21 (210) - 2013
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 334.78
проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе
а. а. хачатурян,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономических теорий
и военной экономики
E-mail: karutyun@yandex. ru
д. М. ПЕТРОВ,
адъюнкт кафедры экономических теорий и военной экономики E-mail: underwoodx@yandex. ru Военный университет
Проблема создания высокотехнологичных интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе в настоящее время приобрела большую актуальность, что обусловлено условиями модернизации экономики России. В статье проведен анализ основных барьеров, препятствующих созданию интегрированных структур кластерного типа. Сделан вывод о том, что создание кластеров в высокотехнологичных секторах промышленности позволило бы решить большую часть их проблем и ускорить процесс перехода России к «экономике знаний».
Ключевые слова: интеграция, оборонно-промышленный комплекс, кластер, промышленные предприятия.
Формирование экономики, основанной на инновациях, обусловливает необходимость выработки государством новых подходов к организации и управлению инновационной деятельностью. Для осуществления инновационного прорыва необходима системная и экономически оправданная интеграция различных ресурсов, таких как кадровые, инвестиционные, организационные, финансовые, производственные, сырьевые и другие, а также их концентрация на решении ключевых задач инновационного развития [5, ^ 100—102].
В настоящее время решение указанной проблемы в России затруднено из-за отсутствия эффективных организационно-экономических механизмов кооперативного управления жизненным циклом инновационной продукции военного назначения. Данные механизмы должны отвечать требованиям современной экономики и обеспечивать взаимодействие государственного и частного секторов для решения приоритетных военно-экономических задач.
Исторический опыт показывает, что модель интеграции предприятий ОПК характеризуется доминирующим участием государства в капитале и в управлении этими организациями. В России активно функционируют два типа интегрированных структур: государственные холдинги и государственные корпорации [4, а 55].
Государственные холдинги представляют собой открытые акционерные общества c участием представителей власти в органах управления, причем в них государство владеет определенной долей уставного капитала.
Государственные корпорации являются некоммерческими организациями, учреждаемыми РФ на основе имущественного взноса и создаваемыми
для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [3].
Острая необходимость решения проблем интеграции наукоемких оборонно-промышленных предприятий открыто признается руководством страны, ведь ни государственные холдинги, ни корпорации не в состоянии решить сложившуюся ситуацию в ОПК.
Недостаточный уровень развития отечественной промышленности обусловливает низкую конкурентоспособность российских товаров, продукции военного назначения и высокий объем импорта, что обусловлено неразвитостью производственных связей или разрозненностью промышленных предприятий, предприятий ОПК, НИИ, ОКБ как внутри отдельных видов экономической деятельности (ВЭД), так и внутри целых секторов промышленности. Как следствие подобной разрозненности, рассматривается низкий уровень технической и технологической оснащенности предприятий легкой, средней и даже тяжелой промышленности, а также высокий уровень производственных издержек, которые переносятся на стоимость конечных продуктов, особенно ВВТ.
Развитие новых организационных структур управления наукоемким производством должно являться одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Одним из направлений в этой области государственного регулирования инновационных процессов является кластерный подход, позволяющий решать задачи регионального и отраслевого развития, а также способствующий повышению эффективности взаимодействия государства, частного сектора, предприятий, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе [7, с. 503—512]. В качестве одного из действенных средств повышения конкурентоспособности экономики российских регионов (и экономики страны в целом) выступают инновационные кластеры, а одним из важнейших направлений модернизации промышленности является ее развитие на основе кластеризации.
О развитии кластеров как одного из приоритетов политики модернизации российской экономики упоминается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Согласно этой концепции предусматривается
создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России.
Отметим, что самостоятельное экономическое понятие «кластер» появилось относительно недавно. Автором методологических основ кластерного подхода в хозяйственной деятельности является известный американский экономист Майкл Портер [6, с. 258]. По его мнению, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Основными характерными чертами кластера являются: географическая близость, взаимодополнение, общая сфера деятельности предприятий кластера (общий сектор промышленности или даже ВЭД).
В настоящее время ученые выделяют следующие виды кластеров:
• промышленный кластер — это группа родственных взаимосвязанных ВЭД промышленного комплекса, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда;
• региональный (локальный) кластер — это группа географически сконцентрированных компаний из одной или смежных ВЭД и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами — членами кластера и их сотрудниками. Кроме того, были выделены кластеры по наличию географической составляющей — ко внепространственным кластерам отнесены промышленные и национальные кластеры, а к пространственным — региональные, трансграничные и локальные кластеры;
• инновационный кластер — это целенаправленно сформированная группа предприятий, функционирующих на базе центров: генерации научных знаний и бизнес-идей, подготовки высококвалифицированных специалистов [2, с. 70—71].
