Научная статья на тему 'Проблемы существования авторского права в социальной сети "Вконтакте"'

Проблемы существования авторского права в социальной сети "Вконтакте" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗАКОН / НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ / ВКОНТАКТЕ / COPYRIGHT / INTERNET / SOCIAL NETWORK / INTELLECTUAL PROPERTY / LAW / COPYRIGHT INFRINGEMENT / VKONTAKTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюкова Анастасия Олеговна

Автором рассмотрен вопрос изменений в авторском праве как подотрасли гражданского права в современных условиях воздействия на него виртуальной действительностью и возможность реализации и защиты прав автором в российской социальной сети «Вконтакте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXISTENCE OF COPYRIGHT IN THE SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE"

The author examined the issue of changes in copyright as a sub-branch of civil law in the current conditions of exposure to it by virtual reality and the possibility of realization and protection of rights by the author in the Russian social network «Vkontakte».

Текст научной работы на тему «Проблемы существования авторского права в социальной сети "Вконтакте"»

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

УДК 343.146

Витюкова Анастасия Олеговна Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Vityukova Anastasia Olegovna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» Аннотация: автором рассмотрен вопрос изменений в авторском праве как подотрасли гражданского права в современных условиях воздействия на него виртуальной действительностью и возможность реализации и защиты прав автором в российской социальной сети «Вконтакте».

Ключевые слова: авторское право, интернет, социальная сеть, интеллектуальная собственность, закон, нарушение авторских прав, вконтакте.

PROBLEMS OF EXISTENCE OF COPYRIGHT IN THE SOCIAL

NETWORK «VKONTAKTE»

Annotation: the author examined the issue of changes in copyright as a sub-branch of civil law in the current conditions of exposure to it by virtual reality and the possibility of realization and protection of rights by the author in the Russian social network «Vkontakte».

Key words: copyright, internet, social network, intellectual property, law, copyright infringement, vkontakte.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

«Лучше один раз не наказать виновного, чем несправедливо наказать

невиновного» - принцип действия Вконтакте, стоит ли его применять?

Современная действительность характеризуется ускоренной динамикой и глобальными переменами, которые, в свою очередь, обусловлены быстротой нововведений механизмов регулирования общества и его отдельных сфер, появлением новых институтов, новых общественных отношений - под этот неисчерпывающий перечень, соответственно, необходимо подстраиваться для реализации адекватных мер стабильного существования. Эти перемены побуждают на осуществление поправок, обновлений в отдельных сферах жизни общества. Исключением не стало и право, как отдельная составляющая часть общественных отношений. В пределах данной статьи пойдёт речь об изменениях, тенденциях в отдельно взятой подотрасли гражданского права -авторском праве.

С точки зрения осуществления авторских прав субъектами гражданских правоотношений, Всемирную паутину можно рассматривать как совокупность сайтов, подобных сборникам статей и иллюстраций, каталогам фирм, мультимедийным изданиям и т. д., на которых авторы могут публиковать свои работы. В определённом смысле данное определение вполне логично и обусловлено именно в практическом применении. Согласно информации Российского научно-исследовательского института развития общественных сетей (РосНИИРОС) на сегодняшний день в нашей стране существует не менее 48 тысяч сайтов [3]. Важно отметить, что в российском законодательстве отсутствует специальный раздел о применении авторского права в цифровую эпоху. Что это значит? Это значит, что существующие нормы авторского права, применяемые не только в сети «Интернет», но и в нашей жизни — вне виртуальной реальности, применяются по особому, именно так, чтобы их положения были допустимыми и действенными в цифровую эпоху.

Не просто так было отмечено воздействие Интернетом на общественные отношения в рамках всего мира в целом. Было бы недостаточно говорить о

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

действии авторского права только в рамках российского государства. Нередко

случается так, что, к примеру, пользователь из России скачивает информацию с сайта, который принадлежит американской фирме, но размещён на сервере в Китае. Как же быть в данной ситуации, которая ещё носит виртуальный характер? Для разрешения проблем юрисдикции в международном праве предусмотрены так называемые коллизионные нормы. Они указывают, какому государству должен подчиняться человек в той или иной ситуации. Различают, например lex loci actus - закон места совершения действия, lex patrie - закон страны, гражданином которой является человек, lex loci contractus - закон страны, где был заключен контракт, и другие [3]. Для Интернета коллизионные нормы пока что не выработаны и, следовательно, вопрос юрисдикции до конца не решён. Именно это является отправной точкой, проблемой и побудительной силой, своеобразным катализатором, поиска решений, методов, выработки соответствующих механизмов. Что касается отдельных государств, то каждое из них регулирует глобальную сеть в пределах собственных возможностей, активно внедряя в киберпространстве законы, полицию и прочие атрибуты реальной жизни.

