Научная статья на тему 'Проблемы создания дистанционного (до) и смешанного обучения (со)'

Проблемы создания дистанционного (до) и смешанного обучения (со) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ / ОН-ЛАЙН КУРС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPETENCIES / LEARNING CONTENT / ON-LINE COURSE / DISTANT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабаев И. А.

Статья посвящена актуальному вопросу: дистанционному и смешанному обучению. Дан сравнительный анализ средств управления обучения и создания учебного контента. Выводы, полученные в статье, помогут учебным заведениям при старте создания системы ДО (дистанционного обучения) и исключат ненужные дискуссии по выбору программных средств. В тоже время даны конкретные рекомендации по одной из платформ, которая хорошо освоена авторами и показала свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабаев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to pressing matter: distance and mixed training. Dan comparative analysis management training and training content. The findings in this article will help schools at start creating systems (distance learning) and face unnecessary debate on the choice of tools. At the same time given specific recommendations on one of the platforms, which is well mastered by authors and proved its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания дистанционного (до) и смешанного обучения (со)»

Проблемы создания дистанционного (ДО) и смешанного обучения (СО)

И.А.Сабаев

доцент, к.т.н., Начальник центра информационных технологий,

Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева, ул. К.Маркса, 10, г. Казань, 420111, +(843)2365051 [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальному вопросу: дистанционному и смешанному обучению. Дан сравнительный анализ средств управления обучения и создания учебного контента. Выводы, полученные в статье, помогут учебным заведениям при старте создания системы ДО (дистанционного обучения) и исключат ненужные дискуссии по выбору программных средств. В тоже время даны конкретные рекомендации по одной из платформ, которая хорошо освоена авторами и показала свою эффективность.

Article is devoted to pressing matter: distance and mixed training. Dan comparative analysis management training and training content. The findings in this article will help schools at start creating systems (distance learning) and face unnecessary debate on the choice of tools. At the same time given specific recommendations on one of the platforms, which is well mastered by authors and proved its effectiveness.

Ключевые слова

компетенции, учебный контент, он-лайн курс, дистанционное обучение;

Competencies, learning content, on-line course, distant learning.

Введение

Первый этап накопление знаний и опыта в области дистанционного образования (ДО), а также создания учебного контента, прошел. Игра в то, кто сделает учебник мультимедийнее или красивее, уже не актуальна. Авторы имеют опыт получения грифа Министерства образования и науки [1] электронного учебного пособия. Сегодня вопрос должен ставиться с других позиций: как управлять электронным учебником с максимальной пользой при обучении. Можно ли в одночасье создать факультет или центр дистанционного образования? Если да, то, что для этого необходимо. Если нет, то почему?

Проблемы

Для начала процесса необходимо иметь три компоненты: электронные образовательные ресурсы, техническая поддержка, программное обеспечение.

ДО имеет на начальном этапе достаточно затратный характер. Я имею в виду создание электронных учебников, лабораторные работы и тесты. Когда заходить речь об электронной учебной документации для ДО, преподаватели, еще не зная требований к подобному роду материалам, начинают обсуждать, сколько можно запросить за такой учебник. Это похоже на то, что Вы просите жену сварить борщ к обеду, а она спрашивает, сколько ты ей заплатишь. Конечно, если преподаватель написал конспект лекций, может даже текстовым редактором на компьютере, он должен каждый год его модернизировать. Но такой текст может быть только вспомогательным дополнительным материалом. Где взять деньги на необходимый объем электронных ресурсов, да еще размещаемых в интернете. Можно предположить такой вариант, при котором за учебник преподаватель не получает никакого финансирования. Но получает эксклюзивное право вести курс ДО по своему предмету в качестве курирующего преподавателя и получать деньги подушно, т.е. за каждого студента. Есть учебник, ведешь занятия, нет учебника -другого привлекаем. Ведь в этом варианте можно привлекать преподавателей из других учебных заведений, также оплачивая подушно. Но не все преподаватели смогут самостоятельно создать нужные электронные ресурсы. Им нужно помочь. Для этого необходимо создать подразделение создающие эти ресурсы по определенным правилам: правило для преподавателя, в каком виде подавать информацию; правило для создания ресурсов: структура, состав, виды документов, внешний вид

материалов, выставляемых для пользователя. Другими словами нужны

соответствующие нормативы, своего рода стандарт предприятия. Тогда группа специалистов смогут самостоятельно создавать электронные образовательные ресурсы на основе материалов преподавателей, с нормоконтролем самих авторов, с последующей доработкой перед публикацией.

