Научная статья на тему 'Опыт ведения спасательных работ в многоэтажных зданиях при чрезвычайных ситуациях'

Опыт ведения спасательных работ в многоэтажных зданиях при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
448
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Б. Л. Кашевник

Рассматривается зарубежный и российский опыт производителей оборудования для спасения людей при пожарах в высотных зданиях. Ставится проблема оснащения российских аварийно-спасательных подразделений для работ на высоте, которое характеризуется крайней технической отсталостью. Предлагаются пути выхода из этой ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Carrying Out Rescue Operations in Multistoried Buildings in Case of Emergency

The author examines the experience of foreign and Russian producers of equipment designed for rescuing people in multistoried buildings in case of fire. The problem of equipping Russian rescue teams with high altitude technical facilities is raised. At present there is a deficiency of up-to-date equipment in this field. The ways out of this situation are offered.

Текст научной работы на тему «Опыт ведения спасательных работ в многоэтажных зданиях при чрезвычайных ситуациях»

УДК 614.847.7

ОПЫТ ВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЯХ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Б. Л. Кашевник

ООО "Спасснаряжение"

Рассматривается зарубежный и российский опыт производителей оборудования для спасения людей при пожарах в высотных зданиях. Ставится проблема оснащения российских аварийно-спасательных подразделений для работ на высоте, которое характеризуется крайней технической отсталостью. Предлагаются пути выхода из этой ситуации.

Практическое решение технических проблем спасания и самоспасения с высоты, возникших одновременно с массовым строительством многоэтажных зданий, значительно отстает от темпов роста этажности в строительстве. Примеров этому накопилось множество. Вот лишь некоторые из примеров чрезвычайных ситуаций (ЧС) последних лет в Москве и Петербурге, где имели место случаи гибели людей по причине отсутствия аварийно-спасательных средств.

• 1977 г., февраль, Москва, гостиница "Россия". При пожаре в 11- и 23-этажных корпусах погибли 42 человека.

• 1991 г., февраль, Санкт-Петербург. Во время пожара в гостинице "Ленинград" на 7 этаже погибли 9 пожарных и 7 постояльцев.

• 1999 г., февраль, Самара. Пожар в 5-этажном здании ГУВД. Высота 25 м. Погибли 53 сотрудника.

• 2002 г., июнь, Санкт-Петербург. В результате техногенной катастрофы обрушилось 9-этажное крыло жилого дома на Двинской улице. При обрушении были человеческие жертвы. Однако оставшиеся в живых были различными способами спасены. При этом впервые в практике спасательных работ 26 человек, среди которых находились люди с травмами различной степени тяжести, были эвакуированы спасателями МЧС с использованием выпускаемого ООО "Спасснаряжение" аварийно-спасательного снаряжения для групповой эвакуации.

В зданиях рядовой этажности только в Санкт-Петербургском регионе ежегодно из-за невозможности спасения погибает более 15-20 человек.

Налицо положение, когда даже самые продуманные планировки, усовершенствованные лифты и системы оповещения для высотных зданий, которые закладывались в свое время в СНиПы, для эвакуации и спасения людей сегодня уже недостаточны.

Современные автолестницы обеспечивают спасение с высот до 60 м и в обозримом будущем этот рубеж из-за технических сложностей вряд ли будет преодолен.

Повышение безопасности проживания может обеспечить наличие на высотном объекте автономного аварийно-спасательного снаряжения, пригодного для индивидуального и группового самоспасения людей еще до прибытия специализированных спасательных подразделений. Дело в том, что при продуманных и заранее оборудованных на здании точках (элементах) крепления, приведение групповых спасательных комплектов в боевую готовность занимает 2 - 3 минуты, а индивидуальных — несколько секунд.

Из зарубежного опыта сегодня достоверно известно, что необходимость размещения аварийно-спасательного снаряжения на зданиях учитывается при проектировании и строительстве.

Так на фотографиях, сделанных в 1999 г. в Тайване во время ликвидации последствий землетрясения и предоставленных для журнала спасателем "Центроспаса" М. Онипченко (рис. 1 - 3), хорошо видно, что по всему фасаду стены, над балконами и окнами размещены в определенном порядке конструктивные элементы, на которых висят использованные жителями системы самоспасения. На фотографиях фрагментов обрушившихся зданий можно видеть, что эти элементы, выполненные в данном случае в виде кронштейнов, заложены в проект и их крепление производили еще при строительстве. Здания, были построены в конце 80-х гг. и проекты создавались, видимо, в начале этого периода.

