностей исполнения таких контрактов [10].
Таким образом, для создания развитой дорожно-транспортной инфраструктуры Республики Хакасия необходимо инициировать внесение изменений в действующий национальный проект «Безопасные качественные дороги» в части изменения финансирования не только на объекты дорожного строительства, но и на создание предприятий дорожной отрасли с государственным участием. Имея сильные предприятия с государственным участием, частным хозяйствующим субъектам будет стимул осуществлять свою деятельность более эффективно, что сделает рынок конкурентоспособным, и последует планомерное развитие региона в целом. На сегодняшний день существуют острая потребность в изменении сроков проведения повторных закупок в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения выполнения дорожных работ в полном объеме за сезон работ. Кроме того, необходима корректировка претензионного механизма к недобросовестным подрядчикам в части невозможности их участия в закупках, в случае обжалования решений уполномоченного органа государственной власти. Требуемые изменения приведут, в
частности, к развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Республики Хакасия, позволят в широком смысле вовлечь инвестиции, повысить имидж региона, а также привлечь человеческие ресурсы, которые будут жить и работать на данной территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Силунская Е.С. Взаимодействие органов государственной власти и коммерческих компаний, осуществляющих строительство и обслуживание автомобильных дорог в Свердловской области: проблемы и пути их решения // сборник статей Ь Международной научно-практической конференции. — 2021.
— С. 142-144.
2. Григорьева Л.О. Реализация национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Республике Бурятия // Материалы международной научно-практической конференции под общей редакцией Л.О. Григорьевой. — 2021. — С.136-143.
3. Силунская Е.С. Реализация ПНП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Свердловской области // Журнал дневник науки. — 2021. — № 5(53).
— С. 1-7.
4. Былинин И.А. Некоторые вопросы реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. — 2020. — С. 158-163.
5. Бендер В.Г. Условия формирования регионального транспортно-логистического кластера в Республике Хакасия // Петербургский экономический журнал. — № 3.
— 2021 — С. 47-54.
6. Жиделева В.В., Большаков Н.М. Стратегия развития дорожно-транспортной сети региона: методология и практика / В.В. Жиделева, Н.М. Большаков [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Жиделевой. — Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2015. — 288 с.
7. Попов Р.А. Развитие дорожной инфраструктуры Архангельской области посредством реализации национальных проектов // сборник статей Международной научно-практической конференции: современная наука и молодые учёные. — 2020. — С 115-117.
8. Барабаш Е.С. Реформа контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок: ожидания и реальность // Материалы международной научно-практической конференции. отв. ред. П.А. Минакир, О.В. Сидоренко; Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, Хабаровский государственный университет экономики и права. — 2021. — С. 186-191.
9. Егорова Л.Э. Транспортная инфраструктура Республики Хакасия // материалы XIII Международной научно-практической конференции / Л.Э. Егорова; Красноярский государственный аграрный университет. — 2018. — С. 97-99.
10. Шамоян Э.Д., Масленникова Е.В. Проблемы реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» // Журнал общество, экономика, управление. — 2021. — Т. 6. № 3. — С. 27-32.
Bender Vladislav Gennadievich
N.F. Katanov Khakass State University, Abakan, Russia E-mail: [email protected]
Problems related to the implementation of road transport infrastructure measures on the example
of the Republic of Khakassia
Abstract. In modern conditions of globalization, the development of individual territories becomes the basis for increasing the competitiveness of the region and the state as a whole. One of the fundamental factors in the development of the state's economy is the effective functioning and development of the road network, which affects the integrity and security of the country, as well as improving the level and quality of life of its citizens. The state of the road transport infrastructure of the region affects the development of the region as a whole and affects all public spheres of activity. The sustainable functioning of transport ensures an effective exchange of benefits in the economic system of the region, promotes the activation of vertical-horizontal intersectoral and territorial ties. This article analyzes the current state program for the development of the road industry of the Republic of Khakassia and identifies problems affecting its implementation. The Republic of Khakassia has a developed network of public roads. Despite the availability of relevant state programs and the availability of various activities, there are factors affecting the low rate of development of the road transport infrastructure of the Republic of Khakassia. Currently, it is necessary to create road construction departments with a share of state participation, as well as to change the current federal legislation to simplify the contract system in the field of procurement. The established enterprise with state participation performs its production tasks more efficiently, improving the transport infrastructure of the region, and also creates a competitive environment in the transport industry of the region. The change in the legislation on the contract system in the field of procurement will allow business entities and customers to reduce the timing of procurement activities and increase production volumes.
Keywords: state program; national project; transport; transport infrastructure; road industry; Republic of Khakassia; events
18ECVN122