Проблемы становления России в области международного развития
Аникин Владимир Иванович
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИАМП Дипломатической академии МИД России, [email protected]
Статья посвящена анализу практических особенностей участия России в международном развитии на основе продвижения собственных национальных интересов в области устойчивого развития на период до 2030 г. Концепция государственной политики страны в сфере содействия международному развитию (СМР) определяет принципы предоставления технической помощи развивающимся странам и территориям, список которых и учет объемов официальной помощи осуществляет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В статье с помощью программно-целевого метода и метода SWOT -анализа была рассмотрена структура указанной Концепции с целью выработки практических рекомендаций и предложений по стабилизации существующих положительных тенденций в рамках ее совершенствования.
Ключевые слова: официальная помощь развитию, международные организации, иностранные инвестиции, Программа устойчивого развития ООН.
Признавая содействие международному развитию одним из эффективных механизмов решения глобальных и региональных проблем, противодействия новым вызовам и угрозам, Россия в практической деятельности следует основным положениям утвержденной Концепции СМР [1]. Накопленный опыт в сфере международного сотрудничества и собственный донорский потенциал позволяют России, развивая апробированные форматы участия в международном сотрудничестве и многосторонних проектах, усиливать акцент на адресные двусторонние программы. Международные отношения являются общей деятельностью субъектов в различных сферах, где имеют место быть взаимные интересы, совместное решение существующих проблем на международном уровне с принятием компромиссных решений. Во время проведения международных экономических форумов Россией еще в 2017 году словами В.В. Путина была подчеркнута важность международного экономического сотрудничества: «Только вместе, объединяя усилия, можно преодолеть нынешние дисбалансы и обеспечить устойчивый рост мировой экономики, выработать справедливые правила торговли и честной конкуренции, снизить уровень бедности, справиться с угрозами терроризма, региональных конфликтов, распространения национализма и ксенофобии»[2].
Россия, активно содействуя в последние годы международному развитию, закрепляет свой статус и становление международной позиции как сильной экономически развитой страны после ее перехода из категории страны-получателя международной помощи к категорию страны - донора.[3]
Анализ существующего положения, в части обеспечения реализации поставленных задач в области СМР в России, и проведенные исследования показывают организационные неувязки в системе статистического учета по данному направлению, главное - систематические официальные данные не публиковались. Поэтому структура и характер информации до 2010 года не позволяли ее сведения в целостную оценочную систему СМР по методологии ОЭСР.
В рамках поставленных задач на сегодняшний день Россия, при непосредственном участии МИД России, акцентирует внимание на осуществлении принятой в 2013 г. государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность»[4]. Россия поддерживает стремление международного сообщества к устойчивому социально-экономическому развитию всех государств, являющемуся фундаментом современной системы международной стабильности и коллективной безопасности, что отвечает национальным интересам страны [5,6]. СМР реализуется в разрезе глобального и регионального уровней в качестве одного из важнейших направлений внешнеполитической деятельности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м о
Система содействия международному развитию в качестве объекта взаимодействия различных стран может рассматриваться как системная многофакторная проблема международных отношений, относимых в теории моделирования к большим и сложным информационным системам.[7] Численные значения и качественные характеристики проблемы определяются динамикой глобальных ситуаций, зафиксированных в соответствующих международных актах.
Программа развития ООН (ПРООН) опубликовав очередной ежегодный доклад о человеческом развитии за 2019 г., подчеркнула, что по данным ООН, ключевым вызовом в области устойчивого развития на период до 2030 г. и достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) остается проблема неравенства и снижение уровня бедности.[8]
По мнению авторов доклада, основанном на анализе показателей индекса человеческого развития (ИЧР), несмотря на определенный прогресс, достигнутый за последние 20 лет, мировое сообщество все еще сталкивается с серьезными проявлениями неравенства в самых
различных его формах: около 600 млн человек живут в условиях крайней нищеты, 262 млн детей не посещают начальную школу, 5,4 млн младенцев не доживают до 5 лет. В этой связи звучит призыв к срочным комплексным и основанным на страновой специфике мерам в политической, экономической, а также природоохранной и технической сферах. Основные направления и мероприятия в представленной Схеме устойчивого развития -Рис.1 (принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро,1992 г.) могут быть рекомендованы для практической разработки и реализации с учетом российских особенностей развития. Область устойчивого развития определяется значением пересечения смежных подмножеств объединенных в универсальное множество решений.
