Научная статья на тему 'Социо-психологические аспекты компьютерных игр'

Социо-психологические аспекты компьютерных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова О.А., Петрова О.А.

Статья посвящена рассмотрению особенностей компьютерных игр, положительным и негативным факторам, которые сопутствуют данному виду игр, а также возможностям использования компьютерных игр при обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социо-психологические аспекты компьютерных игр»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

- разработка модулей сайта (каталогов, фотогалерей, форм обратной связи и т. п.);

- информационное наполнение разделов сайта [3].

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Значительный процент разработчиков считает важной адаптацию под мобильные устройства для информационных и сервисных проектов, а также для интернет-магазинов; другие, более распространенные модели сайтов (корпоративные, личные, промо-сайты) - гораздо реже.

2. Наиболее важные функциональные модули для мобильного сайта (помимосамо собой разумеещихся): базовые возможности интернет-магазина, поиск, интеграция с социальными сетями, инструменты общения, личный кабинет.

3. Адаптация сайта под мобильные устройства чаще всего увеличит бюджет проекта на 20-50 %, при

этом, адаптивные сайты скорее будут дешевле, чем создание мобильной версии.

4. Большинство разработчиков допускают возможность использования стандартных шаблонов дизайна мобильного сайта.

5. По мнению профессионального сообщества, будущее «веба» - за адаптивными сайтами.

Библиографические ссылки

1. Леонтьев Б. К. Web-дизайн. Руководство пользователя. М. : Познавательная книга плюс, 2001. 320 с.

2. Гарднер Л., Григсби Дж. Разработка веб-сайтов для мобильных устройств. СПб. : Питер, 2013. 448 с.

3. Кондрахин С. С Проектирование и создание современногоWEB-сайта [Электронный ресурс] // Web-мастер. 2011. URL: http://100pudov.com.ua (дата обращения: 28.03.2014).

© Куропатина Е. М., Кацюк Е. Ю., 2014

УДК 159.99

О. А. Насырова Научный руководитель - О. А. Петрова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Статья посвящена рассмотрению особенностей компьютерных игр, положительным и негативным факторам, которые сопутствуют данному виду игр, а также возможностям использования компьютерных игр при обучении.

В настоящее время компьютерные технологии играют важную роль в современном обществе, что связано с увеличением доступности Интернета. Интернет активно используется людьми как в рабочих целях, так и для развлечений. А в последнем случае большую нишу занимают компьютерные игры.

В отличие от других медиа (кино, телевидение, радио и т. п.), компьютерные игры обладают одной существенной особенностью. Специфика компьютерной игры заключается в том, что она делает человека не пассивным зрителем, а активным действующим лицом, который живет и действует в виртуальном игровом мире. Мир компьютерной игры существует по своим особенным правилам, которым пользователь должен подчиняться. Он принимает решения, которые уже были предусмотрены для него. Таким образом, в сознании человека происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов.

Другой навык, который дает компьютерная игра, -опыт работы с так называемым «черным ящиком» [2], который представляет собой любое устройство с неизвестным принципом работы, имеющее вход и выход. Цель работы - экспериментируя со входом, добиться нужной реакции на выходе. В начале игры почти все фигуры для игрока - «черный ящик». Правила компьютерной стратегической игры человек черпает в своем игровом опыте. Он не сможет победить, пока его представления о свойствах фигур не

совпадут с теми, что установили создатели игры. В процессе игры человек развивает аналитические качества. Он обучается быстро и правильно извлекать нужную ему информацию и на ее основе строить и использовать образ, превышающий объем сознания.

Существуют также и другие положительные аспекты влияния компьютерных игр. Благодаря своим особенностям, компьютерные игры могут использоваться с обучающими целями. Причем как для индивидуального обучения по желанию человека, так и в учебной деятельности образовательных учреждений.

В первом случае в качестве примера можно привести так называемые клавиатурные тренажеры, которые предназначены для обучения набору на компьютерной клавиатуре с целью научить слепому методу печати, в частности, задействовать для набора все десять пальцев рук. Обучаясь по подобной программе человек, с одной стороны, получает хорошую психологическую поддержку, определенный настрой, который помогает заниматься, а с другой - проходит «уровни», всё более усложняющиеся, которые позволяют ему, если он успешно окончит обучение, приобрести соответствующий навык.