В цифровую эпоху произошло изменение объектного и субъектного состава авторского права как подотрасли. В статье предлагается условное разграничение содержания "традиционного авторского права", действующего вне виртуальной реальности, и "сетевого авторского права", распространяющегося на сеть "Интернет". Итак, характеризуя изменения содержания авторского права в Интернете, можно выделить несколько ключевых моментов: а) сложность объекта; б) сложность субъектного состава; в) новые формы распоряжения правом; г) новые субъекты; д) новые объекты.

Развитие информационных технологий заставляет законодателя применять жёсткие меры к нарушителям, так как появляются все новые объекты авторских прав, их число растёт, а интернет дает огромный простор для нарушений. Что происходит с объектом авторского права в цифровую

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

эпоху? В наши дни "сетевой объект" авторского права может использоваться

любым способом вне зависимости от характеристики и свойства объекта. Например, раньше способ был традиционно привязан к виду самого объекта, зато теперь любой объект можно привести в цифровую форму и, следовательно, использовать в любом виде. Само использование не требует существенных материальных затрат, кроме того, он может использовать в масштабе всего мира. Должно быть, такое заявление несколько лет назад, до возникновения Интернета, могло бы вызвать существенный резонанс, не имеющий должного разъяснения. А сейчас такое более чем возможно и, хочется отметить, очень удобно. Например, российский фотограф может опубликовать свои работы на сайт с английским интерфейсом, пользователями которого являются представители разных государств. Между ними может происходить взаимодействие путём обмена фото, общения и т.п. Для этого не потребуются существенные затраты, усилия, особая юридическая процедура. В то же время из-за этого необходимо особо заострить внимание на вопросе ответственности в случае нарушения прав.

В то же время в цифровую эпоху происходит усложнение структуры объекта. В один объект могут входить другие - т.е. происходит объединение различных произведений совершенно разных авторов. Это привело к возникновению понятия "сложный объект" в ст.1240 Гражданского кодекса РФ. Примером могут послужить театрально-зрелищные представления, выложенные в сеть в аудио-формате. Тем самым происходит усложнение правового статуса таких объектов и определения объёма правомочий авторов. В таких объектах их, как правило, несколько. Если автор один, то по поводу правомочий проблем не возникает. Кроме того, появляются всё новые и новые объекты, которые требуют своего внесения в закон с той целью, чтобы исключить противоречия при возникновении конфликтных ситуаций.

Тут же хочется затронуть базовые аспекты информационного права. А именно то, что в интернет-эпоху максимально возросла роль информационной

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

составляющей. Зачастую внутри произведения расположено большое

количество информации, которая имеет особую ценность. Однако данный вопрос выходит за рамки темы данной статьи, потому что авторское право информацию охранять не может. Для этого существуют базы данных и секреты производства.

Вместе с тем происходит процесс усложнения структуры коллектива авторов. Увязываются интересы отдельных лиц. Набирает обороты особая множественность лиц, такие как: соавторы, сотрудники, соправообладатели. Кроме того, возрастает роль юридических лиц и коллектива людей. Мы видим, что в законе появляются своеобразные субъекты (работодатель, изготовление фонограммы, база данных), они, в свою очередь, обладают особыми правами (даже своего рода личными неимущественными правами — право на указание наименования). Вполне вероятно, что это в дальнейшем может привести к возникновению смежных прав, при котором права принадлежат не столько авторам, сколько организаторам мероприятия.

В качестве особого субъекта XX! века необходимо выделить искусственный интеллект. И это не случайно, ведь все действия с объектами авторских прав осуществляются в виртуальной реальности. Кому это становится выгодно? Автору? Нет. Это выгодно организаторам процесса. Названную сторону важно контролировать, но только в сфере имущественного права, т.е. исключительного. С другой стороны, когда произведение создаёт не человек, а искусственный интеллект, возникает особый режим охраны объектов авторского права. Вместе с этим пользователи сети активно вмешиваются в само произведение (изменение содержания работы, скачивание произведений), и это может привести к тому, что его действия нанесут ущерб правообладателю. Это свидетельствует о том, пользователь сети выступает в качестве активно действующей фигуры. Это привело к тому, что в некоторых странах уже появляются нормы, в которых устанавливается ответственность за деятельность пользователей не только за распространение, но и за скачивание с запрещённых

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

ресурсов.