Россия на протяжении последних лет занимает 49 место по ИЧР и входит в категорию 62 государств, (наряду с США, странами объединенной Европы, Норвегией, Японией, Австралией) с самыми высокими показателями в сфере продолжительности жизни, индекса образования, валового национального дохода.[9]
о см о см
со
о ш т
X
3
<
т О X X
Рис.1. Схема устойчивого развития
МИД России реализует утвержденную Правительством Российской Федерации в 2014 г. государственную программу «Внешнеполитическая деятельность» (далее - Госпрограмма). Ответственный исполнитель Госпрограммы - МИД России, соисполнители - Минфин России и Россотрудничество, участники - Минкавказ России, Минпросвещения России, МЧС России, Госкорпорация «Росатом» [10].
Госпрограмма является документом стратегического планирования и включает в себя 4 подпрограммы, в числе которых подпрограмма 3 «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию» (ответственный исполнитель - Россотрудничество).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 2211- р срок ее действия продлен до 2030 г. включительно. Новая редакция Гос-
программы утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 35422.
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ООН (ОЭСР) выработала международные стандарты и модельные акты по организации сотрудничества государств в различных сферах взаимного содействия развитию. В России в качестве координационного механизма наряду с Госпрограммой с 2017 г. действует Подкомиссия по вопросам СМР Правительственной Комиссии Российской Федерации по экономическому развитию и интеграции.
В аналитическом плане трудно не согласиться с мнением ученых ИМЭМО, что основные функции СМР как составной части арсенала внешнеполитических механизмов сводятся к следующим позициям: 1. Формирование позитивного имиджа страны - донора за рубежом.
2.Обеспечение внутринациональной поддержки ее действий на международном поле. 3. Содействие национальному бизнесу в его активности, ориентированной вовне.
В последнее время комплексных научных проектов, изучающих феномен негативного влияния экономических спадов на размер помощи, не проводилось. В связи с этим тезисом в качестве основного российского «кейса» анализа проблем становления и перспектив развития СМР наибольшее внимание было уделено странам постсоветского пространства (СНГ, ЕАЭС), которые согласно утвержденной Концепции, являются приоритетным регионом - получателем российской помощи. Научная категория «СМР» отличается амбивалентностью и в различных государствах имеет различный смысл; отличия в структуре СМР включают спектр разнородных финансовых потоков с выделением в приоритете показателя «официальная помощь развитию» (ОПР). Вследствие этого она требует рассмотрения в ключе декомпозиционного структурирования сущности поставленной проблемы. В качестве оценочного метода анализа данной проблемы, относящейся к категории «больших и сложных систем», используем программно-целевой метод и SWOT - анализ.
Результаты анализа представлены в виде декомпозиции целей первого уровня (Рис.2), отражающих цели Концепции с выходом на реализационные направления мероприятий второго уровня.
Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию
Оказание помощи иностранным государствам Устойчивое развитие государств Активная целенаправленная позиция в сфере СМР Принципы государственной политики России в сфере СМР СМР на глобальном уровне СМР на региональном уровне
S (Strengths) - сильные стороны
1. Отношения добрососедства с сопредельными государствами.
2. Уважение прав человека в государствах.
3. Ликвидация бедности в государстве
4. Поиск общих подходов по реализации разработанных управленческих решений.
5. Формирование позитивного имиджа Российской Федерации другими странами на международном уровне.
• W (Weaknesses) - слабые стороны 1. Неэффективное государственное управление в стране.
2. Недостаточные условия для осуществления торгово-инве-стиционной деятельности в государствах.
3. Слабое стимулирование экономической активности.
4. Отсутствие национальной системы противодействия организованной преступности.
5. Малоэффективная региональная экономическая интеграция.
6. Нерациональное использование природных ресурсов.
Рис. 2. Декомпозиция первого уровня целей Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию.