Важную роль компьютерные игры способны играть в обучении. Так, самая простая компьютерная игра, которая соответствует возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость. Также игра за компьютером - это

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь человеку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.

В качестве примера компьютерной обучающей игры можно привести детскую игру «Tux of Math Command» [4]. Это игра, обучающая математике. Суть игры заключается в том, чтобы сбивать падающие сверху математические примеры, решая их. Когда появляется пример, необходимо ввести ответ на него с клавиатуры, при этом число отображается на мониторе у пингвина. Затем нужно нажать определенную клавишу, чтобы поразить цель лазерным лучом. Если пример решен не верно, пингвин промахивается. Процесс изучения, повторения и закрепления учебного материала с ее помощью происходит гораздо интереснее для детей, чем простое заучивание таблицы умножения или изучение учебника по математике.

На рынке игровой продукции есть довольно много игр, которые позволяют человеку развиваться и тренируют память, логическое мышление. Так, исследователи отмечают, что ряд ролевых игр, которые сейчас популярны, способны развивать системное мышление, когда в процессе игры человек выступает в роли командующего армиями, правителя государства и т. п.

Однако существуют и негативные аспекты увлечения компьютерными играми. В первую очередь это связано с формированием компьютерной или игровой зависимости. Компьютерные игры являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», т. е. ухода от реальности, когда киберпространство становится для человека реальной жизнью. Особенно ярко это проявляется, когда человек переживает социально неудачные контакты и погружается в игровой мир, где чувствует себя хозяином положения. Именно в этом мире игровые успехи повышают самоуважение, компенсирует заниженную самооценку и форми-

рует поведение, когда единственным смыслом жизни становится удовольствие от игры [1].

Кроме того, существует мнение, что некоторые компьютерные игры, в частности, военные стратегии и «стрелялки», которые первоначально были созданы ради развития специальных навыков у военных, формируют жестокость. По этому поводу было проведено много исследований, подтвердивших эту точку зрения. С одной стороны, они помогают выходу агрессии и негативных эмоций наружу, с другой же, напротив, формируют определенные негативные стереотипы поведения [3].

Таким образом, компьютерная игра явление сложное и противоречивое, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. В целом, можно сказать, что виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, не должна провоцировать агрессию к окружающим, жестокость. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спортом, прогулками, чтением книг, встречами с друзьями и т. п.

Библиографические ссылки

1. Бурлаков И. В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр: [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер, 2014. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Psihol/Burl/ (дата обращения: 22.03.2014).

2. Бурлаков И. В. Психология компьютерных игр [Электронный ресурс] // Портал журнала «Наука и жизнь». 2005-2013. URL: http://www.nkj.ru/archive/ articles/9239/ (дата обращения: 23.03.2014).

3. Макалатия А. Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Рос. конф. по экологической психологии (Москва, 15-17 сент. 2003 г.) : тез. М., 2003, С. 113114.

4. Tux4Kids [Электронный ресурс]. URL: http://tux4kids.alioth.debian.org/ (дата обращения: 23.03.2014).

© Насырова О. А., 2014

УДК 304.304.2

М. А. Пахомчик Научный руководитель - А. В. Михайлов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация породила много новых явлений, с которыми ранее общество не сталкивалось. Среди них автором выделяется высокая концентрация людей разных культур, национальностей по причине иммиграционных и миграционных процессов.

Одной из важнейших глобальных проблем на рубеже ХХ-ХХ1 вв. является проблема иммиграции и миграции. Существует два основных подхода к решению проблем иммиграции: первый - концепция муль-тикультурализма, второй - ассимиляция («плавильный котёл»). В соответствии с этими подходами по-

разному строится коммуникация с мигрантами и берутся во внимания достижения гуманитарных наук.

Мультикультурализм распространён в странах Европы, Канаде, Австралии. Его суть заключается в сохранении всех культур народов, не обязательна ассимиляция, полная интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.