Обучение. Большинство преподавателей освоили азы работы на компьютере, и большинство документов выходят из текстового редактора в достаточно хорошем виде. Но работа тьютера - это активная работа в Интернете, форуме, чате. Слов таких многие и не знали до этого. Значит, их надо обучать. Процесс не простой, но сильно мотивированный, а это уже предпосылки для успеха. Учить придется и новому мышлению передачи информации для студента в условиях отсутствия физического контакта, что имеется на лекциях, при отсутствии мотивации к учебе.

Организация работы. Теперь у каждого тьютера должен быть персональный доступ к компьютеру и к Интернету. Лучше, если из дома. В худшем случае, по расписанию на работе. У студентов, обучаемых по технологии ДО мы, априори, утверждаем, что компьютер у них есть, также и доступ в Интернет. Трудозатраты преподавателя по данной технологии выше, чем при обычном аудиторном ведении занятий. Это в первую очередь контроль каждого студента на всех рубежных точках обучения.

Шаг за шагом. Теперь рассмотрим процесс управления ДО. Финансовые правила в учебном заведении таковы, что бюджет кафедры, и соответственно штатное расписание, построено исходя из состава дисциплин, структуры занятий, количества студентов и типа занятий. Представитель, отвечающий за ДО, приходит на кафедру и объявляет, что все заочники и желающие перейти на технологию ДО и СО, переходят под управление нового факультета. Лучшего способа взорвать ситуацию в ВУЗе не придумаешь. Есть выпускающие кафедры. На них лежит ответственность за качество и количество выпускаемых специалистов. Исходя, из этого, формируется коллектив кафедры. Даже всплески приема и отчислений может больно ударить по составу (имеется в виду и количество ППС) кафедры. Исходя из того, что большинство студентов заочного обучения - это не бюджетные студенты, их наиболее легко перевести на технологию ДО. Однако часть средств должно быть перераспределено между кафедрой, преподавателями - тьютерами и специалистами, которые будут создавать электронные ресурсы, и сопровождать программно-техническими средствами процесс обучения. И получать тьютер должен подушно, так процесс идет индивидуальный. Лектору нет большой разницы между 50 или 70 студентами на лекции. А сопровождение по технологии ДО - это разница очень велика и, соответственно, труд должен оплачиваться иначе. В противном случае результата не будет. Первый год работы уйдет на освоение технологии и накопления электронных ресурсов и приобретения опыта тьютерами. Дополнительный результат: отсутствие контакта между студентом и преподавателем. Многие скажут, что это нонсенс. Однако большинство предметов может строиться именно таким способом. А это меньше коррупции, о чем сегодня много говорят. Не сдал промежуточный тест - нет баллов в рейтинге. Не сдал последний выпускной тест - предмет не засчитан. Преподаватель только констатирует. Согласно модели EFQM ШО 9001:2008 такой результат будет говорить об отсутствии качества обучения. Значит это дополнительно простимулирует преподавателя изменить технологию обучения, учебные материалы. Переход на ДО и СО - путь к повышению качества образования. То, что преподаватель может своей личностью донести более понятно материал студенту на занятиях, то в этой (ДО и СО) технологии работает только качество материала и управление учебным процессом с анализом и исключением рисков недополучения знаний. Только после качественной и объемной апробации, на втором году проведения работ, можно начинать разговор о переводе всех заочников на эту технологию. Но нужно быть готовым к тому, что резко упадет успеваемость и увеличится количество отчислений за неуспеваемость.

Теперь о студентах дневной формы обучения. Много лет уже ведется разговор об уменьшении аудиторной нагрузки в пользу самостоятельной работы. Боязнь преподавателей, что это приведет к сокращению штатов, тормозит этот процесс. Любой ценой стараются сохранить объем лекций в пределах 34 часов в семестр. Но такой подход имеет и отрицательные моменты: много ли материала можно дать на лекциях? Лектор старается осветить самые сложные, труднопонимаемые моменты, при этом часть материала он не успевает изложить. В конце лекции дает литературу

