Научная статья на тему 'Проблемы спасения людей при чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях'

Проблемы спасения людей при чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
719
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кашевник Б. Л.

Приведены примеры гибели людей при пожарах в зданиях. Описаны устройства для индивидуального и коллективного спасения людей при возникновении пожаров в многоэтажных зданиях и опыт их практического применения. Сформулированы предложения по включению в нормативно-технические документы требований по оснащению зданий устройствами для крепления спасательных средств. Даны описания запатентованного канатного аварийно-спасательного снаряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы спасения людей при чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях»

Безопасность людей при пожарах

УДК 614.841

ПРОБЛЕМЫ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЯХ

Б. Л. Кашевник

ООО "Спасснаряжение"

Приведены примеры гибели людей при пожарах в зданиях. Описаны устройства для индивидуального и коллективного спасения людей при возникновении пожаров в многоэтажных зданиях и опыт их практического применения. Сформулированы предложения по включению в нормативно-технические документы требований по оснащению зданий устройствами для крепления спасательных средств. Даны описания запатентованного канатного аварийно-спасательного снаряжения.

Т рагедия на высотных башнях Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, произошедшая 11 сентября 2001 г., заставляет по-новому оценить имеющиеся возможности спасения людей в чрезвычайных ситуациях.

Отделение экстренной помощи пожарной службы США обнародовало журнал записей звонков, поступавших из зданий Всемирного торгового центра после теракта. Первая запись в 8.47 — сообщение "Взрыв". Последняя 10.00 — "Первое здание рухнуло". Звонки прекратились в 10.33. Время, в течение которого можно было предпринимать какие-то действия по спасанию людей, составило более полутора часов из сообщений www.aif.ru; www.news.aifnet.ru.

В прямом телевизионном эфире можно было видеть людей, выпрыгивающих из окон 40 этажа, однако никаких сообщений об использовании каких-либо средств спасения и самоспасения во время этой трагедии средствами массовой информации не приводилось. Эта трагедия наглядно демонстрирует, что самые современные системы предупреждения и оповещения при пожарах, принятые в благополучных Соединенных Штатах, сами по себе еще не гарантируют безопасность людей, находящихся в высотных зданиях при чрезвычайных ситуациях в отсутствии необходимого аварийно-спасательного снаряжения. Можно предположить, что теперь работы по созданию средств для эвакуации и самоспасению людей с высотных зданий не только в США, но и во всем мире будут вестись очень интенсивно.

В нашей стране нет зданий такой этажности, но случаев гибели людей и при рядовых пожарах и катастрофах предостаточно, и в том числе по причине отсутствия в нужный момент аварийно-спасательных средств. Всего лишь несколько отечественных примеров таких ситуаций последних лет в зданиях рядовой этажности.

23 февраля 1991 года. Горит 7 этаж гостиницы "Ленинград". Высота 35 м. Подать механические лестницы к пылавшим окнам помешали пандус и козырек над входом. Архитектурные изыски и отсутствие спасательного снаряжения стоили жизни девятерым пожарным и семерым постояльцам.

10 февраля 1999 года. Пожар на 5 этаже в здании ГУВД Самары. Высота 25 м. Погибли из-за нехватки автолестниц и отсутствия спасательного снаряжения 53 сотрудника, оказались уничтожены ценные оперативные документы.

3 июня 2002 года. В результате техногенной катастрофы обрушилось 9-этажное крыло жилого дома на ул. Двинской в Санкт-Петербурге.

Список таких трагедий в многоэтажных зданиях можно продолжать до бесконечности. Применительно к условиям больших городов нашей страны при аналогичных ЧС мобильным штатным пожар-но-техническим оборудованием являются только автолестницы. Но даже самые современные импортные пожарные автолестницы и подъемники стоимостью более миллиона долларов, даже если они прибудут вовремя, способны достать только до отметки 53 м (« 17 этажей). В то же время в Москве,

Петербурге и других городах идет интенсивное строительство зданий повышенной этажности, количество их уже исчисляется тысячами.

В этой связи представляется неоправданным стремление к строительству все более высоких зданий без осмысления имеющегося отечественного опыта работы спасателей и их возможностей в случае необходимости спасения людей при ЧС в высотных зданиях.

За последние 10 лет в Санкт-Петербурге на базе конверсивных технологий и альпинистского опыта было создано отечественное, не имеющее аналогов аварийно-спасательное снаряжение для работ на высотных зданиях, накоплен опыт по его применению для работ при пожарах на высотах более 60 м, подготовлены кадры пожарных спасателей-высотников. Основную роль здесь сыграло благоприятное стечение обстоятельств (научно-технический потенциал северной столицы, энтузиазм и высокая профессиональная подготовка специализированного подразделения УГПС Санкт-Петербурга). Работы по созданию снаряжения велись в инициативном порядке ООО "Спасснаряжение".

