Проблемы современной системы школьного образования в России Problems of the modern school education system in Russia
Руднев Кирилл Игоревич
Бакалавр,
Студент, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации,
Россия, г. Москва rudnevmsk@yandex. ru
Rudnev Kirill Igorevich
Bachelor,
Student, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Russia, Moscow rudnevmsk@yandex. ru
Научный руководитель Понявина Мария Борисовна
к.э.н., доцент кафедры политологии, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, г. Москва
Scientific supervisor Ponyavina Maria Borisovna
Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow
Аннотация.
В статье анализируются две системы школьного образования: советская и современная. Рассматриваются основные черты современной системы школьного образования и исследуются основные проблемы этой системы.
Образование является важной неотъемлемой составляющей в жизни каждого человека. Без образования практически невозможна социализация человека, так как именно в школах, колледжах и университетах, люди получают необходимые навыки, которые будут использоваться ими в работе и дальнейшей жизни.
Начало существования и развития российской образовательной системы приходится на конец X - начало XI века, когда после Крещения Руси появилась необходимость обучения детей грамоте. С тех пор, образовательная система в России значительно совершенствовалась, в особенности при Петре Первом и во времена СССР.
Сейчас в России более 20-ти лет работает совершенно новая образовательная система, которая существенно отличается от предшествующих. Однако многие люди считают данную систему достаточно несостоятельной и нередко проблема школьного образования становится предметом политических споров.
Annotation.
The article analyzes two systems of school education: Soviet and modern. The main features of the modern school education system are considered and the main problems of this system are investigated.
Education is an important integral component in the life of every person. Without education, it is almost impossible to socialize a person, since it is in schools, colleges and universities that people get the necessary skills that they will use in their work and later life.
The beginning of the existence and development of the Russian educational system falls at the end of the X -beginning of the XI century, when after the Baptism of Rus there was a need to teach children to read and write. Since then, the educational system in Russia has been significantly improved, especially under Peter the Great and during the Soviet era.
Now a completely new educational system has been operating in Russia for more than 20 years, which is significantly different from the previous ones. However, many people consider this system to be quite untenable and often the problem of school education becomes the subject of political disputes.
Ключевые слова: образование, школьное образование, система школьного образования, советская система школьного образования, современная система школьного образования.
Key words: education, school education, school education system, Soviet school education system, modern school education system.
Советская модель школьного образования начала формироваться после событий 1917 года. Основной целью образования стало формирование человека коммунистического. То есть, по окончании школы человек должен был стать полноценным участником общества, который вместе со всеми людьми будет развивать свою Родину.
Основной упор при формировании модели был сделан на школьное образование, которое является самым главным этапом в жизни ребёнка, а также неким связующим звеном между детством (детским садом) и взрослой жизнью (вуз, работа).
К 1922 году школьная система была сформирована. Она состояла из начальной, основной и старшей ступеней. В сумме школьники учились до 10 лет.
Система школьного образования была единой для всех школ, не было расхождения в программах у различных школ. Дети изучали не только русский язык и математику, но и биологию, химию, физику и другие предметы. То есть дети узнавали максимально всё, что знала наука и знал весь мир.
В советской школе существовало множество инструментов воздействия на детей с целью привлечения их к учебному процессу. Например, система шефства, в которой отличник назначался помощником для слабого ученика, чтобы этот ученик мог понять какие-то темы и сумел догнать программу.
В то же время, на школах была возложена ответственность за воспитание детей. В рамках этой задачи, в школах организовывались различные внеурочные мероприятия, на которых старались максимально задействовать всех детей.
Эти и многие другие методы прививали в детях любовь к учёбе и желание учиться.
Современная система школьного образовании в России начала зарождаться ещё на рубеже ХХ-ХХ1 веков, однако в полной мере люди о ней узнали в 2010 году. Основной целью формирования обновлённой школьной системы было получить на выходе из школы социально и профессионально компетентного человека, который мог бы стать полноправным «творцом собственной жизни». Актуальный закон «Об образовании» был принят в 2012 году.