Выделенные цели первого уровня по методу структурного моделирования для их достижения подразумевают виды и направленность необходимых мероприятий с последующей их количественной оценкой и оптимизацией выбора действий с учетом действующих практических критериев. Постановка проблемы СМР в настоящем фрагменте и проведенные ранее фундаментальные научные исследования [11,12,13,14,15] позволяют не останавливаться подробно на большинстве всех видов направленности мероприятий, а сосредоточиться только на вопросах содействия международному сотрудничеству на глобальном и региональном уровнях. В рамках этого направления по результатам системного анализа профилирующих работ следует выделить, на наш взгляд, следующие приоритетные виды СМР: формирование добрососедства; содействие интеграционным процессам; содействие экономическому сотрудничеству.
Опираясь на результаты программно-целевого метода и метода структурного моделирования, для практических целей развития проблемы был использован SWOT - анализ с построением матрицы факторов влияния Концепции СМР. (Рис.3.).
• О (Opportunities) - возможности
1. Содействие интеграционным процессам в содружестве государств.
2. Развитие торгово-экономического сотрудничества на мировой арене с соседними государствами.
3. Содействие устойчивому социально-экономическому развитию партнеров.
4. Прозрачность международного развития.
5. Усиление культурно-гуманитарного влияния Российской Федерации в мире.
6. Обеспечение устойчивой продовольственной безопасности и сельскохозяйственного развития стран. 7. Увеличение количества привлекаемой молодежи на инновационных площадках международного сотрудничества._
• T (Threats) - угрозы
1. Не стабильность миропорядка.
2. Не справедливость миропорядка.
3. Международный терроризм.
4. Финансирование конкурентными государствами деятельности преступных групп и организаций.
Рис.3. Матрица факторов SWOT-анализа Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию
На основе апробированной факторной структуры были выявлены сильные и слабые стороны развития в международном сотрудничестве, а также угрозы государству при развитии и оценке финансовых возможностей страны при реализации Концепции.
Согласно инструкциям Комитета по содействию развития ОЭСР (КСР), в самом общем плане помощь, предоставляемая отдельными государствами - донорами, делится на два основных вида — двустороннюю помощь и многостороннюю. В настоящее время международные доноры при реализации Повестки дня руководствуются комплексом ориентиров - Целей устойчивого развития (ЦУР) - касательно объемов оПр, подтвержденных в Аддис - Абебской Программе дей-ствий.[16] Программа представляет собой концепцию финансирования устойчивого развития на период после 2015 г. и содержит более ста конкретных мер, способствующих реализации ЦУР. В частности, в Программе была отмечена роль национальных и региональных банков развития в финансировании устойчивого развития,
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю 00
2 О
м о
о
CN О
сч оэ
о ш m
X
3
<
m О X X
особенно в кредитных сегментах рынка и в периоды финансовых кризисов.
Главные задачи финансирования (по положениям ООН) — доведение совокупного объема помощи от всех развитых стран до 0,7% их ВНД и выделение от 0,2% от ВНД на помощь наименее развитым странам, при одновременном поощрении государств, предоставляющих не менее половины помощи наименее развитым странам. Отдельные заявления лидеров стран по практической реализации и достижению поставленных целей (ЦУР) весьма амбициозны и потребуют значительных инвестиций (особенно привлекли внимание заявления президентов Бразилии, Бельгии, представителей Швейцарии).
Анализ динамики СМР развивающимся странам за период 2009 - 2018 гг. по установленной Системе отчетности для кредиторов (CRS - Creditor Reporting System) показывает тенденцию роста со 152,3 млрд долл. США в 2010 г. в целом до уровня 204,9 млрд долл. США в 2018 г. с приоритетом объемов помощи странам Африки и Азии.
С учетом подписания Россией в 2016 г. многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией активизация деятельности государственных структур приобрела новые импульсы. Был одновременно создан Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР (в соответствии с Поручением Первого вице-премьера И.И. Шувалова для экспертной проработки предложений по совершенствованию российского законодательства с учетом анализа рекомендаций, стандартов, инструментов и наилучших практик ОЭСР в соответствующих сферах).