По свидетельству очевидцев, в новых гостиницах Сингапура, Южной Кореи, Шанхая и Японии, в гостиницах, построенных японскими фирмами во Владивостоке в каждом номере имеются комплекты самоспасения и штатные точки для их крепления. К сожалению, достоверных сведений об их конструкции нет в распоряжении автора.

РИС.1

РИС.2

ОБЗОР КОНСТРУКЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Тайвань

По свидетельству спасателей отрядов МЧС "Центроспас" и "Лидер", бывших на Тайване, системы индивидуального самоспасения, применяемые в этой стране, — тросовые, тайваньского производства, рассчитаны на эвакуацию неподготовленных людей по схеме "качели". При применении этих систем во время ЧС в качестве крепления используются подмышечные петли. Для ограничения скорости спуска предусмотрен механизм принудительного самоторможения с центробежным регулятором. Длина троса соответствует отметке этажа. Сам механизм и запас спускового троса размещены в жестком контейнере, постоянно хранящемся в квартире (офисе), и навешиваются лишь во время организации самоспасения.

США

При многоразовых повторах видеозаписи обрушения небоскребов в Нью-Йорке и в многочисленных общедоступных комментариях ни разу не отмечалось использование каких-либо средств самоспасения, хотя между первыми обращениями пострадавших в службы спасения и последними звонками из зданий имелся значительный разрыв во времени.

После нью-йоркской трагедии 11 сентября 2002 г. телевидение неоднократно показывало "парашютный бум", охвативший США. По сообщениям СМИ, на рынок было выброшено и мгновенно распродано около двухсот тысяч "квартирных" парашютов ранцевой конструкции. Из показанных по телевидению материалов следовало, что для раскрытия парашюта перед выпрыгиванием из помещения необходимо шнур для выдергивания предварительно привязать к чему-либо (ручке двери, столу) в помещении. Однако пока ни одного свидетельства о том, что они спасли чью-то жизнь не приводилось.

По имеющимся сведениям, в США сейчас выделены средства для проведения конкурса среди специализированных компаний на разработку оптимальных средств спасения для подобных ситуаций.

Германия

Здесь разработано устройство Яо^Ияя* фирмы ВКЭА, патент от 1972 г. Отто Брда. Выпускается в комплекте с веревкой 010,5 мм и приспособлениями для транспортировки и подъема пострадавших, смонтировано на подвесной плате. Используется

РИС.3

Спасательное снаряжение ЯоП^яя выпускается также в филиалах фирмы, расположенных в Швейцарии, США, Австрии.

*

всеми европейскими профессиональными спасательными службами. Устройство позволяет силами спасателей вести групповую эвакуацию и эвакуацию тяжелопострадавших при ЧС. Кроме Европы, устройство известно и используется спасателями России.

Еще одно средство спасения, выпущенное в Германии, — Rollgliss R 200. Оно состоит из роликового устройства для спуска по одинарной веревке 09 мм с корпусом и крышкой на шарнирных петлях. Обеспечивает торможение за счет качающейся рукоятки, применение которой не требует получения специальных навыков и которая тормозит в крайних положениях как при нажиме на рукоятку, так и при ее отжиме. Используется спасателями, верхолазами, антитеррористическими подразделениями.

Маркировка AG 10 фирмы Soll GmbH, Krefeld обозначает немецкое навесное индивидуальное спусковое устройство для пассивного спуска. Устройство комплектуется веревкой 09 мм с механизмом автоматического торможения, способным погасить скорость до 0,7 -1,2 м/с. Применяется как штатное средство для спасения с вышек, кабин канатно-кресельной дороги, кранов и т.д. По данным фирмы-изготовителя, устройство может применяться при спасении с высоты до 400 м. Комплектуется спасательными косынками, альпинистскими карабинами, узлом подвески. Используется головными подразделениями МЧС в регионах.

Франция

Автор французского устройства Stop 09 фирмы Petzl — известный спелеолог Фернанд Петцл. В комплект устройства входит роликовое устройство для спуска по одинарной веревке в узких подземных ходах. Stop 09 фирмы Petzl получило известность с начала 80-х гг. и используется профессионально подготовленными спасательными подразделениями и горноспасателями. Механизм обеспечивает самоторможение в крайнем нижнем положении рукоятки. Один из роликов поворотный и связан с рукояткой фиксации. Средство не обеспечивает безопасный спуск неподготовленного человека из-за необходимости предварительной отработки специальных навыков управления рукояткой.

GRI D 14 фирмы Petzl — компактное самоблокирующее роликовое страховочное и спусковое устройство для одинарных веревок, с шарнирной складной рукояткой. Благодаря простой закладке веревки получило известность в середине 90-х гг. Ориентировано на спасателей-профессионалов.