Отличительной чертой развития кластеров в современной экономической системе производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является их инновационная ориентированность. Кластеры, как правило,
формируются там, где ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рынки.
Как во всякой форме интеграции, в кластере существуют положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам, по мнению авторов, стоит отнести:
• снижение издержек производства за счет кооперации;
• повышение инновационной активности;
• ускорение инвестиций и роста;
• развитие человеческого капитала;
• увеличение производительности труда;
• сокращение производственного цикла;
• отсутствие внутренней конкуренции.
Что касается отрицательных сторон, то можно выделить следующие:
• низкая конкурентоспособность по сравнению c одиночными компаниями;
• возможность краха экономики региона при смене конъюнктуры рынка [1, а 98]. Особую роль в становлении и развитии кластерных структур в ОПК должен сыграть созданный в 2012 г. Фонд перспективных исследований (далее — ФПИ), по своей сути являющийся аналогом Американского агентства перспективных научно-исследовательских проектов (DARPA).
Целью создания и деятельности ФПИ является содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в том числе в интересах модернизации Вооруженных сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.
Стоит отметить, что в отличие от американского DARPA, Фонд перспективных исследований выведен из подчинения военного ведомства. О результатах своей деятельности ФПИ отчитывается перед Президентом России и Правительством РФ. Кроме того, на ФПИ возложены обязанности по разработке элементов военной доктрины, а DARPA — сугубо технологическое ведомство, не касающееся вопросов геополитики и принципов реагирования на возникающие угрозы. Также следует отметить, что в отличие от американского агентства перспективных
научно-исследовательских проектов ФПИ будет играть роль механизма соединения государственных денежных средств и перспективных идей.
Сегодня в России существует несколько кластеров, образованных вокруг ключевых ВЭД (химическая, нефтегазовая и авиационная промышленность, автомобилестроение, металлургия, машиностроение и судостроение), однако значительная часть оборудования, узлов и компонентов приобретается у иностранных поставщиков. Эти структуры еще очень хрупки и вряд ли могут сравниться с реальными кластерами, состоящими из хорошо отлаженной системы множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов. Существенным препятствием процессу интенсификации кластеризации экономики страны являются низкие темпы оформления кластерной политики на федеральном уровне [9, а 38—39].
Российское законодательство в этой сфере еще не сформировано и только начинает развиваться. Оно определяется в следующих документах:
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);
• Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (утверждены Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 № 20615-ак/д19);
• Методические материалы по разработке программы развития инновационного территориального кластера (одобрены решением рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при комиссии Правительства РФ по высоким технологиям и инновациям от 22.02.2012, протокол № 6-АК);
• Порядок формирования пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (одобрен решением рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при комиссии Правительства РФ по высоким технологиям и инновациям от 22.02.2012, протокол № 6-АК);
• Критерии конкурсного отбора программ развития инновационных территориальных кластеров (одобрены решением рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при комиссии Правительства РФ по высоким технологиям и инновациям от 22.02.2012, протокол № 6-АК);
• Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах».
Также к числу проблем, преодолеваемых в рамках развития большинства типов кластеров в России, следует отнести:
- отсутствие необходимой координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей и руководителей хозяйствующих субъектов по реализации кластерной политики;
- недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования;
- низкую восприимчивость промышленных предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;
- недостаточное качество и доступность телекоммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
- недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера;
- ограниченный доступ к зарубежным рынкам. К числу барьеров, препятствующих развитию
кластерных структур в отечественном высокотехнологичном промышленном комплексе, относятся следующие:
• недостаточный уровень развития кооперационных связей и механизмов субконтратации, характеризуемый относительно низкой долей комплектующих, производимых внешними поставщиками;
• низкий уровень операционной конкурен -тоспособности большинства сборочных предприятий: высокие сроки освоения новой продукции, неоправданные накладные расходы, высокий уровень брака, низкий уровень технологической оснащенности и организации производства;
• недостаточный уровень конкурентоспособности внешних поставщиков, включая качество и технологический уровень поставляемой ими продукции и услуг;
• недостаток специализированной производственной и офисной недвижимости для поставщиков.