С 2019г. Россия начала получать информацию о зарубежных активах своих резидентов и передавать — о нерезидентах; в 2017 году с учетом лучших практик ОЭСР было принято пять федеральных законов в сферах промышленной и информационной безопасности, здравоохранения, финансов, потребительского и ипотечного кредитования. Минэкономразвития совместно с Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ) разрабатывает национальный план по внедрению стандартов ответственного бизнеса (первый этап которого уже завершен). Стандарты, в основу которых ляжет опыт стран ОЭСР, будут предложены всем российским компаниям.[17]
Следует отметить, что по оценкам ОЭСР растущая геополитическая и торговая напряженность в 2019 г. между крупнейшими экономиками мира, ослабляет потенциал для роста. Глобальная многосторонность и амбициозные цели, поставленные мировым сообществом в 2015 году, находятся под угрозой. Стремительная цифровизация глобальной экономики и повседневных социальных взаимодействий трансформирует будущее труда во всем мире. Последние данные свидетельствуют о том, что деятельность по достижению ЦУР не охватывает вопросы, имеющие решающее значение для построения более совершенного мира, а именно гендерного равенства и всех других форм неравенства, нищеты, нестабильности, конфликтов и изменения кли-мата.[18,19] В данном докладе содержится призыв к изменению курса сотрудничества в области развития, а также к тому, чтобы правительства, КСР ОЭСР и их учреждения активизировали свою деятельность
Однако темпы прироста ОПР замедляются: с 2005 г. они составили 14,3%, а с 2010 г. — 8,7%. Еще более показательны цифры по так называемой реальной помощи (без учета расходов на беженцев, обучение студентов и списания задолженности) — за прошедшие пять лет этот показатель вырос менее чем на 5% . Фактически в последние годы весь рост ОПР обеспечивается за счет увеличения расходов на беженцев.[20]
Если бы все доноры выделяли на ОПР требуемые 0,7% от ВНД, то глобальный объем помощи к 2015 г. составил бы 302 млрд долл. США., то есть в действительности ОПР не составляет и половины намеченного объема. Из стран - членов КСР ОЭСР установленной отметки, к примеру, в 2016 г. достигли только Великобритания (0,70%), Германия (0,70%), Дания (0,75%), Люксембург (1,00%), Норвегия (1,11%), Швеция (0,94%) и Нидерланды (0,76%), а из новых доноров - Саудовская Аравия и Катар. Общие потоки помощи в % от ВНД составляют по данным ОЭСР: 2015 г. - 0,72, 2016 г. - 0,71, 2017г. - 0,92, 2018 г. - 0,58.[20,21]
Анализ статистических данных Российской Федерации в области СМР показывает, что в 2018 году (согласно появившейся статистике в октябре 2019 года ) Россия сохранила относительно высокий уровень финансирования программ в сфере содействия международному развитию. По-прежнему большая доля (63%) российской помощи предоставляется на двусторонней основе, а крупнейшими получателями остаются Куба, КНДР, Киргизия, Таджикистан. Более того, помимо прямой помощи, российская сторона финансирует эти страны и в рамках сотрудничества с международными организациями. Распределение помощи в 2018 году было в основном связано со здравоохранением, продовольственной безопасностью и со списанием долговых обязательств, объем которых превысил 400 млн долл. США. [21]
В 2018 году Россия приняла участие в осуществлении проектов, связанных с предоставлением экономической помощи развивающимся странам на сумму 999,08 млн долл. США. Это сопоставимо с предыдущим периодом (2015, 2016 и 2017 гг.), когда финансирование превышало 1 млрд долл. США в год (Рис.4). Необходимо отметить, что предоставленная помощь связана с решением социально-экономических проблем и не касается вопросов военных и иных сфер сотрудничества.
География двусторонних проектов (56 основных стран) включает главным образом страны СНГ, Африки и Латинской Америки. [22] Традиционными и наиболее крупными получателями российской помощи (при общем объеме 617,94 млн долл. США) на двусторонней основе в 2018 г. оставались Армения, Киргизия, Куба, КНДР, Сирия, Таджикистан. В 2018 г. российская сторона предоставила 2,8 т гуманитарного груза жителям населенного пункта Карфа в сирийской провинции Дара для 400 семей беженцев. Российское правительство активно сотрудничало со странами Средней Азии. В Таджикистан было направлено 11,48 млн долл. США, из них 7,0 млн долл. США пришлось на гуманитарную помощь.
Использование двусторонних каналов финансирования позволяет придать программам экономической помощи целевой и адресно-ориентированный характер, что будет способствовать более эффективному продвижению российских национальных интересов и решению проблем в странах-реципиентах.
Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России
Рис.4. Официальная помощь развитию, предоставленная Российской Федерацией в 2005-2018 гг.
Выводы и рекомендации
1. Основной проблемой России в области становления и выбора перспективных путей содействия международному развитию является приостановка процесса присоединения России к ОЭСР согласно Решению Совета ОЭСР от 13 марта 2014 года. В реальности Россия в данных условиях не имеет возможности формировать оптимальную повестку дня по целям устойчивого развития. Работая с более чем 100 странами, ОЭСР остается, по существу, глобальным политическим форумом.
2. Россия до сих пор сохраняет официальный статус присоединяющейся страны, не позволяющей ей в отсутствие единого координационного органа центра осуществлять эффективную государственную политику. 3. Несмотря на активизацию взаимодействия органов исполнительной власти с ОЭСР (создание специального координационного Отдела ОЭСР в Минэкономразвития, Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР), экспертное участие России в работе 30 рабочих групп ОЭСР и задействование россиян в 50 рабочих органах не обеспечило в полной мере в настоящее время должной координации работ и выполнение взятых ранее согласованных обязательств (готовность рабочей группы ОЭСР по взяточничеству провести оценку РФ на этапе 3 при условии выполнения данных первоочередных рекомендаций, дальнейшее внедрение в практику новых подходов КСР ОЭСР в части статистического учета помощи развития).
4. В настоящее время глобальная система СМР находится в стадии активного поиска новых подходов и методологий, необходимых для достижения устойчивого развития и реализация целей (ЦУР), определённых ООН на период до 2030 года. России необходима своя научно обоснованная национальная система СМР.
5. Результаты глобальных договорённостей, отражаемых в соответствующих международных документах ОЭСР (в настоящее время 37 стран) по информационному наполнению и структуризации задач в системе отчетности для кредиторов (CRS -общий стандарт отчетности для АИС) ОЭСР могут быть отнесены к большим и сложным информационным системам (10 8 - 1012 ед.), требующим при принятии решения специальных методов обработки (структурное моделирование, программно-целевое планирование и SWOT - анализ).
6. Заявленные почти пятьдесят лет назад целевые размеры помощи развитию в 0,7% валового националь-
ного дохода (ВНД) остаются недостижимыми для подавляющего большинства стран. Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%). Центральный Банк России даже в сегодняшних непростых условиях (нефтяные вопросы ОПЕК+, санкции, коронавирус) имеет некоторые резервы планового повышения государственного долга (с 16,5% до 20.0%); надежды на помощь международных финансовых структур при существующей политической архитектуре отношений нет. Представляется необходимым в перспективе разработку и принятие соответствующего федерального закона,
7. Считать важнейшей задачей России участие и достижение в области СМР намеченных Целей Устойчивого развития ООН на период до 2030г. с определением необходимых целевых ресурсов, закрепленных в федеральных документах по видам источников финансирования и национальном плане по внедрению стандартов ответственного бизнеса (на базе ОЭСР).
Литература
1. Указ Президента РФ №259 от 20.04.2014 «Об утверждении Концепции государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.05.2016 г. № 248).
2. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. ( дата обращения: 13.11.2019). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57556 .
3. Белецкая М.Ю. Россия в системе содействия международному развитию: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.14 / Белецкая Мария Юрьевна; - Москва, 2017. - 28 с.
4. Государственная программа Российской Федерации « Внешнеполитическая деятельность [Электронный ресурс] // [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/rugovclassifier/816/events/ Правительство России. (дата обращения: 18.11.2019).
5. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Программой развития Организации Объединенных Наций от 17 ноября 1993 г. Ратифицировано Федеральным законом РФ от 4 мая 2000 г. № 64-ФЗ
6. Соглашение о создании Трастового фонда «Российская Федерация — Программа развития ООН в целях развития» от 11 июня 2015г.[Электронный ресурс] http://www.unrussia.ru/ru/un-inrussia/news/2015-06-153.