для дополнительного прочтения. Однако не читают! В лучшем случае студенты размножат лекции какой-нибудь студентки, признав качество конспекта наилучшим в потоке. И с этими знаниями пойдут на экзамен. Не ходил на лекции, читал только конспект, о знаниях говорить не приходится. Экзамен - это лотерея в том виде, как это происходит сегодня. Повезло - сдал. Преподавателю трудно проследить за всеми пропусками занятий, за усвоением материала, ритмичностью работы. Может, пришло время изменить технологию обучения? В интернете есть все учебные материалы. Выставляются они синхронно лекциям. На лекции идет обсуждение сложных, труднопонимаемых разделов. Идет мастер-класс. По результатам занятия лектор модернизирует данную лекцию в Интернете, студент сможет это прочитать перед экзаменами. Правда, только в случае сохранения традиционной оценки знаний. Видимо, и здесь требуется иной подход. Вот это и назовем Смешанным Обучением (СО).

Рассмотрим проблемы посещения занятий студентами старших курсов или уже магистрантов. Многие из них работают, довольно успешно. Однако трудно днем совмещать работу и обучение. Попытки переноса занятий на более позднее время -не всегда решают проблему, но наказывают преподавателя. Причем такие студенты хорошо владеют информационными технологиями, дома есть компьютер, доступ в Интернет. Наилучшим решением было бы переход к СО. Все, что можно сделать с использованием сети, вынести за пределы аудиторных занятий. Что невозможно, оставить старую технологию, но это будет уже гораздо меньше в часах. Возникает вопрос - кто оплатит работу преподавателя с такими студентами в сети? Надо провести официальный опрос студентов: согласны ли они оплатить переход на такую технологию даже обучаясь на бюджетной основе? В частных беседах сними, я задавал такой вопрос. Ответ звучал примерно так: получая в месяц на работе 15-20 тысяч рублей, они готовы в месяц платить 1.5 - 2 тысячи рублей, при этом, не боясь, что их отчислят или не допустят до экзаменов. А эти деньги могли бы быть перераспределены между преподавателями - тьютерами, которые будут работать с ними. Часть студентов могут отказаться, и должны будут посещать все занятия по расписанию. А это бюджетные деньги, которые уже заложены на этот предмет. Предполагаю, что все равно придут к СО.

И так деньги на разработку учебников не надо, оплата преподавателей решается. Что же надо, чтобы реализовать ДО и СО? Создание технологической цепочки с использованием сервера, управляющего учебным процессом. В этом случае сервер становится посредником между студентом и преподавателем. Через сервер студент получает именно ту порцию информации, которая нужна, согласно графика обучения, причем не больше и не меньше. Попытка показать всю информацию, т.е. весь учебник, приведет к психологическому непониманию освоения материала. Но показывать только ту часть, которая сейчас изучается. Сервер отслеживает изучение материала: время на чтение, регулярность, результаты тестов или контрольных работ после каждого раздела. Это будет круче, чем чисто аудиторные занятия. По возможности могут быть и лабораторные работы. Все это будет сопровождаться мультимедиа ресурсами, видео и звуковыми сопровождениями. Причем студент может консультироваться с преподавателем через форум, чат, электронную почту. Со стороны преподавателя, сервер информирует его о соблюдении графика работы, качества усвоения материала, организует обратную связь, автоматически формирует его бально-рейтинговый показатель. На первом этапе внедрения СО, можно перевести все дисциплины по выбору студента. Сегодня этот набор очень скуден и навязывается университетом. Как говорил Генри Форд, что можно выбрать любой цвет автомобиля, если этот цвет - черный. При переходе на сетевое обучение, можно выставлять предлагаемые авторские курсы с правом выбора студентами. Это сразу покажет востребованность, качество материала, отношение студентов к этому преподавателю. Текущее тестирование, ритмичность работы, выполнение всех требований графика приведет к исключению конечного экзамена, т.к. оценка будет выставляться согласно набранных баллов во время обучения.

Так в чем же проблема?

Вспоминается старая шутка, где Джон говорит, что может нарисовать 1000 долларовую купюру, что ее будет не отличить от оригинала. Смит сказал: «В чем дело - рисуй». Нет оригинала для срисовывания, был ответ. Нет учебного

администратора, который бы не говорил о необходимости и важности ДО и СО. Но тут же говорят, что пока нет финансов и времени, чтобы этим заняться. Вот сделаем .... И тогда займемся вплотную. Нужен административный ресурс. Вот и подошли к главному моменту: административный ресурс. Четкий план, расстановка

приоритетов, указание акцентов, создание команды, поиск взаимопонимания с преподавателями, привлечение профессионалов.