Закон «Об образовании» внёс значительные изменения в школьную систему России. Для выпускников 9-х и 11-х классов (срок обучения в школе увеличился до 11 лет в 2002 году) были введены обязательные выпускные экзамены: Основной Государственный Экзамен - ОГЭ (в 9 классе) и Единый Государственный Экзамен - ЕГЭ (в 11 классе). Также изменилась система финансирования школ, которая полностью зависела как от числа учеников в школах, так и от результатов деятельности.
В рамках реформы школьного образования, была разработана новая система школьных программ «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)», которая и вызывает резонанс до сих пор. По мнению большинства учителей, стандарты не имеют ничего общего с реальностью, и составлены некомпетентными людьми.
С развитием информационных технологий школы было решено максимально переводить на цифровые инструменты. Были введены уроки информатики на компьютерах, а также введены такие сервисы как МЭШ (Московская Электронная Школа), ЦДЗ (Цифровые Домашние Задания) и так далее. Такое нововведение также повлияло на образовательный процесс: так, учащиеся, которым становится скучно на уроках, предпочитают сидеть в гаджетах в социальных сетях или играх.
Многие элементы советской системы школьного образования всё же были заимствованы в формировании обновлённой системы, однако реализуются эти элементы не в полном объёме. Так, школы перестали участвовать в воспитании детей. Школы по-прежнему продолжают организовывать различные
внеурочные мероприятия, однако то количество детей, которое задействовалось во времена СССР, уже не принимает участия в этих мероприятиях.
По результатам социологического опроса от Росстата, большинство детей в свободное от учёбы время общаются с друзьями (89,2%) или пользуются компьютерами или мобильными устройствами (76,8%). То есть, школа для основной массы детей существует только в установленные рамки их уроков.
На данный момент в школах активно развиваются организации «Ученического совета» - это аналог Студенческих советов в университетах. Данные организации находят отклик в школьниках, однако процент таких школьников явно мал (описанный выше опрос от Росстата по сути подтверждает этот факт).
Рассмотрев две системы школьного образования, мы можем прийти к выводу, что в нынешнее время, школа находится у ребёнка на «втором плане». Больший интерес у детей вызывают развлечения и отдых, нежели чем учёба. Также современные старшеклассники отдают предпочтение более востребованным предметам, таким как русский язык и математика, а также тем предметам, которые они будут сдавать на экзаменах. И учёба в школах отходит у них на второй план, так как в школах не все учителя готовят детей к выпускным экзаменам.
К слову об экзаменах. Некоторые учителя и особенно родители не совсем позитивно воспринимают ОГЭ и ЕГЭ. По мнению старшего поколения, ЕГЭ - это не более чем «случайная постановка крестиков в случайных клеточках», что пагубно влияет на творческое мышление детей. Также выявляется ещё одна проблема экзаменов. ЕГЭ требует достаточно объёмное знание конкретных предметов, из-за чего выпускники сдают только те предметы, которые им пригодятся для поступления. К примеру, школьник, желающий поступить в вуз на экономический факультет, должен сдать обязательные предметы: русский язык и математику, а также дополнительный предмет - обществознание. Поэтому, такие предметы как физика, биология, химия и так далее, становятся для выпускника по сути «второсортными» и школьник выпускается практически с нулевыми знаниями по этим предметам. Можно заметить, что это целиком противоречит советской цели - создания человека-энциклопедии.
Также не стоит и забывать, что подготовка к экзаменам - очень нервное занятие как для ребёнка, так и для родителя. Так, согласно опросу от портала Учи.Ру, 64% родителей переживают за результаты экзаменов своего ребёнка. Учёба в школе становится некой «пыткой» для ребёнка, которая закончится для него потом сдачей экзамена.
Как уже говорилось в начале, школьное образование в России нередко становится предметом политических споров. Но проблема образования в последнее время больше волнует родителей учеников. Так, в 2020 году было создано общественно-политическое движение «Родители Москвы», борющееся за отмену цифровизации образования и возврат к советской системе образования, которое активно поддерживают такие публичные личности как актриса Мария Шукшина, журналист Анна Шафран, юрист Екатерина Гордон и другие.