Важный момент - происходит усложнение распоряжения правом. Появляются новые формы договоров и новые системы распоряжения правом: договоры с открытой лицензией, договоры, заключающиеся с помощью технологии BlockChain и др. В то же время ослабляется формализация договора. Возникают механизмы, позволяющие обойти требования обязательной письменной формы договора, обязательного подписания договора в живую (можно, например, это осуществить в виде конклюдентных действий). Это свидетельствует о том, что в отношении свободных лицензий от жёстких требований к договору происходит отказ. То есть, с одной стороны, усложняется сам договор, с другой — требование в определённых частях может упрощаться.

Закон сейчас разрешает безвозмездные лицензии (если речь идёт об электронной сфере). Более того, договор, заключённый в упрощённом порядке, прямо предполагается безвозмездным. То есть для электронной сферы безвозмездный договор становится базовым, а не наоборот исключением (речь идёт о договоре, заключаемым в базовом порядке путём клика). Кроме того, с 2014 года возможно определение условий договора в электронном виде (п.5 ст. 1286 ГК РФ). Ст. 1280 — особые права для пользователей определённой базы данных (пользование без лицензии).

Для того чтобы обеспечить защиту авторских прав в достаточной мере, необходимо применять целый комплекс мер, в которые включаются не только правовая защита, но и программные или технические средства обеспечения безопасности и адекватной реализации субъектами своих прав. Среди современных юристов существует точка зрения, что в Интернете более эффективной защитой является не правовая, а программная защита. Однако можно рассмотреть не всю Всемирную паутину в целом, а конкретную социальную сеть, которая является самой масштабной по числу пользователей в России и удобной в пользовании интерфейсом — социальная сеть «Вконтакте».

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

В наши дни Вконтакте можно назвать одним сплошным интернет-порталом, на

который пользователи социальной сети вступают во взаимоотношения юридического характера, публикуют в сообществах и на личных пользовательских страницах (аккаунтах) свои работы в аудио-, видео-, фото-, текстовом форматах и т.п. То есть у каждого автора есть возможность поделиться собственным творчеством точно так же, как и риск, что его авторские права могут быть нарушены другим пользователем (отдельным лицом, мошенником), ведь творчество в Вконтакте публикуется, как правило, в свободном доступе. Тем не менее не следует забывать, что Гражданский кодекс РФ гласит: «отсутствие запрета не считается согласием» [1], размещение любых результатов интеллектуальной деятельности в открытых источниках совершенно не означает, что такой результат можно использовать, интеллектуальная собственность отдельного пользователя в любом случае находится под защитой закона [6].

Вконтакте существует и развивается на стыке двух миров: интернета и «юридического мира». Если первый направлен на осуществление свободы, открытой культуры, духа творчества, то второй характеризуется жёсткостью, строгостью и конкретикой. По мере роста платформы от пользователей всё чаще поступают вопросы о том, как в Вконтакте авторское право реализовать, как его защитить. Социальная сеть уже сделала значительный шаг на пути к совершенствованию защиты прав отдельно взятого автора. Так, например, существует специальная система DMCA, которая осуществляет блокирование контента, аккаунта, сообщества и восстановление нарушенных прав автора. Кроме того, существует особый алгоритм Немезида. Как он работает? Немезида штрафует тех, кто опубликовал контент без разрешения автора либо же проверяет источник, на котором было замечено нарушение и решает, есть ли нарушение как таковое. И, само собой, никто не отменял суд. Но, прежде чем доводить претензии вплоть до судебного разбирательства, необходимо разобраться в том, были ли действительно нарушены права автора в социальной

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

сети и возможно ли всё решить в пределах взаимной договорённости.