На основе разработанных для этих целей нескольких моделей специальных термостойких веревок в настоящее время созданы системы для группового непрерывного спасения людей с высот 30-60-100 м — "карусель", комплекты для спуска с таких же высот тяжело пострадавших на носилках с одним или двумя сопровождающими, комплекты для спасения напарника, термостойкие, умещающиеся в кармане боевки комплекты для самоспасения пожарного и др.

Эта система и комплекты уже более 8 лет используются специализированными спасательными пожарными подразделениями России, спасателями МЧС и некоторыми силовыми структурами. Отдельно следует отметить созданные за последний период комплекты для возможности самоспасения неподготовленных людей из квартир и офисов, работающие в режиме полуавтоматического торможения. Все разработки являются оригинальными и защищены патентами.

29 января 2001 года, в канун десятой годовщины трагедии в гостинице "Ленинград", специализированная пожарная часть УГПС Санкт-Петербурга, оснащенная новым снаряжением, провела учения на здании гостиницы. Людей спасали с того же 7 этажа, где когда-то погибали люди. При этом было задействовано и реально использовалось все вышеупомянутое и перечисленное снаряжение. Такие учения на основе новых возможностей проводятся в Санкт-Петербурге по нескольку раз в году. Аналогичные учения, как нам известно, проводятся в столице 6 отрядом Мосгорспаса.

РИС. 1. Высотные учения 29 августа 2001 года

29 августа 2001 года, незадолго до Нью-Йоркской трагедии, на плановых городских учениях УГПС Санкт-Петербурга на одном из жилых зданий города специалистами спецчасти было проведено групповое спасение неограниченного количества людей с 24 этажа (87 м). Также на этом здании был проведен реальный показ самостоятельного спасения из квартиры 17 этажа (65 м) двух человек с использованием комплекта индивидуального самоспасения мод. КСР-3.

На технических аспектах подготовки этих учений необходимо остановиться более подробно.

Для учений было назначено 24-этажное здание, построенное ЛенСпецСМУ Санкт-Петербурга на Васильевском острове по ул. Одоевского, 28. На момент учений здание еще не было заселено. По легенде учений произошел взрыв на 15 этаже с последующим распространением огня на верхние этажи. Линии и уровни эвакуации задавались руководством УГПС заранее. Сложность заключалась в том, что над окнами и лоджиями 24 (последнего) этажа отсутствовали какие- либо элементы конструкции, за которые можно было бы закрепить снаряжение. На плоской крыше также не имелось конструктивных элементов в виде скоб, труб, вентиляционных шахт и т.д., пригодных для крепления аварийно-спасательного снаряжения с учетом того, что одновременно системы будут нагружены весом 5 человек и направление спуска должно быть строго по легенде. В итоге

нужные на время демонстрации точки для навески снаряжения в нужных местах и по заданным направлениям создавались специально в течение 2 дней подготовки с привлечением арсенала альпинистской техники, альпинистского опыта и с использованием большого количества специально выделенных для этой цели вспомогательных веревок.

После завершения учений все точки крепления были демонтированы, а правительству Санкт-Петербурга в лице вице-губернатора М. Г. Михайловского были показаны выявленные проблемы спасения людей с высотных зданий, связанные с отсутствием на высотных зданиях точек крепления необходимого спасательного снаряжения. Следует отметить, что руководство ЛенСпецСМУ к этим предложениям отнеслось отрицательно.

3 июня 2002 года, уже не на учениях, а в условиях аварийного обрушения крыла 9-этажного здания на Двинской 8, аварийно-спасательная служба ГУГО и ЧС Санкт-Петербурга с использованием комплекта "карусель" спасла 26 человек, в т.ч. с травмами различной степени тяжести. В данном случае, невзирая на отсутствие штатных точек для крепления аварийно-спасательного снаряжения, успех определялся высокой квалификацией спасателей.

Исходя из 8-летнего опыта, накопленного при подготовке и проведении учений в предыдущие годы и особенно 29.08.01, которые проводились в Санкт-Петербурге и в стране впервые в таких масштабах и на таких высотах, можно утверждать, что аварийно-спасательное снаряжение, пригодное для проведения работ на многоэтажных зданиях при ЧС, имеется, а также накоплен опыт его использования. Практика показала, что при продуманных и заранее оборудованных на здании точках крепления приведение групповых и индивидуальных спасательных комплектов в боевую готовность занимает от 2 - 3 мин до нескольких секунд. На неподготовленном здании поиск и навеска систем может занять несколько часов. В реальных условиях катастроф, когда счет времени идет на секунды, системы будут уже не нужны.