Современная система школьного образования деградировала: задачей образования стало создание человека-квалифицированного потребителя. В связи с этим, у детей пропал интерес к учёбе: они знают, что им по жизни поможет интернет. Также, учителя перестали готовить школьников к выпускным экзаменам, что также отражается на результатах экзаменов.
Этим проблемам можно найти причины. Во-первых, это развитие информационных технологий и цифровизация нашей жизни. Контент в социальных сетях более привлекает школьников, чем учёба.
Во-вторых, проблема также кроется в финансировании школ и учителей. Они стали работать не на качество, а на количество в стремлении заработать наиболее почётное место в рейтингах школ (чем выше место в рейтинге, тем выше финансирование). Более того, преподавателей обязали уделять особое внимание бюрократическим моментам: заполнение отчётов, журналов и различных документов.
Таким образом, чтобы решить насущные образовательные проблемы, нужно мотивировать к получению и преподаванию качественного образования как школьников, так и учителей. Для начала школам следует ориентироваться в направлении качественного образования, а не высокого места в рейтинге; учителям следует уделить внимание подготовки детей к выпускным экзаменам, а также помочь понять, что экзамены не являются неким «чудовищным» событий в жизни детей, которое нужно бояться. Также, школы должны активно предлагать школьникам и заинтересовывать их участвовать в различных внеурочных мероприятиях, чтобы дети любили школу, а не ходили в неё только ввиду неизбежности.
Возникает вопрос о реализации данных моментов. Стоит оговориться, что начало всех проблем возникает в государственной образовательной политике. В связи с этим, возникает факт, что нужно перенастроить эту политику государства. Школы нужно мотивировать наращивать качество преподавания, а не стремиться завоевать верхними позициями в рейтинге. Также, судя по результатам ОГЭ/ЕГЭ прошлых лет, нужно изменить политику в подготовке выпускников к экзаменам. Дети должны понимать теоретический материал, логически используемый ими при решении экзамена, а не уметь решать задания по определённому алгоритму.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
2. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966 г. N 874 "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". URL: https ://dokipedia.ru/document/5296185?pid=45
3. История образования: от первых школ Руси до советских. URL: https://www.culture.ru/materials/253541/istoriya-obrazovaniya-ot-pervykh-shkol-rusi-do-sovetskikh
4. Россияне - о качестве образования в стране и отказе от Болонской системы. URL: https://iom.anketolog.ru/2022/08/16/obrazovanie-v-rossii
5. Система образования в СССР. URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/sovetskaya. html
6. Советская система образования: достоинства и недостатки образования в СССР. URL: https://inance.ru/2018/09/obrazovanie-v-sssr/
7. «Эти стандарты не лезут ни в какие ворота». За что критикуют новый ФГОС. URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/7642530-new fgos
8. Сайт ФГОС: https://fgos.ru/
9. Самые любимые занятия российских школьников. URL: https://news.ru/society/rosstat-nazval-lyubimye-zanyatiya-shkolnikov/
10. Почему в школах не готовят к ЕГЭ и можно ли отменить домашку. URL: https://mel.fm/zhizn/istorii/7896130-pochemu-v-shkolakh-ne-gotovyat-k-yege-i-mozhno-li-otmenit-domashku
11. Анна Шафран: ЕГЭ отупляет детей. Необходимость ставить галочки в клеточках полностью атрофирует творческое мышление. URL: https://radiokp.ru/podcast/anna-shafran-skazano-na-radio-komsomolskaya-pravda/465596
12. Стало известно, сколько времени школьники тратят на подготовку к ЕГЭ. URL: https://pedsovet.org/article/stalo-izvestno-skolko-vremeni-skolniki-tratat-na-podgotovku-k-ege#
13. Реформа образования в России: реальность и перспективы. URL: https://www.hse.ru/news/34167660/36620576.html
14. Никита Михалков: «Кого Растим?». URL: https://youtu.be/w5 ziXLYc7A
15. Что показали результаты ЕГЭ-2022. URL: https://rg.ru/2022/06/22/chto-pokazali-rezultaty-ege-2022.html
16. Понявина, М. Б. Политика в сфере образования в СССР и современной России (политологический анализ) : монография / М.Б. Понявина. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 126 с.