Х,УК,УКЩИНОСЙ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Раупова Манзура Турсуновна,
доцент кафедры предпринимательского права и таможни Института предпринимательства и сервиса при Министерстве энергетики и промышленности РТ, начальник отдела по надзору Верховного Суда РТ
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В связи с тем, что гражданско-правовые аспекты проблем, связанных с возмещением вреда, причиненного источниками повышенной опасности, включают в себя изучение видов юридической ответственности за экологические правонарушения, которые сопряжены с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда источниками повышенной опасности, представляется, что следует ввести в законодательство Республики Таджикистан норму, которая будет содержать «Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды», которая указывает: «За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством».
Закон Республики Таджикистан «Об охране природы» такую норму не содержит.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иных уполномоченных субъектов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается
в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды.
С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере — экономические меры (например платежи за загрязнение окружающей среды).
Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы.
В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.
Санкция — это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила.
Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.
Ответственность за экологические правонарушения должна предусматривать ряд основных функций:
- стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
- компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
- превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
- карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.
Экологическое правонарушение — это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так, в законе Республики Таджикистан «Об охране природы» (в редакции закона РТ от 1 февраля 1996 г. № 223, от 10 мая 2002 г. №30, от 2 декабря 2002 г. № 75, от 15 июля 2004 г. № 58) нет определения экологического правонарушения.
Глава 14 указанного выше закона рассматривает ответственность за экологические правонарушения, где статья 81 «Ответственность за экологические правонарушения», определяет что лица, виновные:
- в нарушении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
- в непроведении государственной экологической экспертизы и нарушении требований государственной экологической экспертизы, в даче заведомо ложного заключения государственной экологической экспертизы и неверной оценки воздействия объекта на природную среду;
- в нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
- в загрязнении природной среды и причинении вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, народному хозяйству;
- в порче, повреждении, уничтожении природных объектов, в том числе памятников природы, истощении и разрушении природных заповедных комплексов и естественных экологических систем;
- в непринятии мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
- в невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной окружающей природной среды;
- в нарушении требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
- в нарушении экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических веществ;
- в превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических веществ;
- в производстве и использовании химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;
- в расходовании средств республиканского, местных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;
- в отказе от дачи своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, вод, почв, недр, растительного мира (в том числе лесов), животного мира (в том числе рыбных запасов), радиационной обстановки;
- в разработке и реализации народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением природного равновесия естественных экологических систем, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других необратимых последствий для природной среды несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Законодательством Республики Таджикистан может быть установлена ответственность и за другие нарушения природоохранительного законодательства.
Ответственность за указанные правонарушения не исключает ответственности за нарушения земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира.
Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ими ущерба.
Глава 15 того же закона (1) рассматривает возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства, где статья 82 содержит обязанность возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства, статья 83 рассматривает порядок возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства, статья 84 -возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды. Она гласит, что «предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и природе в соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Республики Таджикистан».
Статья 85 закона (1) рассматривает возмещение ущерба, причиненного гражданам неблагоприятным воздействием окружающей природной среды, статья 86 закона (1) - материальную ответственность должностных лиц и иных работников, виновных в причинении вреда вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, статья 87 - исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности.
Учитывая вышеуказанные ссылки на нормы закона, необходимо ввести норму, определяющую понятие экологического правонарушения. При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным.
В соответствии со ст. 1094 ГК Республики Таджикистан, вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.
Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
По мнению М.М. Бринчука экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права (2).
С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользование, охрану окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов гражданина.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Таджикистан «Об охране природы» (в редакции закона РТ от 1 февраля 1996 г. № 223, от 10 мая 2002 г. №30, от 2 декабря 2002 г. № 75, от 15 июля 2004 г. № 58).
2. БринчукМ.М. Экологическое право. -М.: Юристъ, 1999.
М. Т. Раупова
Проблемы, связанные с определением юридической ответственности в сфере
экологических правонарушений
Ключевые слова: источник повышенной опасности, возмещение вреда, нарушение нормы, ответственность за причинение вреда, деликтность, материальный объект
В связи с тем, что гражданско-правовые аспекты проблем, связанных с возмещением вреда, причиненного источниками повышенной опасности, включают в себя изучение видов юридической ответственности за экологические правонарушения, которые сопряжены с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда источниками повышенной опасности, представляется, следует ввести в законодательство Республики Таджикистан, норму которая будет содержать «Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды», которая должна указывать: «За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.»
M. T. Raupova
Problems Connected with Determination of Juridical Answerability in the Sphere of
Ecological Transgressions
Key words: source of heightened danger, reimbursememt of moral damage, violation of norm, answerability for the damage caused, delicti, material object
Civil-legal aspects of the problems beset with reimbursement of damage caused by the sources of heightened danger include the studies of the types of juridical answerability for ecological transgressions. In view of this consideration a certain normative instrument should be introduced into the legislation of Tajikistan; it is supposed to be titled as “Types of Responsibility for Violation of Laws Related to Environmental Protection»: its principal should be formulated as «breach of legislation in the splure of environmental protection incurs answerability of property, discipline, administrative and criminal characters in conformity with the law».