RG 10 фирмы Komet — навесное индивидуальное спусковое устройство для пассивного спуска. Комплектуется веревкой 010 мм с механизмом автоматического торможения до скорости 1,5 м/с.

Применяется как штатное средство для спасения с вышек, кабин канатно-кресельной дороги, кранов и т.д. с высоты, по данным фирмы-изготовителя, до 200 м. Комплектуется спасательными косынками, альпинистскими карабинами, узлом подвески под задачу.

Словения

Double Stop DSD-25 фирмы АНТРОН — роликовое устройство с рукояткой фиксации и самоторможением в крайних положениях. Предназначено для спуска по одинарной веревке. Устройство приобрело известность за последние 5 лет.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СНАРЯЖЕНИЯ

После слияния спасательных формирований ГПС и МЧС стало видно, что оснащение аварийно-спасательных подразделений, состоявших ранее в структуре ГПС, для работ на высоте и подготовка личного состава характеризуются крайней отсталостью как нормативной базы, так и технического оснащения. Поставляемые в соответствии с нормами пожарной безопасности (НПБ) спасательные веревки и технические средства спасения исключают возможность безаварийной работы. Причина сложившейся ситуации кроется в отсутствии конкуренции среди фирм, производящих подобное снаряжение, и, как следствие, монополия производителя и его некомпетентность.

Специальные разработки ВНИИПО-УСПИ

В Санкт-Петербурге разработано аварийно-спасательное снаряжение для спасения с высотных зданий. Предварительно на базе международных норм были определены требования для подобного российского снаряжения. Вся работа проводилась по инициативе ООО "Спасснаряжение" совместно со специализированной пожарной частью УГПС Санкт-Петербурга и при поддержке начальника УГПС А. П. Чуприяна. Сегодня накоплен опыт по использованию снаряжения на высотах более 60 м, подготовлены кадры пожарных спасателей-высотников. Итогом этой работы явилось создание и отработка таких систем, как:

• система для самостоятельного спасения с высот людей, не имеющих никакой специальной подготовки;

• система для групповой эвакуации в непрерывном режиме "карусель" с высот 30 - 60 - 100 м неограниченного количества людей силами минимально подготовленных на объектах спасателей;

• система для спуска с таких же высот тяжело пострадавших на носилках с одним или двумя сопровождающими;

• система для самоспасения спасателей при ЧС (термостойкие, умещающиеся в кармане боевки комплекты).

Все перечисленное снаряжение было за упомянутый период задействовано на высотных объектах Санкт-Петербурга, Москвы, на учениях в республике Беларусь "Березина" и "Неман". Накопленный опыт обобщен в виде рекомендаций "Использование нового спасательного снаряжения при работах по спасению людей с высоты", изданных Санкт-Петербургским университетом МВД России в 1998 г.

29 января 2001 г. в канун десятой годовщины трагедии в гостинице "Ленинград" в условиях, максимально приближенным к условиям, бывшим на пожаре десять лет назад, были проведены показательные учения УГПС Петербурга. В Москве аналогичные тренировки с 60-метровым комплектом для групповой эвакуации периодически проводятся 6 отрядом Мосгорспаса на гостинице "Украина".

29 августа 2001 г. на плановых городских учениях УГПС Петербурга специалистами спецчасти УГПС была проведена групповая эвакуация людей с 24 этажа по ул. Одоевского, дом 28 (87 м). На этом же здании фирмой-разработчиком снаряжения был

проведен реальный показ самостоятельного спасения из квартиры 17 этажа (65 м) двух человек с использованием комплекта индивидуального самоспасения модели КСР-3. Главной проблемой при проведении всех демонстраций снаряжения было отсутствие точек для навешивания аварийно-спасательного снаряжения.

3 июня 2002 г. уже не на учениях, а в условиях аварийного обрушения крыла 9-этажного здания на Двинской ул., дом 8, аварийно-спасательная служба ГУГО и ЧС Петербурга с использованием комплекта для групповой эвакуации "карусель" организовала спасение 26 человек, в т.ч. с травмами различной степени тяжести. В этом случае, невзирая на отсутствие штатных точек для крепления аварийно-спасательного снаряжения, успех определялся высокой квалификацией спасателей. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: необходимы дополнения в Строительные Нормы и Правила, которые обязывали бы проектировщиков и строителей предусматривать в жилых и общественных зданиях высотой более 30 м элементы крепления аварийно-спасательного снаряжения для создания дополнительных аварийных путей эвакуации.

Поступила в редакцию 15.07.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.