К сожалению, действующие нормативно-технические документы не предусматривают оборудования на многоэтажных зданиях точек для закрепления спасательного снаряжения.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Необходимо внести дополнения в нормы проектирования зданий и сооружений, которые обязывали бы предусматривать в многоэтажных жилых и общественных зданиях высотой более 50 м элементы крепления аварийно-спасательного снаряжения. Эти предложения уже разработаны и смогут быть предоставлены заинтересованным организациям.

2. Необходима специальная подготовка на государственном уровне кадров спасателей (и в первую

очередь пожарных подразделений газодымозащиты) для работ, связанных с ликвидацией последствий ЧС на больших высотах, знакомых с современными видами нового канатного аварийно-спасательного снаряжения и способами его использования.

Правила строевой подготовки (ПСП) для подразделений Государственной противопожарной службы, как показывает практика, устарели, и не предусматривают специфику подготовки для ведения спасательных работ на больших высотах. В основу обучения, очевидно, может быть взят наработанный опыт специализированной пожарной части УГПС Санкт-Петербурга.

Краткие сведения по используемому аварийно-спасательному снаряжению приведены ниже.

Комплект спасательный групповой мод. КСГ "Карусель"

Предназначен для спасения неограниченного количества людей в непрерывном режиме спуска. Для 20-этажного здания комплект вместе с замкнутой в кольцевую петлю высокопрочной термостойкой веревкой и узлами подвески для спасаемых весит 16 кг; размещается в сумке или рюкзаке и может храниться в здании (на объекте) или доставляться наверх одним человеком.

Для возможности быстрого развертывания до приезда спасателей на объекте должны быть предусмотрены точки закрепления в соответствии с инструкцией по использованию.

Одновременно можно вести спасение не более пяти человек.

Работают с комплектом два спасателя или подготовленные для этих действий сотрудники служб:

один наверху надевает на людей системы со спасательными треугольниками и регулирует скорость спуска;

РИС. 2. КСГ-1: спуск с 24 этажа

РИС. 3. КСГ-1 на гостиннице Ленинград

РИС. 4. КСГ-1: учения на ул. Камышовой

другой внизу снимает системы подвески и направляет их наверх для повторного многократного использования.

В спасательных подразделениях МЧС и различных структурах страны в настоящее время находятся на вооружении около 100 комплектов мод. КСГ-1.

В 1999 г. на международной выставке "Пожарная безопасность на рубеже XXI века" американские спасатели признали этот комплект оптимальным для небоскребов. Комплект также был отмечен медалью выставки в конкурсе на лучшее техническое решение.

Комплект для индивидуального самоспасения мод. КСР-3

Комплект рассчитан на самостоятельный спуск из квартир и офисов неподготовленных пользователей, находящихся в экстремальной стрессовой ситуации, не владеющих приемами работы с веревкой и не имеющих никаких знаний в части надевания поясов, систем безопасности, спасательных косынок и т.д.

Комплект состоит из закрепляемого сверху или сбоку от окна, балкона высокопрочного термостойкого шнура 0 7 мм с разрывным усилием не менее 1000 кгс, спускового роликового устройства с руко-

яткой и присоединенной к спусковому устройству упрощенной петли, надеваемой на бедро одной ноги.

Конструкция спускового устройства обеспечивает регулируемое скольжение спускового устрой-

РИС. 5. КСР-3: надевание петли (слева); общий вид системы на 2 человека (справа)

РИС. 6. КСР-3: гостиница "Россия" Санкт-Петербурга; спуск неподготовленных (справа)

ства по шнуру только при отжиме рукоятки вверх "от себя". Инстинктивный нажим на рукоятку вниз

обеспечивает остановку или плавное торможение. Схема надевания приведена в руководстве. Верхний конец шнура имеет фирменно выполненную петлю для надевания на штырь, скобу, крюк и т.д. смонтированный в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Комплекты со шнуром, например, для спуска с 60-метровой отметки размещаются в матерчатом транспортировочном чехле 0 20 х 40 см.

Исполнение комплекта может быть также на 3 и 4 человека.

Примечание. После памятной Самарской трагедии комплекты КСР-3 были изготовлены и поставлены для оборудования новых зданий ГУВД Самары. Сдача изделий производилась в 2001 г. непосредственно в Самаре науказанных заказчиком зданиях. Спускались и испытывали комплекты сами бывшие "погорельцы".

Поступила в редакцию 10.01.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.