Процесс формирования высокоэффективных индустриальных кластеров может быть значительно ускорен при помощи целевых национальных и иностранных инвестиций. Богатая сырьевая база России способна послужить основой для интеграции многих важнейших ВЭД, таких как машиностроение, химическая, авиационная, радиоэлектронная и судостроительная промышленность.
Важно отметить, что создание и развитие инновационных кластеров в высокотехнологичных отраслях промышленности, особенно в ОПК, позволят решить большую часть проблем, накопившихся за последние десятилетия, и ускорить процесс перехода к «экономике знаний».
Объединение группы предприятий ОПК, связанных выпуском общей продукции, в кластеры предполагает создание общих систем (систем логистики, маркетинга, рекламы), обеспечивающих управление и производство, что позволяет экономить общие ресурсы, снижать издержки производства и стоимость конечной продукции.
Объединение в кластеры обеспечивает передачу по технологическим цепочкам товаров с высокой потребительской ценностью, а также иных преимуществ высокой конкурентоспособности от предприятия, являющегося основателем кластера, к предприятиям-смежникам. Конкурентоспособность распространяется и вверх по технологической цепочке. Предприятия кластера заставляют поднять качество поставляемых им полуфабрикатов и тем самым вынуждают своих поставщиков также повысить конкурентоспособность.
Центром кластера должны выступать одно или несколько мощных предприятий ОПК. Между ведущими крупными предприятиями сохраняются конкурентные отношения. Далее кластер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств обслуживающего и поддерживающего характера.
Список литературы
1. Абросимов Н. В., Хачатурян А. А. Повышение эффективности системы управления предприятием на основе формирования эффективных коммуникаций // Транспортное дело России. 2011. № 6.
2. Бирюков А. В. Инновационные кластеры: сущность и основное содержание // Интеграл. 2008. № 4.
3. Дроговоз П. А., Попович Л. Г. Организационно-экономическое проектирование интегрированных научно-производственных структур в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 1.
4. Макаренко Д. И., Хрусталёв Е. Ю. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. М.: Наука, 2008.
5. Мингалева Ж. А., Ткачева С. В. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5.
6. Портер М. Ю. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.
7. Рожков Г. В. Генезис инновационной экономики в России / под ред. С. Г. Ерошенкова. М.: МАКС Пресс, 2009.
8. Хрусталёв Е. Ю., Рассадин В. Н. Социально-экономическая устойчивость и национальная безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 23.
9. Черников Е. А. Использование кластерного подхода при реализации региональной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2010.
24-28 июня 2013 г. учетно-финансовый факультет \
Федерального государственного бюджетного образовательного \ учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет» проводит
V международную научно-практическую конференцию
проблемы развития национальной экономики»
Информационную поддержку конференции оказывает Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».
Организационный комитет конференции
Председатель - В.И. Трухачев, ректор СтГАУ, член-корреспондент РАСХН, профессор. Члены организационного комитета:
- Е. Костюкова, декан учетно-финансового факультета СтГАУ, д.э.н., профессор;
- Д. Цвиянович, профессор, директор Белградского института аграрной экономики, Сербия;
- М.Г. Лещева, профессор кафедры экономического анализа и аудита СтГАУ, д.э.н., профессор;
- М. Парлинска, профессор экономического факультета Варшавского университета естественных наук, Польша.
Секретариат:
- А.Г. Иволга, к.э.н., доцент кафедры туризма и сервиса СтГАУ;
- И.А. Демченко, к.э.н., доцент кафедры экономический анализ и аудит СтГАУ. Научные направления конференции:
* макроэкономические проблемы современной экономики;
* экономический анализ особенностей развития экономики в условиях рецессии мировых рынков;
* проблемы и перспективы развития финансового сектора в условиях международной экономической нестабильности;
* экономический анализ возможностей инновационного развития российской экономики;
* современные тенденции в управлении;
* информационные технологии в экономике;
* экономический анализ социальных и правовых проблем рыночной экономики;
* устойчивое развитие: социально-экономическая и экологическая ответственность бизнеса;
* бухгалтерский учет: тенденции развития в условиях глобализации экономики;
* аудит: теория и практика применения в современной экономике.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия необходимо обращаться по электронной)
почте [email protected], Ирина Демченко.
Оргкомитет конференции