Научная статья на тему 'Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при вузах'

Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / БАРЬЕРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ПОБУЖДЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / BARRIERS / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / FINANCING / MOTIVATION TO INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веснин В. Р., Грибов В. Д., Камчатников Г. В.

В статье рассматриваются проблемы, сдерживающие создание малых инновационных предприятий при вузах, предложены меры по преодолению этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of establishment and development of small innovative enterprises at universities

The article deals with the problems constraining the establishment of small innovative enterprises at universities. The measures to overcome these problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при вузах»

Серия «Экономика и управление» установки тяжелой автомобильной промышленности в Анголе. Инвестиции оценивается в 20 миллионов долларов США. Рафаил Гафеев, генеральный директор Внешнеторговой компании «КАМАЗ», заявляет, что деятельность компании подразумевает поставку не только производимой автомобильной техники и запасных частей, но и организацию полного сервисного обслуживания, чего Zhengzhou Nissan не смогла сделать. Если проект «КАМАЗ» будет удачно запущен, и будут выполнены все пункты договора, то это станет первой ступенью в развитии тяжелой автомобильной индустрии в Республике Ангола.

Выводы

Республика Ангола пользуется, в основном, импортными автомобилями, поэтому поставка запасных частей к ним и все послепродажное обслуживание зависят от главных органов компаний, которые находятся за границей. Что касается строительства заводов для производства запчастей, то должна быть сначала решена проблема их рентабельности.

Литература

1. Отчет Ассоциации официальных дилеров автотранспорта и оборудования в Республики Ангола. 2013 г.

2. Экономический еженедельник Анголы «Расширение» («Expansao»).

3. www.smartec.ru

4. www.stroy-technics.ru

5. www.cyberleninka.ru

6. Журнал «Macauhub».

7. Журнал «Новости Анголы» («ANGOnoticias»).

Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при

вузах

д.э.н. проф. Веснин В.Р., д.э.н. проф. Грибов В. Д., к.э.н. Камчатников Г.В.

Университет машиностроения 8 (495) 455-48-68

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, сдерживающие создание малых инновационных предприятий при вузах, предложены меры по преодолению этих проблем.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, барьеры, интеграция науки и образования, побуждение к инновациям, финансирование.

Переход экономики России на инновационный путь развития предполагает использование всех возможностей и направлений работы для решения этой актуальной и стратегически важной народнохозяйственной задачи.

Одним из важных направлений здесь несомненно является активизация использования научного потенциала вузов России. На это направлен Федеральный закон № 217-ФЗ, принятый в августе 2009 года.

Создание малых инновационных предприятий (МИП) при вузах - это важный и позитивный путь интеграции науки и образования, поскольку и образование и наука от этого только выиграют. Процесс подготовки кадров в этом случае будет обогащаться самыми современными знаниями и достижениями науки и техники в соответствующей области, а наука будет активнее развиваться за счет лучшего использования творческого потенциала профессорско-преподавательского состава вузов, части студентов старших курсов, имеющих склонность к научной работе и аспирантов.

Пока же этот потенциал используется в России недостаточно и от этого страдает уровень образования народного хозяйства, страдает и научно-технический прогресс в стране.

Без преувеличения можно сказать, что отечественные вузы по-прежнему будут выпускать кадры среднего уровня подготовки, если не будет использован должным образом, в соответствии с требованиями времени научно-исследовательский потенциал высшей школы.

Эффективность образования и, соответственно, его вклад в развитие народного хозяйства и социальный прогресс сильно зависят от активизации научной и инновационной деятельности вузов, направленных на прогрессивное и конкурентоспособное развитие экономики страны, всех ее отраслей и особенно высокотехнологичных. В сочетании с введением в образование качественно усовершенствованных образовательных программ и новых образовательных технологий можно добиться формирования у выпускников вузов профессиональных компетенций, обеспечивающих им конкурентоспособность на рынке труда.

В России на достаточно высоком уровне ведется образовательная и научно-исследовательская деятельность в национальных исследовательских университетах (НИУ). В последние годы увеличились финансирование НИОКР в этих университетах и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. В результате объемы финансирования некоторых крупных российских университетов сопоставимы с европейскими университетами. Это, прежде всего МИФИ, МГТУ, ПГТУ, МФТИ. Так, МИФИ наряду с высоким уровнем образовательной деятельности успешно реализует функции исследователя, разработчика и инноватора в своей области интеллектуальной деятельности.