7. Аникин В.И., Сурма И.В. Методологические основы анализа и развития сложных систем в международных отношениях (структурно-функциональный подход в формировании государственного внешнеполитического механизма). // Национальная безопасность / nota bene. 2015. № 2 (37). С. 283-296
8. О докладе Программы развития ООН (ПРООН) о человеческом развитии за 2019 г. 25.12.2019; [Электронный ресурс] https://www.mid.ru/foreign_poNcy/news/-asset_publisher/cKNonkJE02Bw /content/id/3983506
9. [Электронный ресурс] https://zen.yandex.ru/media/durowka/kakoe-iTiesto-rossii-po-ichr-indeksu-chelovecheskogo-razvitiia-5df3870dc7e50c90be0bdf51
10. О государственной программе Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность».[Электрон-ный ресурс] https://www.mid.ru/activity/state_prograiris/-
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О M
о
о сч о сч
со
о ш m
X
3
<
m о х
X
/asset_publisher/0v2mp2BUeZnQ/content/id/3643053 (дата обращения 21.05.2020)
11. Содействие международному развитию. Абрамова А.В.,Завьялова Е.Б. Зайцев Ю.К., Капица Л.М., Козлова О.А. - М.: МГИМО (У) - ВБ.2012
12. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт / под ред. В.Г. Барановского, Ю.Д. Квашнина, Н.В. Тогановой. - М.: ИМЭМО РАН, 2018. - 248 с. ISBN 978-5-9535-0548-2
13. Куземкина В.В., Эркин А.Ф., Ножка С.М. Анализ проблемы взаимодействия Федерального агентства по делам молодежи с общественными организациями [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека - elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35004662 (дата обращения: 29.11.2019).
14. Интервью с А. Романовым директором Департамента международной деятельности. [Электронный ресурс].// МЧС России. URL: https :// www . mchs . gov . ru / deyatelnost / press - centre / interview /1403391 . Дата обращения: 10.11.2019).
15. В.И. Бартенев, Е.Н. Глазунова. Содействие международному развитию. Курс лекций. / Под редакцией В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. 2012. - 408 с. Все права защищены © Всемирный банк.
16. Принята Третьей международной конференцией ООН по финансированию развития, состоявшейся 15-17 июля 2015 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия).
17. Андронова Н.Э., Современные тренды развития мировой финансовой архитектуры: стратегия включения России в условиях санкционного давления / Андронова Н.Э. - М.: Дашков и К, 2019. - 789 с. - ISBN 978-5-39403400-8 - Текст : электронный
18. [Электронный ресурс] http://www.oecd.org/dac/development-co-operation-report-20747721.htm. Отчет о сотрудничестве в области развития 2019. OECD. Development ^operation Report 2019.
19. Tomlinson B. Global Aid Trends, 2016. Financing Agenda 2030: Where Are the Resources. P. 18. URL: http://aidwatchcanada.ca/wp-
content/uploads/2017/02/Final-Global-Aid-Trends-2016.pdf
20. [Электронный ресурс] https://stats.oecd.org/index.aspx# Данные получены 30 марта 2020 года 08: 02 UTC (GMT) из ОЭСР.Статистика.
21. [Электронный ресурс] https://www.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/strategii-i-doklady/monitoring-ekonomicheskoj-situatsii/
22. Распределение российской двусторонней помощи по странам-реципиентам в 2012-2018 гг. (млн долл. США). [Электронный ресурс] https://www/finam.ru/Files/u/nmacro/scenario_forecasts/20 19 11/Tabl21112019.docx
Problems of Russia's formation in the field of international
development Anikin V.I.
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry The article analyzes the practical features of Russia's participation policy of the Russian Federation in the field of assistance the organization for economic co-operation and development (OECD) defines the principles for providing technical assistance to developing countries and territories, a list of which is maintained by the Organization for economic co-operation and development (OECD). In the article, using the program-target method and the SWOT- analysis method, the structure of this Concept was considered in order to develop practical
recommendations and proposals for stabilizing the existing positive trends within its framework improvement. Keywords: official development assistance, international organizations, foreign investment, UN sustainable development Program. References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 259 of
April 20, 2014 "On Approval of the Concept of the State Policy of the Russian Federation in the Field of International Development Assistance" (as amended by the Decree of the President of the Russian Federation No. 248 of May 24, 2016).
2. Plenary session of the St. Petersburg International Economic
Forum. [Electronic resource] // Official network resources of the President of Russia. (date of access: 13.11.2019). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57556.