Одним из самых распространённых случаев является наложение автором своей музыки на чьи-то стихи, когда он по объективным причинам не может узнать, кто именно является автором стихотворения (либо автор находится совсем в другой стране, либо в сети к нему отсутствует доступ). В том случае, если автор музыки без разрешения берёт чужие стихи, не зная ещё при этом, кому именно они принадлежат, он подвергает себя риску, нарушая личные неимущественные права (право на авторство) и исключительное право (право на использование произведения). Однако такой случай трудно назвать однозначным в плане результата или способа решения проблемы, ведь может так оказаться, что автор стихотворения так и не окажется в зоне доступа или не узнает про то, что его стихи послужили в качестве переработки произведения путём слияния с музыкой и создания нового продукта - песни (музыкального произведения). Несмотря на это, автор музыки, совершая данные действия без согласия другого автора, т.е. автора стихов, он будет находиться в зоне риска, и вопрос может стать самой настоящей проблемой, когда дело коснётся денежных отчислений в виде гонорара. Что же делать в такой ситуации? В первую очередь, важно любым способом связаться с автором. Интернет на то и глобальная Всемирная паутина, что сейчас почти нет такого человека, который не предоставляет возможность связаться с ним и обсудить вопросы по поводу сотрудничества. В наши дни многие пытаются найти возможность, чтобы их работы были опубликованы на другом источнике, и очень часто авторы сами предоставляют право использовать свои произведения, заведомо уже будучи согласным на это, но, как правило, не в коммерческих целях, потому что в таком случае, когда речь касается денег, каждой из сторон будет важно заключить лицензионный договор, возмездный или безвозмездный.

Ещё важно отметить, что в Вконтакте существует множество сообществ, которые злоупотребляют заимствованием чужого контента (фото, видео, аудио и т.п.), и многие пользователя, замечая это, думают, что это является прямым

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

нарушением чужих авторов. Однако очень часто у администраторов сообществ

существует неформальное согласие, поэтому в реальности всё может оказаться намного сложнее. Если всё-таки нарушение присутствует, то, кроме Немизиды или DMCA, Администрация Вконтакте применяет к таким сообществам менее заметные для всех остальных пользователей социальной сети санкции, например, отключение от партнёрских программ Вконтакте [9].

В то же время данная социальная сеть движется ещё по одному пути -пути поощрения, ведь не просто так было сказано про дух творчества и развитие авторских начал. Чтобы помочь авторам заявить о себе, в 2017 году сотрудники Вконтакте представили алгоритм Прометей и раздел Рекомендации. Благодаря новым сервисам творческие люди и руководители сообществ быстрее наращивают аудиторию, а пользователи ВКонтакте имеют шанс найти интересный для себя контент, не отвлекаясь при этом на повторяющиеся тексты или изображения, как это могло быть раньше. Что такое Прометей? Это метка огня появляющаяся у сообществ и пользователей, которые создают уникальный и интересный контент. Их отбирает искусственный интеллект, основанный на технологиях машинного обучения и нейронных сетей.

Кроме того, в Вконтакте действует ещё один немаловажный способ поддержки авторов - проект Vk Talents, в рамках которого Вконтакте рассказывает о талантливых авторах, рекомендуя их всем пользователям. Следовательно, стать популярным, востребованным и интересным для других возможно абсолютно каждому, и абсолютно на каждого в рамках Вконтакте распространяются средства защиты от нарушений прав на произведение.

Вконтакте действует по принципу: лучше один раз не наказать виновного, чем несправедливо наказать невиновного. В этой фразе заложен немаловажный смысл, тем более не стоит забывать о том, что социальная сеть не должна брать на себя роль суда, для этого существуют соответствующие органы и соответствующие процедуры, а Вконтакте, в свою очередь, активно внедряет и реализует технологические средства защиты прав авторов на их произведения и

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

создает благоприятную интернет-среду для реализации своего творческого

потенциала и предоставления всем остальным пользователям качественного и уникального контента.

Список литературы:

1. "Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений" (Вместе с "Дополнительным разделом") (Заключена в г. Берне 09.09.1886) (с изм. от 28.09.1979) // СПС Консультант.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // СПС Консультант.

3. Сагитова А. А. Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет // Молодой ученый. № 5. 2018. С. 133-137. // URL: https://moluch.ru/archive/191/48204/ (дата обращения: 17.08.2019).

4. Новоселова Л. А. Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов/ под редакцией Л. А. Новоселовой. 2-е изд.. перераб. и доп. // Москва: Издательство Юрайт. 2019. 343 с. // URL: https://biblio-online.ru/bcode/444530 (дата обращения: 17.08.2019).

5. Ситдикова Р. Задачи и принципы авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. 2011. № 11.

6. Чернышева С. А. Авторское право России: основные положения. М.: ИГПРАН, 2001.

7. Штенников В. Н. Творческая деятельность в ГК РФ // Право интеллектуальной собственности. 2009. № 3.

8. Андрей Макаров защита авторских прав (сайт) // URL: http: //www.amakarov.pro/.

9. Группа «ВКонтакте с авторами» // URL: https://vk.com/authors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.