Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь человеку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.
В качестве примера компьютерной обучающей игры можно привести детскую игру «Tux of Math Command» [4]. Это игра, обучающая математике. Суть игры заключается в том, чтобы сбивать падающие сверху математические примеры, решая их. Когда появляется пример, необходимо ввести ответ на него с клавиатуры, при этом число отображается на мониторе у пингвина. Затем нужно нажать определенную клавишу, чтобы поразить цель лазерным лучом. Если пример решен не верно, пингвин промахивается. Процесс изучения, повторения и закрепления учебного материала с ее помощью происходит гораздо интереснее для детей, чем простое заучивание таблицы умножения или изучение учебника по математике.
На рынке игровой продукции есть довольно много игр, которые позволяют человеку развиваться и тренируют память, логическое мышление. Так, исследователи отмечают, что ряд ролевых игр, которые сейчас популярны, способны развивать системное мышление, когда в процессе игры человек выступает в роли командующего армиями, правителя государства и т. п.
Однако существуют и негативные аспекты увлечения компьютерными играми. В первую очередь это связано с формированием компьютерной или игровой зависимости. Компьютерные игры являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», т. е. ухода от реальности, когда киберпространство становится для человека реальной жизнью. Особенно ярко это проявляется, когда человек переживает социально неудачные контакты и погружается в игровой мир, где чувствует себя хозяином положения. Именно в этом мире игровые успехи повышают самоуважение, компенсирует заниженную самооценку и форми-
рует поведение, когда единственным смыслом жизни становится удовольствие от игры [1].
Кроме того, существует мнение, что некоторые компьютерные игры, в частности, военные стратегии и «стрелялки», которые первоначально были созданы ради развития специальных навыков у военных, формируют жестокость. По этому поводу было проведено много исследований, подтвердивших эту точку зрения. С одной стороны, они помогают выходу агрессии и негативных эмоций наружу, с другой же, напротив, формируют определенные негативные стереотипы поведения [3].
Таким образом, компьютерная игра явление сложное и противоречивое, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. В целом, можно сказать, что виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, не должна провоцировать агрессию к окружающим, жестокость. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спортом, прогулками, чтением книг, встречами с друзьями и т. п.
Библиографические ссылки
1. Бурлаков И. В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр: [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер, 2014. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Psihol/Burl/ (дата обращения: 22.03.2014).
2. Бурлаков И. В. Психология компьютерных игр [Электронный ресурс] // Портал журнала «Наука и жизнь». 2005-2013. URL: http://www.nkj.ru/archive/ articles/9239/ (дата обращения: 23.03.2014).
3. Макалатия А. Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Рос. конф. по экологической психологии (Москва, 15-17 сент. 2003 г.) : тез. М., 2003, С. 113114.
4. Tux4Kids [Электронный ресурс]. URL: http://tux4kids.alioth.debian.org/ (дата обращения: 23.03.2014).
© Насырова О. А., 2014
УДК 304.304.2
М. А. Пахомчик Научный руководитель - А. В. Михайлов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Глобализация породила много новых явлений, с которыми ранее общество не сталкивалось. Среди них автором выделяется высокая концентрация людей разных культур, национальностей по причине иммиграционных и миграционных процессов.
Одной из важнейших глобальных проблем на рубеже ХХ-ХХ1 вв. является проблема иммиграции и миграции. Существует два основных подхода к решению проблем иммиграции: первый - концепция муль-тикультурализма, второй - ассимиляция («плавильный котёл»). В соответствии с этими подходами по-
разному строится коммуникация с мигрантами и берутся во внимания достижения гуманитарных наук.
Мультикультурализм распространён в странах Европы, Канаде, Австралии. Его суть заключается в сохранении всех культур народов, не обязательна ассимиляция, полная интеграция.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
«Плавильный котёл» - концепция, принятая в США и других странах, суть которой заключается в построении одной нации из множества разных народов, ассимиляция всех в единую нацию. Следует отметить, что ассимиляция даёт много исторических примеров: эллинизация, романизация, арабизация, испанизация, американизация.