Однако в подавляющем числе отечественных вузов положение дел с созданием малых инновационных предприятий и развитием научно-исследовательской деятельности далеко не радужное. Многие МИПы при вузах созданы лишь формально, для "галочки".

Так, более 70 процентов из них созданы с уставным капиталом в размере от 10 до 50 тыс. рублей [1, 4, 6, 7]. Этого явно недостаточно для начального этапа процесса коммерциализации научно-технических разработок.

Что же мешает более активному созданию эффективных малых инновационных предприятий при вузах? Барьеров здесь довольно много. Рассмотрим некоторые из них.

Как показывает практика, здесь много бюрократических барьеров как из-за несовершенства законодательной базы, так и из-за чиновничьей бюрократии, а порой это связано с коррупцией. По оценке опытного стартапера Д. Климова, получившего несколько государственных грантов, 20% времени у предпринимателя-стартапера непременно уходит на написание разнообразных отчетов для грантодателя или инвестора, еще, по крайней мере, 20 -30% - на поиск новых инвестиций в проект [2, 5, 8]. Процедура заключения договора аренды помещений в вузах порой длится до года.

Серьезной проблемой на пути активизации создания и развития малых инновационных предприятий является отсутствие интереса многих российских предприятий к инновациям. Согласно статистике лишь одно из десяти отечественных предприятий так или иначе занимается инновациями. В этой связи целесообразно обоснованно принимать и последовательно проводить в жизнь меры побуждения к инновациям большинства участников рынка. Такое активное побуждение можно осуществлять путем установления жестких стандартов технических регламентов, экологических и других норм.

Прежде всего, такие стандарты и нормы необходимо разработать и ввести в энергопотреблении, в промышленности, ЖКХ и на транспорте; в качестве дорожного покрытия, строительных материалов и автомобильного топлива; пересмотреть допустимые концентрации вредных веществ в промышленных отходах; ввести предельные уровни расходования строительных материалов на единицу площади и т.д.

Д.А. Медведев, выступая на заседании президиума Госсовета в Архангельске 2 июля 2009 г. отмечал, что "наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом -это такая "черная дыра", где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы", и заявил, что для исправления ситуации "нужны жесткие показатели, жесткие нормативы работы и действенный контроль за их исполнением" [3].

Стратегия введения и постоянного ужесточения стандартов и технических условий применяются повсюду в мире: в КНР давно действуют стандарты энергоемкости зданий, в Европе и США - графики повышения эффективности автомобильных двигателей, в странах ЕС - жесткие экологические программы и нормативы, такие как запрет на использование фреоносодержащих хладагентов или запрет на эксплуатацию автомобилей старше 7 лет, установление жестких норм по уровню шума самолетов и другие.

Совершенно очевидно, для отечественной экономики необходимо в сжатые сроки разработать и ввести в действие жесткие стандарты и нормативы расходования сырьевых, энергетических и других ресурсов, экологических и других норм во всех отраслях экономики и последовательно контролировать их исполнение. Предприятия, которые сейчас производят некачественную продукцию, окажутся перед выбором: или модернизироваться, или закрываться. Это будет конкретной и действенной мерой побуждения предприятий к инновациям.

Большие проблемы испытывают малые инновационные предприятия с финансированием их создания и развития. Сегодня из трех основных источников финансирования (банки, венчурные компании и государство) на начальной стадии организации МИПов реально работает только государство. Банки не дают кредиты, поскольку у МИПов нет залогового имущества. Венчурные фонды готовы финансировать только разработки, находящиеся в стадии, близкой к реализации готового продукта, и имеющие потенциально высокую прибыль. Инновационные проекты на начальной стадии практически не финансируют. В результате у инициаторов создания малых инновационных предприятий при вузах остается надежда в основном на участие в различных конкурсах на получение грантов. Важно, что программа "СТАРТ" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 2011 года приоритет отдает проектам, созданным в соответствии с ФЗ № 217. Однако получить государственную поддержку становится все труднее в связи с высокой конкуренцией со стороны возрастающего количества малых инновационных предприятий при вузах.

Очевидно, есть ощутимая потребность увеличить долю средств, выделяемых Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в целях активизации развития МИПов.