Система повышения квалификации. В чем прелесть ДО для этой сферы вузовской деятельности? Сегодня экономически очень трудно оторвать преподавателя от учебного процесса, переместить в пространстве и оплатить все расходы. Возможен вариант, при котором доцент или профессор первую часть повышения квалификации проходит у себя в учебном заведении дистанционно. Выполняет все работы и проходит тесты. А на завершающем этапе на очень короткий срок приезжает в базовый ВУЗ и защищает выпускную работу, проделывает лабораторные или иные работы, которые требуют оборудования, личного присутствия и общается с коллегами с других учебных заведений, что тоже является частью процесс учебного для обмена опытом. Это позволит снизить экономическую составляющую обучения для делегирующего на обучения университета и позволит обучить большее количество преподавателей на одной учебной площадке. А параллельно позволит ознакомиться с технологией ДО и электронными учебными ресурсами, как общей компонентой для всех обучаемых.

Практические предложения

Можно порекомендовать некоторую траекторию начала работ по разработке и внедрению ДО и СО. [2,3,4,5,6,7]

Желательно централизовать процесс создания учебного контента. С этим прекрасно справились специалисты МАТИ им. Э.К.Циолковского. Это видно на рисунке 1.

1. Подготовка —автором курса в формате Word 8. Сдача курса в эксплуатацию

2. Форматирование курса с учетом методических указаний

3. Сборка курса в программе eAuthor

---Этапы

создания

электронного

курса

4. Передача собранного курса автору для проверки

6. Тестирование работоспособности курса

7. Внесение

5. Внесение

Рис 1. Схема упрощения создания учебного контента

В чем удобство и перспективность данной технологии? Первое что решается -это преподаватель готовит материалы в удобной для него форме и на знакомом программном средстве - текстовый редактор.

Далее он передает это в некую лабораторию по созданию электронного курса, где уже другие специалисты, не владеющие данной предметной областью, но опираясь на материалы преподавателя, создадут в нужном формате, учебный курс. Есть элемент обратной связи, где будет контроль преподавателя на соответствии его замыслу и проверка методической комиссии на адекватность учебной рабочей программе.

Что надо сделать в первую очередь для реализации этой технологии?

Создать стандарт передачи материалов преподавателем в лабораторию по созданию учебного контента. В стандарт кроме типа шрифта, его размера должны входить строгая структура текста, наличие тестов, написанных по шаблону, метаданных, аннотаций и целям по каждому разделу, знаниям и умениям по каждому разделу.

Функции СДО

Формы, методы, средства обучения: видеолекции, практические занятия и пр.

Самоконтроль знаний, умений

Виртуальное общение

Изучение учебного материала дистанционного курса

Формирование программы курса

Подбор материалов, анализ, обобщение ИР

Создание дистанционного курса

Создание контрольных заданий, тестов и ситуационных задач

Организация учебных занятий

Формирование расписания

Оценка качества обучения

Документооборот в рамках учебного процесса

Планирование индивидуальной образовательной траектории

Рис. 2. Структура функций системы дистанционного обучения

Необходимо для каждого вида работ и людей участвующих в нем, разработать должностные инструкции по знаниям и умениям. Это позволит более грамотно подбирать рабочие коллективы и распределять работы и контролировать ответственность каждого.

Литература

1. Министерство образования Российской Федерации. Государственный координационный центр информационных технологий. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 2381 23.03.12003. Компьютерное учебное пособие «Автоматизированные испытания авиационных двигателей». Авторы Адгамов Р.И., Сабаев И.А., Шамиль С.К., Суреев Е.А., Исхаков Р.С., Михайлов Р.А.

2. Атанов Г.А., Кандрашин Г.В., Локтюшин В.В. Реализация деятельностного подхода в компьютерном обучающем комплексе //Сборник избранных трудов Международной конференции «Современные проблемы дидактики высшей школы». - Донецк: Изд-во ДонГУ, 1997. С. 44-56.

3. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. - М.: Наука, 1988. - С. 242.

4. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.:Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. -616 с.

5. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. -Самара: «Новая техника», 2006. - 464 с.: ил.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

7. В.А. Богомолов, С.Д. Старыгина Опыт эксплуатации системы ДО на кафедре

ИПМ КГТУ и переформатизация дисциплин в метрический компетентностный формат [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i1/html/7.htm (дата обращения 5.03.09)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.