Что же касается мультикультурализма, то в истории не так много примеров долгого мирного сосуществования людей различных культур, вместо этого получались вышеуказанные примеры ассимиляции. В современном мире политика мультикультурализма проваливается, о чём говорила канцлер Германии Ангела Меркель и другие европейские политики.
Перспективы мирового развития следует связывать с ростом многообразия. Поэтому очевидно, что мир немыслим без различия интересов - индивидов, отдельных социальных групп, государств и т. д. Различие интересов вряд ли когда-нибудь исчезнет. Да, собственно, и нет никаких оснований стремиться к уничтожению различия интересов. Реальное разрешение вопроса о возможности полноценной коммуникации и, следовательно, вопроса о предотвращении дезинтеграции и распада в глобальном масштабе лежит не на пути устранения различий, а на пути обретения общности при сохранении различий [4].
В то же время не представляется возможной ассимиляция новых граждан, так как массы новоприбывших членов общества, образующих миграционные меньшинства, столь внушительны, что их уже невозможно «переварить», как это можно было сделать с относительно малочисленными и разрозненными мигрантами до середины ХХ века. Само понятие «меньшинство» меняет смысл, поскольку иммигрантское население в мегаполисах Запада по своему количеству сопоставимо с местным населением, ещё недавно составлявшим однозначное «большинство» [3]. Ассимиляция возможна только малой части общества.
Мультикультурная форма существования многонационального сообщества в нашей стране, по мнению её сторонников, является объективной необходимостью в условиях роста потоков иммиграции в Россию. Вновь прибывшие члены общества в условиях демократического режима имеют право получить от принимающего их государства хотя бы формальное признание как их культурных ценностей, так и равенства их возможностей. Общество должно озаботиться защитой основных прав и свобод иммигрантов, таких, как свобода совести, вероисповедания и др.,
предоставить им возможности культурной, а затем и общественно-политической репрезентации [2].
В России возможен мультикультурализм при условиях относительно небольшого числа прибывших мигрантов. Как показывает опыт Франции, Германии, Норвегии, США, Великобритании и многих других стран, при большом количестве новых людей из других стран мультикультурализм порождает создание своеобразных гетто - этнических кварталов мегаполисов.
Поэтому в целом предпочтительнее модель «плавильного котла» - ассимиляция, а при большом количестве мигрантов - ассимиляция хотя бы части из них. Не следует повторять провальный опыт мульти-культурного общества других стран. Для ассимиляции имеются исторические предпосылки: большинство мигрантов - выходцы постсоветских стран, в которых за годы Российской империи и СССР в программу обучения входил русских язык, радикальный ислам за годы СССР устранялся пропагандой атеизма, а большинство мулл во многом прислушивались к должностным лицам КПСС.
Также следует избегать перегибов в процессе ассимиляции, попытке построения единой нации. Например, с конца 1960-х годов обозначились новые элементы политики в отношении национальных меньшинств, прежде всего афроамериканцев, которые заключались в установлении особого благоприятствования «цветным» этническим группам, зачастую за счёт белых. Этнонациональная история страны пересматривалась с точки зрения «демонизации» белого большинства и позиционирования небелых меньшинств как жертв «белой» политики [1].
Библиографические ссылки
1. Борисов А. А. Мультикультурализм: американский опыт и Россия // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. М., 2003. С. 20.
2. Дерябина С. Р. Россия и опыт мультикультура-лизма: за и против // Этнопанорама. 2005. № 1-2. С. 14-18.
3. Малахов В. С., Тишков В. А. Мультикультура-лизм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.
4. Шаповалов В. Ф. Коммуникация как глобальная проблема современного мира // Философия и общество. Волгоград, 2010. № 4 (60).
© Пахомчик М. А., 2014