Таким образом, наличие этих и других проблем в процессе создания малых инновационных предприятий при вузах создает большие трудности, а научный потенциал профессорско-преподавательского состава вузов используется пока слабо.

При этом важно отметить, что численность докторов и кандидатов наук в составе профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений сегодня почти в 2,5 раза превышает численность докторов и кандидатов наук, занятых в секторе исследований и разработок. Однако только относительно незначительная часть (по разным оценкам, 16 -19%) реально занимается научными исследованиями [4].

Справедливости ради стоит отметить, что малая занятость преподавательского состава вузов в научных исследованиях обусловлена, прежде всего сильной загруженностью его преподавательской работой при довольно скромной оплате труда преподавателей, которая в несколько раз ниже, чем в европейских и других странах. В этой связи объективно назрел и требует должного решения вопрос об оптимизации учебной и научной нагрузки преподавателей вузов и повышения их зарплаты. Только в этом случае можно ожидать более активного их участия в научно-исследовательской работе.

Следует также отметить, что повышение оплаты труда преподавателей вузов необходимо из соображений повышения престижа работы преподавателя. Если в развитых странах преподаватель и ученый занимают самые высокие позиции в рейтинге специальностей, то в России наоборот - самые низкие. В результате молодежь сюда практически не идет. Ясно, что это положение необходимо решительно менять.

Выводы

Настойчивая и последовательная работа по устранению имеющихся барьеров на пути создания малых инновационных предприятий при вузах будет способствовать созданию необходимых условий успешной интеграции науки и образования.

Литература

1. http: // www.rail-info.ru/publication/ publication11/

2. Веселовский М.Я. Информационная среда инновационной деятельности [Текст] / М.Я. Веселовский, С.В. Секерин // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - вып.6. - Идентификационный номер статьи в журнале: 09EFTA613http://publ.naukovedenie.ru

3. Российская газета 21.07.09 г. - с. 4.

4. Инновации. № 2. - 2012. - С. 36.

5. Грибов В.Д, Камчатников Г.В. Проблемы развития инновационной деятельности в России и пути их преодоления // Известия МГТУ «МАМИ», № 2(14). 2012.

6. Шафранкова Я.М., Шикирж М. Система высшего образования и трудоустройство выпускников Чешского технического университета в Праге // Экономические аспекты развития российской индустрии в условиях глобализации / Материалы Международной научно-практической конференции кафедры «Экономика и организация производства». -М.: Университет машиностроения, май 2014. - с. 139-142.

7. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Veselovsky M.Y., Sekerin V.D., Aleksakhina V.G. The problem of forecasting andmodelling of the innovative development of social-economic systems and structures // Life Science Journal. - 2014. - 11 № 8. - P. 549-552 (ISSN:1097-8135). http://www.lifesciencesite.com

8. Parfenova M.J, Babishin V.D., Yurkevich E.V., Sekerin V.D., Dudin M.N. Methodology Making Management Decisions Based on a Modified Ramsey Model // Asian Social Science; Vol. 10, No. 17; 2014

Методика оценки лояльности студентов

д.э.н. проф. Секерин В.Д., д.т.н. проф. Юркевич Е.В., Тумин Ю.А., Иванов В.А.

Университет машиностроения 8 (495) 683-99-30, [email protected]

Аннотация. Для всесторонней оценки качества и актуальности образования, которое может дать вуз, и его престижности, важных для завоевания конкурентных преимуществ в области образовательных услуг, кроме формальных показателей необходима оценка образовательного процесса также и со стороны тех, кто получает эти знания. Отношение студентов к своему учебному заведению можно оценить с помощью интегрального показателя - индекса лояльности учащихся, который определяется как разность долей союзников (промоутеров) и противников среди общего числа опрошенных.

Ключевые слова: индекс лояльности, конкурентоспособность образователь-н ых учреждений

Зачастую используемая методика расчета эффективности работы высших учебных заведений (вузов), структур послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских организаций и подразделений дополнительного профессионального образования включает, как правило, перечень критериев оценки с точки зрения лишь одной из трех сторон взаимодействия образовательного процесса - государства [1, 2, 7]. Необходима также оценка образовательного процесса со стороны тех, кто получает знания, и со стороны тех, на кого ориентирован этот образовательный процесс (предприятия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.