3. Beletskaya M.Yu. Russia in the system of assistance to international development: abstract dis. ... candidate of economic sciences: 08.00.14 / Beletskaya Maria Yurievna; -Moscow, 2017 .-- 28 p.
4. State program of the Russian Federation "Foreign policy activity
[Electronic resource] // [Electronic resource] URL: http://government.ru/rugovclassifier/816/events/ Government of Russia. (date of access: 18.11.2019).
5. Agreement between the Government of the Russian Federation
and the United Nations Development Program of November 17, 1993. Ratified by the Federal Law of the Russian Federation of May 4, 2000 No. 64-FZ
6. Agreement on the establishment of the Trust Fund "Russian
Federation - United Nations Development Program for Development" dated June 11, 2015. [Electronic resource] http://www.unrussia.ru/ru/un-inrussia/news/2015-06-153 ...
7. Anikin V.I., Surma I.V. Methodological framework for analysis and
development of complex systems in international relations (structural and functional approach in formation of the state foreign political mechanism). National security / nota bene. 2015. No. 2 (37). S. 283-296
8. About the report of the United Nations Development Program
(UNDP) on human development for 2019 25.12.2019; [Electronic resource] https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-asset_publisher/cKNonkJE02Bw / content / id / 3983506
9. [Electronic resource] https://zen.yandex.ru/media/durowka/kakoe-mesto-rossii-po-ichr-indeksu-chelovecheskogo-razvitiia-5df3870dc7e50c90be0bdf51
10. About the state program of the Russian Federation "Foreign policy activity." [Electronic resource] https://www.mid.ru/activity/state_programs/-/asset_publisher/0v2mp2BUeZnQ/content/id/3643053 (date of treatment 05/21/2020)
11. Promotion of international development. Abramova A.V., Zavyalova E.B. Zaitsev Yu.K., Kapitsa L.M., Kozlova O.A. - M .: MGIMO (U) - VB. 2012
12. Promotion of international development as an instrument of foreign policy: foreign experience / ed. V.G. Baranovsky, Yu.D. Kvashnina, N.V. Toganova. - M .: IMEMO RAN, 2018 .-- 248 p. ISBN 978-5-9535-0548-2
13. Kuzemkina V.V., Erkin A.F., Leg S.M. Analysis of the problem of interaction of the Federal Agency for Youth Affairs with public organizations [Electronic resource]. // Scientific electronic library - elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35004662 (date of access: 11/29/2019).
14. Interview with A. Romanov, Director of the Department of International Affairs. [Electronic resource] .// EMERCOM of Russia. URL: https: // www. mchs. gov. ru / deyatelnost / press - center / interview / 1403391. Date of access: 10.11.2019).
15. V.I. Bartenev, E.N. Glazunov. Promotion of international development. Lecture course. / Edited by V.I. Bartenev and E.N. Glazunova. 2012 .-- 408 p. All rights reserved © The World Bank.
16. Adopted by the Third United Nations International Conference on Financing for Development, July 15-17, 2015 in Addis Ababa, Ethiopia.
17. Andronova N.E., Modern trends in the development of the world financial architecture: a strategy for the inclusion of Russia in
conditions of sanctions pressure / Andronova N.E. - M .: Dashkov i K, 2019 .-- 789 p. - ISBN 978-5-394-03400-8 - Text: electronic
18. [Electronic resource] http://www.oecd.org/dac/development-co-operation-report-20747721.htm. Development Cooperation Report 2019. OECD. Development Cooperation Report 2019.
19. Tomlinson B. Global Aid Trends, 2016. Financing Agenda 2030: Where Are the Resources. P. 18. URL: http://aidwatchcanada.ca/wp-content/uploads/2017/02/Final-Global-Aid-Trends-2016.pdf
20. [Electronic resource] https://stats.0ecd.0rg/index.aspx# Data received on March 30, 2020 08: 02 UTC (GMT) from the OECD. Statistics.
21. [Electronic resource] https://www.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/strategii-i-doklady/monitoring-ekonomicheskoj-situatsii/
22. Distribution of Russian bilateral aid by recipient countries in 2012-2018. (USD million). [Electronic resource] https: //www/finam.ru/Files/u/nmacro/scenario_forecasts/2019 11 / Tabl21112019.docx
X X
o
OD A C.
X
OD m
o
2 o ho o